Семейные традиции

 

     Древнерусские семейные традиции, похожие на кошмар

Семейные обычаи на Руси представляют собой сложное переплетение языческих обрядов и христианских догм. Они не только отображают взаимоотношения предков с природой и бытовые особенности, но и демонстрируют уникальное сосуществование двух моральных систем, которое в современном мире может восприниматься как лицемерие.

Семейные обычаи на Руси представляют собой сложное переплетение языческих обрядов и христианских догм.

Некоторые устаревшие традиции вызывают удивление и смущение. Например, несмотря на осуждение магических практик религиозными институтами, русские девушки часто участвовали в гадании на жениха, что порой выглядело весьма сомнительно.

И это лишь некоторые из традиций, связанных с брачными обрядами и семейной жизнью. В этой статье мы также рассмотрим другие, более странные и пугающие семейные обычаи.

Проблематика снохачества

Снохачество, хоть и считалось грехом, сохранялось веками. Эта практика исчезла только с распадом большой патриархальной семьи и появлением нуклеарных семей. В основе снохачества лежало господство патриарха, который мог заставлять невестку вступать в интимные отношения. Часто это происходило, когда молодые мужья уходили служить или зарабатывать деньги, и свёкор, используя угрозы и насилие, брал на себя роль "надзирателя". При этом свёкор мог восприниматься как моральный и религиозный человек.

Семейные обычаи на Руси представляют собой сложное переплетение языческих обрядов и христианских догм.-2

Свёкоры порой специально отправляли сыновей в длительные поездки, чтобы оставаться наедине с молодыми невестками. Сопротивляться его действиям было сложно: для девушек жизнь превращалась в ад, они подвергались физическим наказаниям и жестокому обращению. Если сын узнавал о связи, он обвинял и наказывал жену, не свёкра, возводя вину исключительно на неё.

По учениям "Домостроя"

Для понимания роли женщины в традиционной древнерусской семье важно учитывать взгляды Блаженного Августина. Этот теолог резко толковал библейский рассказ об изгнании Адама и Евы из Рая, обвиняя в первородном грехе Еву, которая, по его мнению, убедила Адама нарушить заповедь Бога. Отсюда Августин делал вывод о том, что женщина — существо слабое и непостоянное. Святой Амвросий поддерживал его мнение, утверждая, что правомерно, чтобы женщина подчинялась тому, кого она склонила к греху.

Семейные обычаи на Руси представляют собой сложное переплетение языческих обрядов и христианских догм.-3

Эти воззрения укрепились в патриархальной морали, которая требовала от мужчины не только подчинять женщину, но и строго её контролировать, чтобы очистить её от злых помыслов и сохранить её душу. По "Домострою", муж должен был воспитывать жену в строгости, при этом не позволяя себе гневаться на неё, а жене — жить в любви и согласии с мужем.

Наказания для жены за непослушание и другие проступки включали лёгкие физические воздействия, с соблюдением определённых правил: избегать ударов по лицу, ушам, груди и использование жестких инструментов было запрещено, чтобы не причинить серьёзного вреда. "Домострой" рекомендовал использовать умеренное физическое наказание для исправления поведения женщины. Однако судебные архивы показывают, что многие мужья превышали эти пределы, иногда с фатальными последствиями для женщин.

Знаки дьявольского вмешательства

В древней Руси стандарты красоты были просты: женщина должна была быть здоровой и способной родить здоровых потомков. Предпочтение отдавалось девушкам с широкими бедрами, румяными щеками и безупречной кожей. Однако наличие родинок или других пятен на теле могло остудить интерес потенциальной свекрови на сватовстве, так как эти знаки ассоциировались с дьявольскими клеймами, указывая на возможные связи девушки с темными силами или её ведьмовскую сущность.

Семейные обычаи на Руси представляют собой сложное переплетение языческих обрядов и христианских догм.-4

Тем не менее, даже женщины, оклеветанные как "ведьмы", находили себе мужей. Женихи могли смириться с такими "дефектами", если родители невесты значительно увеличивали размер приданого. Таким же образом, невесты с физическими особенностями, такими как хромота или косоглазие, также находили себе спутников жизни.

Ситуация была более сложной для детей, рожденных с видимыми физическими недостатками.

Такие младенцы, особенно хилые или с заметными признаками, как альбинизм или пигментные пятна, считались носителями "зловещих" знаков, предвещающих семье беды. Чтобы избежать несчастья, семьи иногда прибегали к крайним мерам. Исчезновение таких детей или их "несчастные случаи" не вызывали удивления у окружающих.

Подход к физической близости

Наши языческие предки относились к физической близости с большим приветствием, видя в этом ничего предосудительного, особенно в рамках праздников по календарю. Женское целомудрие как ценность появилось под влиянием христианской морали. В языческую эпоху славяне не считали зазорным свободные любовные связи, а матери-одиночки ценились как невесты, так как уже подтвердили свою способность к материнству. Примером такой свободы нравов служит обычай "целовальника" во время Масленицы, когда мужчины могли свободно целовать невест.

Семейные обычаи на Руси представляют собой сложное переплетение языческих обрядов и христианских догм.-5

С приходом христианства началась регламентация физической близости. Священнослужители задавали строгие рамки, включая допустимые времена и способы для интимной близости. Например, воздержание было обязательным в пятницы, субботы, воскресенья и на религиозные праздники, особенно во время постов. Перед сном в определённые дни супруги должны были прикрывать иконы и снимать кресты, а перед посещением церкви — очищаться в бане. 

Несмотря на строгость правил, многие предки часто их нарушали. В то время как церковь осуждала любые внебрачные связи как грех, в народной морали сохранялись свои представления о допустимом. Связь мужчины с незамужней девушкой не влекла за собой строгих наказаний, в отличие от аффекта с замужней женщиной, который карался общественным осуждением. Женщины, в свою очередь, сталкивались с более жесткими последствиями за любовные связи, которые покрывали их позором и влекли за собой строгое наказание.