А.И. Молодчий
Этот герой-бомбардировщик мог стать первым трижды Героем Советского Союза, но остался первым живым дважды Героем
10 августа 1941 года с аэродрома под Ленинградом стартовали загруженные под завязку бомбами двух- и четырехмоторные бомбардировщики Ер-2 и ТБ-7, отправлявшиеся по приказу Сталина бомбить Берлин. Это была вторая операция по бомбардировке столицы Германии и она по плану должна была оказаться более массированной, чем бомбежка Берлина 8 августа, совершенная самолетами 1-го мтап ВВС КБФ с аэродрома на острове Эзель.
Но все пошло не так с самого начала. Самолеты были загружены с перегрузом, далеко не все летчики оказались способны поднять тяжелые машины в воздух. Первым снесшим шасси о дренаж на краю аэродрома и не сумевшим взлететь оказался молодой летчик Александр Молодчий, управлявший двухмоторным Ер-2. Повезло, что бомбы не сдетонировали.
Ер-2 2М-105:
Технические характеристики
- Экипаж: 4—5 человек
- Длина: 16,23 м
- Размах крыла: 21,65 м
- Высота: 4,82 м
- Площадь крыла: 72,2 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 13°
- Поперечное V крыла: +7°
- Масса пустого: 7 076 кг
- Масса снаряженного: 12 000 кг
- Максимальная взлётная масса: 13 460 кг
- Объём топливных баков: 5440 л
- Двигатели: 2× М-105 водяного охлаждения
- Мощность: 2× 1100 л. с. (809 кВт)
- Воздушный винт: ВИШ-22Е диаметром 3 м
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 445 км/ч
- у земли: 395 км/ч
- Крейсерская скорость: 390 км/ч
- Практическая дальность: 4 100 км
- Практический потолок: 7 700 м
- Скороподъёмность: 5,5 м/с
- Длина разбега: 3000 м (при массе 11 300 кг)
- Нагрузка на крыло: 166 кг/м²
- Тяговооружённость: 140 Вт/кг
Вооружение
- Бомбовая нагрузка:
- нормальная: 1 000 кг
- максимальная: 5 000 кг (у поздних модификаций)
- Пулемётное:
- один × 12,7 мм пулемёт в верхней фюзеляжной турели, 400 патронов
- два × 7,62 мм пулемёта в носу (500 патронов) и в люке под фюзеляжем (1075 патронов)
Если посмотреть некоторые из наградных листов Молодчего, то в них именно этот день указан, как первый его день участия в Отечественной войне. Тут получилось так, что буквально в первые дни войны Молодчего, встретившего 22 июня 1941 года в составе 100 дбап, перевели во вновь формируемый на базе одной из эскадрилий этого полка 420-й дбап, которому предстояло освоить новые самолеты – Ер-2. Экипаж Молодчего оказался одним из лучших и был отобран для участия в налете на Берлин, но вышел вот такой казус.
Впрочем, в дальнейшем молодой летчик более чем исправился. И уже 22 октября 1942 года стал Героем Советского Союза за успешные налеты на немецкие колонны.
В основном он летал ночью. После того, как матчасть Ер-2 была полностью изношена и потеряна, освоил Ил-4 и летал на нем. Хотя отзывы об этом самолете оставил не самые лучшие:«…Автопилота на самолёте нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолёт летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днём при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлёт считался одним из самых сложных элементов полёта…»
Впрочем, это не мешало ему совершать налеты на скопления немцев в Курске, Брянске и так далее. Летал он бомбить и Кенигсберг, Данциг и даже Берлин.
Налет на Берлин 26 августа 1942 года стал еще одной легендой, связанной с Молодчим. В моей недавней статье о недостатках Ил-4, комментаторы развели отчаянную дискуссию на тему того, что в 1942 году советская авиация Берлин якобы не бомбила, что на самом деле не так.
Модификация | Ил-4 |
Размах крыла, м | 21.44 |
Длина, м | 14.76 |
Высота, м | 4.10 |
Площадь крыла, м2 | 66.70 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 6421 |
нормальная взлетная | 10055 |
максимальная взлетная | 12120 |
Тип двигателя | 2 ПД М-88Б |
Мощность, л.с. | 2 х 1100 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 332 |
на высоте | 398 |
Практическая дальность, км | 4000 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 264 |
Практический потолок, м | 8300 |
Экипаж | 3-4 |
Вооружение: | один 12.7-мм пулемет БТ, два 7.62-мм пулемета ШКАС |
Бомбовая нагрузка нормальная - 1000 кг, предельная - 2500 кг |
На основном советском дальнем бомбардировщике Ил-4, скорее всего не смог бы летать ни один американец или англичанин Блог Valerongrach-а19 января 2022
Но достаточно открыть наградной лист, в котором описываются подвиги Александра Молодчего для награждения его званием Дважды Героя Советского Союза, как оказывается, что:
«26.08.1942 г.бомбардировал гор. Берлин, тов, Молодчий в исключительно сложных метеоусловиях пробивался к цели. Подходя к цели, несмотря на сильное освещение прожекторами и сплошной заградительный огонь ЗА противника, Герой появился первым над Берлином и сбросил смертоносный груз по центру фашистского гнезда. В результате бомбардировки в центре города возник сильный пожар…»
Но главное – это не вылет, а легенда о том, что находясь над Берлином на поврежденной машине, которую атаковали немецкие истребители, Молодчий приказал радисту отбить радиограмму:«Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Находимся над Берлином. Задание выполнили!»
Кстати, налет на Берлин кроме 26 августа 1942 года совершали еще и 29 августа. Причем, если 26 августа из-за плохой погоды до Берлина добралось несколько экипажей, то 29 августа получилось намного лучше.
Молодчий - в центре. Слева - Михаил Симонов, справа - Дмитрий Чумаченко
И вот за все эти сложные полеты на дальние расстояния и бомбардировки, имевшие как военное, так и политическое значение, 31 декабря 1942 года Александру Молодчему, 22-летнему асу бомбардировочной авиации присвоили звание Дважды Героя Советского Союза. В годы войны он стал первым ЖИВЫМ Дважды Героем. Потому что до него вторые Золотые звезды присвоили Степану Супруну и Борису Феоктистлвичу Сафонову. Но увы – этим двоим знаменитым истребителям вторые звезды присвоили уже посмертно.
Александр продолжил летать и выполнять сложные задачи и далее. И его еще два раза представляли к званию Героя: в ноябре 1943 года и в мае 1944 года. Причем, если бы его наградили третьей Звездой, то именно Молодчий, а не Покрышкин стал бы первым Трижды Героем Советского Союза. Но видимо Иосиф Виссарионович имел свои планы на награды. 14 мая 1944 года Александра Молодчего наградили орденом Ленина, хотя все командиры поддержали присвоение ему третьей Золотой Звезды.
Если почитать наградной лист на третью Золотую Звезду, то там есть много всего интересного. Особенно вот это:
«В ночь на 12.10.43 г. экипаж бомбардировал жел. дор.узел Орша. Несмотря на огонь ЗА, патрулирование истребителей во взаимодействии с 20 прожекторами, тов. Молодчий вывел самолет точно на цель. В результате меткого бомбометания возник крупный очаг пожара на жел. дор. путях.
После ухода от цели самолет был атакован Ме-110, который, зайдя в мертвую зону обстрела бомбардировщика, дал три очереди. У самолета были пробиты консольные и левый центральный бензобаки, разбита перекачивающая система правого консольного бака, повреждена лопасть левого винта и выведен из строя прибор наддува левого мотора.
В кабинах летчиков и стрелков, вследствие вытекания бензина образовалась большая концентрация паров бензина, вызывавшая головокружение. Молодчий, произведя правильный маневр, дал возможность стрелку прицельным огнем поразить истребитель, который, задымив, перешел в беспорядочное падение. В течение полутора часов Молодчий вел израненную машину в условиях сплошной облачности, доходившей местами до высоты 50 метров, и благополучно посадил ее на свой азродром…»
Так и вспоминается сразу фокстрот, сочиненный Харольдом Адамсоном и Джимми Макхью, но нам больше известный в исполнении Утесова и Чижа.
«Мы летим, ковыляя во мгле.
Мы идем на последнем крыле…»
А закончилась боевая карьера Александра Молодчего тем, что 26 апреля 1945 года дважды Герой Советского Союза бомбил Берлин. Круг замкнулся. 311 вылетов, из которых 287 – ночные, были сделаны недаром. И свой генеральский чин после войны он получил вполне заслуженно. Так как много позднее, в 1963 году первым в стране поднял с ледового аэродрома в Заполярье полностью загруженный самолет 3М.
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ М-4 И ЗМС |
||||
Тип самолета |
М-4 |
ЗМ |
ЗМС |
ЗМД |
Размах крыла, м |
50,53 |
53,14 |
53,14 |
53,14 |
Длина самолета, м |
47,67 |
51,70 |
51,70 |
51,80 |
Масса пустого, кг |
79 700 |
74 430 |
75 740 |
76 800 |
Максимальная взлетная |
||||
масса, кг |
184 000 |
202 000 |
192 000 |
192 000 |
Масса боевой нагрузки, кг |
18 000 |
24 000 |
24 000 |
24 000 |
Нормальная посадочная |
||||
масса, кг |
— |
105 000 |
105 000 |
105 000 |
Максимальная скорость, км/ч |
930 |
940 |
925 |
925 |
Практический потолок |
||||
над целью, м |
12 250 |
12 150 |
— |
— |
Практическая дальность |
||||
полета (с 5000 кг бомб), км |
8100 |
11 850 |
9400 |
10 950 |
Практическая дальность |
||||
полета с одной дозаправкой, км |
— |
15 400 |
12 400 |
13 600 |