Бронеавтомобили Германии и СССР
Бронеавтомобили Германии и СССР на 22 июня 1941 года
После поражения в 1-й мировой войне в Германии длительное время было запрещено создавать бронетехнику. После прихода к власти нацистов, наплевавших на все запрещения, с 1933 года начались активные работы по созданию бронетанковых войск. Но так как разработка и строительство танков – дело трудное и долгое, немцы большое внимание уделили созданию бронемашин, построить которые было значительно быстрее и легче, чем танки. За несколько лет они разработали и приняли на вооружение целый спектр бронеавтомобилей, многие из которых были фактически экспериментальными «пробами пера», и потому строились в количестве всего несколько десятков экземпляров. С 1936 года броневики стали стандартным вооружением моторизованных разведывательных подразделений. Развитие их конструкции шло по двум основным направлениям: легкие машины (leichter Panzerspahwagen) с колесной формулой 4x4 и тяжелые (schwerer Panzerspahwagen) с формулой 8x8. Причем в создании последних немцы особенно преуспели, завершив в 1944 году их семейство созданием тяжелого бронеавтомобиля Puma — наиболее мощного броневика второй мировой войны.
Первые моторизованные дивизии — Infanteriedivision (mot) — появились в вермахте в 1937 году, и основным средством доставки личного состава в них были грузовые автомобили. Бронетранспортеры и полугусеничные тягачи начали поступать в войска только в 1938-м, а год спустя Германия располагала четырьмя моторизованными дивизиями. 22 июня 1941 года против Советского Союза вермахт выставил уже 16 таких соединений.
При этом в Германской армии сложилась довольно запутанная ситуация с обозначением типов бронеавтомобилей. Все они несли обозначение Sd.Kfz (сокращение от «Sonderkraftfahrzeug» — «специальная машина»), и цифровой номер. Вот только номера у немцев обозначали не конкретную машину, а целый класс автомобилей. В результате машины, не имевшие ничего общего друг с другом, несли один и тот же номер. Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 в этом плане может служить классическим примером. Он выпускался на базе шестиколесного шасси; и, хотя базой для последующих броневиков стало шасси восьмиколесное, обозначение уже совершенно другой по устройству машины не изменилось. А это вскоре стало создавать путаницу с поставками оборудования и запчастей. Поэтому, чтобы отличать одни броневики от других, в их идентификацию стали добавлять указание количества колес. Так, шестиколесный бронеавтомобиль получил обозначение Sd.Kfz.231 (6-Rad), а восьмиколесный — Sd.Kfz.231 (8-Rad).
Легкий бронеавтомобиль Kfz.13/14. На 22 июня 1941 г. – 90 ед.
Легкий немецкий бронеавтомобиль Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz.13 был создан в начала 1930-х годов. Эта простая по конструкции и в производстве машина стала первым бронеавтомобилем Германии после Первой мировой войны. В качестве базы для легкого бронеавтомобиля было выбрано шасси легкового автомобиля Adler 6 с колесной формулой 4х2. Основным предназначением боевой машины была разведка и сопровождение кавалерийских частей. Машина производилась серийно с 1933 по 1935 гг. Всего было выпущено 147 бронемашин модели Sd.Kfz.13 и 40 бронеавтомобилей Funkkraftwagen Sd.Kfz.14 (связной вариант). Эта бронемашин даже приняла участие в операции «Барбаросса» летом 1941 года. При этом уже польская кампания Вермахта наглядно обозначила все слабые стороны бронеавтомобиля: слабое бронирование, недостаточная мощность двигателя и отсутствие полного привода. В сентябре 1939 года Вермахт потерял в боях в Польше как минимум 23 таких бронеавтомобиля. В конце 1941 году немногочисленные уцелевшие экземпляры были выведены из боевых частей и использовались исключительно в качестве учебных.
Тяжёлые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (6-Rad). На 22 июня 1941 г. – 390 ед.
ТТХ: Боевая масса - 6,0 т. Бронирование — от 5 мм (крыша башни) до 14,5 мм (лоб корпуса). Двигатель бензиновый Magirus S88 мощностью 70 л.с. Максимальная скорость до 65 км/ч (по шоссе). Запас хода до 250 км (по шоссе). Вооружение: 20-мм автоматическая пушка 2 cm KwK 30 L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG 34.
Под обозначением Sd. Kfz. 231 в Германии выпускались две совершенно разные боевые машины. Первые тяжелые бронеавтомобили Sd. Kfz. 231 выпускались на базе трехосного шасси, а последующие на базе четырехосного, не было у них ничего общего и в конструкции корпуса. В итоге, чтобы отличать одну бронемашину от другой, в их индексы была добавлена новая информация: шестиколесная версия получила обозначение Sd. Kfz. 231 (6-Rad), а восьмиколесная соответственно Sd. Kfz. 231 (8-Rad). Бронеавтомобиль серийно выпускали с 1932 по 1937 год сразу три немецких компании: Daimler-Benz, Büssing-NAG и Magirus. Каждая компания использовала при выпуске шасси собственной разработки, на которое был установлен унифицированный бронекорпус.
После 1940 года большая часть оставшихся Sd.Kfz.231 (6-Rad) использовались лишь в качестве учебных бронеавтомобилей, а «командирские» модификации продолжали нести службу в частях первой линии. Во второй половине 1941 года несколько трехосных бронемашин все еще имелось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий.
Всего было построено 123 тяжелых бронеавтомобиля данного типа, они выпускались в линейном — Sd.Kfz.231 (6-Rad) и радийном вариантах — Sd.Kfz.232 (6-Rad).
В середине 1930-х годов Sd.Kfz.231 (6-Rad) был основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта. К началу Второй мировой войны на смену начали приходить более совершенные четырехосные полноприводные бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad). Несмотря на это имеющиеся на вооружении Sd.Kfz.232 (6-Rad) приняли участие в первых операциях Второй мировой войны, но к 1942 году в связи с недостаточной проходимостью и устареванием их начали изымать из частей на фронте.
Бронеавтомобиль «Panhard» 178/AMD 35 (Франция). На 22 июня 1941 г. – 124 ед.
ТТХ: Боевая масса 8,5 т. Колесная формула - 4х4. Бронирование - от 7 мм (днище/крыша корпуса) до 26 мм (лоб башни/маска орудия). Карбюраторный двигатель мощностью 105 л.с. Максимальная скорость до72 км/ч (по шоссе). Запас хода 300 км (по шоссе). Вооружение: 25-мм пушка SA 35 и 7,5-мм пулемет Reibel.
Бронеавтомобиль AMD 35 (Automitrailleuse de Découverte modèle 1935) был создан в 1931-1933 годах специалистами компании «Панар» по заказу, поступившему от французской кавалерии. Он создавался на роль разведывательной боевой машины для кавалерийских подразделений. В 1935 году французы отступили от всемирной моды бронировать серийные грузовые автомобили и создали машину «с чистого листа». Видимо поэтому он и получился таким удачным, с хорошим потенциалом для модернизации. Серийно бронеавтомобиль AMD 35 выпускался во Франции с 1937 года до момента капитуляции страны в 1940 году. Всего было собрано 527 единиц. На начало Второй мировой войны бронеавтомобиль AMD 35 был самым современным бронеавтомобилем французской армии. 25-мм полуавтоматическая противотанковая пушка SA35 Hotchkiss с длиной ствола 73 калибра была достаточно грозным оружием, несмотря на небольшой калибр. Данная пушка имела отличные баллистические характеристики, которые обеспечивали ей высокую на конец 1930-х годов бронепробиваемость. Снаряд данного орудия массой 320 граммов разгонялся в стволе до 950 м/с. Высокая дульная энергия позволяла пробивать 40-мм броню на расстоянии в 400 метров, а на дистанции 800 метров он мог пробить 32-мм броню. После капитуляции Франции Германии досталось около 200 AMD 35, большая часть в исправном состоянии. В дальнейшем немцы активно использовали данные бронеавтомобили, получившие у них обозначение z.Spah.204 (f). При этом наибольшее количество бронеавтомобилей со стандартным французским вооружением попало в состав 7-й и 20-й танковых дивизий. 43 бронемашины немцы переделали в бронедрезины. К 22 июня 1941 года на Восточном фронте числились 190 «Панаров» из них до конца года 107 бронемашин были потеряны в боях.
Бронеавтомобиль «Saurer» RR-7 (Sd.Kfz.254) (Австрия). На 22 июня 1941 г. – 124 ед.
ТТХ: Боевая масса - 6,4 т. Колесная формула - 4х2. Броня противопульная от 6 мм (днище, крыша корпуса) до 15 мм (лоб корпуса). Дизельный двигатель мощностью 70 л.с. Скорость по шоссе до 65 км/ч (на колесах), 30 км/ч (на гусеницах). Запас хода по шоссе до 500 км (на колесном ходу). Вооружение: 1х7,92-мм пулемет MG 34.
В 1935 году компанией «Saurer» был спроектирован небронированный артиллерийский тягач на колесно-гусеничном ходу, он назывался RR-5 (Räder-Raupen — колесно-гусеничный). К 1937 году после завершения комплекса испытаний данного прототипа и осуществления необходимых доработок, компания «Saurer» получила заказ на 160 экз. модернизированной машины под обозначением RR-7. Серийное производство было развернуто уже к началу 1938 года, однако до аншлюса Австрии в марте того же года было выпущено всего 12 экземпляров тягачей, после чего их производство было остановлено до 1940 года. После аншлюса Австрии в марте 1938 года вся австрийская бронетехника перешла в руки немецких военных. При этом в Вермахте проявили большой интерес к тягачу RR-7. В конструкцию бронемашины было внесено некоторое количество доработок. В первую очередь, на RR-7 появился бронированный корпус, который во многом повторял конструкцию корпуса полугусеничного тягача Sd.Kfz.253. Предполагалось использовать новые бронемашины в качестве тягача для 37-мм противотанковых пушек.
Хорошие ходовые качества позволяли использовать данный бронеавтомобиль в качестве разведывательного, а также машины артиллерийских наблюдателей. Для этих целей на RR-7 могли устанавливать радиостанцию FuG8. Оснащенный рамочной антенной (которую позднее поменяли на штыревую) данный передатчик со средневолновым приемником обеспечивал дальность связи до 30 километров при использовании радиотелефона и до 50 километров при использовании телеграфного ключа. После всех доработок бронемашина была принята на вооружение под обозначением Sd.Kfz.254 Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen. В период с июня 1940 года по март 1941 года было выпущено 128 бронемашин, а общее количество выпущенных бронеавтомобилей - 140 ед. С лета 1941 года, бронемашины Sd.Kfz.254 достаточно активно использовались на Восточном фронте (к примеру, в составе 11-й танковой дивизии), а также в Северной Африке (в составе корпуса Роммеля). Все африканские бронемашины были потеряны в боях с войсками союзников к исходу 1942 года. На территории СССР эта достаточно редкая колесно-гусеничная боевая техника провоевала незначительно дольше.
Бронеавтомобили Sd.Kfz. 221. На 22 июня 1941 г. – 260 ед.
ТТХ Sd.Kfz. 221: Боевая масса - 4000 кг. Бронирование - 5 мм (крыша) - 14,5 мм (корпус). Карбюраторный двигатель мощностью 75 л.с. Максимальная скорость до 80 км/ч (по шоссе). Запас хода до 320 км (по шоссе), 200 км (пересеченная местность). Вооружение: противотанковое ружье 2,8 cm sPzB 41, 7,92-мм пулемет MG 34.
Созданный компанией Eisenwerken Weserhütte в начале 1930-х годов Sd.Kfz. 221 предназначался для разведывательной или штабной службы. Бронеавтомобиль серийно производился в Германии с 1935 по 1940 гг., всего было выпущено 340 ед. Sd.Kfz.221 были стандартными легкими бронеавтомобилями Вермахта. Бронеавтомобиль имел привод на все четыре колеса. Недостатком бронеавтомобиля Sd.Kfz.221 было отсутствие радиостанций, из-за чего связь приходилось осуществлять сигнальными ракетницами и флажками. В ходе боевых действий быстро выяснилось, что огневая мощь одного пулемета далеко не всегда достаточна, и в производство запустили пушечно-пулеметную версию Sd.Kfz.222.
После начала Второй мировой войны на бронеавтомобили стали устанавливать более тяжелое вооружение - противотанковое ружье 2,8 cm sPzB 41. Эта модификация бронеавтомобиля появилась в 1941 году. Новое вооружение потребовало слегка изменить конструкцию башни (уменьшить высоту передней стенки). Противотанковое ружьё устанавливалось в башню вместе со щитком.
Бронеавтомобили Sd.Kfz. 222. На 22 июня 1941 г. – 661 ед.
ТТХ Sd.Kfz. 222: Боевая масса - 4800 кг. Бронирование — 5 мм (крыша) — 14,5 мм (корпус). Карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 75 л.с. (90 л.с. форсированный вариант). Максимальная скорость до 70 км/ч (по шоссе). Запас хода до 300 км (по шоссе), 180 км (пересеченная местность). Вооружение: 20-мм автоматическая пушка KwK 30 и 7,92-мм пулемет MG 34.
Sd.Kfz. 222 был дальнейшим улучшением бронемашины, получив вместо пулеметного пушечное вооружение, также он отличался незначительно измененным корпусом и башней. Sd.Kfz.221 и 222 поступала в разведывательные части легких и танковых дивизий, сформированных перед началом Польской кампании Вермахта. В соответствии с действующим штатным расписанием 1939 года разведывательный батальон должен был иметь две роты бронеавтомобилей. Каждая такая рота состояла из штабного взвода (машины Sd.Kfz.247, 263 и 223), взвода тяжелых бронеавтомобилей (Sd.Kfz.231 и 232), а также двух взводов легких бронеавтомобилей (Sd.Kfz.221 и 222).
К началу операции “Барбаросса” в немецких войсках насчитывалась 961 бронемашина Sd.Kfz.221, 222 и 223. В условиях российского бездорожья очень скоро выяснилось, что легкие броневики, несмотря на наличие двух ведущих мостов имеют ограниченную тактическую подвижность. К концу 1941 года на Восточном фронте была потеряна 341 машина. Начиная с 1942 года, в разведывательных подразделениях легкие бронемашины начали постепенно заменятся полугусеничными бронетранспортерами Sd.Kfz. 250/9, которые были оснащены такой же башней, что и Sd.Kfz. 222, но выгодно отличались гораздо лучшей проходимостью по бездорожью.
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad). На 22 июня 1941 г. – 390 ед.
ТТХ Sd.Kfz.231 (8-Rad): Боевая масса - 8,3 тонны. Бронирование — от 5 мм (днище корпуса) до 15 мм (лоб корпуса и башни). Карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Bussing-NAG L8V мощностью 150 л.с. Максимальная скорость до 90 км/ч (по шоссе). Запас хода 300 км (по шоссе). Вооружение — 20-мм автоматическая пушка 2 cm KwK 30 L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG 34.
Первый в мире серийный полноприводный четырехосный (8x8) бронеавтомобиль Sd. Kfz. 231 (8-Rad), ставший впоследствии основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта в годы Второй мировой войны, был выполнен по компоновочной схеме с задним расположением силовой установки, двумя постами управления и восемью ведущими колесами. Полностью закрытый корпус боевой машины обладал довольно сложной конфигурацией и производился с помощью сварки из листов катаной стали, обладающих дифференцированной толщиной и расположенных под рациональными углами наклона. На момент создания являлся одним из наиболее совершенных в техническом плане бронеавтомобилей своего времени, мог активно действовать на пересеченной местности, обладая сравнимыми с танками проходимостью.
Модель Sd.Kfz.231 (8-Rad) в линейной версии и Sd.Kfz.232 (радийная версия) серийно выпускались в Германии с 1936 по 1943 год. Эти бронемашины стояли на вооружении разведывательных подразделений вермахта и активно использовались немецкими войсками в годы Второй мировой войны на всех театрах боевых действий.
Sd.Kfz.231 (8-Rad) в линейной версии и Sd.Kfz.232 (радийная версия) серийно выпускались в Германии с 1936 по 1943 год. Эти бронемашины стояли на вооружении разведывательных подразделений вермахта и активно использовались немецкими войсками в годы Второй мировой войны на всех театрах боевых действий. На базе Sd.Kfz.231 (8-Rad), который оказался хорошей платформой для модернизации и развития, было построено несколько других вариантов разведывательных и радийных бронемашин, отличавшихся составом оборудования и вооружения. Последний из них, имевший обозначение Sd.Kfz.234 «Puma», стал лучшим тяжелым бронеавтомобилем завершающего периода 2-й мировой войны.
Тяжелый бронеавтомобиль поддержки пехоты Sd.Kfz.233. На 22 июня 1941 г. – 130 ед.
Вместо башни на данной модели ставилось короткоствольное орудие 7.5cm Sturmkanone 37 L/24, которое демонтировалось с устаревших моделей немецкого среднего танка Pz.Kpfw.IV. При этом углы наведения орудия в горизонтальной и вертикальной плоскости были очень ограниченными, так что фактически вести огонь можно было лишь прямо по курсу.
Средний бронеавтомобиль Sd.Kfz.247 Ausf. А. На 22 июня 1941 г. – 10 ед.
ТТХ Ausf А: Масса – 5,2 т. Бронирование – 8 мм. Колесная формула – 6х4. Двигатель бензиновый Krupp М-304. Мощность - 60 л.с. Скорость передвижения по шоссе – 70 км/ч. Запас хода – 350 км. Экипаж 2 человека.
Редкая и малоизвестная модель немецкой техники периода Второй мировой войны. В 1937 году фирма Daimler-Benz разработала на базе легкого трехосного грузовика Krupp-L2H143 бронеавтомобиль Sd.Kfz.247 Ausf.A с открытым верхом и выпустила его в количестве 10 единиц.
Средний бронеавтомобиль SdKfz 247 Ausf В. На 22 июня 1941 г. - 58 ед.
ТТХ Ausf В: Масса – 4 т. Бронирование – 5-8 мм. Колесная формула – 4х4. Двигатель «Horch/Auto-Union» V8-108. Мощность - 81 л.с. Скорость передвижения по шоссе – 80 км/ч; запас хода – 400 км.
В 1941 — 1942 гг. на базе полноприводного четырехколесного шасси Horsh 801/EG1 она изготовила 58 штабных бронеавтомобилей Sd.Kfz.247 Ausf.B. Обе модификации машин использовались в качестве командирских и штабных машин в разведывательных подразделениях танковых дивизий Вермахта и войск СС.
Бронетранспортер Sd.Kfz. 251. На 22 июня 1941 г. - 358 ед.
ТТХ Sd.Kfz. 251: Масса – 8,2 — 9,1 т; бронирование – 6 — 15 мм. Колесная формула – полугусеничный. Двигатель —карбюраторный «Майбах» HL-42 TUKRM. (100 л.с.). Скорость до 53 км/ч. Запас хода – 300 км. Вооружение – два 7,92-мм пулемета MG-34. Средства связи — радиостанции FuG-8 и FuG-4. Экипаж – 2 человека. Десант – 10 человек.
Sd.Kfz. 251 на протяжении всей Второй мировой войны была основным бронетранспортером Вермахта, приняв участие во всех значимых сражениях. Можно сказать, что именно Вермахт первым в мире принял на вооружение специализированный бронетранспортер и научился эффективно его использовать. Уже в ходе войны союзники вынуждены были заняться созданием подобной бронетехники, переняв у немцев тактику её использования. Всего за годы Второй мировой войны в Германии успели выпустить более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Удачное шасси активно использовалось для создания разных боевых машины, в том числе санитарных, машин артиллерийской разведки, передвижных командных пунктов, а также в качестве носителя различных вооружений: от зенитных автоматических пушек до 75-мм противотанковых орудий. При этом основным предназначением бронетранспортера «Ганомаг» на протяжении всей войны была транспортировка моторизованной пехоты (панцергренадеров).
Бронеавтомобили в Красной Армии
История создания советских бронетанковых войск восходит к периоду гражданской войны. 31 января 1918 года для «управления всеми броневыми частями Российской Советской Республики» был создан Совет броневых частей, получивший название «Центробронь». Спустя полгода его преобразовали в Броневое управление, а затем в отдел ГВИУ. Развертывание броневых сил Красной Армии и снабжение их боевой техникой — бронеавтомобилями, бронепоездами и танками — осуществлялось по двум направлениям: ремонт и восстановление оставшейся от Русской армии или захваченной у белогвардейцев и интервентов боевой техники и организация выпуска новой. В результате к концу гражданской войны броневые силы республики имели в своем составе 105 бронепоездов, 52 автоброневых и 11 автотанковых отрядов.
После Гражданской войны броневые силы Красной Армии претерпели существенные изменения, связанные в основном с сокращением численности и совершенствованием организационно-штатной структуры. На 1 марта 1926 года бронесилы РККА насчитывали всего 16 броневых частей, в том числе один танковый полк и 6 автоброневых дивизионов, укомплектованных устаревшей бронетанковой техникой.
В 1928 году началось серийное производство легкого танка МС-1 и бронеавтомобиля БА-27, что позволило приступить к замене старой материальной части. Спустя год РВС СССР утвердил масштабную «Систему танко-тракторно-автоброневого вооружения РККА». Для ее реализации было создано Управление механизации и моторизации РККА (с конца 1934 года — автобронетанковое, с июля 1940 — Главное автобронетанковое, в 1941 — 1954 годах — Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками).
Первый пятилетний план военного строительства, утвержденный РВС СССР 13 июня 1930 года, ставил задачи добиться превосходства над противником по решающим видам вооружения, в том числе и по танкам, перевооружить армию новейшими образцами военной техники, создать новые технические рода войск, модернизировать устаревшую технику, обеспечить массовую подготовку технических кадров и овладение новой техникой личным составом армии.
План этот начал претворяться в жизнь невиданными темпами.
По мере поступления боевых машин от промышленности началось интенсивное развитие мотомеханизированных войск (с 1934 года — автобронетанковые, с 1942 — бронетанковые и механизированные). В мае 1930 года было сформировано первое постоянное бронетанковое соединение — механизированная бригада, по типу которой стали создаваться механизированные соединения в военных округах. В августе 1938 года механизированные полки, бригады и корпуса были преобразованы в танковые.
Советские моторизованные дивизии и танковые бригады 1940 года по числу боевых машин были равны немецкой танковой дивизии того же периода. Новая структура автобронетанковых войск и их боевой состав полностью соответствовали наличию бронетанковой техники, командных и технических кадров, а также сложившимся взглядам и накопленному опыту в области применения этого рода войск. К сожалению, эта структура просуществовала недолго. В июне 1940 года Наркомат обороны вновь вернулся к вопросу об организации автобронетанковых войск Красной Армии, рассматривая его с точки зрения опыта действий немецких танковых войск во Франции. В результате было принято решение о формировании механизированных корпусов нового типа, куда входили бы две танковые и одна моторизованная дивизии.
Реорганизация 1940 года привела к существенному снижению боеспособности автобронетанковых войск. Одни части и соединения расформировывались, другие создавались вновь. Шла ротация личного состава, передислокация частей. Вместе с тем на этом этапе и техники и людей было еще достаточно, чтобы укомплектовать новые соединения до штата. В марте 1941 года по предложению начальника Генерального штаба Г.К.Жукова правительство утвердило план по развертыванию еще 20 механизированных корпусов. По этому плану Красная Армия должна была иметь 61 танковую дивизию (в том числе 3 отдельные) и 31 моторизованную (в том числе 2 отдельные).
На 22 июня 1941 года в Красной Армии имелось 3345 средних бронеавтомобилей, из них 92 % были вооружены 45-мм пушками, бронеавтомобили БА-10 составляли 80 % всего парка. В ходе боев 1941 года бронеавтомобили использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Но несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть бронемашин приграничных округов была потеряна. Довольно много машин было брошено из-за поломок или отсутствия горючего. К концу 1941 года из-за больших потерь количество бронемашин в войсках значительно сократилось. Но, несмотря на это, в некоторых случаях из-за отсутствия или малого числа танков они могли составлять основу бронетехники некоторых соединений и объединений. Осенью 1941 года в достаточно в больших количествах средние броневики действовали под Ленинградом, что объяснялось близостью Ижорского завода, единственного предприятия по их изготовлению. Поэтому при формировании здесь некоторых танковых частей в состав включали очень большое количество бронемашин. К примеру, 124-я танковая бригада, сформированная 19 - 25 сентября 1941 года в Ленинграде, получила на 46 танков КВ-1 и 26 броневиков БА-10 (из них 7 радийных). При этом вся техника поступила прямо с заводов.
В боях под Москвой осенью 1941 года средние бронемашины использовались в значительно меньших масштабах, чем под Ленинградом. Начиная с 1942 года бронеавтомобили использовались весьма ограниченно, так как их потери в предыдущих боях были весьма большими. К этому моменту использование этих броневиков шло главным образом по линии связи и разведки.
Средний бронеавтомобиль БА-10. На 22 июня 1941 г. – 2.800 ед.
ТТХ: Колесная формула 6х4. Боевая масса 5,1 тонны. Бронирование 10 мм (лоб и борта корпуса/башни). Двигатель ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. Максимальная скорость 53 км/ч (по шоссе), 20 км/ч (по пересеченной местности). Запас хода 260 км (по шоссе). Вооружение: 45-мм пушка 20К обр. 1938 года и 2х7,62-мм пулемета ДТ-29.
1935 году на Горьковском автозаводе было освоено производство нового трехосного шасси для грузового автомобиля ГАЗ-ААА.
В этом же году на Ижорском заводе создали новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было доведено уже до 10 мм. КБ Ижорского завода сразу начали работы над его модифицированным вариантом, получившим обозначение БА-6М. База от трехосного грузовика ГАЗ-ААА была сохранена, однако в конструкцию было внесено значительное количество изменений. Усилия были направлены на то, чтобы снизить массу боевой машины. Раму шасси в средней части укоротили на 200 мм, а в задней — на 400 мм. Передняя часть бронеавтомобиля была усилена за счет установки новых рессор, а также двух гидравлических амортизаторов от легкового автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы. Специально была создана новая башня конической формы, с углом наклона стенок — 10 градусов, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам башни, а также двумя револьверными отверстиями. В задней части башни имелся люк, предназначенный для монтажа и демонтажа орудия с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни находились отверстия для перископического прицела ПТ-1, вентилирования боевого отсека и флажковой сигнализации.
БА-10 стал дальнейшим развитием и модернизацией уже выпускающихся бронемашин БА-6М. Машина была создана группой конструкторов Ижорского завода в 1937 году, а уже в 1938 году бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА. Его производство было налажено на Ижорском заводе, где с 1938 по 1941 год было выпущено 3413 бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его наиболее массовым советским средним бронеавтомобилем.
На бронеавтомобилях БА-10А топливные баки были прикреплены к крыше, они находились почти над головами механика-водителя и стрелка, что серьезно ухудшало пожароопасность боевой машины и выживаемость экипажа в боевых условиях. Позднее в модификации БА-10М, выпуск которой был налажен в СССР уже в конце 1939 года, были использованы бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 литра каждый. Они были вынесены на крылья задних колес и прикрыты дополнительными бронекожухами. Стоит также отметить, что бензопроводы были проложены под днищем бронемашины в специальных бронированных планках. Все это повысило живучесть бронемашины в боевых условиях.
Средний бронеавтомобиль БА-10М.
ТТХ БА-10М: Масса – 5,1 т. Бронирование – 4-10 мм. Колесная формула – 6х4. Двигатель ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. Скорость передвижения по шоссе – 53 км/ч. Запас хода – 260 км. Вооружение: 45-мм пушка 20-К; два пулемета 7,62-мм ДТ-29. Радиостанция 71-ТК-1. Экипаж – 4 человека.
Модернизированная версия машины – БА-10М, которая отличалась новыми бензобаками емкостью по 54,5 литра каждый. Бензобаки были расположены в специальных бронекожухах по бортам машины вдоль крыльев задних колес. Бензопроводы проходили по днищу машины и были уложены в специальные бронированные планки. Ходовые качества от этого не улучшились, но живучесть машины повысилась, так как в случае пробития топливных баков горючее выливалось наружу корпуса. Помимо этого, БА-10М получил бронезащиту пулеметной установки.
На начало Великой Отечественной войны в составе РККА и войск НКВД имелось порядка 2870 бронеавтомобилей БА-10, из них непосредственно в воинских частях находилось примерно 2800 боевых машин. Остальные были либо в пути, либо на заводе в стадии ожидания отгрузки. Средний пушечный бронеавтомобиль БА-10 использовался на всем протяжении войны. Советские войска достаточно активно использовали бронеавтомобили БА-10. Из-за больших потерь бронетехники, в первую очередь танков, РККА часто использовала их не только для решения традиционных для них задач: разведки, связи и боевого охранения, но и для непосредственных атак совместно с пехотой и поддержки частей огнем на поле боя. Решение несвойственных для них задач вело к тяжелым потерям данных бронеавтомобилей. При этом при грамотном применении, особенно из засад и с хорошо замаскированных позиций они могли бороться и с немецкими танками.
В 1939-1941 годах было выпущено порядка 20 железнодорожных вариантов боевой машины, которые получили обозначение БА-10ЖД. Такие машины оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса железнодорожного варианта бронеавтомобиля выросла до 5,78 тонн, а скорость по железнодорожному полотну выросла до 90 км/ч.
Средний бронеавтомобиль БА-6. (Радийная версия).
ТТХ БА-6: Масса – 5,1 т. Бронирование – 3-8 мм. Колесная формула – 6х4. Двигатель 40 л.с. Скорость по шоссе – 43 км/ч. Запас хода – 130 км; Вооружение: 45-мм пушка 20-К. Два 7,62 мм пулемета ДТ. Экипаж – 4 человека.
Средний пушечный бронеавтомобиль БА-6 появился, как дальнейшее развитие БА-3, приспособленное под шасси нового советского трёхосного грузовика ГАЗ-ААА (БА-3 был на базе грузовика «Форд-Тимкен», выпускавшегося из американских комплектующих). Отличие от предшественника было не только в шасси, но и в конструкции бронекорпуса, сохранившем, впрочем, общую геометрию. Радиостанция 71-ТК-1 устанавливалась по типу танков Т-26 и БТ, в кормовой нише башни, из-за чего пришлось сократить боекомплект.
БА-6 успели повоевать на самых разных фронтах и даже в разных странах. Это и гражданская война в Испании(на фотографиях встречаются броневики ранней серии), и советско-японский конфликт у реки Халхин-Гол в Монголии(и ранние, и поздние, и линейные, и радийные БА-6), и Зимняя война с Финляндией(БА-6 ранней серии), и Великая Отечественная.
Средний бронеавтомобиль БА-6М.
ТТХ БА-6М: Масса – 5,1 т. Бронирование – 3-8 мм. Колесная формула – 6х4. Двигатель 40 л.с. Скорость по шоссе – 43 км/ч. Запас хода – 130 км; Вооружение: 45-мм пушка 20-К. Два 7,62 мм пулемета ДТ. Экипаж – 4 человека.
Бронеавтомобиль разработан на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА и выпускался в 1936-1938 гг. От БА-3 он отличался отсутствием задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Всего было выпущено 386 машин. Известны следующие модификации: БА-6жд (оснащенный приспособлениями для передвижения по железной дороге), БА-6М (бронирование — 10 мм; двигатель мощностью 50 л.с.; наличие радиостанции 71-ТК-1) и БА-9 (вооруженный вместо пушки 12,7-мм пулеметом ДК). Для улучшения проходимости на задние ведущие колеса надевались специальные вездеходные ленты, которые обычно крепились на задних крыльях. На БА-6 устанавливалась башня от Т-26, а вот на модернизированный вариант БА-6М башня БТ-7. Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. В нее входили: батальон средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон (средние и легкие бронеавтомобили) и стрелково-пулеметный батальон. Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады — 7-я, 8-я и 9-я принимали участие в боях с японцами у реки Халхин-Гол.
Легкий бронеавтомобиль БА-20. На 22 июня 1941 года – 1324 ед.
ТТХ машины: Масса – 2,3 т. Бронирование 3-6 мм. Колесная формула 4х2. Двигатель ГАЗ М-1; мощностью – 50 л.с. Скорость по шоссе – 90 км/ч; запас хода – 250 км. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ. Радиостанция 71-ТК-1. Экипаж – 3 человека.
Из-за неполного привода бронеавтомобиль БА-20 имел ограниченную проходимость при движении по пересеченной местности. Его тяговые свойства также оставляли желать лучшего - машина могла преодолеть подъем с крутизной не более 15°. Нужно понимать, БА-20 и БА-20М — это не средство поддержки пехоты, это бронемашина штабная и связная, для относительно безопасного перемещения по дорогам со средством самообороны (способный отбиться от малочисленной группы диверсантов или лесных бандитов с легким стрелковым вооружением). Всего на 22.06.1941 в РККА, НКВМФ и НКВД состояло около 1550 БА-20. Еще около 30 машин находились либо в пути в войска, либо на заводе в ожидании отправки. Бронемашины активно использовались в боях под Ленинградом – там продолжала действовать Ижорский завод. Выпуск «двадцатых» прекратили в 1942 году. Однако на Ленинградском фронте эти машины можно было встретить ещё в 1944 году. Сохранились БА-20 и на Дальнем Востоке – там им снова пришлось повоевать с японцами в 1945 году.
Легкий бронеавтомобиль БА-20М.
ТТХ БА-20М: Масса – 2,62 т. Бронирование 3-6 мм. Колесная формула 4х2. Двигатель ГАЗ М-1; мощностью – 50 л.с. Скорость по шоссе – 90 км/ч; запас хода – 450 км. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ. Радиостанция 71-ТК-1. Экипаж – 3 человека.
Бронеавтомобиль БА-20М отличался от базовой машины новой башней конической формы, наличием дополнительного топливного бака и новой радиостанцией 71-ТК-3. В состав ее экипажа добавился третий человек – радист. Радист обслуживал усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3, которая оснащалась штыревой антенной и располагалась с левого борта броневика. В состав вооружения БА-20 был введен запасной пулемет ДТ, который размещался в боевом отделении. При этом боекомплект машины остался неизменным. Броневая защита автомобиля был усилена за счет использования лобовых листов башни и корпуса толщиной в 9 мм. Помимо этого, удалось увеличить запас хода машины, который составлял теперь 450 км. Увеличение запаса хода произошло за счет установки дополнительного топливного бака на 30 литров. Модернизация привела к незначительному увеличению массы бронеавтомобиля. БА-20М стал весить на 100 кг. больше, его масса составила 2,62 тонны. За три года серийного производства завод ДРО изготовил 61 БА-20жд и 74 БА-20М-жд (почти все были радиофицированы), последний из которых сдали осенью 1941 года. В течении 1942-1943 гг. силами мастерских завода им. Войтовича в Москве на железнодорожный ход поставили 18 бронеавтомобилей БА-20, БА-10, БА-64. Большей частью БА-20жд использовались для патрулирования коммуникаций и ближней разведки, однако часть машин вошла в состав бронепоездов РККА и НКВД. Именно эти машины прошли всю войну и были списаны только в конце 1946 года.
Бронеавтомобиль БА-20ЖД.
В 1936 году был разработан также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-20ЖД, у которого помимо обычных колес имелись также и замещающие их в случае необходимости стальные диски с ребордами, которые способны были без проблем катиться по рельсам. Смена колес на бронеавтомобиле выполнялась силами экипажа за 30 минут, при этом снятые шины закреплялись по бортам корпуса. Скорость БА-20 по железной дороге составляла до 80 км/ч, а запас хода равнялся 430-540 км. Масса данной модификации бронеавтомобиля достигла 2,78 тонн. Данные машины чаще всего входили в состав бронепоездов или использовались в качестве легких разведывательных бронедрезин.
Легкий бронеавтомобиль ФАИ. На 22 июня 1941 года – 376 ФАИ и ФАИ-М.
ТТХ ФАИ: Масса – 2,2 т. Бронирование – 3-6 мм. колесная формула – 4х2. Двигатель «ГАЗ-А» или «ГАЗ-М1» - 42 л.с. Скорость передвижения по шоссе - 80 км/ч. Запас хода - 200 км. Вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж – 2 чел.
Бронеавтомобиль ФАИ создан на шасси легкового автомобиля «Форд-А» и выпускался в 1933-35 гг. Бронеавтомобили ФАИ поступали на вооружение танковых частей Красной Армии. По штату 1935 года полагалось иметь в составе механизированных бригад взвод из трех ФАИ в составе отдельной роты связи. Столько же броневиков входило в состав механизированного полка кавалерийской дивизии. По состоянию на 25 марта 1936 года в семи (из 13) военных округах имелось 574 таких броневика. Больше всего их было в Киевском (129), Белорусском (113) и Забайкальском военных округах.
Боевое крещение бронеавтомобили ФАИ получили в Испании. Советские танки и броневики начали в массовом порядке прибывать в эту страну с начала декабря 1936 года и практически сразу бросались в бой. СССР поставил республиканцам 33 бронеавтомобиля ФАИ.
В ходе советско-японского конфликта в Монголии у р. Халхин-Гол бронемашины этого типа использовались как советскими, так и монгольскими частями.
Первые 15 броневиков ФАИ были отправлены в Монголию еще в 1936 году. К весне 1939 года в составе Монгольской народно-революционной армии имелось восемь кавалерийских дивизий, в каждой из которых полагалось иметь по штату девять бронеавтомобилей ФАИ. В частях 1-й армейской группы Красной Армии по состоянию на 20 июля 1939 года насчитывалось 80 бронеавтомобилей ФАИ. Они активно использовались в боевых действиях по уничтожению японской группировки.
Находившиеся в войсках бронеавтомобили ФАИ к 1939 году были сильно изношены в результате длительной эксплуатации. Запасных частей не хватало, так как автомобиль ГАЗ-А был снят с производства в 1935 году. Выход из создавшегося положения был найден путем перестановки броневого корпуса ФАИ на шасси автомобиля ГАЗ-М1. Впервые подобную операцию провели на рембазе № 6 в 1938 году. В ноябре 1938 — январе 1939 года такой броневик, получивший обозначение ФАИ-М.
Легкий бронеавтомобиль ФАИ-М.
ТТХ ФАИ-М: Масса – 2,2 т. Бронирование 3-6 мм. Колесная формула – 4х2. Двигатель «ГАЗ-А» или «ГАЗ-М1» - 42 л.с. Скорость передвижения по шоссе 80 км/ч. Запас хода 200 км. Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж - 2 чел.
Бронекорпуса с шасси ГАЗ-А были переставлены на шасси М-1, имевшее усиленную накладками переднюю ось. Так как длина рамы М-1 была значительно больше длины броневого корпуса ФАИ, то ее заднюю часть и бензобак забронировали дополнительными листами, приваренными к кормовому броневому листу корпуса.
К началу Великой Отечественной войны в частях Красной Армии числилось 376 ФАИ и ФАИ-М (в документах того периода эти две модели не разделялись). Известно, что к 22 июня 1941 года небольшое число машин этого типа имелось в 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса, 24-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса, 17-й танковой дивизии 5-го мехкорпуса и в некоторых других частях. Практически все они были потеряны в первые месяцы войны, хотя отдельные бронеавтомобили этого типа встречаются в списках танковых частей Красной Армии еще весной-летом 1942 года.
Легкий бронеавтомобиль ФАИ-М-ЖД.
Для бронепоездных частей в 1933 году на Ижорском заводе была выпущена модификация ФАИ жд. Для движения по рельсам поверх обычных автомобильных покрышек надевались металлические бандажи с ребордами. На железнодорожном ходу броневик легко развивал скорость до 86 км/ч. Существенным его недостатком были большое время (около 30 мин.) установки бандажей и невозможность движения задним ходом быстрее 24 км/ч. Все ФАИ-ЖД поступили на вооружение 5-го отдельного батальона бронедрезин и были выведены из эксплуатации только в самом конце войны. 5-й ОББ дислоцировался на Дальнем Востоке и имел чисто охранные функции.
Бронеавтомобиль БА-27М. На 22 июня 1941 года – 193 ед.
ТТХ БА-27М: Масса – 4,9 т. Бронирование –3-8 мм. Колесная формула – 6х4. Двигатель 40 л.с. Скорость по шоссе - 48 км/ч. Запас хода – 415 км. Вооружение: 37-мм пушка Гочкиса (ПС-1); 7,63-мм пулемет ДТ. Экипаж – 4 чел.
БА-27 - первый советский серийный бронеавтомобиль. Производство БА-27 осуществлялось Ижорским заводом с 1928 по 1931 год. За это время было изготовлено 195 единиц (по другим данным - 215 единиц). Бронеавтомобили БА-27М поступали на вооружение отдельных разведывательных батальонов стрелковых дивизий. В танковые части и кавалерию эти машины не направлялись.
В июле 1937 года на броневой ремонтной базе № 2 (станция Митьково, Ленинская железная дорога (ныне станция Москва-2)) бронекорпус БА-27 установили на трёхосное шасси ГАЗ-ААА (колёсная формула 6 × 4). Новая машина получила обозначение БА-27М. При модернизации демонтирован задний пост управления, а в корме размещён дополнительный бензобак, благодаря чему общая ёмкость баков достигла 150 л. Толщина основных броневых листов доведена до 8 мм. БА-27М превосходил БА-27 по проходимости и маневренности (преодолевал подъёмы крутизной до 23° против 15° у БА-27).
Некоторые БА-27М приняли участие в сражениях первых дней Великой Отечественной войны. Впрочем, назвать их участие полноценным вряд ли возможно по причине отсутствия боеприпасов к 37-мм орудиям. Во всяком случае, все эти машины были очень быстро подбиты. Тем не менее, отдельные эпизоды с участием БА-27М имели место, например, в ходе Московской битвы.
Бронеавтомобиль Д-8. На 22 июня 1941 года – 45 ед.
ТТХ Д-8: Боевая масса - 1,6 т. Экипаж - 2 чел. Вооружение: два 7,62-мм пулемета ДТ. Толщина брони: 3-7 мм. Двигатель: Ford 40 л.с. Максимальная скорость движения- 85 км/ч. Запас хода по шоссе: 225 км.
Малочисленные сохранившиеся Д-8 были на фронте. Работали они как машины связи. По крайней мере до конца 1942 года. В период отступления в 1941 году даже те немногочисленные автомобили, что находились в частях западных округов (по некоторым данным начало войны 45 единиц, 19 из которых требовали ремонта) были попросту брошены отступающими.
Средний бронеавтомобиль БА-11. На 22 июня 1941 года - 18 ед.
ТТХ БА-11: Масса – 8,1 т; бронирование 4 - 13 мм; колесная формула – 6х4. Двигатель ЗИС-16 мощность 90 - 99 л.с. Скорость передвижения по шоссе – 64 км/ч. Запас хода – 316 км. Вооружение: 45-мм пушка 20-К; два 7,62-мм пулемета ДТ. Радиостанция 71-ТК-З. Экипаж – 4 человека.
Бронеавтомобиль БА-11 создавался как средство поддержки и усиления подразделений бронетанковых бригад, вооруженных легкими и средними бронеавтомобилям, а также для оказания боевой поддержки кавалерии и пехоте. Базой для его создания стало шасси от трехосного грузового автомобиля ЗИС-6, которое было специально укорочено. Выпускался в 1939-1941 гг. Машина имела задний пост управления и пулестойкие шины. Проходимость машины повышали гусеничные цепи «Оверолл», надеваемые на колеса задней тележки, и запасные колеса по бортам с возможностью их вращения. В самом начале Великой Отечественной тяжелые бронеавтомобили БА-11 применялись на Ленинградском фронте. При этом широкое производство данных бронеавтомобилей наладить не получилось. Ижорский завод, где они производились, вместе с Ленинградом оказался в окружении немецких войск. Всего было изготовлено 18 экземпляров, все они приняли участие в боях начального период войны, часть из них в 1942 году все еще оставалась в строю.