Оружие Вермахта в 1941 году

                      Оружие «Блицкрига» - основное вооружение Вермахта в 1941 году

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...

За все время Второй Мировой войны в Германии было сформировано 294 пехотных дивизий, которые составляли около 80 % от общей численности Вермахта. С января 1940 по май 1941 г. численный состав Вермахта увеличился с 3.750.000 до 7.300.000 человек.

В 1941 году пехотные дивизии Вермахта не всегда имели одинаковую структуру, но различия в их штатном расписании были минимальны. Большинство немецких дивизий имели один полевой запасной батальон, состоящий из 3-5 рот.
По штатному расписанию (KStN), в пехотной дивизии Вермахта было (без учета полевого запасного батальона): 518 офицеров, 102 чиновника, 2.573 унтер-офицера и 13.667 солдат. Таким образом, общая численность дивизии составляла 16.860 человек. Женского персонала в составе пехотных дивизий не было.
Вооружение пехотной дивизии Германии состояло из: 3.681 пистолетов, 12.609 винтовок, 312 пистолетов-пулеметов, 90 противотанковых ружей, 425 ручных пулеметов, 110 станковых пулеметов, 84 легких минометов 50-мм, 54 тяжелых минометов 81-мм, 75 противотанковых пушек 37-мм, 20 легких пехотных пушек 75-мм, 36 легких 105-мм пехотных гаубиц, 12 150-мм полевых гаубиц, 9 огнеметов и 3 легких разведывательных бронеавтомобилей.
Дивизия располагала: 1.743 верховыми лошадьми, 3.632 тягловыми лошадьми, 895 повозками, 31 прицепами, 500 велосипедами, 530 мотоциклами (190 с колясками), 394 автомобилями, 536 грузовиками (67 с прицепами).

Вооружение пехотных дивизий Вермахта в 1941 г.

На вооружении пехотной дивизии было 12.609 винтовок и карабинов.

Основным и самым массовым оружием немецкой пехоты был карабин Mauser 98k, который был принят на вооружение в 1935 г. и являлся укороченным, модифицированным вариантом винтовки Mauser 98. Всего было выпущено около 14,6 млн. единиц. Винтовки Mauser Gew. 98 так же применялись и во Второй мировой войне, но в меньших количествах т.к. большинство из них было переделаны в карабины.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-2

ТТХ винтовки Mauser Gew. 98: калибр – 7,92 мм; длина – 1250 мм; длина ствола – 740 мм; масса – 4,1 кг емкость магазина – 5 патронов 7,92х57 мм; начальная скорость пули – 760 м/с; прицельная дальность – 2 км; скорострельность – 15 выстрелов в минуту.

ТТХ карабина Mauser 98k: калибр 7,92 мм; длина 1110 мм; длина ствола 600 мм; масса – 3,9 кг; емкость магазина 5 патронов 7,92х57 мм; начальная скорость пули 880 м/с; скорострельность 15 выстрелов в минуту; прицельная дальность 2 км.

Конструкция винтовки была неприхотлива к внешним факторам, износоустойчива и настолько проста в использовании, что любой солдат мог вести огонь, в любых ситуациях. Благодаря надежности винтовки и карабины «Маузер» обрели всемирную популярность. Преимуществом карабина Mauser 98k по сравнению с винтовкой Мосина была меньшая общая длина оружия, более высокая скорострельность и удобство в обращении, больший запас прочности и более высокий служебный ресурс, более плавный ход затвора, при этом обладал в целом столь же высокой надежностью, что и советская «Трехлинейка». В свою очередь винтовка Мосина превосходит Mauser Karabiner 98 Kurz в более удобной перезарядке в условиях крайне низких температур за счет прямой рукоятки, в меньшей требовательности к технологиям изготовления и меньшей стоимости серийного производства. Простота конструкции «Трехлинейки» является своего рода оружейным абсолютом. Достаточно сказать, что затвор винтовки — сложнейшая часть любого ружья — состоит всего из семи деталей, причем разборку-сборку затвора можно производить без каких-либо инструментов.

Пистолеты-пулеметы в немецких пехотных дивизиях были оружием редким и малочисленным, всего, по штату было - 162 ед. Единственным представителем пистолетов-пулеметов был - MP-38/40, который был принят на вооружение незадолго до начала войны и предназначался для вооружения десантников, танкистов и мотопехоты. Его стоимость составляла 57 марок. Упрощенный же общеармейский вариант – «MP 40», у которого ствольная коробка не фрезеровалась из поковки, а сворачивалась из стального листа со сварным швом — обходился уже в 40 марок. Для справки, карабин Mauser-98k оценивался в 70 марок. Зная боевые возможности советского ППШ, можно сказать, что из положительных характеристик MP-38/40 имели только одну — низкий темп стрельбы. Все остальные тактико-технические данные уступали советскому ПП. Отличительной чертой MP-38 был складной приклад. Это первый серийный пистолет-пулемет в мире, где было использовано такое решение, позволяющее уменьшить длину оружия. Но он был неудобный, допускал сильный люфт в сочленениях. Относительно примитивные прицельные приспособления и короткий ствол в сочетании с не лучшей баллистикой довольно слабого патрона ограничивали сферу их применения на самых ближних дистанциях, «по паспорту» — не более 200 м., в реалии эффективная прицельная стрельба – 100 м. Но несмотря на все минусы MP 40 заслужил определенное признание у советских солдат. Этот трофейный пистолет-пулемет использовали разведчики и партизаны. Стрельба из МР 40 не так демаскировала бойцов в немецком тылу, как легко распознаваемые по характерному звуку очереди из советских пистолетов-пулеметов. В случае израсходования 9-мм патронов, имелась возможность пополнить боезапас, захватив его у противника.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-3

ТТХ пистолет-пулемета МР-40: калибр – 9 мм; длина со сложенным прикладом – 630 мм, с откинутым – 833 мм; длина ствола – 248 мм; масса без патронов – 4 кг, с магазином – 4,7 кг; емкость магазина – 32 патрона 9х19 мм; начальная скорость пули – 380 м/с; дальность стрельбы – 100 м; темп стрельбы – 400 выстрелов в минуту.

MP-38 являлся результатом модернизации ЕМР-36 и выпускался в 1938-1940 гг. Всего было выпущено около 40 тысяч единиц. МР-40 являлся модернизированным вариантом МР-38 и выпускался в 1940-1944г., всего было выпущено 1,2 млн. единиц. Хочу напомнить, что пистолет-пулемёт, разработанный Генрихом Фольмером на основе более раннего EMP 36 назывался МР-40, никакого отношения к «Шмайсеру» он не имел. В MP-40 использовались магазин и приемник к нему, запатентованные фирмой Хуго Шмайсера.

 Чтобы избежать конфликта из-за использования чужого патента, производитель MP-40 ставил на магазинах клеймо: "М. Р.41 Patent Schmeisser ", что и привело к ошибочному мнению, будто и само оружие разработано Шмайсером. МР-40 использовались только командирами отделений, взводов и рот, а также танкистами.

StG 44 (нем. Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка, созданная в 1942 году) — немецкий автомат, разработанный во время Второй мировой войны.

Характеристики
Масса, кг 5,2
Длина, мм 940
Длина ствола, мм 419
Патрон 7,92×33 мм
Калибр, мм 7,92
Принципы работы отвод пороховых газов, запирание перекосом затвора
Скорострельность,
выстрелов/мин
600
Начальная скорость
пули
м/с
685 (масса пули 8,1 г)
Прицельная дальность, м 600
Максимальная
дальность, м
эффективная:
300 (очередями)
600 (одиночными)
Вид боепитания секторный магазин на 30 патронов
Прицел секторный

Единый пулемет MG-34.

7,92 мм пулемет MG 34 стал первым в мире единым пулеметом всех вооруженных сил Германии. В нем реализовалась оружейная доктрина создания общего пулемета для всех видов войск и для всех военных целей. Он использовался как ручной, станковый, авиационный, зенитный и танковый пулемет Германии.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-4

ТТХ пулемета MG-34: калибр – 7,92 мм; длина – 1219 кг; длина ствола – 627 мм; масса без магазина – 10,5 кг, масса со станком и оптическим прицелом – 33 кг; боепитание – магазин на 75 патронов или лента на 50 — 250 патронов 7,92х57 мм; начальная скорость пули – 747 м/с; темп стрельбы – 700 — 900 выстрелов.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-5

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-6

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-7

Единый пулемет MG 34 позволил немецкой армии реализовать новую концепцию шквального огня, согласно которой один пулеметный расчет вермахта мог остановить огнем роту противника в 120 человек, а несколько пулеметных расчетов могли остановить наступающий батальон. Подавление пехоты противника достигалось за счет создания шквала непрерывного пулеметного огня и поочередной, быстрой смены раскаленных стволов MG-34.

Пулемет MG 34 до конца войны стоял на всех немецких танках, использовался в ВМФ Германии как средство ближнего боя и ПВО, на его основе создан авиационный пулемет люфтваффе. Только MG-34 был пулеметом всех немецких бронетранспортеров и бронемашин, где узкое пространство не позволяло менять стволы других моделей.

Главным недостатком MG 34 была высокая цена, сложное производство и высокие требования к обслуживанию и подготовке пулеметного расчета, MG-34 прослужил вермахту до конца войны. За все время Германия произвела 477.000 пулеметов.

На вооружении пехотных дивизий Вермахта стояло 90 противотанковых ружей.

Самым массовым противотанковым ружьем было PzВ-39 — упрощенный и облегченный вариант Pz.B-38, Выпуск осуществляли в 1939-1942 гг. Всего было выпущено 39,2 тысяч штук.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-8

ТТХ ружья PzВ-39: калибр – 7,92 мм; длина – 1600 мм (1255 со сложенным прикладом); масса – 12,1 кг; бронепробиваемость – 30 мм с дистанции 100 м с углом встречи 90°; расчет – 2 человека.

С лета 1941 года немецкой пехоте приходилось сталкиваться с советскими танками. Если противотанковые ружья вермахта, а также противотанковые орудия были неэффективны даже для поражения французских и британских боевых машин с их умеренной броней, то во время боев в СССР вся система немецкой пехотной противотанковой обороны оказалась не только неэффективной, но и почти бездейственной. Поэтому в 1942 году их производство было прекращено.

Артиллерия пехотных дивизий.

В каждой дивизии было 81 ротных 50-мм минометов 5-cm leGrWr 36.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-9

ТТХ leGrWr 36: Масса – 14 кг; живучесть ствола — 20 тысяч выстрелов; масса мины – 910 г; масса ВВ – 115 г; скорострельность -25 выстрелов в минуту; начальная скорость – 75 м/с; минимальная дальность – 60 м, максимальная — 520 м; расчет – 3 человека.

50-мм минометы были на службе Вермахта довольно длительное время. Дивизии первых формирований имели по 93 миномета этого типа. Однако боевые действия на Восточном фронте показали слабую эффективность этого оружия в условиях позиционной войны. В 1942 году 50-мм минометы в минометных взводах начали заменять 81-мм. Расчет leGrWr 36 состоял из трех человек, которые, кроме миномета, переносили также 50 выстрелов боекомплекта.

81-мм миномет 8-cm s.G.W.34 образца 1934 г.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-10

ТТХ s.G.W.34: калибр – 81,4 мм; масса – 57 — 62 кг; скорострельность – 25 выстрелов в минуту; начальная скорость – 75 — 174 м/с; дальность стрельбы минимальная – 60 м, максимальная – 2,4 км; расчет – 4 человека.

Миномет s.G.W.34 являлся штатным вооружением пулеметной роты пехотного батальона вермахта. В каждой роте наряду с 12 станковыми пулеметами имелось 6 минометов s.G.W.34, которые вначале относились к тяжелым, но уже в середине войны приобрели статус средних. Миномет s.G.W.34 оказался весьма надежным оружием, но все же недостаточно эффективным и начиная с 1944 года, он стал заменяться в пехотных дивизиях Вермахта более тяжелым 120-мм минометом, созданным на основе советского образца 1938 года.

В каждой дивизии было 75 противотанковых пушек 37-мм - Pak 35/36.

Боекомплект противотанковой пушки 3,7-cm Pak-35/36 составляли калиберные бронебойные, подкалиберные бронебойные, кумулятивные и осколочные снаряды.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-11

ТТХ Pak 35/36: Масса – 440 кг; расчет – 5 человек; скорострельность – 15 выстрелов в минуту; бронепробиваемость – 25 мм на дистанции 500 м при угле встречи 60°; скорость транспортировки по шоссе – до 50 км/ч.

Pak 35/36 хорошо вписывалось в концепцию блицкрига. Обладая небольшой массой, в походном положении не более 440 кг, данное орудие могло перевозиться самыми разными транспортными средствами, даже легкими автомобилями. Насыщенность пехотных частей Вермахта Pak 35/36 серьезно мешала контрударам советских танковых и механизированных соединений в первые месяцы Великой Отечественной войны. 37-мм снаряды немецких пушек легко поражали танки Т-26, все типы танков БТ и бронеавтомобили БА, которые составляли основную массу советской бронетехники в 1941 году. Новые советские танки стали для Pak 35/36 большой проблемой, по мере увеличения количества танков Т-34 и КВ на поле боя эффективность этих орудий падала. Но орудие сходило со сцены достаточно медленно. Производство пушек было остановлено в самом начале 1942 года, к этому моменту немецкая промышленность успела выпустить более 16,5 тысяч орудий.

Противотанковая пушка 5-cm Pak-38.

Орудие принято на вооружение в 1940 г. и выпускалось фирмой «Rheinmetall».

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-12

ТТХ Pak-38: Масса – 930 кг; клиренс – 320 мм; расчет – 5 человек; скорострельность – 14 выстрелов в минуту; начальная скорость – 550 — 1130 м/с в зависимости от типа снаряда; максимальная дальность стрельбы – 9,4 км; масса снаряда – 2 кг; бронепробиваемость – 95 мм на дистанции 500 м при угле встречи 60°; скорость транспортировки – до 35 км/ч.

Pak-38 пробивала бортовую броню среднего танка Т-34 до 500 м. Лобовая броня основного советского танка пробивалась до 300 м. Для подкалиберных 50-мм снарядов средний советский танк Т-34 был уязвим на дистанции до 700 м, но в связи с дефицитом вольфрама, выстрелы с подкалиберными снарядами после 1942 года стали редко встречаться. Pak 38 была на вооружении Вермахта до конца войны. Всего было изготовлено 9,5 тысяч пушек.

Пехотная полевая пушка 75-cm IG-18.

Пушка относилась к тяжелым огневым средствам пехоты и предназначается для уничтожения живой силы, подавления огневых точек и для стрельбы по танкам и бронемашинам на дистанциях, не превышающих 300 м. Этими орудиями вооружались роты пехотных орудий пехотных полков. В каждой роте имелось по 6 легких пехотных орудий leIG 18 и два 150-мм тяжелых пехотных орудия sIG 33. Таким образом, с учетом 2 легких пехотных орудий в разведывательном батальоне, по штату пехотная дивизия Вермахта располагала 20 легкими и 6 тяжелыми пехотными орудиями. Перед нападением Германии на СССР Вермахт имел 4.176 орудий этого типа.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-13

ТТХ IG-18: калибр – 75 мм; масса в походном положении – 1,5 т; в боевом – 400 кг; масса снаряда – 6 кг; начальная скорость – 210 м/с; дальность стрельбы – 3,5 км; скорострельность – 12 выстрелов в минуту; бронепробиваемость – 45 мм на дистанции 1 км; расчет – 5 чел.; скорость транспортировки по шоссе – 50 км/ч.

Пушка комплектовалась выстрелами раздельного заряжания с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Это пехотное орудие в целом успешно выполняло функции орудия непосредственной поддержки пехоты и использовалось частями Вермахта на протяжении всей войны. Всего было выпущено 12 тысяч орудий.

В составе артиллерии дивизии были 20 пехотных пушек 75-мм.

75-мм полевая пушка 7.5 cm FK-16 nA.

Эта пушка была получена в результате переделки ствола оставшегося с Первой мировой войны орудия «7.7-cm FK 16» на 75-мм калибр. Переделка осуществлялась фирмой «Rheinmetall» с 1934 г. Пушка сохранила от предшественницы лафет, щит и колеса с деревянными спицами. Всего было переделано более 2 тысяч пушек.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-14

ТТХ FK-16 nA: калибр – 75 мм; длина ствола – 2,7 м; масса – 1,5 т; масса снаряда 75×200R – 5,8 — 6,8 кг; начальная скорость – 662 м/с; дальность стрельбы –12 км.

На 1 июня 1941 года в войсках числилось 294 пушки. Помимо немецких Вермахт использовал до двух десятков образцов зарубежных дивизионных пушек.

150-мм пехотная пушка SIG-33.

Полевые пехотные пушки sIG 33 как и leIG 18 были основными орудиями пехотных дивизий немецкой армии. Благодаря высокому углу возвышения ствола и низкой скорости снаряда 150-мм пушка могла решать задачи, обычно выполнявшиеся минометами.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-15

ТТХ SIG-33: Масса в боевом положении – 1,8 т, в походном – 2,8 т; длина – 4,4 м; ширина – 2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 400 мм; длина ствола – 1,7 м; масса снаряда – 38-40 кг; скорострельность – 2-3 выстрела в минуту; начальная скорость – 249 м/с; дальность стрельбы – 4,7 км; высота линии огня – 1 м; расчет – 7 человек.

Основным недостатком SIG-33 была большая его масса, что в полковой артиллерии имеет критическое значение - для орудий, действующих в боевых порядках пехоты требования к мобильности очень высоки, поскольку от этого напрямую зависит и их выживаемость на поле боя. Нередко перемещать полковые орудия приходится самим артиллеристам, без помощи тягачей или лошадей. А тащить на руках почти двухтонную махину, да ещё и по изрытому вдоль и поперек полю боя было большой проблемой. Орудие могло действовать и как сверхтяжелый миномет. Для этого в 1941 г. был разработан надкалиберный снаряд (мина) весом 90 кг, содержащий 54 кг амматола. Орудие также устанавливалось на САУ «Sturmpanzer-I». Всего было изготовлено 4,6 тысячи орудий.

Легкая гаубица 10,5 cm leFH 16.

Легкие 105-мм гаубицы составляли основу артиллерийского парка в артиллерийских полках дивизий всех типов от начала и до конца войны.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-16

ТТХ leFH16: калибр – 105 мм; длина ствола – 2,3 м; масса орудия — 1,5 т; масса снаряда – 14,8 кг; скорострельность – 4 — 5 выстрелов в минуту; начальная скорость – 395 м/с; максимальная дальность – 9,2 км.

К началу войны Вермахт имел 7.076 орудий. Созданная еще во время 1-й Мировой войны гаубица leFH16 приняла участие в начальном периоде Второй Мировой.

Легкая гаубица 10,5 cm. leFH18М.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-17

ТТХ leFH18М: калибр – 105 мм; масса – 1,9 т; длина ствола – 3.3 м; масса снаряда - 4,8 - 15,7 кг; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; начальная скорость – 540 м/с; дальность стрельбы – 12 км.

Самой распространенной была гаубица leFH18. В 1939 году появилась модификация 10,5 cm leFH18М, которая отличалась большей начальной скоростью снаряда и, соответственно, большей дальнобойностью. Кроме того, пушка была оснащена дульным тормозом (Muendungsbremse). Гаубица leFH18М предназначалась для уничтожения и подавления живой силы, расположенной открыто или находящейся за лёгким укрытием, для подавления огневых точек и разрушения лёгких полевых укрытий, для действия по танкам или бронемашинам, для борьбы с артиллерией. Орудие оказалось очень удачным, технологичным в производстве и простым в обслуживании и ремонте и по праву может считаться одной из лучших гаубиц Второй Мировой.

Тяжелая полевая гаубица 15-cm sFH-18.

Основная немецкая гаубица дивизионного уровня во время Второй мировой войны. Использовалась в дополнение к меньшей по размеру, но более распространённой гаубице 10,5 cm leFH 18. До начала Второй мировой войны вермахт получил около двух тысяч таких артсистем, а темп выпуска достигал 30 единиц в месяц. С началом войны объемы производства возросли. Общий объем производства sFH 18 до конца войны составил 7,5 тыс. единиц.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-18

ТТХ sFH 18: калибр – 149,1 мм; масса – 5,5 т; масса снаряда – 43 — 45 кг; скорострельность – 4 выстрела в минуту; начальная скорость – 210 — 512 м/с; дальность стрельбы – 13 км.

Интересный факт: sFH 18М стала первым германским орудием, в боекомплект которого вошли активно-реактивные снаряды. Снаряд, получивший обозначение 15 cm R Gr., весил 45,25 кг, а дальность стрельбы им достигала 19.000 м! Благодаря этому гаубица обрела возможность поражать цели на дальностях, ранее доступных лишь для 105-мм пушек К 18.

В заключении раздела про артиллерию я приведу две цифры: вес одного залпа артиллерии СД РККА в сентябре 1941 года - 547.8 кг. В это же время, вес одного залпа артиллерии ПД Вермахт – 1.660.6 кг.

В тяжелом (моторизованном) дивизионе пехотной дивизии Вермахта было: 2 легкие 75-мм пехотные пушки, 3 37-мм противотанковые пушки, 3 легкие бронеавтомобиля (модификации Sd.Kfz.222.).

Бронеавтомобили модификации Sd.Kfz.222.

Полноприводный бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222, предназначенный для разведки и штабной службы. Разработан фирмой Eisenwerken Weserhütte на шасси Auto Union/Horch 801/EG. С 1935 по 1944 год фирмами Horch, MNH и Weserhütte выпущено 2.371 ед. Имелось много модификаций данной машины. К началу операции «Барбаросса» в немецких войсках насчитывалась 961 бронемашина Sd. Kfz. 221/222/223.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-19

ТТХ Sd. Kfz. 222: Боевая масса – 4.800 кг. Бронирование - 5 мм (крыша) - 14,5 мм (корпус). Двигатель 3,5-литровый 8-цилиндровый карбюраторный мощностью 75 л.с. (90 л.с. форсированный). Максимальная скорость - 70 км/ч (по шоссе). Запас хода 300 км (по шоссе), 180 км (пересеченная местность). Вооружение 20-мм автоматическая пушка KwK 30 и 7,92-мм пулемет MG 34. Боекомплект - 200 снарядов и 1200 патронов к пулемету. Экипаж - 3 человека.

В соответствии с действующим штатным расписанием 1939 года разведывательный батальон должен был иметь две роты бронеавтомобилей. Каждая такая рота состояла из штабного взвода (машины Sd.Kfz.247, 263 и 223), взвода тяжелых бронеавтомобилей (Sd.Kfz.231 и 232), а также двух взводов легких бронеавтомобилей (Sd.Kfz.221 и 222). В дальнейшем легкие бронеавтомобили очень часто передавались в разведывательные подразделения пехотных и моторизованных дивизий, а также в связные части. Иногда их использовали также для корректировки артиллерийского огня. В условиях российского бездорожья очень скоро выяснилось. что легкие броневики, несмотря на наличие двух ведущих мостов, имеют ограниченную тактическую подвижность. К концу 1941 года на Восточном фронте была потеряна 341 машина.

БРОНЕАВТОМОБИЛИ И БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ ГЕРМАНИИ 

 

01 РџСѓРјР° (565x386, 217Kb)

ПРИМЕЧАНИЕ:
Так как этот цикл обзоров задуман, как освещение реальной боеспособности войск, участвовавших во 2-й мировой войне, здесь будет приведена информация только о массовых машинах, всерьез влиявших на ход боевых действий. Разнообразные экспериментальные образцы и малосерийная техника, из-за своей малочисленности не игравшая серьезной роли в сражениях, рассматриваться не будут.

БРОНЕАВТОМОБИЛИ

В Вермахте были распространены бронеавтомобили двух типов. Тяжелые (трех и четырехосные) бронемашины обычно состояли в разведывательных броневзводах танковых дивизий. Легкие двухосные броневики поставлялись в разведывательные подразделения пехоты и моторизованных войск. Кроме этого часть и тяжелых, и легких бронемашин переоборудовалась в машины связи; они оснащались мощными радиостанциями с громоздкими рамочными антеннами, и использовались для связи боевых подразделений со штабами. А в ходе 2-й мировой войны на базе тяжелых бронеавтомобилей было выпущено некоторое количество машин огневой поддержки, придававшихся частям мотопехоты.
Легкая бронемашина Sd.Kfz.221/222/223/260
1935 г. (2.371 единица)
02 герм аб 221 (648x176, 72Kb)

Конструкция, производство:
Корпус бронированный сварной; двигатель – сзади; башня сварная, поворотная, пулеметная (на части машин пушечно-пулеметная). Средства связи на боевых экземплярах отсутствовали. Легкий полноприводный двухосный четырехколесный бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 и его варианты производился с 1935 по 1944 год. Всего изготовлен 2.371 экземпляр в четырех версиях: две - боевые разведывательные (Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222), и две – радиофицированные машины связи (Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261).
ТТХ базовой версии Sd.Kfz.221:
Боевая масса: 4 т; броня: 8-14,5 мм; вооружение: 1х7,92-мм пулемет MG34 (на части «221-х» в дополнение - противотанковое ружье, а на всех версиях Sd.Kfz.222 – 20-мм пушка и 7,92-мм пулемет). Двигатель: Horch V8-108, 8-цилиндровый жидкостного охлаждения, мощностью 75 л.с. Скорость по шоссе: 80 км/ч; по проселку 45 км/ч; запас хода по шоссе: 320 км. Преодолеваемые препятствия: подъем – 22 град., стенка – 0,25 м, глубина брода – 0,6 м. Экипаж: 2 человека.
Боевые качества:
Все версии Sd.Kfz.221 были стандартными легкими бронеавтомобилями Вермахта. Бронеавтомобиль имел привод на все четыре колеса; колеса были управляемыми. Коробка передач обеспечивала машине движение вперед на пяти передачах и назад на одной. Серьезным недостатком боевых версий Sd.Kfz.221 было отсутствие радиостанций, из-за чего связь приходилось осуществлять сигнальными ракетницами и флажками. В ходе боевых действий быстро выяснилось, что огневая мощь одного пулемета далеко не всегда достаточна, и в производство запустили пушечно-пулеметную версию Sd.Kfz.222, которых построили в три раза больше, чем базовых «221-х». Германские легкие бронемашины хорошо показали себя на начальном этапе войны – в Европе, сплошь пересеченной дорогами. Но для российского бездорожья проходимость Sd.Kfz.221 (несмотря на наличие у него двух ведущих мостов) оказалась явно недостаточной.

04 ба 223 и 261 (644x180, 37Kb)

Боевое применение:
Все версии Sd.Kfz.221 широко применялись немцами на протяжении всей войны. Боевые версии входили в основном в разведывательные батальоны дивизий, а радиомашины обычно использовались для связи в звене «полк-дивизия». В общей сложности каждая дивизия имела от 90 до 130 броневиков Sd.Kfz.221 и его вариантов. Но, вполне успешно действовавшие в покрытой сетью дорог Европе, Sd.Kfz.221 не смогли справиться с российским бездорожьем. В результате больших аварийно-боевых потерь этих машин в СССР в течение всего нескольких месяцев 1941 г. (немцы потеряли 341 машину из 960 броневиков, пересекших границу СССР), эти броневики стали использовать в основном в Европе и в Африке, где они продолжали действовать довольно эффективно.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231/232/263 (6r)
1932 г. (151 экземпляр)
03 Р±Р° 231 Рё 263 6) (650x212, 87Kb)

Конструкция, производство:
Корпус бронированный сварной; двигатель – впереди; башня сварная, поворотная, пушечно-пулеметная. Средства связи на боевых экземплярах отсутствовали. Ходовая часть трехосная, шестиколесная, формулы 6:4. Sd.Kfz.231 (6r) стал первым тяжелым бронеавтомобилем Вермахта; он производился с 1932 по 1937 г. в трех вариантах, различавшихся вооружением и оборудованием. Всего был выпущен 151 броневик этого типа.
ТТХ базовой версии Sd.Kfz.231 (6r):
Боевая масса: 5,7 т; броня: 8-14,5 мм; вооружение: 1х20-мм пушка KwK 30L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG.13 или MG.34. Двигатель: Daimler-Benz М09, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 65 л.с. Скорость по шоссе: 70 км/ч; запас хода по шоссе: 300 км. Преодолеваемые препятствия: подъем – 20 град., глубина брода – 0,6 м. Экипаж: 4 человека.
Боевые качества:
Бронемашина имела два поста управления: передний и задний. На базовой версии Sd.Kfz.231 (6-Rad) не было рации; связь - сигнальными ракетницами и флажками. Бронеавтомобили связи Sd.Kfz.232 (6-Rad) и Sd.Kfz.263 (6-Rad) оснащались радиостанцией и большой рамочной антенной, опиравшейся на башню. При этом на Sd.Kfz.232 (6-Rad) башня оставалась поворотной (опора антенны была на шарнире), а на Sd.Kfz.263 (6-Rad) с более тяжелой антенной башню пришлось сделать неподвижной.
Бронемашины серии Sd.Kfz.231 (6-Rad) стали первыми броневиками создающегося Вермахта, и считались временным, учебным вариантом, который вскоре заменит более современная техника.
Боевое применение:
Тяжелые трехосные бронемашины Sd.Kfz.231, Sd.Kfz.232 и Sd.Kfz.263 (6-Rad) поступали на вооружение разведывательных частей танковых, моторизованных и пехотных дивизий Вермахта. В 1938-1939 гг. они участвовали в аншлюсе Австрии, оккупации Судетской области, в захвате Чехии и Моравии. В сентябре 1939 года трехосные бронеавтомобили участвовали во вторжении в Польшу; эта боевая кампания выявила слабость бронирования Sd.Kfz.231 (6-Rad): от огня польских противотанковых ружей было потеряно более десятка таких бронеавтомобилей. Тем не менее, Sd.Kfz.231 (6-Rad) еще использовались в боях во Франции, а затем в боевых действиях против Красной Армии на начальном этапе войны с СССР. В 1942 еще остававшиеся в строю трехосные броневики были выведены из линейных частей, и в дальнейшем использовались для подготовки новобранцев, а также в составе полицейских частей на оккупированных территориях.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8r)
1936 г. (966 экземпляров)

04 Р±Р° 231 Рё 232(8) (648x205, 98Kb)

Конструкция, производство:
Корпус бронированный сварной; двигатель – сзади; башня сварная, поворотная, пушечно-пулеметная. Средства связи: рации на всех экземплярах. Ходовая часть – четырехосная, восьмиколесная, полноприводная (формула 8:8). Sd.Kfz.231 (8-Rad) стал первым в мире серийным четырехосным полноприводным бронеавтомобилем, и основным тяжелым броневиком Вермахта во 2-й мировой войне. Массово производился с 1936 по октябрь 1943 г. в четырех модификациях; всего было выпущено 966 таких броневиков.
ТТХ базовой версии Sd.Kfz.231 (8r):
Боевая масса: 8,3 т; броня: 8 (борт) -15 (лоб) мм. Вооружение: 1х20-мм пушка KwK 30L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG.13 или MG.34. Двигатель: Bussing-NAG L8V, 8-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. Скорость по шоссе: 90 км/ч (по проселку 30 км/ч); запас хода по шоссе: 300 км (по поселку 150 км). Преодолеваемые препятствия: подъем – 30 град., ширина рва – 1,24 м, стенка – 0,48 м, глубина брода – 1 м. Экипаж: 4 человека.
Боевые качества:
Бронемашина Sd.Kfz.231 (8-Rad) имела два поста управления: передний и задний. Благодаря тому, что все колеса этого броневика были ведущими, маневренность машины, несмотря на ее большую массу, оказалась высокой; к тому же этот бронеавтомобиль отличался хорошей проходимостью. Кроме базовой версии в меньшем количестве производилась «командирская» Sd.Kfz.232 (8-Rad) с более мощной рацией, оснащенной большой рамочной антенной, опиравшейся на поворотную башню. Кроме того, на этой базе выпускался броневик связи для штабов Sd.Kfz.263 (8-Rad), на котором из-за мощи рации и веса рамочной антенны вместо башни пришлось установить неподвижную рубку.

05 Р±Р° 233 Рё 263(8) (652x198, 97Kb)

Боевое применение:
Тяжелые четырехосные бронемашины серии Sd.Kfz.231 (8-Rad) находились на вооружении Вермахта практически всю войну. Боевые версии Sd.Kfz.231/232 (8-Rad) входили в состав тяжелых броневых взводов разведывательных подразделений танковых соединений. Версии с мощными рациями Sd.Kfz.263 (8-Rad) использовались для связи в штабах танковых и моторизованных дивизий. В ходе война на этой базе были изготовлены еще и 119 бронемашин огневой поддержки мотопехоты - Sd.Kfz.233. На них в открытом сверху боевом отделении установили короткоствольную 75-мм пушку, хорошо подходившую для стрельбы по позициям противника и обнаруженным огневым точкам.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234 (1943 г.)
06 Р±Р° 234-1 Рё -2 (649x166, 84Kb)

Конструкция, производство:
Корпус бронированный сварной; двигатель – сзади; башня сварная, поворотная, пушечно-пулеметная. Средства связи: рации на всех экземплярах. Ходовая часть – четырехосная, восьмиколесная, полноприводная (формула 8:8). Sd.Kfz.234 признан лучшим тяжелым бронеавтомобилем 2-й мировой войны. Массово производился с сентября 1943 по март 1945; всего было изготовлено 478 машин в четырех модификациях.
ТТХ базовой версии Sd.Kfz.234/1:
Боевая масса: 11,5 т; броня: 8 мм (борт корпуса) – 14,5 мм (борт башни) – 30 мм (лоб корпуса и башни). Вооружение: 1х20-мм пушка KwK 38L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG.42 ( на версии Sd.Kfz.234/2 вместо 20-мм стояла 50-мм пушка). Двигатель: Tatra-103, 12-цилиндровый, дизельный, V-образный, воздушного охлаждения, мощностью 210 л.с. Скорость по шоссе: 90 км/ч (по проселку 35 км/ч); запас хода по шоссе: 900 км (по поселку 600 км). Преодолеваемые препятствия: подъем – 30 град., ширина рва – 2 м, стенка – 0,5 м, глубина брода – 1,2 м. Экипаж: 4 человека.
Боевые качества:
Бронемашина Sd.Kfz.234 оснащалась дизелем, менее пожароопасным, чем бензиновый мотор, и имела два поста управления: передний и задний. Благодаря мощному мотору и полному приводу на все колеса броневик отличался высокой маневренностью и хорошей проходимостью; а большая емкость топливных баков обеспечивала ему очень большую дальность пробега (что способствовало действиям в отрыве от баз снабжения).
Кроме базовой бронемашины Sd.Kfz.234/1 производилась противотанковая версия Sd.Kfz.234/2 «Пума». Для огневой поддержки мотопехоты предназначался Sd.Kfz.234/3, на котором вместо башни установили короткоствольную 75-мм пушку. А так же на этой базе создали «эрзац-самоходку» Sd.Kfz.234/4 - в лишенный баши корпус втиснули полевую противотанковую пушку Pak.40 за штатным щитом.

07 Р±Р° 234-3 Рё -4  (647x159, 86Kb)

Боевое применение:
Бронеавтомобили серии Sd.Kfz.234 поступили в германские войска, сражавшиеся на Восточном фронте, осенью 1943,и использовались до конца войны. Базовая версия Sd.Kfz.234/1 состояла на вооружении разведывательных батальонов танковых дивизий; броневики остальных модификаций осуществляли огневую поддержку мотопехотных подразделений моторизованных войск.

БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ

Германская тактика «блицкрига» основывалась на стремительных обходах и охватах противника немецкими бронетанковыми войсками, а так же на глубоких прорывах во вражеские тылы, нарушавших связь и управление противника. Однако в этих стремительных рейдах танкам и бронемашинам требовалась поддержка моторизованной пехоты, способной двигаться столь же стремительно, и зачищать захваченные территории от остатков войск противника, закрепляясь на ключевых позициях до подхода основных сил. А основным средством передвижения германской пехоты были бронетранспортеры, которые не только перевозили мотопехоту, но и служили ей опорными огневыми точками - как в наступлении, так и в обороне.

Средний бронетранспортер Sd.Kfz.251
1939 г. (15.252 единицы)
08 вариант А (640x158, 96Kb)

Конструкция, производство:
Полугусеничный бронетранспортер повышенной проходимости. Связь: рация. Корпус бронированный; на ранних экземплярах - клепаный, на основной массе – сварной. Двигатель – спереди. Ходовая часть – передний управляемый автомобильный мост, гусеничные движители по бортам - на ведущем и направляющем колесах и 6 опорных катках в шахматном порядке. Массово производился с июня 1939 по март 1945; всего было изготовлено 12.252 БТР в двадцати трех (!) модификациях.
ТТХ самой распространенной версии Sd.Kfz.251/1 Ausf.D:
Боевая масса: 8 т; броня: 8 мм (борт) – 15 мм (лоб). Вооружение: 2х7,92-мм пулемета MG.34 или MG.42. Двигатель: Maybach HL.42, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, водяного охлаждения, мощностью 100 л.с. Скорость по шоссе: 53 км/ч (по бездорожью 37-40 км/ч); запас хода по шоссе: 300 км (по поселку 150 км). Преодолеваемые препятствия: подъем – 24 град., ширина рва – 2 м, стенка – 0,5 м, глубина брода – 0,5 м. Экипаж: 2 человека + 10 пехотинцев.
Боевые качества:
Sd.Kfz.251 был самой массовой бронетехникой Вермахта. Основное назначение этого БТР – перевозка отделения мотопехоты. Но машина оказалась способна выполнять очень широкий спектр задач, что и стало причиной появления огромного числа ее модификаций. Кроме транспортеров мотопехоты на базе Sd.Kfz.251 изготавливались передвижные командные пункты, машины связи, саперные и санитарные транспортеры, самоходные огнеметы, минометы и ракетные установки, орудийные машины огневой поддержки и зенитные самоходки.

09 Sd Kfz 251 версии (645x319, 170Kb)

Боевое применение:
К началу войны (на 1 сентября 1939 г.) в Вермахте имелось всего 68 Sd.Kfz.251, боевым крещением для которых стала Польская кампания. К моменту вторжения во Францию (май 1940) в войсках находилось уже 338 БТР; наиболее же массово Sd.Kfz.251 всех версий использовались на советско-германском фронте в 1941-1945 гг. Потребность в этих БТР в войсках была крайне велика: по штату каждой бронетанковой дивизии полагалось иметь не менее 90 Sd.Kfz.251; моторизованные дивизии нуждались в еще большем числе БТР. Но хотя Sd.Kfz.251 стал самым массовым видом германской бронетехники, и его изготовлением занимались 10 предприятий, этих БТР все равно не хватало (во многом по причине больших потерь). Поэтому вплоть до конца войны некоторые дивизии Вермахта так и не получили Sd.Kfz.251, и были вынуждены пользоваться другой, менее подходящей для войны техникой.

Легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250
1941 г. (7.326 единиц)
10 SdKfz250 (640x174, 95Kb)

Конструкция, производство:
Полугусеничный бронетранспортер повышенной проходимости. Связь: рация. Корпус бронированный; на ранних экземплярах - клепаный, на основной массе – сварной. Двигатель – спереди. Ходовая часть – передний управляемый автомобильный мост, гусеничные движители по бортам - на ведущем и направляющем колесах и 4 опорных катках в шахматном порядке. Массово производился с июня 1941 по март 1945; всего было изготовлено 7.326 БТР в четырнадцати модификациях.
ТТХ самой распространенной версии Sd.Kfz.250/1 (Alt) :
Боевая масса: 5,8 т; броня: 8 мм (борт) – 14,5 мм (лоб). Вооружение: 2х7,92-мм пулемета MG.34 или MG.42. Двигатель: Maybach HL.42, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, водяного охлаждения, мощностью 100 л.с. Скорость по шоссе: 65 км/ч; запас хода по шоссе: 320 км (по поселку 200 км). Преодолеваемые препятствия: ширина рва – 1,9 м, глубина брода – 0,7 м. Экипаж: 2 человека + 4 пехотинца.
Боевые качества:
Основное назначение Sd.Kfz.250 – перевозка половины отделения мотопехоты (в основном в разведывательных подразделениях). Как и средний «251-й», легкий Sd.Kfz.250 оказался способен выполнять более широкий спектр задач, что и привело к появлению целого ряда специализированных модификаций. Кроме транспортеров разведки мотопехоты на базе Sd.Kfz.250 изготавливались подвозчики боеприпасов к самоходным штурмовым орудиям, машины связи и управления артиллерийским огнем, самоходные минометы и даже орудийные машины огневой поддержки.
Боевое применение:
Еще до начала массового серийного производства, когда этот БТР еще находился в стадии доводки, в войска было направлено некоторое количество изготовленных на его базе подвозчиков боеприпасов Sd.Kfz.252 и командирских машин Sd.Kfz.253. Эти «почти экспериментальные» БТР приняли участие в нападении на Польшу (однако их было сделано немного, и к началу 1942 все «предсерийники» уже исчезли из войск). Массовое серийное производство линейных Sd.Kfz.250 началось летом 1941; они поступали в моторизованные части, в подразделения связи и штурмовой артиллерии. Согласно штатному расписанию, танковой дивизии полагалось иметь 55 легких БТР. Пушечные и минометные Sd.Kfz.250 использовались в мотопехоте для огневой поддержки. Легкие бронетранспортеры Sd.Kfz.250 участвовали в боях на всех фронтах 2-й мировой войны до самого ее конца.

11 герм бтр в бою (561x356, 186Kb)

Транспорт пехотной дивизии Вермахта.

Все части дивизии, за исключением штаба и роты истребителей танков, использовали конную тягу. Дивизия располагала: 1.743 верховыми лошадьми, 3.632 тягловыми лошадьми, 895 повозками.

ГЛАВНЫЙ ТРАНСПОРТ ВСЕХ ПЕХОТНЫХ ДИВИЗИЙ ВЕРМАХТА:

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-20

В составе дивизий находилось: 536 грузовых автомобилей (67 с прицепами). 394 легковых автомобилей. 530 мотоциклов (190 с колясками) и 500 велосипедов.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-21

ТТХ Borgward B 3000: грузоподъемность – 3 т, колесная формула – 4х2 (В-3000S) или 4х4 (В-3000А.); тип двигателя – 6-цилиндровый; трансмиссия – 5-ступенчатая коробка передач. С 1938 по 1944 годы выпущено 30 тысяч машин.

Немецкая «полуторка», бортовой грузовик Opel Blitz 2.5-32. Грузоподьемность 1,5 т.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-22

ТТХ Opel Blitz 2.5-32: грузоподъемность – 1,5 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 53 л.с; трансмиссия – 4-скоростная коробка передач; максимальная скорость – 80 км/ч; емкость топливного бака – 57 л; расход топлива – 16,5 л/100 км; запас хода – 340 км.

Грузовик выпускался в 1938-1942 гг. с различными типами кузовов и надстроек. Машины имели одно или двухскатные задние колеса, закрытую металлическую кабину. Всего было выпущено 10 тысяч машин.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-23

ТТХ Opel Blitz 3.6 – 36S: грузоподъемность – 3.3 т; колесная формула – 4х2; двигатель 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность 75 л.с.; трансмиссия – 5-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость – 85 км/ч; емкость топливного бака – 82 л; расход топлива – 35 л/100 км; буксируемый вес – 2 т.

На вооружении всех пехотных дивизий было 530 мотоцикла (190 с колясками).

Тяжёлый мотоцикл BMW R-75.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-24

ТТХ BMW R75: Масса - 420 кг; двигатель - двухцилиндровый, четырехтактный верхнеклапанный с оппозитным расположением цилиндров; объем двигателя - 746 см³; мощность - 26 л.с.; емкость бензобака - 24 л; максимальная скорость - 92 км/ч; запас хода - 360 км; тормоза - барабанные с гидравлическим приводом, включая колесо коляски.

Мотоцикл выпускался фирмой «BMW» в 1940-1944 гг. и предназначался транспортировании трех человек в тяжелых дорожных условиях с прицепом. В этом прицепе можно было перевозить 81-мм миномёт G.W.34 или противотанковое ружьё PzB-38/39. На коляску мог быть установлен пулемёт MG-34 (MG-42) или огнемёт. На мотоцикле и на коляске было смонтировано множество различных кронштейнов, кофров, ремней и креплений для боеприпасов, канистр с топливом, маскировочных сетей и прочего груза. Благодаря своей надёжности и ходовым качествам R75 зарекомендовал себя в частях самым лучшим образом. Он использовался в разведывательных подразделениях пехотных и танковых корпусов, мотоциклетно-стрелковых частях, в фельдполиции и жандармерии, на нём передвигались старшие офицеры, связисты, перевозились раненые и т.п.

Тяжёлый мотоцикл Zündapp KS-750.

Что бы логически продолжить тему вооружения Дивизии Народного Ополчения, которые были в конце августа 1941 года, переформированы в обычные стрелковые дивизии, напомню, что по штатному расписанию...-25

ТТХ Zündapp KS-750: масса с коляской – 420 кг., вес коляски – 130 кг; двигатель – двухцилиндровый четырехтактный; объем двигателя — 751 см³; мощность - 26 л.с.; коробка передач 4-скоростная с понижающей и задней передачами; емкость бензобака – 24 л; запас хода – 340 км; максимальная скорость – 95 км/ч; тормоза – барабанные.

Фирмой «Zündapp Werke GmbH» в 1940-1944 гг. выпускался Zündapp KS-750. Он предназначался для движения по тяжелому бездорожью, а также, использовался для разведки, перевозки личного состава и различных грузов

Мотопехотная дивизия вермахта.

К началу войны мотопехотные дивизии представляли собой пехотные части, оснащенные грузовиками. По штату мотопехотные дивизии организовывались также, как линейные пехотные дивизии:

Штаб, 3 полка по три батальона в каждом, 1 разведывательный батальон, 1 артиллерийский полк, 1 батальон истребителей танков, 1 саперный батальон, 1 батальон связи, вспомогательные службы.

Мотопехотная дивизия насчитывала: 16.445 человек (492 офицера). 989 грузовиков для перевозки личного состава. 1687 грузовиков снабжения. 1323 мотоцикла, 621 мотоцикл с коляской. 30 бронеавтомобилей. 374 ручных и 130 станковых пулеметов. 84 легких и 54 тяжелых (81-мм) миномета. 24 легких пехотных орудия. 72 37-мм противотанковых пушки. 36 легких и 12 тяжелых полевых гаубиц. 12 20-мм зенитных пушек.