Мордва
Мордва — упрямые и гостеприимные
Мордва — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?
Название
Интересно, что сами представители мордвы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.
Современное толкование определяет мошку и эрзю, как субэтносы мордвы, однако многие исследователи считают, что это абсолютно разные народности. У каждой из них есть свой язык, разные особенности религии, культуры и обрядов, понятия же «мордовский язык» не существует.
Впервые в письменных источниках мордва упоминается в готских записках VI века: историк Иордан словом Mordens обозначал народы мокши и эрзи. Считается, что слово произошло от корня иранского происхождения, означающего «мужчина, человек».
Где живут, численность
По данным переписи 2002 года, численность мордвы в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:
- Самарская область — 86000
- Пензенская область — 70739
- Оренбургская область — 52458
- Ульяновская область — 50229
- Республика Башкортостан — 26020
- Нижегородская область — 25022
История
В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.
В IX-XIII веках территория проживания мордвы попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом.
Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордва находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшаяся же на исторической родине мордва не раз поднимала восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.
Внешность
Однозначно определить антропологический тип мордвы невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.
Одежда
Национальная одежда мордвы была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.
Семейный уклад
У мордвы господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.
Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.
Характер
Основная черта характера мордвы, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.
Жилище
Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую.
В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордвы редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.
В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.
Жизнь
Главным занятием мордвы было земледелие. В древности использовали мотыгу, затем перешли на соху, вспахивающую землю не более чем на 5 см, а впоследствии и на тяжелый плуг. Основные культуры — рожь, ячмень, овес, горох, просо, полба, конопля. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных.
Занимались и огородничеством, выращивали чеснок, лук, свеклу, хмель, морковь, огурцы, зелень, однако развито оно было слабо. Охота была дополнительным промыслом, в основном охотились на пушного зверя. Для этого использовали стрелы и лук, порой применяли гончих псов. Рыбная ловля практиковалась лишь в речных поселениях и не была массовым занятием.
С древних времен мордва занималась бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Славились представители народа и как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.
Религия
Даже после принудительной христианизации мордва долгое время продолжала придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке.
Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан.
Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:
- Варма-ава — покровительница ветра
- Вирь-ава — хозяйка леса
- Норов-ава — богиня урожая, поля
- Тол-ава — дух огня
- Ведь-ава — покровительница воды
Шаманов у мордвы не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.
Традиции
Интерес представляют свадебные и погребальные традиции мордвы. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.
Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.
Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.
Известные представители мордвы
Если говорить про мордву, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.
Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордвы представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.
Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.
Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.
Автор : Анна Семенова