БПЛА "Термит "

                              «Термиты» идут на фронт

«Термиты» идут на фронт
                                                         «Термит» в сборочном цехе. Фото: amalantra
Первый в своем роде

Вертолетная техника в спецоперации показала себя во всей красе. Особенно армейская авиация раскрылась в ходе минувшего и оказавшегося неудачным наступления ВСУ.

Экипажи Ка-52 с больших дистанций практически безнаказанно расстреливали «броню» нацистов на фронте. И наоборот, врагу явно не хватило поддержки вертолетчиков в ходе пресловутого наступления. Военные аналитики и историки еще долго будут оценивать степень влияния вертолетов огневой поддержки на ход спецоперации.
В то же время нельзя не упомянуть про уязвимость вертолетов. Любая винтокрылая машина – это отличная цель на поле боя, которую достают как ракетным, так и стрелковым оружием. В обороне ВСУ удалось достаточно надежно прикрыть свои позиции ПВО, отчего вертолетчики вынуждены либо серьезно рисковать, либо работать с кабрирования. Типичными стали полеты армейской авиации на сверхнизких высотах даже в собственном тылу.
Перевод хотя бы части функцией вертолетов на беспилотные платформы напрашивался давно и в идеале должен бы случиться еще до спецоперации. Но остается довольствоваться тем, что есть – на данный момент это новость о запуске в производство ударного вертолета МДП-01 «Термит». На площадках АО «НПП «Стрела» (предприятие в составе компании «Кронштадт») с начала ноября организована сборка беспилотников.


                                                 Впервые «Термит» показали еще в 2021 году. Фото: Missiles.ru

Появление дронов вертолетного типа на фронтах спецоперации нельзя недооценивать. По многим причинам машины могут значительно осложнить жизнь националистам, особенно на дальних рубежах. Прежде всего, теперь дроны можно применять на так называемых «вертолетоопасных» направлениях, не подвергая летчиков риску.
Объявлено, что «Термит» несет с собой три ракеты С-8Л, как утверждается, специально адаптированные под БПЛА. Ракеты с лазерными головками самонаведения, а значит – требуют внешней подсветки. Осуществить это можно с помощью бортовой оптико-электронной системы, либо с внешнего целеуказателя. Например, с кружащего неподалеку беспилотного «Ориона».
Многие комментаторы сетуют на хорошую заметность «Термита» – он шумный и немаленький. Но, в отличие от БПЛА самолетного типа, дрон-вертолет может использовать рельеф местности для укрытия. «Термит» можно назвать многофункциональным аналогом ударного беспилотника «Орион», которому не требуется аэродром.


На данный момент единственным оружием «Термита» выступает тройка корректируемых ракет С-8Л. Фото: Missiles.ru

Требуется внести некоторые уточнения в характеристики «Термита».
Некоторые источники называют полезную нагрузку беспилотника – 350 и даже 450 кг. Если бы «Термит» был таким тяжеловесом, то инженеры явно бы не ограничились тремя ракетами С-8Л, каждая из которых тянет не больше чем на 15 кг. В диапазоне 350–450 кг лежит полная взлетная масса беспилотного вертолета – отсюда и путаница от плохо осведомленных экспертов.


                             В этой инфографике, распространяемой по Сети, хорошо все, кроме полезной нагрузки «Термита»

Даже по фотографиям видно, что боевая машина таких габаритов не поднимет в воздух без малого полтонны груза. «Термит» разработана на базе отечественного дрона вертолетного типа SmartHELI-350, либо его дальнобойного варианта SmartHELI-450.
Машины были представлены еще в 2021 году вместе с первым прототипом военного варианта изделия «Термит». На «Армии-2021» были даже подписаны некие контракты с Министерством обороны, но до реального производства дело дошло только сейчас.
Открытых данных по целевой нагрузке «Термита» нет, но можно ориентироваться на характеристики гражданского прототипа SmartHELI-350/450, в соответствии с которым на борт машина может брать не более 45 кг. Что и объясняет небольшое количество ракет С-8Л на внешней подвеске.

Легкий и манёвренный

Немного о параметрах «Термита».
Заявленная максимальная скорость составляет 150 км/ч, что вполне достаточно для компактного дрона длиной 5 метров и высотой 2,3 метра. Автономность около 6 часов, что обеспечивает рабочий радиус машины 300–400 километров. Если верить официальным данным, то перед нами параметры гражданского SmartHELI-450 с увеличенным до 140 литров запасом топлива.
К слову, в портфолио производителя есть машина побольше – SmartHELI-550 с продолжительностью полета – 7,5 часа. У дрона более мощный двигатель и увеличенный запас горючего.
Кстати, о силовой установке стоит поговорить подробнее.
В 2021 году генеральный директор компании «Авиационные вспомогательные системы» (АВС) Александр Курников заявил, что уровень отечественных комплектующих беспилотного вертолета достигает 90 процентов. В злополучные 10 процентов импорта вошли как раз силовые установки. В России два года назад не производились специализированные двигатели для подобных БПЛА, поэтому приходилось, как заявил Курников, «переделывать доступные на рынке силовые агрегаты».
Что за агрегат сейчас под капотами «Термита» – остается только догадываться. В самом маловероятном случае российским инженерам удалось создать собственный двигатель, но гораздо достовернее выглядит заимствование агрегата в Китае или другой стране из числа дружественных. Например, вполне может быть организовано лицензионное производство.
Стоит отдельно оговориться, что это лишь домыслы, но сам факт того, что в прессе не анонсировали силовую установку «Термита», говорит о многом.


                                  Базой для «Термита» выбран вполне гражданский БПЛА SmartHELI-450

Несмотря на скромную боевую нагрузку 45–50 килограмм, «Термит» может занять важную нишу на фронте. Помимо упоминаемых корректируемых ракет С-8Л, на борт беспилотник может взять и противотанковое оружие. Прославленный ПТУР «Атака» дрон вряд ли потянет – масса пускового комплекса вплотную подходит к допустимой для «Термита». Но вот адаптировать 29-килограммовый «Корнет» вполне возможно, только задача эта явно со звездочкой.
Вертолетный БПЛА позволяет на фронте многое.
Если взять за точку отсчета новшества в тактике применения дронов, то «Термит», например, можно применять из засад. Для этого необходимы беспилотные помощники для наблюдения и рекогносцировки. Принцип действия следующий. Около цели, на которую должны в ближайшее время прибыть важные гости из ВСУ, приземляется «Термит». Площадка нужна небольшая – всего 10 на 10 метров.
Особенно эффективна подобная тактика в глубине обороны противника, где насыщенность войсками не столь большая, как на фронте, и непрошенных гостей не ждут. Для работы необходим дрон-ретранслятор с приборами наблюдения за целью. В нужный момент «Термит» поднимается в воздух, отрабатывает по цели и уходит домой.
В этом примере мало фантастического – подобные схемы реализуются нашими бойцами с применением FPV-дронов, которые дежурят вблизи противника в спящем режиме на земле. Это позволяет заметно экономить заряд и время автономной работы. Практика использования ударных дронов из засады встречается и у националистов. «Термит» подходит к подобной работе с заметной поправкой на габариты и заметность, как в воздухе, так и на земле.
Новый российский вертолетный дрон вполне может выполнять функции дистанционной системы минирования. Противотанковая мина ТМ-57 тянет на 9 килограмм, то есть «Термит» в состоянии взять на внешний подвес до пяти таких изделий. При удачном стечении обстоятельств БПЛА может подарить противнику массу неприятных сюрпризов.
Но основная роль «Термита» на данный момент – это работа осколочными ракетами на дальность до 6 км. Самостоятельно подсветить цель лазером на таком удалении вертолет не сможет, не поднявшись на несколько сот метров и не подставив себя под ПЗРК противника. Разработчики оснастили машину элементами искусственного интеллекта – оператору достаточно просто навести лазер на цель, а все остальное машина сделает сама. Выберет самый удобный момент пуска и поразит врага с высокой вероятностью летального исхода.


Появление «Термита» в арсенале Российской Армии – это очень позитивный сдвиг. Дрон должен стать родоначальником целого семейства вертолетных БПЛА, способных выводить на врага несколько сотен килограммов полезной нагрузки.

В итоге это позволит не просто дополнить работу Ка-52 и Ми-28, но полноценно заменить машины на всем фронте.

  •                                                                                        автор  : Евгений Федоров