Кошки

 

                                     Кошки в Средние века

       Кошки в Средние века
                      Кошка с мышью. «Псалтирь Латтрелла». Англия, 1325-1340 гг. Британская библиотека, Лондон

«Я самый верный сторож, всегда бдительный в охране залов; темными ночами я обхожу темные уголки — свет моих глаз не теряется даже в черных пещерах. Невидимым воришкам, разоряющим собранный хлеб, я молча ставлю силки, преграды их воровству. Хотя я бродячая охотница и живу в логове, я отказываюсь преследовать убегающие стада наравне с собаками, которые, тявкая на меня, затевают жестокие бои. Я беру свое имя от расы, которая мне ненавистна.»
Текст из средневековой рукописи, на котором изображён увеличенный украшенный инициал с фигурами собаки, кусающей кошку, которая ртом и когтями ловит мышей. 16-ая книга «Моралии Иова Григория Великого» (Арнштайн, Германия, 12 век). Британская библиотека, Лондон

История Средних веков. Предыдущий материал, посвящённый средневековой охоте, вызвал большой интерес читателей ВО, и они стали предлагать свои варианты продолжения этой серии статей. «А почему бы вам не написать о кошках?» – поступило предложение от одного из наших читателей, и – да, действительно, а почему бы о них, то есть о средневековых кошках, и не написать, тем более что память о них увековечена не только в текстах, но и на множестве украшающих манускрипты того времени миниатюр, которые всегда приятно рассматривать.

         
А это тот самый инициал из 16-ой книги «Моралии Иова Григория Великого» (Арнштайн, Германия, 12 век), текст из которой приведён выше в качестве эпиграфа

Итак, кошки. В Европе они были известны очень давно и так же давно попали на страницы средневековых манускриптов, то есть были задокументированы! Например, в руководстве для отшельников и отшельниц (а были и такие!), написанном в 13 веке, этим женщинам отказывалось во множестве благ, но разрешалось иметь при себе в качестве компаньонки кошку! Текст гласил:«Не должно быть никакого животного, мои дорогие сестры, кроме кошки.»

Отшельникам мужчинам, однако – о времена, о нравы, разрешалось иметь три акра земли и… корову! Кошек разрешалось держать при монастырях, и средневековые монахи и монахини, ведущие уединённую жизнь, увековечили своих любимых кошек в текстах, которые с тех пор очаровывают всех, кто их читает.


В то же время жизнь кошки в Средние века (ок. 476-1500 гг. н. э.) значительно отличалась от жизни собаки, прежде всего из-за приписываемой ей в некоторые периоды связи с колдовством, тьмой и дьяволом. В Древнем мире кошка высоко ценилась в таких разных культурах, как Китай, Египет и Рим, но к 13 веку н. э. в Европе она утратила свой прежний высокий статус, и её обычно просто терпели как полезное в целом существо, но не так, как ценилось домашнее животное. Впрочем, в разных европейских странах к кошкам относились по-разному – где-то лучше, где-то хуже.

        
Средневековая миниатюра с изображением кошек, ловящих мышей, крадущих евхаристические облатки. Вы только представьте себе то зло, которое таким образом сеяли мыши? Ну а рисунок кошки, играющей на струнном инструменте, был сделан позднее. Бестиарий. (Солсбери?), 2-я четверть 13-го века. Британская библиотека, Лондон

Возможно, самой известной данью уважения кошке со стороны средневекового учёного является стихотворение 9-го века, известное как Пангур Бан, названное так в честь кота (имя кота указывает на его мягкую белую шерсть). Написанное на древнеирландском языке ирландским монахом, оно игриво и с любовью сравнивает труд монаха с трудами его кота.
Я и мой кот Пангур Бан,
У нас похожие труды:
Охота на мышей – его удовольствие,
Я же сижу всю ночь, охотясь за словами.
Забавно видеть,
Как мы радуемся нашим трудам,
Когда дома мы сидим и находим
Развлечение каждый на свой вкус.
Бывает мышь окажется
У Пангура в когтях,
Я тоже ловлю свои мысли
И запираю их в книгу, как в сеть.
«У каменной стены он стоит
Полный и яростный, резвый и хитрый;
«У стены знаний стою я,
В этом моя мудрость, хочешь – попробуй...
Когда мышь выбегает из норы,
О, как же рад тогда Пангур!
О, какую радость я испытываю,
Когда я разрешаю сомнения, я люблю это дело!
Вот так в мире нашем мы и плывем,
Пангур Бан, мой кот и я;
В наших искусствах находим блаженство,
У меня своя тропа, а у него своя.
Ежедневными трудами
Мой Пангур превратился в совершенство;
Я тоже коплю мудрость день и ночь
И превращаю тьму в свет.

(перевод на английский Робина Флауэра, русский перевод автора)


                Фрагмент рукописи XV века с изображением кошки и мыши на полях. Британская библиотека, Лондон


Миниатюры с изображением ласки и других животных, включая кошку и ежа. Англия, середина 13 века. Британская библиотека, Лондон

Безымянный монах, так любивший свою кошку, родился в раннесредневековой Ирландии, а там, как это ни удивительно, существовал целый раздел свода законов, посвящённый кошкам. Так что его любовь к своему белоснежному коту опиралась ещё и на законодательную базу. Этот раздел назывался Catslechta — «Кошачьи секции» — и он подробно описывал не только типы кошек (мышеловы, сторожевые кошки, простые домашние кошки, но даже и котята как товарищи по играм с детьми). В нём устанавливались правила содержания кошек и ответственность хозяев за их нарушение. Например, кошка не несла ответственности, если она ранила кого-то, кто не имел права находиться рядом, пока она гонялась за мышью. В средневековых ирландских кодексах законов наблюдается уважение и терпимость к кошкам, живущим в домашних условиях, что указывает на их большое значение, а также на привязанность людей к этим домашним существам. Неудивительно, что одна из самых известных средневековых поэм о кошке возникла именно в таком обществе.
В Средние века кошек ценили как компаньонов и опытных мышеловов. Нет сомнений в том, что многие кошки были, скажем так, весьма ценной и любимой частью домашней жизни людей, будь то монастырь или коттедж сквайра, или йомена. Причём они приносили двойную пользу: ловили мышей и крыс и тем самым берегли запасы, а ещё их верность облегчала людям одиночество, выходки без конца забавляли их владельцев, да так, что о них даже писали в средневековой литературе. А уж изображений кошачьей братии в средневековых рукописях так много, что и не сосчитать!


Деталь миниатюры, изображающей монахиню, прядущую нить, пока её любимая кошка играет с веретеном; из часослова Маастрихта, Нидерланды (Льеж), 1-я четверть 14-го века. Британская библиотека, Лондон

В Эксетерском соборе кошка жила на содержании.

В отчётах 15 века её зарплата указана как пенни в неделю, то есть ела она не только мышей, от которых собор счастливо избавился. Причём в южной башне собора в большой двери до сих пор сохранилась маленькая кошачья дверь.
Кошки в Средние века имели установленную цену, по крайней мере, в той же Англии:
«Стоимость котенка с ночи его рождения до открытия глаз – пенни, и с тех пор, пока он не убьет мышь, два пенса, а после того, как он убьет мышь, четыре пенса», — сообщалось в одном из манускриптов того времени.

           
А вот это средневековый манускрипт с отпечатками кошачьих лап… Кстати, отпечатки лап довольно чёткие и не стёртые, чего можно было бы ожидать, если бы кошку столкнули со страницы или попытались бы взять против её желания! То есть кошкам и в то время позволялось очень многое, хотя и не всем, разумеется. Сегодня считается, что «преступником» была кошка или кот Генри Алджернона Перси, графа Нортумберленда, который приказал сделать эту часть рукописи между ок. 1516 и 1527 гг. Хотя возможно, что кошка прыгнула на раскрытую книгу много позже этого времени. Копия книги с письмами папы Григория Великого 12 века, Registrum epistolarum, из монастыря собора Святого Андрея, Рочестер. Британская библиотека, Лондон

Судя по отпечаткам кошачьих лап, а они встречаются на целом ряде старинных книг, кошки в Средние века, как и сегодня, любили «успокаиваться» на бумагах, и как только их видели, тут же стремились на них расположиться.


Календарная сцена на январь месяц во фламандском «Часослове», ок. 1500 г. Просто голландский дом, голландская семья и голландская кошка

В Средние века люди отмечали и такое важное качество домашней кошки, как её чистоплотность. Причём во всех отношениях. Существует множество изображений, на которых кошка вылизывает у себя под хвостом, причём именно эта сцена в манускриптах изображалась едва ли не чаще всех прочих.


Вот, например, английский бестиарий 13 века, в котором изображены занятия домашних кошек: в отсутствие хозяев кошки уже тогда терроризировали птиц в клетках, ловили мышей и… лизали у себя под хвостом!

           
                       Псалтирь Шарлотты Савойской, Париж, 1420-1425 годы. Национальная библиотека Франции

         
                                                                          Тот же манускрипт…

           
Манускрипт из Баварии, 1440-1460 гг. И что бы это значило? То, что кошки до происходящего и дела нет? Или это такой своеобразный средневековый юмор? Кто знает…

         
     Ну а это изображение 1555 года и вовсе ни в какие ворота не влезает… Надо читать сопровождающий его текст…

В то же время в той же Франции люди над кошками просто ужасно издевались, причём эти издевательства принимали массовый характер во время эпидемии чумы, и когда в Европе началась охота на ведьм (людям тогда тоже доставалось…). Причём в той же чуме кошки и впрямь были немного виноваты. Ведь они ловили крыс, заражённых чумными блохами, и… приносили их в дома своих хозяев, а там блохи перепрыгивали на людей, и те заболевали. И в случае с ведьмами тоже понятно. Обычно за ведьм принимали старых одиноких женщин, одиночество которых скрашивали… кошки!

А разве у женщины-ведьмы могла быть не ведьма-кошка?

Разумеется, нет! Поэтому очень часто бедных хвостатых жгли вместе со своими хозяйками. Однако и люди, и кошки вынесли всё это время человеческой дикости, и сегодня… сегодня они наравне с собаками заняли почётное место наших любимцев.


                         Сегодня кошка гордо ходит по дорожке, потому что знает, что дорожки проложили люди для кошки...

                                                                                                                 Автор: Вячеслав Шпаковский