Москва в 17 веке

          Пьянство, брань и пробки: какой была Москва 17 века

Во сколько просыпались москвичи? Откуда в городе того времени могли возникать пробки? Неужели на улицах за языком особо никто не следил? Какими словами часто пренебрежительно называли иностранцев? Почему нищие на улицах Москвы были не такими уж и бедными? А также - правда ли, что наказывали преступников тогда прямо при всех, на площадях? И неужели столичные жители всегда ходили немного "навеселе"? Об этом и не только расскажу сегодня.

Внимание: статья имеет лишь просветительские цели и не продвигает никакую точку зрения. Москву 17 века такой, как повествуется в этом материале, описывали в дореволюционных книгах на основании тех источников и документов, которые тогда имелись. Если у вас будет желание прочитать оригинал, то он указан в подписи к портрету царя Алексея Михайловича. Книга есть в открытом доступе.

Пробки образца 17 века

Просыпались жители Москвы в те времена очень рано. Большинство из них каждое утро будил колокольный звон. Он оповещал горожан о начале богослужения, на которое все должны были явиться. В течение дня колокольные мелодии повторялись ещё много раз. Историки пишут, что эти звуки являлись неотъемлемой частью столичного быта.

Москвичи к такому привыкли. А вот приезжих постоянный колокольный звон приводил в недоумение и доставлял немалый дискомфорт. Примерно в полдень все люди обедали, а потом спали. Даже уличная торговля останавливалась: купцы и их помощники дремали прямо в лавках. Когда наступали сумерки, улицы запирали на замок специальных ворот для безопасности. Фонарей тогда не существовало, а значит вокруг становилось темно. Охраняли эти проходы сторожа.

"Возвращение с заутрени". Картина С.С. Соломко.                                                  "Возвращение с заутрени". Картина С.С. Соломко.

Самыми оживлёнными местами Москвы днём были Кремль, Красная площадь и торговые ряды, которые к ним прилегали.

Тем не менее, уличное движение в городе являлось плотным почти везде. Можно даже сказать, что тогда в каком-то смысле тоже были пробки. Всюду сновали извозчики. Зимой они доставляли людей, куда им требовалось, на санях. Летом - на деревянных четырёхколёсных телегах. Правда возможность передвижения сильно зависела от погоды. Некоторые центральные улицы имели деревянное мощение. Но в основном дороги были грунтовыми. Поэтому после дождей летом или оттепелей зимой всё превращалось в своеобразное болото. Телеги и сани застревали, а значит не могли перевозить пассажиров.

Мост через реку Неглинную в районе современной Манежной площади. Вид в сторону Воскресенских ворот и Красной площади, 17 век. Картина А.М. Васнецова.

Мост через реку Неглинную в районе современной Манежной площади. Вид в сторону Воскресенских ворот и Красной площади, 17 век. Картина А.М. Васнецова.

Знатные москвичи предпочитали ездить по городу верхом на лошадях. Даже, если расстояние поездки было небольшим.

Однако в 17 веке всё большее распространение стали получать кареты (похожие на европейские). Со временем они вытеснили верховых лошадей. Их стали использовать только в официальных мероприятиях. Интересно, что на территории Кремля движение транспорта запрещалось. Например, извозчики там не могли парковать свои телеги и сани, а также проезжать через эту местность.

Палец в рот не клади

В 17 столетии за общественным порядком на улицах Москвы жёстко не следили. Поэтому люди чувствовали себя свободными и делали то, что им хотелось. Правда это имело и негативные проявления. Так зарубежные путешественники, которые посещали столицу 17 века, отмечали, что многие жители постоянно использовали в речи очень много бранных слов. С этим пытались бороться - вылавливать матершинников из толпы и наказывать их ударами кнута. Однако заниматься таким быстро перестали. Сквернословили практически все.

Чтобы поймать нарушителей просто не хватало людских ресурсов.

"Сани знатной женщины (улицы Москвы)". Гравюра из книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1906. Само путешествие состоялось в 1630-х годах.

"Сани знатной женщины (улицы Москвы)". Гравюра из книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1906. Само путешествие состоялось в 1630-х годах.

Что уж говорить, если бранные слова себе позволял даже государь. Так архидиакон Павел Алеппский из Османской Империи, который побывал в Москве в 1654-1656 годах, вспоминал следующее. Алексей Михайлович во время утренней службы нецензурно выругался в адрес чтеца. Тот вместо "благослови, владыко" произнёс "благослови, отче". Царя не смутило даже присутствие на службе патриарха.

Довольно необычное изображение Алексея Михайловича. Из книги "Москва в её прошлом и настоящем", 1910 (выпуск №3).

Довольно необычное изображение Алексея Михайловича. Из книги "Москва в её прошлом и настоящем", 1910 (выпуск №3).

Достаточно презренно москвичи относились к иностранцам. В том числе тем, которые жили в Немецкой слободе.

Могли спокойно обозвать их на улице, используя такие слова, как "фрыга" или "фря". Также некоторых людей, приехавших из-за границы именовали "шишами". Дошло до того, что иностранцы даже подавали челобитную Алексею Михайловичу с просьбой прекратить такое отношение к себе со стороны жителей Москвы. Кроме того, европейцы отмечали, что горожане часто пристально разглядывали их, когда те двигались по улицам. Причём так увлекались этим процессом, что "разинув рот и вытаращив глаза, сами себя не помнили".

Нищие и несчастные

Неотъемлемой частью московских улиц были нищие и публичные наказания преступников. Первые, кстати, являлись своеобразным "украшением" первопрестольной плоть до революционных событий 1917 года. Им постоянно подавали милостыню. Считалось, что так можно замолить грехи.

Многие нищие были прикреплены к определённому двору. То есть по сути получали постоянное содержание в виде денег и еды. Имелось несколько "нуждающихся" и при царском дворе Алексея Михайловича.

Русский алфавит образца 17 века. Из книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1906. Само путешествие состоялось в 1630-х годах.

Русский алфавит образца 17 века. Из книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1906. Само путешествие состоялось в 1630-х годах.

Если говорить о публичных наказаниях, то на московских улицах часто можно было встретить такое. Преступников на глазах любопытных горожан били кнутами или тонкими палками.

Детали описывать не буду - это не каждый захочет прочитать. Также распространены были и казни. Главными местами, где на них можно было поглядеть, являлись Красная и Болотная площади.

"Кремль и наказания". Гравюра из книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1906. Само путешествие состоялось в 1630-х годах.

"Кремль и наказания". Гравюра из книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1906. Само путешествие состоялось в 1630-х годах.

Многие иностранные путешественники отмечали, что москвичи употребляли немало горячительных напитков, часто не зная меры. Однако происходило это лишь в праздничные дни.

В будни на улицах города встречали таких людей редко. Всё потому, что достать "огненную воду" было не так просто. Во-первых, пить разрешалось только в праздники. А их в году оказывалось не так уж и много. Во-вторых, если пьяного человека ловили, например, в дни Великого поста, то его ждало суровое наказание

 

. Однако, помимо крепких разновидностей, существовали и напитки помягче. Например, вино. Достать его было намного проще. За его производством следили плохо. Вообще это, конечно, отдельная тема. Поэтому здесь ограничился лишь парочкой фактов.

"Кремль и шествие на осляти". Это православный обряд, который совершали в Вербное воскресенье. Он символизировал Вход Господень в Иерусалим. Гравюра из книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1906. Само путешествие состоялось в 1630-х годах.

"Кремль и шествие на осляти". Это православный обряд, который совершали в Вербное воскресенье. Он символизировал Вход Господень в Иерусалим. Гравюра из книги Адама Олеария "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно", 1906. Само путешествие состоялось в 1630-х годах.