Герои первого дня ВОВ

 

                     7 лётчиков СССР, которые стали Героями                              в самый первый день войны, и дали отпор Люфтваффе

22 июня 1941 года советской авиации, дислоцировавшейся в западных регионах страны, был нанесён сокрушительный удар.

22 июня 1941 года советской авиации, дислоцировавшейся в западных регионах страны, был нанесён сокрушительный удар. Потери ВВС Западного фронта 22 июня составили 738 самолётов, в том числе 528 было потеряно на земле.  

Совершив облёт разрушенных аэродромов и увидев масштабы потерь, командующий ВВС Западного фронта генерал  Иван Иванович Копец в тот же день застрелился в своём кабинете.

          

Но и немецкая авиация понесла небывалые для неё потери. Потому что с первых же часов нашлись отважные советские пилоты, которые дали отпор врагу: били и сбивали его самолёты, а когда кончались боеприпасы – бросались на таран.

Вот лишь несколько случаев отчаянных воздушных боёв 22 июня 1941 года.

№7 Иван Иванов

В 04:10 22 июня поднял в небо свой И-16 с полевого аэродрома во Млынове зам. командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка ст. лейтенант Иван Иванович Иванов.

Истребители И-16
  тип 17 тип 18 тип 24 тип 28
Год выпуска 1938 1938 1939 1940
Геометрия
Размах крыла, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина самолета, м 6.074 6.074 6.130 6.130
Площадь крыла, м² 14.54
Силовая установка
Мотор М-25В М-62 М-63 М-63
Мощность л.с. 750 800 900 900
на высоте, м 2900 4500 4500 4500
Массы, кг
Взлетный вес, кг 1810 1830 1882 1988
Вес пустого, кг 1425 1433 1382 1434
Лётные данные
Max V, км/ч у земли 385 413 410 427
на высоте 425 461 462 463
м 3160 2700 4400 4700
Практический потолок, м 8240 9300 9700 9950
Дальность полета, км 417 485 440 450
Вооружение
Число пулеметов ШКАС 2 4 4 2
Число пушек ШВАК 2 - - 2
 

Взлетел не один, а во главе звена истребителей И-16 (он сам и 2 ведомых) – на отражение атаки бомбардировщиков Хейнкель-111, заходящих на аэродром.

И.И. Иванов. Фото в свободном доступе.                                                                 И.И. Иванов. Фото в свободном доступе.

Стремительным ударом эта атака была отбита. Ведущий вражеский бомбардировщик был сбит, упал и взорвался; ещё несколько Хейнкелей были повреждены огнём И-16. Немцы избавились от бомб и повернули назад. Расстреляв весь боекомплект, Иванов настиг ещё один вражеский самолёт сзади и, сделав горку, рубанул винтом по хвостовому оперению бомбардировщика.

Хейнкель потерял управление, врезался в землю и взорвался. Иван Иванов смог совершить жёсткую посадку возле деревни Загорцы, но вскоре скончался в госпитале от тяжёлых травм, полученных при приземлении.

№6 Дмитрий Кокорев

В 05-10 лётчик 124-го истребительного авиаполка мл. лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев взлетел, в составе десятки истребителей МиГ-3 на отражение налёта бомбардировщиков люфтваффе.

Технические данные МиГ-3.

  • Длина х размах — 8,25 м х 10,2 м
  • Масса пустого — 2699 кг
  • Масса взлётная: 3350 кг
  • Скорость максимальная у земли — 505 км/ч
  • Скорость максимальная на высоте 7800 м — 603 км/ч
  • Время набора высоты 5000 м — 5,7 мин
  • Потолок — 11 500 м
  • Дальность полёта — 1000 км
  • Вооружение — 2х7,62-мм, 1х12,7-мм или 2х12,7-мм или 2х20-мм

Израсходовав боезапас, Кокорев воздушным винтом своего МиГ-3 разрушил хвостовое оперение немецкого «Дорнье» (воздушного разведчика Do-215). Самолёт противника упал. Кокореву удалось посадить свой повреждённый самолёт на фюзеляж в районе города Замбров.

Отважный пилот был ранен, но остался жив и продолжил воевать. Правда, увы недолго: погиб Кокорев 12 октября 1941 года, в воздушном бою.

 Д.В. Кокорев. Фото в свободном доступе.                                                               Д.В. Кокорев. Фото в свободном доступе.

№5 Степан Гудимов

Практически в то же время, утром первого дня войны, в 05:20 свой самоотверженный подвиг в небе Западной Белоруссии совершил зам. командира эскадрильи 33-го истребительного авиаполка ст. лейтенант Степан Митрофанович Гудимов.

В составе группы истребителей И-16 он отражал налёт немецких бомбардировщиков Не-111, которых сопровождали истребители Me-109, на аэродром у города Кобрин Брестской области.

ТТХ семейства He.111
  He.111 B-2 He.111 E-3 He.111 P-4 He.111 H-16 He.111 Z-1
Технические характеристики
Экипаж, чел. 4 5 7
Длина, м 17,5 16,4 16,6 16,4
Размах крыла, м 22,6 35,4
Высота, м 4,4 4,0
Площадь крыла, м² 87,7 147,6
Масса пустого самолёта, кг 5845 н/д 6780 8690 21 300
Масса нормальная взлётная, кг 8600 9600 н/д н/д 24 600
Масса максимальная взлётная, кг 10 000 10 600 13 300 14 000 28 600
Двигатель 2 × DB 600CG 2 × Jumo 211A-1 2 × DB 601А-1 2 × Jumo 211F-2 5 × Jumo 211F-2
Мощность двигателя, л. с. (кВт) 2 × 930 (684) 2 × 1010 (743) 2 × 1100 (809) 2 × 1350 (993) 5 × 1350 (993)
Лётные характеристики
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) 300 (0)
370 (4000)
330 (6000)
350 (0)
418 (4000)
363/350 (0)
400/380 (2000)
410/390 (4000)
430/405 (6000)[3]
360/280 (0)
390/305 (2000)
395/320 (5000)[3]
435 (6000)
Крейсерская скорость на высоте, км/ч (м) 275 (0)
340 (4000)
325 (6000)
323 (0)
380 (4000)
310/270 (0)
340/290 (2000)
370/310 (5000)[3]
н/д 390
Практическая дальность с нагрузкой, км (кг) 1630 (800)
900 (1300)
1500 (2000) 1960 2050 (3000) 2400
Практический потолок, м 7000 н/д 8000 8500 10 000
Время набора высоты, мин (м) н/д н/д 7 (1000)
14,2 (2000)
31,3 (4300)
8,5 (2000)
23,3 (4000)
42 (6000)
30 (9000)
Вооружение
Стрелковое 3 × 7,92-мм MG-15 6 × 7,92-мм MG-15
1 × 7,92-мм MG-17
1 × 20-мм MG-FF
1 × 13-мм MG-131
3—4 × 7,92-мм MG-81
1 × 20-мм MG-FF
2—3 × 13-мм MG-131
6—7 × 7,92-мм MG-15
Бомбовое, кг 1500 2000 3000 7200

В воздушном бою ст. лейтенант Гудимов сбил один вражеский бомбардировщик огнём, а второй, когда израсходовал боеприпасы, – снёс таранным ударом. Он выпрыгнул с парашютом, но зацепился стропами за самолёт и погиб.

Памятник на месте гибели С.М. Гудимова в Белоруссии. Фото в свободном доступе.                                             Памятник на месте гибели С.М. Гудимова в Белоруссии. Фото в свободном доступе.

№4 Леонид Бутелин

Мл. лейтенант Леонид Георгиевич Бутелин, на начало войны, был командиром звена 12-го истребительного авиаполка 64-й авиадивизии.

В 05:15 Бутелин, отражая вместе с товарищами налёт на свой аэродром Бовшев, на истребителе И-153 пошёл на таран «Юнкерса-88», отрубив винтом хвостовое оперение немецкого самолета.

Технические характеристики

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:  
    • у земли: 366 км/ч
    • на границе высотности: 426 км/ч
  • Скорость сваливания: 110 км/ч
  • Практическая дальность: 740 км
  • Практический потолок: 11 000 м
  • Скороподъёмность: 15 м/с
  • Время набора высоты:
    • 3000 м: 5,5 мин.
    • 11000 м: 31 мин.
  • Нагрузка на крыло: 84 кг/м²
  • Тяговооружённость: 328 Вт/кг
  • Длина разбега: 106 м

Вооружение

Ещё раньше он сбил другой немецкий бомбардировщик огнём из пулемётов.

К сожалению, при этом И-153 Бутелина тоже был повреждён и стал стремительно падать. Воспользоваться парашютом пилот не успел (а возможно, он до последнего пытался стабилизировать самолёт и совершить на нём жёсткую посадку). Погиб Бутелин близ деревни Немшин Голичинского района Ивано-Франковской области.

Л.Г. Бутелин. Фото в свободном доступе.                                                     Л.Г. Бутелин. Фото в свободном доступе.

№3 Василий Лобода

Командир звена 10-го ИАП лейтенант Василий Сергеевич Лобода в 6:30 уже второй раз за день пошёл в воздушный бой в составе эскадрильи истребителей И-16. У города Шауляй на высоте 2 тысяч метров наши лётчики атаковали группу вражеских бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении истребителей Bf-109.

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 8,95 м (29 футов 4 дюйма)
  • Размах крыла: 9,925 м (32 фута 7 дюймов)
  • Высота: 2,6 м (8 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 16,05 м2 (172,8 кв. футов)
  • Аэродинамический профиль: NACA 2R1 14.2совет: NACA 2R1 11.35
  • Вес пустого: 2247 кг (4954 фунта)
  • Вес брутто: 3,148 кг (6 940 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 3400 кг (7496 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Поршневой двигатель Daimler-Benz DB 605A-1 V-12 с жидкостным охлаждением 1475 л.с. (1455 л.с.; 1085 кВт)
  • Пропеллеры: 3-лопастной VDM 9-12087, легкосплавный пропеллер с постоянной частотой вращения диаметром 3 м (9 футов 10 дюймов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 530 км / ч (330 миль / ч, 290 кн) на уровне моря

588 км / ч (365 миль в час; 317 кн) на высоте 4000 м (13000 футов)

642 км / ч (399 миль в час; 347 кн) на высоте 6300 м (20 700 футов)[87]

622 км / ч (386 миль в час; 336 кн) на высоте 8000 м (26000 футов)[88]

  • Крейсерская скорость: 590 км / ч (370 миль в час, 320 кн) на высоте 6000 м (20 000 футов)
  • Дальность: 880-1,144 км (547-711 миль, 475-618 миль на дюйм)
  • Боевая дальность: 440-572 км (273-355 миль, 238-309 миль по Гринвичу) 440-572 км до фронта и обратно домой
  • Дальность переправы: 1144-1994 км (711-1,239 миль, 618-1,077 миль по гринвичу), 1144 без и 1994 с подвесным баком
  • Рабочий потолок: 12 000 м (39 000 футов)
  • Скороподъемность: 20,1 м / с (3960 футов / мин)
  • Нагрузка на крыло: 196 кг / м2 (40 фунтов / кв. фут)
  • Мощность / масса: 0,344 кВт / кг (0,209 л.с. / фунт)

Вооружение

  • Оружие:
    • 2 × 13 мм (.51 дюйм) синхронизированные пулеметы MG 131 с 300 РПГ
    • 1 × 20 мм (0,78 дюйма) Пушка MG 151/20 в качестве центральной мотоканоны с 200 РПГ[89] или
    • 1 х 30 мм (1,18 дюйма) пушка MK 108 в качестве центральной мотоканоны с 65 РПГ (вариант G-6 / U4)
    • 2 × 20—мм подкрыльевых пушечных отсека MG 151/20 с 135 РПГ (дополнительный комплект -Rüstsatz VI)
  • Ракеты: 2 × 21 см (8 дюймов) Wfr. Gr. 21 ракеты (G-6 с BR21)
  • Бомбы: бомба 1 × 250 кг (551 фунт) или бомбы 4 × 50 кг (110 фунтов) или 1 × 300-литровый (79 галлонов США) сбрасываемый бак

Лобода повёл своё звено в атаку на истребители прикрытия. Он сбил один «Мессершмитт». А во второй атаке, выручая товарища, таранил другой вражеский истребитель, сбил его, но и сам при этом погиб.

В.С. Лобода. Фото в свободном доступе.                                                                           В.С. Лобода. Фото в свободном доступе.

№2 Евгений Панфилов

Благополучно завершился воздушный таран, который совершил командир звена 126-го истребительного авиационного полка мл. лейтенант Евгений Максимович Панфилов. В 08:30, защищая свой аэродромом под Белостоком, он протаранил немецкий истребитель Ме-109.

Панфилов выпрыгнул с парашютом из своего падающего МиГ-3, и остался жив. После выхода из госпиталя воевал в составе 148-го и 254-го истребительных авиаполков, уже на Як-1.

Параметр / Модификация Як-1
Экипаж, чел. 1
Геометрия
Длина, м 8.48
Размах крыла, м 10.00
Площадь крыла, м2 17.15
Масса
Масса пустого, кг 2445
Масса нормальная взлётная, кг 2950
Силовая установка
Мощность номинальная, л. с. 1020
Мощность взлётная, л. с. 1100
Лётные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 472
Максимальная скорость на высоте, км/ч 560
Практическая дальность, км 650
Максимальная скороподъёмность, м/мин 877
Практический потолок, м 10000
Вооружение
Стрелково-пушечное 1 × 20-мм пушка ШВАК
2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС

Погиб в очередном воздушном бою 12 августа 1942 года.

Е.М. Панфилов. Фото в свободном доступе.                                                                       Е.М. Панфилов. Фото в свободном доступе.

№1 Андрей Данилов

Около 10-ти утра рядом с аэродромом Лесище, в Гродненской области, дрался с истребителями и бомбардировщиками противника лётчик 127-го истребительного авиаполка, старший политрук Андрей Степанович Данилов.

          

На истребителе И-153 он сбил немецкий «Юнкерс-88».

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 (пилот, бомбардир / передний стрелок, радист / задний стрелок, штурман / подфюзеляжный стрелок)
  • Длина: 14,4 м (47 футов 3 дюйма)
  • Размах крыльев: 20 м (65 футов 7 дюймов)
  • Высота: 4,8 м (15 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 54,5 м2 (587 квадратных футов)
  • Вес пустого: 9 860 кг (21 737 фунтов)
  • Вес брутто: 12 105 кг (26 686 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 14 000 кг (30 865 фунтов)
  • Силовая установка: 2 × перевернутый поршневой двигатель Junkers Jumo 211J-1 или 211J-2 V-12 жидкостного охлаждения, мощностью 1000 кВт (1340 л.с.) каждый для взлета

1010 кВт (1350 л.с.) на высоте 250 м (820 футов)

790 кВт (1060 л.с.) на высоте 5200 м (17 000 футов)

  • Пропеллеры: 3-лопастный винт переменного шага VDM

Производительность

  • Максимальная скорость: 470 км / ч (290 миль в час, 250 кн) на высоте 5300 м (17 390 футов) и 12 500 кг (27 557 фунтов)
  • Крейсерская скорость: 370 км / ч (230 миль в час, 200 кн) при экономичной крейсерской скорости 5300 м (17 390 футов)
  • Дальность полета: 1790 км (1110 миль, 970 миль на дюйм) при 2896 л (765 галлонов США; 637 галлонов imp)
  • Дальность плавания на пароме: 2730 км (1700 миль, 1470 миль в час) с 4028 л (1064 галлона США; 886 галлонов имп)
  • Служебный потолок: 8200 м (26 900 футов)
  • Время набора высоты: 5400 м (17 700 футов) за 23 минуты
  • Нагрузка на крыло: 220 кг / м2 (45 фунтов / кв. фут)
  • Мощность / масса: 0,100 л.с. / фунт (0,164 кВт / кг)

Вооружение

  • Оружие:
    • 1 × 7,92-мм пулемет MG 81J на гибком креплении в переднем лобовом стекле, стреляющий вперед 1000 выстрелами.[N 4]
    • 1 × 7,92-мм пулемет MG 81J на гибком креплении в нижней части носового остекления фюзеляжа, стреляющий вперед 1000 выстрелами.
    • 2 × 7,92-мм пулемета MG 81J на гибком креплении в задней части фонаря кабины, стреляющие в кормовую часть по 1000 выстрелов каждый.[71]
    • 1 × 7,92-мм спаренный пулемет MG 81Z на гибком креплении в заднем подфюзеляжном положении Бола, стреляющий в кормовую часть 1000 выстрелов.[72][71]
  • Бомбы: До 1400 кг (3100 фунтов) боеприпасов внутри в двух бомбовых отсеках весом 900 кг (2000 фунтов) и 500 кг (1100 фунтов) или до 3000 кг (6600 фунтов) снаружи. Перенос бомб извне увеличивал вес и лобовое сопротивление и ухудшал летно-технические характеристики самолета. Для переноски максимальной нагрузки обычно требовался взлет с помощью ракеты.

Потом был вынужден вступить в воздушный бой с «Мессершмиттами», сопровождавшими немецкие бомбардировщики. Его И-153 был серьёзно повреждён, сам Данилов получивший несколько пулевых и склочных ранений. Тараном он повредил крыло «Meссершмитту», а сам смог совершить жёсткую посадку на поле.

9 июля 1941 года в «Красной звезде» вышла статья о подвигах советских лётчиков, в которой Данилов был объявлен погибшим. Но он выжил: раненого пилота выходили местные жители и передали медсанбату, который отступал через деревню Черлены на восток. Удивительно, но в этом санбате Данилов встретил немецкого пилота, которого он сбил тараном: тот приземлился с парашютом, получил серьёзные травмы и попал в плен.

Это был майор люфтваффе, майор, воевавший ранее во Франции, Бельгии, в Польше, на Балканах, и, по его словам, сбивший больше тридцати самолётов противника.