Камо
Романтик с большой дороги Безумный Камо,
его друг Коба и Х.У.Z
Безумный Камо, он же Симон Тер-Петросян, был земляком, учеником, другом Сосо Джугашвили или Кобы, больше известного как Иосиф Сталин, и слыл среди большевиков отважным организатором экспроприаций. От банального грабежа эксы отличались только тем, что добыча шла не в карман исполнителей, а в партийный общаг, которым распоряжались X, У и Z. Предлагаю вашему вниманию реальную историю, похожую на детективный боевик с элементами комедии и трагическим концом.
Симон Тер-Петросян (1882-1922), известный как Камо. Источник: Lenta.ru
Экс на Эриванской площади
13 июня 1907 года около 10:30 утра с почты выехал фаэтон, в котором находились счетовод, кассир, два казака и пара тюков казённых денег, а следом шёл ещё один экипаж с сотрудником службы безопасности банка и двумя вооруженными солдатами. В хвосте колонны двигались несколько конных казаков: охрану усилили из-за предупреждения о возможном нападении. Деньги везли в Тифлисский филиал государственного банка, который располагался на Эриванской площади Тифлиса.
Группа из 20-ти боевиков была наготове, каждый находился на своём месте. Часть налётчиков ждала за дверями ресторана «Тилипучури». Когда вдали появился конвой, стоящая на углу девушка взмахнула газетой. Увидев этот сигнал, боевики высыпали на улицу и рассредоточились по площади.
В это же время на площадь въехала пролётка и будто бы случайно перегородила путь перевозчикам денег. В ней сидел мужчина в форме кавалерийского офицера. Экипаж с деньгами вынужден был сбавить скорость и в ту же секунду раздались выстрелы и взрывы. Люди в панике бросились в рассыпную, послышались стоны, крики женщин, детский плач, звон стекла.
Но повозка с деньгами не была взорвана, и лошади понесли её к Солдатскому базару. Наперерез ей бросился Бачуа Куприашвили: он находился на углу площади и до этого делал вид, что читает газету. Ему удалось догнать экипаж и бросить бомбу под ноги лошадей. Налётчики забрали тюки с деньгами и закинули их в проезжавшую мимо пролётку, в которой сидел кавалерийский офицер аристократического вида.
Тифлисская экспроприация 1907 года. Источник: fishki.net
От рук налётчиков погибли трое конвойных казаков и трое городовых, от сорока до пятидесяти человек из числа казаков, полицейских и прохожих были ранены.
Куш налётчиков составил 241 тысячу рублей. В пересчёте на современные деньги – это примерно 1 млрд. 205 млн. рублей или 12 миллионов долларов. К слову сказать, это не рекорд. Большевикам не удалось переплюнуть эсеров, которые 7 марта 1906 года в ходе ограбления Купеческого общества взаимного кредита в Москве похитили 875 тысяч рублей.
Никого из боевиков на Эриванской площади не задержали. Более того, кавалерийскому офицеру в пролётке с деньгами удалось одурачить спешившего к месту перестрелки ротмистра. Поравнявшись с полицейским экипажем, армейский офицер приветственно поднялся и, указав на мешки с деньгами, сказал: «Господа! Деньги спасены! Скачите на площадь!» Быстро отдав честь, ротмистр поспешил в указанном направлении. По некоторым данным, когда он узнал, кого упустил, то застрелился, не выдержав позора.
Все похищенные деньги налётчики зашили в матрас. Ночью под присмотром революционерки Пации Голдавы, известной среди революционеров красотой и умением метко стрелять из пистолета, его перевезли в Тифлисскую физическую обсерваторию. Почему туда? В обсерватории в качестве вычислителя-наблюдателя служил Сосо Джугашвили.
Набитый ассигнациями матрас положили на кушетку директора, который после этого не раз отдыхал на ней, даже не подозревая, на каком богатстве лежит.
В июле 1907 году 218 тысяч рублей были доставлены в Финляндию, на дачу Ленина в Куоккале. 23 тысячи рублей налётчики оставили себе на подготовку новых экспроприаций и на поддержку большевистских ячеек на Кавказе.
Здание банка на Эриванской площади Тифлиса. Источник: Lenta.ru
Камо, Коба и «коллегия трёх»
Главными организаторами экса на Эриванской площади были Сосо Джугашвили, он же Коба, и товарищ Камо, которому не только принадлежала идея мероприятия, но и отводилась в нём главная роль.
Камо, настоящее имя Симон Аршакович Тер-Петросян, родился в 1882 году в городе Гори Тифлисской губернии в семье состоятельного подрядчика. Симон был первым ребёнком в многодетной семье, он родился, когда матери не было и шестнадцати лет. Отец был деспотом, грубостью изводил молодую жену на глазах сына. Обожавший свою мать, Камо с раннего детства вставал на её защиту.
Иосиф Джугашвили (Сталин), Коба (1878-1953). Источник: заживо.daytimenews.ru
С семи лет он учился в армянской школе, но язык ему не давался, так как в семье говорили по-грузински. В одиннадцать перешёл в городское училище, где обучение велось на русском, но был исключён за вольнодумство.
Вскоре судьба свела его с земляком Сосо Джугашвили, который сыграл в его жизни важную роль. Во-первых, был его учителем русского языка, нанятым тётей. Правда результат обучения был невысокий. Ученик продолжал говорить: «Камо отнэсти? Камо атдать?» Именно из-за сильного акцента у Симеона Тер-Петросяна появилась кличка Камо, от искажённого русского «кому». Во-вторых, Джугашвили свёл его с местными революционерами и познакомил с марксизмом.
В 19 лет Камо вступил в партию, стал активно участвовать в распространении листовок и прокламаций, в организации тайных типографий, транспортировке оружия. В ноябре 1903 года последовал первый арест, отсидев в тюрьме 9 месяцев, смельчак сбежал. В 1905 году участвовал в декабрьском восстании в Тифлисе, во время боёв с казаками был ранен, жестоко избит, арестован, после двух с половиной месяцев тюремного заключения сбежал.
В 1906 году Камо получил важное партийное задание – закупить оружие за границей, отлично с ним справился, но пароход с оружием по дороге из Болгарии затонул.
Товарищ Камо отличался фантастической отвагой, волей и изобретательностью. Он помог тридцати двум однопартийцам сбежать из Метехской тюрьмы, снабдив их оружием.
Под именем князя Дадиани съездил к Ленину в Финляндию, вернулся с оружием и взрывчаткой.
Вместе с Кобой организовал экспроприацию казённых денег на Эриванской площади, и, как вы уже догадались, сыграл в ней роль кавалерийского офицера.
А вот какую роль в этом событии сыграл его друг Коба (Сталин) доподлинно неизвестно. По одним данным, он бросил с крыши особняка князя Сумбатова первую бомбу, которая убила много людей, лично стрелял из маузера по полицейским и был ранен осколком неудачно брошенной бомбы. По другим данным, наблюдал за ходом ограбления из соседнего двора. Наконец, по третьей версии, обеспечил экспроприаторов необходимой информацией, но в день ограбления находился в другом месте.
Утверждать можно лишь то, что Коба был одним из главных организаторов налёта, а через два дня после операции вместе с женой Екатериной Сванидзе и сыном Яковом покинул город.
Какова судьба добытых грабежом денег? Они были переданы «Коллегии трёх» или «частной Финансовой группе с.-д. большевиков» в составе товарищей «Х», «Y» и «Z». Где «Х» – это член бывшей большевистской финансово-технической комиссии Леонид Красин, «Y» – Александр Богданов, благодаря которому мы знаем о существовании этой «коллегии трёх» и дальнейшей судьбе награбленного, «Z» – Владимир Ленин. К нему в Финляндию деньги и были доставлены.
Х - Леонид Красин (1870-1926). Источник: dzen.ru
Остаток лета Камо провёл на даче Ленина в Куоккале, а осенью по поручению хозяина отправился в Париж, имея на руках фальшивый паспорт на имя австрийского подданного Дмитрия Мирского.
Ему предстояло закупить оружие, боеприпасы, детонаторы, а также передать товарищам в разных городах Европы 100 тысяч рублей пятисотенными купюрами для размена. Сделать это следовало с большой осторожностью, так как номера купюр были переписаны сыщиками и разосланы во все полицейские управления Европы.
В Вене Камо встретился с Максимом Литвиновым — будущим наркомом иностранных дел СССР.
Вместе оттуда они отправились в Болгарию, где русский инженер, работавший на местное военное ведомство, продал им партию капсюлей для особо мощных бомб.
Следующим пунктом его путешествия был Берлин, где он должен был передать Якову Житомирскому письмо от Ленина. Как выяснится после Февральской революции, Житомирский был агентом царской полиции. Он донёс о прибытии важного гостя Охранке и по её просьбе Берлинская полиция арестовала Камо.
При аресте у него нашли поддельный австрийский паспорт, 50 пистолетов системы «Маузер» с патронами к каждому стволу, запрещённую литературу и чемодан с детонаторами, которые он собирался использовать при очередном ограблении.
Узнав об аресте Камо, Z и Крупская подались в бега. Чтобы не попасться жандармам, они прошли пять километров через замерзшее озеро. Во время этого пути Владимир Ильич едва не ушёл на дно, когда под его ногами стал трескаться лёд.
Z - Владимир Ленин (1870-1924). Источник: ульянов-ленин.рф
А в Париже тем временем за легализацию украденных денег были арестованы Максим Литвинов с супругой и ряд других соратников Ленина.
Безумный Макс Камо
Камо был арестован в Берлине в сентябре 1907 года. Ему было предъявлено обвинение как террористу, угрожала выдача русскому правительству и неминуемая казнь. Единственным шансом избежать этого была симуляция буйного умопомешательства, которую он успешно изображал под непрестанным наблюдением психиатров целых четыре года. Трудно представить, но Камо мог часами смотреть в одну точку, неделями не спать, упершись головой в стену, охотиться на воображаемых мух и бросаться на стены камеры.
Чтобы исключить последние подозрения, немецкие медики пошли на особо жесткие меры: Камо поместили в камеру с минусовой температурой, где он босой, в нижнем белье семь дней молча стоял у стены, а потом подвергли испытанию болью. Но ни иголки, втыкаемые под ногти, ни прижигание раскаленным железом ни к чему не привели — Камо не издал ни звука.
Немецкие врачи официально признали его сумасшедшим, но в 1909 году всё же передали в Россию. «Душевнобольного» отправили в Метехскую тюрьму Тифлиса, где он продолжал свой спектакль, пока 15 августа 1911 года не представилась возможность сбежать через окно туалета, распилив кандалы и решётку. Сначала скрывался в городе у знакомых, а потом на велосипеде под видом гимназиста добрался до Мцхета, а оттуда в Батум.
В батумском порту он нашёл товарищей, с помощью которых пробрался на пароход и, укрывшись в трюме среди бочек и ящиков, отплыл в Европу.
В октябре 1911 года Камо попросил членов «коллегии трёх» о денежной помощи, но не для себя, а для кавказских товарищей, бравших инкассаторов на Эриванской площади. За это время кто-то уже погиб, кто-то ждал виселицы, несколько человек умирали от чахотки. Нужны были деньги на взятки и лечение. Х, У и Z выдали ему оставшиеся две тысячи франков.
У - Александр Богданов (1873-1928), настоящая фамилия Малиновский. Источник: commons.wikimedia.org
Тифлисская «боевая группа» была невелика: семеро лихих сорвиголов. Жили они в условиях жёсткой конспирации, то есть постоянно прятались, неделями сидели в общем помещении, опасаясь даже ночью нос высунуть. Нередко голодали, экономили на всём. Большевичка Татьяна Вулих вспоминала, как однажды пришла к ним на явку, а двое парней лежат под одеялами: извини, штаны вконец изорвались, других нет, ждём, когда из починки принесут. Долго ли при такой жизни от одного туберкулёзника заразиться остальным?
Помощь Камо больным соратникам оказалась оригинальной. Он решил вложить полученные от X, Y, Z деньги в дело: организовал экспроприацию денежной почты на Каджорском шоссе. Но всё пошло не по плану: четверо были убиты, а сам Камо ранен и арестован. Его судили по четырём делам и по каждому приговорили к смертной казни. Через месяц приговор должен был быть приведён в исполнение. Но прокурор чрезвычайно заинтересовался личностью осуждённого, задержал отправку приговора на утверждение, а тут и амнистия к 300-летию дома Романовых подоспела. Так наш герой вместо того, чтобы быть четырежды казнённым, получил 20 лет каторги.
Симон Тер-Петросян (1882-1922), известный как Камо. Источник: VK
На свободу товарищ Камо вышел после Февральской революции по амнистии Временного правительства, и сразу же присоединился к большевикам, готовящим его свержение.
А дальше были лихие годы гражданской войны. Безумный Камо получил от ЦК партии поручение организовать диверсионную группу для работы в тылу белогвардейских войск генерала Антона Деникина.
По воспоминаниям современников, Камо не щадил ни себя, ни врагов, ни соратников. Известен случай, когда он, выявляя «крота» в своих рядах, имитировал захват собственной группы белогвардейцами.
Бойцов отряда захватили, разоружили, связали и поставили в один ряд — якобы для расстрела. Он же, лёжа в снегу, изображал зверски убитого себя самого. Тому, кто раскается и назовётся противником коммунистов, была обещана пощада. Один из бойцов признался, что является агентом Пилсудского. Так Камо обнаружил предателя.
После окончания гражданской войны, правда до этого он успел ещё раз посидеть в тюрьме, будучи арестованным в Тифлисе меньшевистским правительством, Ленин предложил ему готовиться к поступлению в Академию Генерального штаба. Но Камо отказался, как делал это всякий раз, когда ему предлагали ответственные посты, считая себя недостаточно подготовленным, хотя Ленин был о нём высокого мнения, считал «человеком совершенно исключительной преданности, отваги и энергии».
Существует версия, что сам он хотел работать в силовых структурах революционного государства, но перенесённые страдания сделали его психически неуравновешенным.
В последние два года своей жизни Камо работал в системе Внешторга, в Наркомфине Грузии, в таможенных органах.
14 июля 1922 года около 23:00 по московскому времени на Верийском спуске Тбилиси грузовик сбил выехавшего на встречную полосу велосипедиста.
По роковому стечению обстоятельств это был единственный автомобиль, двигавшийся в то время по городу, и принадлежал он ЧК. От удара потерпевшего отбросило в сторону, он упал и ударился головой о тротуар.
С тяжелой черепно-мозговой травмой, в бессознательном состоянии он был доставлен самим водителем грузовика в ближайшую больницу, где, не приходя в сознание, скончался. На следующий день газеты сообщили, что в Тбилиси в возрасте 40 лет умер легендарный революционер Симон Аршакович Тер-Петросян, известный как Безумный Камо.