Вепсы
«Весь белая»: как сейчас живут вепсы, древний народ, что помогал русичам призвать варягов Рюрика
Чудь начудила, да меря намеряла... О мере, древних родственниках марийцев, я уже недавно рассказывал в своем блоге. Теперь же расскажу подробнее о чуди. То есть, о вепсах.
Итак, давайте расскажу о вепсах подробнее.
Сегодня вепсов осталось немного. Но некогда этот древний финно-угорский народ населял значительные просторы современного русского севера. Русичи звали вепсов весью или же чудью.
Отмечу, что под чудью русичи вообще имели в виду всех финно-угров севера, кроме близких родственников мари или мордвы. То есть, предков коми (чудь заволочная) или водь (чудь белоглазая).
Весь (чудь), наряду с мордвой и мерей, возможно упоминается еще около VI-го столетия у готского историка Иордана - как Vasinabroncas. Как вису - у арабского историка ибн Фадлана в начале X века. Или как Wizzi у Адама Бременского в конце XI столетия.
В любом случае, вепсы - один из древнейших народов России, что сохранился именно под своим особым историческим названием.
Весь точно упоминается в русских летописях, рассказывающих еще о IX-м столетии нашей эры. Вепсы описываются уже как весьма развитой народ, выступавший надежным союзником славянским племенам - ильменским словенам и кривичам.
Именно вепсы среди прочих народов севера Руси, славянских и финно-угорских, согласно Повести временных лет, принимали участие в призвании Рюрика на княжение. Принимали участие в походах варяжских князей против многочисленных врагов. То есть, вепсы сыграли важную историческую роль в создании нашей российской государственности.
Расселение веси около тысячи лет назад
Причем название "чудь" за вепсами сохранялось аж до самого 1917-го года. По одной версии, идет оно от славянского "чудные, непонятные". По другой - от германского "теута" - народ (оттуда же название древнегерманского племени ТЕВТонов и средневекового Тевтонского ордена).
Самоназвание вепсов звучит как vepsläižed - вепсляйзед. Происхождение его неясно. Возможно относилось еще к более древнему, до-финно-угорскому населению Русского севера.
В России сегодня живет не более 6 тысяч вепсов. Меньше только родственных им по балто-финской линии ижорцев да водяков. Хотя еще в 1920-е годы в РСФСР по переписи насчитывалось около 30 тысяч вепсов. И даже имелся свой национальный район.
Вепсы, наряду с канувшей в небытие еще лет пятьсот назад мерей - предполагаемые главные потомки древней финно-угорской Дьяковской археологической культурой, что в начале нашей эры строила свои городища аж на месте современной Москвы.
Ближайшей родней вепсам приходятся финны, карелы и эстонцы, малые финно-угорские народы - ижора, нарова, водь. Чуть дальше от вепсов стоят уже финны волжские - марийцы и мордовцы.
Коренные территории вепсов - обширные земли между Ладогой, Белым да Онежским озерами. Безбрежные болота и густые леса на стыке границ Карелии, Вологодчины и Ленинградской области, где вепсы издревле ощущают себя полновластными хозяевами природы.
- Мы - дети чащи. Лес для нас - настоящее живое существо. Мы поклоняемся ему, разговариваем с ним, как с живым, - говорят вепсы. - Просим покровителей леса защищать нас и даровать счастье. Приносим в лес гостинцы для его духов.
Об одушевленности леса говорит и вепская пословица например: «Kut mecha, muga i mecaspää» — «Как к лесу, так и от леса».
Обычно вепсов делят на 3 большие этногруппы. Северные - на побережье Онежского озера в юго-западной Карелии. Средние - на северо-востоке Ленинградской области и на северо-западе Вологодской, у рек Оять, Паша и Свирь, где находится прародина вепсов. И южные - на Вепсовской возвышенности под Питером.
Часть вепсов также влилась в состав карел, став там этногруппами ливиков и людиков. Ушедшие на северо-восток вепсы стали западной частью народа коми.
Национальный флаг вепсов
Кстати, вепсы, как и другие финно-угры, по сей день помнят многие древние верования праотцов. Поклоняются медведю, утке, яйцу, из которого по преданию родился весь наш мир. И, конечно, же почитают огромные древние камни.
У вепсов существует древний мистический обычай так называемого "увеселения покойника". Своего рода похороны-свадьба умерших неженатыми парней или незамужними девушек. В таком случае усопших, одетых в красивые праздничные одежды, торжественно под песни-пляски везут на лошадях. Под гармошку и выстрелы из ружья. Иногда так "с весельем" вепсы хоронят и уже пожилых людей, попросивших, чтоб односельчане их именно так без слез в последний путь проводили.
Впрочем, есть у вепсов и свои христианские святые. Например, живший еще в XVI-м столетии канонизированный православной церковью Александр Свирский. Кстати, единственный святой РПЦ, которому явилась, по преданию, Святая Троица. Именем его сегодня именуется Александро-Свирский монастырь на русском Севере.
Деревянные христианские церкви вепсов построены в своем особом стиле, напоминающем огромные распускающиеся цветы.
Один из самых крупных населенных пунктов, где живут сегодня вепсы, это село Тервеничи в Лодейнопольском районе Ленинградской области. Почти 20% населения в 300 человек приходится именно на вепсов.
Еще одна "столица" вепсов - поселок Винницы в Ленобласти, где имеется центр вепского фольклора. Здесь ежегодно в июне проводится фестиваль вепсской культуры "Древо жизни".
Вепсы - довольно светлый народ. Почти все - блондины, русоволосые, голубоглазые, словно со страниц старинных сказок сошедшие. Побольше процент светлых волос в мире наверно только у води будет. Не случайно, говоря о вепсах русичи добавляли: "весь белая", "чудь белоглазая".
Испокон веку вепсы, как и многие другие финно-угры, живут среди озер, рек, по берегам моря. Оттого главную скрипку в их нехитрой кухне играют именно рыбные блюда - уха, вяленая, сушеная рыба, пироги-рыбники пироги-рыбники kalakurnik.
Вепсы обожают ржаной хлеб, круглые или прямоугольные ватрушки-калиткад. Пьют с удовольствием пиво-медовуху олуд, квас из репы. А еще вепсы зимой пекут знаменитые лумминикад - пирожки, в которые добавляют снег.
Вепсские ватрушки
Основные компактные селения вепсов сегодня сосредоточены у Онежского озера. Здесь же стоит и неофициальная столица вепсов - деревня Шёлтозеро. Здесь имеется и и единственный в России национальный этнографический музей вепсской культуры.
Шелтозерский музей культуры вепсов
Увы, крайне похожий на финский и эстонский язык вепсов ныне оказался под угрозой исчезновения. Однако вепсы, как и близкие им ижора с водью, стараются сделать все, чтоб сохранить свою древнюю культуру. Проводят шумные фестивали вепсской культуры. Учат родному языку своих детей на факультативных уроках в школах.
Вепсы создали даже словарь своего языка. Перевели на родную речь "Библию" и "Маленького принца". Даже завели собственный раздел в Википедия - уникальный случай для столь малого народа. Кстати, они - один из немногих народов России, что еще с 1930-х годов пользуется на письме латиницей, а не кириллицей.
Вепсский букварь