Имена в России
Не только Иваны да Марьи.
Какие имена были самыми распространенными на Руси
«Классические» русские имена ― какие они? Вопреки распространённому мнению, на Руси далеко не всех детей называли Марьями да Иванами. Популярность тех или иных имён зависела от религиозности населения, его конкретного вероисповедания, а также политической ситуации.
Имена во время языческой Руси
Самыми древними из известных на Руси считаются имена, связанные с языческими богами. Это Перун, Велес, Стрибог, Мокошь, Хорс, Дажьбог, Симаргл и многие другие. Мифология древних славян изучена не до конца, но ясно, что даже языческие имена могут иметь весьма различное происхождение. К примеру, у имён Дажьбог или Перун корни протославянские, Симаргл и Хорс могли прийти от иранских кочевых народов, то есть хазаров, смартов, аланов. Из «языческих» имён до наших дней дошло имя Лада, обозначавшее богиню весны.
Издревле и примерно до XVII века на Руси использовалось до тысячи имён, не относящихся к христианским. Например, имена могли быть связаны с названиями животных или растений: Волк, Щука, Заяц, Берёза, Соловей, Дуб и пр. Позднее такие имена преобразовались в соответствующие фамилии.
Многодетные семьи (а таких было подавляющее большинство) вообще могли называть сыновей, в соответствии с порядком их рождения: Первой (или Первак), Второй (или Другак), Третьяк, Четвертак, Пятак, Шестак и пр. Особенно суеверные родители (их тоже было очень много), стараясь обмануть злые силы и уберечь малыша от сглаза, давали новорожденным разные «неприглядные» прозвища: Лихо, Дурак, Неудача, Беда и пр. От этих имён позднее также были образованы фамилии.
С X века, параллельно с языческими, использовались и христианские имена. Это значит, что у большинства русичей было два имени: мирское, то есть обычное, и полученное во время крещения.
Имена в период Древней Руси
Во второй половине IX века образовалось древнерусское государство, после чего именослов обогатился двусложными княжескими и варяжскими именами. В этот период появилось множество имён, имеющих скандинавские корни. Среди них ― Глеб, Олег (женская форма ― Ольга), Игорь. Популярностью они пользовались среди князей в «домонгольский» период, потом временно были забыты и вернулись вновь уже к XIX веке.
В правящей династии Рюриковичей большинство имён оканчивались на -полк, -мир, -слав: Ярополк, Изяслав, Мстислав, Владимир, Святополк и пр. Имена наследникам правителей давали в честь умершего родственника: обычно деда или другого покойного родича. Соответственно имена сына и отца совпадали редко.
Фактически, около 90% имён, которые сегодня считаются исконно русскими, на самом деле позаимствованы из греческого и латинского языков, вместе с азбукой, христианской религией и римским календарём в X―XI веках. Например, имя Василий произошло от греческого Basileos, что значит «царственный», а имя Константин ― от латинского Constans, то есть «постоянный».
В то время также популярно стало называть младенцев в честь святых, чей праздник памяти отмечался в день, когда ребёнок появился на свет. Люди считали, что в таком случае ребёнка будет оберегать и защищать конкретный святой.
С XIII―XIV веков христианские имена монархов стали вытесняться мирскими. В летописях можно проследить период, когда князей начали называть Михаилами, Василиями, Степанами и так далее. Соответственно, от таких имён стали образовываться и популярнейшие русские фамилии ― Иванов, Васильев, Петров, Степанов и пр.
Одновременно православная церковь канонизировала многих князей времён язычества, потому их имена стали считаться христианскими. Среди таких имён, например, славянские Ярослав и Владимир, скандинавские Глеб и Ольга. А вот считающиеся христианскими имена Надежда, Любовь и Вера ― это русский вариант древнегреческих имён мучениц, которых звали Elpis, Agape, Pistis, живших во II веке.
Имена в Московском Государстве
Уже в летописях XIII века встречается около 64 женских и 330 мужских имён. Популярность того или иного имени обуславливалась значимостью конкретного святого и благозвучием. Например, покровитель с именем Георгий Победоносец был намного предпочтительнее Акакия Каппадокийского.
К XVII веку имена буквально разделились на подходящие царственным особам, дворянам и простолюдинам. Примечательно, что даже в официальной документации могла использоваться уменьшительная форма. Например, если даже знатный дворянин писал челобитную Ивану Грозному, себя он мог обозначать Микиткой или Петрушкой.
В XVII веке одним из популярнейших имён было Иван: в некоторых семьях порой было по несколько детей с таким именем. Примерно три четверти остальных имён составляли Алексей, Степан, Дмитрий, Василий, Пётр, Андрей, Григорий, Никита, Фёдор. А вот женские имена в летописях того периода практически не упоминаются: женщины до XVIII века в документах обозначались примерно как «Андреева дочь» либо «Никитина жена». Но всё-таки часть имён историкам удалось выяснить: это Василиса, Алёна, Елена, Марья, Анна, Настасья.
Имена в Российской империи
К середине XVIII века такие «просторечные» имена как Василий, Степан, Евдокия, Прасковья практически перестали использоваться в «высших» кругах. А вот Иванами да Мариями вообще называли исключительно «холопов». К XIX веку в среде высших чиновников стали набирать популярность такие имена как Николай, Александр, Владимир, Константин, Михаил. Среди женских наиболее популярным стало имя Ольга, постепенно вытеснившее Елену и Елизавету. Наибольшее же разнообразие царило в семьях старообрядцев, где детей называли Елисей, Абрам, Савва, Захар, Викула.
К моменту распада Российской империи в русских святцах значилось более 900 мужских и 260 женских имён ― огромное разнообразие по тем временам. В списке наиболее популярных из них ― Василий, Сергей, Николай, Михаил, Александр, Алексей, Владимир, Константин, Пётр, Андрей, Георгий, Екатерина, Варвара, Елена, Анна, Ольга, Александра, Клавдия, Татьяна, Вера, Елизавета, Наталья.
А что же с Иванами и Мариями? Эти имена, хотя их популярность несколько уменьшилась, никуда не исчезли даже в XXI веке.