Авиация РФ в СВО
Топ-100 вооружения России в СВО и вооружение противника. Авиация.
В состав Воздушно Космических Сил РФ входят Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, а также Космические войска. ВВС составляют Дальняя, Военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. В 2023 году общая численность военной авиации РФ - 4.182 самолетов и вертолетов. Россия занимает второе место, после США, у которых – 13.300 самолетов и вертолетов. На третьем месте Китай – 3.284 самолетов и вертолетов. С 24 февраля 2022 года ВКС России поддерживают с воздуха наземные войска и наносят удары по войскам и объектам войсковой инфраструктуры ВСУ Украины.
По данным ежегодного отчёта издания «FlightGlobal World air forces 2023», всего в составе ВКС на 2023 год: «15 самолётов Су-57, 108 истребителей Су-35С, 155 истребителей - бомбардировщиков Су-34, 124 истребителей Су-30СМ/СМ2, в том числе 30 самолётов для авиации ВМФ, 120 учебно-боевых самолёта Як-130 и т.д.». Ожидается, что в 2023 году поставки могут быть увеличены, что связано с предпринимаемыми усилиями по наращиванию военного производства. Дополнительно, к уже поставленным, оценочно, до конца года, могут поставить 7 Су-57, до 12 Су-35С, до 12 Су-34, до 10 Су-30СМ2.
В авиации ВСУ на конец 2021 года, было 98 боевых самолетов. В них входили: 43 легких истребителя МиГ-29, 26 тяжелых истребителей Су-27, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 17 штурмовиков Су-25. А так же 88 вертолетов, из них 54 - военно-транспортные вертолеты Ми-8 и 34 - ударные МИ-24. В составе ВМС числилось 9 вертолетов, из них 4 вертолета Ка-27, 1 вертолет Ка-226 и 4 вертолета Ми-14.
С 24 февраля на Украину было ввезено 98 самолетов: 14 болгарских штурмовиков Су-25К/Су-25УБК, 24 чешских Су-25К/Су-25УБК, 4 словацких МиГ-29АС/МиГ-29УБС, 56 польских МиГ-29А/МиГ-29УБ, а также 23 вертолета. Речь идет о 16 вертолетах Ми-17В5 российского производства, закупленных ранее США для вооруженных сил Афганистана, 7 вертолетов Ми-24 из состава армейской авиации Чехии. На самом деле ввезено гораздо больше, как видно из списка, нет самолетов и вертолетов из Румынии, бывших стран Югославии в НАТО и т.д.
С начала СВО нашими ВКС и ПВО уничтожено: 479 самолетов, 250 вертолетов.
На первое место в Топ самолетов ВКС России я ставлю стратегический ракетоносец Ту-95 МС.
1) Стратегический турбовинтовой ракетоносец Ту-95МС.
Это чемпионы по общему количеству боевых пусков крылатых ракет по целям противника, я не знаю сколько всего ракет было запущено с начала СВО, но могу предположить, что по сообщениям западных СМИ, около 1.000 единиц стратегических крылатых ракет Х-101. Еще около 1.000 стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ. Самолет показал выдающиеся характеристики боеспособности, все ракетоносцы полтора года работают «как часы».
И хотя наш ракетоносец достаточно пожилой, последние серийные Ту-95 были выпущены в 1992 году, именно как стратегический авиационный комплекс, с стратегическими крылатыми ракетами Х-101, он не имеет себе равных по радиусу боевого применения. Боевой радиус ракетоносца 5500 км и дальность полета КР Х-101 – 5500 км. Соответственно, общая дальность составляет 11.000 км. Эта дальность сопоставима с дальностью межконтинентальной "Тополь-М".
Самолеты поздних серий (модификация МС) отличаются исключительной надежностью и функциональность. Герои многочисленных репортажей и статей. Мне понравился один заголовок – «Утро после ракетной казни. Били по скоплениям войск и техники. ТУ-95 специально для 95 квартала». Как правило, вылетают в район Каспия, и там производят пуски крылатых ракет. Если вылетает 8 ракетоносцев, то суммарный залп восьми бортов - 48 крылатых ракет Х-101.
2) Сверхзвуковой ракетоносец - бомбардировщик Ту-22М3.
В Википедии написано: «Ту-22М - один из самых засекреченных авиационных проектов СССР, благодаря чему даже сейчас значительное количество доступной информации по этому самолёту не соответствует действительности». Я бы назвал этот уникальный самолет «ракетным хирургом ВКС». Ту-22М3, вооруженный новейшей крылатой ракетой Х-32, она применяется по эксклюзивным целям, типа бункеров, командных пунктов, заглубленных складов и т.д. На высоте 40 километров Х-32 способна разогнаться до пяти Махов – 5400 км/ч (это уже полноценный гиперзвук). Скорость X-32 вдвое превосходит допустимую максимальную скорость ракет ЗРК «Патриот» для аэродинамических целей (у них 800 м/с). У нашей ракеты 1,5 км/с. X-32 на конечном участке атакует цель в крутом пикировании, почти отвесно (стандартный маневр наших противокорабельных ракет для прорыва ПРО кораблей противника, РЛС у них не может поднять свой угол обзора прямо над собой, вертикально вверх). Установлена новая помехозащищенная головка ГСН, действует радиолокационно-инерциальная система наведения с радиокомандной коррекцией и привязкой к рельефу местности от радиовысотомера.
По результатам пусков Х-32, ракету можно смело переименовывать из «противокорабельной» в «универсальную». И хотя эти ракеты запускаются гораздо реже, чем Х-101, тут как говориться «дорога ложка к обеду». Ту-22М3 уникален именно как комплекс с противокорабельной крылатой ракетой Х-32. Эта ракета долгое время оставалась одним из самых секретных проектов российского ВПК. И когда ее приняли на вооружение, стало понятно, что Х-32 – одна из самых мощных и дальнобойных крылатых ракет ВКС России двойного назначения. Сейчас она полностью подтвердила свои качества.
Ту-22М3 ВКС России, по тактической необходимости, применяют крылатые ракеты Х-32 по военной инфраструктуре Украины и все эти удары достигали цели. Представитель командования ВСУ Игнат в интервью украинскому «24 каналу» заявил, «…что у украинских военных нет технической возможности сбивать крылатые ракеты Х-32. Он также дополнил, что: «ПВО ВСУ хоть и засекают ее, но физически не успевают перехватить эту ракету».
На почетном третьем месте СУ-34, он предназначен для поражения точечных сил
3) Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34.ьнозащищенных наземных и морских целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. СУ-34 выполнен по схеме «триплан» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением. Самолет имеет увеличенную емкость внутренних топливных баков, обеспечивающую, без применения ПТБ, практическую дальность полета 4000 км (вдвое больше, чем у СУ-24 или F-15Е). С тремя дозаправками СУ-34 способен преодолеть расстояние 14 тыс. км, что соизмеримо с дальностью самолетов стратегической авиации.
К одной из важных особенностей нового самолета относится бортовая электроника, обеспечивающая экипаж полной информацией о параметрах полета и окружающем пространстве, состояниях бортовых систем и силовой установки, целях в воздухе на земле, на поверхности воды и под водой, о средствах радиолокационного обнаружения и РЭБ противника, о ЗРК и степени создаваемой ими угрозы. На 12 узлах внешней подвески могут размещаться высокоточные управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».
МОСКВА, 4 сентября 2023 года. /ТАСС/. Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 применил гиперзвуковую ракету «Кинжал» в ходе спецоперации на Украине. Об этом ТАСС сообщил источник в МО.
Су-34 настоящая «рабочая лошадка» наших ВКС. Интенсивно используется на протяжении всего СВО. Конечно, при таком использовании есть и потери, вечная слава нашим погибшим героям.
Самолет просто фантастический, с возможностью применять «Кинжалы» стал просто уникальным ударным комплексом. Про него можно написать книгу, настолько он многогранен и неповторим, летчики очень хвалят эту машину, она полезна сейчас и у нее очень большое будущее.
4) Сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения 4++ Су-35С.
Су-35C — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». Имеет феноменальную маневренность за счет двигателя с управляемым вектором тяги (отклонение реактивной струи). В самолете использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая РЛС с фазированной антенной решёткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей. Су-35С совершил первый полёт в феврале 2008 года. По своей аэродинамической схеме она уникальна. Его боевая нагрузка достигает 8000 кг. Бортовое радиоэлектронное оборудование СУ-35 в совокупности с другими его качествами дает возможность наносить упреждающий удар по любому воздушному противнику, в том числе малозаметному. Су-35С, оснащённый РЛС Н035 «Ирбис», может обнаружить F-22A «Рэптор» на расстоянии 165-240 км.
В 2015 году, Россия поставила КНР 24 истребителя Су-35. В Китай, новые самолеты проданы по рекордной цене в 100 миллионов долларов за единицу. В 2023 году, начались поставки Су-35 для ВВС Ирана, Исламская Республика закупила у России более 20 единиц.
Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при возможном военном конфликте с США, по мнению большинства западных экспертов, Су-35 - «экстремально опасный» для любого самолёта НАТО. Опасность Су-35 связана с очень мощной вооруженностью ракетами «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманёвренностью самого истребителя и мощными средствами бортового РЭБ.
По дальности действия радара, по дальнобойности своих ракет дальнего и среднего радиуса действия Су-35С превосходит все иностранные истребители в мире. Ну а если дело дойдет до ближнего боя, то благодаря изменяемого вектора тяги у противника нет шансов уцелеть против сверхманевренного Су-35С. За время спецоперации Су-35С отметились множеством побед над украинскими ВВС, которые несут многочисленные потери из-за действий ВКС РФ. Одним из самых известных эпизодов стал воздушный бой, произошедший вечером 5 марта над Житомиром. В то день российским Су-35С удалось сбить четыре истребителя Су-27 ВВС Украины. Другое сообщение: 9 июля летчик-ас группировки «Восток» на самолете Су-35С во время воздушного патрулирования на Славянском направлении ракетами «воздух-воздух» уничтожил с интервалом в полчаса Миг- 29 и два Су-25 украинских ВВС. Таких примеров достаточно много, что говорит об очень высокой эффективности этих истребителей.
5) Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-31 БМ.
По боевым возможностям у МиГ-31 нет аналогов ни у нас, ни за рубежом. Экипаж перехватчика может, действовать в одиночку, но его главное назначение - работать группами по четыре машины под командованием самолета-лидера, при этом обмен информацией между ними и наземной автоматической системой управления производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и координацией группы, решаются бортовыми средствами, постоянно принимающими сведения с земли и взаимодействующих в группе перехватчиков. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.
Функции контроля прифронтового воздушного пространства МиГ-31БМ выполняет постоянно, на счету наших перехватчиков несколько десятков сбитых летательных аппаратов противника.
6) Ударный самолет гиперзвукового ракетного комплекса 9-С-7760 «Кинжал» МиГ-31К.
Это совершенно другой самолет, по сути, это стратегический ракетоносец, но наши скромно назвали «ударный самолет». Но вот когда этот «ударный самолет» взлетает, воздушную тревогу объявляют по всей территории бывшей Украины. Он поднимает ракету на высоту до 25 км и разгоняет до скорости 3 тыс. км/ч, после чего осуществляется пуск на цель. Дальность позволяет поражать цели, не заходя в зону действия ПВО противника. В составе комплекса «Кинжал» МиГ-31К выполняет роль «первой ступени», разгоняется и набирает высоту и только после этого выполняет пуск. Это позволяет в несколько раз увеличить дальность полета и скорость ракеты. Уникальная система целеуказания позволяет вводить полетное задание для ракеты прямо с борта самолета в режиме реального времени. «Кинжал» способен поражать авианосцы, эсминцы и крейсера противника. Боевая часть этого комплекса —аэробаллистическая ракета 9-С-7760 «Кинжал». Она способно выполнять маневрирование, с высокой точностью способна поражать цели в радиусе 2 тыс. км. На самолете установлена уникальная система управления вооружением. Она позволяет вводить полетное задание ракете во время подготовки к пуску с борта самолета. Для улучшения точного позиционирования истребителя, установлена высокоточная система навигации. На самолете доработана аэродинамическая часть фюзеляжа и модернизированы двигатели.
Боевой дебют «Кинжала» в СВО состоялся 18 марта 2022 года. Гиперзвуковой ракетой был уничтожен крупный подземный склад оружия ВСУ в Ивано-Франковской области. Ракета с лёгкостью пробила противоядерную защиту бункера и разрушила заглублённое на 180 метров хранилище.
В начале марта 2023 года информационное агентство «Газета.ru» сообщило: «Гиперзвуковая ракета «Кинжал» поразила Объединённый центр командования ВСУ И НАТО, который располагался в подземном бункере общей глубиной в 130 метров».
19 сентября 2023 г., директор комплекса обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех» Бекжан Абдурахманович Оздоев по случаю Дня оружейника заявил: «Прежде всего, рост идет по танкам и боевым машинам на их базе, легкобронированной технике, реактивным системам залпового огня, тяжелым огнеметным системам, тепловизионным и другим оптическим приборам, а также средствам поражения. В том числе наращивается производство ракет для комплексов "Кинжал", "Искандер" и "Панцирь", авиабомб, артиллерийских и танковых снарядов и так далее, объемы производства различных видов вооружения выросли от двух до десяти раз, а выпуск отдельных образцов увеличился в десятки раз».
7) Бронированный штурмовик Су-25 «Грач».
Мы постоянно видим в репортажах боевую работу штурмовиков Су-25 «Грач» в зоне СВО. Самолёты наносят ракетные и бомбовые удары, постоянно уничтожая укреплённые позиции и бронетехнику ВСУ. На Украине российские штурмовики используются для поражения военных объектов неприятеля непосредственно на линии фронта. Боевые задачи «Грачи» бесстрашно выполняют на малой высоте.
Штурмовая авиация на фронте представлена бронированным дозвуковым высокоманевренным штурмовиком Су-25, обладающим уникальной живучестью. Предназначен для поддержки сухопутных войск на поле боя днем и ночью при прямой видимости цели. Может нести на борту до 30 видов вооружения различного назначения. Это очень эффективное авиационное средство огневой поддержки наземных частей и подразделений. Боевая работа «Грачей» позволяет уничтожать любую технику, артиллерию, живую силу, инженерные сооружения противника. Все фронтовики с большим уважением отзываются о работе этих бронированных самолетов. Летчики постоянно находятся в зоне риска, там воюют очень храбрые пилоты. «Грачи» широко применяют НАР С-13 «Тулумбас» калибра 122 мм. Эта ракета поражает укреплённые и забетонированные объекты, командные пункты, скопления бронетехники, разрушает кирпичные застройки. У Су-25 широкая номенклатура вооружения. Штурмовики применяют все виды боеприпасов, которые есть в его арсенале: НАРы, пушки, бомбы, управляемые ракеты. Это настоящий летающий танк, заслуженный трудяга в нашей авиации. От эффективности его боевой работы зависит успех сухопутных подразделений. Применение этого самолёта в СВО наряду с другими средствами поражения позволяет нашим солдатам выполнять поставленные задачи.
НАТО поставили на Украину более 2000 ПЗРК «Stinger» только в 2022 году. Для защиты от «Стингеров» и «Игл», на Су-25СМ3 установлены бортовые комплексы обороны (БКО) «Витебск», представляющий собой средство радиоэлектронной борьбы (РЭБ). C установкой этих систем, живучесть Су-25 увеличилась на 20-30%. Комплекс способен защищать самолет с помощью отстреливаемых и буксируемых ловушек, ложных целей с аэродинамическими качествами, универсальных многоспектральных пиропатронов с управляемыми программами горения. Причем, «Витебск» постоянно совершенствуется, так как противник поставляет ВСУ модернизированные ЗРК, способные преодолевать комплексы бортовой обороны наших самолётов. Безусловно, Су-25СМ3 не лишён недостатков, но по соотношению цены и качества это очень функциональная боевая машина. Она будет способна выполнять поставленные задачи ещё много лет.
8) Ударный вертолёт Ка 52М «Супераллигатор».
Единственный в мире ударный вертолет, имеющий соосную схему конструкции несущих винтов. В этой схеме два винта вращаются в противоположные стороны. Такое расположение винтов увеличивает несущие КПД вертолета на 22% по сравнению с одновинтовой машиной. Оригинальная конструкция позволяет вертолету с особой легкостью совершать сложные маневры, летать боком и «спиной», не разворачивая при этом фюзеляжем в опасную сторону. Также, соосная схема дает возможность увеличить практический и динамический потолок высоты на 1000 метров и увеличить скороподъемность на 5 м/с. Также в Ка-52 конструкторы реализовали размещение пилота и штурмана рядом, плечем к плечу, а не за друг за другом, что дает возможность не дублировать дисплеи и приборы.
Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» был принят на вооружение ВКС России в 2011 году и служит для поражения пехоты, тяжелой и легкобронированной техники противника. Вертолет выпускается в трех модификациях: базовой, для палубной авиации Ка-52К «Катран» и новая модификация Ка-52М «Супераллигатор» с 2020 года. Ка-52 «Аллигатор» поставлялся для вооруженных сил Египта. В общей сложности, до 2022 года, АО «ААК Прогресс» выпустил 250 вертолетов «Аллигатор» и Ка-52М «Супераллигатор». Стоимость нового Ка-52М с улучшенными аэродинамическими характеристиками - 15 миллионов долларов для МО РФ, для иностранных заказчиков – 25 миллионов долларов.
Сейчас Ка-52 «Аллигатор» и Ка-52М «Супераллигатор» эффективно применяется ВКС России в боевых действиях на Украине. В классификации НАТО кодовое наименование для Ка-52 - «Обманщик» (Hokum), за его уникальные аэродинамические и летные характеристики. В июне 2023 года, украинские и западные СМИ объясняли, что одной из причин потерь большого количества техники НАТО во время «наступления» ВСУ, именно удары с воздуха Ка-52 ракетами «Гермес-А» класса «воздух-поверхность» с дальностью до 20 км. Именно вертолеты ВКС России наносят самые масштабные потери бронетехнике противника. «Гермес-А», это вещь! Но об этом в следующем обзоре.
Помимо этого, в ходе СВО, вертолётчики используют метод пуска ракет с кабрирования. Он необходим для увеличения угла атаки с дистанции до 6 км. Так достигается высокая дальность поражения целей. Сами вертолетчики рассказывают об это так - «Для этого мы как можно ниже прижимаемся к земле перед ударом. После этого на определённой дистанции «выпрыгиваем» на кабрирование и стреляем с определённым углом тангажа. Потом резко отворачиваем и уходим обратно вниз. Всё это занимает от силы секунд пять». Многие думают, что стрельба с кабрирования является не точной. На самом деле, наши пилоты сообщают, что они получили такую богатую практику, так научились метко поражать стационарные цели, что иной раз сами удивляются, когда слышат восторженные отзывы нашей пехоты на земле.
9) Ударный многоцелевой вертолет Ми-28НМ «Ночной суперохотник».
В ходе спецоперации «Ночные охотники» и «Ночные суперохотники» доказали свою высокую боевую эффективность. Вертолётчики, участвующие в боевых вылетах, высоко оценивают качества «Ночного охотника». «Он может выполнять боевые задачи днём и ночью. У него это очень хорошо получается. Снаряжён управляемыми и неуправляемыми ракетами, пушками», — сказал журналистам вертолетчик Максим. «Ночные охотники» тоже часто применяют неуправляемые ракеты. Пуски снарядов производятся на скорости 200 км/ч и с кабрирования. Ми-28 очень помогают, когда, нет возможности массировано применить артиллерию. Важным достоинством вертолёта является его прицельно-навигационная система. Она даёт возможность выйти в заданный район и с высокой вероятностью точно применить по противнику свое вооружение.
Ми-28НМ конструктивно отличается от своего предшественника Ми-28Н. Установлены новые двигатели, система управления полетом, впервые штатно оснащён надвтулочной РЛС типа «Н025», получил дублированную систему управления вертолетом, благодаря которой штурман-оператор может теперь также управлять вертолётом. Вертолёт получил на вооружение первую в стране многофункциональную вертолётную ракету класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» с головкой самонаведения ЛМУР Р-74м. Когда Вы видите видеозаписи, сделанные оптическими головками самонаведения, знайте, что это записи с ракеты ЛМУР.
Но наибольший эффект боевого применения достигается, когда работают в паре Ми-28НМ и Ка-52. На вертолете Ка-52 реализована соосная схема. Она делает вертолёт более устойчивым, он, зависая на одном месте, точнее работает по небольшим и бронированным целям. У Ми-28 классическая схема расположения винтов, но он имеет свои преимущества, оно заключается в оборудовании, которое позволяет работать в тёмное время суток. «Ночной охотник» и «Аллигатор» дополняют друг друга и очень эффективны, когда действуют в единой связке.
10) Десантно-транспортный вертолет Ми-8.
На десятое место я поставил вертолет Ми-8. «Вертолет-солдат». Даже писать особо ничего не буду, Вы сами его очень хорошо знаете. На протяжении 60 лет участник всех военных конфликтов, в мире 2250 Ми-8, что составляет 13% всего мирового парка. В нашей армии просто незаменимая машина. Его знают и ценят все, от солдата до президента.
Многофункциональный Ми-8, на борту которого размещается группа огневой поддержки, состоящая из стрелков, пулемётчиков и одного медика, сопровождает наши ударные вертолеты. Главная задача группы огневой поддержки заключается в том, чтобы не допустить нанесения удара по российским вертолётам. Машина с военнослужащими летит чуть позади ударных вертолётов. Не теряя их из вида, они контролируют всё, что происходит на земле и при необходимости атакуют. Прикрыть наши вертолеты, чтобы, не отвлекались, отразить любую атаку, и если ударный вертолет подобьют, спасти вертолетчиков - это главные задачи группы огневого прикрытия на Ми-8. Этим ребятам отдельное уважение!
Боевая работа летного состава ВКС России идет в сложных условиях – не только с Вооруженными силами Украины (ВСУ), но и с новейшей англо-американской и западноевропейской техникой. Прежде всего, с зенитными ракетными комплексами (ЗРК) противовоздушной обороны (ПВО) противника и радиоэлектронными средствами борьбы (РЭБ). За полтора года российскими военными летчиками накоплен огромный опыт боевого применения вооружения и военной техники в зоне специальной военной операции (СВО) в условиях очень серьезного противодействия. Но говорить о полном господстве в воздухе нашей авиации пока еще рано, предстоит еще много усилий по уничтожению остатков ПВО и ВВС ВСУ.