Английские истребители ленд-лиза
ВВС СССР: истребители Ленд-лиза – «британцы»
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Ленд-лиз – это государственная программа США по сдаче в аренду союзникам по антигитлеровской коалиции боевой техники, вооружений, боеприпасов и других припасов стратегического назначения. При этом нужно отметить, что такие поставки не были «благотворительностью страны-мецената»; они осуществлялись в интересах обеспечения защиты самих Соединенных Штатов, и предусматривали оплату предоставленной помощи по окончании войны. И цены при этом выставлялись немалые. В частности, Россия, как правопреемница СССР, смогла завершить выплату за поставки вооружений по ленд-лизу лишь через 60 лет - в 2006 году…
Поставки по ленд-лизу в СССР боевой техники и другого военного оборудования были достаточно разнообразны; значительную их долю составляла авиатехника и комплектующие для ремонта поврежденных самолетов. Всего в СССР за годы войны были переданы 14.126 американских самолетов, и 4.174 английских – из присоединившейся к программе ленд-лиза Великобритании.
ИСТРЕБИТЕЛИ ЛЕНД-ЛИЗА: БРИТАНСКИЕ ПОСТАВКИ
Первыми самолетами, поставленными в СССР союзниками, стали американские истребители Р-40; но эти первые «американцы» прибыли в Советский Союз не из США, а из Великобритании. Причем, так как к программе ленд-лиза англичане присоединились позже, на первой поставке они неплохо заработали, продав Советам американские машины не в кредит, а за золото, полученное сразу же! Причем продали британцы нам самолеты уже «подержанные», которые после получения от американцев уже использовали в боях. Эти потрепанные, с залатанными пробоинами машины начали поступать в СССР в сентябре 1941 г.; а в октябре в советские порты прибыли первые транспорты с британскими истребителями «Харрикейн». В декабре 1941 англичане прислали Советскому Союзу первую партию американских истребителей Р-39 «Аэрокобра» - самолетов, которые британцам совершенно не понравились. Поэтому они постарались побыстрее избавиться от «этого хлама», передав его Советам. Просьбу Сталина прислать в Советский Союз новейшие и лучшие британские истребители «Спитфайр» англичане проигнорировали…
На протяжении всего 1942 года от англичан в СССР поступали только устаревшие, потрепанные в предыдущих боях истребители «Харрикейн», заменявшиеся в британских частях на новенькие «Спитфайры». Правда, осенью 1942 они прислали в СССР невооруженные фоторазведчики «Спитфайр» - но всего 7 экземпляров! Лишь в начале 1943-го англичане наконец-то «расщедрились» на поставки своих «Спитфайров». Но опять – только на уже снимавшиеся у них с вооружения, поношенные активной боевой эксплуатацией самолеты модификации Mk.V. И только в 1944, когда советская авиация уже в значительной степени перевооружилась на отечественные истребители, и потребность в союзнической помощи значительно снизилась, британцы начали присылать в СССР не устаревшую, а вполне современную модификацию этого истребителя - «Спитфайр» Mk.IX…
Британский истребитель Hawker Hurricane
Конструкция, производство:
Одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1937 – 1944 гг. Всего изготовлено более 14.000 самолетов. Поставлялся по ленд-лизу в СССР в 1941-1942 гг. - почти 3.000 экземпляров.
ТТХ Hawker Hurricane Mk.IIС:
Двигатель: Rolls-Royce Merlin XX (1.280 л.с.). Максимальная скорость: 541 км/ч. Потолок: 10.850 м. Дальность: 740 км; с дополнительными баками - 1.480 км. Скороподъемность 838 м/мин. Вираж 19-20 сек. Вес пустого 2.569 кг; вес взлетный: 3.649 кг. Вооружение: 4x20-мм крыльевые авиапушки; 2х227-кг бомбы, или 8х76,2-мм ракет.
Поставки:
Самолет поставлялся в СССР с сентября 1941 года. Цифры поставок истребителей «Харрикейн» в разных источниках встречаются разные – от 2.676 до 2.952 самолетов. Возможно, что вторая цифра указывает количество посланных в СССР самолетов, а первая – число действительно доставленных в Советский Союз «Харрикейнов». Наиболее массовыми модификациями на советских аэродромах стали версии Mk.IIВ(более 1.500), и Mk.IIС (не менее 1.000 истребителей).
Боевые качества:
В мемуарах советских летчиков нелестных отзывов по отношению к «Харрикейну» имеется даже больше, чем к «Топору» Р-40. В них утверждается, что «Харрикейн» вообще не соответствовал требованиям, предъявляемым к истребителям, и был настоящим «гробом», который союзники отправляли к нам, не желая делиться новой техникой. При понимании, что воздушным бойцам хотелось получить более современные истребители, нельзя не отметить, что в то время англичанам еще не хватало «Спитфайров»; в 1941 г. «Харрикейны» и в Великобритании пока составляли довольно большой процент истребительной авиации. Да, эта устаревшая машина по своим качествам действительно уступала немецким, однако именно с «Харрикейном» англичане в конце 1940 г. выиграли грандиозную «Битву за Британию». При умелой эксплуатации и опытных пилотах даже в начале 1942 гна виражах (основная для того времени форма боя ВВС СССР) на «Харрикейне» еще можно было противостоять Мессершмиттам. По крайней мере, «англичане» были несколько быстрее советских «Ишаков» и «Чаек» - основных на тот момент истребителей советских ВВС.
«Харрикейн» был прост, послушен в пилотировании, доступен летчику даже низкой квалификации. Он имел хороший горизонтальный маневр, однако очень плохие вертикальные характеристики, и отличался стремлением к капотированию на посадке. Скорость «Харрикейна» даже для начального периода войны считалась средней; а к 1943 г. она стала уже явно недостаточной. Огневая мощь первых присланных партий этих самолетов была относительно мала: 8-12 пулеметов винтовочного калибра создавали лавину огня и разрушали конструкцию вражеских самолетов, но не могли пробить броню и поджечь протектированные баки немцев. Поэтому в СССР присланные пулеметные «Харрикейны» по возможности перевооружали на советские 12,7-мм пулеметы и 20-мм авиапушки; а на поставлявшихся «Харрикейнах» модификации Mk.IIC и последующих версиях пушки уже и так имелись. Несомненным достоинством британского истребителя была его высокая боевая живучесть – при прочной конструкции планера самолет обеспечивался также бронестеклом, бронеспинкой и протектированными бензобаками. Относительным недостатков «Харрикейна» являлся несколько ограниченный обзор назад (из-за гаргрота); но отчасти он компенсировался зеркалом заднего вида, установленным над кабиной перед летчиком.
Боевое применение в СССР:
В связи с поставками «Харрикейнов» морскими караванами в Мурманск эти самолеты поступали в основном в полки северных участков, а заменяемые ими самолеты советского производства передавались частям центральных и южных фронтов. Первыми «Харрикейны» получили авиаторы Северного и Балтийского флотов; за ними - ВВС Карельского, Северо-Западного, Калининского и Воронежского фронтов.
К концу 1942 г. опыт боев и большие потери показали, что «Харитон» (как его прозвали советские летчики) совершенно устарел и больше неспособен противостоять новым вражеским истребителям. Однако мощный огонь продолжавших поступать в СССР четырехпушечных «Харрикейнов» Mk.IIC (вес бортового залпа – 5,6 кг/сек.!) разносил буквально в дребезги вражеские бомбардировщики. И поэтому «Харитонами» стали оснащать полки ПВО, защищавшие от бомбардировок советские города и важные объекты (в первую очередь – Москву, Ленинград и ладожскую «Дорогу жизни»). В частях ПВО «Харрикейны» служили до конца войны, сбив за это время не менее 250 немецких бомбардировщиков.
Британский истребитель Supermarine Spitfire
Конструкция, производство:
Одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1938 – 1949 гг. Всего изготовлено 22.759 самолетов. Поставлялся по ленд-лизу в СССР в 1943-1944 гг. – 1.331 истребителей (+7 невооруженных разведчиков).
ТТХ Supermarine Spitfire Mk.VB:
Двигатель: Rolls-Royce Merlin 45М (1.470 л.с.). Максимальная скорость: 595 км/ч. Потолок: 11.280 м. Дальность: 750 км. Скороподъемность 1.653 м/мин. Вираж 18 сек. Вес пустого 2.313 кг; вес взлетный: 3.078 кг. Вооружение: 2x20-мм крыльевые авиапушки, 4х7,69-мм пулемета.
ТТХ Supermarine Spitfire L.F. Mk.IX:
Двигатель: Rolls-Royce Merlin 66 (1.575 л.с.). Максимальная скорость: 642 км/ч. Потолок: 12.650 м. Дальность: 840 км. Скороподъемность 1.390 м/мин. Вираж 17,5 сек. Вес пустого 2.356 кг; вес взлетный: 3.351 кг. Вооружение: 2x20-мм крыльевые авиапушки, 2х12,7-мм пулемета.
Поставки:
Первые 7 «Спитфайров» прибыли в СССР в сентябре 1942 – это были безоружные фоторазведчики Мк.IV. Поставки боевых истребителей начались в январе 1943 – советские ВВС получили 143 «Спитфайра» Мк.V. В феврале 1944 в СССР стали поступать более совершенные самолеты модели «Спитфайр» Mk.IX – 2 высотных истребителя с удлиненными крыльями (версия Н.F.) и 1.186 низковысотных истребителей с обрезанными законцовками крыльев (версия L.F.). Все поставлявшиеся машины были «подержанными» - англичане слали в СССР самолеты, ранее уже эксплуатировавшиеся в британской авиации, зачастую – с наспех отремонтированными повреждениями.
Боевые качества:
«Спитфайр» Мк.V был легким в управлении и доступен летчику даже ниже средней квалификации. Самолет имел неплохую для 1942 г скорость, но к 1943 г., когда «Спитфайр» стал поставляться в СССР, она уже считалась недостаточной. «Спит» отличался хорошей горизонтальной маневренностью (на средних высотах), приличной боевой живучестью (благодаря наличию бронестекла, бронеспинки и протектированных бензобаков, расположенных за кабиной пилота). К тому же истребитель обладал надежной радиостанцией и большой огневой мощью (правда, советские пилоты считали, что крыльевое расположение оружия снижает точность стрельбы). Недостатками «пятерки» были довольно высокая инертность при разгоне самолета и недостаточная вертикальная маневренность. Еще одним недостатком средневысотного «Спитфайра» Мк.V являлся вялый горизонтальный маневр на малых высотах – основной зоне воздушных боев советско-германского фронта. Поэтому, когда в феврале 1944 англичане начали поставлять в СССР более совершенную модель «Спитфайр» Mk.IX, по требованию советских пилотов они присылали в Союз версию L.F. с обрезанными законцовками крыльев, приспособленную именно для маневрирования на малых высотах.
«Спитфайр» L.F. Мк.IX при сохранении основных достоинств «пятерки» по сравнению с ней был значительно лучше как в вертикальной, так и в горизонтальной маневренности на малых высотах. При этом он обладал более высокой скоростью и увеличенной огневой мощью. Правда, «девятка» сохранила и основные недостатки семейства «Спитфайров»: пониженную точность стрельбы из-за разнесенного по крыльям оружия, инертность при разгоне машины, и малопригодное для полевых аэродромов шасси с узкой колеей, из-за которого самолет раскачивался, цепляясь крыльями за землю, а то и вообще капотировал.
Боевое применение:
«Спитфайры» на советско-германском фронте впервые приняли участие в боях в сражении на Кубани весной 1943 г.; затем они сражались над Украиной. Но в середине 1944 г. «Спитфайры» начали отводить с фронта в части ПВО, прикрывавшие важные города страны. Причиной этому стали как малая приспособленность «Спитов» к полевым аэродромам, приводившая к высокой аварийности, так и проблемы с ремонтом поврежденной в боях иностранной техники при недостатке к ним запчастей.