Герои первого дня ВОВ
7 лётчиков СССР, которые стали Героями в самый первый день войны, и дали отпор Люфтваффе
22 июня 1941 года советской авиации, дислоцировавшейся в западных регионах страны, был нанесён сокрушительный удар. Потери ВВС Западного фронта 22 июня составили 738 самолётов, в том числе 528 было потеряно на земле.
Совершив облёт разрушенных аэродромов и увидев масштабы потерь, командующий ВВС Западного фронта генерал Иван Иванович Копец в тот же день застрелился в своём кабинете.
Но и немецкая авиация понесла небывалые для неё потери. Потому что с первых же часов нашлись отважные советские пилоты, которые дали отпор врагу: били и сбивали его самолёты, а когда кончались боеприпасы – бросались на таран.
Вот лишь несколько случаев отчаянных воздушных боёв 22 июня 1941 года.
№7 Иван Иванов
В 04:10 22 июня поднял в небо свой И-16 с полевого аэродрома во Млынове зам. командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка ст. лейтенант Иван Иванович Иванов.
Истребители И-16 | |||||
тип 17 | тип 18 | тип 24 | тип 28 | ||
---|---|---|---|---|---|
Год выпуска | 1938 | 1938 | 1939 | 1940 | |
Геометрия | |||||
Размах крыла, м | 9.004 | ||||
Высота, м | 3.250 | ||||
Длина самолета, м | 6.074 | 6.074 | 6.130 | 6.130 | |
Площадь крыла, м² | 14.54 | ||||
Силовая установка | |||||
Мотор | М-25В | М-62 | М-63 | М-63 | |
Мощность | л.с. | 750 | 800 | 900 | 900 |
на высоте, м | 2900 | 4500 | 4500 | 4500 | |
Массы, кг | |||||
Взлетный вес, кг | 1810 | 1830 | 1882 | 1988 | |
Вес пустого, кг | 1425 | 1433 | 1382 | 1434 | |
Лётные данные | |||||
Max V, км/ч | у земли | 385 | 413 | 410 | 427 |
на высоте | 425 | 461 | 462 | 463 | |
м | 3160 | 2700 | 4400 | 4700 | |
Практический потолок, м | 8240 | 9300 | 9700 | 9950 | |
Дальность полета, км | 417 | 485 | 440 | 450 | |
Вооружение | |||||
Число пулеметов ШКАС | 2 | 4 | 4 | 2 | |
Число пушек ШВАК | 2 | - | - | 2 |
Взлетел не один, а во главе звена истребителей И-16 (он сам и 2 ведомых) – на отражение атаки бомбардировщиков Хейнкель-111, заходящих на аэродром.
И.И. Иванов. Фото в свободном доступе.
Стремительным ударом эта атака была отбита. Ведущий вражеский бомбардировщик был сбит, упал и взорвался; ещё несколько Хейнкелей были повреждены огнём И-16. Немцы избавились от бомб и повернули назад. Расстреляв весь боекомплект, Иванов настиг ещё один вражеский самолёт сзади и, сделав горку, рубанул винтом по хвостовому оперению бомбардировщика.
Хейнкель потерял управление, врезался в землю и взорвался. Иван Иванов смог совершить жёсткую посадку возле деревни Загорцы, но вскоре скончался в госпитале от тяжёлых травм, полученных при приземлении.
№6 Дмитрий Кокорев
В 05-10 лётчик 124-го истребительного авиаполка мл. лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев взлетел, в составе десятки истребителей МиГ-3 на отражение налёта бомбардировщиков люфтваффе.
Технические данные МиГ-3.
- Длина х размах — 8,25 м х 10,2 м
- Масса пустого — 2699 кг
- Масса взлётная: 3350 кг
- Скорость максимальная у земли — 505 км/ч
- Скорость максимальная на высоте 7800 м — 603 км/ч
- Время набора высоты 5000 м — 5,7 мин
- Потолок — 11 500 м
- Дальность полёта — 1000 км
- Вооружение — 2х7,62-мм, 1х12,7-мм или 2х12,7-мм или 2х20-мм
Израсходовав боезапас, Кокорев воздушным винтом своего МиГ-3 разрушил хвостовое оперение немецкого «Дорнье» (воздушного разведчика Do-215). Самолёт противника упал. Кокореву удалось посадить свой повреждённый самолёт на фюзеляж в районе города Замбров.
Отважный пилот был ранен, но остался жив и продолжил воевать. Правда, увы недолго: погиб Кокорев 12 октября 1941 года, в воздушном бою.
Д.В. Кокорев. Фото в свободном доступе.
№5 Степан Гудимов
Практически в то же время, утром первого дня войны, в 05:20 свой самоотверженный подвиг в небе Западной Белоруссии совершил зам. командира эскадрильи 33-го истребительного авиаполка ст. лейтенант Степан Митрофанович Гудимов.
В составе группы истребителей И-16 он отражал налёт немецких бомбардировщиков Не-111, которых сопровождали истребители Me-109, на аэродром у города Кобрин Брестской области.
ТТХ семейства He.111 | ||||||
He.111 B-2 | He.111 E-3 | He.111 P-4 | He.111 H-16 | He.111 Z-1 | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Технические характеристики | ||||||
Экипаж, чел. | 4 | 5 | 7 | |||
Длина, м | 17,5 | 16,4 | 16,6 | 16,4 | ||
Размах крыла, м | 22,6 | 35,4 | ||||
Высота, м | 4,4 | 4,0 | ||||
Площадь крыла, м² | 87,7 | 147,6 | ||||
Масса пустого самолёта, кг | 5845 | н/д | 6780 | 8690 | 21 300 | |
Масса нормальная взлётная, кг | 8600 | 9600 | н/д | н/д | 24 600 | |
Масса максимальная взлётная, кг | 10 000 | 10 600 | 13 300 | 14 000 | 28 600 | |
Двигатель | 2 × DB 600CG | 2 × Jumo 211A-1 | 2 × DB 601А-1 | 2 × Jumo 211F-2 | 5 × Jumo 211F-2 | |
Мощность двигателя, л. с. (кВт) | 2 × 930 (684) | 2 × 1010 (743) | 2 × 1100 (809) | 2 × 1350 (993) | 5 × 1350 (993) | |
Лётные характеристики | ||||||
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) | 300 (0) 370 (4000) 330 (6000) |
350 (0) 418 (4000) |
363/350 (0) 400/380 (2000) 410/390 (4000) 430/405 (6000)[3] |
360/280 (0) 390/305 (2000) 395/320 (5000)[3] |
435 (6000) | |
Крейсерская скорость на высоте, км/ч (м) | 275 (0) 340 (4000) 325 (6000) |
323 (0) 380 (4000) |
310/270 (0) 340/290 (2000) 370/310 (5000)[3] |
н/д | 390 | |
Практическая дальность с нагрузкой, км (кг) | 1630 (800) 900 (1300) |
1500 (2000) | 1960 | 2050 (3000) | 2400 | |
Практический потолок, м | 7000 | н/д | 8000 | 8500 | 10 000 | |
Время набора высоты, мин (м) | н/д | н/д | 7 (1000) 14,2 (2000) 31,3 (4300) |
8,5 (2000) 23,3 (4000) 42 (6000) |
30 (9000) | |
Вооружение | ||||||
Стрелковое | 3 × 7,92-мм MG-15 | 6 × 7,92-мм MG-15 1 × 7,92-мм MG-17 |
1 × 20-мм MG-FF 1 × 13-мм MG-131 3—4 × 7,92-мм MG-81 |
1 × 20-мм MG-FF 2—3 × 13-мм MG-131 6—7 × 7,92-мм MG-15 |
||
Бомбовое, кг | 1500 | 2000 | 3000 | 7200 |
В воздушном бою ст. лейтенант Гудимов сбил один вражеский бомбардировщик огнём, а второй, когда израсходовал боеприпасы, – снёс таранным ударом. Он выпрыгнул с парашютом, но зацепился стропами за самолёт и погиб.
Памятник на месте гибели С.М. Гудимова в Белоруссии. Фото в свободном доступе.
№4 Леонид Бутелин
Мл. лейтенант Леонид Георгиевич Бутелин, на начало войны, был командиром звена 12-го истребительного авиаполка 64-й авиадивизии.
В 05:15 Бутелин, отражая вместе с товарищами налёт на свой аэродром Бовшев, на истребителе И-153 пошёл на таран «Юнкерса-88», отрубив винтом хвостовое оперение немецкого самолета.
Технические характеристики
- Экипаж: 1 (пилот)
- Длина: 6,275 м
- Размах крыла:
- верхнего: 10,0 м
- нижнего: 7,5 м
- Высота: 3,425 м
- Площадь крыла: 22,14 м² (обоих крыльев)
- Масса пустого: 1 348 кг
- Нормальная взлётная масса: 1 765 кг
- Максимальная взлётная масса: 1 859 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 240 кг
- Объём топливных баков: 316 л
- Силовая установка: 1 × радиальный М-62
- Мощность двигателей: 1 × 1000 л.с. (1 × 610 кВт (номинальная, у земли))
- Воздушный винт: ВИШ АВ-1
- Диаметр винта: 2,8 м
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- у земли: 366 км/ч
- на границе высотности: 426 км/ч
- Скорость сваливания: 110 км/ч
- Практическая дальность: 740 км
- Практический потолок: 11 000 м
- Скороподъёмность: 15 м/с
- Время набора высоты:
- 3000 м: 5,5 мин.
- 11000 м: 31 мин.
- Нагрузка на крыло: 84 кг/м²
- Тяговооружённость: 328 Вт/кг
- Длина разбега: 106 м
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 4 × 7,62 мм пулемёта ШКАС с боекомплектом 2500 патр.
- Неуправляемые ракеты: до 8 × РС-82
- Бомбы: до 200 кг
Ещё раньше он сбил другой немецкий бомбардировщик огнём из пулемётов.
К сожалению, при этом И-153 Бутелина тоже был повреждён и стал стремительно падать. Воспользоваться парашютом пилот не успел (а возможно, он до последнего пытался стабилизировать самолёт и совершить на нём жёсткую посадку). Погиб Бутелин близ деревни Немшин Голичинского района Ивано-Франковской области.
Л.Г. Бутелин. Фото в свободном доступе.
№3 Василий Лобода
Командир звена 10-го ИАП лейтенант Василий Сергеевич Лобода в 6:30 уже второй раз за день пошёл в воздушный бой в составе эскадрильи истребителей И-16. У города Шауляй на высоте 2 тысяч метров наши лётчики атаковали группу вражеских бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении истребителей Bf-109.
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,95 м (29 футов 4 дюйма)
- Размах крыла: 9,925 м (32 фута 7 дюймов)
- Высота: 2,6 м (8 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 16,05 м2 (172,8 кв. футов)
- Аэродинамический профиль: NACA 2R1 14.2; совет: NACA 2R1 11.35
- Вес пустого: 2247 кг (4954 фунта)
- Вес брутто: 3,148 кг (6 940 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3400 кг (7496 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Поршневой двигатель Daimler-Benz DB 605A-1 V-12 с жидкостным охлаждением 1475 л.с. (1455 л.с.; 1085 кВт)
- Пропеллеры: 3-лопастной VDM 9-12087, легкосплавный пропеллер с постоянной частотой вращения диаметром 3 м (9 футов 10 дюймов)
Производительность
- Максимальная скорость: 530 км / ч (330 миль / ч, 290 кн) на уровне моря
588 км / ч (365 миль в час; 317 кн) на высоте 4000 м (13000 футов)
642 км / ч (399 миль в час; 347 кн) на высоте 6300 м (20 700 футов)[87]
622 км / ч (386 миль в час; 336 кн) на высоте 8000 м (26000 футов)[88]
- Крейсерская скорость: 590 км / ч (370 миль в час, 320 кн) на высоте 6000 м (20 000 футов)
- Дальность: 880-1,144 км (547-711 миль, 475-618 миль на дюйм)
- Боевая дальность: 440-572 км (273-355 миль, 238-309 миль по Гринвичу) 440-572 км до фронта и обратно домой
- Дальность переправы: 1144-1994 км (711-1,239 миль, 618-1,077 миль по гринвичу), 1144 без и 1994 с подвесным баком
- Рабочий потолок: 12 000 м (39 000 футов)
- Скороподъемность: 20,1 м / с (3960 футов / мин)
- Нагрузка на крыло: 196 кг / м2 (40 фунтов / кв. фут)
- Мощность / масса: 0,344 кВт / кг (0,209 л.с. / фунт)
Вооружение
- Оружие:
- 2 × 13 мм (.51 дюйм) синхронизированные пулеметы MG 131 с 300 РПГ
- 1 × 20 мм (0,78 дюйма) Пушка MG 151/20 в качестве центральной мотоканоны с 200 РПГ[89] или
- 1 х 30 мм (1,18 дюйма) пушка MK 108 в качестве центральной мотоканоны с 65 РПГ (вариант G-6 / U4)
- 2 × 20—мм подкрыльевых пушечных отсека MG 151/20 с 135 РПГ (дополнительный комплект -Rüstsatz VI)
- Ракеты: 2 × 21 см (8 дюймов) Wfr. Gr. 21 ракеты (G-6 с BR21)
- Бомбы: бомба 1 × 250 кг (551 фунт) или бомбы 4 × 50 кг (110 фунтов) или 1 × 300-литровый (79 галлонов США) сбрасываемый бак
Лобода повёл своё звено в атаку на истребители прикрытия. Он сбил один «Мессершмитт». А во второй атаке, выручая товарища, таранил другой вражеский истребитель, сбил его, но и сам при этом погиб.
В.С. Лобода. Фото в свободном доступе.
№2 Евгений Панфилов
Благополучно завершился воздушный таран, который совершил командир звена 126-го истребительного авиационного полка мл. лейтенант Евгений Максимович Панфилов. В 08:30, защищая свой аэродромом под Белостоком, он протаранил немецкий истребитель Ме-109.
Панфилов выпрыгнул с парашютом из своего падающего МиГ-3, и остался жив. После выхода из госпиталя воевал в составе 148-го и 254-го истребительных авиаполков, уже на Як-1.
Параметр / Модификация | Як-1 |
---|---|
Экипаж, чел. | 1 |
Геометрия | |
Длина, м | 8.48 |
Размах крыла, м | 10.00 |
Площадь крыла, м2 | 17.15 |
Масса | |
Масса пустого, кг | 2445 |
Масса нормальная взлётная, кг | 2950 |
Силовая установка | |
Мощность номинальная, л. с. | 1020 |
Мощность взлётная, л. с. | 1100 |
Лётные данные | |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 472 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч | 560 |
Практическая дальность, км | 650 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин | 877 |
Практический потолок, м | 10000 |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное | 1 × 20-мм пушка ШВАК 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС |
Погиб в очередном воздушном бою 12 августа 1942 года.
Е.М. Панфилов. Фото в свободном доступе.
№1 Андрей Данилов
Около 10-ти утра рядом с аэродромом Лесище, в Гродненской области, дрался с истребителями и бомбардировщиками противника лётчик 127-го истребительного авиаполка, старший политрук Андрей Степанович Данилов.
На истребителе И-153 он сбил немецкий «Юнкерс-88».
Общие характеристики
- Экипаж: 4 (пилот, бомбардир / передний стрелок, радист / задний стрелок, штурман / подфюзеляжный стрелок)
- Длина: 14,4 м (47 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 20 м (65 футов 7 дюймов)
- Высота: 4,8 м (15 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 54,5 м2 (587 квадратных футов)
- Вес пустого: 9 860 кг (21 737 фунтов)
- Вес брутто: 12 105 кг (26 686 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 14 000 кг (30 865 фунтов)
- Силовая установка: 2 × перевернутый поршневой двигатель Junkers Jumo 211J-1 или 211J-2 V-12 жидкостного охлаждения, мощностью 1000 кВт (1340 л.с.) каждый для взлета
1010 кВт (1350 л.с.) на высоте 250 м (820 футов)
790 кВт (1060 л.с.) на высоте 5200 м (17 000 футов)
- Пропеллеры: 3-лопастный винт переменного шага VDM
Производительность
- Максимальная скорость: 470 км / ч (290 миль в час, 250 кн) на высоте 5300 м (17 390 футов) и 12 500 кг (27 557 фунтов)
- Крейсерская скорость: 370 км / ч (230 миль в час, 200 кн) при экономичной крейсерской скорости 5300 м (17 390 футов)
- Дальность полета: 1790 км (1110 миль, 970 миль на дюйм) при 2896 л (765 галлонов США; 637 галлонов imp)
- Дальность плавания на пароме: 2730 км (1700 миль, 1470 миль в час) с 4028 л (1064 галлона США; 886 галлонов имп)
- Служебный потолок: 8200 м (26 900 футов)
- Время набора высоты: 5400 м (17 700 футов) за 23 минуты
- Нагрузка на крыло: 220 кг / м2 (45 фунтов / кв. фут)
- Мощность / масса: 0,100 л.с. / фунт (0,164 кВт / кг)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 7,92-мм пулемет MG 81J на гибком креплении в переднем лобовом стекле, стреляющий вперед 1000 выстрелами.[N 4]
- 1 × 7,92-мм пулемет MG 81J на гибком креплении в нижней части носового остекления фюзеляжа, стреляющий вперед 1000 выстрелами.
- 2 × 7,92-мм пулемета MG 81J на гибком креплении в задней части фонаря кабины, стреляющие в кормовую часть по 1000 выстрелов каждый.[71]
- 1 × 7,92-мм спаренный пулемет MG 81Z на гибком креплении в заднем подфюзеляжном положении Бола, стреляющий в кормовую часть 1000 выстрелов.[72][71]
- Бомбы: До 1400 кг (3100 фунтов) боеприпасов внутри в двух бомбовых отсеках весом 900 кг (2000 фунтов) и 500 кг (1100 фунтов) или до 3000 кг (6600 фунтов) снаружи. Перенос бомб извне увеличивал вес и лобовое сопротивление и ухудшал летно-технические характеристики самолета. Для переноски максимальной нагрузки обычно требовался взлет с помощью ракеты.
Потом был вынужден вступить в воздушный бой с «Мессершмиттами», сопровождавшими немецкие бомбардировщики. Его И-153 был серьёзно повреждён, сам Данилов получивший несколько пулевых и склочных ранений. Тараном он повредил крыло «Meссершмитту», а сам смог совершить жёсткую посадку на поле.
9 июля 1941 года в «Красной звезде» вышла статья о подвигах советских лётчиков, в которой Данилов был объявлен погибшим. Но он выжил: раненого пилота выходили местные жители и передали медсанбату, который отступал через деревню Черлены на восток. Удивительно, но в этом санбате Данилов встретил немецкого пилота, которого он сбил тараном: тот приземлился с парашютом, получил серьёзные травмы и попал в плен.
Это был майор люфтваффе, майор, воевавший ранее во Франции, Бельгии, в Польше, на Балканах, и, по его словам, сбивший больше тридцати самолётов противника.