История казачества
КАЗАКИ – КЕМ ОНИ БЫЛИ, КАК ЖИЛИ И ЧТО С НИМИ СТАЛО?
КАЗАКИ
(ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ)
КАЗАКИ ПРОШЛИ ДОЛГИЙ, ТРУДНЫЙ И ПОЛНЫЙ КРУТЫХ ПОВОРОТОВ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ. ОНИ УШЛИ, НО, МОЖЕТ БЫТЬ, ЕЩЁ ВЕРНУТСЯ!
Казаки оставили заметный след в российской истории. Их собственный исторический путь был сложен и тернист. Сами по себе они были людьми смелыми, самобытными и потому интересными. Ввиду всего этого я, проникшись казачьей тематикой, полагая, уважаемые читатели, что она и у вас может вызывать определённое (и, возможно, даже большое!!!) любопытство, решил, рассказать вам о казаках кратко (насколько это возможно), но обстоятельно в своей новой статье, которую, как всегда, размещаю на историческом и познавательном сайте «Эрудит».
КАЗАКИ
(ДОНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО НА ВОЙНЕ)
Вообще, кем являлись казаки с научно-исторической точки зрения?
КАЗАКИ
(КУБАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО НА ВОЙНЕ)
Во-первых, они представляли из себя ряд (!!!) субэтнических групп русского этноса, то бишь, если по-простому, русского народа (субэтнические группы – это части единого этноса, имеющие свои особенности). Казаки от остальных русских отличались родом деятельности, собственными языковыми наречиями, имели особенности в культуре, самосознании, традициях, одежде, местах проживания – проживали в отдалённых районах (как правило, окраинных) российского государства либо на территориях, граничащих с ними, которые в период зарождения казачества в государственном отношении были ничейными. Изначально казачьи сообщества формировались именно как субэтнические группы!
Донской казак и его семья (1910-е годы)
Почему казаки представляли из себя субэтнические группы, а не единую группу? Да потому, что казачьи сообщества формировались в разных местах, причём места эти зачастую находились друг от друга на значительном удалении. Например, в ХVII веке основными местами компактного проживания казаков являлись берега Днепра, Терека, Дона, Волги и Яика. В более поздние времена казаки обосновывались в Сибири, Забайкалье, Средней Азии, на Дальнем Востоке и даже на Камчатке! Естественно, скажем, казаки Дона и казаки Забайкалья по ряду характерных признаков (одежде, языковому наречию и т.д.) довольно сильно отличались друг от друга и единую группу образовывать не могли.
ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ КАЗАКИ
(В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 ГОДОВ)
(Кстати, к субэтнической группе русского этноса относились и запорожские казаки! Это сейчас в Украине тамошние украинствующие политики, историки и пропагандисты относят запорожских казаков к украинцам. Однако сами запорожские казаки считали себя никем иным, как русскими людьми. Вспомните гоголевского запорожского казака Тараса Бульбу – он прямо и чётко, да ещё и с гордостью называл себя русским! Да, запорожские казаки говорили на малороссийском наречии (например, называли себя не казаками, а козаками), но из-за этого осознавать себя русскими они не переставали! Обусловлено это было прежде всего тем, что в религии запорожские казаки строго придерживались русского православия, а в те времена человек идентифицировался как русский именно по принадлежности к этому вероисповеданию).
Запорожские казаки и русское православие
Во-вторых, казаки были сословием (сословие – группа населения права и обязанности, которой определяются и устанавливаются государством, на территории которого эта группа проживает; причём данные права и обязанности передаются по наследству). Казаки не сразу стали сословием – казацкое сословие возникло значительно позже появления самих казаков. При этом после того, как государство решило признать казаков сословием, уже не все приписываемые к этому сословию казаки оказывались представителями субэтнических групп русского этноса. Так, на основе сословного признака среди казачества стали образовываться отдельные группы казаков нерусского происхождения: из бурятов, башкиров, калмыков и т.д. Кроме того, ввиду того, что некоторые казачьи сообщества существовали очень недолго, их представители, будучи казаками по своей сословной принадлежности, просто не успевали сформировать собственные этнические особенности (один из таких примеров приведу ниже).
Казаки-калмыки эпохи Отечественной войны 1812 года
(Некоторые нерусские представители российского казачества входили в казачьи сообщества, представленные в основном именно русскими казаками. Например, казаки-буряты входили в Забайкальское казачье войско, личный состав которого большей частью состоял из русских).
КАЗАКИ-БУРЯТЫ
(ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО)
Принято считать, что слово «казак» имеет тюркское происхождение и означает «вольный кочевник», «свободный человек», «бродяга». Однако с данной точкой зрения согласны не все исследователи истории казачества. Например, В.Е.Шамбаров считает, что слово «казак» хотя и означает «свободный», «вольный», но происходит от древнеиранских языков, на которых говорили скифы и сарматы. Есть и иные мнения о происхождении слова «казак».
Когда точно возникли казаки историки не знают. Но первые письменные упоминания о неких группах казаков (что они из себя представляли толком неясно) стали появляться примерно с середины ХV века.
Так, сохранились русские летописные сведения о том, что в 1443 году в зимних боях против ордынского царевича Мустафы отличились рязанские казаки (рязанская земля в то время ещё не входила в состав территории единого российского государства, а сами рязанские казаки были предшественниками донских казаков).
Формирование единого российского государства в ХV-ХVI веках
Пункт 66 утвержденного в 1449 году устава черноморской колонии Генуэзской республики — Кафы (нынешней Феодосии) запрещал, «если случится, что будет взята какая-нибудь добыча на суше казаками», отбирать у них эту добычу и взимать с неё налоги. Наоборот, уставы других генуэзских колоний в Крыму Солдайи (Судак) и Чембало (около нынешнего Севастополя) требовали от казаков, если те возьмут добычу, выделять третью её часть консулам этих городов. Венецианец Барбаро, живший в здешних местах в 1436-52 годы, писал: «В городах Приазовья и Азове жил народ, называвшийся казаки, исповедовавший христианскую веру и говоривший на русско-татарском языке». Помимо этого, Барбаро отмечал, что казаки имели выборных предводителей.
В 1475 году турки предприняли военную экспедицию в Крым. К тому времени неплохо обосновавшиеся там генуэзцы обратились за военной помощью к польскому королю Казимиру IV. Имеются письменные подтверждения, что последний прислал генуэзцам на подмогу не польские войска, а казаков.
Здесь в ХV веке были знакомы с казаками
Далее, то есть уже в ХVI веке и позже, упоминания о казаках в различных документах хлынули сплошным потоком.
Из каких людей формировались казачьи сообщества? Поначалу, конечно, из крестьян и барских слуг, бежавших от тягот крепостной неволи из России, а также из Польши (Речи Посполитой), которая ещё в ХIV веке прикарманила приличный кусок старинных русских земель с их русским населением. Скрывшись от своих господ, добравшись до неподконтрольных государственной власти территорий и осев на них, они, обретя пусть и незаконно личную свободу, становились казаками (историки их называют природными казаками). Приток таких людей не прекращался на протяжении столетий, благодаря чему численность природных казаков неуклонно росла. Кроме того, эти казаки, селясь общинами, заводили семьи, что приводило к естественному воспроизводству природного казачьего населения и, соответственно, тоже к увеличению его численности. (Приток беглых крепостных на большую часть казачьих территорий закончился лишь в начале ХVIII века, когда российское государство строго-настрого запретило проживавшим на них природным казакам принимать беглецов-переселенцев в свои ряды; данный запрет игнорировали только запорожские казаки — они записывали беглых крепостных в свои кошевые компуты (то бишь казачьи списки) вплоть до ликвидации Запорожской Сечи, о которой речь пойдёт ниже).
На этих землях оседали природные казаки
Позже казачьи сообщества стали искусственно создаваться самим российским государством. Впервые это произошло в середине ХVI века, когда государство создало целый ряд казачьих общин на своих южных границах (в Рязани, Орле, Ряжске, Рыльске и других населенных пунктах) из проживающих там местных крестьян и горожан. Служивые казаки — так стали официально называться казаки этих общин — несли пограничную службу по охране государственной границы и получали за это от государства жалование: 4-5 рублей в год (сумма немалая, корова тогда стоила 1-2 рубля), 12 четвертей ржи (1 четверть ржи соответствовала нынешним 200 кг) и столько же овса, участок земли, освобождение от налогов. Служба была пожизненный и потомственной (то есть служивые казаки, в отличие от природных казаков, становились казаками именно по сословному признаку). В 1571 году боярином М.В.Воротынским был составлен подробный устав сторожевой службы, делившей служивых казаков на городовых, обязанных обеспечивать защиту приграничных городов, и станичных, предназначенных нести пограничную службу в степи.
Служивый казак
Российское государство продолжало и дальше (вплоть до ХIХ века) само создавать казаков. При этом оно порой создавало не только служивых казаков, живших на государственное жалование, но и казаков типа природных, которым регулярного государственного содержания не назначалось, в связи с чем те вынуждены были содержать себя сами (главным образом путём ведения сельскохозяйственной деятельности). Например, в 1850-х годах на юге-востоке современного Казахстана и в северной части нынешней Киргизии государством было основано Семиреченское казачье войско (его сформировали из переселённых в эти места обычных русских крестьян и сибирских казаков). Несмотря на то, что данное войско возникло благодаря стараниям государства, по внешним признакам оно ничем не отличалось от существовавших в то время казачьих войск природных казаков.
СЕМИРЕЧЕНСКИЙ КАЗАК
(В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА)
Правда, при необходимости государство создаваемых им собственными усилиями казаков затем нередко подвергало расказачиванию — то есть переводу в неказачьи сословия. Приведу один из таких примеров (ниже подобные примеры будут представлены ещё). В 1787 году светлейший князь и генерал-фельдмаршал Г.А.Потёмкин из бывших солдат Украинского ландмилицкого корпуса организовал Екатеринославское казачье войско численностью до 50000 человек (дислоцировалось в Екатеринославском наместничестве, административным центром которого тогда был город Кременчуг). Это войско просуществовало недолго, в 1796 года по указу императрицы Екатерины II оно было расформировано, а его казаки выведены из казачьего сословия и приписаны к другим сословиям: мещанам и государственным крестьянам. (То есть, получается, что екатеринославские казаки, став казаками по сословному признаку, так и не успели стать субэтнической группой русского этноса!!!).
Казак Екатеринославского казачьего войска
На что жили казаки, создаваемые государством, я уже рассказал. А каким образом добывали себе пропитание природные казаки? Они практиковали рыбную ловлю, охоту, у женатых казаков («домовитых») семьи занимались огородничеством и прочими видами сельскохозяйственной деятельности. Но, конечно, изначально главным видом добывания средств к существованию у природных казаков был разбой. Да, уважаемые читатели, природные казаки промышляли вооружёнными набегами на селения, нападали на купеческие караваны, нешуточно увлекались пиратством.
ЗАПОРОЖСКИЕ КАЗАКИ
(ЗА ПИРАТСКИМ ПРОМЫСЛОМ)
Вершить разбой природные казаки обычно отправлялись в южном направлении — там проживало нерусское население, но от них порой сильно доставалось на орехи и русским. Например, природные казаки с завидной регулярностью грабили суда русских купцов на Волге (таких казаков купцы и царская власть называли «воровскими»).
Карта кладов волжских воровских казаков
Короче говоря, казаки-разбойники не подчинялись никому и досаждали всем! Неслучайно в 1539 году великий московский князь Василий III попросил Османскую империю (Турцию) обуздать казаков с Дона (они были природными казаками), на что её султан ответил: «Казаки не присягают мне на верность, и они живут так, как им заблагорассудится». А в 1549 году на просьбу османского султана прекратить агрессивные действия тех же казаков уже сходным образом ответил русский царь Иван Грозный, заявив: «Донские казаки не мои подданные, и они идут на войну или живут в мире без моего ведома».
ДОНСКИЕ КАЗАКИ В ХVI ВЕКЕ
Когда природные казаки достигли внушительной численности, некоторые государства стали нанимать их в качестве военной силы. Например, в 1593 года габсбургская Австрия привлекла 12-тысячное войско запорожских казаков к войне с Османской империей. В 1636 году Речь Посполитая использовала флотилию запорожских казаков в войне с Швецией. Иван Грозный договорился с донскими казаками об участии в Ливонской войне на стороне России и в 1563 году этих казаков в его войске во время похода на Литву насчитывалось 6 тысяч. В 1591 году яицкие казаки (жили на берегах реки Яик – сейчас она называется Уралом) по приглашению сына Ивана Грозного — царя Фёдора Ивановича приняли совместно с русскими войсками участие в далёком походе на Кавказ.
ЯИЦКИЕ КАЗАКИ В ХVI ВЕКЕ
Кроме того, природные казаки запомнились в истории и тем, что в 1578 году были наняты Строгановыми (русскими купцами и промышленниками, имевшими на Урале крупные солеваренные и рудные промыслы) для осуществления военной экспедиции в Сибирь. Получив материальную и организационную поддержку последних, отряд природных казаков (с Волги) под командованием казачьего атамана Ермака Тимофеевича в 1581 году начал свой знаменитый поход через Уральские горы в Сибирь, в ходе которого было разгромлено Сибирское ханство и положено начало присоединению территорий Сибири к России.
ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ И ЕГО КАЗАКИ
(ВО ВРЕМЯ ПОХОДА В СИБИРЬ)
Очень долгое время природные казаки были социально взрывоопасным элементом. Они принимали участие во многих антиправительственных выступлениях и народных восстаниях. Вот лишь самые крупные из них…
В 1606 году войско из нескольких тысяч терских и волжских казаков во главе с казаком Илейкой Муромцем, выдававшим себя за никогда не существовавшего в действительности сына царя Фёдора I – царевича Петра Фёдоровича, пошло походом на Москву с целью захвата государственной власти в России.
С конца 1640-х годов войско запорожских казаков во главе с их гетманом Богданом Хмельницким стало вести активные боевые действия против законной власти короля Речи Посполитой.
Хмельницкий и запорожские казаки громят рать польского короля
В 1707-1708 годах в России полыхало восстание донских казаков под предводительством атамана Кондратия Булавина.
Взятие донскими казаками-булавинцами Царицына
В 1670-1671 годах полномасштабную войну против царской России вели донские казаки под предводительством атамана Степана Разина.
Донские казаки-разинцы отступают от Симбирска
В 1773-1775 годах императорская Россия содрогнулась от крестьянской войны, которую смог разжечь донской казак Емельян Пугачёв (в этой войне самое активное участие приняли яицкие казаки).
Пугачёв и яицкие казаки принимают капитуляцию Осинской крепости
Российскому самодержавному государству разбойный и бунташный нрав природных казаков, разумеется, был не по душе. Поэтому оно пришло к мысли о необходимости сделать их послушными себе и превратить в опору царя. Каким образом? Понаблюдав за служивыми казаками, которые проблем самодержавию не создавали, государство природных казаков стало постепенно тоже признавать военно-служилым сословием и частью государственных военных сил, обязанных по приказу царя участвовать в боевых действиях на стороне России, а также осуществлять военное прикрытие её границ (в итоге природные казаки стали медленно, но верно терять свою независимость от государства). Чтобы сами природные казаки этому не сильно противились, государство принимало их под своё покровительство: помимо обязанностей, наделяло их также правами и льготами (на личную свободу, на землю, на которой жили казаки, на их право заниматься всевозможными хозяйственными промыслами, на освобождение от налогов и пошлин), периодически (начиная с царя Фёдора Ивановича) оказывало им помощь вооружением и боеприпасами, предоставляла иную материальную поддержку. (Архивные царские грамоты за разные годы гласят: «Послали к вам нашего жалования атаманам и всем казакам… Сто пятьдесят портищ добрых, да пятьдесят пуд селитры, да пятьдесят пуд свинцу, шесть пуд с четвертью серы, да запасу сухарей и круп…»; «Атаманы и казаки нашим государским жалованием пожалованы… Посылаем денги, и сукна, и зелье, и свинец, и хлебные запасы и вино…»).
Посол царя Алексея Михайловича от его имени дарует права запорожским казакам
Природные казаки воспринимали такую политику в отношении себя со стороны российского государства, пожалуй, в большей мере одобрительно, нежели негативно. Этому способствовало то, что с каждым десятилетием заниматься разбоем, вооружёнными набегами природным казакам становилось все труднее и труднее, ведь и Россия, и граничащие с ней государства крепли и давали казакам-разбойникам всё более и более мощный отпор. Природные казаки стали понимать: от разбойного образа жизни надо отказываться и по месту своего жительства переходить к нормальной (и безопасной!!!) хозяйственной деятельности (преимущественно в сфере сельского хозяйства), создание наиболее подходящих условий для которой мог им обеспечить только русский царь или царица (хотя бы уже потому, что те, как и казаки, были тоже православным христианами!!!).
Да, конечно, процесс приручения русскими царями-самодержцами природных казаков проходил болезненно. Некоторые из них были не приручены, а уничтожены (такая судьба, в частности, постигла волжских воровских казаков – к 1610 году они исчезли; в ХVIII веке волжские казаки на некоторое время были возрождены государством, но уже как подчиненная ему сословная группа).
ВОРОВСКИЕ КАЗАКИ
Та часть природного казачества, которая всё-таки в конечном итоге была поставлена под государственный контроль, долго брыкалась и с оружием в руках отстаивала свою вольность, периодически поднимая мятежи, которые царским войскам приходилось сурово подавлять. Однако в конце концов природные казаки присмирели и превратились в одно из самых послушных самодержавию сословие!
Казнь в Москве Степана Разина и его казаков
(Кстати, пока в 1654 году Украина не воссоединилась с Россией, похожую политику по отношению к запорожским казакам проводила с 1572 года и Речь Посполитая, на территории которой те проживали. Её король принял часть этих казаков на государственную службу, придав им законный статус и устанавливая им государственное содержание. Последним, которые были названы реестровыми казаками, король поручил нести полицейские функции, а также защищать южные границы польского государства, в том числе от набегов нереестровых запорожских казаков).
ЗАПОРОЖСКИЕ РЕЕСТРОВЫЕ КАЗАКИ
(В ПРАЗДНИЧНОЙ И ОБЫЧНОЙ ОДЕЖДЕ)
Приведу немного (чтобы не затягивать статью) фактуры о том, как российское государство «приручало» природных казаков…
Так, в декабре 1582 года царь Иван Грозный дал в награду за взятие Сибирского ханства казачьему отряду Ермака Тимофеевича наименование «Царская служилая рать» и простил входившим в состав данного отряда казакам «все их вины» перед ним, чем положил начало служивому сибирскому казачеству. В дальнейшем лояльные русским царям сибирские казаки сыграли огромную роль в освоении Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока и включении их в состав России (вот несколько наиболее известных имён сибирских казаков-землепроходцев: Василий Колесников, Иван Галкин, Пётр Бекетов, Иван Похабов, Иван Камчатый).
Казаки Ермака с сибирскими дарами на приёме у Ивана Грозного
В 1613 году яицкие казаки, испытывая проблемы во взаимоотношениях с граничащим с ними Казахским ханством, и, поняв, что продержаться в борьбе с последним один на один им будет крайне трудно, обратились к молодому царю Михаилу Фёдоровичу с прошением о принятии их в подданство российского государства. Михаил Фёдорович в 1615 году удовлетворяет данную просьбу и жалует яицким казакам грамоту на реку Яик, отдав им её в полное владение от вершины до устья со всеми угодьями с правой и левой стороны, разрешив им набираться для житья вольными людьми. Позже яицкие казаки стали получать от него увещевательные грамоты, в которых тот осуждал их нападения на каспийские владения персидского шаха. В ответ яицкие казаки за свои разбойные прегрешения покаялись перед царём! В 1632 году по повелению Михаила Фёдоровича была произведена первая государственная перепись яицких казаков. В 1700 году царь Пётр I ограничил имевшуюся у яицких казаков внуривойсковую казачью демократию (кстати, не только у них, но и у всех других казаков!!!) — отныне в войсковых казачьих кругах (органах самоуправления казачества; у запорожских казаков они назывались радой) принимали участие не все казаки, а только атаманы и лишь очень небольшое количество выбранных казаков — в число последних, естественно, попадали только богатые казаки. В 1718 году Петр I впервые сам назначил яицким казакам войскового атамана (до этого яицкие казаки выбирали его самостоятельно). В 1721 году он подчинил яицких казаков (как, впрочем, и всех остальных российских казаков!!!) главному органу военного управления страны — Военной коллегии (по-нынешнему — министерству обороны), обязав их нести воинскую повинность, что яицким казакам не понравилось и они взбунтовались, но мятежники были разбиты царскими войсками. В 1775 году, после подавления пугачёвской смуты, опять же начатой именно яицкими казаками, императрица Екатерина II ликвидировала остатки их автономии и дала им новое название — уральские казаки (заодно переименовав реку Яик в Урал).
УРАЛЬСКИЙ КАЗАК
(В 1820-Е ГОДЫ)
С 1646 года царь Алексей Михайлович, ещё пока не ограничивая самостоятельность донских казаков, стал непрерывно держать на Дону свой стрелецкий гарнизон, используя его в качестве рычага давления на казачество (чтобы казаки уже не чувствовали себя на Дону безраздельными хозяевами). Он же в 1671 году после подавления разинского восстания заставил всех (!!!) донских казаков принести ему присягу на верность и обязал их также присягать всем последующим русским царям (в присяге содержался строгий запрет на дипломатические отношения казаков с другими государствами!!!). Его сын — Пётр I проводил в отношении донских казаков примерно такую же политику, что и в отношении яицких казаков: реформировал войсковые казачьи круги, обязал донских казаков при возникновении государственной необходимости к несению военной службы в составе царской армии, подчинил их Военной коллегии. В 1708 году после подавления булавинского восстания Пётр I отменил у донских казаков выборность войсковых атаманов (стал назначать их сам). Во времена правления наследников Петра I донские казаки окончательно утратили элементы внутривойсковой казачьей демократии — последний войсковой казачий круг был собран в 1740 году (но, в общем-то, он уже не был демократическим органом, поскольку в его состав входили только представители казачьей верхушки). При этом донским казакам (как и всем остальным российским казакам) государством была предоставлена свобода от уплаты налогов и пошлин, в период участия в военных кампаниях выдавалось казённое сукно для мундиров, выплачивалось жалование. (Например, в 1779 году казачьему полковнику полагалось 300 рублей в месяц, есаулу, сотнику, хорунжему – 50 рублей в месяц, рядовым казакам — 1 рубль в месяц; много это или мало судите, уважаемые читатели, сами – в то время лошадь стоила 40 рублей).
ДОНСКОЙ КАЗАК
(В СЕРЕДИНЕ ХVIII ВЕКА)
Аналогичным образом российское государство действовало и в отношении других природных казаков. Везде картина была схожей: если до Петра I государству природные казаки служили по своему желанию и их участие в походах царских войск достигалось путём соглашений с ними русских царей (причём переговоры с казаками велись через Посольский приказ – министерство иностранных дел того времени!!!), то с петровских времён государство за предоставляемые им казакам некоторые социальные и экономические преференции стало, во-первых, обязывать их к военной службе, во-вторых, подчинять их напрямую российскому военному ведомству; в-третьих, искоренять внутривойсковую казачью демократию (довольно скоро после смерти Петра I казачьи круги полностью исчезли у всех российских казаков!!!), в-четвёртых, вводить своих людей в исполнительные органы казачьих войск – прежде всего так называемых наказных атаманов, которые затем назначали нижестоящих казачьих командиров (к середине ХIХ века наказными атаманами назначались уже, как правило, вообще не казаки!!!). При этом самодержавие, принимая меры к взятию природных казаков под свой контроль, в тоже время, как правило, старалось сохранить их. (А вот от услуг служивых казаков, то бишь казаков, живших на государственное жалование, оно, наоборот, со временем стало отказываться. К концу ХIХ века их почти не осталось. Одним из самых последних формирований служивых казаков стала Камчатская конная городовая казачья команда – она была упразднена в 1917 году).
КАМЧАТСКИЕ КАЗАКИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
(СРЕДИ НИХ КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ КАМЧАТКИ - ИТЕЛЬМЕНЫ)
Одним из немногих исключений стала политика государства по отношению к запорожским казакам – в ХVIII веке у царской власти пропало желание сохранять этих природных казаков, ибо они с петровских времён перестали вызывать у неё доверие. Что, в общем-то, неудивительно, ведь в 1708 году гетман запорожского казачьего войска И.С.Мазепа предал Петра I и заключил изменнический договор с королём Швеции Карлом XII. Во исполнение сего договора кошевой атаман К.Г.Гордиенко привёл на помощь шведам под Полтаву 8000 запорожских казаков. Однако в Полтавкой битве русские войска разгромили шведов и запорожские казаки Петром I были наказаны. Он уничтожил столицу запорожского казачества — Запорожскую Сечь, приказал схватить, бросить в тюрьму и казнить всех запорожских казаков, кто не сложит оружие. В итоге запорожские казаки (те, кто не покорился воле русского царя) вынуждены были бежать из Малороссии и обосновываться уже на территории Османской империи.
ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ
В 1734 году, накануне очередной надвигавшейся русско-турецкой войны, запорожские казаки были по их просьбе помилованы грамотой российской императрицы Анны Иоанновны и приняты в российское подданство. Им разрешили восстановить своё внутреннее самоуправление (которое вскоре самодержавием стало последовательно ограничиваться), но обязали беспрекословно подчиняться царской воле и строго-настрого запретили осуществлять самостоятельные внешние сношения. После этого запорожские казаки, обязавшись оберегать российскую границу от набегов крымских татар, вернулись в Малороссию и основали новую Запорожскую Сечь.
ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ
В 1775 году к российской императрице Екатерине II поступила информация, что запорожские казаки (их низы, так называемая голытьба) были готовы поддержать бунтовщика Емельяна Пугачёва. К этому времени Крымское ханство перешло под протекторат России и угроза нападения на российские земли крымских татар исчезла, захиревшая Речь Посполитая уже не представляла опасности для России, а сами запорожские казаки, проявляя своенравие, притесняли, поселившихся рядом с ними крестьян (сербов по национальности) и даже самочинно облагали их данью.
ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ
Всё это в совокупности подтолкнуло Екатерину II к мысли ликвидировать Запорожское казачье войско (официальное название — Войско Запорожское), что и было сделано на основании подписанного ею в 1775 году манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». В том же году укрепления и прочие строения Запорожской Сечи были снесены российскими войсками, а запорожские казаки (сопротивление они не оказали) подверглись расказачиванию: бывшей казачьей верхушке (старшине) было даровано дворянство с обширными поместьями, а рядовые казаки были предоставлены сами себе. Последним предложили вступить в регулярные гусарские и драгунские полки царской армии. Одна часть рядовых казаков приняла это предложение, другая – осела по городам и сёлам.
Старшина запорожских казаков
Ещё одна часть запорожских казаков (около 5 тысяч человек) ушла на территорию Османской империи, султан которой позволил им основать Задунайскую Сечь (существовала с 1775 по 1828 год). За это последним пришлось участвовать в подавлении восстаний единоверных им православных народов Балкан. Такое дело задунайским казакам в конце концов надоело и 1828 году они перешли на сторону России, после чего были амнистированы российским императором Николаем I. Из них сформировали Азовское казачье войско, хорошо показавшее себя в Крымской войне 1853-1856 годов. В 1860 году российский император Александр II расформировал Азовское казачье войско, а его казаков переселил на Кубань (нынешний Краснодарский край), где они влились в состав кубанских казаков.
АЗОВСКИЕ КАЗАКИ
(БЫВШИЕ КАЗАКИ ЗАДУНАЙСКОЙ СЕЧИ)
В 1787 году (то есть спустя 12 лет после ликвидации Запорожского казачьего войска) бывшие запорожские казачьи старшины обратились с прошением к Екатерине II, в котором выразили желание по-прежнему служить ей и российскому государству. Прошение императрица удовлетворила и в том же году из бывших запорожских казаков было сформировано казачье Войско Верных Запорожцев, которое приняло активное участие в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов. По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско и ему за его боевые заслуги была выделена территория Кубани, которую оно заселило в 1792-1793 годах. Именно казаки этого войска заложили основу будущего Кубанского казачьего войска.
Запорожцы просят милости у Екатерины II
(Кстати, сейчас в современной Украине очень многие украинцы любят облачаться в наряды запорожских казаков и выдавать себя за их потомков. Но, во-первых, многие запорожские казаки (по крайней мере те из них кто проживал непосредственно в самой Запорожской Сечи) придерживались безбрачия и потому потомков не имели; во-вторых, уже в конце ХVIII века никаких казаков на территории нынешней Украины не осталось. С этого времени бывшие запорожские казаки стали обосновываться на кубанских землях нынешней России и именно на её территории проживает подавляющая часть их потомков!!!).
Запорожцы с дозволения Екатерины II переселяются на Кубань
Царской властью были расказачены не только запорожские и упомянутые мною выше екатеринославские казаки. Расказачиванию подвергся ещё целый ряд других казачьих сообществ (в том числе и относящихся к категории сообществ природных казаков — их я ниже отмечу особо). Вообще, российское государство, исходя из военных, политических, экономических соображений, начало регулярно расказачивать казаков уже вскоре после того, как они были им признаны сословием.
Так, во времена первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича (годы правления: 1613-1645) были расказачены природные мещёрские и природные северские казаки. При царе Алексее Михайловиче (годы правления: 1645-1676) расказачиванию подверглись грунтовые казаки Смоленщины. Царь и первый российский император Пётр I (годы фактического правления: 1689-1725) расказачил городовое казачество Белгородских крепостей, казаков сердюцких казачьих полков, а также природных хопёрских казаков. По повелению императрицы Екатерины II (годы правления: 1762-1796), помимо запорожских и екатеринославских казаков, были расказачены охочекомонные казаки, казаки малороссийских казачьих полков, а также природные бахмутские казаки и природные слободские казаки. При императоре Александре I (годы правления: 1801-1825) расказаченными оказались ногайские казаки, бугские казаки, а также казаки сформированного государством в 1812 году Украинского казачьего войска (было упразднено в 1816 году, то есть просуществовало всего 4 года!!!). Император Александр II (годы правления: 1855-1881) расказачил проживавших в сибирских станицах (но не в городских поселениях!!!) калтайских, томских, туруханских, енисейских, якутских казаков.
БУГСКИЕ КАЗАКИ
(БЫЛИ РАСКАЗАЧЕНЫ АЛЕКСАНДРОМ I)
Помимо расказачивания, государство в силу разных причин довольно часто практиковало передислокацию казаков (при этом обычно менялось их название). О некоторых таких передислокациях я уже выше упоминал (черноморских и азовских казаков переселили на Кубань и сделали их кубанскими казаками, часть сибирских казаков переселили в Среднюю Азию и сделали их семиреченскими казаками). Но было много и других аналогичных случаев. Для большей наглядности укажу ещё один из них. В 1777 году Екатерина II за то, что основанное государством Волжское казачье войско поддержало бунтовщиков-пугачёвцев, ликвидировало его и передислоцировало волжских казаков на Терек и иные прилегающие к нему районы Кавказа, где те вошли в состав природных терских казаков.
Территория Волжского казачьего войска до его ликвидации
Такие передислокации давались казакам нелегко. Не все они соглашались навсегда оставить насиженные места и убыть в далекий и незнакомый край, кто-то предпочитал этому покинуть казачье сословие.
ВОЛЖСКИЙ КАЗАК
(В 1774 ГОДУ)
Однако несмотря на все проводившиеся российским государством кампании расказачивания и казачьи передислокации общая численность казаков в царской России по естественно-демографическим причинам неуклонно и очень быстро росла (рождаемость у казаков всегда была будь здоров!!!).
СЕМЬЯ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ
При этом в ХIХ веке обстановка в казачьем мире наконец-то стабилизировалась. Казаки в России, хоть и лишённые самостоятельности, но социально и экономически обласканные царизмом, стали лояльны по отношению к нему и на них как на военную силу он в целом мог положиться.
КАЗАЧЬЯ ОХРАНА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II
(КАЗАКАМ ДОВЕРЯЛИ ОХРАНУ РОССИЙСКИХ ЦАРЕЙ!!!)
(Правда, хоть и изредка, но отдельные эксцессы всё-таки продолжали случаться!!! Например, когда в марте 1874 года император Александр II утвердил для уральских казаков новое Положение о воинской службе, среди них, посчитавших данное Положение несправедливым (даже несмотря на то, что на самом деле оно было очень даже либеральным!!!), вспыхнул мятеж, который пришлось подавлять силой, в результате чего было наказано — лишены казачьего статуса, высланы на поселение в Туркестан, отправлено на каторгу, казнены — около 3000 казаков).
УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ
(В 1880-Е ГОДЫ)
В военным отношении казаки стали представлять из себя иррегулярные войска, являвшиеся составной частью вооруженных сил Российской империи. (Сами казаки считали себя военными людьми и военную службу государству воспринимали как свою обязанность!!!). Что значит иррегулярные? Это значит, что, в отличие от солдат и офицеров регулярных войск, реальную военную службу казаки фактически несли не всегда, а только в особые периоды, определяемые государством (например, во время войны, военных сборов и т.д.). Соответственно, полноценной военной дисциплины и полностью военный образ жизни казаки придерживались и вели только в данные особые периоды. Несмотря на это, иррегулярные казачьи войска имели все войсковые атрибуты (полный их набор окончательно сформировался во второй половине ХIХ века): единоначалие, войсковые штабы, войсковые единицы (сотни, батареи, батальоны, полки и т.д.), войсковые суды, дисциплинарные уставы, войсковые знамёна, военную форму (вводилась со второй половины ХVIII века государством, причём для каждого казачьего войска со своими особенностями), чины (по-нынешнему — звания; по звучанию казачьи чины, как правило, отличались от чинов регулярных войск, но соответствовали им).
Погоны некоторых подразделений казачьих войск
В основном казаки привлекались к военной службе в составе конницы (кавалерии). И это выглядело логично, ведь казаки с конями всегда были на «ты».
ДОНСКИЕ КАЗАКИ-КАВАЛЕРИСТЫ
Причём великолепными наездниками являлись казаки всех казачьих войск без исключения.
ДЖИГИТОВКА УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ
(РИСУНОК 1836 ГОДА)
Однако были казаки, которые служили в составе казачьих артиллерийских батарей, а также в качестве пехотинцев (к примеру, широкую известность получили так называемые «пластуны» — казачья пехота, традиционно набиравшаяся из числа кубанских казаков).
КУБАНСКИЙ КАЗАК-ПЛАСТУН
Замечу, боеспособность казаков некавалерийских войсковых формирований ничуть не уступала боеспособности казаков-кавалеристов (те же кубанские пластуны фактически имели славу казачьего спецназа).
Кубанских казаков-пластунов востороженно встречают с очередной победой
Иррегулярные казачьи войска были выгодны российскому государству, так как содержать их ему было куда менее накладно, чем регулярные войска. И это понятно, ведь казаки попадали под казённое обеспечение лишь в периоды несения реальной службы (допустим, когда участвовали в боевых действиях). При этом на военную службу каждый казак обязан был явиться в военной форме (с её запасом на все сезоны года), тремя комплектами белья, с оружием (холодным и огнестрельным), а если он был причислен к кавалерийским или артиллерийским формированиям – ещё и со строевым конем, эксплуатировать которого в хозяйственных целях казаку строго запрещалась, а также со всей полагающейся конской амуницией (в некторых случаях казак обязан был явиться на службу с двумя конями!!!). Причём всё это (кроме ружья – оно покупалось на казённом заводе на деньги казачьего войска) казак должен был приобрести за свой счёт и даже в мирное время содержать в готовности к использованию в любой момент (лишь казаки гвардейских казачьих частей всё снаряжение получали за счёт государства).
Цветовые различия в форме казаков в начале ХХ века
В начале ХIХ века государством порядок прохождения казаками военной службы и призыв на неё был уже строго регламентирован.
Соотношение чинов казачьих войск с чинами регулярной царской армии
Так, служба казаков была разделена на внешюю (или полевую), связанную с выполнением боевых, пограничных и прочих задач военной защиты государства от его врагов, и внутреннюю, связанную с конвоированием осужденных на каторгу и просто арестованных, поимкой беглых каторжан и арестантов, охраной золотых приисков, ну и т.д.
ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ В ТУРКЕСТАНЕ
(ВНЕШНЯЯ СЛУЖБА, НАЧАЛО 1870-Х ГОДОВ)
Службу обязано было нести всё казачье мужское население, за исключением так называемых торговых казаков, то есть предпринимателей из числа казаков, являющихся членами войсковых торговых обществ (они за освобождение от военной службы вносили определённую денежную сумму в казну казачьего войска), лиц, негодных к военной службе по состоянию здоровья (если они были годными к труду, то их тоже обязывали уплачивать в казну казачьего войска особый налог), а также священнослужителей.
КАЗАЧИЙ СВЯЩЕННИК И ТЕРСКИЕ КАЗАКИ
18 лет от роду сыновья казаков начинали военную подготовку и в 20 лет официально зачислялись в казаки, приводлились к присяге и приступали к несению внешней службы (у уральских казаков всё тоже самое происходило соответственно в 17 и 19 лет).
ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ В ТУРКЕСТАНЕ
(ВНЕШНЯЯ СЛУЖБА, НАЧАЛО 1870-Х ГОДОВ)
Прослужив определённый срок на внешней службе, казаки направлялись на службу внутреннюю, после окончания которой отправлялись в отставку. Однако даже в отставке казаки в особо нужных для государства случаях обязаны были выходить на внешнюю службу по требованию правления казачьего войска.
КУБАНСКИЕ КАЗАКИ-ОТСТАВНИКИ
(УСЫ КАК У ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ!!!)
Первоначально срок военной службы для казачьей верхушки (им самодержавие даровало дворянство), казаков гвардейских и артиллерийских частей составлял 25 лет, для остальных казаков – 30 лет. В 1856 году срок службы для казачьих офицеров и казаков гвардейских частей был сокращён до 22 лет, для остальных казаков – до 25 лет. В 1864 году срок службы у всех казаков стал одинаковым: 15 лет внешней и 7 лет внутренней.
Да, сроки службы были гигантскими, но не всё было так уж плохо. До 1870-х годов казаки, как правило, только в период войн проходили службу вдали от дома. В остальное время они служили в основном по месту своего постоянного проживания (причём внутренняя служба проходила всегда (!!!) на той территории, на которой располагалось казачье войско). Благодаря этому у них получалось сочетать службу с ведением домашнего хозяйства (ввиду чего они, естественно, каждый божий день на службу не ходили).
Сибирский казак и его домашнее хозяйство
В тех случаях, когда в мирное время казакам всё же приходилось долго (не менее 1 года) нести внешнюю службу вдали от дома, их регулярно отпускали домой в длительные отпуска .
Сибирский казак дома со своей женой
Значительные послабления в службе казаков произошли в 1874 году, когда под руководством военного министра Д.А.Милютина в Российской империи была проведена военная реформа. Отныне казачья военная служба проходила в служебном составе или в войсковом ополчении. Служебный состав включал в себя служивших в мирное и в военное время казаков 18-38-летнего возраста, а казаки более старших возрастов, уже пребывающие в отставке, включались в войсковое ополчение (созывалось только при чрезвычайных обстоятельствах!!!).
Дмитрий Алексеевич Милютин (годы жизни: 1816-1912)
Служебный состав во всех казачьих войсках, кроме Уральского, делился на три разряда: приготовительный, в него входили и проходили военную службу казаки 18-20 лет от роду; строевой — в нём состояли и несли реальную службу казаки возраста 21-32 лет; запасной — в нём состояли и числились казаки 33-27 лет.
Строевая подготовка донских казаков подготовительного разряда
(Кстати, приготовительный разряд был очень важным разрядом, именно в нём молодые казаки обучались боевому мастерству!!!).
Обучение кулачному бою донских казаков подготовительного разряда
Основу военных сил казачества составлял строевой разряд. Он делиллся на три очереди по четыре возрастных класса в каждой: 1-ю (21-25-летние казаки), 2-ю (25-28-летние казаки), 3-ю (29-32-летные казаки).
Сибирские казаки строевого разряда
Казаки разных очередей строевого разряда имели разные обязательства по отбыванию воинской повинности.
Так, казаки 1-й очереди находились в строевых частях (теперь вдали от дома, но периодически казакам позволяли убыть домой в отпуск), казаки 2-й очереди лишь проходили в мае ежегодные лагерные сборы продолжительностью 3-4 недели, казаки 3-й очереди участвовали в лагерных сборах только один раз – на третий год своего нахождения в этой очереди. (Казаки, запасного разряда от лагерных сборов освобождались вообще!!!). Таким образом, начиная с 1874 года, реальная и непрерывная военная служба казаков в мирное время не могла превышать более 4 лет!
Сибирские казаки 1-й очереди строевого разряда
После милютинской военной реформы по-прежнему по несколько иным правилам служили уральские казаки. По достижении 17 лет они записывались в разряд малолеток, в котором готовились к военной службе. 19 лет от роду они на два года зачислялись в разряд внутреннеслужащих, где обязаны были проходить один раз в год лагерные сборы. В возрасте 21 года они поступали в полевой разряд, находясь в котором, добровольно или по жребию отправлялись на три года для несения реальной военной службы в строевые казачьи части, располагавшиеся вдали от их дома, за что получали денежное вознаграждение от своего войска. В 36 лет они на пять лет вновь переводились в разряд внутреннеслужащих. С 41-го по 51-й года жизни уральские казаки числились в запасе и лишь уплачивали в войсковую казну денежный сбор, после чего отправлялись в полную отставку.
УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Разрядная система сильно влияла на образ жизни казака и способствовала выработке у него особой психологии. Но всё-таки по духу казак становился казаком ещё задолго до того, как зачислялся в самый первый разряд. Казачье самосознание вызревало у казака с раннего детства благодаря соответствующему домашнему воспитанию, имевшему весьма напористый характер. (По другому было нельзя, ведь сын казака уже в силу того, что он родился в казачьей семье обязан был тоже стать казаком и потому его необходимо было к этому морально подготовить).
Обряд первой посадки сына донского казака в седло
Начиная с ХIХ века, воспитание казацких сыновей перестало быть только семейным делом. Для них казаки в своих селениях стали открывать казачьи школы и училища начального образования.
Оренбургские казачата-школьники (конец ХIХ века)
В этих заведениях обучали не только грамоте, арифметике и закону божьему. (Между прочим, к началу ХХ века грамотой владело около 70 процентов казаков. И это в то время, когда по всей России грамотное население составляло не более 20 процентов!!! Правда, грамотных казачек было раза в три меньше, чем грамотных казаков).
Сибирские казачата-школьники (1909 год)
В них юных казаков приучали к военной дисциплине, а также давали начальную военную подготовку.
Астраханские казачата — ученики училища в станице Ветлянской (1910 год)
(Кстати, такую подготовку порой получали на всякий случай даже молодые казачки!!!).
Амурские казачки
В начале ХХ века в Российской империи имелось 11 казачьих войск: Донское с войсковым штабом в Новочеркасске, Кубанское с войсковым штабом в Екатеринодаре (нынешнем Краснодаре), Терское с войсковым штабом во Владикавказе, Астраханское с войсковым штабом в Астрахани, Оренбургское с войсковым штабом в Оренбурге, Уральское с войсковым штабом в Уральске, Сибирское с войсковым штабом в Омске, Семиреченское с войсковой штабом в Верном (нынешней Алма-Ате), Забайкальское с войсковым штабом в Чите, Амурское с войсковым штабом в Благовещенске, Уссурийское с войсковым штабом во Владивостоке. (Из них, кстати, войсками природных казаков были только Донское, Терское и Уральское. Все остальные казачьи войска и, соответственно, их казаки были созданы государством!!!).
КАЗАЧЬИ ВОЙСКА НА КАРТЕ
Номинально с 1827 года высшее управление казачьими войсками осуществлял наследник российского престола (цесаревич). Однако фактически все казачьи войска подчинялись военному министерству империи (в нём в 1858 году было создано Управление иррегулярных войск, а в 1909 году – Отдел казачьих войск).
Цесаревич Алексей Николаевич в казачьей форме
Каждое казачье войско имело собственную территорию с проживавшим на ней казачьим населением (то есть мужчин и женщин всех возрастов). Численность казачьего населения в казачьих войсках была разной. Самым многолюдным было Донское казачье войско (официальное название — Всевеликое Войско Донское) – на 1917 год его казачье население составляло 1 487 000 человек. На втором месте было Кубанское казачье войско – его казачье население в 1917 году насчитывало 1 339 000 человек. В других казачьих войсках на тот же год численность казачьего населения было значительно меньшей: в Оренбургском казачьем войске — 533000 человек, в Забайкальском – 260000, в Терском – 255000, в Уральском – 166000, в Сибирском — 164000, в Амурском – 49000, в Семиреченском – 45000, в Астраханском — 37000, в Уссурийском – 34000. (Вообще, в 1917 году всё казачье население составляло около 2% населения Российской империи без учёта Финляндии).
Станица донских казаков Цимлянская (1876 год)
Соответственно, и количество казачьих формирований для ведения боевых действий казачьи войска выставляли тоже разное. Например, за время Первой мировой войны (за её период с 1914 по 1917 годы) казачьи войска выставили: Донское – 61 полк, 77 сотен, 58 конвоев (1 конвой приблизительно соответствовал 1 полусотни), 6 батальонов и 26 батарей; Кубанское – 37,5 полка, 31 сотню, 7 конвоев, 22 батальона, 6 батарей; Оренбургское – 18,5 полка, 39 сотен, 4 конвоя, 8 батарей; Терское – 12 полков, 5 сотен,6 конвоев, 2 батальона, 3 батареи, Забайкальское – 9 полков, 4 батареи; Уральское – 9 полков, 6 сотен, 2 конвоя, 2 батареи; Сибирское – 9 полков, 3 сотни, 3 батареи; Семиреченское – 3 полка, 3 сотни; Астраханское – 3 полка, 1 сотню, 1 батарею; Амурское – 2 полка, 5 сотен, 1 батарею; Уссурийское – 1,5 полка, 5 сотен.
Донские казаки отправляются на Первую мировую войну
Эта была очень внушительная военная сила!
Кубанские казаки отправляются на Первую мировую войну
Причём заранее обученная и уже полностью готовая к реальным боевым действиям!
УССУРИЙСКИЕ КАЗАКИ В 1900 ГОДУ
А сражались казачьи войска всегда (в том числе и в Первую мировую войну) достойно, что, в частности, подтверждается большим числом казаков, награждённых Георгиевским крестом (в Российской империи этот орден считался высшей наградой для солдат и унтер-офицеров за их боевые заслуги и храбрость, проявленную против неприятеля).
АСТРАХАНСКИЕ КАЗАКИ
(В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ)
Кроме казачьих войск, в начале ХХ века в России было ещё 4 невойсковых казачьих сообщества: иркутское (10 тысяч казачьего населения), енисейское (10 тысяч казачьего населения), якутское (3000 казачьего населения) и камчатское (точная численность его казачьего населения неизвестна, но из всех остальных невойсковых казачьих сообществ оно было самым маленьким). Эти сообщества хотя и были невойсковыми, но всё равно считались военными. Поэтому в Первую мировую войну иркутские и красноярские казаки выставили по 0,5 полка, якутские казаки – городовой полк, камчатские казаки — пешую команду.
ЯКУТСКИЕ КАЗАКИ
(КАЗАЧЬЯ КОМАНДА ВЕРХОЯНСКА)
(Несмотря на то, что невойсковые казачьи сообщества были невелики, выходцы из их рядов в годы Первой мировой войны тоже нередко становились героями. К таковым, в частности, можно с полным правом отнести георгиевского кавалера Ивана Иннокентьевича Андросова).
ЯКУТСКИЙ КАЗАК И.И.АНДРОСОВ
На первый взгляд, с казачьими войсками в начале ХХ века обстояло всё хорошо. Но это только на первый взгляд! В действительности казаки позднеимперский эпохи сталкивались с целым рядом проблем.
Так, основой благосостояния казаков была земля, которая за их военную службу предоставлялась им для ведения сельскохозяйственной деятельности. Например, рядовые казаки должны были получать не менее 30 десятин земли (1 десятина соответствовала 1,09 гектару), казачьи обер-офицеры – 200 десятин, казачьи штаб-офицеры – 400 десятин, казачьи генералы — 1500 десятин. Весьма приличные наделы, особенно учитывая, что после отмены в 1861 году крепостного права крестьяне, проживавшие в европейской части России, страдали от жуткого малоземелья (они имели по 3, 2, а то и по 1 десятине земли!!!).
Донские казаки на пашне
Для обеспечения казаков землёй казачьи войска имели в резерве специальные земельные фонды. Однако с быстрым ростом казачьего населения (я уже выше отмечал: казаки проблем с рождаемостью не испытывали) эти фонды такими же быстрыми темпами уменьшались, в связи с чем донские, кубанские, терские казаки землёй в положенных им нормах уже фактически не наделялись – её попросту не стало хватать (хотя до крестьянского малоземелья рядовым казакам было ещё далеко, по крайней мере по 10-11 десятин земли они ещё получали и их землеобеспечению крестьяне по-прежнему завидовали).
Донской казак сельский труженик
В казачью среду стали усиленно проникать капиталистические отношения и потому казаки, которые были более удачливыми и предприимчивыми, успешно развивали сельскохозяйственное производство, а те казаки, которым не посчастливилось обладать этими качествами, наоборот, как сельхозпроизводители испытывали серьёзные экономические затруднения. (При этом необходимость несения воинской повинности, в том числе вдали от дома, оказывла на сельскохзяйственную деятельность казаков исключительно негативное влияние и многие казаки, не выдержав его беднели, а некоторые из них даже разорялись!!!).
Хозяйство зажиточного сибирского казака (1909 год)
Примерно с середины ХIХ века стало наблюдаться наступление государства на экономические привилегии казачества. Были ликвидированы или существенно ограничены распространявшиеся на территорию казачьих войск монопольные права казаков на производство и продажу спиртных напитков, на добычу соли, рыболовство. Казаки стали облагаться государством некоторыми видами налогов: налогом на наследство, налогом на процентные бумаги, гербовым сбором, квартирным налогом. С 1875 по 1906 годы забайкальские казаки (почему-то только они!!!) принуждены были государством платить подушный сбор.
Уральские казаки ловят рыбу в реке Урал (1898 год)
Стоимость боевого снаряжения казака, которое он должен был приобретать за свой счёт, постоянно росла. Приобретение данного снаряжения и содержание его в надлежащем виде с каждым годом требовало от казаков всё больших и больших финансовых затрат.
Часть снаряжения казака (приобреталось за его счёт)
К чему это всё привело? Среди казаков появилось довольно много бедноты (хотя в своём большинстве казаки были всё-таки середняками, то есть сельскими тружениками средней зажиточности). Некоторые из обедневших казаков (особенно те, кто жил в городской черте или пригородах), чтобы прокормиться, стали прибегать к совершенно неказачьим видам хозяйственной деятельности – подались в извозчики, чернорабочие, портные, сапожники, парикмахеры, прислугу ресторанов и трактиров. В итоге стали не редкостью казаки, которые были неспособны самостоятельно снарядиться для военной службы. В этих случаях на военную службу их снаряжали за счёт казачьего войска. Однако ввиду того, что ряды малоимущих казаков постоянно пополнялись бремя их снаряжения казачьим войскам брать на себя становилось всё труднее. В связи с этим всё чаще казачьи войска обращались за поддержкой к государству. Последнее помощь оказывало, но без энтузиазма и не всегда, ибо дотация казачьих войск снижало для него их экономическую привлекательность. (Когда казачьим войскам так и не удавалось изыскать финансовых средств для снаряжения материально слабых казаков, они вынуждены были предоставлять тем из-за их бедственного хозяйственного положения отсрочку от военной службы).
Часть снаряжения казака (приобреталось за его счет)
Возникает вопрос… С учётом указанных выше негативных тенденций, какие перспективы могли ожидать казачьи войска, даже если бы не наступили революционные события 1917 года? Невесёлые! Спустя ещё какое-то время (думаю, эдак лет через 20-30!!!), земельный фонд казачьих войск, располагавшихся в европейских регионах юга России (а именно там проживала основная масса казаков!!!) неизбежно бы иссяк и казаки в данных регионах, стали бы такими же малоземельными, как и обычные крестьяне. При этом ввиду необеспеченностью землёй у них пропала бы всякая заинтересованность в несении воинской повинности. У казаков в восточных регионах страны земли было бы в достатке ещё долго, но с развитием капиталистических отношений они просто физически оказались бы не способными сочетать военную службу с осуществлением сельскохозяйственной деятельности на буржуазный манер. То есть и в этих регионах у казаков пропало бы всякое желание нести воинскую повинность. Кроме того, все без исключения казаки (но, в первую очередь, конечно, те из них, кто стал бы малоземельным) столкнулись бы с непреодолимыми для них трудностями самостоятельного обеспечения себя военным снаряжением, ибо в силу стремительного развития военной техники казакам пришлось бы уже приобретать для военной службы не коня, шашку и пику (в новых реалиях потребность в них либо вообще пропала, либо, как минимум, многократно снизилась бы), а мото и автотехнику, бронеавтомобили, автоматическое оружие и многое другое. По этим же причинам казачьи войска как иррегулярные войсковые формирования полностью утратили бы в глазах государства свою экономическую привлекательность и у него исчезла бы в них заинтересованность. То есть по прошествии не столь уж длительного периода времени казачьи войска в любом случае изжили бы себя и в силу изменившихся условий были бы государством упразднены, а сами казаки были бы им, конечно же, расказачены.
Уральский казак с казачьими шашкой и пикой (приобретались за его счёт)
Но казачьим войскам (и, соответственно, всему казачеству) не довелось умереть естественной смертью. Им пришлось внезапно погибнуть (в юридическом и социальном смысле) под ударами военно-политического вихря, разыгравшегося в результате свершившихся в России Февральской и Октябрьской революций 1917 года. И произошло это так…
Февральская революция 1917 года привела к падению самодержавия (то бишь монархии) в России. Официально власть в стране перешла к Временному правительству, пообещавшему в скором времени созвать Учредительное собрание, которое, как планировалось, и должно было решить основные вопросы государственного, политического, и экономического устройства России. Казаки это восприняли в целом с воодушевлением, ибо последний российский император Николай II, втянув Россию, в том числе и её казачество, в длительную Первую мировую войну, конца которой не было видно, разочаровал казаков (уж очень они сильно устали воевать!!!). Но, повсеместно признав власть Временного правительства, казаки, пребывая в революционной эйфории, увы, стали впадать в не совсем адекватное состояние.
Донские казаки в Петрограде во время Февральской революции 1917 года
Так, у казаков сразу возникло страстное желание вернуть себе прежнюю самостоятельность, которая была у них отнята государством около полутора веков (!!!) назад. И сие желание они немедля начали реализовывать. В каждом казачьем войске были, как встарь, созваны войсковые круги (съезды), которые стали решать все организационные и иные вопросы, связанные с жизнедеятельностью этих войск (в том числе на войсковых кругах казаки стали избирать себе атаманов). Как только казаки возродили внутривойсковую демократию, среди них тут же появились лидеры, которые стали фактически толкать их на путь обособления от государства! Они стали убеждать казаков, что казачьи войска должны быть полноправными административно-территориальными образованиями (типа губерний и областей) с широкими автономными правами в рамках России. То есть, по сути, казачьи лидеры захотели, чтобы казачьи войска существовали не для государства, а сами для себя! (Но, извините, какой тогда смысл государству позволять существовать на своей территории таким войскам?!).
Участники войскового круга (съезда) Забайкальского казачьего войска (август 1917 года)
Указанные выше настроения среди казаков отчасти были спровоцированы самим Временным правительством, желавшим привлечь их на свою сторону и потому попытавшимся заигрывать с ними. В первом его составе военный министр А.И.Гучков 14 марта (по старому стилю) 1917 года подписал приказ «О реорганизации местного гражданского управления казачьего населения». Приказ декларировал: скорейшую отмену всех правоограничений казаков, не оправдывающихся особыми условиями их военной службы; реорганизацию местного управления казачьими войсками на началах самого широкого самоуправления, как вполне отвечающего историческому прошлому казачьих войск; рассмотрение вопроса об облегчении казакам снаряжения на службу как в военное, так и в мирное время.
Гучков Александр Иванович (годы жизни: 1862-1936)
Для выработки новых положений о службе, правах, обязанностях казаков и казачьих войск Гучков поручил наказному (то есть назначенному ещё царской властью) атаману Амурского казачьего войска К.Н.Хандогокову (который, кстати, не был казаком!!!) выяснить на местах каких изменений в казачьем законодательстве хотят сами казаки. В апреле 1917 года Хагондоков объехал казачьи войска: Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Оренбургское, Астраханское и выполнил порученное ему военным министром задание. Однако в мае 1917 года состав Временного правительства сменился, Гучкову в нём места не нашлось и на этом работа над новым казачьим законодательством прекратилась.
Съезд представителей казачьих войск России (март 2017 года)
То есть Временное правительство, поспособствовав разжиганию у казаков стремления к самостоятельности и снижению подчинённости государству, затем заняло по отношению к ним нейтральную позицию, но джин из бутылки уже был выпущен!
Войсковой круг (съезд) Терского казачьего войска (май 1917 года)
В ночь с 25 на 26 октября (по старому стилю) 1917 года свершилась Октябрьская революция: Временное правительство в результате вооружённого восстания было свергнуто и официально к власти в России пришли большевики во главе с В.И.Лениным.
10 ноября (по старому стилю) 1917 года пробольшевистский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который через день был опубликован в прессе и вступил в силу. С этого момента казаки юридически прекратили своё существование, ведь упразднено было в том числе и казачье сословие. (В данном случае большевики сделали то, что, по идее, должно было сделать до них буржуазное по своей природе Временное правительство, ибо, вообще-то, сословное устройство общества противоречит духу капитализма. Сейчас сословий нет ни в одном капиталистическом государстве мира!!! В России же начала ХХ века сословия являлись анахронизмом, то есть ненормальным пережитком ушедшего в прошлое феодализма). Однако сами казаки не посчитали, что их больше нет, ведь они представляли из себя не только сословие, но и конгломерат субэтнических групп русского этноса, а никакую субэтническую группу ликвидировать законом невозможно, для этого необходимо устранить условия, в которых живёт и воспроизводится эта группа, после чего она, разумеется, исчезнет не сразу, а по прошествии достаточно долгого времени.
Агитационный плакат большевиков (1917 год)
Богатенькая верхушка казачества (а именно из ёё представителей войсковые круги казачьих войск избрали всех своих атаманов!!!) сразу отказалась признавать власть большевиков (то бишь советскую власть), ибо последние были сторонниками социалистического пути развития общества и, соответственно, противниками капитализма (а значит, против того, чтобы богатые эксплуатировали бедных!!!). А вот рядовые казаки, наоборот, очередную смену власти встретили в целом одобрительно. Почему последние с симпатией отнеслись к большевикам? Во-первых, потому, что большевики твёрдо высказались за скорейшее прекращение Первой мировой войны, которая вусмерть опостылела простому народу, в том числе и рядовым казакам. Во-вторых, большевики, упразднив сословия, тем самым автоматически освободили казаков от обязанности нести перед государством воинскую повинность (раз не стало сословий, то, естественно, не стало и сословных обязанностей!!!). Рядовые казаки почувствовали себя полностью свободными людьми и призывы казачьей верхушки бойкотировать советскую власть просто игнорировали.
Типичный представитель казачьей верхушки
Однако вскоре ситуация изменилась в худшую для большевиков сторону — рядовые казаки в своём большинстве в них разочаровались. К этому привели следующие обстоятельства…
Исторически так сложилось, что буквально бок о бок с казаками жили обычные крестьяне (казаки прозвали их иногородними, так как те не являлись коренными жителями казачьих городков, под которыми понимались в том числе и сельские казачьи поселения – станицы). Царское правительство после отмены в 1861 году крепостного права в России всячески поощряло переселение крестьян в казачьи края, чтобы снизить опасность возникновения там сепаратистских брожений. Прибывшие в эти края и осевшие в них крестьяне страдали от малоземелья и потому еле-еле сводили концы с концами (большая часть тамошней земли, причём самой лучшей, была за казаками и казачьими войсками). И это притом, что к 1917 году численность крестьян в казачьих краях уже почти везде превышала численность казаков!
Иногородние на территории Донского казачьего войска
Проживавшие в казачьих краях крестьяне (далее буду их, как когда-то казаки, называть иногордними) после прихода к власти большевиков мириться со своим бедственным положением, само собой, более не желали. Они рассчитывали на то, что большевики улучшат их экономические возможности путём изъятия части земель у казаков. Разумеется, большевики, позиционируя себя в качестве защитников бедняков, не могли не оправдать надежд иногородних. 9 февраля 1918 года ими был принят закон «О социализации земли», согласно которому имеющаяся в России и предназначенная для сельскохозяйственного производства земля распределялась в пределах потребительно-трудовой нормы между теми, кто её обрабатывает собственным трудом. На основании данного закона у казаков излишки земли, не вписывающиеся в потребительно-трудовую норму, должны были быть изъяты и переданы в пользу малоземельных иногородних.
Основные положения закона «О социализации земли»
В принципе, закон «О социализации земли» был справедлив по отношению к казакам. Ведь за что те ранее щедро обеспечивались землей? (Кстати, земля им всегда предоставлялась не в частную собственность, а лишь в безвозмездное пользование!!!). За то, что они несли казачью воинскую повинность. Если же от сей повинности казаки государством были освобождены, то, спрашивается, какие основания имелись к оставлению за ними земли в более высоких, чем для иногородних, нормах? Никаких! В этой связи следует также отметить, что на основании данного закона изъятию фактически подлежала земля не рядовых казаков (их земельные наделы, как правило, соответствовали упомянутым выше потребительно-трудовым нормам), а всего лишь земли казачьей верхушки и резервного земельного фонда казачьих войск!
Большевистский агитационный плакат
Казачья беднота закон «О социализации земли» поддержала, надеясь благодаря ему, избавиться от экономического гнёта казацких богатеев.
В.И.Ленин и представители трудового (читайте — беднейшего) казачества
А вот остальные казаки посчитали этот закон грубо попирающим их права! На земельные притязания иногородних они отвечали примерно так: «За эту землю ещё наши деды и прадеды на войнах кровь проливали!». Казачья верхушка мгновенно активизировалась и усилила антибольшевистскую агитацию среди рядовых казаков, которая, увы, стала находить у последних отклик. Казачьи атаманы (повторюсь: они все были выходцами из казачьих верхов) дошли до того, что стали призывать казаков к отделению от России.
Казачьи атаманы-сепаратисты
(Один из организаторов белого движения, а впоследствии гитлеровский пособник, атаман донских казаков П.Н.Краснов додумался выдвинуть идею, что казаки – это, вообще, отдельный народ, который должен жить в независимом от России государстве под названием Казакия!!!).
Атаман П.Н. Краснов и его антибольшевистский лозунг
Какое-то время рядовые казаки ещё сдерживали себя от вооруженной конфронтации с советской властью. Но большевики, в отличие от Временного правительства, с ними заигрывать не собирались и приступили к постепенной реализации указанного выше закона, одновременно требуя от казаков сдачи оружия советскому государству.
Антибольшевистский агитационный плакат
Масло в огонь подлило враждебность к казакам со стороны неказачьего населения. Оно стало часто проявлять открытое неуважение к казакам: срывать с них погоны, отбирать оружие, избивать их. Чем было вызвано столь хамское поведение по отношению к казакам? Дело в том, что до революции царизм постоянно привлекал казаков в качестве силы, пресекающей общественные беспорядки.
Казаки поддерживают общественный порядок в Санкт-Петербурге (1905 год)
(Причём очень грубой физической силы!!!)
Казаки наводят общественный порядок
Власть придержавшие обычно использовали казаков как конную полицию для разгона демонстраций и митингов протестующих против невыносимых условий труда рабочих.
КАЗАКИ "ВОСПИТЫВАЮТ" РАБОЧИХ
Часто они бросали казаков на подавление крестьянских волнений (крестьяне регулярно выражали открытое недовольство по поводу своего малоземелья, ну и получали за это на орехи).
КАЗАКИ УЧАТ УМУ-РАЗУМУ КРЕСТЬЯН
Казакам не нравилось, что их обязывали выполнять полицейские функции. Но выполняли эти функции они очень добросовестно: топтали недовольных царским режимом копытами коней, нещадно стегали их плетьми (нагайками), а иногда просто рубили шашками (в гуманизме казаки замечены никогда не были!!!).
Казаки «вразумляют» шашками народ в Кровавое воскресенье — 9 января 1905 года
Кроме того, казаки практиковали сдачу иногородним земли в аренду на кабальных условиях. Причём к иногородним казаки относились с нескрываемым высокомерием, считая их мужичьём (хотя от последних, если честно, сами казаки отличались не слишком сильно!!!). Вследствие всего этого простой народ не любил казаков и, даже более того, искренне их ненавидел! Заставить народ полюбить казаков, большевики, понятное дело, не могли!
Командарм-большевик С.М.Будённый (выходец из иногородних)
В конце концов казаки всех казачьих войск не выдержали, и, пойдя на поводу у казачьей верхушки, встали в 1918 году на путь антисоветских мятежей и вооружённой борьбы с большевиками, приняв участие в разгоревшейся в России Гражданской войне на стороне белых.
Антибольшевистский агитационный плакат
(Исключение составила казачья беднота — она пошла воевать на стороне красных).
КРАСНЫЕ КАЗАКИ
В Гражданской войне белые казаки повсеместно показали себя, мягко говоря, суровыми ребятами. Вот, что например, написал 3 апреля 1919 года касаемо действий на Дальнем Востоке белых амурских казаков белогвардейский офицер (капитан) Муравьёв в отчёте о своей поездке вдоль линий Амурской железной дороги… «Отношение казаков к населению во время карательных экспедиций ужасно. Так, говорят казаки: «Если деревня, в которую мы приходим, встречает нас хлебом-солью, то мы всё же для острастки всыпаем небольшую порцию шомполов (вместо розог казаки употребляют ружейный шомпол) крестьянам по нашему выбору. Если же деревня встречает казаков без знаков внешнего почтения, то порка производится почти чуть ли не поголовно».
БЕЛЫЕ АМУРСКИЕ КАЗАКИ В 1919 ГОДУ
Однако борьба с большевиками закончилась для белых казаков трагически. Скоро (к концу 1920 года) они были наголову разбиты Красной Армией! Много белых казаков погибло, много их сбежало за границу, какая-то их часть в ходе войны переметнулась к красным.
Большевистский агитационный плакат
В итоге казачьи войска полностью прекратили своё существование, казаки, не покинувшие родину и оставшиеся в живых, получили статус обычных советских граждан (правда, до 1936 года они были ограничены в поступлении на военную службу). В казачьих станицах (а они сохранились) под влиянием новой исторической атмосферы повседневный казачий быт, казачья культура с годами разрушились, забылись и уже через 40-50 лет практически никто из их жителей себя с казаками не ассоциировал, то есть казаков как субэтнических групп русского этноса не стало!
Жители (колхозники) кубанской казачьей станицы в 1937 году
Но к середине 1930-х годов в южных регионах европейской части Советского Союза проживало ещё достаточно много людей, ментально ощущавших себя казаками (здесь казачья культура имела многовековую историю и потому к указанным годам ещё не успела выветриться полностью). В условиях надвигавшейся Второй мировой войны советский политический и государственный лидер И.В.Сталин, помня какими храбрыми воинами были казаки, решил в какой-то мере реанимировать казачество, полагая, что в будущей войне оно поможет победе над врагом. В связи с этим 20 апреля 1936 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР было принято решение: «Отменить для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении их службы в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, кроме лишённых по суду». (Тем самым советская власть официально признала факт, что казаки на тот момент ещё существовали!!!). Далее приказами Народного Комиссара Обороны СССР (по-нынешнему, министра обороны) стали создаваться казачьи воинские формирования. При этом была воссоздана в почти прежнем виде парадная форма донских, кубанских и терских казаков.
ФОРМА ДОНСКИХ КАЗАКОВ (1936 ГОД)
Выглядела новая казачья форма эффектно (впоследствии в неё внесели изменения, но её дореволюционная стилистика была сохранена).
ФОРМА КУБАНСКИХ И ТЕРСКИХ КАЗАКОВ (1936 ГОД)
1 мая 1937 года впервые в советской истории казакам разрешили принять участие в военном параде на Красной площади в Москве!
Кубанские казаки участвуют в параде на Красной площади (1 мая 1937 года)
На фронтах Великой Отечественной войны в Красной Армии сражалось более 40 (!!!) казачьих полков, дивизий, корпусов — в основном кавалерийских.
КУБАНСКИЕ КАЗАКИ НА ФРОНТЕ (1943)
(Сохранились сведения, что на Дону призывавшиеся на фронт молодые казаки часто являлись на призывные участки со своими конями и шашками, отдавая тем самым дань старинному казачьему правилу снаряжаться на войну самостоятельно!!!).
Советский агитационный плакат
Воевали казаки хорошо, претензий к ним не было и потому 24 июня 1945 года они были удостоены чести принять участие в Параде Победы.
КУБАНСКИЕ КАЗАКИ НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ
После окончания войны интерес к казачьим воинским частям в СССР, увы, стал угасать, поскольку в современной советской армии кавалерии как роду войск (что было предсказуемо) места не нашлось. Последняя казачья кавалерийская дивизия была упразднена уже после смерти Сталина в октябре 1954 года. (Получается, начатый по сталинской инициативе эксперимент по реанимации казачества длился 18 лет. Кто знает, если бы не смерть Сталина, возможно, он всё-таки смог бы придумать как и где найти казакам военное применение в дальнейшем).
ДОНСКИЕ КАЗАКИ В АВСТРИИ
(ПЕРЕД ОТПРАВКОЙ ДОМОЙ В 1945 ГОДУ)
Но были казаки, которые в годы Великой Отечественной войны запятнали себя службой в составе казачьих воинских формирований на стороне нацистской Германии.
КАЗАКИ НА СЛУЖБЕ У ГИТЛЕРА
Упомянутый мною выше атаман Краснов после начала войны сделал в Берлине такое публичное заявление: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!». К сожалению, многие белые казаки, удравшие после поражения в Гражданской войне из России (а также примкнувший к ним прочий сброд), откликнулись на данное воззвание предавшего свою родину атамана и встали под гитлеровские знамёна.
Вот что творили казаки-предатели!
Участь этих подонков была незавидной. Писать о них мне противно и потому в своей статье подробно распространяться о них я не буду. Скажу только, что сам Краснов 16 января 1947 года по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР был повешен в Москве во дворе Лефортовской тюрьмы и до настоящего времени не реабилитирован!
Атаман П.Н.Краснов и его казаки-гитлеровцы
С 1990-х годов в России предпринимаются попытки возродить казачество. Данный процесс идёт тяжело и медленно, сопровождается периодическими скандалами, склоками и даже аферами. Однако несмотря на все трудности определённые результаты достигнуты: энтузиастами казачьей идеи учреждён ряд общественных казачьих организаций (некоторые из них громко названы казачьими войсками!!!), государство приняло соответствующие (хотя и явно половинчатые) нормативные акты и даже создало несколько войсковых частей, в названии которых, имеется указание на то, что они являются казачьими. После начала 24 февраля 2022 года Специальной военной операции на Украине в рамках Министерства обороны РФ и Росгвардии из казаков-общественников стали формироваться добровольческие войсковые подразделения — они уже воюют в зоне боевых действий (увы, есть основания полагать, что данные подразделения носят временный характер и после окончания СВО будут расформированы).
Современные кубанские казаки-общественники
На что хотелось бы обратить внимание тех, кто желает возрождения казачества и прилагает к тому усилия? Казачество в том виде, в котором оно находилось, к примеру, накануне революционного 1917 года, возродить невозможно, ибо тогдашней России оно досталось по наследству от феодального общества и было сформировано в его условиях, которых сейчас нет и в помине. В наши дни казаки не могут возродиться ни в виде сословия (современный капитализм и сословия – понятия несовместимые), ни как субэтническая группа русского этноса (никакая общественная деятельность новоиспечённых казачьих организаций неспособна сформировать субэтническую группу; такая группа могла появиться только в сословном обществе, в котором казаками становились по наследству).
Военнослужащий 205-й отдельной мотострелковой казачьей бригады (2021 год)
Роман Лаврухин, https://www.stav.kp.ru/daily/28359/4507582/
Теоретически казаки могут быть возрождены в качестве устойчивой социальной группы, включающей в себя профессиональных военнослужащих (казаки всегда были прежде всего воинами!!!) какого-то сегмента Вооружённых сил РФ или других государственных военных структур (например, той же Росгвардии). Данная группа может быть создана только государством (вообще, начиная с ХVIII века казачьи сообщества в России создавались исключительно государством; предположить, что в наши дни настоящие казаки могут появиться каким-то другим образом, просто немыслимо!!!). Чтобы сотворение этой социальной группы увенчалось успехом государству необходимо чётко определить сферу деятельности казачьих воинских формирований (она должна быть какой-то особенной, оправдывая своей специфичностью целесообразность их существования), наделить казаков гарантированными законом правами и конкретными обязанностями, ввести для них особую и скроенную по историческим лекалам военную форму (что очень важно для выработки казачьего самосознания!!!), принять меры к восстановлению и поддержанию в данных воинских формированиях старинных казачьих традиций. Тогда казачество действительно могло бы возродиться в России и чем-то напоминать прежнее служивое казачество, получавшее за свою службу жалование от государства.
Добровольческий казачий батальон «Терек» перед отправкой на СВО (2022 год)
Пресс-служба СКВРиЗТ, https://skwrz.ru/news/otrjad_terek_v_sostave_svodnoj_kazachej_brigady_do...
Сейчас военнослужащие нынешних официальных казачьих частей Министерства обороны РФ, по сути, ничем не отличаются от других российских военнослужащих, в связи с чем назвать их настоящими казаками не поворачивается язык. Неслучайно на ежегодно проводимых в Москве 9 мая парадах на Красной площади казаков в марширующих рядах представляют не они, а казаки-общественники.
Терское войсковое казачье общество на Красной площади (9 мая 2022 года)
То есть на сегодняшний день приходится констатировать, что российское государство к осознанию необходимости не имитации, а подлинного возрождения казачества пока не пришло. Но со временем (в том числе благодаря стараниям энтузиастов казачьей идеи) всё может измениться в лучшую сторону и тогда, я вполне допускаю, что казачество в России действительно возродится и ещё впишет в её историю много ярких страниц!
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк! Если вы желаете получать уведомления о моих новых статьях, сделайте соответствующую подписку на сайте «Эрудит».
Иван Правдолюбов 23 мая 2023 года