Баба-Яга
Кем была Баба-Яга: почему у избушки курьи ножки и при чем здесь царство мертвых?
Кого из нас в детстве не пугали Бабой-Ягой? Старушка с крючковатым носом и костяной ногой внушала ужас многим, но с возрастом назревает множество вопросов. Почему у избушки были курьи ножки? Почему у Бабы-Яги костяная нога? Зачем ей помело и ступа? Попробуем разобраться.
Виктор Васнецов, «Баба-Яга», 1917.
Происхождение имени:
Баба-Яга ― одна из самых известных героинь русских сказок, но не стоит забывать о том, что она является важной фигурой славянского фольклора. Для начала стоит разобраться с этимологией самого слова. Что означает "Яга"? Вероятно, слово происходит праславянского "jęgа", что созвучно с сербскохорватским словом "ужас", чешским «лесная ведьма», польским "злая баба". В исландском языке тоже есть похожее слово — "ekki", обозначающее скорбь и утрату.
Родословная Бабы-Яги до конца не изучена. По одной версии она является тетей Кощея Бессмертного, по другой — сестрой Водяного.
В некоторых сказках Яга — сестра ветра, месяца и солнца, к которым она отсылает героев, например, Ивана Царевича, разыскивающего украденную Кощеем царевну.
Виктор Васнецов, "Иван-царевич на Сером Волке".
Интересное предание можно найти у восточных славян - Яга была дочерью одного из Рюриковичей. Девушку изгнали в лес за отказ выходить замуж за выбранного отцом суженого. Узнав о приговоре, настоящий возлюбленный Яги покончил с собой. Тогда несчастная девушка ушла в лес, научилась колдовать и отомстила уже пожилому к тому времени отцу, отравив и его, и всю его дружину.
Кстати, это версия была взята на вооружение Пушкиным в «Руслане и Людмиле». Красавица Наина ушла от людей (правда, по собственной воле) и становится колдуньей.
Наина.
Внешний вид и атрибуты:
В славянском фольклоре Баба-Яга выглядит как старая колдунья, которая летает в ступе с пестом и метлой и живет на краю леса в избушке на курьих ножках. Ее жилище окружено забором, который украшен черепами, роль засова играет человеческая нога, а вместо замка — рот с острыми зубами. Одна нога Яги ― костяная, зубы железные, волосы распущены. Одета она в простую рубаху без пояса (реже ― в цветную одежду). Ступа и пест ― вещи для славян ритуальные. Считалось, что пестом в ступе можно "истолочь хворь" - вылечить человека или животное. А во время полёта Яга заметает следы помелом.
По словам В.И. Даля Яга «простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое — верх бесчиния».
Иван Билибин, "Баба-Яга".
В избушке у Яги имеется таинственный склад, из которого она периодически извлекает ценные предметы — ковёр-самолёт, сапоги-самоходы, гусли-самогуды, а также меч-кладенец, которым можно поразить любого врага. Сидя в избушке, Яга следит за местностью при помощи шпионов — гусей-лебедей, выполняющих функцию дронов:)
"Гуси-лебеди", иллюстрация Франца Тейхеля.
Также Баба-Яга часто прядёт, что, опять-таки, символично. Яга занята прядение нити судьбы, которая может оборваться в любой момент. Связь с потусторонней силой подтверждают и особенные животные, живущие с Ягой: это может быть чёрный кот, ворон или филин, которые помогают ведьме. Есть у Яги и ещё три помощника-всадника (по другой версии ― три руки) — белый, чёрный, красный. Это день, ночь, утро.
Питомцы Яги на современной иллюстрации.
Чем она занималась?
Известный филолог и историк В.Я. Пропп в своей книге подробно описал 3 ипостаси Бабы-Яги:
1. Дарительница - она дарит герою сказки что-нибудь волшебное. Скатерть-самобранку, коня, меч-кладенец или спутника, например, серого волка, который помогает герою и указывает ему путь.
Иван-Царевич и Баба-Яга.
2. Воительница. В этом амплуа Яга сражается с героем «не на жизнь, а на смерть», а, проиграв, исполняет его желания (например, указывает дорогу в «тридевятое царство»), рассказывает о том, как убить врага (например, раскрывает тайну Кощеевой смерти («заяц в ларце, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла»).
3. Похитительница детей. Это, пожалуй, самая известная и жуткая роль Яги. Старуха предстаёт людоедкой, убивающей малышей и жарящей их в своей печи. Ловит она их как сама, преследуя в ступе, так и с помощью сказочных помощников — медведя и тех же вездесущих гусей-лебедей.
Иллюстрация Елены Поленовой.
Знакомые нам черты Баба-Яга обрела после прихода христианства. Новая религия запрещала старых богов, демонизируя их и прививая отвращение...
Мир мертвых и мир живых:
По одной из версий Баба-Яга может символизировать покойника, ведь она «лежит из угла в угол, а нос в потолок». Вариант захоронения ассоциируется с избушкой на курьих ножках: покойника клали в деревянный ящик, который помещали на пни с торчащими из земли корнями, напоминающими куриные лапы.
Теперь ясно почему у Бабы-Яги «костяная нога» - как у скелета. Становится понятно и необычное "украшение" забора в виде черепов — это попросту кладбище!
Иван Билибин, "Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-Яги".
Одни считают, что «курьи ножки» избушка унаследовала от жилищ фино-угорских племен. Местность на их территориях была болотистой, поэтому дома поднимали над землёй, устанавливая на сваях. Вторая версия берёт начало в эпохе тотемизма, когда люди поклонялись животным - изначально Ягу чтили в образе курицы, затем колдунья утратила зооморфные черты.
Рерих, "Изба смерти".
Баба-Яга охраняет границы мира между живыми и мертвыми. Кстати, в сказке это может быть «тридесятое царство». Именно потому одна нога Яги ― костяная. По мнению В. Проппа, «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Дверью избушка повернута к лесу — миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».
Иван Билибин. Рисунок для обложки книг серии «Сказки», 1899
В некоторых сказках жилище Яги находится на берегу реки. А река — распространённый символ барьера между царствами живых и мёртвых. Вспомните реку Стикс, через которую в царство Аида переправлялись умершие. Получается, Баба-Яга сочетает в себе черты античного Харона и Цербера одновременно.
«За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее».
Васнецов, "Избушка на курьих ножках".
Гостеприимство:
Как обращалась Баба-Яга с гостями? В большинстве сказок героиня слепа, потому гостя чует по запаху («русским духом пахнет»). Пришедшему предлагалось посетить баню и сытно поесть - все это напоминает ритуал перед символическим путешествием в загробный мир: ритуальное омовение, принятие «покойницкой» обрядовой пищи. Герой должен символически умереть для того, чтобы «попасть в тридесятое царство». В мир, где живут сказочные существа — Змей Горыныч, волшебники и колдуны, и другие сказочные персонажи. Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир» даст магические способности: звериные нюх и слух или умение понимать язык животных.
юстрация Ивана Билибина к «Сказке о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне», 1911 г.
Путешественник, оказавшийся у Яги, порой сам требует «баньку истопить, да добра молодца накормить», таким образом показывая, что не боится ритуала и является «настоящим» героем. Подобная инициации, вероятно, ассоциируется с достижением зрелости.
Но почему старушке так противен гостя, услышав который она всякий раз восклицает "Фу-фу-фу! Русским духом пахнет!". Считалось, что как живым неприятен запах смерти и гниения, так и мёртвые не переносят аромата живых. Таким образом, "русский дух" — это просто запах живого человека.
Долгое время исследователи не могли понять: почему Баба-яга — женщина, если в подобных охотничьих инициациях обычно участвовали мужчины? Дело в том, что во многих племенах шаманы и вожди переодевались в женскую одежду во время обрядов. Вероятно, так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте довольно интересно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху.
Георгий Милляр.