Инженерна техника ВС РФ
21 января - день Инженерных войск России
В России самые сильные и продвинутые Инженерные войска в мире. У них 21 января праздник и мне очень хочется не только поздравить всех причастных, но и показать некоторые образцы нашей техники. Основная функция инженерных войск — это обеспечение нашей армии инженерными заграждениями, переправами и сооружениями. Такой номенклатуры военной инженерной техники и мин нет ни в одной стране мира. У нас же есть огромные многотонные краны, траншеекопатели производительностью несколько километров траншей в сутки. Машины для создания дымов, МТЛБ, минные укладчики. Мостоукладчики и невероятное количество понтонов. Вы сами обращали внимание, во многих городах есть временные понтонные переправы. Это все из Инженерных войск. В общем инженерные войска в России самые развитые и лучшие в мире. Построят все от дзота и дота до многоэтажного дома, ну а если потребуется, то и закопают .
День инженерных войск установлен Указом Президента Российской Федерации № 1370 от 18 сентября 1996 года, учитывая их вклад в развитие оборонного потенциала страны и исторических традиций. Указом Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 года День инженерных войск отнесен к памятным дням в Вооружённых Силах РФ.
Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра Великого от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом по его Указу была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
В настоящее время Инженерные войска России — это специальные войска Вооруженных Сил РФ, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.
Небесный покровитель инженерных войск
Небесным покровителем инженерных войск России считается святой благоверный князь Даниил Московский (1263–1303), день его памяти отмечается 17 марта.
Даниил, младший сын полководца Александра Невского, стал первым удельным князем Московским. Ему удалось расширить территорию княжества. В годы его правления укреплялись стены городов и крепостей, прокладывались дороги.
На полях сражений в СВО Инженерные войска России осуществляют инженерную разведку противника, местности и объектов, подготовку и содержание путей движения войск; оборудование и содержание переправ на водных преградах, в том числе строительство мостов; устройство полевых сооружений для размещения войск (жилых, хозяйственных, медицинских); устройство инженерных заграждений, в том числе установку минных полей, производство взрывных работ, оборудование невзрывных заграждений; разминирование местности и объектов; добычу и очистку воды в полевых условиях и др. Кроме того, они участвуют в противодействии системам разведки и наведения оружия противника (маскировке), имитации войск и объектов, обеспечении дезинформации и демонстративных действий по обману противника, а также в ликвидации последствий применения противником ракетного и артиллерийского оружия.
Прежде чем рассказывать о современной технике Инженерных войск РФ, хотел бы привести мнение врага, в докладе Британского института оборонных исследований (RUSI) 2023 года эксперты признали, что: «Во время боевых действий на Украине инженерные подразделения РФ показали себя одним из самых эффективных родов войск. Им за короткое время удалось возвести сложную систему оборонительных сооружений по всей линии фронта, которая сочетала в себе бункеры, железобетонные траншеи, проволочные заграждение, противотанковые ежи. Особо было отмечены комплексные заграждения из противотанковых и противопехотных мин с усложнёнными механизмами подрыва, а также неочевидной схемой расположение взрывных устройств. Все это, представляло серьезную проблему для наступательных операций украинской стороны.».
В настоящее время параметры оборонительных линий, созданных в 2023 году нашими Инженерными войсками засекречены. Но поверьте мне, после войны, когда будут обнародованы эти данные, весь мир увидит, это самые большие и мощные комплексы обороны в истории человечества. Известны только общие цифры, общая длина обороны превышает тысячу километров, глубина обороны в некоторых районах превышает 120 км.
Инженерные войска РФ реализовали крупномасштабную систему оборонительных рубежей в зоне специальной военной операции (СВО), что дало возможность повысить выживаемость военнослужащих в шестикратном размере. Генерал-лейтенант Юрий Ставицкий, начальник инженерных войск ВС РФ, поделился этой информацией, сообщает газета «Красная Звезда». «Подготовка системы оборонительных рубежей, позиций и районов на линии боевого соприкосновения перед началом контрнаступления противника является беспрецедентным событием в истории вооруженных конфликтов», отметил Ставицкий. К началу украинского контрнаступления российские войска создали более 3,6 тысячи километров траншей, ходов, более 150 тысяч окопов и укрытий для военной техники, оборудовали более 45 тысяч блиндажей и 12 тысяч сборных железобетонных сооружений, а также свыше 400 батальонных районов обороны. Все эти работы были выполнены за восемь месяцев в условиях сложных погодных условий и постоянных боевых действий.
Предлагаю Вашему вниманию двадцать образцов военной техники Инженерных войск РФ.
Универсальная бронированная инженерная машина УБИМ
Новая универсальная бронированная инженерная машина предназначена для обеспечения продвижения войск и выполнения инженерных работ в условиях огневого воздействия противника, в том числе и на радиоактивно зараженной местности. В УБИМ комфортно размещен экипаж из двух человек и трех саперов (с системой вентиляции и кондиционирования) в защищенном обитаемом отделении. На стреле может устанавливаться гидравлический молот, позволяющий разрушать бетонные и железобетонные конструкции в каменных завалах. Тяговая лебедка машины дает возможность удалять поврежденную технику любой массы с проезжей части путей движения. Для отражения нападения диверсионных групп и уничтожения мин, установленных на грунт, машина оснащена боевым модулем с пулеметом калибра 12,7 мм. Система управления гидрооборудования (СУГО-М) обеспечивает автоматическую самодиагностику и защиту электрогидрооборудования, позволяет выполнять контрольно-диагностические, регулировочные электротехнические работы, что существенно облегчает и сокращает время на проведение текущего обслуживания и ремонта машины; видеосистема обзора зон работы инженерного оборудования обеспечивает работу как в дневное, так и в ночное время, что позволяет повысить производительность машины; обеспечивают комфортные условия работы экипажа.
Путепрокладчик БАТ-2
Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для прокладывания путей продвижения, расчистки завалов и дорог, обустройства окопов и укрытий и т.д. Путепрокладчик БАТ-2 разработан на базе тягача МТ-Т. БАТ-2 снабжена регулируемым бульдозерным отвалом, который может выставляться с помощью гидросистемы в грейдерное, двухотвальное и бульдозерное положение. Ширина отвала в бульдозерном положении – 4,57 м, в двухотвальном положении – 4,0 м и в грейдерном положении – 4,3 м. Спереди отвала имеется специальная лыжа, с помощью которой регулируется глубина проникновения в грунт отвала. Также машина снабжена рыхлителем, глубина рыхления которого составляет до 0,5 м. Путепрокладчик БАТ-2 имеет подъемный кран грузоподъемностью 2 тонны, а также лебедку с тяговым усилием 25 тс. На один моточас работы израсходуется 80-100 л топлива. В транспортном положении отвал БАТ-2 поднимается вверх на специальной раме, а крановая стрела ложится назад вдоль машины сверху. Экипаж путепрокладчика БАТ-2 размещается в кабине спереди корпуса машины. Там же находится и саперное отделение, вмещающее 6 человек. Корпус машины бронированный.
Бронированный бульдозер Б12С
Инженерные машины с усиленной защитой — это, можно сказать, новое направление в российском тракторостроении. Бронированные бульдозеры способны защитить оператора от камнепада, падающих деревьев, пуль и осколков при выполнении инженерных задач в боевых условиях или при ликвидации стихийных бедствий. Базовой для бронирования являются серийные гусеничный трактор Т-12 с дизельным двигателем ЯМЗ-236 мощностью 230 лошадиных сил. На тракторы устанавливается специальный комплект бронирования, состоящий из колпака кабины, капота двигателя, облицовки радиатора и защиты топливного бака. Кроме того, устанавливаются усиленные амортизаторы кабины. Спецкомплект бронирования унифицирован (кроме защиты топливного бака), и может устанавливаться на любой трактор этих серий, в том числе и на месте эксплуатации трактора, а не только на заводе. На бронетрактор могут устанавливать противокумулятивные экраны, защищающие от противотанковых средств. Рабочее оборудование тракторов (бульдозерное и рыхлительное) устанавливается серийное, без изменений.
Инженерная машина разграждения ИМР-3М
В задачи инженерной машины разграждения ИМР-3М входит проделывание проходов на среднепересеченной местности, в каменных и лесных завалах и в снежной целине. Машина способна снять минные заграждения или выполнить работу в зоне радиоактивного заражения. Образец оснащен приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля и обладает высоким уровнем защиты от радиации и отравляющих веществ. ИМР-3М способна форсировать по дну водные преграды глубиной до 5 м. Полностью герметизирована, способна работать в том числе и на территориях, зараженных радиоактивными веществами. Броды глубиной до 1,2 метра форсирует без подготовки, а система подводного вождения позволяет с предварительной подготовкой проходить водные препятствия глубиной до 5 м.
Многоцелевой механизированный комплекс оперативного развертывания временных дорог КРВД
КРВД предназначен для повышения несущей способности труднопроходимых и заболоченных участков местности с целью пропуска по нему колесной и гусеничной техники. Это достигается за счет применения новых высокопрочных и легких материалов для дорожного покрытия, а также за счет разработки оригинальной конструкции механизма его укладки на поверхность грунта. Комплект обеспечивает преодоление колесной и гусеничной техникой участков болот I и II типов протяженностью до 50 м.
Инженерная разведывательная машина ИРМ «Жук»
ИРМ «Жук» имеет возможность представлять командованию следующие разведданные: установленное оборудование позволяет обнаружить мины на глубине до 30 сантиметров полосой в 3.6 метра, о водной преграде – ширина, глубина, скорость течения, плотность дна, уклоны берегов, наличие навигационных препятствий, подводных заграждений и мин, толщина льда (при наличии льда). О маршрутах движения и местности – проходимость местности, грузоподъемность и иные параметры мостов, наличие и глубины бродов, наличие минно-взрывных и невзрывных заграждений, уклоны местности, несущая способность грунта, зараженность местности отравляющими веществами, уровни радиоактивного заражения местности. Корпус ИРМ «Жук» сварной выполнен из катанных стальных броневых листов и обеспечивает защиту экипажа и механизмов, плавучесть машины. Для противорадиационной защиты экипажа на крыше и стенках отделений управления и экипажа установлен радиационный подбой. Машина оснащена фильтровентиляционной установкой, что позволяет экипажу работать без средств индивидуальной защиты, а также противопожарную систему и систему дымопуска ТДА, которая обеспечивает плотною дымовою завесу. Для самовытаскивания машины используются реактивные твердотопливные двигатели 9М39 с тягой 312 кг.
Машина для отрывки котлована МДК-3
Специальное оборудование котлованной машины включает бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателем, обеспечивающая производительность при отрывках котлованов. Мощный бульдозер служит для выравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускоряет земляные работы в твердых грунтах. В кабине машины предусмотрено места для установки радиостанции Р-123М, и установлено ФВУ. Кабина герметизирована, снабжена фильтра - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя.
Траншейная машина ТМК-2
Траншейная машина ТМК-2 предназначена для рытья траншей различного профиля и конфигурации в мерзлых и талых грунтах. Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование расширяет диапазон выполняемых работ, позволяя производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п. Возможна установка оборудования для путепрокладчика: прокладка колонных путей, обеспечивающих продвижение техники по бездорожью, а также подготовка и содержание дорог, расчистка от снежного покрова.
Ремонтно-эвакуационная машина РЭМ-КЛ
РЭМ-КЛ предназначена для проведения текущего ремонта, оказания помощи водителям в проведении технического обслуживания и эвакуации армейской автомобильной техники многоцелевого назначения, ВВТ на ее базе и автомобильной техники хозяйственного назначения полной массой до 16,0 т.
РЭМ-КЛ на шасси «Урал-532362» выпускается на Уральском автозаводе по новой компоновочной схеме «кабина над двигателем» и имеет колесную формулу 8х8, что позволяет эксплуатировать ее на всех видах дорог. Запас хода составляет до 1 тысячи км. Машина может транспортировать автотехнику полупогрузкой или буксировать ее с максимальной скоростью до 30 км/ч по грунтовым дорогам и до 50 км/ч по дорогам с твердым покрытием. На машине есть кран-манипулятор ИМ-95 грузоподъемностью до 2,83 тонны и электрогенератор для сварочных работ. Машины РЭМ-КЛ нового образца отличаются от предшественников более высокой проходимостью на местности, на них установлено более мощное и унифицированное оборудование, позволяющее в сложных полевых условиях восстанавливать или эвакуировать вышедшую из строя технику.
Плавающий транспортёр ПТС-4
ПТС-4 предназначен для переправы через различные водные преграды разнообразных образцов боевой техники: автомобилей, буксируемой артиллерии, бронетранспортеров и БМП. Эти плавающие транспортеры можно использовать при проведении различных спасательных операций во время стихийных бедствий, к примеру, при разливе рек. Экипаж машины состоит из двух человек. В качестве вооружения используется дистанционно управляемый крупнокалиберный 12,7-мм пулемет. ПТС-4 может перевозить грузы в условиях заболоченной или пересеченной местности, что делает машину довольно универсальной. Правда, при этом существенно снижается грузоподъемность гусеничного транспортера. Также гусеничный транспортер может применяться в морских десантах. Для этой цели на нем специально устанавливается дополнительное оборудование: два насоса, предназначенные для откачки воды производительностью 800 и 400 литров в минуту, специальная защита остекления, герметизированный тент, удлинители выхлопа и гирополукомпас. Плавающий транспортер ПТС-4 может использоваться по своему прямому назначению при волнении на море до 5 баллов.
Инженерная система дистанционного минирования «Земледелие»
Боевая работа установки «Земледелие» напоминает работу РСЗО «Град», только вместо боевой части боеприпасы несут мины, которыми «засеивают» выбранную территорию. После установки минное поле наносится на электронную карту, в случае необходимости мины могут быть дистанционно деактивированы. Боевая машина доставляет транспортно-пусковые контейнеры с боеприпасами на огневую позицию, здесь происходит механизированное развертывание, автоматизированная подготовка данных полетного задания боеприпасов, эти данные и параметры самоликвидации мин вводятся в инженерные боеприпасы. Машина производит залп в автоматическом режиме по расчетным точкам прицеливания, автоматически регистрирует район взрыва и передает информацию вышестоящему звену управления и транспортно-заряжающей машине. Транспортно-заряжающая машина обеспечивает загрузку и доставку транспортно-пусковых контейнеров, механизированное заряжание боевой машины и передачу информации вышестоящему звену управления.
Минный заградитель УМЗ-Г
Работа новых УМЗ максимально автоматизирована: для точной постановки минных полей используются точные данные со спутников. УМЗ может использовать кассеты для мин нескольких типов. Калибр и размеры стволов позволяют этой машине использовать все имеющиеся на вооружении кассеты дистанционного минирования. В зависимости от типа применяемых кассет УЗМ может устанавливать минные заграждения против пехоты или техники противника. В процессе минирования данные об установленных в земле боеприпасах поступают в режиме реального времени на командный пункт. В боекомплект входят новые программируемые мины, которые можно ликвидировать по дистанционной команде после завершения в районе боевых действий.
Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2
ГМЗ-3 предназначен для механизированной установки противотанковых, противогусеничных, противоднищевых мин в грунт и снег на пути движения танков и бронемашин противник. Машины стоят на вооружении инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии. Три такие машины за четверть часа могут выставить трехрядное минное поле длиной 1000 - 2000 метров. Во время минирования мины из кассеты (в кассете размещаются 208 мин ТМ-52, ТМ-57, ТМ-62, ТМ-62ПЗ и ТМ-89 с контактными и неконтактными взрывателями), расположенной в средней части корпуса, подаются на выдающий механизм и далее на спусковой транспортёр с механизмом перевода мин в боевое положение. Плужное устройство с обратными отвалами позволяет производить заглубление и маскировку мин. ГМЗ-3 обеспечивает заблаговременную установку минных полей на ожидаемых танкоопасных направлениях, а также при непосредственном отражении атак танковых и механизированных частей противника. Взвод минных заградителей, состоящий из трёх машин, в течение 30 минут устанавливает практически непроходимое для бронетанковой техники минное поле по фронту до 2,5-3 км.
Бронированная машина разминирования БМР-3М «Вепрь»
Бронированная машина разминирования БМР-3М «Вепрь» предназначена дли обеспечения проводки колонн техники и проделывания проходов на заминированных участках местности с обеспечением траления основных типов противотанковых мин (противоднищевых с контактными механическими, неконтактными магнитными и радиовзрывателями, противобортовых с акустическими и инфракрасными датчиками целей) путем использования тралящего оборудования и обеспечения деятельности саперного десанта по разминированию. Транспортабельность автотранспортом на полуприцепе-тяжеловозе типа ЧМЗАП-9990, железнодорожным транспортом в габарите 02-ВМ. Лобовая комбинированная броня танкового корпуса усиливается накладными блоками динамической защиты. Центральный обитаемый отсек получает некое подобие броневой капсулы. Его пол и борта образуются отдельными бронеплитами, установленными внутри основного корпуса на распорках. Пространство между внешней и внутренней броней отдается под специальный наполнитель. Утверждается, что такая защита обеспечивает безопасность экипажа при подрыве до 7,5 кг тротила под днищем корпуса. В обитаемом отсеке имеются места для трех саперов. При необходимости саперный десант может спешиваться и самостоятельно заниматься обезвреживанием обнаруженных взрывных устройств.
Установка разминирования УР-77 «Метеорит»
Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования. Предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования (УЗР). В процессе запуска заряда и разминирования, экипаж остаётся внутри машины. Заряд разминирования представляет собой капроновую оболочку, заполненную взрывчатым веществом, внутри которого проходит детонирующий кабель. Подача заряда на минное поле противника осуществляется пороховыми ракетами, буксирующими в полете заряд разминирования. В конце активного участка траектории полета срабатывает разъединительное устройство, отсоединяя ракеты. Тормозной канат создает торможение заряда при приземлении. После падения заряда машина отъезжает назад, тянет за тормозной канат, натаскивая заряд на минное поле и спрямляя его. С пульта управления через провода электроимпульс подрыва подается на детонирующий кабель, который инициирует взрыв всего заряда разминирования. В результате подрыва заряда детонируют мины на минном поле, и в нём образуется проход для техники и личного состава. Время одного полного цикла разминирования составляет около 3—5 минут. Перезарядка занимает около 30—40 минут.
Многофункциональный роботизированный комплекс разминирования «Уран-6»
Робототехнический комплекс разминирования позволит исключить человека в ходе выполнения задач, связанных с риском для жизни, а также с достаточной степенью надёжности обеспечить сплошное разминирование местности от противопехотных мин и взрывоопасных предметов, что существенно повысит возможности инженерных подразделений. По итогам эксплуатации в боевых действиях боевые роботы инженерных войск получили ряд существенных обновлений, которые в первую очередь касаются улучшения связи робот-оператор, а также роботы получили усиленную броню. По данным Минобороны РФ, в Мариуполе беспилотные «Ураны» разминировали около 50 км побережья и уничтожили примерно 300 боеприпасов.
Переправочно-десантный паром ПДП
ПДП (Переправочно-Десантный Паром), разработан и производится ОАО КБТМ в г. Омске. В 2013 году был принят на вооружение Министерством обороны РФ. ПДП предназначенный для паромной переправы через водные преграды танков, ракетных комплексов, артиллерийских систем, боевых машин пехоты и прочей военной техники. Комплекс ПДП состоит из двух частей: низкосилуэтного гусеничного транспортера (Изделие 561П), созданного с использованием танковых узлов и агрегатов, а также собственно парома. Паром ПДП представляет собой трехсекционную конструкцию. В сложенном виде паром общим весом 29,5 тонн укладывается в поперечные габариты транспортера. В разложенном виде паром имеет длину 16,5 метра и ширину 10,3 м. Паром ПДП доставляется к водной преграде при помощи гусеничного транспортера. Развёртывание парома производится на воде (согласно инструкции по эксплуатации) или на берегу (на практике при отсутствии значительных неровностей на входе в воду) путём раскрытия аппарелей правого и левого полупаромов. Находясь на воде, ПДП может принять на борт груз общим весом до 60 тонн. При этом его осадка не превышает 650 мм. Для передвижения по воде паром имеет двигатель мощностью 330 л. с. и гребной винт. Силовая установка размещена в корме парома, а на носу имеется кабина экипажа, состоящего из двух человек. Без груза паром ПДП может двигаться со скоростью до 12 км/ч. При полной нагрузке максимальная скорость падает до 10 км/ч. Запас топлива позволяет работать до 10 часов без дозаправки.
Понтонно-мостовой парк ПМП (Речное звено ПМП на шасси КрАЗ-255).
Понтонно-мостовой парк ПМП предназначен для наведения понтонных мостов длиной до 227 метров под грузы 60 т., понтонных мостов длиной до 382 метров под грузы 20т., а также сборки паромов различной грузоподъемности. Допустимая скорость течения до 2.5 м. в сек. Верхняя часть понтонов является проезжей частью. В комплект парка ПМП входят 32 речных звена, 4 береговых звена, 2 выстилки, 12 буксирных катеров.
Было разработано и принято на вооружение 26 модификации ПМП, которые учитывали интересы различных видов Вооруженных Сил СССР. Эти варианты парка обеспечивали не только переправу через водные преграды, но и другие действия на воде (в том числе на морских акваториях) и качестве мореходных паромов ВМФ: уширенных схем и увеличенной грузоподъемности. плавучих причалов, плавкранов, паромов-заградителей-разградителей, морских и речных плавбатарей, взлетно-посадочных площадок для летательных аппаратов и участки для магистральных дорог, спасательных средств для МЧС.
Паромно-мостовая машина ПММ-2М
Грузоподъемность паромов ПММ- 2М: 42,5 т (из одной машины), 86 т (из двух машин), 128 т (из трех машин). Время готовности паромов: 5 мин. (из одной машины), 8 мин. (из двух машин), 10 мин. (из трех машин). Паром ПММ- 2М состоит из гусеничного плавающего транспортера с водонепроницаемым корпусом палубной конструкции, соединенных с корпусом шарнирно двух дополнительных понтонов с аппарелями, стыковочными устройствами и проезжими частями. Паром имеет трехместную кабину с фильтровентиляционной установкой и средствами внутренней и внешней связи, водоходный движительно-рулевой комплекс, якорно-швартовое оборудование, водооткачивающую систему, противопожарное оборудование и др. Паром благодаря прогрессивным техническим решениям, заложенным в его конструкцию, обеспечивает надежную переправу одиночной колесной и гусеничной техники массой до 42,б т. Его успешно можно использовать в труднодоступных местах для наведения мостов и сборки большегрузных паромов из двух, трех и более машин, а также для перевозки при незначительном дооборудовании тяжелых и крупногабаритных грузов. Операции по приведению ПММ-2М в транспортное и рабочее положение, а также разгрузка (погрузка) блока понтонов при перевозке железнодорожным транспортом механизированы и выполняются силами экипажа. Машина обладает хорошей устойчивостью и маневренностью при работе на воде, течение которой до 2 м/с. Понтон надежен в эксплуатации при температуре окружающего воздуха от минус 40″С до плюс 40 С.
Танковый мостоукладчик МТУ-90
МТУ-90 предназначен для устройства в боевой обстановке переправы через узкие водные преграды, овраги и инженерные заграждения — эскарпы и контрэскарпы, завалы. Он наводит один однопролетный штурмовой мост грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров. Мост наводится (снимается) экипажем без выхода его из машины, т. е. экипаж защищен от огня стрелкового оружия, осколков снарядов.
В настоящее время военнослужащие Инженерных войск с честью выполняют все возложенные на них задачи, являясь достойными наследниками своих предков.