МТЛБ в СВО

 

   Звезда спецоперации: многоцелевой транспортер МТ-ЛБ

Звезда спецоперации: многоцелевой транспортер МТ-ЛБ
              Издание «Рыбарь» посвятило МТ-ЛБ специальный арт. Здесь далеко не все вариации использования «Мотолыги»

Изделие 6

Как и где появилась на свет «Мотолыга», едва ли не ставшая военно-техническим символом спецоперации?
Случилось это в советском Харькове в 1960 году на знаменитом тракторном заводе ХТЗ. Тягач появился не на пустом месте, а от осознания двух истин.
Первая – предыдущий аппарат АТ-Л (артиллерийский тягач – легкий) хотя и отличался добротностью исполнения, но исчерпал все возможности для модернизации. Требовалось заметно нарастить мощность и тяговооруженность машины. По компоновке АТ-Л типичный грузовик с передним расположение МТО, поставленный на гусеничный ход.
Как только попытались нарастить мощность мотора выше 135 л. с., начались проблемы с распределением масс. Коробка переключения передач для более мощного двигателя добавляла и габариты, и массу.
В итоге тягач на слабых грунтах зарывался носом, а при резком замедлении намеревался перевернуться. Поэтому требовался артиллерийский тягач с нетрадиционной для 50–60-х годов компоновкой.
Второй причиной появления МТ-ЛБ стали изменившиеся требования к боевой технике. Машина должна была иметь низкий силуэт, высокую подвижность, уметь плавать и обладать легким бронированием. Вдобавок еще и отстреливаться из пулемета.
Конструкторам обрисовали задачу, которую никто раньше не решал – фактически можно говорить о технической революции. Впрочем, и времена были соответствующие – в 50–70-х страна создала такой задел на будущее, что мы до сих пор по инерции пользуемся его плодами. И МТ-ЛБ не исключение.


                                   арттиллерийский тягач АТ-Л – непосредственный предшественник МТ-ЛБ


                                                                                            МТ-ЛБ
Говорить о «Мотолыге» исключительно как об артиллерийском тягаче нельзя. Пожалуй, это наиболее многофункциональная гусеничная платформа сначала Советской, а позже и Российской Армии.
Изделие выгодно отличается высокой подвижностью за счет мощного мотора 240 л. с., расположенного в центральной части корпуса-лодки. Помимо того, что улучшались возможности машины на слабонесущих грунтах, это позволяло неплохо плавать, не опасаясь критического дифферента на нос. Коробка передач расположена в переднем свесе, обеспечивая дополнительную защиту и уравновешивая груженую машину.
Высокая энерговооруженность поначалу несколько осложнила работу артиллерийских расчетов. Легко набирая 60 км/ч даже с орудием на сцепке, МТ-ЛБ вызвали перегрев гусматика в колесах артиллерийских лафетов. Доходило до того, что на многокилометровом марше шины просто разрывало от температуры. После нескольких инцидентов пришлось срочно дорабатывать колесный ход орудий.
Принятие на вооружение в 1964 году МТ-ЛБ увеличило подвижность артиллерийских батарей в среднем на 20–30 процентов. Основными буксируемыми орудиями для «Мотолыги» стали 100-мм противотанковые БС-3 и МТ-12. Спустя несколько десятилетий эти орудия водрузят на крышу десантного отделения МТ-ЛБ, переводя тягач-транспортер совсем в другой ранг.


                                                        Серийные и не очень варианты МТ-ЛБ

МТ-ЛБ
Классификация тягачбронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина Болгария Польша
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт. более 55000
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина Ирак Азербайджан
Размеры
Длина корпуса, мм 6399—6509
Ширина, мм 2820—2865
Высота, мм 1920
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395—415
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 14/54°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 7/80°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 14/45°
Борт корпуса (верх), мм/град. 7/23°
Борт корпуса (низ), мм/град. 7/0°
Корма корпуса, мм/град. 7 мм
Вооружение
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Двигатель
 
Подвижность
Тип двигателя ЯМЗ-236/238
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 5—6 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 19,7—24,7
Тип подвески независимая торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает

Сейчас многие иронизируют по поводу монтажа на МТ-ЛБ широкой номенклатуры вооружения на фронтах спецоперации. В этом ничего удивительного нет – «Мотолыга» еще на подготовительном этапе проектировалась в качестве универсальной платформы. В Харькове с самого начала создавали целое семейство бронемашин под различные нужды.
Самым известным, наверное, является семикатковое (обычный МТ-ЛБ с шестью катками на борту) шасси для 122-мм самоходки 2С1 «Гвоздика». Полное имя гусеничной машины – МТ-ЛБуш «изделие 26». «Гвоздика» по праву разделяет заслуженные лавры «Мотолыги» на спецоперации. Хотя для большинства задач самоходка уже устарела и подлежит замене более современной 2С34 «Хоста».

120-мм САУ также построена на шасси бессмертной уже «Мотолыги».
Семикатковая база получила продолжение в модели МТ-ЛБу с полностью обновленным корпусом-лодкой и 300-сильным мотором. Машина используется, в частности, в качестве носителя контрбатарейной системы «Зоопарк». В гражданском исполнении модель МТ-ЛБу известна как плавающий транспортер «Харьков».


                                       Неосуществленные проекты на платформе МТ-ЛБ

Но вернемся к классической «Мотолыге», ставшей родоначальницей целой линейки специфической бронетехники.
Артиллерийский тягач со временем ушел на второй план, и МТ-ЛБ сменила сразу несколько профессий.
«Изделие 35» или боевая машина 9П149 противотанкового комплекса «Штурм-С».
Концептуально очень интересное изделие – приземистый силуэт серьезно осложнял обнаружение самоходного ПТРК, что еще недавно было весомым преимуществом. В настоящее время средства воздушной разведки фактически обесценивают столь специфическую машину, либо требуют больших усилий для прикрытия. Тем не менее «Штурм-С» работает на Украине. Как и машина для проделывания проходов в минных заграждениях УР-77, построенная на семикатковом шасси.


                               Машина НГ52П6 для временного хранения, транспортировки и установки ядерных мин.

Наверное, самым экзотичным способом использования шасси МТ-ЛБ стала специальная машина НГ52П6 для временного хранения, транспортировки и установки ядерных мин.

Или станция засечки ядерных взрывов К-612-О из состава светотехнического комплекса К-612-ОК.

Импровизации на тему

С большими оговорками МТ-ЛБ можно использовать в качестве бронетранспортера пехоты. Оговорок несколько.
Во-первых, слабое бронирование не позволяет даже близко подходить с 11 десантниками к линии фронта. Как и в случае с БМП и БТР, пехота предпочитает перемещаться на крыше «Мотолыги».
Во-вторых, в конструкцию не закладывалась устойчивость машины к подрыву современными инженерными боеприпасами. Низкий силуэт означает близкое расположение экипажа и десанта к поверхности, что резко увеличивает поражаемость. Ни о каких демпфирующих креслах речь также не идет – МТ-ЛБ разрабатывалась в 60-е годы, когда подобные решения были далеко не в приоритете.
По моде того времени МТ-ЛБ умеет медленно, но все-таки плавать. Водометов нет – перемещение по водной глади за счет гусениц и кормовых гидродинамических отражателей. Аналогичным образом ведут себя БМП-1 и БМП -2.
Первые отечественные импровизации на базе МТ-ЛБ появились в Афганистане. Бойцы водрузили на транспортер 82-мм автоматический миномет «Василек».

Появление такого эрзаца должно было навести военных на мысли о принятии на вооружение фабричного самоходного миномета. Но нет – ждали до 2020-х годов. Впрочем, проблема мобильных минометов до сих пор окончательно не решена в Российской Армии. Как писали в воспоминаниях,«узел крепления «Василька» на крыше транспортера изготавливался из подручных материалов – из частей поврежденных автомобилей, например, из швеллеров от рамы «Урала», поддон миномета размещался на колесном диске».

Сейчас в зоне спецоперации нередко не ищут сложных путей и просто крепят «Василек» на крышу десантного отделения, не снимая с колесного хода.
Также в Афганистане отлично себя зарекомендовала модификация МТ-ЛБВМ, предназначенная для Крайнего Севера. Гусеницы машины получили расширители, удельное давление на грунт снизилось, и «Мотолыга» не имела равных в преодолении песчаных пустырей. Там, где вязли БМП и БМД, «снегоходные» МТ-ЛБ чувствовали себя превосходно.


                                                МТ-ЛБ с флотской ЗПУ 56-П-542 обр. 1939 года. Пулемет ДШК


                                   Корабельная 25-мм спарка 2М-3 на гусеничном шасси МТ-ЛБ где-то в зоне СВО.


                                                                      Орудие С-60 на МТ-ЛБ.


    Одна из наиболее экзотичных надстроек для МТ-ЛБ – пусковая установка МС-227 корабельного комплекса А-22 «Огонь».


На данный момент самая редкая модификация – МТ-ЛБ с установкой для запуска глубинных бомб РБУ-6000. По фотографиям ниже видно, что для самоходной установки выбрали несколько усеченный вариант бомбомета

По-настоящему раскрылся потенциал для импровизации с МТ-ЛБ в ходе спецоперации, что видно на изображениях выше.
Почему именно «Мотолыга»?
Во-первых, машин скопилось в Российской Армии не менее 50 тысяч. Они надежны и неприхотливы, с запчастями проблем нет.
Во-вторых, для МТ-ЛБ практически нет ниши для использования по прямому назначению – в качестве транспортера и артиллерийского тягача. Орудий, которые может буксировать «Мотолыга», не так много, а в качестве транспортера пехоты она слишком слабо защищена.
Вот и получается, что изделие годится лишь в качестве мобильной платформы для артиллерии и ракет, нередко работая с закрытых позиций.
Наверное, самым правильным решением стало бы массовое переоборудование МТ-ЛБ в технику огневой поддержки путем монтажа боевого модуля от БТР-82А. Тем более что такие изделия имеются в ограниченном количестве. Вместе с усиленным бронированием машины будут представлять серьезную угрозу для противника.


                                    Блок 80-мм неуправляемых авиационных ракет Б-8М1 на шасси МТ-ЛБ. 


                                         ЗПУ-4 (4х14,5 мм пулемёта Владимирова) на шасси МТ-ЛБ. 

Проще перечислить орудия, которые не монтировали на «Мотолыгу», настолько платформа оказалась востребованной и универсальной.
Классикой стала спаренная пушка ЗУ-23-2, упоминаемый выше миномет «Василёк», счетверенная установка ЗПУ-4 с 14,5-мм пулеметами, спаренными вертикально 25-мм автоматическими пушками 2М-3М и блок 80-мм неуправляемых авиационных ракет Б-8М1. 
Совершенно экзотично выглядит корабельный бомбомет РБУ-6000 «Смерч-2». Многие уже успели поиронизировать насчет последнего изделия, но если орудие может эффективно и недорого уничтожить врага, то почему бы его не поставить на «Мотолыгу»?
Похоже, этим девизом еще долго будут руководствоваться армейские рембаты в зоне СВО.

                                                                                                       Автор: Евгений Федоров