Партизанский " Концерт "

  

             Как партизаны устроили гитлеровцам «Концерт»

                                                 Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области. 1943 г.

Предыстория

Политика нацистов, направленная на зачистку жизненного пространства на Востоке от советских «недочеловеков» и угон советских граждан на рабские работы в Германию, привела к появлению широкой социальной базы для партизанского движения. На оккупированных гитлеровцами территориях возникли сотни партизанских отрядов и групп. Численность партизан и подпольщиков в тылу противника достигала 1 млн человек.


Важнейшую организующую роль в партизанском движении сыграли действия советского военно-политического руководства. Без организации и снабжения партизаны были обречены на поражение. Основные задачи партизанского движения были изложены в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 года № 624 и Постановлении ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 года «Об организации борьбы в тылу германских войск». Важнейшие направления борьбы в тылу врага были сформулированы в приказе НКО СССР И. В. Сталина от 5 сентября 1942 года № 00189 «О задачах партизанского движения».


                                            Передвижение отряда 3-й Ленинградской партизанской бригады. 1943 год

В развёртывании партизанского движения важную роль сыграло созданное в 1941 году 4-е управление НКВД СССР под руководством Павла Анатольевича Судоплатова.

     

Ему подчинялась Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР. Из бойцов НКВД формировали разведывательно-диверсионные отряды, забрасываемые в тыл врага, которые становились центрами кристаллизации для создания партизанских соединений.
30 мая 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) под руководством Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко. ЦШПД подчинялись республиканские и областные штабы партизанского движения.

       

Создание штабов партизанского движения с чёткими функциями и улучшение связи с «Большой землёй» придавали партизанскому движению всё более организованный характер, обеспечивали большую согласованность действий партизанских сил и способствовали улучшению их взаимодействия с войсками Красной Армии.
6 сентября 1942 года создана должность Главнокомандующего партизанским движением, на которую был назначен член Политбюро ЦК ВКП(б) Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов.

       

Деятельность героя Гражданской войны положительным образом сказалась на партизанском движении. Маршал усовершенствовал управление партизанскими силами, внедрённая им схема управления партизанскими силами оказалась очень эффективной и с небольшими изменениями работала до конца войны. С помощью Ворошилова ЦШПД стал мощным управленческим органом, который смог решить кадровый вопрос (привлечение опытных военспецов), проблемы организации и централизованного снабжения партизан.


                                    Партизаны Житомирского соединения Сабурова форсируют реку Уборть. 1943 год


Группа партизан Черниговско-Волынского партизанского соединения А. Ф. Федорова у 45-мм противотанковой пушки образца 1934 года. 1943 г.


Вручение личного оружия бойцам партизанского отряда имени Г. И. Котовского. Отряд имени Г. И. Котовского первого состава действовал на территории Брестской области Белорусской ССР, второго состава – на территории Брестской и Вилейской областей Белорусской ССР. 1943 г.

«Концерт»

Народное движение и эффективные действия Москвы привели к созданию в тылу врага целой партизанской армии, которая отвлекала на себя на только охранные и карательные подразделения и части противника, но и целые дивизии вермахта.
До коренного перелома в войне – Сталинградской и Курской битвы, действия партизан на коммуникациях противника были лишь одной из их задач. Для «рельсовой войны» не хватало опытных саперов-взрывников, взрывчатки и соответствующих материалов. В конце лета 1943 года советская Ставка и ЦШПД приняли решение привлечь партизанские соединения к обеспечению наступления Красной Армии. Партизанское движение было сконцентрировано на ударах по коммуникациям противника, что подрывало снабжение, возможности маневра и перегруппировки вермахта.

Партизанский отряд имени Н. А. Щорса 37-й партизанской бригады имени А. Я. Пархоменко Минского соединения перед выдвижением на «рельсовую войну». Во главе строя в центре в фуражке стоит командир отряда – Устин Никитич Шваяков. Август 1943 г.

                                              
  Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Удачно проведенная в августе – первой половине сентября 1943 года операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших операций по уничтожению тыловой инфраструктуры противника.


Красная Армия вела наступление на центральном направлении, освобождала Орловскую, Смоленскую области, Левобережную Украину. Началась титаническая битва за Днепр (80 лет назад началась битва за Днепр). Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий.
ЦШПД в начале сентября 1943 года утвердил план операции «Концерт». Основной целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры. К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс. бойцов.
В операции участвовали партизаны Ленинградской области, Смоленщины, Прибалтики, Белоруссии и Украины. Но главную роль играли партизаны Белоруссии – более 90 тыс. человек. В частности, белорусским партизанам планировали перебросить 120 т взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским партизанам – по 20 т. Протяженность фронта составила около 900 км, глубина – 400 км.


Пинские партизаны на марше. Партизан на переднем плане переносит 7,62-мм станковый пулемет ДС-39 (Дегтярёва станковый образца 1939 года), расчет такого пулемета состоял из четырех человек. Пинские партизаны действовали на стыке Минской, Полесской, Барановичской, Брестской, Ровенской и Волынской областей Белорусской ССР. 1943 год

Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований.
Начало операции назначили на 19 сентября 1943 года. Однако из-за неблагоприятных погодных условий к началу операции авиацией перебросили только половину военных грузов. Поэтому старт масштабных мероприятий перенесли на 25 сентября. Но часть партизанских отрядов, которые уже вышли на рубежи атаки и не могли повернуть назад, начали операцию по первоначальному плану. Так, белорусские партизаны в ночь на 19 сентября взорвали около 20 тыс. рельсов.
Атака белорусских партизан была такой эффективной, что уже в 6 часов утра 19 сентября 1943 года руководство немецких железных дорог в Минске с тревогой извещало:«Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».


Группа партизан второй роты отряда им. Чкалова Гомельской партизанской бригады «Большевик» минирует шоссейную дорогу Губичи – Жлобин. 1943 год


Железнодорожное полотно на станции Старушка Копаткевичского района (ныне Петриковского района Гомельской области), разрушенное партизанской бригадой № 37 имени Пархоменко. 1943 г.

25 сентября начали действовать основные силы партизан. Они атаковали немецкие гарнизоны, захватывали железнодорожные перегоны, минировали рельсы, разрушали важные объекты и оборудование. В Белоруссии в эту ночь было разрушено ещё свыше 15 тыс. рельсов. Гитлеровцам приходилось принимать чрезвычайные меры по усилению охраны дорог и их восстановлению. Из Германии перебрасывали железнодорожные батальоны и даже части с фронта. Сгоняли местное население для восстановительных работ.


Боевые действия продолжались и в октябре 1943 года, и закончились с запасами взрывчатки. Всего было уничтожено 148 тыс. рельсов. Переброска немецких войск на железных дорогах, эвакуация и снабжение были значительно затруднены. Узловые станции были забиты эшелонами, которые становились хорошей целью для советских ВВС.

                                                                         " Пе-2 " над целью

Задачи операции не были выполнены полностью, но в целом результат был большим. Коммуникации противника подверглись массированным ударам. Возникла нехватка рельсов. Немцам пришлось перешивать двухпутные участки пути в однопутные, что сокращало возможности железной дороги. Из-за нехватки рельсов сваривали поврежденные, везли из Польши, Чехии и Германии. При этом отремонтированные участки подвергались новым атакам.
В целом пропускная способность железных дорог в немецком тылу в сентябре-октябре сократилась на 35–40 %.
Также партизаны уничтожили около 1,5 тыс. вражеских эшелонов и свыше 100 железнодорожных мостов. Такие удары стали самыми болезненными для вермахта. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Третьего рейха ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и больше. Потеря подвижного состава уже стала для германской промышленности практически невосполнимой. Поэтому немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки личного состава использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти.
По оценкам военных исследователей, действия советских партизан в ходе двух операций были более чем в 11 раз эффективнее налётов люфтваффе, бомбивших советские тылы в этот же период.
Таким образом, действия партизанской армии в 1943 году оказали большую помощь Красной Армии.


Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники. Партизаны одеты в трофейные немецкие зимние камуфляжные куртки Wintertarnanzug. Январь 1944 г.

                                                                                                                       Автор: Самсонов Александр