Танки ВОВ
«Achtung - Panzer!». Танки Германии и СССР на 22 июня 1941 года
После публикации предыдущей статьи «Оружие «Блицкрига» - основное вооружение Вермахта в 1941 году» я обратил внимание, что она вызвала определенный интерес. Решил продолжить в таком формате и сделал полноценный краткий обзор всех танков СССР и Германии. В этой статье нет аналитики и сравнительного анализа, это ознакомительная статья.
Танковый парк Вермахта на 22 июня 1941 года.
Третий Рейх вступил во Вторую мировую войну с легкими и средними танками, которые были созданы, как средство реализации стратегии «Блицкрига» (молниеносной войны), поэтому вооружались малокалиберными автоматическими и полуавтоматическими пушками, а также пулеметами, способными создать на близких расстояниях зону огня, необходимую для поражения и деморализации живой силы противника, а высокая скорость танков являлась главным фактором стремительного и глубокого прорыва в глубь территории противника. Только у среднего танка Т-IV была пушка среднего калибра. Представляю Вам «бронированную кавалерию» Третьего Рейха, которая была основой Вермахта в 1941 году. Именно эти легкие и средние танки стали главным инструментом «молниеносной войны».
Состав немецких танковых войск, по состоянию на 22 июня 1941 года. В общей сложности, в 4-х танковых группах Вермахта, на начало войны, числилось 3.266 исправных танков.
1-я танковая группа Вермахта (Panzergruppe 1).
6 октября 1941 года переименована в 1-ю танковую армию, всего 728 танков. Командующий: генерал-полковн Па́уль Лю́двиг Э́вальд фон Клейст , организационно входила в группу армий «Юг».
2-я танковая группа Вермахта (Panzergruppe 2).
С 5 октября 1941 года переименована в 2-ю танковую армию, всего 994 танка. Командующий: генерал-полковник Хайнц Ви́льгельм Гудериа́н , организационно входила в группу армий «Центр».
3-я танковая группа Вермахта (Panzergruppe 3).
1 января 1942 года переименована в 3-ю танковую армию, всего 942 танка. Командующий: генерал-полковник Герман Гот, организационно входила в группу армий «Центр».
4-я танковая группа Вермахта (Panzergruppe 4).
1 января 1942 года переименована в 4-ю танковую армию, всего 602 танка. Командующий: генерал-полковник Эрих Гёпнер, организационно входила в группу армий «Центр».
Средние танки поддержки Pz Kpfw IV - 438 ед.
Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf D (Sd Kfz 161).
ТТХ Pz Kpfw IV Ausf D: Масса - 20 т. Броня: лоб корпуса и башни - 30 мм, борт и корма - 20 мм. двигатель - Maybach HL 120TRM (300 л.с.). Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 200 км. Вооружение: 75-мм пушка KwK-37; два 7,92-мм.
Средний танк Pz.Kpfw. IV был разработан фирмой «Krupp» в середине 30-х годов. Серийно выпускался с октября 1937 года и до 1945 года. Изначально разработанный как танк поддержки, был основным танком Вермахта с 1941 года, придя на замену потерявшим свою актуальность Pz.III. Применялся на всех театрах военных действий Германии. Всего было выпущено 8.519 танков всех модификаций.
Средний танк Pz Kpfw IV Ausf E (Sd Kfz 161).
ТТХ Pz Kpfw IV Ausf E: Боевая масса - 21 т. Броня: лоб корпуса - 50 мм, лоб надстройки и башни - 30 мм, борт и корма - 20 мм. Скорость - 42 км/ч. Запас хода - 200 км.
Произведено 223 танка с сентября 1940 г. по апрель 1941 г. Главным её отличием от предыдущей версии стало существенное увеличение толщины брони. На Ausf E увеличилась толщина лобовой брони корпуса до 50 мм; появилась командирская башенка нового типа. Применялись броневые накладки на лоб надстройки (30 мм) и на борта корпуса и надстройки (20 мм). В августе 1941 года трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E был доставлен на наш полигон. После того, как было усилено бронирование, интересно почитать отрывок из отчета сотрудников полигона Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) в Кубинке: «Броневая защита танка T-IV поражается артиллерией всех калибров. Башня танка, смотровые люки, шаровая установка пулемёта радиста поражаются крупнокалиберным стрелковым вооружением». Для справки: в сентябре 1942 года состоялись испытания Pz.Kpfw.IV Ausf.E, в ходе которых по трофейному танку вёлся огонь из пушки Ф-34, установленной в Т-34. Лобовой лист немецкого танка был пробит на дистанции в 500 метров первым выстрелом.
Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf F1 (Sd Kfz 161).
ТТХ Pz Kpfw IV Ausf F1: Боевая масса - 22,3 т. Броня: лоб корпуса, надстройки и башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм. Скорость - 42 км/ч. Запас хода - 200 км. Произведено 462 танка с апреля 1941 г. по март 1942 г.
Из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики сочетались и дополняли друг друга. У «Тигра» и «Пантеры» был перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации. Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни.
В СССР бои были ожесточенные, начинали в июне с 438 танками Pz.IV , а концу 1941 года немцы потеряли на Восточном фронте 348 Pz.Kpfw.IV, то есть больше 3/4 от первоначального их числа.
Средние танки Pz.Kpfw.III.
К началу войны с СССР Pz.Kpfw.III продолжал оставаться самым массовым танком вермахта. 1 июня в наличии было 1090 танков с 50-мм пушкой и 350 с 37-мм пушкой. Кроме того, из 330 командирских танков большую часть составляли Pz.Bef.Wg.III.
Средний танк Pz Kpfw III Ausf G (Sd Kfz 141).
ТТХ Pz Kpfw III Ausf G: Боевая масса – 20,3 т. Броня: башня, лоб и борта надстройки и корпуса – 30 мм, корма надстройки и корпуса - 21 мм. Двигатель «Майбах» НL 120TR. Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 165 км. Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34.
Поставлено в войска 600 машин с апреля 1940 г. по февраль 1941 г.
Средний танк Pz Kpfw III Ausf J. (Sd Kfz 141).
ТТХ Pz.Kpfw.III Ausf J: Боевая масса – 21,5 т. Броня: лоб и корма надстройки и корпуса – 50 мм, башня и борта – 30 мм. Двигатель — «Майбах» НL 120TR. Скорость — 40 км/ч. Запас хода — 155 км. Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34.
Танк был принят на вооружение в 1937 г и выпускался до конца 1943 г. Всего произведено 1549 Ausf. J с марта 1941 г. по июль 1942 г. К осени 1941 года Pz.Kpfw.III Ausf.J составляли не менее половины от общего числа Pz.Kpfw.III. Боевым дебютом для Pz.Kpfw.III Ausf.J стала операция «Барбаросса». К началу вторжения в СССР в Вермахта находилось примерно две сотни машин этой модификации. Дебют получился успешным: после усиления брони в лобовой проекции корпус стал практически неуязвим для снарядов советских 45-мм противотанковых и 45-мм танковых пушек. Всего за 1941 год немцы потеряли 660 Pz.Kpfw.III всех модификаций, то есть примерно половину от имевшихся на начало операции «Барбаросса».
Средний танк Pz Kpfw III Ausf H (Sd Kfz 141).
ТТХ Pz Kpfw III Ausf H: Боевая масса - 21,8 т. Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм, дополнительные броневые листы на лоб и корму корпуса и на лоб надстройки - 30 мм. Вооружение: 50-мм KwK38 L/42 и два 7,92-мм MG34.
Pz Kpfw III Ausf H получил новую трансмиссию, улучшенную башню, новую командирскую башенку, дополнительные 30-мм броневые лобовые и кормовые экраны корпуса и лобовые – надстройки (30+30 мм). В 1941 г. лобовая броня танка Pz Kpfw III Ausf H не пробивалась снарядами советских 45-мм противотанковых пушек образца 1937 г.
PzKpfw III был эффективной, надёжной и легкоуправляемой машиной с хорошим уровнем комфорта для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939—1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгкосреднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.
Командирский танк Pz.Bef.Wg.III Ausf.E. (Sd.Kfz.266).
На базе линейных Pz.Kpfw.III строили командирские танки, в течение 1938—1943 годов значительную часть танков модификаций D, Е, Н, J и М выпустили как командирские — Panzerbefehlswagen.
Башня жёстко крепилась к подбашенной коробке. На танке из вооружения имелся только один пулемет MG 34 в шаровой установке, расположенной в лобовой части башни. Пушка и второй башенный пулемет являлись макетами. Отсутствие вооружения объяснялось тем, что внутри боевого отделения находилось радиооборудование, а из крыши башни выдвигалась телескопическая антенна.
Штурмовых орудие StuG III AUSF В (Sd.Kfz.142).
В начальной фазе операции «Барбаросса» принимали участие 12 дивизионов и пять отдельных батарей штурмовых орудий. Главная задача штурмовой артиллерии, по мнению командования Вермахта, заключалась в непосредственной поддержке пехоты.
ТТХ StuG III: Боевая масса 22 т. Двигатель «Майбах» HL 120TRM (300л.с.). Максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч. по рокаде - 30 км/ч. Вооружение – пушка 7,5 cm StuK 37 L/24. Дальность прямого выстрела 650 м, максимальная дальность стрельбы 6200 м.
Штурмовых орудие StuG III AUSF C/D (Sd.Kfz.142).
ТТХ StuG III: Боевая масса 22 т. Двигатель «Майбах» HL 120TRM (300л.с.). Максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч. по рокаде - 30 км/ч. Вооружение – пушка 7,5 cm StuK 37 L/24. Дальность прямого выстрела 650 м, максимальная дальность стрельбы 6200 м.
Первые бои против Т-34 и КВ показали, что эффективность StuG III в борьбе с танками противника очень низкая. 28 сентября 1941 года Гитлер подписывает специальный приказ, согласно которому необходимо увеличить мощность орудий, которыми вооружаются танки и штурмовые орудия. Согласно данному приказу все танки и САУ должны вооружаться только длинноствольными пушками. Производство штурмовых орудий с новой пушкой было развернуто в марте 1942 года.
Легкие танки Pz.Kpfw II.
На 1 июня 1941 года панцерваффе имели 1074 таких танка, ещё 45 находились в долгосрочном ремонте; 85 огнеметных. Из них в операции против СССР было задействовано 825 обычных и 84 огнемётных машин. В течение 1941 года на Восточном фронте было потеряно 424 танка. К концу 1942 года большая часть танков была убрана с передовой и передана в учебные части и на второстепенные фронты. Производство танков было прекращено в 1943 году, а оставшиеся шасси были использованы для создания САУ (в основном Веспе и Мардер). В марте 1945 года в войсках насчитывалось 145 единиц танков этого типа.
Легкий танк Pz.Kpfw II Ausf D.
Легкий танк Pz Kpfw II Ausf F (Sd Kfz 121).
ТТХ Ausf.F: Боевая масса – 9,5 т. Броня: лоб корпуса 35 мм, лоб надстройки и башни – 30 мм, борт, башня и корма – 15 мм. Двигатель – «Майбах» HL 62 TR. Скорость – 40 км/ч. Вооружение — 20-мм пушка KwK-30; боезапас – 120 выстрелов; дальность стрельбы – 4,4 км; 7,92-мм пулемет MG-34; боезапас – 2 100 патронов; экипаж – 3 человека.
Отличием Рz.Kpfw II Ausf.F стал лобовой лист подбашенной коробки на всю ширину корпуса толщиной в 30 мм. Бронирование лба башни возросло до 30 мм, ее бортов до 15 мм. Толщина лба корпуса колебалась от 35 -25 мм.
Несмотря на прекращение выпуска этого танка в 1942 году, его шасси широко использовалось для производства САУ, а также артиллерийских тягачей и прочих модификаций, а поступавшие на ремонт с полей сражений поврежденные танки переоборудовались в огнемётные машины или подвергались вышеперечисленным модификациям. Pz.II со снятой башней использовался в качестве бронемашины командира танкового подразделения. Некоторые машины были отозваны в 1941-1942 годах в Германию и использовались там в качестве учебных танков для подготовки экипажей.
Легкий танк Pz.Kpfw. 35 (t).
Танк Pz.35(t) был разработан фирмой «Skoda» и принят на вооружение в 1936 г. Всего было выпущено 424 машины. Захваченные Вермахтом 244 танки использовались в войне против СССР.
ТТХ Pz.35(t): масса – 10,5 т; бронирование – 8 — 25 мм; двигатель 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Skoda Т-11; мощность двигателя – 120 л. с; удельная мощность – 11,4 л.с./т; скорость по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 160 км; вооружение — 37-мм пушка vz.34UV
На 1 июня 1941 года в Вермахте насчитывалось 198 танков Pz.35(t), из которых 11 находились в ремонте. В боевых частях, развернутых на советской границе, имелось 149 танков. 6–я танковая дивизия входила в состав группы армий «Север» и наступала на ленинградском направлении. В сентябре ее перебросили на московское направление, где она дошла до Клина. В условиях русской зимы танкам 35(t) пришлось туго: начисто замерзал пневматический сервопривод управления коробкой передач. Число этих боевых машин в частях 6–й танковой дивизии неуклонно сокращалось. 10 декабря 1941 года был подбит последний 35(t) на Восточном фронте. Больше в боевых частях эти танки не использовались, а применялись лишь как учебные.
Легкий танк Pz.Kpfw.38(t).
LT vz.38 разработан фирмой «Skoda» и принят на вооружение в 1939 г. Всего было выпущено 1 396 машин восьми вариантов (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G). Захваченные Вермахтом 763 танка использовались под обозначением Pz.Kpfw.38(t).
ТТХ Pz.Kpfw.38(t): масса - 10,1т; бронирование – 8 — 50 мм; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 125 л.с.; скорость передвижения по шоссе – 48 км/ч; запас хода – 230 км; вооружение — 37-мм пушка KwK A7
Pz.Kpfw.38(t) использовался немцами при захвате Польши, Франции и в Балканской кампании, где показал себя с хорошей стороны. Всего на 22 июня 1941 года в танковых дивизиях Вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 легких танков Pz.Kpfw.38(t)[5], что составляло 19 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР. Танки Pz.Kpfw.38(t) были в составе пяти танковых дивизий. Еще летом 1941-го года Pz.Kpfw 38(t) был более менее эффективным, но с появлением на поле боя советских танков Т-34 и КВ-1 показал свою полную не боеспособность. 37-мм пушка не могла справится с броней советских новинок, в то время как сам Pz.Kpfw 38(t) прошивался орудиями Т-34 и КВ-1 практически насквозь. В начале 42-го года от дальнейшего выпуска этого танка отказались. С учётом большой надежности шасси танка, на заводах ЧКД было разработано множество машин на базе Pz.Kpfw 38(t), таких как Marder III, Jagdpanzer 38(t), Aufklärungspanzer 38(t) и многое другое, таким образом шасси танка выпускалось до самого конца войны.
Легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf B.
ТТХ Pz.Kpfw.I: Масса – 5,8 т; бронирование – 5 - 15 мм. Двигатель Maybach NL 38-Tr (100 л. с.). Скорость передвижения по шоссе – 40 км. Запас хода – 175 км. Вооружение: два 7,92-мм MG-34.
Вермахт использовал против Красной Армии 410 танков Pz.I. В частях первой линии действовало более 70 боевых машин. Еще 245 танков находились в ремонте или проходили переоборудование. Немецкие легкие танки могли вести бой на равных только с такими советскими машинами, как Т-37, Т-38 и Т-40. В остальных случаях могли выручить лишь скорость и мастерство экипажа. К концу 1941 года практически все Pz.I, задействованные на Восточном фронте, были уничтожены. В 1942 году их сняли с вооружения и вывели из состава полевых частей.
Танковый парк Красной Армии на 22 июня 1941 года.
Советская танковая промышленность накануне войны была мощной отраслью отечественного машиностроения, в нарастающем темпе обеспечивала непрерывную поставку новых машин, однако начало германо-советской войны не позволило перевооружить войска в достаточном количестве. Танки, которые я Вам показываю, несмотря на свое техническое превосходство, в силу слабой подготовки личного состава, плохо организованной ремонтной базы, а главное неадекватного действия командования, не оказали должного сопротивления агрессору в начальной период войны.
Я воспользуюсь цифрами которые указаны в докладе начальника ГАБТУ генерал-лейтенанта Федоренко Главному совету РККА «О состоянии обеспечения автобронетанковой и транспортной техникой Красной Армии на 1 июня 1941 года», там указывается цифра 23.262 танков и танкеток, из них 4.721 вооруженных только пулеметами калибра 7,62-мм. :"...На 1.06.41г. состоит в наличии: КВ – 545, Т-34 – 969, БТ-2,5,7 – 7.550*, Т-26 – 10.057**, Т-40 – 147, Т-37,38 – 3.460, Т-35 – 59, Т-28 – 481, ВСЕГО 23.262
* Из них 594 БТ-2. ** Из них 2-х баш. - 1261; СУ-5 - 28 и 1137 огнем..."
На 1 июня 1941 года всего во всех военных округах СССР было 18.541 ТАНКОВ с танковыми пушками.
В этом же докладе начальника ГАБТУ Федоренко Главному совету РККА "О состоянии обеспечения автобронетанковой и транспортной техникой Красной Армии на 1 июня 1941 года" указано и число танков в РККА, требующих капитального ремонта – 2.293 единиц, и среднего ремонта – 2.155. Что составляет 9,9 и 9,3% соответственно. Так или иначе, но к 1 июня 1941 года в пяти приграничных военных округах числилось 12.780 танков и танкеток, из которых было исправно примерно 10.500 единиц. Коллектив авторов "Отечественные бронированные машины" произвел подсчет и сообщил, что среди всех танков было 469 КВ (КВ-1 и КВ-2) и 850 Т-34, 51 Т-35 и 424 Т-28. С 31 мая по 21 июня заводами было отгружено и отправлено в войска еще 41 КВ и 238 Т-34, но сколько из них успело добраться до границы к 22 июня - неизвестно.
Т.к. данные могут быть из разных источников, могу какую-то цифру указать не совсем точно, прошу не придираться. В скобках указанно количество в исправном состоянии.
Тяжелые танки РККА.
1) Тяжелый танк КВ-1 обр. 1940 г. На 1 июня 1941 г. - 370 ед. (334 ед.)
Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. 31 декабря 1940 года на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) собрали первый КВ. Одновременно на заводе началось строительство специального корпуса для сборки КВ. Однако на ЧТЗ до начала войны было собрано всего несколько танков. В 1940 году было выпущено 139 КВ-1 и 104 КВ-2, а в первом полугодии 1941 года — 393 (293 КВ-1 и 100 КВ-2).
ТТХ КВ-1: Масса – 43,1 т. Бронирование – 30 -75 мм. Двигатель 12-цилиндровый дизельный В-2К мощностью 500 л.с. Скорость по шоссе – 34 км/ч. Запас хода – 225 км. Вооружение - 76-мм пушка Ф-32. Три 7,62-мм пулемета ДТ.
Производство КВ-1 обр. 1940 г. продолжалось до октября 1941 г., пока не закончились имеющиеся танковые пушки Ф-32. Танк произвел сильное впечатление на немецких военных. Он практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб — только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь лишь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток. Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка — она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать.
2) Тяжелый танк КВ-2. На 1 июня 1941 г. - 128 ед. (110 ед.)
ТТХ КВ-2: Масса - 52 т. Бронирование – 30 -75 мм. Двигатель дизельный В-2К мощностью 500 л.с. Скорость - 34 км/ч. Запас хода – 225 км. Вооружение - 152,4-мм гаубица М-10Т (36 выстрелов). Три 7,62-мм пулемета ДТ; экипаж 6 чел.
В феврале 1940 года КВ-2 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на Ленинградском Кировском заводе до июля 1941 г. По сути КВ-2 относится к отдельной категории, правильнее было бы назвать его «тяжелый штурмовой танк». Он был предназначен в первую очередь для уничтожения долговременных укреплений противника. Это был танк огневой поддержки. На вооружении КВ-2 была не пушка, а гаубица обр. 1938/40 гг. М-10Т (танковая). Примечательный факт, до сих пор никто в мировом танкостроении не смог поставить орудие 152 мм в башню серийного танка. Всего было выпущено 204 ед.
3) Тяжелый танк Т-35. На 1 июня 1941 г. – 59 ед. (42 ед.)
ТТХ Т-35: Масса – 50 т; бронирование – 10 - 50 мм. Двигатель карбюраторный М-17Л (500 л.с.). Скорость по шоссе – 29 км/ч; запас хода –150 км. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927/32 гг. и две 45-мм пушки 20К; боезапас 96 выстрелов 76,2-мм и 226 выстрелов 45-мм; 5 7,62-мм ДТ
Т-35 — единственный в мире 5-и башенный танк серийной постройки — является уникальной боевой машиной! Состав и размещение его вооружения оптимальны для много башенного танка. Пять башен, расположенных в два яруса, позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм, одной 45-мм и трех пулеметов вперед, назад или на любой борт. Однако столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка. Т-35 был создан для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос противника и поступал в части резерва Главного командования РККА. Всего с 1933 по 1939 год изготовили 61 танк. На 22.05.1941 г., в войсках насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении 67 и 68 танковых полков 34 танковой дивизии Киевского ОВО. Все Т-35 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 - в битве под Москвой.
Средние танки РККА.
Средний танк Т-34. Всего на 1 июня 1941 г. – 1.030 ед. (1.029 ед.)
4) Средний танк Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11.
ТТХ Т-34: Масса - 25,6 т. Бронирование - 13 - 45 мм; Двигатель дизельный В-2-34 (500 л.с.). Скорость передвижения по шоссе - 54 км/ч. Запас хода - 300 км. Вооружение: 76-мм пушка Л-11 (броне пробиваемость - 73 мм на дистанции 1.000 м при угле встречи 90°). Боезапас –100 снарядов. Два 7,62-мм пулемета ДТ. Экипаж - 4 человека.
Достаточно квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд: «Появление танка Т-34 было неприятной неожиданностью, поскольку благодаря своей скорости, высокой проходимости, усиленной бронезащите, вооружению и, главным образом, наличию удлиненной 76 мм пушки, обладавшей повышенной меткостью стрельбы и пробивной способностью снарядов на большой, до сих пор считавшейся недостижимой дистанции, представлял собой совершенно новый тип танкового оружия. Немецкие пехотные дивизии хотя и располагали каждая в общей сложности 60–80 противотанковыми пушками и имели достаточное количество других противотанковых средств, но при калибре орудий 37 мм они почти не оказывали поражающего действия на «тридцатьчетверки». Вводимая на вооружение немецких войск в это время 50 мм противотанковая пушка была также недостаточно эффективным средством.» И далее Мюллер-Гиллебранд пишет: «Появление танков Т-34 в корне изменило тактику действий танковых войск. Если до сих пор к конструкции танка и его вооружении предъявлялись определенные требования, в частности подавлять пехоту и поддерживающие пехоту средства, то теперь в качестве главной задачи выдвигалось требование на максимальной дальности поражать вражеские танки, с тем чтобы создать предпосылки для последующего успеха в бою».
Новые «тридцатьчетверки» стали поступать в войска в конце осени 1940 года. К 22 июня 1941 года в Красной Армии было уже 1.032 танков Т-34. Танк считался сверхсекретным, и для сохранения технических характеристик в тайне многие экипажи обучались и тренировались на неходовых макетах, мало проводили времени с боевой машиной. Это привело к тому, что к началу войны экипажи знали материальную часть не в полном объеме и не имели опыта реальной эксплуатации новых Т-34. Боевые действия выявили недостатки конструкции первых моделей Т-34. Прежде всего плохая обзорность, малое количество радиофицированных машин, тесное боевое отделение, объединение в одном лице командира танка и наводчика орудия, малый ресурс двигателя, проблемная коробка передач и т.д. Постепенно все эти недостатки были устранены к концу 1942 и началу 1943 гг.
4.1) Средний танк Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34.
ТТХ Т-34: Масса - 25,6 т. Бронирование - 13 - 45 мм; Двигатель дизельный В-2-34 (500 л.с.). Скорость передвижения по шоссе - 54 км/ч. Запас хода - 300 км. Вооружение: 76-мм пушка Ф-34 (бронепробиваемость - 73 мм на дистанции 1.000 м при угле встречи 90°). Боезапас –100 снарядов. Два 7,62-мм пулемета ДТ. Экипаж - 4 человека.
С марта 1941 года на танк Т-34 стали устанавливать пушку Ф-34. Для этого орудия была изменена форма броневой маски откатного устройства пушки.
5) Средний танк Т-28. На 1 июня 1941 г. – 442 ед. (292ед.)
ТТХ Т-28: Двигатель карбюраторный М-17Т (мощность 450 л.с.). Скорость по шоссе – 42 км/ч. Запас хода – 190 км. Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927г. (69 выстрелов). 7,62-мм пулеметов ДТ -5-. Экипаж - 6 человек.
Т-28 активно использовались в начале войны, но практически все были потеряны. И большая часть – из-за технических неисправностей, в связи с отсутствием ГСМ и запчастей (машины были брошены или взорваны экипажами). Например, в 10-й ТД 15-го мехкорпуса из 51 танка 4 были потеряны в бою, а остальные оставлены экипажами из-за технических неисправностей или отсутствия топлива. Уже зимой 1941 года Т-28 встречались на фронтах очень редко. К середине 1942 года Т-28 можно было увидеть только в частях, которые обороняли Ленинград – Кировский завод, и, соответственно, была возможность ремонта, Эти танки были экранированы и представляли определенную проблему для немецкой пехоты и противотанковой артиллерии. Воевали Т-28 под Ленинградом до зимы 1944 года – танки участвовали в прорыве блокады. Для конца тридцатых годов средний Т-28 был хорошим танком сопровождения и огневой поддержки пехоты – три его пулемёта и 76 мм пушка с осколочными снарядами делали машину эффективной. Бронирование у танка было вполне адекватное времени и стоящим перед танком задачам. Т-28 имел выдающиеся скоростные и маневренные показатели для машин своего класса и времени. Главный минус Т-28 – это сложное производство и эксплуатация. Танк был дорог в производстве и эксплуатации, требовал хорошо подготовленного экипажа для технического обслуживания и ремонта. У танка была капризная ходовая часть, которая требовала своевременного обслуживания и постоянного наличия запчастей (моторесурс был невелик).
Легкие танки РККА.
6) Легкий танк БТ -7М (с дизельным двигателем В-2). На 1 июня 1941 г. – 704 ед. (688 ед.)
ТТХ БТ-7М: Масса – 13,9 т. Дизельный двигатель В-2 (400 л.с.). Скорость на гусеницах - 52 км/ч; на колесах - 72 км/ч. Запас хода - 460 км. Вооружение: 45-мм пушка 20-К обр. 1934 г. (боезапас 84 выстрела). Два 7,62-мм пулемета ДТ.
7) Легкий танк БТ -7. На 1 июня 1941 г. – 4.563 ед. (3.791 ед.)
ТТХ танка: Масса - 13,9 т. Бронирование - 6-22 мм. Двигатель карбюраторный М-17Т (400 л.с.). Скорость на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч. Запас хода - 375 км (460 км). Вооружение: 45-мм пушка 20-К обр. 1934 г. (84 выстрела). Два 7,62-мм пулемета ДТ. Экипаж – 3 человека.
БТ-7 в тридцатые годы шли на вооружение танковых полков кавалерийских дивизий, отдельных танковых бригад и танковых корпусов. Планировалось, что в будущей войне эти соединения будут действовать самостоятельно или в составе конно-механизированных групп, после прорыва обороны противника. БТ активно применялись во всех предвоенных войнах, начиная с Испании в 1937–1938 годах и заканчивая Финляндией зимой 1939–1940 года. Как и у всех легких танков той эпохи было два очевидных недостатка, слабое бронирование и высокий силуэт, что не компенсировалось их скоростью и маневренностью. Наряду с Т-26 эти машины составляли костяк наших механизированных корпусов и сыграли важную роль в начальном периоде войны. Большинство БТ было потеряно в первые месяцы боев, но пережившие начало войны машины еще долго оставались в строю. Вооруженные БТ части и соединения сражались в Битве за Москву, защищали Сталинград и Кавказ, участвовали в прорыве и снятии блокады Ленинграда. В руках опытных танкистов БТ были грозным оружием. Финальной боевой операцией с их участием был разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года.
8) Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7 обр. 1935 г.
Развитие семейства танков БТ было прервано появлением в 1939 году более совершенных и защищенных машин А-20 и А-32, а окончательно его производство прекратилось в 1940 году в связи с поступлением на вооружение легендарного Т-34. Всего было построено 8 тысяч танков семейства БТ, в том числе 5,5 тысяч БТ-7.
9) Легкий танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ. На 1 июня 1941 г. - 117ед. (79 ед.)
ТТХ БТ-7А: Масса – 13,9 т. Бронирование – 6-22 мм. Двигатель М-17Т (400 л.с.). Запас хода с дополнительными баками до 500 км. Вооружение 76-мм пушка КТ (50 выстрелов), три пулемета ДТ (3.339 патронов). Экипаж 3 чел.
БТ-7А являлся модификацией танка БТ-7 и отличался башней увеличенного размера с 76-мм пушкой. Это достигалось путем приспособления башни Т-26-4 с пушкой КТ-28 от танка Т-26. 76-мм пушка КТ-28 позволяла использовать широкую номенклатуру снарядов, которые применялись полковой пушкой образца 1927 года. На Харьковском паровозостроительном заводе с августа 1937 по январь 1938 года было собрано 155 машин. Военная приёмка приняла 122 танка, так как остальные находились в ожидании орудий КТ-28, выпуск которых прекращался. За весь 1938 год удалось получить только 10 пушек, что довело количество принятых машин до 132. Несмотря на немногочисленность, эти танки приняли участие в боях 1941 года.
10) Легкий танк БТ -5. На 1 июня 1941 г. - 1.688 ед. (1.261 ед.)
ТТХ БТ-5: Масса - 11,5 т. Бронирование - 6-13 мм. Двигатель карбюраторный М-5; (400 л.с.). удельная мощность 34,8 л.с./т. Скорость на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч. Запас хода – 150 км (200 км). Вооружение 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г. (115 выстрелов). 7,62-мм пулемет ДТ.
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5 представлял собой быстроходный танк, способный действовать как на гусеницах, так и на колесах. Танк является улучшенным вариантом БТ-2 и производился в 1933-1934 гг. Всего было выпущено 1.884 машины. Высокая скорость на гусеницах позволяла танку в буквальном смысле перепрыгивать небольшие овраги и ручьи, поэтому его называли «летающим». БТ-5 применялись в мае-августе 1939 года в ходе конфликта у реки Халхин-Гол в составе 6-й и 11-й танковых бригад, в освободительном походе на Западную Украину и Белоруссию, в Зимней войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны. На 28 октября 1941 года на передней линии Западного фронта осталось всего 45 БТ-5.
11) Легкий танк БТ -2. На 1 июня 1941 г. – 594 ед. (492 ед.)
ТТХ БТ-2: Масса – 11 т. Бронирование – 6-13 мм. Двигатель карбюраторный авиационный М-5-400 (400 л.с.) удельная мощность – 36,2 л.с./т. Скорость передвижения по шоссе на гусеницах – 51 км/ч, на колесах – 72 км/ч. Запас хода - 160 км (200 км). Вооружение: 37-мм пушка Б-3 (5-К) (92 выстрела). 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж – 2 чел.
На момент своего серийного выпуска в 1932 г. это был, пожалуй, самый скоростной танк в мире (скорость на колесах – 72 км/ч.). Серийное производство стало большим успехом промышленности СССР. На момент принятия на вооружение БТ-2 был одним из лучших танков мира. Он имел выдающуюся для тех времён скорость и мощное вооружение По удельной мощности (36,2 л.с./т.) БТ-2, остался непревзойдённым по сей день; для справки, у Т-80У - 27 л. с./т. 37-мм танковая пушка БТ-2 образца 1930 года (5-К) позволяла ему бороться с любыми лёгкими танками противника того времени. Броне пробиваемость пушки Б-3 (5К) на 500 м - 35мм.
Но в первые месяцы войны БТ-2 в виду слабости его вооружения считался уже устаревшим и выводился в части второй линии. Но трагическая необходимость заставляла использовать их в оборонительных операциях 1941 года. В результате большая часть этих «коробочек» была потеряна. Но отдельные экземпляры «дожили» до января 1944 г.
12) Легкий танк Т-26. Двухбашенный, пулеметный обр. 1931 г. На 1 июня 1941 г. – 1.261 ед.
ТТХ Т-26: Масса – 8 т. Бронирование - 6-15 мм; Двигатель карбюраторный (90 л.с.). Скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч. Запас хода – 130 -220 км. Вооружение: два 7,62-мм пулемета ДТ -29. Экипаж – 3 чел.
Т-26 был самым массовым танком Красной Армии в предвоенный период. В мае 1930 года советская закупочная комиссия во главе с И. А. Халепским и С. А. Гинзбургом заключила договор с британской фирмой «Виккерс» на поставку 15 двухбашенных пулеметных танков Vickers Mk. E mod. A. В течение года заказанные танки прибыли в СССР. Проведенные испытания британского танка показали недостаточную огневую мощь, однако, под давлением М. Н. Тухачевского, 13 февраля 1931 года танк был принят на вооружение РККА под индексом Т-26. Производство было развернуто на ленинградском заводе «Большевик». На Т-26 устанавливался четырехтактный бензиновый двигатель, который являлся копией английского мотора Armstrong Siddeley, мощностью в 90 л. с. Механическая трансмиссия имела классическую схему и располагалась в передней части танка. Достоинствами этих боевых машин являлись простота и надежность конструкции. Простой в производстве, клепаный корпус нес на себе две небольшие башни цилиндрической формы. Каждая башня была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ и обслуживалась одним танкистом. В бою пулеметные башни обеспечивали круговой обстрел и огневую поддержку на близких дистанциях. Танк мог заезжать и останавливаться над окопами противника и, развернув в разные стороны пулеметные башни, очищать траншеи от неприятельских солдат.
Невысокая огневая мощь пулеметного танка Т-26 вызывала нарекания у командования Красной Армии. Военные специалисты отмечали, что данный танк «не способен на большом расстоянии уничтожить огневые точки противника и обороняться от нападения вражеских танков-истребителей». К недостаткам машины относилось и то, что иногда в ходе боя одна башня мешала другой, будучи повернутой друг навстречу другу. В середине 1933 года производство двухбашенных пулеметных танков Т-26 было прекращено. Несмотря на недостаточность вооружения, надежный и неприхотливый двухбашенный пулеметный танк Т-26 послужил основой для разработки более современных пушечных модификаций. Всего за два года было выпущено 1.177 двухбашенных танков, которые продолжали службу в частях РККА до начала 1940-х годов и приняли активное участие в cоветско-финской войне в 1939–1940 годы и в начальном периоде Великой Отечественной войны.
13) Легкий танк Т-26. На 1 июня 1941 г. – 9.998 ед. (8.423 ед.)
ТТХ Т-26: Масса – 8-10 т. Бронирование – 6-15 мм. Двигатель карбюраторный 80-95 л.с. Скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода - 220км. Вооружение: 45-мм пушка 20-К. 7,62-мм пулемет ДТ-29. Экипаж - 3 человека.
Первое боевое крещение Т-26 получили в Испании. До конца гражданской войны СССР поставил республиканской Испании 297 танков этого типа (только однобашенных). Танки принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя успешно. Немецкие Pz. l и итальянские танкетки CV 3/33, имевшие только пулеметное вооружение были бессильны против советского Т-26. Т-26 широко применялись в советско-финскую войну и были, можно сказать, основным танком поддержки пехоты.
Накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легко танковых бригад (256 - 267 танков в каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота - 10-15 танков). Они составляли большинство легких танков в новых механизированных корпусах РККА. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 - 52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 - 35% танков фронта. Во время боевых действий первых месяцев войны большинство Т-26 оказались потерянными, в основном от огня немецких танков, артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части и хронической нехватки запасных частей. Тем не менее, бронирование немецких танков того времени было уязвимым для 45-мм орудия Т-26 и несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч и в умелых руках при грамотном тактическом применении наносил врагу чувствительный урон. Они вносили посильный вклад в разгром врага под Москвой. Т-26 принял участие практически во всех боевых операциях 1942 года. Танки защищали Севастополь, участвовали в наступлении на Харьков, в Сталинградской битве и обороне Кавказа. Практически во всех случаях потерянные в боях Т-26 не восстанавливались, а заменялись более современными Т-60 и Т-70. Последней боевой операцией Красной Армии, в которой приняли участие Т-26, стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года.
Интересный факт: на 1 июля 1942 года в финской армии имелось 102 танка Т-26 разных модификаций. Финны поставили рекорд по длительности эксплуатации боевых машин этого типа. На 1 января 1960 года армия Финляндии еще располагала 17 танками Т-26 и тремя тягачами Т-26Т.
14) Легкий танк Т-26 обр. 1938 г. (с конической башней).
ТТХ Т-26: Масса – 8-10 т. Бронирование – 6-15 мм. Двигатель карбюраторный 80-95 л.с. Скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода - 220км. Вооружение: 45-мм пушка 20-К и 7,62-мм пулемет ДТ-29. Экипаж - 3 человека.
Т-26 образца 1939 года по итогам боев в разных странах получили наклонные борта подбашенной коробки, усиленные рессоры, боекомплект довели до 186 снарядов и 56 дисков к пулеметам. Но в 1939 году, во время советско-финской войны, было понятно, что Т-26 уже явно устарел и резервы его конструкции полностью исчерпаны. Финские противотанковые пушки калибром 37-мм и даже 20-мм противотанковые ружья легко пробивали тонкую броню Т-26, а части, оснащенные ими, понесли значительные потери во время прорыва линии Маннергейма. Однако известно и немало героических эпизодов применения Т-26.
22 июня 1941 года Т-26 вместе с другими советскими танками приняли на себя первый удар Третьего рейха.
15) Огнеметный танк ХТ-26 (ОТ-26)
ТТХ ОТ-26: Масса - 10 т. Двигатель 90 л.с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Запас хода – 120 км. Вооружение: Огнемет. Дальность огнеметания смеси мазута и керосина - 35 м. Количество пусков - 70. 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж - 2 чел.
ХТ-26 (ОТ-26) был принят на вооружение РККА в 1932 году. Производство химических танков был организован на ленинградском заводе № 174. С 1932 по 1935 год было изготовлено 552 серийных танка ХТ-26. В башне ХТ-26 устанавливался огнемет, позволяющий выпускать горящую огнесмесь на дальность до 40 метров. Башня могла вращаться на 270 градусов. Левая танковая башня снималась, а на ее месте устанавливалась круглая броневая плита. Под этой плитой, внутри корпуса танка, разместили бак емкостью 400 литров и комплект пневматического оборудования. В зависимости от боевой задачи бак ХТ-26, помимо огнесмеси, мог заполняться дымообразующей смесью, отравляющими веществами, а также реагентами для дегазации местности. Если в баке оставалось какое-то количество отравляющих веществ или огнесмеси, то для их слива был сделан специальный патрубок, выводивший жидкость под днище танка. В 1939 году в боях на реке Халхин-Гол участвовало 16 танков ХТ-26. Химические танки показали себя как эффективное средство уничтожения японской пехоты. В советско-финской войне (1939–1940 годы) участвовало 376 химических танков ХТ-26 и ХТ-133. Они успешно применялись для уничтожения долговременных оборонительных сооружений противника, но потери были значительными – 118 машин. В начале Великой Отечественной войны ХТ-26 активно применялись для поддержания контрударов советских механизированных корпусов.
16) Огнеметный танк ОТ - 130.
ТТХ ОТ - 130: Масса – 10,2 т. Бронирование – 6 — 15 мм. Двигатель 96 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Запас хода – 200 км. Вооружение: огнемет КС-25. Дальность - 50 м. Емкость – 400 л. Боезапас- 40 выстрелов. 7,62-мм пулемет ДТ.
ОТ-130 принимали участие в боевых действиях на озере Хасан, на реке Халхин-Гол, а также в ВОВ на Юго-Западном, Южном и Крымском фронтах.
17) Огнеметный танк ОТ - 133.
ТТХ ОТ - 133: Масса – 10,2 т. Бронирование – 6 — 15 мм. Двигатель 96 л. с. Скорость по шоссе – 30 км/ч. Запас хода – 200 км. Вооружение: огнемет КС-25. Дальность - 50 м. Емкость – 400 л. Боезапас- 40 выстрелов. 7,62-мм пулемет ДТ.
По данным из доклада «Наличие химических танков в механизированных корпусах по состоянию на 22 июня 1941 года», составленного начальником 1-го отдела ГАБТУ РККА военным инженером 1-го ранга Юкиным, к началу войны в РККА имелось 994 ХТ на базе Т-26.
Плавающие танки РККА.
18) Малый плавающий танк Т-37А. На 1 июня 1941 г. – 2.331 ед. (1.483 ед.)
ТТХ Т-37А: Двигатель карбюраторный ГАЗ-АА (40 л.с.). Удельная мощность – 12,5 л.с./т. Скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч, по воде – 6 км/ч. Запас хода – 230 км. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж – 2 человека.
Малый плавающий танк Т-37А был создан в 1932 году на основе британского плавающего танка «Vickecrs-Carden-Loyd amphibious tank» фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки. Главным конструктором танка был Н. Н. Козырев. Серийно производился с 1933 по 1936 год, всего было изготовлено 2566 танков. Танки Т-37А предназначались для выполнения задач разведки, связи и боевого охранения частей на марше. Башня Т-37А с пулеметом ДТ была установлена на правой половине отделения управления. В боях начального периода войны Т-37А часто использовали не по назначению: в условиях тяжелого дефицита танков в Красной Армии его, вместо разведки и связи, применяли для поддержки пехоты, что привело к потере почти всех танков к осени 1941 года. Единичные уцелевшие Т-37А воевали на фронте вплоть до 1944 года. Летом 1944 года на Карельском фронте 40 плавающих танков Т-37А и Т-38 объединили в ударный десантный кулак и провели успешную операцию по форсированию реки Свирь.
Т-37А имел серьезные недостатки: из-за недостаточной мощности бензинового двигателя, взятого от ГАЗ-АА, танк имел низкую скорость на марше, плохую проходимость по рыхлым грунтам. Был выявлен быстрый износ и частые спадания гусеницы, слабое бронирование, плохая обзорность, недостаточная плавучесть. Попытки исправить недостатки Т-37А путем модернизации не увенчались успехом, в результате этих работ под руководством Н. А. Астрова появился другой плавающий танк - Т-38.
14) Легкий плавающий танк Т-38. На 1 июня 1941 г. – 1.129 ед. (733 ед.)
ТТХ Т-38: Масса – 3,3 т. Бронирование – 4 - 9 мм. Двигатель карбюраторный ГАЗ-АА (40 л.с.). Скорость по шоссе – 40 км/ч, по воде – 6 км/ч. Запас хода – 250 км. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж – 2 человека.
В 1936 году Т-38 был принят на вооружение в качестве разведывательного танка и серийно производился до 1939 г. Всего было изготовлено 1 382 танка. Т-38 состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В тяжелой обстановке первого года Великой Отечественной войны плавающие танки применялись, главным образом, для непосредственной поддержки пехоты, для чего они были совершенно не предназначены. Немецкая армия имела большое количество 37-мм противотанковых пушек и противотанковых ружей, легко пробивавших тонкую броню легких танков, что неизбежно приводило к их большим потерям. В итоге уже к концу 1941 года Т-38 на фронте осталось немного.
15) Легкий плавающий танк Т-40. На 1 июня 1941 г. – 160 ед. (159 ед.)
ТТХ Т-40: Масса – 5,5 т. Двигатель карбюраторный ГАЗ-11 (85 л.с.). Скорость передвижения по шоссе – 44 км/ч; запас хода - 300 км. Вооружение: 12,7-мм пулемет ДШК (500 патронов) и 7,62-мм пулемет ДТ (2016 патронов). Экипаж 2 ч.
Лучший плавающий танк предвоенного периода. Создавался для замены в войсках танков Т-37А и Т-38. Принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года. С октября 1940 по 1941 год промышленность изготовила 668 Т-40, из них 181 в варианте Т-40С.
Т-40 в основном были предназначены для вспомогательных задач, но из-за нехватки танков их применяли и для поддержки пехоты, несмотря на весьма слабое бронирование и вооружение – Т-40 уступали практически всем немецким танкам. Зато эти машины хвалили за маневренность и надежность, присущую не многим танкам того периода. Опыт боевого применения этих машин в первые дни войны показал, что в условиях оборонительных боев наряду с увеличением огневой мощи было необходимо усиление броневой защиты. Главным его свойством-плавучестью пришлось пожертвовать. Все последующие образцы танков, созданных на базе Т-40, были не плавающими. В сентябре 1941 года Т-40 был заменен в производстве танком Т-60.
16) Танкетка Т-27 (1 пулемет 7,62 мм) – 2.376 ед. (1.060 ед.)
ТТХ Т-27: Масса – 2,7 т; бронирование – 4-10 мм. Двигателя карбюраторный ГАЗ-АА (40 л.с.). Удельная мощность – 14,8 л.с./т. Скорость по шоссе – 40 км/ч. Запас хода – 120 км. Вооружение: 7,62 –мм пулемет ДТ. Экипаж – 2 чел.
Опыт эксплуатации танкетки в войсках показал, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. Но для машин такого класса необходима вращающаяся башня с пулеметом и менее плотная компоновка. На 1 января 1941 года в войсках еще оставалось 2.376 танкеток Т-27, часть из которых приняли участие в боевых действиях начального периода Великой отечественной войны.