САУ " Мальва "
"Мальва": особенности и преимущества российской самоходной установки
Военный эксперт Кнутов назвал преимущества российской самоходной установки "Мальва"
Ростех передал Минобороны первую партию новейших 152-мм самоходных артиллерийских орудий (САО) "Мальва". Об этом 26 октября сообщила госкорпорация на своем сайте.
"Мальва" – 152-мм самоходное колесное артиллерийское орудие с открытой установкой артиллерийской части на автомобильном шасси. Артустановка может автоматизированно вести стрельбу всеми типами боеприпасов и в режиме одновременного огневого налета, когда несколько выпущенных снарядов достигают цели в одно время.
Какими характеристиками и особенностями обладает самоходка и в чем ее преимущество, рассказываем в материале РЕН ТВ.
История создания артустановки
Самоходная артиллерийская установка была разработана в нижегородском Центральном научно-исследовательском институте "Буревестник".
В августе 2022 года началось производство опытно-промышленной партии установок.
Фото: © РИА Новости/Кирилл Зыков
В мае 2023 года стало известно о завершении госиспытаний нового орудия. Гендиректор концерна "Уралвагонзавод" Александр Потапов заявил, что "Мальва" скоро поступит на вооружение.
В августе 2023 года сообщалось, что Минобороны подписало госконтракт с "Буревестником" на поставку в российские вооруженные силы САУ "Мальва".
Предназначение "Мальвы"
"Мальва" предназначена для поражения командных пунктов, оборонительных сооружений, артиллерийских, ракетных и минометных батарей, систем ПВО, колонн бронетехники и живой силы противника.
Как устроена самоходка
"Мальва" – первое в истории российской артиллерии самоходное орудие на колесном шасси. Установка создана на базе шасси БАЗ с колесной формулой 8х8 (производства Брянского автомобильного завода). Это делает САУ более маневренной, чем установки на гусеничном ходу. Благодаря полному приводу и мощному дизельному двигателю "Мальва" хорошо преодолевает бездорожье.
Фото: © РИА Новости/Пресс-служба Минобороны РФ
Основные операции подготовки к ведению стрельбы у гаубицы автоматизированы. Установлена современная цифровая система управления огнем. Как и у ряда гусеничных самоходок, орудие "Мальвы" установлено открыто. В ходе боевой работы расчет самоходки не защищен броней.
Редактор издания "Арсенал Отечества" Алексей Леонков пояснил, что конструкторы приняли такое решение в пользу снижения массы и увеличения мобильности установки. По его словам, "Мальва" не предназначена для сражений на переднем крае – стрельба будет вестись с дальности 5-10 километров.
"Их ценность заключается в том, что на подобных САУ можно строить тактику "кочующей артиллерии", – говорит эксперт.
Такой тактический прием, по его словам, получил распространение в ходе специальной военной операции.
Ближайшими аналогами российской колесной установки являются французская колесная САУ Caesar, польская Zuzana 2 и Dana, а также шведская BW L52 Archer. При этом иностранные артсистемы отличаются по конструкции, скорострельности, дальности стрельбы.
Характеристики САУ
По данным из открытых источников, "Мальва" имеет следующие тактико-технические характеристики:
- масса – 32 т;
- экипаж – 5 человек;
- дальность стрельбы – 24 км;
- скорострельность – 7 выстрелов в минуту;
- боезапас – до 30 выстрелов;
- скорость по шоссе – 85 км/ч;
- запас хода – 800 км.
Преимущества "Мальвы"
Одной из главных отличительных особенностей установки является наличие колесного шасси, которое значительно повышает мобильность "Мальвы".
Фото: © РИА Новости/Пресс-служба Минобороны РФ
"Благодаря колесному шасси "Мальва" способна быстро разворачиваться на позиции и покидать ее, уходя от ответного огня, что очень важно в условиях контрбатарейной войны", – отметил индустриальный директор комплекса обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии госкорпорации "Ростех" Бекхан Оздоев.
Развертывание "Мальвы" на позиции, уход с нее и наведение на цель занимают намного меньше времени по сравнению с буксируемыми орудиями.
Кроме того, "Мальва" обладает меньшей стоимостью эксплуатации, чем артустановки на гусеничном ходу.
"За счет колесного шасси они намного дешевле. Управлять такими механизмами может водитель обычного большегруза, этому можно обучиться в течение небольшого периода времени", – говорит военный эксперт, директор Музея войск ПВО, полковник в отставке Юрий Кнутов.
Габариты артустановки позволяют транспортировать орудие на самолете Ил-76, благодаря чему возможна быстрая переброска САО на большие расстояния.
По словам военного эксперта, такие гаубицы особенно эффективны во время наступления противника.
"Подобного рода орудия можно достаточно быстро перемещать по линии фронта. Благодаря колесному шасси они высокопроходимы и в то же время у них достаточно хорошие скоростные характеристики", – пояснил Кнутов.