история Ярославля
Краткая история Ярослаля
Начальная история Ярославля не нашла своего отражения на страницах летописей. И сегодня я расскажу вам, что говорит о возникновении Ярославля древняя легенда.
Некогда, в 60-ти «поприщах» от Ростова, неподалеку от места слияния Волги и Которосли, где суждено было возникнуть новому городу, находилось селище, называемое Медвежий угол. Жители Медвежьего угла поклонялись Велесу, скотьему богу, и помаленьку занимались скотоводством; однако основным их занятием был разбойный промысел на волжском торговом пути.
Так продолжалось до тех пор, пока в Ростов не приехал молодой князь Ярослав, сын святого Владимира (начало его ростовского княжения летописи датируют концом 80-х годов Х века).
Желая положить конец грабежам, он нагрянул с дружиной в Медвежий угол. Местные язычники ополчились против него, но были разбиты, после чего клятвенно обещали князю жить в мире и платить ему дань. Тем не менее они решительно воспротивились крещению, на котором настаивал Ярослав.
Князь ушел в Ростов, однако через какое-то время снова вернулся в Медвежий угол. Теперь, наряду с дружиной, его сопровождали епископ, священники, дьяконы и церковные мастера. На этот раз язычники не осмелились сами вступить в бой с княжеским войском, но выпустили из клети медведя — священное животное бога Велеса, — надеясь, что зверь растерзает князя и его спутников. Но храбрый Ярослава поразил косолапого своей острой секирой. Растерявшиеся обитатели Медвежьего угла запросили пощады.
капище древних славян
На следующее утро Ярослав заложил рядом с их селищем город, который назвал «во свое имя» Ярославлем. На месте, окропленном святой водой, князь лично водрузил деревянный крест, ознаменовав начало строительства храма пророка Илии, так как его победа над медведем состоялась в день памяти этого святого (20 июля). Новый город был заселен христианами, а к церкви Илии Пророка Ярослав приставил священников и дьяконов.
Позднее легенда о поединке Ярослава с медведем нашла художественно-историческое воплощение. При Петре I в Ярославле получила распространение печать с изображением мишки, а в 1777 году медведь с секирой в лапах «перекочевал» на герб города.
Герб Ярославля и Ярославской губернии 1778 года
Теперь поговорим о домонгольской истории города Ярославля.
Ярославль был основан как княжеская крепость, сторожевой пункт на беспокойной волжской окраине Ростово-Суздальской земли.
Стратегическое положение нового града было весьма выгодным. Крутые берега Волги и Которосли и глубокий Медведицкий овраг образовывали естественно защищенный мыс. С крепостных стен на много километров вокруг видны были окрестные низменные дали. В домонгольскую эпоху Ярославль ни разу не был взят врагом. Летопись сохранила известие, что в 1152 году об него обломали зубы волжские булгары.
В начале XIII город переживал настоящий расцвет. В 1218 году Ярославль стал «стольным градом» самостоятельного удельного княжества.
Первым ярославским князем был Всеволод Константинович, внук великого князя Всеволода Большое Гнездо.
О размерах Ярославля этих лет можно судить по летописному известию об огромном пожаре 1222 года, когда одних церквей погорело 17. Такое количество храмов само по себе свидетельствует о значительной величине города.
Облик Ярославля этого времени воссоздается по летописным источникам и данным археологических раскопок. Каменный Спасо-Преображенский монастырь, расположенный у главной переправы через Которосль, охранял западные подступы к городу.
С севера Ярославль защищал Петровский монастырь, возникший в начале XIII века в полутора километрах от кремля вверх по течению Волги.
В дальнейшем застройка Ярославля развивалась в пределах треугольника между кремлем, Спасским и Петровским монастырями. Впоследствии этот участок стал основной территорией городского посада.
При сыне Всеволода, князе Константине, страстном книгочее и покровителе искусств, которого летописец назвал «вторым Соломоном», Спасо-Преображенский монастырь стал крупнейшим культурным центром края. Здесь было открыто первое на Северо-Востоке Руси духовное училище. По преданию, в монастырской библиотеке хранилось большое собрание русских и греческих рукописей.
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Современный вид
В связи со строительством новых храмов в Ярославле начала складываться местная школа иконописи. Ярославские иконы этого времени свидетельствуют о большом художественном таланте и мастерстве их создателей. В первой половине XIII века ярославские иконописцы создают один из шедевров древнерусской живописи — икону «Богоматерь Оранта Великая Панагия», которая ныне находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.
И пусть висит, не трогайте, ироды!
Монгольское нашествие на долгие годы прервало начавшийся расцвет волжского города.
В Закоторосье — одном из южных районов Ярославля — возвышается Тугова гора. Ежегодно 16 июля сюда приходит множество горожан, чтобы почтить память своих далеких предков, павших в неравной борьбе с монгольскими полчищами.
Вид на Тугову гору, 1901 г.
Ярославль упоминается летописью в числе 14 городов Северо-Восточной Руси, разоренных Батыем за один страшный февраль 1238 года. Но уже в ближайшие десятилетия яростное сопротивление ярославцев власти золотоордынских ханов выдвинуло их в первые ряды борцов с иноземным игом.
Одно из самых знаменитых народных восстаний в истории Ярославля произошло в 1257 году. На его подавление монголы двинули большое войско. Ранним утром 16 июля (по новому стилю) ярославский князь Константин Всеволодович вывел свою дружину навстречу врагу. Ярославцы встали на небольшой горе под городом, окруженной болотами. Ожесточенная битва продолжалась до позднего вечера, когда лавина монгольских всадников все-таки смела с вершины горы последних защитников города.
Потери монголов были огромны, но и ярославцы пали почти все, до единого ратника. Убитых воинов князя Константина похоронили здесь же, на горе. Долгое время их родные и близкие приходили на это место плакать и тужить по убитым. С тех пор гора стала называться «Туговой», от древнерусского слова «туга» — скорбь, печаль.
В битве погиб и предводитель ярославской дружины князь Константин Всеволодович. Его израненное тело нашли среди павших, привезли в Ярославль и погребли в Успенском соборе, рядом с его братом, князем Василием. Вскоре оба брата были причислены к лику святых, став первыми небесными покровителями Ярославской земли. Обретение их мощей отмечается 21 июня (по новому стилю).
Князь Константин Всеволодович. Фреска церкви Рождества Христова в Ярославле
Ужасный погром 1257 года не заставил жителей Ярославля покориться ненавистному врагу. В 1380 году ярославская дружина вновь встала грудью против Орды, но уже не в одиночку, а в составе войска Дмитрия Донского. На Куликовом поле ярославцы бились на левом крыле русской рати, которое выдержало натиск монгольского войска.
В честь 740-летия битвы с монголами на Туговой горе, на ее вершине был установлен памятный гранитный крест.
С начала XIV века удельные ярославские князья, несмотря на видимость политической независимости, были верными союзниками Москвы. В конце этого столетия московский князь Дмитрий Донской заключил с ними договор, в котором говорилось: «а князи великии ярославские с нами один человек».
В 1463 году последний удельный князь Александр Федорович, по прозвищу «Брюхатый», предпринял попытку усилить авторитет ярославского княжеского рода.
По его распоряжению в Ярославле состоялось торжественное прославление «чудотворных мощей» основателя второй династии ярославских удельных князей Федора Ростиславича Черного и его сыновей Давида и Константина, захороненных в Спасо-Преображенском монастыре на рубеже XIII–XIV веков.
Но это действо не помогло ярославскому князю избежать неизбежного — подчинения Москве. Московский летописец даже поиронизировал по этому поводу: «сии бо чудотворцы явишася не на добро всем князем ярославским: простилися со всеми своими отчинами навек, подавали их великому князю Ивану Васильевичу, а князь великий против их отчины подавал им волости и села».
Этими словами летописец намекал на договорную грамоту между московским государем Иваном III Васильевичем и Александром Федоровичем Брюхатым, которая в том же 1463 году закрепила уже традиционную зависимость Ярославля от Москвы.
Впрочем, мирное включение Ярославля в состав Русского государства сыграло благоприятную роль в его дальнейшей судьбе. В отличие от многих других столиц уездных княжеств, Ярославль в XVI–XVII веках не только не захудал, а напротив, стал быстро развиваться.
На последнем этапе Великой Смуты, в 1612 году, Ярославль даже был временной столицей Руси. Здесь был создан общероссийский правительственный орган — «Совет всея Земли». От стен ярославского Спасо-Преображенского монастыря народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского двинулось на освобождение Москвы от поляков.
Ярославль. Гравюра Корнелиуса де Брюйна (Cornelis de Bruijn) 1708 г. из кн.: "Voyages de Corneille Le Brun par la Moscovie, en Perse, et aux Index orientales". Том 2 , 1718 года.
ХVII столетие называют «золотым веком» в истории Ярославля, который становится вторым после Москвы по величине городом России.
А.В.Пивень. Е.Н.Пивень. Исторические пейзажи. Золотой век Ярославля. 2008-2009. Холст, масло. 40х70 см.
Именно в те времена ярославские умельцы построили знаменитые ныне на весь мир храмы — церковь Ильи Пророка, ансамбль в Коровниках, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове с их уникальными фресками. Теперь эти шедевры внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках
Увы, не всякий россиянин знает, что именно Ярославская земля была той почвой, на которой взошли первые ростки нашей великой театральной культуры. В 1750 году здесь поднял занавес первый в России профессиональный общедоступный театр, получивший национальное значение. Его основателем был актер, режиссер, художник-декоратор и драматург Федор Григорьевич Волков.
Выходец из разночинной среды, он знакомил публику с передовой драматургией своего времени и открыл путь русским актерам, впоследствии развивавшим демократическое направление русской театральной культуры. Сам Волков как актер занимал в театре положение первого трагика.
Здание ярославского драматического театра неоднократно перестраивалось. Последняя по времени реконструкция была проведена в 1911 году по проекту архитектора Спирина. В настоящее время на его сцене ежегодно проходит приобретший известность Международный Волковский фестиваль, на котором вручается Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова.
Ныне в Ярославле также действует еще один примечательный культурный центр — единственный в мире музей одного литературного произведения, «Слова о полку Игореве». Это уникальное произведение древнерусской литературы было найдено в 1788 году в рукописном собрании ярославского Спасо-Преображенского монастыря. К несчастью, оригинал его сгорел в Московском пожаре 1812 года и сегодня специалистам доступны только точные копии.
В 1777 году, во времена правления Екатерины II, было учреждено обширное Ярославское наместничество, включавшее в себя три губернии: Ярославскую, Костромскую и Вологодскую.
Карта Ярославского наместничества (лист 12) из «Российского атласа из сорока четырех карт состоящего и на сорок на два наместничества Империю разделяющего» (1792).
В связи с новым статусом Ярославль получил «регулярный» план застройки. В те времена произошло окончательное оформление внешнего облика города. Его центром стала Ильинская площадь, от которой правильными лучами расходились улицы. Памятники старины были бережно сохранены. Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского Севера».
Ярославль. Картина художника Белоногова И.М. Середина 19-го в.
На рубеже XIX–XX веков Ярославль был красивейшим городом Верхнего Поволжья. В нем насчитывалось почти 3000 деревянных, более тысячи каменных домов и 77 церквей.
Исторический облик Ярославля жестоко пострадал летом 1918 года, когда город восстал против большевистского террора. Варварский артиллерийский огонь карательных отрядов Красной Армии уничтожил тогда целые кварталы.
Гостиный двор. Июль 1918
Церковь Петра и Павла, повреждённая артиллерией во время подавления восстания
Однако Ярославль настолько богат архитектурными памятниками, что и по сей день он производит впечатление одного из самых сохранившихся древних русских городов.
Для проявления душевной щедрости