Чудь белоглазая. Часть II

 

Чудь белоглазая - продолжение. Великаны, карлики, финно-угры, славяне... или скифы? Рассмотрим все версии с доказательствами

Фантазий нейросети Kandinsky по запросу "чудь белоглазая, парень и девушка в полный рост в лесу"

                  Фантазий нейросети Kandinsky по запросу "чудь белоглазая, парень и девушка в полный рост в лесу"

Финно-угры или славяне?

Согласно наиболее распространенному мнению чудь являются финно-угорским народом. В пользу этого говорит определенное совпадения ареалов проживания. Однако, примечательно, что, например, на Урале — в месте где сохранилось больше всего легенд и артефактов (пермский звериный стиль) связанных с чудью, соседние народы финно-угорской группы — коми и пермяки — в большинстве случаев совершенно НЕ ассоциируют себя в чудью.

Для них она в равной степени чужая и чуждая, как и для других народов. Так, изделия пермского звериного стиля здесь всегда считались «бесовскими метками», приносящими несчастье.

*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

Многие доводы свидетельствуют скорее в пользу того, что чудь — один из славянских народов. В частности того же мнения придерживалась знаменитый этнограф Светлана Васильевна Жарникова.

Вот некоторые доводы «славянской версии» происхождения чуди:

  • В «Повести временным лет» и в «Сказании о Словене и Русе» чудь упоминается в одном ряду с народами, которые традиционно относятся к славянам (например, кривичи, дреговичи, вятичи), то есть включена в самое ядро славянорусских племен. При этом по тексту никак не выделяется иное происхождение чуди.
  • Сын Гостомысла (славянин) едет княжить в чудскую землю и основывает еще один Словенск (современный Изборск) совершенно обыденным образом — текст летописи не говорит ничего ни о покорении, ни о каких-либо столкновениях. 
  • «Чудской конец» — неотъемлемая часть многих древних русских городов, включая Ростов и Новгород. Примеров существования чего-либо подобного для других финно-угорских племен не существует.
  • Значительная часть предметов "пермского звериного стиля" полностью идентична славянским украшениям, которые находят в захоронениях вятичей, кривичей и проч.: те же кони, уточки, бусины, характерные плетения цепочек - совпадает все вплоть до мельчайших узоров и деталей. Сравните многочисленные рисунки в альбомах "Древности камской чуди по коллекции Теплоуховых" (А.А.Спицын, 1902 г.) и, например, «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по Высочайшему соизволению В. А. Прохоровым» (1881 г.).
  • Само имя чуди и слово «чудь» в словарях различных древних слов часто отождествляется с понятием «волот», а оно очень характерно для славянской традиции. Подробнее об этом — далее.

Почему же тогда противостояние чуди и новгородцев на этапе освоение последними Урала стало таким ожесточенным? Кандидат исторических наук Лидия Павловна  Грот считает, что ответ кроется, скорее в религиозном различии, нежели в этническом.  

Новгородцы шли на Урал под крестом, а чудь категорически не принимали этого нового образа жизни и мировосприятия.

Фантазия нейросети Kandinsky по запросу "чудь белоглазая, молодая женщина"                                              Фантазия нейросети Kandinsky по запросу "чудь белоглазая, молодая женщина"

Наконец, существуют и некоторые задокументированные свидетельства тех, кто считал себя потомками чуди. Так, в Вятской губернии (Кайская, Трушниковская и Зюздинская волости) в XIX в. записывались рассказы о том, что к таковым относила себя местная знать. Более того в поминальные дни они приходили на «чучковники»(могильники чуди) для того, чтобы почтить память предков: «В с. Зюздино Глазовского уезда в семик и прочие поминальные дни носят на чудские могилы еду в берестяных коробочках. Вешают коробочки на сосны и ели и говорят: „Помяни, Господи, чудака NN“ и называют имя, передающееся из рода в род» (Данилко Е. С. Историческая память в устных преданиях зюздинских и язвинских коми-пермяков / Этнографическое обозрение. Март 2007, ссылка).

Причем здесь не вполне ясно идет ли речь о русских, или о пермяках: обычно традиции поминальных обрядов в семичном цикле существовали у русских, а культ березы (использование изделий именно из березы в поминальном обряде) в целом характерен для индо-ариев. Кстати, само слово «береза» — по данным индолога Н. Р. Гусевой — это наиболее древнее звучание слова «дерево» на санскрите.

Некоторые ученые высказывают предположения, что потомки чуди (смешанные с другими племенами) — это манси (которых раньше принято было именовать вогулами). 

Фантазия нейросети Kandinsky на тему "чудь белоглазая, парень и девушка"                                              Фантазия нейросети Kandinsky на тему "чудь белоглазая, парень и девушка"

 

Чудь — великаны?

Сегодня если открыть какие-либо статьи о чуди в Интернете, вы скорее всего увидите некий «стереотип» о том, что «чудь — это люди маленького роста, ушедшие под землю». Однако, если обратиться к конкретным цитатам и поднять настоящие легенды разных регионов — выясняется, что, пожалуй, даже чаще чудь описывали как гигантов или великанов! Например, в рассмотренном уже сказе Павла Бажова, записанном на Урале — девка-Азовка из чуди может качать на руках взрослого мужчину (не чудь) как ребенка и отмечается, что мужчины на земле еще не выросли ей под стать.

Еще более интересные открытия можно сделать, если обратиться к различным словарям: так в Полном церковно-славянском словаре Г. Дьяченко есть слово «чудин/чудъ» значение которого — великан. Однако, само слово великан редко употреблялось на Руси, гораздо более распространенным было слово «волот» или «велет».

Н. К. Рерих. Сокровенное

                                                                  Н. К. Рерих. Сокровенное

Самым неожиданным образом слово «волот» пересекается с легендой об ушедшей под землю чуди уже в Толковом словаре Владимира Даля: 

ВОЛОТ — муж. (от волоть, волокно? от великий? от волость, могута, сила?) гигант, великан, могучан, магыть, могут, южн. велетень; богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах сказочных, в богатырях, сила соединяется с ростом и дородством; остатки их народ видит в костях допотопных животных, а в сиб. говорят, что целый народ волотов заживо ушел в землю; волоты, меж людьми живыми, великаны, напротив, обычно бывают хилы и недолговечны.

Эти данные полностью подтверждают изыскания исследователя произведений устной традиции Ф. И. Буслаева (Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861).: в записанных им преданиях Сибири он обнаружил идентичность понятий чуди и волотов. Согласно местным легендам «волоты/велеты или чудаки» были древними жителями Сибири, оставившими многочисленные курганы. Жили они в неприступных горах, а народная память явственно сохранила их необычайный облик и чудовищную (!) силу.

Любопытно, что сами курганные могильники во многих областях западной Руси называли «волотовками» — в частности по берегам Западной Двины. В более северных регионах чаще использовалось слово «сопка», а в южных — «курган».

Еще одно «совпадение» — это несомненная связь слова «волот» с именем славянского бога Велеса, одного из древнейших и важнейших в пантеоне русских богов. Так, Велес и Волос — это полностью взаимозаменяемые названия, а от последнего недалеко и до Волота.

Возможно, так «истинное имя бога» скрыли во времена смены религиозной парадигмы.

Вспомним тут о том, что в Чудском конце часто стоял именно идол Велеса. А вот в "Голубиной книге"  — древнейшем дошедшим до наших дней памятнике русской словесности диалог об устройстве мира ведется между царем Давидом и неким персонажем по имени Волотоман Волотоманович.

Напрашивается вывод, что волотами или велетами могли в целом называться люди, почитающие своим заступником Велеса. Велеты или вильтины, кстати, известны как одно из западно-славянских племен. А вот о волотах есть предания, представляющие их основателями Вологды:«Волоты. Некоторые летописцы объявляют, что в древние времена около Вологды и Кубенского озера… прежде просвещения крещением обитали народы, сим именем называвшиеся по тому, что почитали за богов Волотов, великанов…коим и жертвы приносили» (Географический словарь Российского государства. М., 1801. Ч. I. С. 1023).

                 Константин Васильев. Человек с филином

                                                   Константин Васильев. Человек с филином

Наконец, вернемся к самому слову «чудь». На санскрите «чуда»(cuda) вмещает в себя круг таких понятий как «вершина», «конец», «наивысшая точка», «превосходство по высоте над другими предметами». Отсюда, вероятно, русское «кудесить» и «кудесник» — то есть волховать, совершать некоторые обряды, смысл которых понятен лишь волхвам. Кудесник. Чудесник… Кудеса — как народные гуляния с переодеваниями на Коляду. И, конечно, круг опять замыкается на Велесе — ведь именно он является покровителем волхвов и кудесников (а также крестьян), в то время как второй равный по значимости бог древнеславянского пантеона — Перун — хранит воинов.

Чудь — разные народы

Однако, вернемся к свидетельствам о чуди. Не вызывает сомнений и тот факт, что во многих легендах ясно подчеркивается именно маленький, или даже карликовый рост чуди. Так, сиртя ненецких легенд всегда крайне малы ростом. А предания Урала, кажется, в равной мере содержат отсылки и к великанам и к маленьким людям. 

«Чудаки будто бы были ростом намного меньше современных людей. Это объясняется очень просто: различные железные и бронзовые доисторические топоры, ножи и другие предметы по своим размерам нередко гораздо меньше соответствующих современных. Одна крестьянка деревни Вакиной Большой Тиминекой волости Большого Соликамского уезда мне определённо сказала, что на пашне возле Вакиной нередко находили чудские топоры, ножи и другие орудия малых размеров. „Видно Чудь была народ мелкий“, — заключила она свой рассказ». (советский археолог и востоковед А.Шмидт)

Начало большой статьи про загадки народа чудь белоглазая - здесь.  Финно-угры или славяне? Согласно наиболее распространенному мнению чудь являются финно-угорским народом.-6

С некоторой долей условности можно заметить, что чем севернее — тем «чудь» чаще описывается как карлики с белой кожей и глазами, а чем южнее и западнее — тем больше легенд о чудинах-великанах, причем признак белокожести и белоглазости может вовсе не упоминаться. Так, возможно речь в принципе идет о двух совершенно разных народах?

Наконец, некоторые коми-пермяки прямо разделяли «чудских» и «чудов» на два разных народа, обращая внимание на то, что они совершенно различны:«…чудские-то были один народ, а чуды — другой, чуды-то ведь мелкие люди» (Ю. Г. Рочев)

Кстати, взять тех же самых гномов европейского фольклора. Не странно ли что свидетельства о каких-то карликах-рудокопах есть по всему миру? А ведь мы давно убедились, что народные предания всегда хранят в своей основе какое-то реальное зерно.

Может быть, чуды были вовсе параллельной ветвью людей, родственной нам, но все же достаточно чужой (как, например, могли бы быть неандертальцы), а, возможно, они были теми же homo sapiens, только очень низкорослыми. Насколько сильно вообще может колебаться рост человека в зависимости от окружающих его условий? Маленьким ростом куда ниже среднего по планете обладают многие племена пигмеев, но, что если их рост далеко не предел и существовали/существуют люди и ниже?

Чудь — это скифы

Теперь настала пора вновь вернуться к «Древней Российской истории» М. В. Ломоносова.

Пожалуй, один из самых удивительных фактов заключается в том, что согласно данным нашего великого ученого, историка и исследователя, иностранные авторы называли Славян (Венедов) Сарматами, а Чудь именовали Скифами! Это утверждение вовсе не голословно — в «Истории» множеств доказательств этого со ссылками на античных авторов и надо сказать, что это сразу многое ставит на свои места. Вот лишь некоторые аналогии между скифами и чудью:

Скифия на картах

На всех древних картах Сарматию помещают чуть западнее и южнее (к северу от Черного моря), а восточнее и севернее (начиная с Урала) простирается Скифия, занимая в общем-то всю Евразию. Скифия простирается вплоть до Северного Ледовитого Океана, который на многих картах прямо назван Скифским. И это идеально совпадает с ареалом распространения чуди.

Карта Птолемея. В зеленых квадратах читаем слева направо: Sarmatia in Europa - Sarmatia - Scytia intra montes - Scytia extra montes

Карта Птолемея. В зеленых квадратах читаем слева направо: Sarmatia in Europa - Sarmatia - Scytia intra montes - Scytia extra montes

Металлы, золото, ювелирные украшения

Легенды о чуди всегда подчеркивают то, что этот народ был великим знатоком металлов, его представители прославились как отменные золотодобытчики, кузнецы и ювелиры. Но ровно то же можно сказать о скифах и их удивительных золотых (!) украшениях, которые находились в каждом кургане в таких несметных количествах, что с освоением Сибири возник целый промысел — «бугрование» — то есть вскрытие древних курганов ради поиска золота, о чем писал еще Александр Пыжиков (доктор исторических наук, профессор, зам.министра образования РФ 2003—2004 гг.).

        Скифское золото                                                                                           Скифское золото

Жилища землянки и курганные захоронения

Сохранились свидетельство о том, что скифы — по крайней мере какая-то их часть — жили в земляных домах. Так, в «Русско скифских этюдах» А. И. Соболевского находим описания скифов Тавриды (Крыма) и их жилищ:«Выкапывая в земле жилища, они живут в пещерах или землянках».

Наконец, сам курган есть ни что иное — как подземное захоронение. Известно, что славяне до крещения сжигали мертвых на кродах, как это по сей день практикуется в Индии, и, возможно, обряд с закапыванием праха в землю и последующим насыпанием кургана казался им примечательным и оставил о себе яркое воспоминание: «ушли под землю». Или же эта фраза просто говорит о том, что они (чудь) умерли = ушли к предкам = ушли под землю = покоятся в курганах.

Скифские колпаки

Выше мы уже разбирали санскритское слово «чуда»(cuda) — «вершина», «конец», «наивысшая точка», «превосходство по высоте над другими предметами», которое по всей видимости связано с русским «кудесник», «кудесничать». Но также славянский корень «куд» породил целый комплекс понятий связанным с чем-то закругленным, закручивающимся: «кудри», «кудель», «кудаса» (= вьюга). В некоторых европейских языках kuodas означает чуб, хохолок, вихор.

Изображение на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи IV в до. Р.Х. Обратите внимание на характерные мягкие шапки, которые именуются "скифскими колпаками"

Изображение на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи IV в до. Р.Х. Обратите внимание на характерные мягкие шапки, которые именуются "скифскими колпаками"

Остается вспомнить как выглядит «традиционная» скифская шапка — это именно колпак с закругленным кончиком. Так, может быть, в слове чудь/кудь изначально был отражен их внешний облик?

Таратия — наследница Скифии, также исчезла неведомо куда

Нельзя не потянуть за еще одну интересную ниточку: немало источников XVII–XIX века сохранило указание на то, что Тартария (еще одна загадочная страна обозначенная на 99% карт) это бывшая Скифия — об этом прямо говорится в ряде справочников по географии XVIII века, такие надписи есть на картах. Опять же даже Северный Ледовитый Океан попеременно подписывается то как Скифский, то как Тартарский… А Тартар — в греческой мифологии — это подземелье. Есть и в русском интересное выражение: «провалиться в тартарары». То есть и тут мы видим тему ухода либо падения чего-то/кого-то под землю.

Карта Тартарии Абрахама Ортелиуса 1570 г.                                                              Карта Тартарии Абрахама Ортелиуса 1570 г.

Карта Яна Янсона 1640—1650 гг.                                                        Карта Яна Янсона 1640—1650 гг.

И, действительно, по неким необъяснимым причинам территория Тартарии к XVI–XVII веку буквально обезлюдела: Ермак и другие первопроходцы шлю сюда как в «дикую» местность, осваивая и обустраивая ее заново — без дорог, без городов. А ведь всего пару столетий назад Сибирь, и особенно Дальний Восток (на картах) предстает буквально центром мира — здесь целая россыпь огромных (!) городов с названиями. Причем в них даже бывали путешественники, которые их детально описали и зарисовали, включая Марко Поло .

Так куда же они все потом исчезли?

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 г. Фрагмент. Синим отмечено соответствие современных рек. Желтым отмечены территории, которые сегодня находятся под водой.

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 г. Фрагмент. Синим отмечено соответствие современных рек. Желтым отмечены территории, которые сегодня находятся под водой.

Альтернативные исследователи указывают и на то, что Сибирь — в отличие от Канады, где климатические условия сходны — не имеет деревьев старше 200 лет. По факту на первых фото сибирских деревень вокруг насколько хватает глаз мы видим безжизненную голую пустынь, что странно. Также сравнивая современные карты с древними несложно заметить, что береговая линия северо-восточной части России очень сильно изменилась, в то время как изгибы рек переданы очень точно, значит, речь НЕ идет об ошибке картографа . Складывается впечатление, что здесь действительно в совершенно недавнем прошлом произошел некий разрушительный катаклизм — землетрясение? столкновение литосферных плит? — в результате которого все исконные жители («старые люди», «чудь») просто разом исчезли вместе со своими городами. «Ушли под землю». И как тут не вспомнить о зацветшей белой березе?