Вертолёты ВМФ
После публикации статьи о проблемах морской авиации, которая получила весьма положительный отклик, мне внезапно прилетело двухстраничное письмо от возмущенного читателя. В нем весьма аргументировано была изложена претензия в мой адрес, суть которой заключалась в том, что я совершенно не уделил внимания вертолетам на службе флотской. Исправляюсь, потому что проблемы, которые озвучил Антон действительно весьма серьезные, а я их зацепил самым краем.
Итак, проблемы морской винтокрылой авиации на примере Черноморского флота России, которые, в свою очередь, порождают проблемы для всего флота в целом.
Почему для примера взят уже многострадальный КЧФ? Да все просто: этот флот по идее должен вести самые активные действия в акватории Черного моря, потому что реально работы там выше крыши. Но… активность, как таковая, минимальная.
Отмена так называемой «зерновой сделки» принесло заявление Минобороны о том, что с 20 июля все суда в северо-западной части Черного моря подлежат обязательному досмотру. Суда, стоит уточнить, следующие В украинские порты, а не ИЗ них. Понятно, что Украина может вывозить от себя все, что угодно, а вот к тому, что может прийти морем в украинские порты от союзников – это вызывает определенные сомнения.
То есть, согласно этому заявлению, российские моряки будут останавливать все подозрительные суда для проведения досмотра.
Но сказать, обычно, намного проще, чем осуществить.
К сожалению, корабельный состав КЧФ, способный выполнять такие задачи на таком удалении от своих баз не просто ограничен – он минимален. Корабли береговой охраны Пограничной службы тут не подходят по соображениям мореходности и автономности, остаются только сторожевые и патрульные корабли флота.
пограничны сторожевыой корабль проекта 22460 (шифр "Охотник" )
Основные характеристики | |
---|---|
Водоизмещение | 600 т (стандартное) 750 т (полное) |
Длина | 62,5 м |
Ширина | 11,0 м |
Осадка | 2,6 м |
Двигатели | ГЭУ: дизельные 4 × 16V4000M73L «MTU» (на 5 первых), 4 × CHD622V20 «HND» (на следующих), дизель-генераторы 2 × ДГА-300-ВА1-МПС, 2 × ДГА-60-ВА2-МПС |
Мощность | 4 × 3860 л.с.(2839 кВт) 4 × 4254 л.с.3129 кВт (3129 кВт) 2 × 300 кВт 2 × 60 кВт |
Движитель | 2 вала, 2 гребных винта, носовое подруливающее устройство |
Скорость хода | 10 узлов (патрульная) 21 узел (крейсерская) 28 узлов (полная) |
Дальность плавания | 3500 миль (на 10 узлах) |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 30 человек (с дополнительным экипажем) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | «Тримс» |
Радиолокационное вооружение | НРЛС «Наяда», «Балтика-М» |
Радиоэлектронное вооружение | система радиоразведки «Сектор» |
Артиллерия | 2 × МТПУ 14,5 мм 2 × 1 × 12,7 мм Корд, возможна установка артустановок А-220М. |
Зенитная артиллерия | 1 × 6 × 30 мм АУ АК-630; 8 × 1 ПЗРК «Игла», «Верба»; 1 × 4 ПУ КУВ «Гибка» (только на ПСКР «Расул Гамзатов») |
Ракетное вооружение | возможна установка ПКР Х-35У «Уран» |
Авиационная группа | 1 вертолёт Ка-226 или «Ансат», 1 БПЛА Gorizont G-Air S-100 в складном палубном ангаре |
Причем именно те, которые способны длительно патрулировать определенный район моря.
Попробуем посмотреть, а какие корабли вообще годны для такой службы, как длительное патрулирование в районе на предмет обнаружения и досмотра судов с потенциально недопустимыми грузами?
Понятно, что это должны быть корабли мореходные, поскольку патрулировать придется не возле базы, быстрые, потому что надо будет не просто догнать судно, подлежащее досмотру, но и оперативно выйти в район его движения, что сделать будет сложно. Есть уверенность, что курсы таких судов будут корректировать по показаниям постоянно присутствующих разведывательных БПЛА тех же США. И обязательно у корабля должен быть на вооружении вертолет.
Сторожевые корабли проекта 1135. 2 шт. «Ладный» и «Пытливый»
Тактико-технические данные проектов 1135 и 1135м:
Водоизмещение 2835 т (стандартное), 3190 т (полное), у 1135м - базовая 3000 т.
Длина 113,0 м (по КВЛ), 123,0 м (наибольшая). Ширина 13,2 м (по КВЛ), 14,2 м (наибольшая). Осадка 4,51 м.
Двигатели ГЭУ типа COGAG: 2 форсажных ГТД ДК59 (36 000 л. с.) или ДТ59 (45 400 л. с.), 2 маршевых ГТД М-62 (10 000 л. с.), или ДС71 (18 000 л.с.). Движитель 2 вала, 2 гребных винта.
Скорость хода 32 узла (полная), 14 узлов (экономическая).
Дальность плавания 3950 миль (на 14 узлах).
Автономность плавания 30 суток.
Экипаж 191 человек (в т. ч. 24 офицера).
Вооружение:
Радиолокационное: РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Ангара-А» (МР-310А), РЛС управления огнём МР-105 «Турель» (на 1135м - РЛС управления «Лев»), ГАС кругового обзора «Титан-2» (на 1135м - "Титан-2т"), буксируемая ГАС «Вега».
Радиоэлектронное: БИУС «Требование-М», системы РЭП: 4×82-мм ПК-16 или 2 ПК-16 и 8 ПК-10.
Ракетное противолодочное: 1×4 ПЛУРК "Метель" (после модернизации с 1986 г. - "Раструб-Б"),
Ракетное противовоздушное: 2×2 «Оса-М» (40 ЗУР),
Артиллерия: 2×2 76-мм АК-726 (1600 выстрелов), на кораблях проекта 1135М: 2×1 100-мм АК-100 (400 выстрелов).
на кораблях проекта 11352 вместо РБУ-6000 установлен ПКРК «Уран»,
Противолодочное: 2×12 213-мм РБУ-6000 (96 РГБ-60);
Минно-торпедное: 2×4-трубных 533-мм ЧТА-53-1135 (8 торпед 53-65К или СЭТ-65).
Авиационная группа: без ангара, есть только ВВП, 1 вертолёт Ка-27/27ПС или Ка-28, или Ка-31.
Возрастом 40+ лет, вот эти корабли, памятуя о бесподобном послеремонтном состоянии крейсера «Москва», я никуда бы не отправлял. Неизвестно, будут там украинские или американские противокорабельные ракеты, но лучше не рисковать.
Фрегаты проекта 11356Р. 3 шт.
Основные характеристики | |
---|---|
Водоизмещение | 3830 тонн (стандартное) 4035 тонн (полное) |
Длина | 124,8 м (наибольшая) |
Ширина | 15,2 м |
Осадка | 4,2 м 7,5 м (набольшая) |
Двигатели | Газотурбинная энергетическая установка COGAG |
Мощность | 41 220 КВт (56 044 л.с.) 4 ДГ WCM-800 по 800 КВт |
Скорость хода | 14 узлов (экономическая) 30 узлов (полная) |
Дальность плавания | 4850 миль (на 14 узлах) |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 180 человек (в т. ч.18 офицеров) и 20 морских пехотинцев |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У» |
Радиоэлектронное вооружение | Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356» |
Тактическое ударное вооружение | 1 × 8 УКСК «Калибр-НК» |
Артиллерия | 1 × 100 мм АУ А-190 |
Зенитная артиллерия | 2 × 30 мм АУ АК-630М |
Ракетное вооружение | 1 × 8 противокорабельных ракет 3М55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК»), 2 × 12 УВП 3С90М (24 ЗУР 9М317М), 8 × 1 ПЗРК «Игла-С», «Верба» (8 ЗУР) |
Противолодочное вооружение | 1 × 8 противолодочных ракет 91Р1 (семейства «Калибр-НК») 1 × 12 РБУ-6000 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60) |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 2 - 533 мм ДТА-53-11356 (торпеды СЭТ-65, 53-65К) |
Авиационная группа | 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31 в палубном ангаре, БПЛА «Орлан-10» |
Эти, конечно, справятся, но здесь вопрос только экономики: а стоит ли гонять такие корабля ради выполнения столь сомнительных задач? Ресурс, знаете ли, дело такое… Ну как на «Феррари» в супермаркет за покупками кататься. Можно, но смысл небольшой. Все-таки назначение у фрегата несколько иное. Конечно, когда ничего нет, и тяжелый крейсер сойдет, чтобы за пиратскими лодками гоняться, но тут все-таки расклад другой. Оставим, как говорится, в резерве.
Корвет проекта 20380. 1 шт.
Общие характеристики | |
---|---|
Тип | Управляемый ракетный корвет |
Водоизмещение | 2500 тонн |
Длина | 106,0 м (347,8 фута) |
Луч | 13 м (42,7 фута) |
Осадка | 5 м (16,4 фута) |
Установленная мощность | Переменный ток 380/220 В, 50 Гц, дизельная генераторная установка мощностью 4 × 630 кВт |
Двигатель | 2 вала CODAD, 4 дизеля Colomna 16D49 мощностью 23 664 л.с. (17,6 МВт) |
Скорость | 27 узлов (50 км /ч; 31 миль / ч) |
Дальность полета | 4000 миль в час (7400 км; 4600 миль) со скоростью 14 узлов (26 км / ч; 16 миль / ч) |
Выносливость | ? |
Дополнение | 100 |
Датчики и системы обработки |
|
Средства радиоэлектронной борьбы и приманки |
|
Вооружение |
|
Авиационные средства | Вертолетная площадка и ангар для вертолета Камов Ка-27 |
Вот это как раз корабль именно для такой работы. Да, у него невысокая автономность, зато количество вооружения, которое наши конструкторы умудрились запихнуть в 1800 тонн водоизмещения делает «Стерегущих» ну очень сложной целью. К сожалению, такой корабль на Черном море пока один.
Патрульные корабли проекта 22160. 4 шт.
Основные характеристики | |
---|---|
Водоизмещение | 1500 т (стандартное) 1800 т (полное) |
Длина | 94,1 м (наибольшая) |
Ширина | 14,0 м (наибольшая) |
Осадка | 3,4 м 4,0 м (наибольшая) |
Бронирование | противопульное |
Двигатели | ГЭУ: дизельная 4 × 20V4000G63L «MTU» (на головном корабле), 2 × 16Д49 «Коломенский завод» (на серийных кораблях); ЭЭУ: дизель-генераторы 4 × ДГА-300 1 × ДГА-100 |
Мощность | 4 × 3671 л.с.(2700 кВт) 2 × 6000 л.с.(4413 кВт), 4 × 300 кВт 1 × 100 кВт |
Движитель | 2 вала, 2 ВФШ |
Скорость хода | 16 узлов (патрульная) 25 узлов (полная) |
Дальность плавания | 6000 миль (на 16 узлах) |
Автономность плавания | 60 суток |
Экипаж | 28 человек (до 80 человек) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | НРЛС «МР-231; МР-231-3» |
Радиолокационное вооружение | РЛСО «Позитив-МК» |
Радиоэлектронное вооружение | ГАС «Ариадна» комплекс РЭП ТК-25 комплекс РЭП ПК-10 |
Тактическое ударное вооружение | 2 × 4 модульных ракетных комплекса Калибр-К с ракетами Х-35 или ракетами семейства Калибр |
Артиллерия | 1 × 76,2 мм АУ АК-176МА 2 × 14,5 мм МТПУ-1 «Жало» |
Ракетное вооружение | 8 × 1 «Игла-С» или «Верба» (8 ЗУР) |
Авиационная группа | 1 вертолёт Ка-27ПС или Ка-29 или Ка-52К и 2 - 4 БПЛА «Орлан-10» в палубном ангаре |
Это самые критикуемые корабли российской постройки, с ними могут поспорить только корветы проекта 22386. Вооружения практически нет, скорости нет, мореходность сильно так себе, но есть большая автономность: до 60 суток корабль может патрулировать район. Да, при досмотровой службе как бы вооружение не особенно нужно, так что эти недокорветы могут заняться именно такой деятельностью.
В общем, Черноморский флот располагает пятью кораблями, способными нести патрульную службу и осуществлять досмотры. Остальные, увы, не годны. И три фрегата за спиной в резерве.
Небогато, правда? Но главная проблема не в этом.
Главная проблема в том, что мало обнаружить судно и догнать его. Дальше по протоколу следует остановить и досмотреть. Остановить – ладно, 14,5-мм пулеметы в этом плане творят чудеса и отрезвляют всех. А вот дальше… Дальше начинаются сложности.
Как вы понимаете, времена «А мы с фрегатом становились борт о борт» давно прошли, и абордаж сейчас не в моде. Современные корабли довольно хрупкие и дорогие, чтобы наваливаться друг на друга. Остается катер или вертолет.
Катер с досмотровой группой – это хорошо, но вот беда, ограничения накладывает волнение на море. 3 балла и больше – и все, катер просто может не догнать сухогруз, как это уже случилось один раз. Да и волны приличной балльности далеко не подарок для тех, кто в катере.
А если волнение больше? Тогда остается только вертолет. Причем, есть мнение, что именно такую погоду и будут использовать мирные сухогрузы, идущие порожняком в украинские порты. Чем гаже, тем лучше. Понятно, исходя из каких соображений.
Так что вертолет с досмотровой командой останется единственным способом осуществить этот самый досмотр.
Нет, конечно, есть еще вариант – конвоирование судна в ближайший порт и там досмотр по полной программе. Однако это чревато (особенно если ничего не найти) сложными претензиями и штрафными санкциями. Дипломатия как бы не наш конек, поэтому тасканием в порты, которые находятся на приличном расстоянии от «зернового коридора» не стоит.
Потому, собственно, пропустили непонятный контейнеровоз «Йозеф Шульте», который стоял под флагом Гонконга в одесском порту довольно долго.
Странный такой контейнеровоз, на профильном сайте название другое... Впрочем, не наша это головная боль. На борту были 2114 контейнеров, как говорила украинская сторона – с грузом. Сомнительная такая провокация, какой груз мог везти контейнеровоз, простоявший все время на нефтеналивном причале №6, не понятно. Да и зерно в контейнерах – это как-то не очень смотрится. Вполне возможно, что порожняк, а использовали его именно для того, чтобы посмотреть на реакцию российских военных.
Нормальная реакция, «Йозеф Шульте» шел ИЗ Украины, а потому, скорее всего, ничего интересного на нем не было.
А вот другой пароход, турецкий «Шюкрю Окан», шедший под флагом Палау, шел В Измаил, а потому его остановили.
Наш корабль (тот самый «Василь Быков») попросил остановиться и принять на борт досмотровую партию.
Турки включили режим «моя твоя не понимайт» и прибавили ход. Наши сказали: «Ладно» и вмазали из КПВТ. «Шюкрю Окан» начал останавливаться, и тогда в дело пошел вертолет Ка-29. Как только он оторвался от палубы, выяснилось, что турки не только понимают международный свод сигналов, но еще и умеют пользоваться радиосвязью. Такой вот прогресс.
Досмотровая группа высадилась на сухогруз и после его проверки разрешила капитану продолжить движение. Кстати, ничего запрещенного или сомнительного в грузе не было, чего надо было так себя вести – не совсем понятно.
И вот итог операции: если бы на борту не было вертолета, «Шюкрю Окан» было бы непросто остановить. Попадание даже из 14,5-мм пулемета – уже повод для мирового ора со стороны «пострадавших». А вот отделение морпехов, высадившись на палубу, как-то быстро донесло до потерявшего берега капитана, что он должен сделать. В том числе и подписать бумагу, что груз цел и претензий нет. Получил в процессе капитан по зубам или нет, теперь останется тайной, но стоило бы и заехать для лучшего понимания.
То есть, кроме мореходности, автономности, скорости и вооружения, корабль, предназначенный для патрульной службы, ОБЯЗАТЕЛЬНО должен иметь на палубе вертолет. Именно заточенный под досмотровую работу, то есть, на борту должно быть место для десанта, минимум, на 8-10 человек и вооружение, которым вертолет может поддержать высаживаемых морпехов в случае необходимости.
И вот тут оптимизм заканчивается и начинается вселенская тоска и печаль. Нет, в случае с «Шюкрю Окан» все закончилось прекрасно, у «Василя Быкова» на борту был именно Ка-29, да еще и в комплектации десантно-штурмовой машины. Кстати – редкость в нашей морской авиации.
Подробнее Ка-29 мы разберем в одной из следующих статей, машина того стоит. Сегодня лишь достаточно сказать, что вертолет, мягко говоря, не нов: первый полет совершил в 1976 году. Последний вертолет Ка-29 был изготовлен в Кумертау в 1991 году.
То есть, сегодня в авиации ВМФ служат вертолеты, которым минимум 32 года. Минимум.
Что имеем
Всего в советские времена было изготовлено 59 вертолетов Ка-29. На сегодняшний день осталось 27. И это машины, прошедшие капитальный ремонт со всеми вытекающими последствиями, снятые с хранения.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Пассажировместимость: 16 десантников с личным оружием или 10 раненых, включая четырёх на носилках
- Длина фюзеляжа: 12,25 м
- Ширина фюзеляжа: 3,8 м
- Диаметр несущих винтов: 15,9 м
- Высота: 5,44 м
- Масса:нормальная взлётная: 11000 кгмаксимальная взлётная: 11500 кгбоевой нагрузки: 1850 кггруза в транспортной кабине: 2000 кггруза на внешней подвеске: 3000 кг
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 2,3 g
- Силовая установка: 2 х ТВаД ТВ3-117Вмощность: 2 х 2250 л. с.
Лётные характеристики
- Крейсерская скорость: 235 км/ч
- Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 280 км/ч
- Дальность полёта:практическая: 460 кмперегоночная: 740 км
- Потолок:статический: 3700 мдинамический: 4300 м
- Максимальная скороподъёмность: 15,5 м/с
Вооружение
- Стрелково-пушечное:встроенное: пулемёт 9-A-622 калибра 7,62 мм в подвижной установке с боезапасом 1800 патронов дополнительное: 2 × универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов
- Точки подвески: 4
- Управляемые ракеты:ПТРК 9К113 «Штурм-В» с ПТУР 9М114 «Кокон» или 9М120 «Атака» (до 8 шт.)
- НАР:С-5 (до 128 шт.) в блоках УБ-32 (до 4-х) или С-8 (до 80 шт.) в блоках Б-8В20А (до 4-х)
- Бомбовое вооружение: 2 × ЗБ-500
27 машин на 4 флота – это много или как? Как по мне – ни о чем. Если говорить о КЧФ, то количество носителей там больше, чем количество вертолетов этого типа в принципе.
Есть еще предшественник, Ка-27, который тоже ветеранит в рядах ВМФ России.
Количество больше, из почти трех сотен изготовленных с 1980 года Ка-27 осталось в строю 63 Ка-27 и 16 Ка-27ПС, из них 20 вертолетов модернизировали до Ка-27М. Но это в основном вертолеты противолодочной комплектации, на которые никак не возложить обязанности по десантированию досмотровых групп.
Тактико-технические характеристики Ка-27
- Главный конструктор: С. В. Михеев
- Первый полёт: 24 декабря 1973 года
- Начало эксплуатации: 1981 год
- Единиц произведено: 267
Экипаж Ка-27
- 3 человека
Грузоподъёмность Ка-27
- 5000 кг
Габаритные размеры Ка-27
- Длина фюзеляжа: 12,25 м
- Диаметр несущего винта: 15,9 м
- Максимальная ширина фюзеляжа: 3,8 м
- Высота: 5,4 м
Вес Ка-27
- Масса пустого: 6100 кг
- Нормальная взлётная масса: 10 700 кг
- Максимальная взлётная масса: 12 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 4770 л
Двигатели Ка-27
- Силовая установка: 2 × турбовальных «Климов» ТВЗ-117ВК
- Мощность двигателей: 2 × 2000 л. с. (на взлётном режиме)
Скорость Ка-27
- Максимально допустимая скорость: 290 км/ч
- Максимальная скорость: 270 км/ч
- Крейсерская скорость: 220 км/ч
Дальность полета Ка-27
- 900 км (на высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней скорости 220 км/ч)
Практический потолок Ка-27
- 5000 м
Статический потолок Ка-27
- 3500 м
Динамический потолок Ка-27
- 3000 м
Противолодочный Ка-27ПЛ не подойдет для подобного применения, поскольку его основной груз – оборудование поиска и обнаружения подводных лодок: магнитный обнаружитель АМП-73, гидроакустическая станция «Рось-В», противолодочные торпеды или глубинные бомбы. Места для десанта нет и быть не может.
Есть еще ударный Ка-52К " Катран ". Но ударный вертолет – он и есть ударный.
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека (пилот и штурман-оператор)
- Длина: 16,0 м
- Длина фюзеляжа: 14,2 м
- Диаметр несущего винта: 14,5 м
- Размах крыла: 7,3 м
- Максимальная ширина фюзеляжа:
- Высота: 5 м
- Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 × 500-л ПТБ)[
- Силовая установка: 2 × ТВаД ВК-2500 производства АО «ОДК-Климов
- Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)
- на чрезвычайном режиме: 2 × 2700 л. с.
- на крейсерском режиме: 2 × 1750 л. с.
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Крейсерская скорость: 260 км/ч
- Практическая дальность: 460 км
- Продолжительность полёта:
- Перегоночная дальность: 1110 км
- Статический потолок: 4000 м
- Динамический потолок: 5500 м
- Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- 1 × 30-мм пушка 2А42 во встроенной установке НППУ-80 (боезапас — 460 выстрелов 30 × 165 мм; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
- 2 × 23-мм 2-ствольных пушки ГШ-23Л в подвесных контейнерах УПК-23-250 (боезапас — 2 × 250 выстрелов 23 × 115 мм)
- Точки подвески: 6 (4 на вертолётах предсерийных и первых 3-х серийных партий)
- Боевая нагрузка:
- 2000 кг (вариант с 4 точками подвески)
- 2800 кг (вариант с 6 точками подвески)
- Управляемые ракеты:
- 2 × 6 ПТУР 9М120-1 «Атака» (ПТРК 9К113У «Штурм-ВУ»: максимальная дальность 6 км; лазерная система наведения, полуавтоматическая многоканальная)
или
2 × 6 ПТУР 9А4172К «Вихрь-1» на пусковых установках УПП-800 (ПТРК 9К121М «Вихрь-М»: максимальная дальность 10 км) - 2 × 2 УР 9М39 «Игла-В» на пусковых устройствах АПУСУВ И-В
или
2 × 2 УР 9М342 «Игла-С» на КАМ «Стрелец»
- 2 × 6 ПТУР 9М120-1 «Атака» (ПТРК 9К113У «Штурм-ВУ»: максимальная дальность 6 км; лазерная система наведения, полуавтоматическая многоканальная)
- Неуправляемые ракеты:
- Бомбы: 4 авиабомбы массой до 500 кг каждая
Так что Ка-29 – практически единственный выход для ВМФ в этом плане. Нельзя сказать, что вертолет только про десант. Он вполне нормально вооружен, машина может взять на подвески 4 блока Б8В20А с 80 неуправляемыми реактивными снарядами С-80 калибра 80 мм. Можно взять как вариант, 2 зажигательных блока 3Б-500, 2 универсальных пушечных контейнера УПК-23–500, 8 противотанковых ракет «Шторм» или бомбы общей массой 500 кг.
Но главное – место для 16 десантников в полной боевой выкладке. Именно эта опция позволила экипажу «Василя Быкова» выполнить боевую задачу.
Но внесу ложку дегтя. Если посмотреть реально на положение дел, то Ка-29 для таких операций явно великоват. 11 тонн взлетного веса, 3 тонны на внешней подвеске, 2 тонны десанта в кабине – это много. Ну и топлива Ка-29 потребляет, скажем так, по советским нормативам, когда его и не требовалось экономить. Ведь предназначался этот вертолет не для службы на корветах, а на кораблях значительно более крупных.
Но главное – Ка-29 стары, вот что с ними не делай. Усталость металла и механизмов и узлов рано или поздно, приведет к авариям и катастрофам. Не может подлатанный вертолет возрастом 30+ лет служить, как новый.
Начинать перезапуск производства? Как с Ту-160? Вариант, конечно, так себе, потому что понятно, что за три десятка лет после остановки производства многое утрачено. Ту-160, которые собрали в Казани – они из того, старого советского задела, которого в Кумертау явно нет и быть не может.
Но вертолет-то нужен…
Хорошо, если нет возможности возобновить выпуск Ка-29, давайте подумаем о вариантах. Вариант есть, он даже выпускался какими-то крошечными сериями. Ка-226ТМ. Вариант гражданского вертолета Ка-226, который был разработан для Пограничной службы ФСБ России. Именно для работы с кораблей ПС.
Лётно-технические характеристики
- Экипаж: 1—2 чел.
- Пассажиров: 4—7 (в зависимости от установленного модуля)
- Размеры:
- диаметр несущего винта: 13,00 м
- длина фюзеляжа: 8,10 м
- высота с вращ. винтами: 4,15 м
- Масса:
- Норм. взлётная: 3100 кг
- Макс. взлётная: 3400 кг[
- Силовая установка:
- двигатели: 2 × ТВаД Arrius 2G1
- мощность на взлетном режиме: 580 л. с.
- максимально продолжительный режим: 580 л. с.
- мощность на чрезвычайном режиме: 705 л. с.
- Крейсерская скорость: 195 км/ч
- Макс. скорость: 210 км/ч
- Дальность полёта: 600 км
- Статический потолок (Вне влияния земли): 4100 м
- Статический потолок (В зоне влияния земли): 4600 м[
- Практический потолок: 5700 м[
- Скороподъёмность: 10,6 м/с
Вертолетик небольшой, весит до 4 тонн, скорость меньше, чем у Ка-29 (210 км/ч против 285 км/ч), но это не критично, потому что все равно ни один корабль не уйдет. Ка-226 может брать на борт до 7 человек. Это меньше, чем у Ка-29, но если речь идет об обычном судне-нарушителе, то есть, на котором нет вооруженных людей, то и 7 человек более чем достаточно для его осмотра. А прикрыть инспекционную группу можно и пулеметом с борта вертолета в воздухе. С этим запросто справится второй член экипажа.
Учитывая, что корветы – это корабли небольшого водоизмещения, то есть, размеров, такой вертолет, да еще и со складывающимися лопастями – находка. Он требует меньше места, он может пролететь на корабельном запасе топлива намного большее расстояние. Да, в нем нет места для различной электронной начинке, но радары и прочая техника есть на корабле.
Вообще флоту очень нужен такой вертолет. Жирно стоит подчеркнуть – новый вертолет. Не в моральном плане, а в физическом. Ну сколько еще мы будет молиться на старую советскую технику? Понятно, что предки делали на совесть, но ведь не на полста же лет желать службы от такой непростой машины, как вертолет? Да еще и в условиях агрессивной среды моря…
Заканчивая о Ка-226. Очень серьезным недостатком машины сегодня считают изначальную разработку под импортные двигатели Rolls-Royce Allison либо Safran Arrius 2G1. Это действительно нехорошо, однако еще в мае этого года «Ростех» устами генерального конструктора «ОДК-Климов» Всеволода Елисеева сообщил о планах начать в 2024 году серийное производство двигателей ВК-650В, подходящих для Ка-226.
В общем, у нас во что не ткни на флоте – все нужно. Куда уходили триллионы рублей, не совсем понятно. Неужели пустословные прожекты атомных авианосцев водоизмещением в 100 000 тонн и атомных же эсминцев в 30 000 тонн съели новые вертолеты и торпеды?
Но патрульно-десантный вертолет нужен уже сегодня. И «Катран» Ка-52К тоже должен прописаться на палубах наших кораблей. Это своего рода модульность, о которой так мечтали некоторые наши адмиралы. Идет корвет в противолодочный поиск – берет то, что придет на смену (пора уже менять ветерана) Ка-27ПЛ. Идет патрулировать морские пути в поиске нарушителей – Ка-29/Ка-226ТМ. Прикрывает высадку десанта – Ка-52К. И за любым из этих вариантов кроется определенное усиление возможностей корабля. Как Ка-29 усилил возможности «Василя Быкова».
Кстати, пока у нас на других флотах полный штиль, почему бы не сделать такой шаг, как передача временно вертолетов Ка-29, принадлежащих Балтийскому и Северному флотам в пользование черноморцам? Действительно, тогда можно было бы запросто перекрыть все морские пути что к Измаилу, что к Одессе.
Кроме того, даже два десятка вертолетов смогут значительно облегчить патрульную службу по охране портов от посягательств украинских морских беспилотных аппаратов, а уж если говорить о Крымском мосту, так вообще одна сплошная польза.
Однако здесь есть одна неприятная вещь. Чем больше эти старые отремонтированные вертолеты будут работать, а работать им реально придется, тем быстрее им на смену нужны будут новые. И получается замкнутый круг.
Но флоту нужны новые вертолеты. Уповать на то, что ветераны Ка-27 и Ка-29 вытащат на своих винтах все задачи, не стоит. Физика против. Нужны новые винтокрылые машины.
Автор: Роман Скоморохов