Князь Владимир
Князь Владимир: История его правления и крещения Руси
Князь Владимир Святославич занимает особенное место в отечественной истории. Его биография и жизненный путь окутаны легендами и загадками, которые до сих пор не до конца разгаданы. Слава о великом правителе Киевской Руси распространилась по всему миру еще при его жизни.
Средневековые источники различных стран - немецкие, византийские, арабские, скандинавские и другие - содержат упоминания о нем.
Владимир был выдающимся государственным деятелем, храбрым воином и талантливым политиком. Он внес огромный вклад в объединение русских земель и кардинально изменил ход отечественной истории, предопределив последующее цивилизационное развитие Руси - будущей России.
В 9-летнем возрасте, при жизни своего отца Святослава, Владимир был призван княжить в Новгороде - колыбели древнерусской государственности. Именно там начались его славные деяния, продолженные позже, когда он стал Великим князем Киевским. Несмотря на юный возраст, Владимир обеспечил безопасность северо-западных рубежей Древней Руси и укрепил роль Новгорода во взаимоотношениях с северными странами. Этому способствовала поддержка его наставника и соратника Добрыни - прообраза былинного богатыря Руси.
Став киевским князем, Владимир значительно расширил границы государства, обезопасив их от набегов кочевников с востока и притязаний европейцев с запада. При нем Древняя Русь значительно укрепила свои позиции, став одним из важнейших центров мировой политики того времени.
В 988 году князь Владимир принял христианство по греческому обряду - Православие - и сделал его государственной религией Киевской Руси.
Этот шаг предопределил цивилизационный поворот не только для русской, но и мировой истории. На карте мира появилось государство, которое впоследствии стало оплотом и надеждой для тех стран и народов, что не желали подчиняться диктату претендентов на мировое господство. Владимир фактически заложил основы цивилизационных устоев этого государства.
Неудивительно, что в исторических источниках его нередко называют Владимиром Великим и Владимиром I. Он известен также как Владимир Креститель. А в народной памяти он навсегда остался Владимиром Святым, былинным князем Владимиром Красным Солнышком - героем сказок и преданий о его пирах и богатырях.
Точная дата рождения князя Владимира Святославича в летописях не указана. Историки могут лишь предположительно вычислить приблизительный год его появления на свет. Основываясь на том, что отец Владимира Святослав родился около 942 года, а старший сын Владимира - около 977 года, ученые делают вывод, что сам князь, вероятнее всего, родился приблизительно в 960 году.
Князь Владимир. Юность. Худ. С.Ефошкин
Место рождения Владимира также вызывает споры. Древние источники упоминают село Будятин как место, где он появился на свет. Однако существует несколько населенных пунктов со схожими названиями - Будятин, Будатин, Будятычи и другие, каждый из которых претендует на то, чтобы считаться родиной князя. Наиболее обоснованной считается версия, что Владимир Святославич родился в деревне Будник неподалеку от Пскова в вотчине своей бабушки Великой княгини Ольги.
Согласно "Повести временных лет", матерью Владимира Святославича была дочь некоего Малка из города Любеч.
В источниках часто упоминается, что она была рабыней, а потому и рожденный ею сын считался рабом или "робичем" на старославянском языке. Это было обидное для Владимира прозвище, за которое он безжалостно карал обидчиков. Такие оскорбления он не прощал, да и вообще в начале правления отличался жестокостью, что и сформировало его образ как жестокого воина и правителя. Впрочем, в те суровые времена такая жесткость была оправданной.
На самом деле статус служанки у матери Владимира Малуши (или Малки) был вынужденным. По происхождению она принадлежала к княжескому роду, будучи дочерью древлянского князя Мала, поднявшего в 945 году восстание против киевского князя Игоря. После подавления мятежа судьба самого Мала неизвестна, но его детей Малушу и Добрыню приняли при великокняжеском дворе. Малуша стала ключницей княгини Ольги, хранительницей сокровищ, а Добрыня вошел в дружину князя Святослава, став одним из его приближенных. Позже Добрыня Нискинич стал прообразом второго после Ильи Муромца былинного богатыря Руси.
Княгиня Ольга, стремясь устроить семейную жизнь своего сына Святослава и вернуть его в Киев, разгневалась, узнав о беременности Малуши. Однако до крайностей дело не дошло. По летописям, Ольга в гневе сослала свою ключницу в отдаленное селение Будутина весь. Там и родился мальчик, названный языческим именем Владимир, что означает "владеющий миром" или "владеющий особым даром мира". В три года Ольга забрала Владимира в Киев и передала его на воспитание дяде Добрыне, который стал для мальчика первым другом, защитником и надежной опорой на долгие годы.
Происхождение Владимира Святославича от служанки Ольги долгое время служило поводом для попыток дискредитации князя и оспаривания его прав на престол. Характеристика Владимира как "незаконнорожденного" появилась позднее и не соответствовала правовым нормам Древней Руси того периода.
Малуша и Владимир
По славянским обычаям, допускавшим многоженство и определявшим происхождение по отцу, он обладал теми же правами, что и дети из законных браков. Его династические права не ущемлялись, о чем свидетельствует его княжеское имя. Владимир воспитывался при киевском дворе своей бабки Ольги, но долго преследовало его обидное прозвище "робичич" - "сын рабыни".
Андрей Рябушкин. Добрыня Никитич с младшей сестрой Малушей. 1895. (Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»)
О дальнейшей судьбе матери Владимира Малуши после его рождения достоверных сведений нет. По некоторым источникам, она прожила долгую и счастливую жизнь. В частности, в "Саге о йомсвикингах", повествующей о событиях конца X века, упоминается, что у короля Владимира в Гардарике (Руси) есть престарелая мать, которую из-за немощи носят в креслах. Однако ум ее ясен, и она обладает даром предвидения, благодаря которому делает точные пророчества в большие праздники.
В детстве Владимир рос умным, сметливым, задорным и амбициозным мальчиком. Он хорошо владел оружием и всегда участвовал в охотах и сражениях, не прячась за спинами друзей, но и не бросаясь безрассудно на смерть. Уже в юном возрасте он проявил исключительные способности, что побудило князя Святослава отправить его княжить в Новгород - второй по значимости город Киевской Руси.
Перед походом 970 года, из которого Святославу не было суждено вернуться, он решил сделать своих сыновей наместниками на Руси. Старшему Ярополку он оставил Киев, Олега направил в Древлянскую землю, а Владимира - в Новгород. Первоначально Святослав не планировал назначать Владимира куда-либо, но все решил случай. Когда в Киев прибыло новгородское посольство с просьбой прислать им князя из сыновей Святослава, тот с насмешкой спросил: "Разве кто пойдет к вам?" Тогда по совету Добрыни новгородцы попросили именно Владимира. Так в 9 лет он стал новгородским князем и начал свой путь правителя, впоследствии решительно повлиявшего на судьбу всей Руси.
Наставником и опекуном Владимира в Новгороде стал его дядя воевода Добрыня. Фактически именно он от имени юного князя управлял Новгородом, решал вопросы обороны и безопасности региона, его отношений с соседними странами, сбора дани с подвластных земель и другие государственные дела. То, что своевольный и мятежный Новгород в период княжения там Владимира оставался спокойным, свидетельствовало о взвешенной и разумной политике князя и его наставника.
В этот период значительно возросло международное значение Новгорода и самого князя Владимира. Скандинавские саги рассказывают, что будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провел детство и юность в Новгороде при дворе князя Владимира. Мать Олафа Астрид бежала в Новгород от убийц ее мужа Трюггви, но по пути была захвачена разбойниками в Эстонии.
Брат Астрид Сигурд, собиравший дань по приказу Владимира, случайно встретил Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира и впоследствии был принят в его дружину, где пользовался популярностью среди воинов.
Гибель Святослава в 972 году кардинально изменила ход русской истории.
Его сыновья - Ярополк, Олег и Владимир - стали самостоятельно княжить, но такое троевластие не могло продлиться долго. Рано или поздно между ними должен был вспыхнуть конфликт. Ярополк, назначенный в Киев, стремился подчинить себе всю Русь, что не устраивало ни Олега, ни Владимира. Дополнительным фактором напряженности стало соперничество влиятельных группировок: варяжской во главе с воеводой Свенельдом при дворе Ярополка, славянской, ориентировавшейся на Добрыню - наставника Владимира, и набиравшей силу при Ярополке христианской партии.
Отношения между братьями все более обострялись, столкновение становилось неизбежным.
Примечательную негативную роль в обострении отношений между братьями сыграл печально известный воевода Свенельд - представитель варяжской знати при дворе киевского князя. Именно он в 945 году во время восстания древлян оставил князя Игоря с малочисленной дружиной среди мятежников, что привело к гибели князя. Он же при возвращении Святослава из Болгарии в 972 году ушел с войском в Киев, не оказав ему поддержки - одна из причин последующей гибели Святослава в сражении с печенегами.
На этот раз уже не сам Свенельд, а его сын Лют стал виновником разлада между братьями. В 975 году он оказался во владениях князя Олега в земле древлян и в результате конфликта с окружением князя был убит. С тех пор все помыслы Свенельда были направлены на то, чтобы подстрекнуть Ярополка выступить против Олега и отомстить за смерть Люта. Как говорит "Повесть временных лет", Свенельд неустанно твердил Ярополку: "Иди на брата своего и отбери его волость". В итоге он добился своего - в 977 году Ярополк пошел походом на Олега. Брат пошел на брата, русские войска - против русских. Так началась первая на Руси гражданская междоусобица.
Таким образом, варяжский воевода оказался зачинщиком братской усобицы и в очередной раз негативно повлиял на ход русской истории.
Под командованием Свенельда киевская дружина разгромила войско князя Олега неподалеку от его резиденции в Овруче. Сам Олег погиб, пытаясь укрыться в городе - он упал с моста во время бегства и был затоптан в крепостном рву воинами и лошадьми.
Смерть Олега Древлянского
Согласно летописи, узнав о смерти брата, которой не желал, Ярополк с упреком сказал Свенельду над телом Олега: "Видишь, этого ты и добивался". Так была развязана братоубийственная усобица, которая надолго поразила Русскую землю междоусобицами.
Владимир понимал, что его ждет такая же участь, и бежал из своих владений в Скандинавию. К тому времени он возмужал, обладая сильным характером, большим умом и неукротимой волей отца. Бегством в земли варягов он восстал против власти старшего брата.
Ярополк стал правителем всей Древней Руси, но победа над Олегом не укрепила, а ослабила его позиции, так как многие винили его в смерти брата. К тому же при нем стали происходить процессы, непонятные большинству населения.
В Киеве резко активизировалась так называемая христианская партия - союз части бояр, купцов, принявших христианство. При князе Ярополке, женатом на пленной христианке-гречанке, она снова окрепла после разгрома при Святославе. По некоторым источникам, Ярополк благоволил к христианам, хотя сам не крестился. При власти христианской партии усилилась и деятельность иудейских купцов-хазар, занимавшихся работорговлей и ростовщичеством. Все это вызывало отторжение у большей части населения страны, в том числе киевлян. Так Ярополк оттолкнул от себя подданных.
За годы в Скандинавии, проведенные в военных походах, князь Вальдемар (как звали там Владимира) окончательно сформировался. К его храбрости и отваге добавились целеустремленность и терпение. Владимир ждал своего часа - и дождался, когда к нему пришли новгородцы с просьбой нанять дружину и свергнуть наместников Ярополка. Его ответ был лаконичен: "Идите и скажите брату, что Владимир идет на него".
Вскоре во главе наемных варягов он появился в захваченном Ярополком Новгороде. А летом 978 года с войском из варягов, славян, чуди и кривичей Владимир двинулся на Киев, начав войну с братом.
Та война была жестокой с обеих сторон. Не отличался милосердием тогда и Владимир. Ярче всего его безжалостность проявилась при взятии Полоцка, князь которого Рогволд перешел на сторону Ярополка. Первоначально Владимир хотел укрепить позиции в Полоцке, женившись на дочери Рогволда Рогнеде.
Но та отвергла его предложение, оскорбив Владимира, его мать и воспитателя Добрыню словами "не хочу разувать сына рабыни" (по обычаю разувания супруга). Владимир безжалостно отомстил - по совету Добрыни он обесчестил Рогнеду на глазах родителей, а затем убил ее отца и братьев, насильно взяв Рогнеду в жены.
Владимир повел свое многочисленное войско на Киев. Северяне, древляне и поляне беспрепятственно пропустили его войска к столице. Ярополк, утратив поддержку народа, горожан и большей части бояр-язычников, не смог собрать большую рать и укрылся со своей дружиной в Киеве. Однако он не мог рассчитывать на поддержку киевлян, которые могли открыть ворота Владимиру во время штурма. Поэтому Ярополк бежал в город Родню, но и там был осажден войсками Владимира.
Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.
По летописи, в окружении Ярополка нашелся предатель воевода Блуд, занявший место Свенельда. Именно с ним Владимир вступил в переговоры, чтобы тот уговорил Ярополка сдаться. В итоге окружение князя, осознав неизбежность гибели при сопротивлении, предало его. Ключевую роль сыграл Блуд, убедивший Ярополка выйти на переговоры с Владимиром и сообщивший ему: "Твоя мысль сбылась, я приведу к тебе Ярополка, готовься убить его". Один из верных Ярополку дружинников Варяжко предупреждал о грозящей гибели и предлагал бежать к печенегам, но Ярополк не послушался и пришел к Владимиру, где варяги подняли его на мечи. Блуд же не впустил дружинников Великого князя.
Так трагически закончились правление и жизнь Ярополка, развязавшего братоубийственную усобицу и ставшего ее жертвой.
Присоединив дружину Ярополка, Владимир вступил в Киев как единовластный правитель Руси. К тому времени у него хватало своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов. Но те повели себя как завоеватели, потребовав огромный выкуп за право не разграблять Киев. Не имея требуемых средств и не желая отдавать город на разграбление, Владимир запросил отсрочку. За это время он отобрал из варягов лучших воинов и отправил их наместниками в города, заручившись поддержкой влиятельной части наемников. Остальных, способных лишь грабить и воевать, Владимир отправил в Византию, предупредив императора о их прибытии.
Так Владимир решил две важные задачи: предоставил Византии вооруженных воинов, а Русскую землю избавил от тех, кто умел лишь грабить и воевать. Это был знаковый поступок правителя, главной задачей которого стала безопасность соотечественников, в том числе от наемников, завоевавших ему власть. Избавившись от них и опираясь на собственную дружину из русских людей, князь упрочил государственную власть.
Владимир, как и его отец Святослав, был убежденным язычником. Став Великим князем киевским, он понимал, что победа произошла во многом из-за недовольства язычников-русичей политикой Ярополка, благоволившего христианам. Чтобы упрочить свою легитимность, Владимир принял меры по укреплению позиций язычества - религии большинства населения. Он повелел установить на холме у княжеского терема деревянные идолы во главе с Перуном - покровителем дружины и князя. Рядом были идолы славянских богов Даждьбога, Стрибога, Хорса, Мокоши и иранского Симаргла, а у Подола - Велеса, покровителя всей остальной Руси.
Так Владимир объединил богов разных племен Киевской Руси в общий пантеон, главным божеством которого стал Перун, чьи идолы были установлены и в других крупных городах - в первую очередь в Новгороде, второй столице Руси. Здесь установлением культа Перуна руководил наместник князя и его наставник Добрыня. Введение единого культа Перуна должно было олицетворять единство Древнерусского государства под главенством Киева и Киевского князя.
Утверждение религии в качестве идеологической основы было необходимым, но недостаточным шагом для упрочения власти Владимира.
Ему требовалось подкрепить свои права на княжение воинскими успехами, обеспечением безопасности и защитой интересов государства. Междоусобная борьба ослабила зависимость от Киева ряда восточнославянских племен, появились внешние угрозы.
Поэтому первые годы киевского княжения Владимира Святославича, согласно историческим источникам, прошли в непрерывных военных походах. Их целью было восстановление утраченного контроля над племенами и укрепление положения Киевской Руси на международной арене.
Важнейшей задачей для Владимира стало воссоединение Русской земли, так как в годы усобицы некоторые племена отказались подчиняться Киеву. Три года, начиная с первого похода в 981 году, ушло у князя на подавление сопротивления мятежных племен и их возвращение в состав государства. Против вятичей ему пришлось выступать дважды.
В 981 (или 979) году Владимир отправился в поход на Волынь, захваченную возникшим польским государством князя Мешко I из династии Пястов.
Предметом спора стали пограничные земли так называемой Червонной Руси в Закарпатье. В итоге Владимир отвоевал эти исконно славянские земли с городами Червень, Перемышль и другими. Главным форпостом на западных рубежах стал основанный князем и превращенный в крепость Владимир-Волынский. Этот поход положил начало многочисленным войнам по укреплению и расширению границ Древнерусского государства. В 982 году князь Владимир смог покорить племена хорватов в Карпатах.
Став новгородским князем, Владимир подчинил себе Полоцкое княжество на Западной Двине. Это открыло ему путь для наступления на земли литовской Пруссии. В 983 году киевский князь покорил литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, выходя тем самым к Балтийскому морю.
В 984 году последовал поход Владимира на племя радимичей за Днепром. Впереди себя он отправил воеводу по прозвищу Волчий Хвост. В битве на реке Пищане воевода нанес радимичам сокрушительное поражение. Возможно, отсюда и пошла поговорка: "радимичи от Волчьего Хвоста бегают".
В 985 году Владимир воевал с "болгарами". Некоторые исследователи отождествляют их с дунайскими болгарами, однако согласно "Памяти и похвале" противниками князя были волжские булгары, именуемые "серебряными".
Поход князя Владимира Святославича на булгар (985). Радзивилловская летопись
Одержав победу над булгарами, Владимир заключил с ними мирный договор на выгодных для Руси условиях. В том же 985 году он обложил данью Хазарию. Позднее, в 988 году, киевский князь покорил земли Таманского полуострова и посадил княжить в Тмутаракани своего сына Мстислава Ростис лавича Храброго.
В этот период Владимир совершил также успешные походы против поляков, белых хорватов и вновь волжских булгар.
Череда военных побед и удачных кампаний свидетельствовала о возросшей военно-политической мощи Руси, ее способности защищать свои интересы на сопредельных территориях и обеспечивать безопасность границ. Однако было очевидно, что Древнерусское государство остается уязвимым для внезапных набегов кочевников, особенно печенегов, обосновавшихся в южнорусских степях за сто лет до этого.
В то время значительные группы кочевников-печенегов контролировали обширные территории вдоль северного побережья Черного моря. Они препятствовали торговому судоходству по Днепру, и купеческие караваны могли плавать на юг только под надежной вооруженной охраной. Предшественники князя Владимира - князья Игорь и Святослав - сумели обеспечить безопасность русских рубежей от набегов печенегов и держать их в подчинении. Однако после смерти Святослава печенеги вновь почувствовали свою безнаказанность, что потребовало принятия мер для укрепления пограничных территорий и предотвращения их внезапных вторжений.
Бой русичей с печенегами. Худ. Е. Емельянов
Для решения этих задач князь Владимир впервые в русской истории начал строительство системы укреплений на южных притоках Днепра - создание "засечной черты" и возведение укрепленных городов на путях возможных нападений кочевников. Первые укрепленные города были построены на Десне, защищая подступы к Чернигову, севернее Киева на левом берегу Днепра. Позже пограничная линия была передвинута к реке Трубеж, где среди городков выделялся крупный Переславль. Затем началось строительство укреплений на реке Суле в 100-130 км к югу от Переславля. На правобережье крепости возводились на реке Стугне в 40-50 км от Киева.
Также были сооружены протяженные укрепленные линии - "валы" высотой около 3,5-4 м, окруженные глубокими рвами. Таким образом, была создана целая система оборонительных сооружений. Четыре линии включали, помимо крепостей, валы с частоколом между городками, расположенными на расстоянии 15-20 км друг от друга обычно у бродов на реках, впадающих в Днепр, чтобы преградить путь печенежской коннице. В глубине этих линий князь построил город-крепость Белгород, ставший сборным пунктом русских сил во время нашествий печенегов.
Для оповещения об угрозе нападений Владимир ввел систему световой сигнализации. На высоких холмах или специально насыпанных курганах были установлены сигнальные башни, с которых открывался обзор на многие километры вокруг. Как только над степью вдалеке замечалось облако пыли, означавшее приближение печенежской конницы, на башнях немедленно зажигались сигнальные огни, видимые издалека. Такие световые сигналы быстро передавались от башни к башне, и вскоре в Киеве уже знали о надвигающейся опасности.
Сторожевая башня и сигнальный огонь
Создание системы укреплений требовало также обеспечить их воинскими силами, способными отразить нападения на Русь. Для этого, как сообщает летопись, князь Владимир "набирал лучших мужей от славян, кривичей, чуди и вятичей и ими населял города". Речь шла о привлечении в новые города-крепости отважных и опытных воинов со всей Руси, чья жизнь состояла из постоянных сражений с кочевниками и ратных подвигов. Именно с этим связано зарождение феномена русских богатырей, стоявших на страже земли Русской и оберегавших ее от вражеских набегов. О них и их деяниях складывались легенды, песни, былины. Тогда же начал формироваться героический эпос об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче - реальных исторических персонажах той эпохи.
В этом фольклоре большое внимание уделялось и самому Владимиру, получившему образ "Красного Солнышка", управлявшего Древнерусским государством "правдой, мужеством и разумом".
Таким образом, оборона Руси при Владимире стала поистине общегосударственным делом для всех населявших ее племен и народов.
В первое десятилетие своего правления Владимир, опираясь на бояр и военный совет дружины, сосредоточился на создании органов управления городами и землями своего обширного государства, на укреплении военной и экономической основы власти. Его сыновья становились наместниками в крупных городах и землях. Суд и управление переходили к киевским наместникам, которым подчинялась местная знать. Строились новые крепости как административные центры. Это способствовало превращению слабо связанных племенных территорий в единое государство с централизованной системой управления во главе с киевским князем.
Но решение этих задач требовало и дальнейших шагов, закладывавших основы перспективного развития страны.
988 год стал поворотным в русской и российской истории - годом принятия князем Владимиром государственной религии - православия. Вопреки легендам и вымыслам, это решение было осознанным, а не спонтанным или навязанным внешними факторами. Владимир, хотя и придерживался старославянских верований, понимал, что эпоха героической языческой старины уходит. Общей тенденцией того времени было принятие народами мировых религий: буддизма, ислама, иудаизма или христианства.
Для утверждения Руси в качестве полноправного участника международных отношений того времени необходимо было принять одну из мировых религий. Поэтому начиная с 986 года при дворе князя Владимира велись обсуждения выбора религии - веры для государства.
По всей видимости, выбор христианства по греческому обряду был предопределен в ходе дискуссий с ближайшим окружением князя - старшей дружиной (воеводами) и сформировавшейся боярской думой. Тем не менее, прежде чем принять окончательное решение, Владимир счел нужным изучить особенности других религиозных конфессий, по крайней мере, ислама, иудаизма и римско-католического христианства.
Согласно летописи "Повесть временных лет", выбирая веру для Киевской Руси, Владимир встречался с представителями этих конфессий. Первыми к нему с предложением принять их веру пришли волжские булгары-мусульмане. Однако, узнав об обрезании, запрете на свинину и вино в исламе, князь отказался, произнеся ставшую крылатой фразу: "Руси есть веселье пить, не можем без того быть".
Выбор веры князем Владимиром. Худ. А.Ю. Филатов
Затем прибыли католики-немцы, призывавшие принять веру Папы Римского, называя ее "истинным светом". Но Владимир отверг их предложение, напомнив о неудачной миссии епископа Адельберта в 960 году при княгине Ольге, когда тот пытался склонить Русь к подчинению германскому королю и католической церкви. Этот инцидент окончательно закрыл вопрос о распространении католичества на Руси.
Не более успешной оказалась, и миссия проповедников иудаизма. Владимир отверг их веру, задав риторический вопрос: если их Бог любил евреев, то почему они рассеяны по чужим землям, а Иерусалим отдан христианам? "Или и нам того же хотите?" - заключил он.
Наконец, по свидетельству летописи, в Киев прибыл греческий философ, чьи рассказы о Священном Писании, рае и аде, а также об ошибках других вер произвели сильное впечатление на князя. Особенно поразила Владимира картина Страшного Суда. "Благо тем, кто стоит по правую сторону, и горе стоящим налево", - произнес он. На что философ ответил: "Если хочешь оказаться по правую сторону, то крестись".
Для утверждения Руси в качестве полноправного участника международных отношений того времени необходимо было принять одну из мировых религий. Поэтому начиная с 986 года при дворе князя Владимира велись обсуждения выбора религии - веры для государства.
По всей видимости, выбор христианства по греческому обряду был предопределен в ходе дискуссий с ближайшим окружением князя - старшей дружиной (воеводами) и сформировавшейся боярской думой. Тем не менее, прежде чем принять окончательное решение, Владимир счел нужным изучить особенности других религиозных конфессий, по крайней мере, ислама, иудаизма и римско-католического христианства.
Согласно летописи "Повесть временных лет", выбирая веру для Киевской Руси, Владимир встречался с представителями этих конфессий. Первыми к нему с предложением принять их веру пришли волжские булгары-мусульмане. Однако, узнав об обрезании, запрете на свинину и вино в исламе, князь отказался, произнеся ставшую крылатой фразу: "Руси есть веселье пить, не можем без того быть".
Затем прибыли католики-немцы, призывавшие принять веру Папы Римского, называя ее "истинным светом". Но Владимир отверг их предложение, напомнив о неудачной миссии епископа Адельберта в 960 году при княгине Ольге, когда тот пытался склонить Русь к подчинению германскому королю и католической церкви. Этот инцидент окончательно закрыл вопрос о распространении католичества на Руси.
Не более успешной оказалась и миссия проповедников иудаизма. Владимир отверг их веру, задав риторический вопрос: если их Бог любил евреев, то почему они рассеяны по чужим землям, а Иерусалим отдан христианам? "Или и нам того же хотите?" - заключил он.
Наконец, по свидетельству летописи, в Киев прибыл греческий философ, чьи рассказы о Священном Писании, рае и аде, а также об ошибках других вер произвели сильное впечатление на князя. Особенно поразила Владимира картина Страшного Суда. "Благо тем, кто стоит по правую сторону, и горе стоящим налево", - произнес он. На что философ ответил: "Если хочешь оказаться по правую сторону, то крестись".
Согласно историческим хроникам, Владимир был готов принять православную веру от греков, однако он послал посольства в различные страны, чтобы они изучили религиозные обряды.
После посещения религиозных служб мусульман и латинян, послы Владимира прибыли в Константинополь, где присутствовали на богослужении в соборе Святой Софии. Они были впечатлены красотой богослужения, считая его свидетельством святости и торжественности обрядов, и признавая греческое богослужение лучшим.
На одном из своих советов Владимир обсудил это с боярами. Они заметили, что если бы закон греческий не был лучше всех, то княгиня Ольга не приняла бы его. Когда князь спросил, где им принять крещение, бояре ответили: "Где тебе угодно".
Обращение Владимира в христианство. Худ. Г. Седов.
Само крещение предполагало участие греческих православных священников и представителей Византийской империи, и Владимиру было важно избежать политической зависимости от Византии. Поэтому он не торопился с принятием решения, но благоприятные обстоятельства, включая мятеж в империи, способствовали окончательному согласию.
В зиму 988 года, после того как русские войска помогли подавить мятеж в Константинополе, Владимир напомнил о браке с принцессой Анной. Он предпринял поход на Корсунь (Херсонес), который был оплотом Византии в Крыму.
В зимние месяцы 988 года русские воинские отряды начали осаду Херсонеса. Они неоднократно пытались взять крепость штурмом, но без успеха. Владимир, не достигнув успеха в захвате, решил блокировать город.
Осада Корсуни (Херсонеса) князем Владимиром. Худ. И.Я. Белов
Продолжительность осады оставалась неопределенной, учитывая решимость князя Владимира. Он уведомил прибывших к нему с мирными предложениями представителей осажденных, что готов продолжать осаду даже до трех лет. Однако, длительная осада Херсонеса не потребовалась. Согласно записям в летописи, однажды из крепости была выпущена стрела с сообщением о тайном источнике воды, расположенном недалеко от лагеря осаждающих. Владимир, услышав это, пообещал принять крещение, если информация окажется верной. После обнаружения и уничтожения водопровода, жители Херсонеса, страдая от жажды, сдались, что позволило Владимиру взять город.
Владимир отправил послание императорам Василию и Константину, угрожая направить свои войска на Константинополь, если они не отдадут ему в жены их сестру. Это убедило императоров выполнить свое обещание, и принцесса Анна была отправлена в Херсонес.
Согласно легенде, князь Владимир принял крещение в захваченном им городе Корсунь (Херсонесе) в 988 году. Корсунь был центром византийских владений в Крыму. Там же состоялось его бракосочетание с сестрой византийских императоров Василия II и Константина VIII, Анной. Крещение князя Владимира стало отправной точкой для крещения всей Русской Земли.
Крещение князя Владимира. Худ. В.М. Васнецов
После возвращения в Киев князь собрал 12 своих сыновей и крестил их в источнике, который впоследствии был назван Крещатиком. Затем он приказал начать массовое крещение киевлян. Крещение происходило в водах Днепра корсунскими священниками.
Крещение в 988 году.
Перед этим князь приказал уничтожить статуи языческих богов: одни были сожжены, другие разрублены. Статую главного языческого божества Перуна с серебряной головой и золотыми усами приказали стащить в Днепр, привязав к хвосту лошади, и затем утопить. Таким образом, русское язычество ушло в прошлое. Это событие стало новым этапом в цивилизационном развитии страны.
Процесс крещения в Киеве прошел без особых беспорядков, в отличие от Новгорода, где возникло восстание против княжеской власти за отказ от традиционных божеств, подавленное Добрыней, дядей Владимира. После событий в Киеве и Новгороде, обряд крещения приняли и другие города, включая Смоленск, Полоцк, Туров, Псков, Луцк, Владимир-Волынский, Чернигов, Курск и Ростов Великий. В общем, процесс христианизации проходил спокойно.
С этого момента Русь вошла в состав митрополий Византийской церкви. В Киеве была создана епархия, а также в Новгороде, Переяславле, Чернигове и Белгороде.
После принятия христианства и получения имени Василий, Владимир активно занялся распространением новой веры. Он отправил священнослужителей и миссионеров в свои земли для проповеди христианства.
В те времена началось строительство каменных храмов и соборов по всей Руси. Согласно традиции первых веков христианства, храмы часто возводили на месте разрушенных языческих святилищ или на местах мученической кончины святых. Святой Владимир воздвиг храм святого Василия Великого на месте жертвенника Перуна, а также заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную церковь) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (Федора и Иоанна).
Строительством церквей занимались мастера из Византии. Десятинная церковь, вероятно, была построена по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе, где часто бывала на молебнах Анна. Хотя обе эти церкви не дошли до наших дней, археологам удалось воссоздать их внешний облик. Десятинная церковь имела длину 27 метров и ширину 18 метров, она была увенчана пятью большими куполами и украшена фресками, мозаиками из разноцветного стекла и яшмой. Благодаря мраморному полу и колоннам с резными капителями, церковь была названа современниками "мраморной". Кроме того, в Киеве и других местах строились и другие церкви.
Десятинная церковь в Киеве
Владимир выделял значительные средства и земельные угодья на строительство церквей и монастырей, а также приобрел скит на горе Афон для русских монахов в самой Византии.
Этот период в истории князя Владимира отмечен не только возведением церковных сооружений. По его распоряжению были созданы каменные оборонительные сооружения вокруг Киева, что дало старт широкомасштабному строительству из камня по всей территории Руси. В это время также были основаны новые населенные пункты, включая Владимир в 990 году, Белгород в 991 году, Переяславль в 992 году и другие.
Инициированные Владимиром реформы привели к последовательному развитию и внедрению инноваций.
Христианизация оказала значительное влияние на укрепление государственных структур, способствовала национальному единению и культурному прогрессу, стимулировала развитие архитектуры и иконописи, а также проникновение византийских культурных традиций, уходящих корнями в античность.
Значительным шагом стало введение новых законодательных норм, соответствующих политической ситуации того времени. Основой для этих правовых стандартов послужил перевод на древнерусский язык «Эклоги» – свода законов Византии VIII века, предусматривающего смертную казнь и телесные наказания для разбойников. Владимир принял аналогичные меры. Однако, после введения этих норм, поступления штрафов в казну прекратились, и Владимир решил отказаться от нововведений, вернувшись к традиционным порядкам, установленным его предшественниками. Также в этот период был введен «Устав Владимира» или «Церковный устав», регулирующий вопросы брака и семьи, преступления против морали, ведовство и судебные дела, касающиеся церковных лиц.
Распространение письменности и книжной культуры стало особенно важным после крещения Руси. Появились первые памятники древнерусской письменности, а в крупных городах, включая Киев, начали создавать училища, где детей обучали чтению и письму по священным книгам, переведенным на славянский язык Кириллом и Мефодием в IX веке.
Образование стало обязательным. Князь Владимир принимал меры, напоминающие шаги Петра I: он насильственно забирал детей знати, чтобы отправить их на учебу. Учителями чаще были болгары, в том числе обучавшиеся на Афоне. Благодаря этому уже через поколение в Руси появились выдающиеся мастера слова и литературы, включая митрополита Илариона.
“ Книжное научение”. Худ. А. Максимов
После крещения Владимир начал чеканку золотых и серебряных монет в Киеве, что было проявлением нового государственно-политического самосознания. Монеты преследовали в основном политические цели и служили свидетельством утверждения суверенитета Владимира как христианского правителя.
Изображение Владимира на монетах, сидящего на престоле, с надписью «Владимѣръ на столѣ», стало первыми монетами, выпущенными на Руси. На некоторых монетах указано имя святого Василия, в честь которого Владимир принял крещение. Эти монеты сохранили изображение князя с бородой и усами, а также герб Рюриковичей - падающего на добычу сокола.
Сребреник великого Киевского князя Владимира
По летописям, князь Владимир претерпел значительное духовное преображение после своего крещения, став целомудренным, милосердным и добрым человеком, отличным от страстного и гордого язычника.
В эпоху до христианизации Руси, полигамия была обычным явлением и считалась показателем власти и богатства правителя. Владимир, князь Киевский, имел пять официальных супруг, а также, согласно историческим данным, множество наложниц. Однако после обращения в христианство, он освободил всех своих жен и наложниц от брачных уз.
Княгиня Анна, его законная супруга, стала его единственной женой и соратницей во многих начинаниях. Благодаря её усилиям, благотворительность стала широко распространяться на Руси. По её инициативе в Киеве и других городах были основаны больницы и приюты, а также организовано питание для бедных. Анна также убедила Владимира купить монастырь для русских монахов на горе Афон. Она ввела моду на стеклянные украшения в Руси и сделала значительный вклад в просветительскую деятельность, основав школы для подготовки священнослужителей. Иконы и церковная утварь, которые она привезла из Византии, стали образцом для русских иконописцев и ремесленников.
Великий князь Киевский Владимир, несмотря на принятие христианства, сохранил свою традиционную славянскую веселость. Пиры и празднества продолжались, но теперь они устраивались во время больших христианских праздников.
Пир богатырей у ласкового князя Владимира. Худ. А. Рябушкин
На этих пирах князь и его дружина принимали не только знатных и богатых, но и простых горожан. Двери княжеского терема были открыты для всех, а тем, кто не мог прийти, привозили еду и напитки, включая хлеб, мед, рыбу и квас. Доброта и милосердие Владимира были всем известны, что привело к тому, что его прозвали "Красное солнышко". Пиры князя Владимира вошли в легенды и сказания.
Однако у этого великодушного князя была и обратная сторона. С принятием христианства смертная казнь была отменена на Руси, что было значительным шагом. Интересно, что в Европе к отмене смертной казни пришли только в конце XX века, в то время как на Руси это произошло значительно раньше. Некоторые утверждают, что это одно из величайших достижений европейской цивилизации, но это неверно, учитывая, что Русь уже ранее отменила смертную казнь решением Великого князя Киевского. Некоторые священники высказывались против этого шага, считая, что преступников следует наказывать, но с учетом обстоятельств. После прислушивания к разным мнениям, Владимир решил наказывать преступников вирой, то есть штрафом.
Князь Владимир, осуществив крещение Киевской Руси, заложил фундамент для её будущего духовного и политического развития. Он продолжал демонстрировать свои лидерские качества, оставаясь успешным военачальником, отважным бойцом и проницательным правителем, способствующим росту государства.
Обращение к христианству привело к значительным изменениям. Это укрепило международный авторитет Руси, способствовало углублению уже существующих связей с Византийской империей, а также расширило взаимодействие с южнославянскими народами и западноевропейскими странами.
Отношения с Византией, которые приобрели союзнический характер, оказались особенно плодотворными. В результате был пересмотрен Договор, наложенный на Святослава, который ограничивал интересы Руси в Черноморском регионе. Согласно новому соглашению, Русь получила контроль над Керченским проливом и прилегающими территориями. Таким образом, Византия признала суверенитет Руси над этими землями, включая Тмутараканское княжество, и Черное море фактически стало русским.
В то же время, союз с Византией привёл к участию русских войск в болгаро-византийском конфликте 90-х годов X века. На исходе первого тысячелетия, в 1000 году, Владимир лично участвовал в кампании против Дунайской Болгарии, а его армия в числе шести тысяч солдат сражалась на стороне Византии против Армении.
В 992 году Владимир Святославич предпринял поход к русско-польской границе, укрепляя контроль над прикарпатскими землями, завоёванными ещё в 982 году. Этот поход был вызван появившимися претензиями со стороны нового польского руководства (короля Болеслава) на русские территории в Закарпатье.
В течение многих лет король Польши Болеслав I стремился начать войну с князем Владимиром, однако только в 1008 году был заключен мир, который был подтвержден династическим браком между сыном киевского князя Святополком и дочерью Болеслава. Только к концу жизни Владимира, в 1013 году, Болеслав решился на еще одно вторжение на Русь. Согласно мнению историков, этот поход был попыткой воспользоваться конфликтом между Владимиром и его сыном Святополком в своих интересах. Болеслав скоординировал свое вторжение с нашествием печенегов на Русь.
Отношения с другими европейскими государствами были дружественными. Летопись отмечает, что Владимир Святославич "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским". Это указывает на мирные отношения с монархами Польши, Венгрии и Чехии.
В отличие от своего отца, Святослава Игоревича, Владимир чаще прибегал к дипломатии и предпочитал не вести армии глубоко на территорию противника при вторжениях. Киевская Русь при нем достигла расцвета, и ее влияние распространилось далеко за пределы страны.
Однако постоянные набеги печенегов заставляли Владимира время от времени возвращаться к военным действиям. С начала 990-х годов эти нападения стали системной угрозой. Печенеги осадили Переяславль в 992 году, произошли битвы у Василева в 993 и 996 годах, а в 997 году они даже напали на Киев. Были также крупные нападения печенегов на Русь в 1001 и 1013 годах. Борьба с печенегами продолжалась до самой смерти Владимира Святославича.
Таким образом, кочевники и их нападения были главной проблемой безопасности границ Руси в то время. Владимир уделял особое внимание укреплению государственных границ в этот период.
В ответ на угрозу от печенегов, была возведена система оборонительных сооружений вдоль южной границы Киевской Руси. Эти укрепления включали в себя серию крепостей и знаменитые «Змиевы валы» — длинную стену на земляном валу, которая сохранилась до наших дней. Вдоль южных и юго-восточных границ, по обеим сторонам Днепра, были созданы земляные укрепления и сторожевые пункты для защиты от набегов кочевников. Большие города превратились в военные поселения, каждый из которых составлял отдельный полк, известный как тысяча, подразделяющийся на сотни и десятки. Управление тысячей осуществлял избранный городскими жителями тысяцкий, а затем утверждаемый князем, в то время как сотни и десятки возглавляли избранные сотские и десятские. Сыновья князя были посланы управлять крупными городами, а подходы к городам охранялись богатырскими заставами. Среди защитников границ Руси были как легендарные былинные герои, так и реальные исторические фигуры, включая Илью Муромца и Добрыню Никитича.
Змиевы валы. Современная реконструкция.
Таким образом укрепив Русь и обеспечив её безопасность, Владимир стремился сохранить внутреннюю стабильность и эффективность управления, чтобы гарантировать процветание страны, избежать внутренних конфликтов и разделения после своей смерти.
Источники указывают, что в последние годы своей жизни Владимир планировал реформировать систему наследования престола, чтобы обеспечить плавный переход власти. Необходимость такого решения была вызвана наличием у Владимира двенадцати сыновей от разных жен. Старшие сыновья, Святополк и Ярослав, несмотря на привилегии, предоставленные им Владимиром, относились к нему с уважением, но без искренности. Оба были воспитаны матерями, которых Владимир отверг. Мать Святополка, Ирина, была вдовой Ярополка, а мать Ярослава, Рогнеда, так и не простила Владимиру его действия и потерю родных.
Кроме того, сын киевского князя Святополк склонялся к полякам, в то время как Ярослав проявлял интерес к варягам. В 1014 году Ярослав открыто вступил в конфликт с отцом, отказавшись платить дань Киеву. Это можно рассматривать как проявление средневекового сепаратизма, который начал распространяться в европейских странах того времени. Владимир понимал, что его сыновья не достойны доверия и не разделяют его взглядов.
В качестве престолонаследника Владимир выбрал князя Бориса из Ростова, своего сына от княгини Анны. Однако этот план не удалось осуществить из-за заговора в окружении Владимира, и это, вероятно, было связано с неудовлетворенностью политикой и популярностью князя.
В 1015 году Владимир заболел, и его сын Борис был призван в Киев. В это же время поступила информация о нападении печенегов на Русь, и Борис с дружиной отправился отражать нападение. Однако оказалось, что информация была ложной и целью ее было удалить из Киева как Бориса, так и верную Владимиру дружину.
15 июля 1015 года Владимир Святославич умер, и престол Киева занял его зять Святополк, король Польши. Началось кровопролитное междоусобие, в результате которого погибли Борис, Глеб, Святослав и многие другие. Только после заключения мира между Ярославом и Мстиславом в 1026 году открытые военные действия между сыновьями Владимира прекратились. Однако междоусобные конфликты и войны продолжались на Руси более 200 лет, пока не пришло монгольское войско и не разбило раздробленные русские княжества. Этот процесс, начатый еще Владимиром, завершился в период правления Ивана III, который прекратил практику удельного местничества и начал собирать земли и народы.
Владимир Великий, князь Киевский, был далеко впереди своего времени во многих аспектах. Он установил основы для политического, правового, философского и духовно-этического развития русской нации. Под его руководством, Древняя Русь достигла вершины своего могущества, сравнявшись с такими державами того времени, как Византийская и Священная Римская империи.
Владимир заслужил глубокое уважение и почитание среди правителей Руси. Его имя и дела увековечены не только в летописях, таких как «Повесть временных лет», но и в народных сказаниях, легендах и старославянском эпическом нарративе.
За свои великие заслуги в создании Русского государства Владимир был признан святым Русской Православной церковью. Каждый год 15 июля на Руси отмечается день его памяти, являющийся значимым религиозным событием.
Святой равноапостольный князь Владимир Великий
В 1853 году в Киеве на месте Крещения Руси на Александровской горке был воздвигнут памятник Владимиру-Крестителю. Горка с тех пор стала известна как Владимирская.
Памятник Владимиру Великому.
На монументе "Тысячелетие России", построенном в Великом Новгороде в 1862 году, композиция с князем Владимиром занимает одно из важных мест.
Композиция с князем Владимиром на памятнике Тысячелетию России.
Памятники князю Владимиру также были установлены в Белгороде, Севастополе и других городах. На территории Херсонеса был построен величественный храм в его честь.
Владимирский собор в Херсонесе. Фото: Alexxx Malev
4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру.
Памятник князю Владимиру в Москве, Боровицкая пл.