Владимир Дмитриевич Лавриненко
Трагедия и подвиг Героя Советского Союза. Невероятный побег из плена советского аса Владимира Лавриненкова
«В самые тяжкие моменты выпавшего на мою долю испытания у меня было одно-единственное стремление: бежать, вернуться к своим и продолжать бить фашистских гадов, пока ни одного из них не останется на нашей священной земле», — так размышлял советский летчик Владимир Лавриненков, оказавшись в плену. В ходе воздушного боя истребитель Героя Советского Союза потерпел крушение на вражеской территории. В сегодняшнем материале расскажем, как проявил себя в боях советский ас и как ему удалось совершить дерзкий побег из плена?
Героический летчик
Владимир родился 17 мая 1919 года в деревне Птахино под Смоленском. Лавриненков окончил аэроклуб, школу пилотов. Великую Отечественную он встретил инструктором в Черниговской авиашколе, откуда рвался на фронт. В ноябре 1941 года Владимир начал службу под Сталинградом в составе частей ПВО. Весной 1942 его перевели в 753-й истребительный авиационный полк. Во время боев под Ельцом на своем Як-1 Лавриненков сбил первый «мессер».
Як -1, рисунок
Лётно-технические характеристики
Параметр / Модификация | Як-1 | Як-1 | Як-1 М-105ПФ | Як-1Б | Як-1 М-106П | Як-1М | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж, чел. | 1 | ||||||
Первый полёт | 1941 | 1941-42 | 1942 | 1942 | 1942 | 1943 | |
Геометрия | |||||||
Длина, м | 8.48 | 8.48 | 8.60 | ||||
Размах крыла, м | 10.00 | 10.00 | 9.20 | ||||
Площадь крыла, м2 | 17.15 | 17.15 | 14.85 | ||||
Масса | |||||||
Масса пустого, кг | 2445 | 2425 | 2412 | 2316 | 2427 | 2133 | |
Масса нормальная взлётная, кг | 2950 | 2930 | 2917 | 2884 | 2927 | 2655 | |
Силовая установка | |||||||
Тип двигателя | М-105П | М-105ПА | М-105ПФ | М-105ПФ | М-106-1ск | М-105ПФ | |
Мощность номинальная, л. с. | 1020 | 1210 | 1210 | 1250 | 1210 | ||
Мощность взлётная, л. с. | 1100 | 1210 | 1210 | 1350 | 1210 | ||
Лётные данные | |||||||
Максимальная скорость у земли, км/ч | 472 | 483 | 510 | 531 | 535 | 545 | |
Максимальная скорость на высоте, км/ч | 560 | 560 | 571 | 592 | 610 | 632 | |
Практическая дальность, км | 650 | 650 | 650 | 700 | 650 | 585 | |
Максимальная скороподъёмность, м/мин | 877 | 824 | 833 | 926 | 893 | 1220 | |
Практический потолок, м | 10000 | 10000 | 10000 | 10050 | 9900 | 10700 | |
Вооружение | |||||||
Стрелково-пушечное | 1 × 20-мм пушка ШВАК 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС |
1 × 20-мм пушка ШВАК 1 × 12,7-мм пулемёт УБС |
К концу лета 1942 года на счету Лавриненкова было уже четыре сбитых самолета лично и столько же в группе. За мужество и героизм Владимир Дмитриевич Лавриненков был награжден орденом Красного Знамени. Опытного летчика в августе 1942 года вновь перевели под Сталинград. Лавриненков участвовал в трудных воздушных боях с превосходящими силами противника. Вот что он вспоминал о фронтовых буднях:
«Непрерывные боевые вылеты требовали огромного напряжения сил. Наверное, поэтому мы постоянно не высыпались. "Мессершмитты" почти непрерывно патрулировали над Сталинградом. Противник имел большое количественное преимущество в самолетах. Но гитлеровцы даже временно так и не стали хозяевами в воздухе. Стоило только нам вылететь солидной группой, как мы быстро очищали родное небо».
Летчики стойко выдержали самый трудный период битвы за Сталинград. Несмотря на потери, полк Лавриненкова храбро сражался: истребители успешно выполняли задания по уничтожению авиации врага, прикрытию штурмовиков и разведке. За свои заслуги Владимир Дмитриевич Лавриненков был удостоен звания Героя Советского Союза. К весне 1943 года на его счету было 322 боевых вылета, 16 сбитых лично и 11 в группе. Это был выдающийся результат для летчика-истребителя.
Сбить самолет-разведчик
Самолет-разведчик Fw.189, рисунок
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Fw 189A-2:
Технические характеристики
- Экипаж: 3 человека
- Длина: 12,0 м
- Размах крыла: 18,4 м
- Высота: 3,1 м
- Площадь крыла: 36,8 м²
- Масса пустого: 2 832 кг
- Нормальная взлётная масса: 3 955 кг
- Максимальная взлётная масса: 4 175 кг
- Объём топливных баков: 440 л
- Силовая установка: 2 × 12 цилиндровых воздушного охлаждения Argus As 410A-1
- Мощность двигателей: 2 × 465 л.с. (2 × 342 кВт)
- Диаметр винта: 2,6 м
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 347 км/ч на 2 400 м
- Крейсерская скорость: 323 км/ч на 2 400 м
- Практическая дальность: 670 км
- Продолжительность полёта: 2,16 ч
- Практический потолок: 7 300 м
- Длина разбега: 240 м
- Длина пробега: 300 м
Вооружение
- Стрелково-пушечное:
- Бомбы: 4 × 50 кг
Летом 1943 года Лавриненков участвовал в освобождении Ростовской области. 24 августа у поселка Матвеев Курган он атаковал немецкий самолет-разведчик Fw-189, который красноармейцы прозвали «рамой». Это была одна из самых трудных целей для советских летчиков, разведчики летали на большой высоте и в случае любой угрозы стремительно старались оторваться по скорости. В тот день «рама» корректировала огонь немецкой артиллерии по советским позициям. Для исправления положения срочно была поднята четверка истребителей «Аэрокобра», в ее составе был и Лавриненков.
Опытный ас с товарищами догнал врага и вступил в воздушный бой. В ходе схватки Владимир атаковал противника с близкой дистанции и серьезно повредил «раму». Затем Лавриненков случайно зацепил вражеский самолет крылом, получил ранение от удара и потерял управление. Он, как и вражеский летчик, выпрыгнул с парашютом.
Владимир Лавриненков
Владимиру не повезло, он приземлился на захваченной врагом территории. Сразу же после посадки его окружили немцы и взяли в плен. Герои Советского Союза крайне редко доставались врагу живыми, поэтому каждый из них был на особом счету. Противник решил отправить Лавриненкова в Берлин для определения его дальнейшей судьбы. Летчик не пал духом и продумывал варианты побега. Его перевозили в немецкую столицу на поезде. Во время движения состава Лавриненков усыпил бдительность охраны и вместе со своим товарищем Виктором Карюкиным выпрыгнул из вагона. Они сбежали их плена и вскоре вышли к партизанам.
Возвращение в небо
Лавриненков и Карюкин примкнули к партизанскому отряду имени Чапаева, действовавшему под Киевом. Они участвовали в боях с врагом. Так, в селе Хоцки Лавриненков забросал гранатами дом, где находились немцы, затем Владимир пробрался к сараю и освободил группу пленных. 29 сентября 1943 года партизаны встретились с наступающими частями Красной Армии. Владимир вернулся в родной полк и продолжил летать, был назначен на должность командира эскадрильи. Вот что он вспоминал о своей первой победе после двухмесячного перерыва:
«Набрав высоту, снова повел машину на ведущего вражеской тройки. Гляжу вниз, а там уже белеют камыши днепровских плавней. Неужели, удерут "юнкерсы"? Этого нельзя допустить! Догнал их ведущее звено и снова атаковал лидера. Он запылал сразу. В наушниках раздалось: ""Юнкерс" горит!" — и немецкий бомбардировщик круто пошел вниз, на плавни. С этой тройки начиналась моя новая боевая жизнь, новая жизнь всей эскадрильи. Для меня было очень важно убедиться самому и показать своим подчиненным, что глаза мои по-прежнему зорки, а руки тверды, что я остался таким, каким меня знали раньше».
Советский ас прошел всю Великую Отечественную, совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 35 и в группе 11 самолётов противника. За свои заслуги Владимир Дмитриевич Лавриненков был дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден множеством орденов и медалей. Узнать больше о советских людях на фронте и в тылу вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».