Взятие Азова в 1736 году

 

    Победоносное взятие Азова русскими войсками в 1736 году

На начало войны с османами (1735-1739 гг.), российская армия ставила перед собой две основные цели: захват Крымского полуострова и взятие Азова. 

После двух провалившихся походов на Крым, императорские войска, казалось, уже ничем похвастаться не могли, но, буквально под занавес крымского похода, в расположение генштаба фельдмаршала Миниха приходит сообщение о том, что русскими войсками взят Азов. В предыдущей статье мы говорили про неудачные походы на Крым, а в этой обсудим победоносное взятие Азова.

Красивое и довольно информативное изображение осады Азова русской армией.

Красивое и довольно информативное изображение осады Азова русской армией.

На самом деле, крепость Азов еще во время правления Петра I была лакомым кусочком для русского генералитета . Но и османы сдавать крепость не собирались, так как она имела важное стратегическое значение в регионе. Еще до начала военных действий, фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних писал Эрнсту Бирону о своих планах на первый этап военного противостояния с османами:

На 1736 год Азов будет наш. Мы станем господами Дона, Донца, Перекопа, владений ногайских меж Доном и Днепром по Черному морю, а, может быть, и самый Крым нам будет принадлежать.

Еще до летней кампании 1736 года, Миних занялся организацией блокады крепости. Все приготовления велись в великой спешке. Прибыв в крепость святой Анны, фельдмаршал велел направить, по вскрывшимся весной рекам, флот с артиллерией и припасами к Азову. Командование выделило для операции 9250 человек личного состава. Прежде чем двигаться к крепости, Миних велел разоружить османские заградительные укрепления-каланчи, чтобы исключить любую угрозу делу блокады. После взятия каланчей, фельдмаршал перенес ставку ближе к крепости, османы, прознавшие о разоружении заградительных укреплений, подожгли форштадт крепости и принялись готовиться к обороне. Миних понимал, что сил для осады у него недостаточно, поэтому сосредоточился на блокаде крепости.

Бурхард Кристоф Миних. С этим дядечкой мы уже встречались в предыдущей статье.                                                                        Бурхард Кристоф Миних. 

Для обеспечения успешной блокады, необходим был беспрепятственный выход к морю, минуя крепость Азов. Такой план мог быть исполнен лишь в случае захвата крепости Лютик, которую удалось взять хитростью. Русские войска неожиданно оказались у стен крепости, вынудив гарнизон капитулировать. В результате молниеносного взятия Лютика, российской армии удалось завладеть двумя десятками орудий и продовольствием, заготовленным для длительной осады.

Подготовив все необходимое для осады Азова, фельдмаршал Миних передал командование генералу Левашову и 6 апреля 1736 года отбыл для подготовки крымского похода. Левашов сосредоточил свои первоначальные усилия на укреплении позиций частей, осуществлявших блокаду, по возможности сужая кольцо. Османы активно противодействовали приготовлениям противника, беспокоя русских бесконечными вылазками, которые не наносили весомого ущерба врагу.

Василий Яковлевич Левашов. Этот парень был из тех, кто дрался за Кавказ.                                           Василий Яковлевич Левашов. Этот парень был из тех, кто дрался за Кавказ.

В середине мая 1736 года, командование российскими войсками в регионе принял генерал-фельдмаршал Петр Ласси, получивший необходимые инструкции от Миниха, с которым встретился накануне вступления в должность. Первым делом, генерал-фельдмаршал, принимая вверенный ему участок, провел рекогносцировку позиций противника и приказал обстрелять Азов из мортир, дабы прощупать состояние обороны османов.

После первичной проверки выяснилось, что состояние российской армии можно было с натяжкой назвать удовлетворительным. В распоряжении у Ласси было около 12 тысяч солдат, большая часть из которых плохо обучена и не до конца укомплектована. Остро ощущался недостаток провианта и боеприпасов. В целом, было понятно, что такая армия не переживет длительной осады. Генерал-фельдмаршал принялся строчить в Санкт-Петербург письмо за письмом с просьбой о повышении уровня обеспечения, вверенного ему войска.

Петр Петрович Ласси (Пирс Эдмонд де Ласси), генерал-фельдмаршал ирландского происхождения на службе у российской императорской короны.

Запросы генерала-фельдмаршала не остались без внимания и вскоре снабжение улучшилось. Ласси, тем временем, начал подготовку к штурму Азова. Началом осады традиционно считается 19 мая, когда солдаты приступили к рытью траншей вокруг крепости. Завидев приготовления русских, османы усилили интенсивность вылазок. Для противодействия набегам защитников, Ласси обязал всех солдат, задействованных в осадных работах, держать при себе оружие.

В 20-ых числах мая, в ставку Ласси прибыл контр-адмирал Пётр Петрович Бредаль, которому генерал-фельдмаршал поручил блокировать крепость с моря, чтобы не допустить прибытия османских подкреплений на кораблях.

План сработал, в начале июля турецкий флот подошел к устью Дона, но не смог прорваться через русскую заградительную цепь из кораблей и малых прамов.

Так выглядит прам. Считай, плавучая крепость. Хитро, конечно, ничего не скажешь.

Так выглядит прам. Считай, плавучая крепость. Хитро, конечно, ничего не скажешь.

С 24 мая российская артиллерия приступила к непрекращающимся ежедневным обстрелам Азова. Поначалу, турки бодро отвечали огнем с крепостных стен, но с каждым днем их задор понемногу угасал. Для усиления интенсивности артиллерийских обстрелов, Ласси подтянул несколько прамов, поставив их на Дону, выше Азова. Османский гарнизон продолжал делать крупные вылазки в лагерь осаждающих, замедляя приготовления русских и смещая дату решающего штурма.

Для ключевой атаки на позиции противника, генерал-фельдмаршал разработал план, согласно которому наступление должно было проводиться по двум направлениям – с запада и востока. Причем, нападение на восточный фронт крепости носил исключительно демонстративный характер. 27 мая часть осадных приготовлений была завершена, Ласси дал солдатам один день на отдых и объявил генералам о приготовлении к штурму окрестного села для сокращения дистанции с крепостью.

Азов образца 1736 года на военной карте.

А вот эта гравюра иллюстрирует осаду Азова. Одно из ядер угодило прямо в пороховой погреб, похоронив несколько сотен людей.

                                                        Азов образца 1736 года на военной карте.

В полночь, 29 мая, генерал-фельдмаршал Пётр Ласси дал сигнал к атаке. Несколько десятков русских орудий принялись неустанно бомбардировать позиции противника. Штурмовая колонна, состоящая из 300 гренадер и 700 мушкетеров, под командованием полковника Ломана, устремилась к форштадту крепости. Несмотря на упорное сопротивление, османам пришлось отступить, понеся тяжелые потери.

После взятия форштадта, лагерь осаждающих подошел еще ближе к крепости, прервав оставшиеся коммуникации защитников Азова с внешним миром. Комендант крепости, Мустафа-Аги, понимая, что помощи ему ждать не от куда, вступил в переговоры с Ласси о капитуляции защитников.

         

Гарнизон сдался лишь к 8 июля после долгих переговоров. Сложно назвать это почетной капитуляцией, но и капитуляцией в общем смысле это тоже не назовешь. Защитникам разрешено было оставить при себе часть имущества и оружие, российская армия, в лице генерала-фельдмаршала Петра Ласси, обязывалась конвоировать османских солдат в ближайший турецкий город. Защитники Азова, в свою очередь, должны были воздержаться от ведения военных действий против русских солдат в течение одного года.

А здесь Мустафа-Ага передает ключи от крепости Петру Ласси. Вряд ли это делалось в такой позе...ну да ладно. Историю пишет и рисует победитель.

А здесь Мустафа-Ага передает ключи от крепости Петру Ласси. Вряд ли это делалось в такой позе...ну да ладно. Историю пишет и рисует победитель.

К концу 1736 года Российская империя, ввязавшаяся в войну с османами, имела на своем счету два неудачных крымских похода и одно победоносное, почти бескровное, взятие Азова.