Шведские " Арчер " для Украины

    «Лучники» для ВСУ: Швеция поставила Украине 155-мм САУ

«Лучники» для ВСУ: Швеция поставила Украине 155-мм САУ

В украинской армии появились 155-мм самоходные артиллерийские установки (САУ) Archer шведского производства. Это можно считать доказанным после того, как в отмечаемый на Украине 3 ноября «День ракетних військ і артилерії», Киев демонстративно «засветил» присутствие «Арчера» в расположении 45-й отдельной артиллерийской бригады ВСУ. Ещё одним доказательством передачи Стокгольмом Киеву «Арчеров» стал декабрьский визит во всё ту же 45-ю ОАБр главнокомандующего вооружёнными силами Швеции генерала Микаэля Бюдена, пожелавшего лично пообщаться с украинскими расчётами шведских САУ.

Между прочим, начало СВО 45-я отдельная артиллерийская бригада встретила с советскими буксируемыми 152-мм артсистемами Д-20, 2А36 «Гиацинт-Б» и 2А65 «Мста-Б». Но позже, в связи с исчерпанием на Украине запасов 152-мм артбоеприпасов, а также невозможностью восполнения утраченной в боях артиллерийской матчасти советского производства, 45-я ОАБр ВСУ была перевооружена на 155-мм буксируемые гаубицы FN70 и M777 западного производства, к которым теперь прибавились ещё и самоходные «Арчеры».

Сколько «Арчеров» получил от Стокгольма Киев? Ответ на этот вопрос последовал во второй половине того же 3 ноября 2023 года, когда министр обороны Швеции Пол Юнсон подтвердил передачу ВСУ восьми САУ.

Колёсная 155-мм самоходная артиллерийская установка FH77 BW L52 Archer («Лучник») считается едва ли не самой необычной и высокотехнологичной САУ в мире. Пожалуй, о ней стоит рассказать нашим читателям чуть поподробнее.  

Archer FH77 BW L52
Классификация самоходная артиллерийская установка
Боевая масса, т 30
Экипаж, чел. 3
История
Производитель BAE Systems AB
Годы эксплуатации 2014 — н. в.
Основные операторы

Швеция

Украина

Размеры
Длина корпуса, мм
  • 14,1 м
Длина с пушкой вперёд, мм 13100
Ширина, мм 3000
Высота, мм 34004000 (с пулемётным модулем
Клиренс, мм 450
Бронирование
Тип брони противопульная, противоосколочная
Вооружение
Калибр и марка пушки 155-мм гаубица FH 77 BW L52
Длина ствола, калибров 52 (8060 мм)
Боекомплект пушки 21 снаряд в АЗ
Углы ВН, град. от −1° до 70°
Углы ГН, град. ±85°
Дальность стрельбы, км ОФС: 30 км
АРС HEER: 40 км
СПБЭ BONUS: 35 км
Excalibur: 60 км
Другое вооружение Дистанционно управляемый 40 мм гранатомет, или 12,7 мм пулемет (опционально)
Двигатель
показатьVolvo D9B
Подвижность
Скорость по шоссе, км/ч 70
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 11
Колёсная формула 6 × 6

Швеции нужны новые гаубицы

С чего всё началось? Пожалуй - с желания Минобороны Швеции в 60-е годы прошлого века подыскать замену французским 155-мм буксируемым гаубицам, состоявшим тогда на вооружении шведской армии. В Стокгольме учитывали, что в случае иностранного вторжения на территорию Швеции, потенциальный агрессор почти наверняка будет располагать бóльшим количеством артиллерийских орудий, чем имелось у относительно небольшой шведской армии. На основании этого был сделан вывод о том, что вражескому количеству необходимо противопоставить шведское качество. Иными словами, вместо разработанных в конце 1940-х французских артустановок, армия Швеции должна получить лучшие в мире 155-мм гаубицы, обладающие повышенной подвижностью и предельно достижимой для артсистем данного калибра скорострельностью.

Самодвижущаяся 155-мм гаубица FH77A компании Bofors.                                            Самодвижущаяся 155-мм гаубица FH77A компании Bofors.

Американцы немедленно предложили Стокгольму свои 155-мм гусеничные САУ M109. По подвижности «американки» шведов устроили, а вот по скорострельности и (главное!) по цене - нет. Так что во второй половине 70-х на смену «француженкам» в шведскую армию стали поступать не M109, а созданные компанией Bofors 155-мм буксируемые гаубицы FH77A, оснащённые вспомогательной силовой установкой и имевшие для своего времени исключительно высокую скорострельность в непрерывном режиме огня - 6 выстрелов в минуту в течение 20 минут. В форс-мажорной ситуации гаубица могла совершить короткий разовый артналёт, выпуская 6 снарядов за 25 секунд. 

Ну, а чтобы мир не подумал, что шведы не умеют создавать свои собственные САУ, Bofors выпустил небольшую серию 155-мм гусеничных самоходок VK-155 Bandkanon, способных «выпуливать» свой магазин, в котором находилось 14 снарядов, всего за 45 секунд!

Швеции опять нужны гаубицы

В середине 90-х командование шведской армии осознало, что лет через 15 великолепные VK-155 Bandkanon и FH77A придётся снять с вооружения ввиду полной выработки ресурса, а значит им на смену пора создавать новую артустановку. Разумеется - самоходную. Гусеничную? Не факт.

После распада СССР вероятность большой войны на европейском театре военных действий, по мнению западных аналитиков, заметно снизилась. Поэтому и так небольшая армия Швеции, в целях экономии средств, стала ещё меньше. В связи с этим нюансом, перспективная шведская 155-мм САУ виделась заказчикам максимально автоматизированной. Это позволило бы уменьшить численность её расчёта, заодно сократив время развёртывания/заряжания/наведения/свёртывания артустановки на огневой позиции. САУ предполагалось оснастить необитаемой башней, так что во время стрельбы весь расчёт должен был находиться в четырёхместной кабине, выходя наружу лишь для пополнения боекомплекта. Согласно техзаданию, кабину и башню артустановки предполагалось защитить противопульным бронированием.

Ствол для перспективной САУ шведы решили позаимствовать у FH77A, но удлинив его до 52 калибров, дабы артустановка соответствовала новым стандартам НАТО. Хотел бы обратить внимание читателей на этот показательный момент. На дворе стоял 1995 год. Советского Союза уже не было, а Россия ещё не выбралась из «лихих 90-х». Тем не менее, «нейтральная» Швеция уже готовилась к вступлению в Североатлантический альянс…

Впрочем, вернёмся к шведской артиллерии.

Непростое рождение «Лучника»

Ради повышения мобильности и удешевления конструкции САУ, будущий Archer (а это был именно он) предполагалось создавать не на гусеничном, а на колёсном шасси - на базе трёхосного полноприводного самосвала сочленённой схемы Volvo A30D.

Шведская 155-мм самоходная гаубица Bandkanon.

                                               Шведская 155-мм самоходная гаубица Bandkanon.

В своём итоговом варианте «Лучник» получился машиной весьма впечатляющей по своим тактико-техническим характеристикам, и, прямо скажем, не маленькой. Если, например, создававшаяся одновременно с «Лучником» французская 155-мм колёсная САУ CAESAR имела длину корпуса 10,5 метра и боевую массу 17,7 тонны, то длина Archer составляла 14,1 метра, а весила шведская самоходка целые 30 тонн. При этом шведский гигант немногим уступал CAESAR по скорости передвижения, но зато, пардон, как бык овцу крыл по степени автоматизации.

За исключением пополнения боекомплекта и заправки САУ топливом, все прочие операции по управлению «Лучником» расчёт «шведа» мог выполнять не покидая кабины самоходки. Время развёртывания/свёртывания шведской САУ на огневой позиции не превышало 30 секунд. Скорострельность тоже не подкачала - 8-9 выстрелов в минуту. Две механизированные боеукладки, размещённые в башне САУ, вмещали 21 снаряд и 126 модулей метательных зарядов. Максимальная дальность стрельбы обычными фугасно-осколочными снарядами «Арчера» составляла 41 километр, высокоточным управляемым активно-реактивным снарядом M982 Excalibur - свыше 50 километров.

Помимо обычного режима стрельбы, «Лучник» был способен использовать режим Multiple round simultaneous impact (отечественный аналог - режим огневого налёта), то есть обстрел одной САУ одной цели одновременно несколькими артиллерийскими снарядами, обладающими разными траекториями полёта. При таком способе обстрела достигается наибольший эффект поражения живой силы, поскольку у противника не остаётся времени на то, чтобы его военнослужащие укрылись в окопах и блиндажах.

По мнению шведских военных, характеристики «Арчера» позволяли даже одиночной САУ, действующей в режиме кочующего орудия, весьма эффективно «кошмарить» противника. Полный же трёхбатарейный дивизион «Лучников» в составе 12 самоходок мог всего за минуту обрушить на неприятеля более сотни 155-мм снарядов, за 3 минуты выпустить весь свой боекомплект, и, через 30 секунд после окончания стрельбы, уже покинуть огневую позицию.

Ожидалось, что первые «Лучники» шведская армия успеет получить ещё до того, как их предшественники - VK-155 Bandkanon и FH77A - отправятся на списание. Эти надежды не сбылись.

Стоимость разработки новой шведской 155-мм самоходной артустановки оказалась заметно выше расчётной. Это натолкнуло шведов на идею предложить норвежцам, подыскивающим замену своим гусеничным самоходкам M109, создавать «Арчеры» на паях с тем расчётом, чтобы каждая из сторон-пайщиков могла приобрести по 24 «Лучника». В Осло с этой идеей согласились.

Далее выяснилось, что довести до ума напичканный хайтеком Archer не так-то просто. Во время испытаний «Лучника» раз за разом выявлялись неисправности и сбои. Компания Bofors, превратившаяся к описываемому моменту в объединение BAE Systems Bofors, выявленные у артсистемы «косяки» устраняла только для того, чтобы на очередных испытаниях зафиксировать появление новых недочётов. Так продолжалось год за годом.

Южнокорейские 155-мм гусеничные САУ K9 Thunder.

                                                  Южнокорейские 155-мм гусеничные САУ K9 Thunder.

Тем временем в 2003-м были сняты с вооружения армии Швеции САУ VK-155 Bandkanon. В 2011-м шведы списали буксируемые гаубицы FH77A, оставив свою армию совсем без 155-мм артиллерии. Ну, а «допиливание» САУ Archer и не думало заканчиваться. Тут терпение Осло лопнуло. Норвежцы аннулировали свою сделку со Стокгольмом и, по результатам нового тендера, выбрали в качестве «сменщины» САУ M109 южнокорейскую 155-мм гусеничную САУ K9 Thunder. Шведы же оказались в крайне неприятной ситуации. Мало того, что создание «Арчеров» безбожно затянулось и в шведской армии уже не первый год отсутствовала 155-мм артиллерия. Теперь, в дополнение к этому, когда работы над «Лучником» наконец будут закончены, шведскому Минобороны предстояло оплатить производителю не только 24 своих САУ, но и 24 уже заказанных бывших норвежских. Ибо если последнего не сделать, то производственное объединение BAE Systems Bofors рисковало оказаться в долгах, как в шелках.

Кому бы продать излишек?

Первую четвёрку «Арчеров» удалось отгрузить заказчику только 23 сентября 2013 года. В шведской армии «Лучники» получили название Artillerysystem 08, но во всём мире фантасмагорические новые шведские 155-мм САУ по привычке продолжали именовать «Арчерами».

К концу ноября 2022 года армия Швеции получила все 48 заказанных BAE Systems Bofors «Лучников». По планам шведского Минобороны, 36 САУ должны были пойти на укомплектование трёх артдивизионов, а комплект САУ для ещё одного дивизиона - 12 самоходок - предполагалось складировать в ожидании возможной продажи данных гаубиц иностранному заказчику. Впоследствии эти планы, судя по имеющейся информации, оказались скорректированы. Образно выражаясь, шведы «урезали осетра», развернув два артдивизиона, а все бывшие норвежские «Лучники» прямо из заводских цехов отправились на базы хранения.

Первоначально к заскладированным «Лучникам» приценивались Хорватия и Швейцария, но сделки о поставках этих артсистем Загребу и Берну так и не были заключены. Хорваты предпочли шведским самоходным гаубицам партию пусть и б/у, но более дешёвых, чем «Лучники», немецких 155-мм гусеничных САУ PzH 2000. Швейцарцы же, на словах не отказываясь от идеи покупки «Арчеров», на деле крайне заинтересовались разработанной немецкой компанией Krauss-Maffei Wegmann перспективной 155-мм самоходкой RCH 155, в конструкции которой оказались совмещены 155-мм орудие САУ PzH 2000, автоматизированный башенный модуль и база полноприводного колёсного бронетранспортёра GTK Boxer.

Словом, реализовать излишек «Арчеров» на европейском рынке к завершению 2022 года у шведов не получилось. Тогда в Стокгольме приняли решение передать часть своих заскладированных колёсных САУ Киеву, упрашивавшему шведскую сторону о поставках «Арчеров» ВСУ чуть ли не с самого начала специальной военной операции. 

Лишние «Арчеры» отправились даром на Украину.

                                         Лишние «Арчеры» отправились даром на Украину.

Почему «Арчеры» срочно понадобились ВСУ? Ответ очевиден - из-за быстрого исчерпания после начала СВО у Украины и её западных бенефициаров запасов советских 152-мм артустановок и боеприпасов для них.

10 января 2023-го телеканал Sky News со ссылкой на шведского министра иностранных дел Тобиаса Бильстрёма сообщил, что власти Швеции наконец-то согласились передать ВСУ матчасть одного дивизиона «Лучников».

Шведские САУ Archer на Украине
                                        Шведская САУ Archer где-то на Украине. Фото Telegram / BMPD

«За большим пакетом военной помощи, предоставленным Украине минувшей осенью [2022 года] последует ещё один, и на этот раз он будет включать в себя артиллерийскую систему Archer, о чём явно просила Украина, - сказал Бильстрем и добавил: - Вопрос не в том, должны ли мы его [Archer] отправить, а в том, когда мы его отправим».

Вопрос «когда» имел для Киева большое значение - в ВСУ явно надеялись получить «Лучники» до начала летнего стратегического «контрнаступа». Однако эта затея у украинской стороны «не выгорела».

Сказав украинцам «да» в январе, шведы формализовали своё согласие отправить самоходки Киеву только в марте, когда правительство Швеции заключило с Великобританией соглашение о «стратегическом сотрудничестве в поддержку Украины». В рамках этого соглашения британцы отгружали украинцам 32 единицы своих б/у 155-мм гусеничных САУ AS90, имевших длину ствола в 32 калибра. Взамен AS90 Лондон закупал у Стокгольма 14 единиц технически куда более продвинутых и дальнобойных «Арчеров». Ну, и ещё 8 единиц «Арчеров» (6 боеспособных + 2 «для технического обслуживания», т.е. как источник запчастей) шведы передавали украинцам. Все запланированные к продаже/передаче 22 «Лучника» были из числа бывших норвежских САУ. Оставшиеся у шведов 2 экс-«норвежца», видимо, планировалось использовать в качестве источника запчастей для САУ двух артдивизионов «Арчеров», ранее развёрнутых в составе шведской армии.

На этом эпопея с «Лучниками» в Швеции, кстати, не закончилась. Ещё в 2019 году специалисты BAE Systems Bofors адаптировали «Арчер» к монтажу элементов САУ на колёсное автомобильное шасси RMMV HX2 (8x8) производства германского предприятия Rheinmetall MAN Military Vehicle, считавшееся более дешёвым и надёжным, чем ранее использованная для «Лучников» база трёхосного полноприводного самосвала сочленённой схемы Volvo A30D. Так что, избавившись от экс-норвежских САУ, а также получив дополнительное финансирование в свете ожидаемого вступления Швеции в НАТО, шведская армия в сентябре 2023-го заказала у BAE Systems Bofors для себя сразу 48 новеньких САУ Archer на колёсном шасси RMMV HX2 (8x8). Начало поставок этих самоходок заказчику ожидается в 2025 году.

Выживаемость вызывает сомнения

Вернёмся на Украину. Как я уже указал выше, надежды Киева использовать «Арчеры» в ходе летнего «контрнаступа» потерпели крах. Неспешная формализация Стокгольмом достигнутых ещё в январе договорённостей о передаче Киеву восьмёрки «Лучников», дополненная многими месяцами, ушедшими у шведов на расконсервацию САУ и обучение работе с ними расчётов из числа украинских военнослужащих, привела к тому, что «Арчеры» прибыли на Украину только осенью, когда «контрнаступ» ВСУ давно выдохся.

Что дальше?

Реактивные системы залпового огня M142 HIMARS уже активно уничтожаются на фронте.

                           Реактивные системы залпового огня M142 HIMARS уже активно уничтожаются на фронте.

С одной стороны, шестёрка боеспособных «Арчеров» при их умелом применении на украинском ТВД может доставить ВС РФ немало хлопот. Не стоит недооценивать ВСУ - украинские военные уже не раз демонстрировали свою способность удачно применять крупнокалиберную дальнобойную артиллерию как в составе батарей, так и в формате отдельных «кочующих» орудий. Замечу, что по сумме своих ТТХ (высокие мобильность, автоматизация, скорострельность, точность и дальнобойность, а также минимальное время развёртывания/свёртывания) САУ Archer является чем-то вроде ствольного аналога состоящей на вооружении ВСУ реактивной системы залпового огня M142 HIMARS американского производства, которая в ходе СВО вполне доказала свою эффективность при использовании тактики «бей и беги».

С другой же стороны, 6 шведских «Лучников», это ещё один повод для головной боли украинских артиллеристов и снабженцев, вынужденных поддерживать в боеспособном состоянии настоящий «зоопарк» из разномастных артсистем советского и западного образца, используемый сейчас ВСУ. Напомню, что из-за недостаточной обученности личного состава ВСУ обращению с иностранным вооружением, а также из-за большого настрела, превышающего паспортные нормативы работы орудий, артсистемы западного производства на Украине с завидной регулярностью выходят из строя даже без огневого воздействия на них со стороны ВС РФ. При этом возможности полноценного ремонта западных артсистем непосредственно на украинской территории крайне ограничены.

К тому же, не прекращается успешная охота за украинскими артустановками операторов российских барражирующих боеприпасов. Противопульное бронирование вряд ли спасёт детище BAE Systems Bofors от поражения его отечественным дроном-камикадзе «Ланцет», а большие размеры «Лучника» лишь облегчат работу операторам российских беспилотников. Наконец, в России началось серийное производство 152-мм гусеничных самоходных артиллерийских установок нового поколения 2С35 «Коалиция-СВ», по уровню автоматизации не уступающих САУ Archer, тоже способных действовать в режиме огневого налёта, но, безусловно, превосходящих «Лучника» по таким параметрам, как количество возимого боекомплекта, скорострельность и дальнобойность. Вряд ли я ошибусь, если предположу, что в конце 2023 - начале 2024 года «Коалиции» уже могут появиться в зоне СВО.

Самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» пошла в войска.

                                Самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» пошла в войска.

Таким образом, тезис о том, что переданные Стокгольмом Киеву «Арчеры» «проживут» на украинском ТВД достаточно долго, вызывает большие сомнения.  ■

                                                                                                       автор :Андрей Союстов