Шведские " Арчер " для Украины
«Лучники» для ВСУ: Швеция поставила Украине 155-мм САУ
В украинской армии появились 155-мм самоходные артиллерийские установки (САУ) Archer шведского производства. Это можно считать доказанным после того, как в отмечаемый на Украине 3 ноября «День ракетних військ і артилерії», Киев демонстративно «засветил» присутствие «Арчера» в расположении 45-й отдельной артиллерийской бригады ВСУ. Ещё одним доказательством передачи Стокгольмом Киеву «Арчеров» стал декабрьский визит во всё ту же 45-ю ОАБр главнокомандующего вооружёнными силами Швеции генерала Микаэля Бюдена, пожелавшего лично пообщаться с украинскими расчётами шведских САУ.
Между прочим, начало СВО 45-я отдельная артиллерийская бригада встретила с советскими буксируемыми 152-мм артсистемами Д-20, 2А36 «Гиацинт-Б» и 2А65 «Мста-Б». Но позже, в связи с исчерпанием на Украине запасов 152-мм артбоеприпасов, а также невозможностью восполнения утраченной в боях артиллерийской матчасти советского производства, 45-я ОАБр ВСУ была перевооружена на 155-мм буксируемые гаубицы FN70 и M777 западного производства, к которым теперь прибавились ещё и самоходные «Арчеры».
Сколько «Арчеров» получил от Стокгольма Киев? Ответ на этот вопрос последовал во второй половине того же 3 ноября 2023 года, когда министр обороны Швеции Пол Юнсон подтвердил передачу ВСУ восьми САУ.
Колёсная 155-мм самоходная артиллерийская установка FH77 BW L52 Archer («Лучник») считается едва ли не самой необычной и высокотехнологичной САУ в мире. Пожалуй, о ней стоит рассказать нашим читателям чуть поподробнее.
Archer FH77 BW L52 | |||
---|---|---|---|
Классификация | самоходная артиллерийская установка | ||
Боевая масса, т | 30 | ||
Экипаж, чел. | 3 | ||
История | |||
Производитель | BAE Systems AB | ||
Годы эксплуатации | 2014 — н. в. | ||
Основные операторы | |||
Размеры | |||
Длина корпуса, мм |
|
||
Длина с пушкой вперёд, мм | 13100 | ||
Ширина, мм | 3000 | ||
Высота, мм | 34004000 (с пулемётным модулем | ||
Клиренс, мм | 450 | ||
Бронирование | |||
Тип брони | противопульная, противоосколочная | ||
Вооружение | |||
Калибр и марка пушки | 155-мм гаубица FH 77 BW L52 | ||
Длина ствола, калибров | 52 (8060 мм) | ||
Боекомплект пушки | 21 снаряд в АЗ | ||
Углы ВН, град. | от −1° до 70° | ||
Углы ГН, град. | ±85° | ||
Дальность стрельбы, км | ОФС: 30 км АРС HEER: 40 км СПБЭ BONUS: 35 км Excalibur: 60 км |
||
Другое вооружение | Дистанционно управляемый 40 мм гранатомет, или 12,7 мм пулемет (опционально) | ||
Двигатель | |||
|
|||
Подвижность | |||
Скорость по шоссе, км/ч | 70 | ||
Запас хода по шоссе, км | 500 | ||
Удельная мощность, л. с./т | 11 | ||
Колёсная формула | 6 × 6 |
Швеции нужны новые гаубицы
С чего всё началось? Пожалуй - с желания Минобороны Швеции в 60-е годы прошлого века подыскать замену французским 155-мм буксируемым гаубицам, состоявшим тогда на вооружении шведской армии. В Стокгольме учитывали, что в случае иностранного вторжения на территорию Швеции, потенциальный агрессор почти наверняка будет располагать бóльшим количеством артиллерийских орудий, чем имелось у относительно небольшой шведской армии. На основании этого был сделан вывод о том, что вражескому количеству необходимо противопоставить шведское качество. Иными словами, вместо разработанных в конце 1940-х французских артустановок, армия Швеции должна получить лучшие в мире 155-мм гаубицы, обладающие повышенной подвижностью и предельно достижимой для артсистем данного калибра скорострельностью.
Самодвижущаяся 155-мм гаубица FH77A компании Bofors.
Американцы немедленно предложили Стокгольму свои 155-мм гусеничные САУ M109. По подвижности «американки» шведов устроили, а вот по скорострельности и (главное!) по цене - нет. Так что во второй половине 70-х на смену «француженкам» в шведскую армию стали поступать не M109, а созданные компанией Bofors 155-мм буксируемые гаубицы FH77A, оснащённые вспомогательной силовой установкой и имевшие для своего времени исключительно высокую скорострельность в непрерывном режиме огня - 6 выстрелов в минуту в течение 20 минут. В форс-мажорной ситуации гаубица могла совершить короткий разовый артналёт, выпуская 6 снарядов за 25 секунд.
Ну, а чтобы мир не подумал, что шведы не умеют создавать свои собственные САУ, Bofors выпустил небольшую серию 155-мм гусеничных самоходок VK-155 Bandkanon, способных «выпуливать» свой магазин, в котором находилось 14 снарядов, всего за 45 секунд!
Швеции опять нужны гаубицы
В середине 90-х командование шведской армии осознало, что лет через 15 великолепные VK-155 Bandkanon и FH77A придётся снять с вооружения ввиду полной выработки ресурса, а значит им на смену пора создавать новую артустановку. Разумеется - самоходную. Гусеничную? Не факт.
После распада СССР вероятность большой войны на европейском театре военных действий, по мнению западных аналитиков, заметно снизилась. Поэтому и так небольшая армия Швеции, в целях экономии средств, стала ещё меньше. В связи с этим нюансом, перспективная шведская 155-мм САУ виделась заказчикам максимально автоматизированной. Это позволило бы уменьшить численность её расчёта, заодно сократив время развёртывания/заряжания/наведения/свёртывания артустановки на огневой позиции. САУ предполагалось оснастить необитаемой башней, так что во время стрельбы весь расчёт должен был находиться в четырёхместной кабине, выходя наружу лишь для пополнения боекомплекта. Согласно техзаданию, кабину и башню артустановки предполагалось защитить противопульным бронированием.
Ствол для перспективной САУ шведы решили позаимствовать у FH77A, но удлинив его до 52 калибров, дабы артустановка соответствовала новым стандартам НАТО. Хотел бы обратить внимание читателей на этот показательный момент. На дворе стоял 1995 год. Советского Союза уже не было, а Россия ещё не выбралась из «лихих 90-х». Тем не менее, «нейтральная» Швеция уже готовилась к вступлению в Североатлантический альянс…
Впрочем, вернёмся к шведской артиллерии.
Непростое рождение «Лучника»
Ради повышения мобильности и удешевления конструкции САУ, будущий Archer (а это был именно он) предполагалось создавать не на гусеничном, а на колёсном шасси - на базе трёхосного полноприводного самосвала сочленённой схемы Volvo A30D.
Шведская 155-мм самоходная гаубица Bandkanon.
В своём итоговом варианте «Лучник» получился машиной весьма впечатляющей по своим тактико-техническим характеристикам, и, прямо скажем, не маленькой. Если, например, создававшаяся одновременно с «Лучником» французская 155-мм колёсная САУ CAESAR имела длину корпуса 10,5 метра и боевую массу 17,7 тонны, то длина Archer составляла 14,1 метра, а весила шведская самоходка целые 30 тонн. При этом шведский гигант немногим уступал CAESAR по скорости передвижения, но зато, пардон, как бык овцу крыл по степени автоматизации.
За исключением пополнения боекомплекта и заправки САУ топливом, все прочие операции по управлению «Лучником» расчёт «шведа» мог выполнять не покидая кабины самоходки. Время развёртывания/свёртывания шведской САУ на огневой позиции не превышало 30 секунд. Скорострельность тоже не подкачала - 8-9 выстрелов в минуту. Две механизированные боеукладки, размещённые в башне САУ, вмещали 21 снаряд и 126 модулей метательных зарядов. Максимальная дальность стрельбы обычными фугасно-осколочными снарядами «Арчера» составляла 41 километр, высокоточным управляемым активно-реактивным снарядом M982 Excalibur - свыше 50 километров.
Помимо обычного режима стрельбы, «Лучник» был способен использовать режим Multiple round simultaneous impact (отечественный аналог - режим огневого налёта), то есть обстрел одной САУ одной цели одновременно несколькими артиллерийскими снарядами, обладающими разными траекториями полёта. При таком способе обстрела достигается наибольший эффект поражения живой силы, поскольку у противника не остаётся времени на то, чтобы его военнослужащие укрылись в окопах и блиндажах.
По мнению шведских военных, характеристики «Арчера» позволяли даже одиночной САУ, действующей в режиме кочующего орудия, весьма эффективно «кошмарить» противника. Полный же трёхбатарейный дивизион «Лучников» в составе 12 самоходок мог всего за минуту обрушить на неприятеля более сотни 155-мм снарядов, за 3 минуты выпустить весь свой боекомплект, и, через 30 секунд после окончания стрельбы, уже покинуть огневую позицию.
Ожидалось, что первые «Лучники» шведская армия успеет получить ещё до того, как их предшественники - VK-155 Bandkanon и FH77A - отправятся на списание. Эти надежды не сбылись.
Стоимость разработки новой шведской 155-мм самоходной артустановки оказалась заметно выше расчётной. Это натолкнуло шведов на идею предложить норвежцам, подыскивающим замену своим гусеничным самоходкам M109, создавать «Арчеры» на паях с тем расчётом, чтобы каждая из сторон-пайщиков могла приобрести по 24 «Лучника». В Осло с этой идеей согласились.
Далее выяснилось, что довести до ума напичканный хайтеком Archer не так-то просто. Во время испытаний «Лучника» раз за разом выявлялись неисправности и сбои. Компания Bofors, превратившаяся к описываемому моменту в объединение BAE Systems Bofors, выявленные у артсистемы «косяки» устраняла только для того, чтобы на очередных испытаниях зафиксировать появление новых недочётов. Так продолжалось год за годом.
Южнокорейские 155-мм гусеничные САУ K9 Thunder.
Тем временем в 2003-м были сняты с вооружения армии Швеции САУ VK-155 Bandkanon. В 2011-м шведы списали буксируемые гаубицы FH77A, оставив свою армию совсем без 155-мм артиллерии. Ну, а «допиливание» САУ Archer и не думало заканчиваться. Тут терпение Осло лопнуло. Норвежцы аннулировали свою сделку со Стокгольмом и, по результатам нового тендера, выбрали в качестве «сменщины» САУ M109 южнокорейскую 155-мм гусеничную САУ K9 Thunder. Шведы же оказались в крайне неприятной ситуации. Мало того, что создание «Арчеров» безбожно затянулось и в шведской армии уже не первый год отсутствовала 155-мм артиллерия. Теперь, в дополнение к этому, когда работы над «Лучником» наконец будут закончены, шведскому Минобороны предстояло оплатить производителю не только 24 своих САУ, но и 24 уже заказанных бывших норвежских. Ибо если последнего не сделать, то производственное объединение BAE Systems Bofors рисковало оказаться в долгах, как в шелках.
Кому бы продать излишек?
Первую четвёрку «Арчеров» удалось отгрузить заказчику только 23 сентября 2013 года. В шведской армии «Лучники» получили название Artillerysystem 08, но во всём мире фантасмагорические новые шведские 155-мм САУ по привычке продолжали именовать «Арчерами».
К концу ноября 2022 года армия Швеции получила все 48 заказанных BAE Systems Bofors «Лучников». По планам шведского Минобороны, 36 САУ должны были пойти на укомплектование трёх артдивизионов, а комплект САУ для ещё одного дивизиона - 12 самоходок - предполагалось складировать в ожидании возможной продажи данных гаубиц иностранному заказчику. Впоследствии эти планы, судя по имеющейся информации, оказались скорректированы. Образно выражаясь, шведы «урезали осетра», развернув два артдивизиона, а все бывшие норвежские «Лучники» прямо из заводских цехов отправились на базы хранения.
Первоначально к заскладированным «Лучникам» приценивались Хорватия и Швейцария, но сделки о поставках этих артсистем Загребу и Берну так и не были заключены. Хорваты предпочли шведским самоходным гаубицам партию пусть и б/у, но более дешёвых, чем «Лучники», немецких 155-мм гусеничных САУ PzH 2000. Швейцарцы же, на словах не отказываясь от идеи покупки «Арчеров», на деле крайне заинтересовались разработанной немецкой компанией Krauss-Maffei Wegmann перспективной 155-мм самоходкой RCH 155, в конструкции которой оказались совмещены 155-мм орудие САУ PzH 2000, автоматизированный башенный модуль и база полноприводного колёсного бронетранспортёра GTK Boxer.
Словом, реализовать излишек «Арчеров» на европейском рынке к завершению 2022 года у шведов не получилось. Тогда в Стокгольме приняли решение передать часть своих заскладированных колёсных САУ Киеву, упрашивавшему шведскую сторону о поставках «Арчеров» ВСУ чуть ли не с самого начала специальной военной операции.
Лишние «Арчеры» отправились даром на Украину.
Почему «Арчеры» срочно понадобились ВСУ? Ответ очевиден - из-за быстрого исчерпания после начала СВО у Украины и её западных бенефициаров запасов советских 152-мм артустановок и боеприпасов для них.
10 января 2023-го телеканал Sky News со ссылкой на шведского министра иностранных дел Тобиаса Бильстрёма сообщил, что власти Швеции наконец-то согласились передать ВСУ матчасть одного дивизиона «Лучников».
Шведская САУ Archer где-то на Украине. Фото Telegram / BMPD
«За большим пакетом военной помощи, предоставленным Украине минувшей осенью [2022 года] последует ещё один, и на этот раз он будет включать в себя артиллерийскую систему Archer, о чём явно просила Украина, - сказал Бильстрем и добавил: - Вопрос не в том, должны ли мы его [Archer] отправить, а в том, когда мы его отправим».
Вопрос «когда» имел для Киева большое значение - в ВСУ явно надеялись получить «Лучники» до начала летнего стратегического «контрнаступа». Однако эта затея у украинской стороны «не выгорела».
Сказав украинцам «да» в январе, шведы формализовали своё согласие отправить самоходки Киеву только в марте, когда правительство Швеции заключило с Великобританией соглашение о «стратегическом сотрудничестве в поддержку Украины». В рамках этого соглашения британцы отгружали украинцам 32 единицы своих б/у 155-мм гусеничных САУ AS90, имевших длину ствола в 32 калибра. Взамен AS90 Лондон закупал у Стокгольма 14 единиц технически куда более продвинутых и дальнобойных «Арчеров». Ну, и ещё 8 единиц «Арчеров» (6 боеспособных + 2 «для технического обслуживания», т.е. как источник запчастей) шведы передавали украинцам. Все запланированные к продаже/передаче 22 «Лучника» были из числа бывших норвежских САУ. Оставшиеся у шведов 2 экс-«норвежца», видимо, планировалось использовать в качестве источника запчастей для САУ двух артдивизионов «Арчеров», ранее развёрнутых в составе шведской армии.
На этом эпопея с «Лучниками» в Швеции, кстати, не закончилась. Ещё в 2019 году специалисты BAE Systems Bofors адаптировали «Арчер» к монтажу элементов САУ на колёсное автомобильное шасси RMMV HX2 (8x8) производства германского предприятия Rheinmetall MAN Military Vehicle, считавшееся более дешёвым и надёжным, чем ранее использованная для «Лучников» база трёхосного полноприводного самосвала сочленённой схемы Volvo A30D. Так что, избавившись от экс-норвежских САУ, а также получив дополнительное финансирование в свете ожидаемого вступления Швеции в НАТО, шведская армия в сентябре 2023-го заказала у BAE Systems Bofors для себя сразу 48 новеньких САУ Archer на колёсном шасси RMMV HX2 (8x8). Начало поставок этих самоходок заказчику ожидается в 2025 году.
Выживаемость вызывает сомнения
Вернёмся на Украину. Как я уже указал выше, надежды Киева использовать «Арчеры» в ходе летнего «контрнаступа» потерпели крах. Неспешная формализация Стокгольмом достигнутых ещё в январе договорённостей о передаче Киеву восьмёрки «Лучников», дополненная многими месяцами, ушедшими у шведов на расконсервацию САУ и обучение работе с ними расчётов из числа украинских военнослужащих, привела к тому, что «Арчеры» прибыли на Украину только осенью, когда «контрнаступ» ВСУ давно выдохся.
Что дальше?
Реактивные системы залпового огня M142 HIMARS уже активно уничтожаются на фронте.
С одной стороны, шестёрка боеспособных «Арчеров» при их умелом применении на украинском ТВД может доставить ВС РФ немало хлопот. Не стоит недооценивать ВСУ - украинские военные уже не раз демонстрировали свою способность удачно применять крупнокалиберную дальнобойную артиллерию как в составе батарей, так и в формате отдельных «кочующих» орудий. Замечу, что по сумме своих ТТХ (высокие мобильность, автоматизация, скорострельность, точность и дальнобойность, а также минимальное время развёртывания/свёртывания) САУ Archer является чем-то вроде ствольного аналога состоящей на вооружении ВСУ реактивной системы залпового огня M142 HIMARS американского производства, которая в ходе СВО вполне доказала свою эффективность при использовании тактики «бей и беги».
С другой же стороны, 6 шведских «Лучников», это ещё один повод для головной боли украинских артиллеристов и снабженцев, вынужденных поддерживать в боеспособном состоянии настоящий «зоопарк» из разномастных артсистем советского и западного образца, используемый сейчас ВСУ. Напомню, что из-за недостаточной обученности личного состава ВСУ обращению с иностранным вооружением, а также из-за большого настрела, превышающего паспортные нормативы работы орудий, артсистемы западного производства на Украине с завидной регулярностью выходят из строя даже без огневого воздействия на них со стороны ВС РФ. При этом возможности полноценного ремонта западных артсистем непосредственно на украинской территории крайне ограничены.
К тому же, не прекращается успешная охота за украинскими артустановками операторов российских барражирующих боеприпасов. Противопульное бронирование вряд ли спасёт детище BAE Systems Bofors от поражения его отечественным дроном-камикадзе «Ланцет», а большие размеры «Лучника» лишь облегчат работу операторам российских беспилотников. Наконец, в России началось серийное производство 152-мм гусеничных самоходных артиллерийских установок нового поколения 2С35 «Коалиция-СВ», по уровню автоматизации не уступающих САУ Archer, тоже способных действовать в режиме огневого налёта, но, безусловно, превосходящих «Лучника» по таким параметрам, как количество возимого боекомплекта, скорострельность и дальнобойность. Вряд ли я ошибусь, если предположу, что в конце 2023 - начале 2024 года «Коалиции» уже могут появиться в зоне СВО.
Самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» пошла в войска.
Таким образом, тезис о том, что переданные Стокгольмом Киеву «Арчеры» «проживут» на украинском ТВД достаточно долго, вызывает большие сомнения. ■
автор :Андрей Союстов