Рейды Доватора

Чем закончились знаменитые реды генерала  Доватора, за голову которого немцы обещали 100-тысячный куш

Вторую мировую войну, в частности Великую Отечественную, справедливо называют войной моторов. Одна гениальная тактика блицкрига чего стоит, когда немцы, нащупав слабые места в обороне противника, наносили по ним разящий удар с помощью танков, авиации и мотопехоты. Как известно потом гитлеровцы окружали врага, лишали его возможности снабжения боеприпасами и горючим и легко добивали. В этом главная причина успехов вермахта летом и осенью 1941 г. на Восточном фронте.

Но удивительное дело, в ВОВ и кавалерии нашлось место. Она не только сохранилась, но и успешно сражалась, нанося оккупантам огромный ущерб. Надо только было умело ее использовать и знать, где, когда и как с ее помощью ударить. Тут не было равных Льву Доватору, который и предложил новую форму использования кавалерии в моторизированной войне. Кроме того, Лев Михайлович - один из главных героев обороны Москвы, а за его голову немцы давали 100 тыс. рейхсмарок.

До войны.

Лев появился на свет в феврале 1903 г. в селе Хотино Витебской губернии в семье бедных крестьян. Но несмотря на это родители смогли дать сыну хорошее образование. Он окончил не только ЦПШ, но и школу 2-й ступени. Это способствовало карьерному росту, так как в первые годы советской власти образованные люди с правильным социальным происхождением и социальным положением были на вес золота.

Л. М. Доватор всегда на коне!                                                                                    Л. М. Доватор всегда на коне!

В 19 лет Доватор - глава комбеда Хотинской волости, в 20 лет закончил Высшую партийную школу. Ему уже светила карьера в ВКП (б), но в 1924 г. парня призвали в армию, где сразу оценили его потенциал. В 1933 г. он политрук (комиссар) полка, затем окончил Академию им. Фрунзе. Полгода воевал в Испании, отличный наездник. С марта 1941 г. полковник Доватор занимал должность начштаба 36-й кавдивизии (КД).

Первый орден.

К началу войны Лев немного "опоздал". Он лежал на излечении в столичном госпитале с тяжелым радикулитом, а дивизия базировалась в Западной Белоруссии. К сожалению, 25 июня 41-го она была окружена и через несколько дней разгромлена.

В середине июля немцы под Смоленском практически окружили 16-ю и 20-ю армии РККА, в которых числилось более 100 тыс. человек. Спасти положение направили Доватора, а в его задачу входило не дать фашистам захватить переправу через Днепр у деревни Соловьево. По ней непрерывным потоком несколько дней выходили из окружения наши войска. Лев же сумел организовать из разрозненных и отступающих частей боеспособный кулак и разрушить замыслы противника.

Таким образом, офицеру пригодилось развитое образованием умение размышлять. А за свой первый подвиг он заслуженно получил орден Красного Знамени.

Первый рейд, ставший легендарным.

Перед рейдом.                                                                                    Перед рейдом.

В августе Льва поставили во главе Оперативной кавгруппы, в которую входили 50-я и 53-я КД. Ему было поручено осуществить кавалерийский рейд в тыл врага, идею которого подал он сам. 23-го августа, нащупав слабое место в немецкой обороне, кавгруппа пошла на прорыв без артиллерии и танков, имея на вооружении лишь личное оружие и 30 пулеметов. 10 дней кавалеристы шли по вражеским тылам, удалившись от линии фронта на 100 км.

Своим внезапным появлением бойцы наводили на гитлеровцев ужас. Они перерезали коммуникации, уничтожали склады с боеприпасами, горючим и продовольствием, громили гарнизоны. Для борьбы с кавалеристами немцы даже были вынуждены привлечь две дивизии, отозвав их с фронта. За время рейда доваторцы взяли много трофеев. Они ликвидировали 2.8 тыс. фашистов, 9 танков, 5 орудий, 7 минометов и около 200 автомашин. Группа вышла к своим 2 сентября, а 11-го Льву Михайловичу присвоили звание генерал-майора. Позже его наградили за рейд орденом Ленина.

Герой обороны Москвы.

"Европа не Европа, а немцы узнают, что Москву не взять!"

Л. М. Доватор, 1941 г.

Кавалеристы 2-го гвардейского корпуса под Москвой, 1941 г.                                                            Кавалеристы 2-го гвардейского корпуса под Москвой, 1941 г.

Осенью группа Доватора обороняла подступы к Москве и входила в состав легендарной 16-й армии Рокоссовского. Ей выпала судьба защищать столицу на самом танкоопасном, Волоколамском направлении. Соседом кавгруппы являлась знаменитая 316-я СД генерала Панфилова. Именно по ним пришелся главный удар 4-й танковой группы вермахта, когда фашисты 15-го ноября ринулись на последний и отчаянный штурм Москвы.

Герой повествования, как всегда, действовал умно и нестандартно. Командир сочетал маневры кавалерии и танков, старался обойти неприятеля с флангов и ударить в тыл. Поэтому неудивительно, что он вызывал ярость у фашистов:

"В листовках, расклеенных в оккупированных немцами подмосковных деревнях, за голову Доватора была обещана крупная награда – 100 тысяч рейхсмарок".

Елена Косова, РИА Новости. "С шашкой на танк". 19.12.2011 г.

26-го ноября кавгруппе присвоили звание 2-й Гв. кавкорпус, а с началом контрнаступления под Москвой конники отправились в очередной рейд по вражеским тылам. 15 декабря они ворвались в тыл 9-го корпуса оккупантов и те, чтобы не попасть в окружение, бросили всю тяжелую технику и отошли на 15-20 км назад.

Командиры кавалерийских соединений за обсуждением плана наступления. Лев Михайлович - второй справа.

             Командиры кавалерийских соединений за обсуждением плана наступления. Лев Михайлович - второй справа.

Фашисты основательно зацепились за рубеж реки Рузы, а Лев Михайлович не лез на рожон, ведь он всегда старался сберечь бойцов и действовал разумно. Но 19.12. пришла шифровка от раздраженного Жукова, который полагал, что Доватор топчется на месте. Комкор в подавленном состоянии лично на коне выехал на передовую, чтобы разведать местность. Офицер хотел выбрать место наступления, но у деревни Палашкино его сразила очередь из пулемета.

Через два дня Льву Михайловичу присвоили звание Героя. Узнав, что его не стало, весь личный состав корпуса дал клятву отомстить гитлеровцам за своего любимого командира.

Заключение.

Доватор всего 5 месяцев воевал с фашистами, но сумел нанести им существенный урон. Лихие рейды в тыл врага и умение наносить удар там, где это наиболее разумно, увековечили его имя в списке лучших военачальников РККА первого, самого трудного года войны. В свое время генерала превратили в легенду, но теперь о доблестном офицере, к сожалению, стали забывать.