И.П. Кулибин
Как «кулибничал» Кулибин
1 (10 по старому стилю) апреля 1735 года в нижегородской слободе Подновье родился человек, чья фамилия стала нарицательной для всех неутомимых изобретателей. Теперь «кулибничать» значит «изобретать, творить, выдумывать».
Иван Петрович Кулибин родился 289 лет назад в семье нижегородского мещанина — торговца мукой. Дом Кулибина не сохранился: сгорел в 1818 году, ещё при жизни изобретателя. Узнать это место в Нижнем Новгороде можно по мемориальной доске, установленной 21 апреля 2005 года.
На ней указано несколько самых известных изобретений Кулибина. На самом деле их было много сотен: Иван Петрович прожил долгую — 83 года — и плодотворную жизнь.
Настоящий самородок
В школу Кулибин не ходил: писать и читать Ивана обучил дьяк соседней Успенской церкви. Всю жизнь Иван Петрович оставался малограмотным, просил получивших хорошее образование найти ошибки, расставить запятые в письмах и сочинённых им стихах. Самостоятельно же Кулибин научился играть на фортепиано и начал сочинять музыку. Но его главным увлечением с раннего детства были различные механизмы, конструирование «флюгеров, толчей, меленок». С математикой, физикой, химией знакомился по учебникам Ломоносова.
В 13 лет Иван создал систему для циркуляции стоячей воды рядом с домом и зарыбил пруд. Рыба в пруду начала плодиться, и Пётр Иванович — отец юного изобретателя — поощрил сына.
Часовое дело
Больше всего Кулибина привлекала точная механика. Увидев у соседа — купца Микулина — настенные часы, выпросил их на время, чтобы снять копию. Вырезал всё, до мельчайших деталей, из дерева, но часы не пошли. Это не остановило Кулибина: Иван собрал и прочитал все доступные ему книги по часовому делу, а из поездки в Москву привёз резальную машину, небольшой токарный станок и инструменты для работы по металлу.
«После сего купил старые карманные часы, — вспоминал Кулибин, — начал их разбирать и опять собирать, и то делал многократно... С того времени начал брать, которые немножко повреждены, часы стенные и карманные в починку... и от того имел пропитание».
Уже в 17 лет Иван считался большим мастером, владевшим «хитрым рукомеслом», которое раньше считалось доступным только «немцам». А после того как починил английские часы губернатора Якова Аршеневского — «замысловатый снаряд, показывающий делянки суток», стал известен далеко за пределами Нижнего Новгорода. Заказов было так много, что пришлось взять помощника — Алексея Пятерикова, который вскоре и сам стал отличным мастером и другом Кулибина.
Для развития Иван Петрович читал научно-технические издания: «Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочинённое для употребления российского юношества» Георга Крафта и приложение к «Санкт-Петербургским ведомостям», где писали о технических новшествах.
Оптическая мастерская
В мастерской Кулибин занимался не только часами, но и оптическими приборами. Не знакомый даже с азами ремесла шлифовальщика, он самостоятельно освоил это сложное дело, разработал свои, новые способы шлифовки стёкол. Своими руками собрал станок для полировки линз и зеркал, сам дошёл до определения фокусных расстояний, создал микроскоп и два телескопа. В них «видна была Балахна весьма близко, хотя и с темнотой, но чисто». Этот город находился в 32 километрах от Нижнего Новгорода. памятник И.П. Кулибину в г. Балахна
Часы «яичной фигуры»
Пять лет Кулибин работал над созданием миниатюрного часового автомата размером с гусиное яйцо в золотой оправе. Часы, состоявшие из 427 деталей, с курантовым механизмом, раз в сутки, в полдень исполняли музыку, сочинённую самим Иваном Петровичем в честь приезда Екатерины II в Нижний Новгород 20 мая 1767 года. В часах размещался ещё и миниатюрный кукольный театр: ежечасно подвижные фигурки жён-мироносиц и ангела под трёхкратное «Христос Воскресе» изображали сцену из Евангелия о Воскрешении Иисуса Христа.
Диковинные часы сохранились — это экспонат Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Возглавлял мастерские Академии наук
Часы, поднесённые императрице, произвели такое впечатление, что она предложила нижегородскому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук: «иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всём том, в чём он сам искусен».
В мастерских было шесть отделений (инструментальное, столярное, токарное, барометрическое, оптическое и пуансонное), они создавали различные геодезические, гидродинамические и акустические приборы, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и другие часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы… Многие из этих приборов были заметно лучше иностранных.
С 1770 по 1781 год Кулибин жил в Доме академиков на Васильевском острове и получал жалованье до 650 рублей в год, которого многодетному Кулибину, не жалевшему денег на свои изобретения, не хватало. А премию в 1000 рублей за часы «яичной фигуры», полученную от императрицы, изобретатель потратил мгновенно.
Построил однопролётный мост
В 1772 году Иван Петрович создал несколько проектов одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Длина моста составляла 298 метров, при том что обычная длина пролёта в то время не превышала 60 метров. Через четыре года Кулибин собрал модель такого моста в масштабе 1:10 во дворе Дома академиков и провёл испытания, продемонстрировав возможность моделирования мостовых конструкций. «На ней печать гения; она построена по системе, признаваемой новейшей наукой самой рациональной; мост поддерживает арка, изгиб её предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американской», — отозвался о модели знаменитый инженер-мостостроитель Дмитрий Иванович Журавский.
Несмотря на то что защита проекта моста в Академии наук была признана блестящей, проект не реализовали. Модель моста через 17 лет перенесли в Таврический сад. Там она простояла три десятилетия.
В карты не играл, но использовал в работе
Спиртное старообрядец Кулибин не пил, не курил табак, не играл в карты. Игральные карты — единственные в то время общедоступные изделия из бумаги высшего качества — применял для создания мелких чертежей: наносил тончайшие нити специальным инструментом для вдавливания бумажных волокон. Точность этих чертежей была исключительной. Так, один «карточный чертёж» Кулибина, на котором изображалась схема часового механизма, был выполнен в окружности диаметром 10 миллиметров.
Отказался от дворянского титула
15 мая 1778 года «за успехи в механике» императрица вручила Кулибину именную золотую медаль «Механику Академии наук» на Андреевской ленте, дававшую право на беспрепятственный вход во дворец для участия во всех «благородных» собраниях и придворных приёмах. От предложенного дворянского титула Кулибин отказался. Графу Орлову, «великолепному князю Тавриды» говорил: «Почестей я не ищу, ваша светлость, и для них бороды не сбрею».
За свою жизнь Кулибин получил множество наград и похвал от правителей и чиновников высшего ранга. Русского гения отмечали Екатерина II, Павел I, Александр I, император Священной Римской империи Иосиф II, шведский король Густав IV, граф Орлов, генералиссимус Александр Васильевич Суворов.
Шутник и выдумщик
Даже на званых вечерах и при дворе Иван Петрович носил сапоги и длиннополый кафтан. Придворные над ним за это насмешничали: якобы принимали за священника и просили отпустить грехи или выпрашивали поносить диковинный карнавальный костюм. Кулибин либо не отвечал на «остроты» в свой адрес, либо делал это с достоинством и юмором. В хорошем настроении сам неизменно балагурил, привлекая всеобщее внимание.
Всегда участвовал в подготовке и проведении карнавалов, празднеств, устраивал фейерверки, «световые шутихи», оптические забавы. Мастерил для маленьких великих князей Константина и Александра механические игрушки, делал дворцовые иллюминации.
Что ещё изобрёл Кулибин
В краткий список изобретений Кулибина кроме однопролётного моста и часов «яичной фигуры» входят:
- Лифт для императрицы, поднимавший кресло с помощью винтовых механизмов;
- Фонарь с параболическим отражателем из мельчайших зеркал — прототип прожектора для освещения мастерских, судов, маяков;
- Речное судно с водоотталкивающим двигателем, позволявшим двигаться против течения;
- «Механическая нога» для артиллериста Сергея Непейцына, пострадавшего при штурме Очакова;
- «Дальноизвещающая машина» — оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние;
- Самобеглая коляска, действующая модель которой с 1988 года хранится в Политехническом музее.
Последние годы жизни грезил вечным двигателем — в то время даже крупные учёные верили в возможность его создания. Кулибин же свято верил в безграничность человеческого разума.
Также Кулибин считается автором машины для добычи соли, различных мельничных машин, оригинального водяного колеса, фортепиано оригинальной конструкции, приспособления для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров, сеялки и многого другого. К сожалению, современники эти изобретения не оценили.
Он внимательно следил за деятельностью других изобретателей. Когда услышал о создании Алексеем Гладким замечательной по простоте прядильной машины, сказал: «Жаль, что я стал стар, а то съездил бы в Москву обнять своего собрата».
В 1859 году образ Кулибина использовал в своей «Грозе» драматург Александр Островский под именем Кулигина — «мещанина, часовщика-самоучки, отыскивающего перпетуум-мобиле». Хотя в этом образе больше выдуманного, чем реального Кулибина.
Как выглядел Иван Петрович в лучшие годы, мы знаем по копии с работы 1818 года портретиста Павла Веденецкого. Этот портрет также хранится в Политехническом музее.
Пусть скотовод скотом, а хлебом — землепашец,
Учёный человек — цветением наук,
А воин — ратным подвигом докажут
Любовь к стране родной. Греми же, трубный звук!
(Из «Оды его сиятельству графу Алексею Григорьевичу Орлову, на прибытие его из Архипелага в Санкт-Петербург». Иван Кулибин, 8 марта 1771 года).