Мосты России
Топ мостов России: самые прмечательные, длинные и известные
Рассмотрим самые масштабные, длинные, красивые и необычные мосты, построенные во времена царской России, СССР и Российской Федерации, которые впечатляют весь мир.
В России мосты — это некоего рода произведения искусства. К строительству относятся трепетно и ответственно, внедряя передовые технологии, доступные на момент возведения моста. Стоит согласиться, что построить переправу через реку или залив в нашей стране нелегко — суровые климатические условия и огромные расстояния не всегда играют на руку. И тем не менее, инженерам и архитекторам царской России, СССР и Российской Федерации удавалось и удается возводить немыслимые по своим масштабам сооружения, впечатляющие весь мир. Рассмотрим некоторые из них и их удивительные истории.
Крымский мост
Длина: 19.000 м
Расположение: соединяет Тамань с полуостровом Крымом, через Керченский пролив
Годы постройки: 2016—2020 гг.
Мысль соединить Крым с территорией России возникала у многих правителей и царей. Первым мечтал соединить Керчь и Тамань князь Глеб в 1046, но тогда ещё не было технологий, позволяющих воплотить мечты в жизнь. В 1870 Великобритания также хотела построить железнодорожный переход для торговых связей с Индией, но тоже безуспешно.
Немцы во время Отечественной войны начали строительство, мост им был нужен для поставок вооружения на Кавказ. Но стройка так и не была окончена. Из-за сильного течения и слабых грунтов строительство моста требовало серьёзных геологических изысканий. В результате работ было обнаружено древнее скифское захоронение, которое найти без строительства моста геологи не смогли бы ещё очень долго. Артефакты находились под водой в небольшой лагуне неподалёку скалистых берегов Керчи.
Построить Крымский мост удалось России, причём в ускоренных темпах, всего за несколько лет. Строительство началось в 2016 году, а уже через два года был открыт автомобильный переезд. Мост включает железнодорожную и автомобильную полосу, поэтому, из-за больших нагрузок, укрепление пролётов требовало особой тщательности. Строителям это удалось, стойкость сооружения может выдержать землетрясение в 9 баллов.
Крымский мост, Керченский пролив. Фото: rosavtodor.gov.ru
Существует легенда, что при строительстве этого моста был использован знаменитый золотой болт Сталина. Есть мнение, что этот мост был построен, как символ величия Сталина, в его честь. Даже форма моста, напоминающая арфу, которую так любил вождь СССР, тоже подтверждает эти догадки. Сталин мечтал построить мост через Керченский пролив, хотел, чтобы это был самый красивый и длинный мост в мире.
Крымский мост считается символом объединения народов России и Крыма. Это основная транспортная артерия, связывающая полуостров с Краснодарским краем. На сегодняшний день Крымский мост самый длинный в России и Европе.
Крымский мост, вид арки. Фото: пресс-служба ФКУ Упрдор «Тамань»
Мост в Сорочьих Горах (Татарстан)
Длина: 13.967 м
Расположение: Республика Татарстан, через реку Каму, соединяет посёлок Сорочьи Горы и городок Алексеевское
Годы постройки: 1990—2000 гг.
Сооружение по-своему уникально, так как состоит из трёх мостов. Первый через реку Каму — длина у него 1608 метров, второй через реку Архаровка — 549 метров, и третий через реку Курналка длиной 69 метров плюс длинная эстакада 275 метров.
Соединяет посёлок Сорочьи Горы и городок Алексеевское. Это основная магистраль транспортного коридора из Европы в Китай.
Мост через Каму, Республика Татарстан. Википедия, автор: ayrat6366
Строился этот мост невероятно долго — за проектирование взялись ещё в 1970 году и только в 2000 году сооружение было полностью готово. Входит в десятку самых длинных мостов России — протяженность почти 14 км.
После ремонта была разработана интересная и эффектная подсветка с разными цветами иллюминации на каждом из трех мостов. Благодаря игре света в вечернее время мост напоминает сказочные ворота, отражающиеся в водной глади.
Смотрится сооружение необычно. Три последовательных мостовых перехода создают странное и завораживающее ощущение нереальности происходящего. Может быть поэтому именно сюда приезжают туристы и кинематографисты для того, чтобы погрузиться в атмосферу постапокалипсиса. Вокруг девственная природа, чудесный лес, минимум городской застройки. Рядом только туристическая база и потрясающие места для рыбалки, сбора грибов, просто прогулок по красивому лесу.
Местные легенды утверждают, что тот, кто проедет на лодке с веслами под всеми тремя мостами будет всегда удачливым рыбаком. В древности считалось, что два расположенных рядом моста любит нечистая сила, а здесь их сразу три. Есть где разгуляться воображению. Может быть поэтому многие маги и мистики предпочитают приезжать в эти места для проведения ритуалов?
Никаких архитектурных излишеств и украшений на этом мосту нет, но это самое необычное сооружение, которое можно встретить в этом регионе России.
Президентский мост
Длина: 5.825 м
Расположение: г. Ульяновск, через реку Волгу, соединяет правобережную и левобережную части города
Годы постройки: 1986—2009 гг.
До 2012 года в Ульяновске был самый длинный автомобильный мост, причём не только в России, но и в Европе. Многие могут вспомнить кадры Президентского моста в клипе группы «Ничья» в одноимённой песне (он тогда был ещё не достроен — на кадрах видно всего 4 пролёта), а также в эпизодах сериалов «Морские дьяволы» и «Пять минут тишины».
Президентский мост, г. Ульяновск. Википедия, автор: Anto110
Президентский мост строили 23 года (!), вместо запланированных 9 лет. Специально для его строительства открыли «Ульяновскмостострой» в 1986 году, создали производственные базы и необходимую инфраструктуру. Первую опору забетонировали в 1988 году, но уже через 8 лет стройка встала из-за нехватки финансирования. Почти десять лет строительство замерло и возобновилось только в 1998 году.
Примечательно то, что при бетонировании буровых свай впервые на практике был использован приём сухого сброса бетона на глубину 25 м. Такая технология полностью изменила нормы и правила мостостроения (причём как отечественного, так и зарубежного!). Кстати, пролётные строения тоже делали нетипично — устанавливать их начали с середины русла реки.
Мост через Амурский залив
Длина: 4.364 м
Расположение: Приморский край, г. Владивосток, Амурский залив, соединяет полуострова-Де-Фриз и Муравьёва-Амурского
Годы постройки: 2009—2012 гг.
Эстакадный мост через Амурский залив стал частью дорожной агломерации в Приморском крае, делая автомобильное движение удобным и комфортным — по нему можно быстро выехать к Русскому мосту. Построили сооружение к саммиту АТЭС 2012 года, приложив огромные усилия и все инженерные возможности. Данная низководная эстакада входит в десятку самых длинных мостов России (более 4-х км).
Суровая погода Приморья испытывала конструкцию и строителей на прочность. Бригады мостостроителей двигались навстречу друг другу с противоположных берегов. Самым трудным оказалось вбить сваи в скалистое морское дно. Но природа смирилась и теперь все 4 полосы современного дорожного полотна несут автомобили с намывного полуострова-Де-Фриз на полуостров Муравьёва-Амурского.
Мост через Амурский залив. Фото: primamedia.ru
Мост так низко висит над водой, что издалека кажется, будто он сливается с горизонтом. В непогоду штормовые волны взлетают чуть ли не до дорожного полотна. На открытие моста прибыло 1500 велосипедистов, по дороге мчались старинные автомобили из музеев города. Это был настоящий праздник для жителей и гостей Владивостока. Низководный мост является большой гордостью Приморского края, его изображение размещено на 5-тысячной купюре России. Особенно привлекает освещение конструкции, светодиодные лампы создают эффект парения моста над водой.
Большой Обуховский мост
Длина: 2.884 м
Расположение: г. Санкт-Петербург, мост проложен через реку Большую Неву
Годы постройки: 2001–2004, 2004—2007 гг.
Гости Санкт-Петербурга, желающие понаблюдать за разводом мостов, поначалу могут быть расстроены, Большой Обуховский мост — единственный неразводной мост через Неву. Однако, это не повод вычеркивать достопримечательность из списка интересных локаций, на его фоне можно провести фотосессию. Мост уже «засветился» и в кинематографе, став локацией для сериала «Мажор».
Фото: Википедия, автор: Dmitry Pakhar
Кстати, это не единственный мост в городе с таким названием, через Фонтанку уже был проложен Обуховский мост. В строительстве не обошлось без новшеств. Для Большого Обуховского моста выбрали металл для пилонов вместо традиционного железобетона. А сама винтовая конструкция стала новинкой в области технологических решений — это был первый мост в Санкт-Петербурге и всей России выстроенный таким способом. Местные жители неофициально называют мост Вантовый, его даже хотели переименовать, однако топонимическая комиссия не подтвердила информацию.
Русский мост во Владивостоке
Длина: 3,100 м
Расположение: г. Владивосток, через пролив Босфор Восточный.
Годы постройки: 2008—2012 гг.
Ещё один вантовый мост в России — последователь своего предшественника из северной столицы. Русский мост во Владивостоке — самый длинный вантовый мост, он на 12 метров длиннее китайской аналогичной конструкции Сутун.
До строительства моста попасть на остров Русский обычным горожанам было невозможно, там размещался военный объект, но в 90-х остров открыли для туристов и жители Владивостока стали переправляться к пляжам острова на паромах и лодках.
Сегодня в этом нет необходимости, дорога через мост занимает всего 15 минута, а изображение моста, ставшего главным символом Владивостока, было помещено на купюру номиналом 2000 рублей.
Саратовский мост
Длина: 2.825 м
Расположение: Саратовская область, мост построен на берегах Волги, объединяя Саратов и Энгельс
Годы постройки: 1958—1965 гг., 2000—2009 гг.
Саратовский мост строился очень долго, проект был создан в 1958. Тем не менее, в период длительной стройки именно здесь кинематографисты успели снять кинофильм «Строится мост», в котором задействованы Гурченко и Даль.
Сюда до официального открытия, на стройку приезжал и Юрий Гагарин. Он учился в Саратове в техникуме и приезжал на юбилей, встретиться с сокурсниками и учителями.
Когда-то по мосту курсировал троллейбус. Но потом, в связи с износом конструкций, маршрут упразднили. Зато после недавнего ремонта мост приобрёл красивую, яркую подсветку.
Саратовский мост, через р. Волга
В качестве альтернативы старому мосту, был построен новый Саратовский мост, длиной 12760 метров, ставший логическим и современным продолжением предыдущего, существенно снизив нагрузку на конструкции устаревшей постройки. К сожалению участь моста — быть долгостроем. Реконструкция и восстановление пролётов, строительство нового моста также не были быстрыми. Стройка длилась с 2000 по 2009 годы, потом ремонтные работы понадобились в 2014.
Интересно, но ещё в 70-х архитекторы предлагали сделать мост пешеходным, так как он не выдерживает высокие динамические нагрузки. Предлагали ограничиться только троллейбусным маршрутом. Но, в связи с тем, что это единственная крупная автотранспортная магистраль, связывающая два региона, от предложений специалистов отказались. В итоге мост практически каждый год закрывают на ремонт. Может быть со временем всё же согласятся с тем, что это будет великолепная достопримечательность города и прогулочная зона.
Интересна архитектура моста. Так как пролёты разной высоты, мост выглядит немного волнистым. Сооружение признано памятником архитектуры и входит в двадцатку исторических достопримечательностей России.
Волгоградский танцующий мост
Длина: 2.514 м
Расположение: Волгоградская область, соединяет берега реки Волга
Годы постройки: 1996—2009 гг.
Жители долго ждали строительства нового моста в Волгограде, так как приходилось переправляться летом на пароме, зимой с риском для жизни идти пешком по льду, но никто даже представить себе не мог, что сооружение прославится на весь мир. В мае 2010 года Волгоградский мост приобрёл всеобщую популярность. Дело в том, что в какой-то момент строение вошло в резонансное колебание и «пустилось в пляс»! Раскачивание продолжалось 1 час и 30 минут. «Танец» гиганта засняли очевидцы и выложили в интернет.
Освещение Волгоградского моста. Фото: группа VK — volfoto.ru
Случай настолько уникальный, что при таких интенсивных колебаниях ни одна деталь моста не пострадала! Что стало причиной такого «танца»? Специалисты утверждают — сильный ветер и ещё ряд природных факторов. Чтобы подобное больше не повторилось, строители укрепили мост специальными пружинами. Сегодня строение выглядит потрясающе. В ночное время опоры моста подсвечиваются разными цветами, благодаря которым он похож на большой космический корабль. Горожане гордятся своим мостом, теперь можно добраться до центра города всего за 20–30 минут.
Коммунальный мост
Длина: 2.200 м
Расположение: Красноярск, через реку Енисей, соединяет Центральный и Свердловский районы города
Годы постройки: 1956 -1961 гг.
Именно Коммунальный мост изображён на дестирублёвой банкноте — он считается объектом культурного наследия России. Благодаря своей уникальности мост внесён в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира». Даже сейчас, спустя более 60 лет с момента строительства, технология строительства поражает своим масштабом! Мост состоит из полуторатонных железобетонных арок. Доставить готовые полуарки было нелегко — их буксировали теплоходами непосредственно к месту монтажа.
Строительство Коммунального моста в Красноярске
Решение о строительстве моста через Енисей принял исполком Крайсовета ещё в 1940 году, но к реализации смогли приступить лишь спустя 16 лет. Поднять вопрос о возведении моста пришлось из-за необходимости круглогодичной переправы на правый берег, ведь именно там расположились крупные военные заводы эвакуированные во время войны с западной части СССР.
Коммунальный мост, г. Красноярск.
Дворцовый мост, Санкт-Петербург
Длина: 260 м
Расположение: г. Санкт-Петербург, река Нева
Годы постройки: 1850 г., 1911—1916 гг.
Когда-то на месте знаменитого Дворцового моста в Санкт-Петербурге был обычный наплавной мост. Возвели его ещё при Николае I в. 1850 году, по просьбе представителей купечества, которым очень нужен был проезд от Биржи к Торговому порту. Проект разработал военный инженер И. К. Герард. Первый мост был деревянным с незамысловатыми украшениями — чугунными торшерами с фонарями в виде шестигранных пирамид.
Конструкция несколько раз менялась, дополнялась и расширялась. В 1878 году в качестве эксперимента, мост оснастили электрическим освещением. Для этого на Васильевский остров привезли паровой котёл и электромагнитную машину. Ток пустили по проводам и осветили 8 фонарей. Целых 10 дней мост освещали всю ночь! Но потом фонари сняли и перевезли на Александровскую площадь.
Дворцовый мост, 1870-е годы
О строительстве капитального каменного моста задумались в 1901 году — был объявлен конкурс на лучший проект Дворцового моста. Целых 8 лет велась напряженная борьба между архитекторами, каждый хотел получить выгодное строительство. Дошло до того, что увлечённые разработчики предлагали поставить толстого быка вместо срединного пролёта или сделать видовые балконы на высоте 20 метров. Споры сильно затянули строительство — началось оно только в 1912 году. И только 23 декабря 1916 года по Дворцовому мосту открыли движение. До этого его протестировали на прочность — по мосту одновременно проехали 34 грузовых автомобиля, гружённые по 600 пудов.
Уже в период Советского Союза в 1939 году на Дворцовом мосту установили литую чугунную решётку, выполненную по эскизам архитектора Л. Носкова. Но замысел скульпторов И. В. Крестовского и М. М. Демьянова украсить фонарные столбы орлами, так и не реализовали.
Разведенный Дворцовый мост через Неву
Калужский каменный мост
Длина — 160 м.
Место расположения — г. Калуга, Березуйский овраг.
Год постройки — 1785 г.
Калужский каменный мост — одна из достопримечательностей Калуги и всей России. Виадук возведён в конце 18 столетия и является одним из старейших в стране. Когда-то под ним протекал небольшой ручей, но постепенно он пересох, и теперь мост соединяет две стороны Березуйского оврага.
Старые постройки отличаются своей долговечностью, надёжностью и красотой. Первый ремонт моста был сделан в 1910 года: его залили железобетоном. А потом почти век, до 2009 года, он сохранялся без модернизации.
Жители Калуги любят этот мост — здесь фотографируются во время свадеб. Посетить данную достопримечательность в день бракосочетания — традиция, которой стараются не пренебрегать. Вместе с тем и трагических историй, связанных с виадуком, хватает. Например, в 18–19 веках девушки прыгали именно с этого моста, чтобы покончить с жизнью из-за неразделенной любви. А один жених во время свадьбы хотел пошутить, поднял невесту над мостом и не удержал.
Каменный мост, г. Калуга
Разработал проект архитектор П. Р. Никитин, сделав его в стиле русского классицизма — мост опирается на 15 каменных арок, три из которых сделаны высотой в 2 этажа. К строительству приступили в 1777 году, а когда закончили в 1785, рядом построили 28 каменных торговых лавок. К сожалению, до наших дней лавочки не дожили, их разобрали в 40-х годах XIX века, а по периметру установили чугунные кованые решётки.
Каменный мост после реставрации. Фото: culttourism.ru
Мост в Царицыне (Большой мост через овраг)
Длина: 80 м
Место расположения: с. Царицыно, Москва. Построен через овраг, располагавшийся возле царских конюшен.
Год постройки: 1778—1784 гг.
Большой мост через овраг строился несколько лет, с перерывами. Начало строительства было положено Василием Баженовым, который взялся за основательную постройку, чтобы соединить царскую резиденцию с конюшенным двором. Надо отметить, что на начало постройки моста конюшни ещё даже не были заложены, только значились в проекте.
С самого начала строителей ожидали сложности. Когда рыли котлованы, наткнулись на подземные ключи, а грунт на поверку оказался неустойчивым. Это вынудило рабочих установить более 2000 свай чтобы укрепить конструкцию, поэтому мост значительно отличается от своего проекта. Он выглядит массивнее, чем на первом плане села Царинына.
Большой мост через овраг в Царицыне
В 1784 году (официально считающимся годом окончания постройки) мост был почти достроен, не хватало лишь парапетов. Достраивать их также должен был Баженов, но в 1785 году он попал в опалу императрице Екатерине II. А после смерти её величества стройка резиденции была остановлена.
И только в начале следующего столетия ученик Баженова Иван Еготов смог закончить творение своего учителя. Были уложены боковые части и дорожное покрытие.
Во время Великой Отечественной войны мост служил трассой для танков, а фашистская авиация не единожды пыталась его разрушить. В результате мост был приведён в негодность, а реставрационные работы прошли только в конце 20 века. Благодаря польским мастерам сооружение приведено в первоначальный вид. Сейчас большой мост через овраг радует своим видом жителей и гостей столицы.
Автор текста: Наталья Приймачук-Парсентьева