Судьбы первых Героев СССР

 

                                        Их позвало небо

Как сложились судьбы первых Героев Советского Союза

[caption id="attachment_517" align="aligncenter" width="600"] Первые Герои СССР: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин[/caption]

 Первые Герои СССР: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин[

20 апреля 1934 года в Кремле состоялась торжественная церемония первого присвоения звания Героя Советского Союза. Этой высокой чести удостоилось семь человек – Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Все они были лётчиками, принимавшими участие в спасении членов экспедиции и экипажа парохода «Челюскин».

Как же сложились их судьбы после этого знаменательного дня?

              [caption id="attachment_518" align="alignleft" width="300"] Анатолий Ляпидевский, ставший Героем Советского Союза № 1, был удостоен этого звания за то, что первым обнаружил льдину с «челюскинцами»[/caption]

 Анатолий Ляпидевский, ставший Героем Советского Союза № 1, был удостоен этого звания за то, что первым обнаружил льдину с «челюскинцами» 

Анатоли йВасильевич Ляпидевский, ставший Героем Советского Союза № 1, был удостоен этого звания за то, что первым обнаружил льдину с «челюскинцами», и, несмотря на плохую видимость и сорокаградусный мороз, сумел посадить борт на лёд и взять на него десять женщин и двоих детей. Об этом событии оставила воспоминания участница экспедиции Отто Шмидта, метеоролог Ольга Николаевна Комова, награждённая за участие в экспедиции орденом Красной звезды:

«Именно сегодня, когда термометр Цельсия показывал 38-градусный мороз, трудно представить себе самолет над нашим лагерем. Лететь невозможно!

Мысли заняты заботами о лагере.

— Жаль, что не успели вымыть ведро после каши… Теперь засохнет, придется возиться с ним вечером…

И вдруг где-то совсем близко раздается стук мотора… Вверху! Кто-то обнимает меня:

— Самолет, самолет! Нашли нас!

— Мы найдены!

Наша точка — лагерь Шмидта — уже нанесена на карту и проверена большим жужжащим «АНТ-4».

ЛТХ:

Модификация: АНТ-4 «Страна Советов»
Размах крыла, м: 28,70
Длина, м: 18,00
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 120,00
Масса, кг
-пустого самолета: 4630
-максимальная взлетная: 7928
-топлива: 2350
Тип двигателя: 2 х ПД BMW.VI
-мощность, л.с.: 2 х 680
Максимальная скорость, км/ч: 207
Крейсерская скорость, км/ч: 186
Практическая дальность, км: 1425
Скороподъемность, м/мин: 143
Практический потолок, м: 3600
Экипаж: 4.

Самолет делает два круга над нашим аэродромом. Мы уже ясно видим его, кричим «ура!», машем руками и шапками в полной уверенности, что и летчик нас видит и слышит.

На всех лицах буйная радость.

Миг, и все бежим. Дорога на аэродром утоптана хорошо: не один и не два раза “путешествовали” челюскинцы по этой дороге за последние дни в надежде, что вот-вот появится самолёт. Перелезаем через торосы, перепрыгиваем узкие трещины, точно гимнасты. И вдруг на пути большая полынья. Ещё вчера ее не было. Она широко раскинулась и вправо, и влево. Вода покрылась лёгкой, прозрачной ледяной коркой, но пройти по ней нельзя. Как перейти на другую сторону? Немного нервничаем. Самолёт ждёт, явственно слышен треск его мотора, а мы, беспомощные, стоим и не знаем, доберемся ли до аэродрома».

С горем пополам «челюскинцы» добрались до воздушного судна.

«Погрузка» кончена. Мы — на борту самолёта. Десять женщин и два маленьких, но драгоценных “места” — наши две девочки-полярницы.

Самолёт бешено мчится по аэродрому. Мы машем в последний раз меховыми рукавицами. Самолёт отрывается от ледяной площадки. Еще минута-две, и мы теряем из вида небольшую горсточку людей среди торосистых ледяных пространств.

Через час мы увидели землю!» - вспоминала Комова.

[caption id="attachment_520" align="aligncenter" width="600"] После Великой Отечественной войны Анатолий Ляпидевский стал главным контролёром Госконтроля СССР, затем - замминистра авиационной промышленности[/caption]

 После Великой Отечественной войны Анатолий Ляпидевский стал главным контролёром Госконтроля СССР, затем - замминистра авиационной промышленности

При выполнении второго спасательного рейса, самолёт Ляпидевского вновь удачно совершил посадку, но при взлёте у него отказал двигатель, и экипаж воздушного судна вынужден был провести на льдине почти месяц, пока не подоспела помощь.

В 1939 году, после окончания Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, Ляпидевский был назначен замначальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, а затем – директором московского авиационного завода. Во время Великой Отечественной войны – заместитель командующего ВВС 19-й армии.

После войны герой СССР №1 стал главным контролёром Госконтроля СССР, затем - заместителем министра авиационной промышленности. В 1950-х годах Ляпидевский руководил рядом оборонных предприятий. Вышел в отставку в звании генерал-майора в 1961 году, после чего работал ведущим конструктором и заместителем главного инженера ОКБ имени А.И. Микояна. Скончался в 1983 году, простудившись во время похорон Василия Молокова, лётчика, которому также было присвоено звания Героя в апреле 1934-го.

Память о Ляпидевском увековечена в названиях улиц многих городов России. Также его имя носят Омский лётно-технический колледж гражданской авиации и несколько средних школ.

В 1930-х годах его именем был назван речной пароход, а в наше время - самолет Ил-76 МЧС РФ.

              [caption id="attachment_521" align="alignleft" width="300"] Сигизмунд Леваневский рискуя жизнью, доставил из Уэлена хирурга, который сделал операцию по удалению острого аппендицита заместителю начальнику экспедиции «Челюскина» Алексею Боброву[/caption]

 Сигизмунд Леваневский рискуя жизнью, доставил из Уэлена хирурга, который сделал операцию по удалению острого аппендицита заместителю начальнику экспедиции «Челюскина» Алексею Бобров

Сигизмунд Александрович Леваневский непосредственно не участвовал в спасении «челюскинцев», так как его самолёт не долетел до льдины, потерпев аварию в малонасёленном районе Чукотского полуострова. Однако позднее он, рискуя жизнью, доставил из Уэлена хирурга, который сделал операцию по удалению острого аппендицита заместителю начальнику экспедиции «Челюскина» Алексею Николаевичу Боброву.

        

В августе-сентябре 1936 года Леваневский, управляя одномоторным самолётом, совершил перелёт из Лос-Анджелеса в Москву (с несколькими промежуточными посадками), за что был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

12 августа 1937 году Леваневский с экипажем из шести человек вылетел из Москвы на четырёхмоторном самолете ДБ-А.

Технические характеристики

(4 × 713 кВт (взлётная))

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:  
    • на высоте 4000 м: 330 км/ч
    • у земли: 280 км/ч
  • Практическая дальность: 4500 км
  • Практический потолок: 7220 м
  • Время набора высоты:
    • 1000 м за 5 мин.
    • 7000 м за 56 мин.
  • Нагрузка на крыло: 95 кг/м²
  • Тяговооружённость: 129 Вт/кг (5,7 кг/л. с.)
  • Длина разбега: 400 м
  • Длина пробега: 300 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:  
  • Боевая нагрузка: 5000 кг

Лётчик намеревался пролететь над Северным полюсом и приземлиться на Аляске.

Однако на следующий день Леваневский, чей самолёт находился над Северным Ледовитым океаном, передал сообщение об отказе одного из двигателей и плохих погодных условиях. Затем связь с ним прервалась. Поиски, проводившиеся как советскими, так и американскими пилотами, ничего не дали, и экипаж самолёта считается пропавшим без вести.

Примечательно, что родной брат Леваневского – Юзеф, в 1920-х годах эмигрировавший в Польшу, был военным лётчиком и погиб в 1933 году при попытке установить рекорд дальности полёта на туристском самолёте.

Именем Сигизмунда Леваневского названы улицы городов в России, Украине, Казахстане и Киргизии, а также военное лётное училище в Николаеве.

Также его имя носил речной пароход, построенный в 1937 году - после гибели лётчика.

Василий Сергеевич Молоков, спасая «челюскинцев», вывез со льдины 39 человек – больше, чем любой другой лётчик.

В 1935 году, управляя летающей лодкой «Дорнье», совершил перелёт из Красноярска в Уэлен на Чукотке и обратно.

Василий Молоков, спасая «челюскинцев», вывез со льдины 39 человек – больше, чем любой другой лётчик

В 1936 году совершил сенсационный полёт вдоль всего арктического побережья СССР, а на следующий год доставил учёных на дрейфующую полярную метеостанцию «Северный полюс-1».

В 1938 году назначен начальником Главного управления Гражданского воздушного флота СССР. Во время советско-финской войны отвечал за снабжение советских войск самолётами гражданской авиации, создав специальную группу из 1500 воздушных судов.

В 1941 году был назначен специальным уполномоченным Государственного комитета обороны (ГКО) по созданию засекреченной трассы «Аляска-Сибирь» по перегонке американских самолётов в СССР.

В 1943 году – командир 213-й ночной бомбардировочной авиадивизии, которая приняла участие в Белорусской, Прибалтийской, Гумбиннен-Гольдапской и Восточно-Прусской наступательных операциях.

В 1946 году Молоков назначен заместителем начальника Главного управления гидрометеорологической службы при Совмине СССР. С 1947 года генерал-майор авиации Молоков - в запасе и в течение многих лет возглавляет Высшую квалификационную комиссию Гражданского воздушного флота.

Скончался в 1983 году.

Интересно, что после присвоения Молокову звания Героя Советского Союза в 1934 году, его родное село Ирининское в Московской области было переименовано в Молоково.

Его имя носят мыс на Земле Франца-Иосифа и остров на Енисее, где находилась гидроавиабаза полярной авиации.

Самолёт Ил-76 ТД МЧС РФ и пассажирский лайнер Ту-214 авиакомпании «КрасЭйр» названы «Василий Молоков».

Его имя также носят улицы городов в России, Украине и Казахстане.

[caption id="attachment_524" align="alignleft" width="300"] Николаq Каманин вывез со льдины 34 «челюскинца»[/caption]

Николай Петрович Каманин вывез со льдины 34 «челюскинца»

Крайне интересно и насыщенно сложилась жизнь Николая Каманина, вывезшего со льдины 34 «челюскинца».

В декабре 1938 года он был назначен командиром 19-й легкобомбардировочной авиабригады Харьковского авиагарнизона, состоящей из 102 самолётов. Вместе с ней на следующий год он принимает участие в Советско-финской войне.

В 1940 году Каманина переводят в Среднюю Азию, где он возглавляет 3-ю, а затем 4-ю авиабригаду. Командуя 4-й авиабригадой, он в августе-сентябре 1941 года участвует в советско-английской операции в Иране, итогом которой стало свержение прогермански настроенного шаха и оккупация этой страны, позволившая обеспечить в СССР поставки по ленд-лизу южным путём.

После этого Каманин назначается замкомандующего ВВС Среднеазиатского военного округа.

С середины 1942 года он командует 292-й штурмовой авиационной дивизией на Калининском фронте, а затем - 8-м авиационным и 5 штурмовым авиакорпусами на Степном, Воронежском, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах.

Его авиасоединения участвуют в Великолукской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях. При этом Каманин уделяет особое внимание совершенствованию тактики штурмовиков Ил-2. Его успехи неоднократно отмечает командование. Также он удостаивается 29-ти персональных благодарностей лично от Иосифа Сталина.

[caption id="attachment_526" align="aligncenter" width="600"] По предложению Николая Каманина, первым космонавтом стал Юрий Гагарин[/caption]

По предложению Николая Каманина, первым космонавтом стал Юрий Гагарин

Сын Каманина, Аркадий, в возрасте 14-ти лет прибыл в авиадивизию, которой командовал его отец на Калининском фронте.

Сначала он работал механиком в штабной эскадрилье связи, но вскоре его назначили пилотом самолёта У-2, и он вылетает в штабы дивизий и на командные пункты авиаполков для выполнения задач по связи, став самым молодым лётчиком Второй мировой войны.  В пятнадцать лет его награждают орденом Красной звезды. В последующем Аркадий продолжает службу пилотом в авиасоединениях 1-го Украинского и 2-го Украинского фронтов. К концу войны у него уже два ордена Красной Звезды и орден Боевого Красного знамени.

24 июня 1945 года старшина Аркадий Каманин вместе со своим отцом принимает участие в Параде Победы в Москве, став самым молодым его участником.

Жизнь Аркадия оборвалась внезапно. В апреле 1947 года, в возрасте 18-ти лет, он заболевает менингитом и умирает.

После войны генерал-лейтенант Николай Каманин работает замначальника Главного управления по оборонным вопросам Главного управления Гражданского воздушного флота, а затем - зампредседателя Центрального комитета ДОСААФ.

В 1957 году назначается командующим 73-й воздушной армией, дислоцированной в Ташкенте. С 1958 года – заместитель начальника Главного штаба ВВС.

С 1960 года начинается новый этап в биографии Каманина – он назначается начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС, непосредственно курируя подготовку и отбор будущих космонавтов.

6 апреля 1961 года на космодроме «Байконур» Каманин вместе с главным конструктором ракетно-космической промышленности СССР Сергеем Королёвым и академиком Мстиславом Келдышем подписывают задание космонавту на выполнение одновиткового полета вокруг Земли - первое в истории задание человеку на космический полёт.

 

Через два дня, по предложению Каманина, в качестве первого космонавта утверждается кандидатура Юрия Гагарина. После его исторического полёта, Каманин, с конца апреля по декабрь 1961 года, сопровождает Гагарина в его «турне» по странам Европы, Азии и Америки.

Николай Каманин также активным сторонником полёта женщины в космос, и в 1963 году его осуществила Валентина Николаевна Терешкова.

9 июня 1970 года Каманин принимает участие в уникальном мероприятии – шахматной партии «Космос-Земля», первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и «представителями Земли». Вместе с ним за «землян» играл космонавт Виктор Горбатко, а в космосе – члены экипажа космического корабля «Союз-9» Андриян Николаев и Виталий Севастьянов.

В 1971 году генерал-полковник Николай Каманин выходит в отставку. Умер в Москве в 1982 году.

Его имя увековечено в названиях улиц многих российских городов.

А в 1978 году был снят фильм «И ты увидишь небо», посвящённый сыну Каманина – Аркадию. Роль Николая Каманина исполнил известный советский актёр Александр Пороховщиков.

Маврикий Трофимович Слепнев, спасший со льдины пять «челюскинцев», а затем вывезший с Чукотки в госпиталь на Аляску тяжело больного руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта, был в 1939 году назначен начальником Академии Гражданского воздушного флота СССР.

 

[caption id="attachment_527" align="aligncenter" width="600"] Маврикий Слепнев спас со льдины пять «челюскинцев»[/caption]

Маврикий Слепнев спас со льдины пять «челюскинцев»

       

Во время Великой Отечественной войны служил заместителем командира авиабригады ВВС Черноморского флота. Затем работал в Главном управлении ВВС ВМФ и в Главном штабе ВМФ.

Скончался в 1965 году.

Именем Слепнева названы улицы городов в России и Украине, а также самолёт Ил-76 ТД МЧС РФ.

Михаил Васильевич Водопьянов, предприняв опасный перелёт без штурмана и радиста из Хабаровска в чукотское становище Ванкарен, в ходе трёх последующих рейсов доставил на берег 10 членов экспедиции «Челюскина»

Михаил Водопьянов, предприняв опасный перелёт без штурмана и радиста из Хабаровска в чукотское становище Ванкарен, в ходе трёх последующих рейсов доставил на берег 10 членов экспедиции «Челюскина».

«Мой самолёт был оборудован специально для полётов в зимних условиях, и у меня появилось непреодолимое желание принять участие в спасении людей. Я написал заявление начальнику Московского управления гражданского воздушного флота с просьбой направить меня на Чукотский полуостров.

Через несколько дней вызывает меня начальник и говорит:– Я прочитал ваше заявление. Вы хотите спасать челюскинцев?

– Да.

– Сколько вам лет?

– Тридцать четыре.

– Поживите до сорока, а потом полетите.

Я промолчал. Начальник прошелся по кабинету, потом резко повернулся ко мне и спросил:– Сколько человек сидит на льдине?

– Сто четыре.

– А когда вы прилетите туда, будет сто шесть. Сломаете там самолёт, вас еще спасать придётся.

Ну, всё.

“Нет, - подумал и, - это ещё не всё!” И обратился в “Правду”  с просьбой помочь мне.

В ожидании ответа на мое письмо пошёл на врачебную комиссию. Чувствовал я себя хорошо, только боялся, как бы не заставили приседать. У меня плохо гнулась правая нога, ушибленная на Байкале. А вдруг забракуют?

Врачи ознакомились с историей моей болезни после аварии на Байкале. Когда они узнали, что я получил сильную травму головы, то целый день таскали меня по кабинетам. Потом показали академику и даже профессора-психиатра пригласили. Наконец, главный врач больницы вручил мне запечатанный пакет; через всю Москву я вёз свою судьбу. Ужасно волновался.

Начальник санитарной части Аэрофлота прочёл заключение сначала про себя, а потом вслух: “Лётчика Водопьянова к полетам допустить без всякого ограничения”. Я крепко пожал ему руку и помчался домой. Радости не было конца», - вспоминал Водопьянов.

В 1936-1937 годах Водопьянов, руководя полётами в Арктику. А 21 мая 1937 года он совершил первую в мире посадку самолёта на лёд в районе Северного полюса. «Я снизился метров на пятьдесят, стараясь не заходить далеко, чтобы не потерять из виду намеченную площадку. Ориентируясь по узкому разводью, черневшему между льдинами, опустился ещё метров на двадцать и пошёл бреющим полётом. Впереди показалась огромная гряда торосов. За ней должна начаться выбранная мной льдина. Хаотические нагромождения торосов сплошь окружали льдину; она напоминала средневековую крепость, обнесенную высокой, неприступной стеной. Льдину покрывали редкие пологие ропаки разной величины, а среди ропаков была ровная чистая площадка, примерно семьсот на четыреста метров», - рассказывает об этой посадке Водопьянов в книге "Путь лётчика".

В том же году он доставил группу зимовщиков на дрейфующую метеостанцию «Северный полюс-1», за что получил второй орден Ленина.

Во время советско-финской войны командовал бомбардировщиком ТБ-3, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. 

Модификация   ТБ-3
Размах крыла, м   41.80
Длина, м   25.10
Высота, м   8.5
Площадь крыла, м2   234.50
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   18877
Тип двигателя   4 ПД МФ-34ФРН
Мощность, л.с.   4 х 900
Максимальная скорость , км/ч  
  у земли   245
  на высоте   300
Крейсерская скорость , км/ч   182
Практическая дальность, км   2000
Максимальная скороподъемность, м/мин   75
Практический потолок, м   8000
Экипаж   4
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб
Подробнее на: https://avia.pro/blog/tb-3

В ходе Великой Отечественной войны командовал 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Принимал участие в

знаменитом налёте на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года.

Во время этого рейда немецкие ПВО подбили его самолёт, и Водопьянов посадил его на территории, занятой противником, однако смог пробраться через линию фронта к своим.

В 1946 году генерал-майор авиации Водопьянов ушёл в запас. Однако в 1948-50 годах участвовал в секретных военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2», за что получил третий орден Ленина.

Скончался в 1980 году.

Именем Николая Водопьянова названы улицы в России и Украине. Также его имя носил речной пароход.

Первый самолет Sukhoi Superjet 100 и самолет Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот» носят название «Николай Водопьянов». 

         

Последний из награжденных, Иван Васильевич Доронин, во время Великой Отечественной войны служил начальником летно-испытательных станций на московских авиазаводах.

[caption id="attachment_529" align="aligncenter" width="600"] Иван Доронин первым пролетел над Верхоянским хребтом, проложил линию Иркутск — Усть-Среднекан (на Колыме). За проявленные при спасении челюскинцев мужество и отвагу ему присвоили звание Героя Советского Союза[/caption]

Иван Доронин первым пролетел над Верхоянским хребтом, проложил линию Иркутск — Усть-Среднекан (на Колыме). За проявленные при спасении челюскинцев мужество и отвагу ему присвоили звание Героя Советского Союза[/

Вышел в отставку в 1947 году в звании полковника.

Скончался в 1951 году.

Его именем названы улицы в Москве, Ярославле, Астрахани, Екатеринбурге и Севастополе и речной пароход, построенный в 1937 году.

Как видим, судьбы почти всех первых Героев Советского Союза сложились удачно. Они избежали репрессий, и до конца своих дней оставались преданы любимому делу - авиации. А Николай Каманин поднял планку ещё выше, внеся большой вклад в развитие советской космической программы. Про этих людей можно с полным основанием сказать: «Их позвало небо».

                                                                                                                                       Игорь ЧЕРЕВКО