Александр Игнатьевич Молодчий

«Из-под капота мотора выскользнули языки пламени». Подвиг 21-летнего бомбардировщика Александра Молодчего

«Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.

«Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд. И так четыре года войны».

       «Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-2

Судьба Александра Молодчего похожа на чудо. Летчик участвовал в трудных боях 41-42 годов, когда немецкая авиация господствовала в воздухе, а советские самолеты несли тяжелые потери. Так, к концу осени 1941 года в его полку осталось только три бомбардировщика! Молодчий смог выжить в этих сражениях благодаря своей выучке и храбрости. В 22 года он уже стал дважды Героем Советского Союза. Рассказываем, какую тактику применял летчик и за что он был удостоен такой высокой награды.

Подвиг

К началу Великой Отечественной Александр уже был опытным летчиком с хорошей подготовкой, хотя ему и было всего 20 лет. Его первый боевой вылет состоялся в августе 1941 года. Молодчий воевал на дальних бомбардировщиках и совершал полеты в глубокий и ближний тыл противника. Он начал свой боевой путь на новом бомбардировщике Ер-2.

Ер-2 2М-105:

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Бомбовая нагрузка:
    • нормальная: 1 000 кг
    • максимальная: 5 000 кг (у поздних модификаций)
  • Пулемётное:
    • один × 12,7 мм пулемёт в верхней фюзеляжной турели, 400 патронов
    • два × 7,62 мм пулемёта в носу (500 патронов) и в люке под фюзеляжем (1075 патронов)

«Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-3

В 1941 году Молодчий участвовал в дневных налетах, которые были крайне рискованными в условиях господства немецкой авиации. Александра в критические моменты воздушных боев выручала техника пилотирования. Так, в конце сентября 1941 года Молодчий в составе пары самолетов должен был в паре разбомбить железнодорожный узел Унеча. Но после взлета на втором бомбардировщике засбоил мотор, он стал терять скорость и отставать. Тогда Александр отдал ему приказ возвращаться на аэродром и продолжил полет в одиночку.

«Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-4

Положение осложнялось тем, что стояла ясная, безоблачная погода. Чтобы хоть немного увеличить шансы на спасение, летчик снизился до минимальной высоты, с которой было безопасно сбрасывать бомбы. Спасение экипажа решили мгновения. Вражеские истребители уже заходили для атаки, в этот момент Ер-2 сбросил бомбы. Тогда Молодчий убрал газ и буквально провалился вниз с запредельной нагрузкой. Летчик вывел бомбардировщик у самой земли и на бреющем, огибая лесные кроны и пригорки, ушёл от потерявших его «Мессеров». От такого маневра у штурмана и стрелков-радистов появились синяки и ушибы, но зато все были спасены.

       «Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-5

Защитить Москву

В октябре после ряда ночных рейдов Молодчий снова получил задание на дневной вылет. Обстановка на фронте была критическая, немцы прорвали нашу оборону и рвались к Москве, требовалось любой ценой задержать их. Для этого привлекались и дальние бомбардировщики, которым приходилось выполнять опасные дневные полеты. В одном из таких вылетов Ер-2 был подбит «мессерами». Вот что вспоминал Молодчий:«Бомбардировщик, изрешеченный осколками, продолжал полет, но мне уже с трудом удавалось держать его на курсе и высоте. Перегретый мотор тянет все хуже. Начинаем терять высоту.

Внезапно гул двигателя прекратился, машину сильно тряхнуло, и винт остановился. «Конец», — мелькнуло в голове. Стало совсем тихо. Из-под капота мотора выскользнули языки пламени, и сразу же загорелось крыло.

— Всем покинуть самолет! — приказал я. Через несколько секунд экипаж выбросился на парашютах. А в глубине сознания все еще таилась надежда спасти самолет. Ищу глазами место для посадки, планирую и сравнительно удачно приземляю горящий бомбардировщик на берегу незнакомой речушки. Быстро выскакиваю из кабины, отбегаю в сторону. «Нет, спасти машину не удалось», — успеваю подумать и теряю сознание».

«Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-6

Раненого Александра спасли местные жители. Выпрыгнувшие члены экипажа дошли до места аварийной посадки. Ер-2 уже догорал, и товарищи решили, что Молодчий погиб. А Александр уцелел, вскоре весь экипаж вернулся на аэродром. В октябре 1941 года Александр Игнатьевич Молодчий был удостоен звания Героя Советского Союза. К концу осени в полку оставалось только три самолета, его отправили на переформирование.

«Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-7

После пополнения часть вернулась на фронт в январе 1942 года. А в ходе февральского ночного вылета бомбардировщик Молодчего был вновь подбит. По инструкции в такой ситуации нужно было прыгать, но Александр решил спасти машину, его экипаж отказался прыгать и остался вместе с командиром, помогая ему выбрать место приземления. Вот что вспоминал об этом Молодчий:

«Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-8

«— Как мы сели?! — искренне удивились ребята, когда мы вышли из самолета. — Ведь такой поляны не хватало бы даже при посадке днем!

Трудно передать те чувства, которые приходят к человеку в первые минуты после того, как он переживает смертельную опасность и остается целым и невредимым».

       «Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-9

В декабре 1942 года Молодчий стал дважды Героем Советского Союза. Александр атаковал не только прифронтовые районы, но и совершал дальние рейды на Берлин, Будапешт, Кенигсберг и Данциг. Александр Игнатьевич Молодчий прошел всю Великую Отечественную, на его счету 311 боевых вылетов, в том числе 287 ночных. За свои заслуги он был награжден множеством орденов и медалей, стал первым прижизненным дважды Героем Советского Союза в годы Великой Отечественной.

      «Выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не так-то было просто. Эта нагрузка — выше физических сил. Почти каждую ночь, а не ночь, так день, вылетали мы на задания. Изнурительный труд.-10