Русские и белорусские фамилии

 

                             БЕЛАРУСКИЕ И РУССКИЕ ФАМИЛИИ  В 1990-е годы и начале 2000-х годов в России пошла мода на получение неких грамот на княжеские или графские фамилии. Люди с фамилией, например, Шереметьев или Морозов выкупали себе сертификат, что они якобы дворянского происхождения. Некоторые делают это и сейчас. Но тут есть важный нюанс: если в Беларуси у людей с фамилиями типа Радивилович действительно с большой вероятностью были дворянские корни, то вот у русских с «благородными» фамилиями предки были вовсе не аристократами, а крепостными рабами этих аристократов.

          

ОТЧЕСТВА И КЛИЧКИ

Фамилии беларусов и россиян формировались абсолютно в разное время и в разных условиях. Это сейчас многим наивным людям кажется, что фамилии существовали давным-давно, но вот у большинства русских России они появились лишь после отмены крепостного права в 1861 году и продолжали появляться вплоть до выдачи первых паспортов уже в Советском Союзе, в 1920-е годы. И если в Беларуси фамилии крестьян и мещан, как и шляхты, формировались в средневековье, в условиях относительной политической и экономической свободы, которую литвинам обеспечивали и Статут ВКЛ, и Магдебургское право, то процесс формирования фамилий у русских России закончился лишь к началу 1930-х годов, когда массово «окрестили» тысячи и тысячи бездомных детей, которых всех переловили и оформили в детские дома и колонии. Причём беспризорные дети очень часто вообще не могли сказать, как их зовут, и вместе с фамилией, к примеру, Непомнящий, Безродный или Безымянный детям давали и их первые имена. Аналогично происходило и с 80 процентами предков современных русских, когда после отмены крепостного права им надо было как-то по документам зваться. Вот тогда крестьяне деревень, принадлежащих ранее Шереметьеву или Меньшикову или кому-то ещё, становились соответственно Шереметьевыми или Меньшиковыми, или даже Шмидтами или Бергами.

Вообще же ещё в раннем и среднем средневековье фамилий в Европе как таковых не было ни у кого. Только имена. Людям богатым и знатным, в частности, королям, к имени и отчеству добавляли некое прозвище. Эти прозвища позже и стали фамилиями, но в ВКЛ, как и в Скандинавии фамилиями часто становились именно отчества. Хороший пример – Исландия. В Исландии традиции сохранились нетронутыми с десятого и одиннадцатого веков, и у исландцев нет фамилий и по сей день – только отчества. Если у исландца Карла родился Ларс, то он будет Ларс Карлссон (Карла сын), ну а сын самого Ларса по имени Гуннар будет уже Гуннаром Ларссоном (Ларса сын), и так далее. Женщины имеют окончания «доттир», что значит «дочь».

В материковой Европе к XVII веку фамилии были уже даже у крестьян. Они в Беларуси, как и во всей Европе, формировались и по отчеству (Янович, Францевич), и по роду занятия (Пирог, Булка, Корж для пекарей и кулинаров и т.д.), и по неким физическим отличиям (Горбатка, Горбач – если у человека искривлена спина, Бусел – если худой и высокий как журавль-бусел). В Беларуси была тенденция, когда в XIX веке при переводе всех униатов в русское православие наших Янов переименовывали в Иванов (и тогда у нас и распространилась фамилия Иванов вместо былых Яновичей и Яновских). Но такой массовой тенденции, при которой в России переименовывали целые ранее неславянские народы в славянские, никогда не было.

ОБРУСЕНИЕ МОРДВЫ И КАРЕЛОВ

Если бы не навязанная населению насильственная русификация второй половины XIX века и всей первой половины XX столетия, то в Центральной России сейчас бы проживало до 50 миллионов, а может и больше, финно-угров: мордвинов, эрзян, муромы, мокши, мещеры… Однако их крайне мало, ибо почти все они стали в итоге русскими. Православные попы, переводя этих нерусских и даже не христианских людей в православие, так же произвольно давали им понятные имена и фамилии взамен непонятных и трудно произносимых финских. Так, мордвины, как и волжские татары (булгары), были преимущественно мусульманами. При крещении им на голову лили ритуальное масло смирну или мирр. Человек, помазанный смирной, становился, таким образом, смирным, то есть смиренным православным русским христианином. Так в России появилась фамилия Смирнов и стала самой распространённой фамилией в России, ведь миллионы новоиспечённых Смирновых становились из вчерашних татар и мордвинов, удмуртов и эрзян великороссами в течение всей второй половины XIX века вплоть до начала XX века.

А вот на западе России финно-угров карелов, ингров, вепсов и водь никто не крестил, так как они были уже преимущественно лютеранами под влиянием соседней Финляндии и Эстонии, которые зародились как страны в составе Шведского королевства. В Карелии и Ленинградской области финно-угры в сельской местности составляли большинство ещё в 1930-е годы, живя там под своими национальными именами, разговаривая на родном языке. Но в годы войны немцы их силой сгоняли в Финляндию: мол, уходите к своим. Финны же относились к этим невольным иммигрантам как к чужакам, как к русским. Когда война закончилась и советские финно-угры стали возвращаться в СССР, то на родине их вновь ждали неприятные сюрпризы: теперь они уже для местных русских были вроде как фашистами-финнами. Вот почему в 1940-е и 1950-е годы водь, ингры, вепсы и большая часть карелов стали прятаться, записывая своих детей и себя русскими по пятой графе национальности. Никто не хотел быть изгоем в своей собственной стране.

А когда упразднили Карело-Финскую ССР, сделав Карелию автономной республикой, то решили, что и учить родной язык в школах уже не надо было, и тогда карелы и вовсе подались в русские. И бывшие карелы, ингры, водь и вепсы – при абсолютном уже неучастии церкви в этом процессе – стали себе сами выбирать русские фамилии. В основном свои национальные родные имена меняли на похожие русские: Аннтти становился Антоном, а Теему – Тимофеем. Фамилии же меняли либо путём простого перевода – был Ярвинен, стал Озеров; либо по схожести звучания – был Мягги, стал Мягков. Кстати, фамилии Мягков и Озеров – нерусское абсолютно. Удивлены? Но аналогов фамилии, к примеру, Озеров нет ни в беларуском, ни в украинском, ни в польском языках. Нет у славян фамилии, где просто был бы зафиксирован географический объект без его имени собственного. Славяне давали фамилии по рекам и озерам, отталкиваясь от имён этих рек и озёр, а вот в финской культуре фамилия Ярвинен, то есть просто Озеров, очень встречаемая. Только одних знаменитых спортсменов в Финляндии с фамилией Ярвинен восемь человек. И вот все эти карельские и вепсовские Ярвинены стали Озеровыми при переходе в русский народ.

Как и распространённая у карел фамилия Путяйнен – то есть Рыбак – превращалась либо в Рыбакова, либо в Рыбина, либо просто в Путин. Но опытный лингвист и этнограф даже в звучащей абсолютно по-русски фамилии всегда угадает, откуда она пришла и является ли вообще русской.

ПУТЯЙНЕН-ПУТИН

В 2014 году российский портал «47news» назвал фамилию Путин редкой русской фамилией, найдя в октябре того же года только 57 полных тёзок президента РФ Владмира Путина по всей стране, и только одного – в Ленинградской области. Правда, при этом портал лукаво упомянул лишь полных тёзок, а вот про саму фамилию Путин как-то деликатно умолчал. А много ли её, этой фамилии, на самом деле в России? Оказывается, много, но в разных версиях.

Фамилия Путин имеет карельские корни. Это обрусевшее карельское Путяйнен, а Путяйненов до сих пор немало и в Финляндии (известная горнолыжница Таня Путяйнен), и в Карелии.

Но ещё в 2001 году к выводу, что Путин – нерусская фамилия, пришёл профессор Каунасского университета имени Витаутаса Великого, историк языка Симас Каралюнас, когда по просьбе летувисской газеты «Летувос ритас» попытался выяснить происхождение фамилии президента России.

Каралюнас считал, что фамилия Путин имеет балтийские корни. Гипотезу о балтийском происхождении Путина подтверждают языковые изыскания. Профессор Каралюнас в первую очередь искал фамилию Путин в авторитетных справочниках русских фамилий. В «Словаре старорусских имён собственных», изданном в Санкт-Петербурге в 1903 году, русской фамилии Путин нет совсем. Здесь приводятся только аналогично звучащие фамилии, такие как: Путило, Путиловец, Путимец, Пут, Путыша, Путята. И отчества - Путилович, Путилов, Путятин, Путятич.

Английский славист Б. Анбегаум, приводя такие фамилии, как Путилов, Путилин, Путиловский, Путятин, считает, что они происходят якобы от имени Путило, распространённого в XIII веке, а оно является сокращением якобы от имени русского князя Путислава, жившего в XII веке. Фамилия Путятин, по мнению английского слависта, восходит к имени Путята, тоже сокращённого.

Но Симас Каралюнас считает иначе и считает правильней. Он пишет, что если бы в то время фамилия (или отчество) Путин в России существовала, то она была бы представлена в словаре и происходила бы именно от Путислава. Однако такая фамилия в словаре не упоминается. Стало быть, появилась она позднее, самое раннее – в конце XIX века, поэтому её следует считать нерусской. Каралюнас пишет про фамилию Путин от якобы Путислава: «Я занялся этимологией фамилии президента России, в процессе исследования я удивился, что для русских эта фамилия нехарактерна, она чужеродная. Ни у беларусов, ни у украинцев фамилии Путин нет».

Поскольку в Летуве около 90 семей носит фамилию Путинас, то, по мнению Каралюнаса, почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что она имеет летувисское происхождение. Но профессор не копнул глубже, не указал, а кто до летувисов жил в Летуве. А жили там финны племени ливов, от которых всю Латвию с северной частью современной Летувы в своё время прозвали Ливонией. Генофонд ливов до сих пор присутствует у летувисов, и, особенно, у латышей. Ну а эстонцы – это и есть финны, слегка смешанные с восточными балтами.

Российский исследователь Александр Трифонов пишет:

«Итак, в списках финских фамилий учёные насобирали такие образцы как Путала, Путамяки, Путанен, Путинен, Путяйнен, Путапарта, Путари, Путту и даже Путя... Это были фамилии с дифтонгом -ou- в первом слоге. А теперь – немалый перечень фамилий с первым слогом «put»: Путаа, Путаала, Путаансуу, Путила, Путилайнен, Путкинен, Путкисто, Путко, Путконен, Путкури, Путкойнен, Путт, Путта, Путтаа, Путти, Путтилла, Путто, Путтонен, Путту, Путула и Путус. В славянских языках фамилий с корнем «пут» куда меньше. Это к вопросу, кто у кого мог заимствовать».

На старофинском «пут» означает либо «рыба», либо «рыбак». Финны, водь, вепсь, ингры и карелы, живая среди озёр, рек и по побережью моря, конечно же, промышляли рыбной ловлей очень много, оттого и много имён с корнем «рыба», т.е. «put».

Ещё в XVI веке шведские переписные книги (Финляндия и Карелия тогда были частью Швеции) фиксируют в области финского города Оулу, который тоже когда-то населяли карелы, первых Путяйненов. В 1500-е годы родовой корень «Путя» наблюдается у жителей трёх провинций Финляндии. Десятки Путяйненов, Путя, Путяйсенов осваивали Суоми в это время. Например, в 1570 году в том же Оулу проживал некий Пиетари Путяйнен. А в 1616 году трое Путяйненов рыбачили на побережье Салми. Половина Путяйненов в XVII-XVIII вв. жили в Карелии.

Ну а по поводу версий английского слависта про Путимира и Путислава Александр Трифонов пишет: «Несколько раз я натыкался на информацию о древнерусских именах Путимир и Путислав. Однако в русском языке вообще нет фамилий, образованных от этих имён, а это значит, что они вышли из лексикона русских к моменту появления фамилий и рассматривать их в контексте исходного слова нельзя».

Как видим, корни и условия возникновения родовых фамилий беларусов и русских очень разные. Если беларуская фамилия Радивилович означает, что кто-то в вашем роду в самом деле имел отношение к непосредственно семье магнатов Радзивиллов, то русские Кутузов, Шереметьев или Потёмкин – это стопроцентно потомки крепостных крестьян из деревень этих помещиков, от которых (помещиков) после 1917 года не осталось и следа.        

            автор   :    Михаил ГОЛДЕНКОВ    «Аналитическая газета «Секретные исследования», №4, 2022