Княжение Владимира
Древняя Русь
В течение Х в. государственный престиж киевских князей постоянно возрастал благодаря удачным военным походам против соседних государств и народов. Этот процесс привёл к тому, что в 970 г., в княжение Святослава Игоревича, новгородское посольство пригласило к себе княжить отпрыска из киевской династии. «В се же время, — сообщает летопись, — придоша (к Святославу) люди новгородские, просяще князя собе». Святослав дал новгородцам в князья своего несовершеннолетнего сына Владимира.
Необходимость приглашения в Новгород князя со стороны естественным образом вытекала из тех политических условий, в которых находился Новгород в первые десятилетия своего существования. Его стремление к политическому первенству в Словенском племенном союзе в значительной степени ослаблялось разобщённостью знатных родов, стоявших во главе городской общины. Вследствие постоянной внутренней вражды и соперничества новгородские старейшины не имели возможности выдвинуть «надплеменного» князя из своей собственной среды. Посылка за князем в Киев была отличным выходом из создавшейся ситуации, ибо, согласно древним представлениям, тот, кто получал отпрыска знатного рода на воспитание, как бы внутренне приобщался к «удаче» и «счастью» этого рода и мог рассчитывать на его поддержку. Отныне сознательное использование легитимной власти князей «от рода русского» станет одним из важнейших факторов возвышения Новгорода. Вместе с тем выбор новгородцев стал ярким свидетельством возросшего международного значения Русской земли и киевской династии.
После смерти Святослава власть в Русской земле наследовали его сыновья. Ярополку при разделе достался Киев, Олег сел княжить в Древлянской земле, а Владимир продолжал княжить в далёком Новгороде.
Усобица Святославичей
Братья не смогли ужиться мирно меж собою. Сначала мечи скрестили Ярополк и Олег. Решающая битва произошла в Древлянской земле, под стенами Овруча — стольного города Олега. Олегово войско было разбито, а сам он свалился при отступлении в городской ров и был задавлен телами убитых.
Желая отомстить за брата, Владимир повёл на Киев своих новгородцев и набранную «за морем» (в славянском Поморье) варяжскую дружину. По пути он напал на соседний Полоцк, где княжил князь Рогволод, который не захотел выдать свою красавицу-дочь Рогнеду за новгородского князя, предпочтя ему сватов Ярополка. Город был взят, а Рогволод вместе со всей своей семьей попал в руки Владимира.
Поход Владимира на Киев победоносно завершился 11 июня 978 года. В этот день Ярополк, вызванный на мирные переговоры, вошёл в шатёр Владимира и был предательски убит двумя варягами, стоявшими при входе.
Так, после кровавой династической междоусобицы, Владимир объединил южную Русскую землю и северную Новгородскую землю в одно государство. С этого времени власть великокняжеской династии распространилась на все восточнославянские племена. Русь вступила в недолговечную эпоху единства.
Став «самовластным» правителем Русской земли, Владимир постарался единство политическое подкрепить единством веры. С этой целью он приказал вынести языческих идолов, которым поклонялась его варяго-русская дружина, со «двора теремного» и поставить их в городе, на холме, для всеобщего поклонения. Тем самым Владимир старался стереть все видимые различия между завоевателями и завоёванными, превратив их в соотечественников, спаянных общими интересами и нуждами.
Походы Владимира
Владимир был храбрым и удачливым полководцем. Он предпринял несколько победоносных военных походов: отвоевал захваченную Польшей Галицию (Червонную Русь), смирил отколовшихся во время княжеской междоусобицы вятичей и радимичей, победил волжских булгар, нанёс смертельный удар Хазарскому каганату, чьё могущество было сломлено ещё во времена княжения Святослава.
Восстановленное единство Руси обеспечило успех военным предприятиям Владимира. «И побеждал всех врагов своих, и боялись его все соседи. Против кого он выступал войной, всех одолевал», — пишет Иаков Мних.
Победив Хазарию, Владимир принял титул кагана («великим каганом земли нашей» величает его митрополит Иларион в своём «Слове о законе и благодати»). То был обдуманный политический шаг. Русские князья издавна стремились повысить международный престиж своего титула «великий князь русский». Однако в Византии русских князей называли всего лишь «архонтами» (термин, означающий просто независимого правителя), наравне с вождями диких кочевых племен — венгров и печенегов. Поэтому, как свидетельствует император Константин Багрянородный («Об управлении империей»), киевские князья, начиная с Игоря, желали получить «царские венцы» от византийских императоров. Византия со своей стороны проявляла крайнюю неуступчивость в этом вопросе.
Принимая почётный титул кагана, которого в официальных документах константинопольского двора именовали «наиблагороднейшим и наиславнейшим», Владимир заявлял о себе как о могущественнейшем правителе Восточной Европы — от Дона и Волги до Карпат и от Балтийского до Черного моря. Это был вызов, обращённый ко всем окрестным государям, но прежде всего — к императору Византии.
Государственное величие Русской земли, опиравшееся на материально-духовные возможности языческого общества, достигло своего предела. Дальнейшее развитие её государственного суверенитета было невозможно без коренного преобразования религиозно-политических основ княжеской власти.
С годами Владимир все отчётливее сознавал историческую обречённость язычества. Уроки бабки Ольги не прошли даром. Наши древние писатели (Иаков Мних, митрополит Иларион) свидетельствуют, что князь Владимир принял решение креститься самостоятельно, под влиянием примера княгини Ольги. А преподобный Нестор («Чтение о житии Бориса и Глеба») добавляет, что князю Владимиру было некое «видение Божие», непосредственно побудившее его к обращению. Мы знаем также, что Владимир был особенно заворожён картиной Страшного суда — именно этим устрашающим зрелищем открывается его «Церковный устав».
Однако крещение главы государства в те времена было ещё и важным политическим актом. Поэтому Владимир сделал все для того, чтобы его личный выбор возвысил Русскую землю и великокняжескую власть.
Византия Х век
В 987 году в Византийской империи полыхала гражданская война. Удачливый полководец Варда Фока решил завладеть императорским престолом. Встав во главе большого войска, он осадил Константинополь, за стенами которого укрылся законный император Василий II. Не имея достаточных сил для того, чтобы подавить мятеж, Василий II обратился за помощью к князю Владимиру. Император просил поскорее прислать отряд русских воинов, которые славились как отменные бойцы.
Владимир не отказал в просьбе, но взамен потребовал отдать ему в жёны сестру императора — принцессу Анну. В то время породниться с императорским домом Византии было большой честью для любого европейского государя. Делать было нечего, и Василий II дал своё согласие на брак, оговорив впрочем, что Владимир перед свадьбой примет христианство.
Отныне военно-политический союз Руси и Византии, предусмотренный и предыдущими русско-византийскими договорами, должен был получить совершенно другую основу. Больше не могло быть речи об опасливых отношениях соседей поневоле, различающихся между собой во всем и прежде всего в вопросах веры. Международный ранг крещёной Руси подлежал коренному пересмотру. Ей предстояло войти в византийское содружество народов на правах ближайшего союзника василевсов и защитника христианства в северных «скифских» землях. Императоры обещали закрепить почётное место Русской земли в системе внешнеполитических приоритетов империи как на уровне государственных, так и церковных отношений (основание в Киеве митрополичьей кафедры, подчинённой Константинопольскому патриархату).
Владимир, как и обещал, послал в Константинополь несколько тысяч своих воинов. С их помощью мятеж Варды Фоки был подавлен. Со своей стороны, русский князь помог Василию II вернуть отложившийся от империи крымский Херсонес, где и состоялось венчание Владимира с царевной Анной.
Свержение Перуна
В 988 или 989 году (тут возможны разночтения) Владимир вернулся из Херсонеса в Киев. Чтобы побудить колеблющихся принять новую веру, Владимир велел низвергнуть идолы языческих богов. Статую Перуна, например, с позором протащили по земле до берега Днепра и бросили в воду. Таким способом язычникам внушали мысль, что их боги ничтожны и не могут постоять за себя.
Подобный образ действий был в то время распространён и в Западной Европе. Например, когда в 1168 г. датчане взяли славянский город Аркону (на острове Рюген), где находилось наиболее почитаемое в славянском Поморье святилище Святовита, датский король Вальдемар (тёзка русского князя) велел «вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею верёвку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь» (сообщение хрониста XII в. Гельмольда).
Поражённое этим зрелищем, киевское вече одобрило призыв князя всем миром поменять веру. На следующий день поутру на берегу Днепра собралось множество людей обоего пола и всех возрастов. Их разделили на группы и велели по очереди заходить в реку, которая заменяла купель. Священники читали положенные молитвы, а потом давали каждой группе крестившихся христианские имена: одно мужское — общее для всех мужчин, другое женское — общее всем женщинам. Никакого бытового неудобства от этого не возникало, так как после крещения в повседневном обиходе все равно использовались прежние мирские имена.
Вот так состоялся культурно-цивилизационный переворот в русской истории, благодаря которому наш национальный характер и наша культура со временем приобрели неповторимое своеобразие.
И. Глазунов. Крещение Новгорода
В далёком Новгороде введение новой веры встретило яростное сопротивление, которое вылилось в настоящее языческое восстание.
Во главе мятежа стояли языческий жрец Богомил по прозвищу Соловей и новгородский тысяцкий Угоняй. Они призывали народ умереть за своих старых богов. Возбуждённая этими речами, толпа разгромила христианские храмы и убила несколько десятков христиан. С большим трудом княжеские воеводы Добрыня и Путята привели новгородцев к покорности. Чтобы сломить сопротивление восставших, пришлось даже поджечь Новгород. Для деревянного города пожар был хуже войны. Новгородцы кинулись тушить огонь, и порядок в городе мало-помалу был восстановлен.
С этих пор на Руси возникла поговорка: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнём».
С крещение Новгорода предание связывает и обычай ношения нательных крестов: их будто бы раздали новгородцам, чтобы отличить крестившихся от упорствующих язычников.
Нательные кресты
Дальнейшим распространением христианства занимались уже подросшие сыновья Владимира, посаженные отцом на городские княжения. Благодаря их стараниям христианская проповедь зазвучала на окраинных землях древней Руси — Древлянской, Туровской, Полоцкой, Смоленской, Ростовской, Муромской, Северской и других.
Христианизация каждой области начиналась с крещения городского населения, причем раньше других в новую веру обращали жителей того города, который на данной территории играл роль «стольного града». В этом прослеживается осознанное стремление опереться на правовую традицию славян, обязывавшую «меньшие» города беспрекословно повиноваться вечевому собранию «старейшего» города земли или волости. Повеление «быть христианами» касалось всех — «незнатных и знатных, рабов и свободных…» («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона). Поэтому вместе с горожанами крещение принимала их домашняя прислуга.
Черед сельской округи наступил много позже, когда у Русской Церкви появилась возможность поставления священников в сельские приходы.
Князь Владимир остался в истории прежде всего как креститель Руси. Но мы не должны забывать и о другом его государственном подвиге — многолетней борьбе со степью.
В конце Х — начале XI века степное пограничье Русской земли тревожили своими набегами кочевники-печенеги. Часто разорению подвергались целые города. Археологи находят в древнерусских погребениях этого времени расчленённые тела людей и скелеты мужчин со следами сабельных ударов.
Змиевы валы
Чтобы оградить Русскую землю от беспрестанных вторжений печенегов, Владимир возвёл вдоль степной границы так называемые Змиевы валы. Эти укрепления стали самыми грандиозными военно-инженерными сооружениями средневековья. Змиевы валы представляли собой утрамбованную насыпь четырёхметровой высоты. С внешней стороны её опоясывал ров, достигавший двенадцати метров в ширину. Общая протяжённость Змиевых валов превышала 500 километров. В сочетании с руслами рек они образовывали сложную систему лабиринтов и замкнутых пространств. В стратегически важных пунктах вдоль Змиевых валов Владимир построил крепости и военные городки.
Политика князя по укреплению южной границы принесла свои плоды. Хотя степняки нередко прорывались за линию Змиевых валов, однако им так и не довелось разбить свои шатры под стенами Киева. В конце концов яростный натиск печенегов на Русскую землю был остановлен. А в последние годы правления Владимира кочевники и вовсе были отброшены далеко вглубь степи.
Последние годы княжения Владимира были омрачены неурядицами в княжеской семье, которые привели к династическому кризису.
Сыновья князя Владимира
До принятия христианства Владимир имел многочисленных жён, от которых у него было несколько сыновей. Но после христианского брака князя с царевной Анной Владимир развёлся со своими прежними жёнами. Соответственно и его сыновья, рождённые в языческих браках, потеряли право наследовать престол, несмотря на их старшинство. Отныне великокняжеский стол должен был принадлежать потомкам Владимира и Анны — братьям Борису и Глебу.
Однако старшие сыновья не согласились с таким решением отца. Первым обнаружил своё недовольство Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава. Святополк составил заговор против Владимира в надежде на военную помощь своего тестя. Но Владимир узнал о готовящемся мятеже. Святополк был схвачен и брошен в темницу.
В 1014 году неповиновение выказал другой сын Владимира, Ярослав, княживший в Новгороде. Разгневанный Владимир начал собирать войско для похода на север. Предстояла война отца с сыном — неслыханное дело даже в языческой Руси. «Но Бог не дал дьяволу радости», — с некоторым облегчением замечает летописец. В разгар военных приготовлений Владимир внезапно заболел. Врачеванье не помогало, и 15 июля 1015 года Владимир скончался в одной из своих загородных резиденций, на Берестове.
Погребение кн. Владимира