Соколиная охота
Соколиные охоты на Руси - какой царь любил их больше всего?
Как давно охотились с соколами на Руси? Какие князья и цари были самыми ярыми поклонниками такой времяпровождения? Какими привилегиями обладали царские сокольничие?
Как происходила охота? Где добывали новых пернатых охотников и как их обучали? Сокол - как символ власти.
* На обложке - Н. С. Самокиш, «Сокольничий»
Всего прекрасней — сокола полет.
Я полюбил следить за ним часами,
Когда, дрожа и трепеща крылами,
На краткий миг он в воздухе замрет.
Горд красотой и вечно одинок,
Как молния, сверкающим изломом,
Он мчится в горы, где ревет поток,
Где древний дуб поник, спаленный громом.
В изгибе крыл, в прямой стреле хвоста
Идея красоты, — она проста:
В гармонии аккорда нет согласней.
Я красоту люблю в стихе, в цветах,
В наряде жен, в улыбках, в облаках,
Но сокола полет — всего прекрасней!
(Борис Садовский, Полет сокола)
Считается, что в Древней Руси соколиная охота существовала уже приблизительно с V–VI века. Насчет того как она зародилась существуют самые разные версии: кто-то придерживается мнения, что славяне переняли это занятие у своих степных соседей с востока. Есть также теория, что соколиная охота пришла из южных окраин Руси — жители южных областей тесно общались с византийцами и германцами, для которых иметь в хозяйстве хищных птиц было символом престижа. Возможно, сказалось воздействии народов Скандинавии, которые также предпочитали охотиться с помощью соколов. Нам же ближе точка зрения, что этот эффектный, но в то же время естественный способ охоты (хищные птицы водятся по всей земле) зародился в незапамятные времена (пра-цивилизации?) и, таким образом, вошел в культурную традицию многих народов, не исключая и славян, напрямую — от общего корня. То есть никто его ни у кого не заимствовал.
Эдвин Ландсир. Соколиная охота в старые времена.
Первые летописные упоминания о соколиной охоте как об увлечении знати можно найти в источниках IX века, где говорится о дворе князя Олега. А, например, князь Игорь, будучи в плену у половцев, охотился там с ястребами:
«Волю ему даяхут, где хочет ту ездяшет и ястребом ловяшет».
Во времена княжения Ярослава Мудрого охота с использованием хищных птиц и вовсе стала крайне популярным занятием. Так, в «Русской правде» Ярослава Мудрого ловчие птицы упоминаются не раз, назначен и штраф за их кражу — три гривны (как за побои человека не княжеских кровей).
Даже в «Слове о полку Игореве» описание такой охоты используется для наглядности и создания более понятной слушателям ассоциации (то есть как происходит соколиная охота отлично известно всем слушателям):
«Не десять соколов / на стадо напускал Боян, братья, /но свои волшебные пальцы / на живые струны полагал; /они же сами для князей грозу несли».
С. Бабюк. Соколиная охота
К XII веку увлечение князей охотой стало настолько масштабным, что их порой даже обвиняли в отсутствии интереса к политическим проблемам. Например, вот с какими словами в 1135 г. обращались новгородцы к Всеволоду Мстиславовичу:
«Почто ястребов и собак собра, а людей не судяше и не управляюще…»
Николай Олемьченко. Княгиня Ольга.
Со временем соколиная охота становится чем-то большим, чем единение с природой и любование полетом красивой хищной птицы, как это, вероятно, было во времена первых князей. Она утверждается именно как княжеская (или царская), то есть «элитарная». Это и понятно — ведь такое увлечение, обросшее целым рядом ритуалов и атрибутов, стало весьма недешевым и требовало целого штата людей, которые бы занимались отловом, дрессурой и содержанием соколов, не говоря уж о том, что сами соколиные охоты были обставлены как своеобразные светские рауты, куда знать выезжала в блеске лучших своих нарядов с десятками слуг сопровождения.
«Соколиная — царская, псовая — барская, ружейная — крестьянская».
Кто из монархов больше всего любил соколиную охоту
Иван Грозный и легенда о Трифоне
Вячеслав Шварц, Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте
Иван Грозный был страстно увлечен охотой с помощью птиц. Есть известная легенда, связанная с его увлечением. Как-то раз во время выезда монарха «в леса» его любимый кречет улетел, и царь послал сокольничего по имени Трифон Патрикеев, чтобы разыскать питомца.
Вячеслав Шварц, Иван Грозный на соколиной охоте
Три дня царский подданный странствовал в поисках птицы, пока наконец ему во сне не явился божественный покровитель — святой Трифон, у которого на плече сидел тот самый кречет. Святой и подсказал, в каком направлении искать пернатого охотника. И вот, через некоторое время, сокольничий обнаружил кречета, сидящего на ветке. Вернув его царю и рассказав о своем открытии, Патрикеев был награжден за свою преданность. А случай этот стал известен во всем царстве, и вскоре мученика Трифона начали изображать на иконах рядом с птицей, как символ веры и чудесного спасения.
Святой Трифон с соколом
Алексей Михайлович — царь при котором соколиная охота достигла расцвета
Но самым страстным любителем охоты с хищными птицами был царь Алексей Романов. Это увлечение ему привил учитель Борис Морозов. В арсенале правителя насчитывалось целых три тысячи соколов и ястребов, каждому из которых верховный правитель лично давал уникальные имена.
«Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трёхсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь… Когда Царь отправляется за город или в поле для увеселений, он строго приказывает, чтобы никто не беспокоил его просьбами.»
(Сэмюэль Коллинз — английский врач при царском дворе)
Клавдий Лебедев. Соколиная охота
Более того, царь был столь страстно увлечен охотой с соколами, что самолично составил своеобразный устав под названием «Книга, глаголемая Урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути». В этой книге детально описывались правила и методы соколиной охоты, а также фиксировался порядок поставления в сокольники.
Этот приказ быстро получил широкое распространение среди представителей знати, которые стремились быть похожими на монарха во всем.
Вот цитата из книги авторства Алексея Михайловича:
«И зело потеха сия полевая утешает сердца печальные и забавляет весельем радостным и веселит охотников сия птичья добыча… Будьте охочливы, забавляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою, зело потешно и угодно и весело, да не одолевают вас кручины и печали. Избирайте дни, ездите часто, напускайте и добывайте нелениво и безскучно, да не забудут птицы премудрую и красивую свою добычу».
Примечательно, что будучи увлечен таким азартным делом, царь при этом отказывал своим подданным в возможности отдыхать и веселиться — именно при нем был составлен указ о запрете гуслей, народных танцев, шахмат (!), сказок и проч. — но это уже другая тема.
Заботой о птицах Алексея Михайловича занимались триста смотрителей — сокольничих, которые неустанно наблюдали за их состоянием. Сама же должность сокольничьего считалась одной из наиболее престижных во всем царском дворе. Им полагался и специальный роскошный наряд: шитый золотом красный кафтан, соболья шапка, шикарная перчатка инкрустированная драгоценными камнями. Кстати, от податей, взимавшихся с иных подданных, сокольники были полностью освобождены.
Комаров Алексей. Соколятник русский.
Немногие имели возможность посмотреть на царских ястребов и соколов, и это считалось большой честью. Иностранцам же и вовсе доступ к царским соколам был запрещен. Методы отлова птиц и их дрессуры были тщательно охраняемыми секретами, возведенными в ранг государственной тайны.
Ловцы соколов, известные как помытчики, тайно доставляли пернатых хищников в столицу из различных областей, таких как Урал, берег Белого моря и Заволжье. Интересно, что в северных регионах России сохранилось довольно много названий, связанных с соколиной темой — они появились как раз благодаря ловцам, которые, отправляясь в дальние странствия за ценными птицами, для ориентиров давали местам, где те были замечены, названия вроде — Соколий мох, Соколиная гора и проч…
Александр Литовченко. «Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича»
Для того чтобы соколы, сапсаны, кречеты и ястребы могли находиться в хорошей форме, им требовалось качественное питание, включающее в себя мясо более мелких птиц. Чтобы обеспечивать любимых хищников необходимым кормом, царь Алексей Михайлович даже ввел так называемый «голубиный налог». По этому указу каждый крестьянин был должен отдавать со своего двора пару голубей, которые затем содержались в специально для этого созданном Голубином дворе и оттуда уже доставлялись «к столу» царских любимцев.
Как выглядела охота знатных особ с соколами
В день, когда царь отправлялся в леса со своими хищными птицами, ворота Кремля оставались закрыты для посторонних. Совместно с монархом на охоту отправлялись все его подданные, включая охрану, поваров, охотников и сокольничих. Бывало, что число участников на подобной птичьей охоте, доходило до нескольких тысяч.
Обычно монарх предпочитал охотиться за пределами города, больше всего он любил проводить время в усадьбе Коломенское. Туда он часто брал с собой своих наследников Фёдора и Петра. Иногда компанию им составляла и царица Елизавета, которая также разделяла интересы своего мужа.
Автор неизвестен
Все участники охоты, включая царя, наряжались в свои лучшие наряды (таким образом, она была не только развлечением, но и возможностью продемонстрировать свой статус и богатство).
Самих хищных птиц также заранее готовили к этому мероприятию — для каждой был пошит целый набор аксессуаров: нагрудники, нахвостники, шапочки, закрывавшие глаза. Все эти аксессуары, как и одежда сокольников, были также украшены золотом и драгоценными камнями.
Процессия прибывала в заранее выбранное место, где уже были установлены шатры и по сигналу отдаваемому лично Алексеем Михайловичем, начиналась охота — то есть сокольничие пускали птиц за добычей.
Н.Сверчков, Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы
Художник Николай Сверчков, создавая свою картину «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы», показал великолепие царского охотничьего выезда. Он опирался на исторические источники, поэтому передал костюмы того времени максимально точно.
Впрочем, не все выезды царя были столь торжественны — отмечаются и соколиные охоты в «мини» формате, которые организовывались для него бывало что и по два раза за день. Однако, и о делах монарх все же не забывал, так в «Уряднике» сохранилось его напутствие людям, разделявшим любовь к подобных охотам:
«…николиже позабывайте: делу время и потехе час».
Как добывали и приручали хищных птиц
Процесс приручения ловчих птиц — тонкое искусство, требующее много времени и терпения. Изначально, гордые, свободолюбивые крылатые охотники вовсе не стремятся выполнять приказы своих хозяев. Поэтому у царских сокольников был разработан целый спектр приемов по укрощению и приручению: новоприбывшей птице не давали спать несколько дней, чтобы она ослабла и стала более послушной. После этого на нее надевали клобук и оковы. Затем птицу не кормили целые сутки, а затем предлагали еду прямо из рук. Постепенно начинали подзывать хищника с мясом в руке (вабить), а когда он подлетал и брал пищу, его поощряли.
Борис Зворыкин. Сокольничий
Когда птица была готова, ее брали на поле. Хищника заранее привязывали за лапы к запястью руки и продолжали тренировки: бросали сначала битых, а затем — живых уток, голубей и проч. в небо, чтобы сокол догнал и заклевывал их. Последний этап обучения включал в себя борьбу с крупными сильными птицами вроде цапель.
Когда сокол научился сбивать жертву в полете, не пытаясь ее съесть, его отпускали на свободную охоту. Кстати, царь Алексей Михайлович любил сам оценивать новых птиц в деле.
Рубо Франц. Соколиная охота.
Навыки тех, кто занимался обучением хищных птиц, высоко ценились, труд дрессировщиков был невероятно тяжелым и продолжительным, но результаты превосходили все ожидания. Соколы, прирученные таким образом, становились ценными дарами для иностранных правителей, с которыми русские цари стремились поддерживать дружеские связи. Прирученных птиц нередко отправляли в качестве подарков и европейским королям и правителям Востока и это считалось равноценным нескольким отборным скакунам. Примечательно, что не всегда хищники могли перенести тяготы длительного пути и тогда адресату доставляли уже не живого пернатого, а его останки — но и это считалось вполне нормальным. Главное — сам факт такого дорогого и ценного подарка.
Какие виды птиц были лучшими охотниками
Каждая из хищных птиц имеет свои уникальные особенности, которые делают их отличными охотниками. Рассмотрим виды пернатых, которые чаще всего использовались в царских развлечениях:
Кречет/ сокол/ ястреб
1. Кречет. Птица отличается компактным размером, стройным телосложением и быстрым полетом. Кречеты обладают отличной маневренностью и выносливостью, что делает их идеальными для ловли мелкой дичи, такой как зайцы или куропатки.
2. Соколы — это одни из самых распространенных хищных птиц, используемых для охоты. Отличаются невероятной скоростью и точностью во время полета. Способны атаковать дичь с высоты, развивая огромную скорость за считанные секунды.
3. Ястреб — хищная птица с коренастым телосложением и острыми когтями. Ястребы отличаются агрессивным характером и высокой скоростью полета на короткие расстояния. Они способны лавировать среди деревьев и кустарников, что делает их отличными охотниками на мелкую дичь, например, на воробьев или голубей.
В древние времена эти виды хищных птиц были неоценимыми помощниками охотников, благодаря своим естественным способностям и инстинктам хищников. Каждая птица выбиралась для конкретной охоты в зависимости от типа дичи, которую планировали добыть. Однако, их успешное использование в охоте требовало выработки особой связи между птицей и ее хозяином.
Александр Литовченко. Сокольничий
Из всех перечисленных птиц, кречеты и соколы обычно лучше приручались. Кречеты отличаются более спокойным характером и легче поддаются дрессировке. Соколы также хорошо поддаются обучению, благодаря высоким интеллектуальным способности.
Сапсаны и ястребы, напротив — более агрессивные и независимые птицы, которые всегда считались сложными в обучении и контроле. Тем не менее, опытные охотники успешно приручали и их, что позволяло разнообразить стили охот и типы добычи.
Район Сокольники — откуда это название?
История появления наименования «Сокольники» в Москве связана с давними временами. В XVI–XVII веках это место представляло собой густые леса в стороне от города и считалось наилучшей площадкой для царских охот.
Именно при Алексее Михайловиче Романове в этом районе сформировалась целая культура сокольничества, включающая работу опытных сокольников или «укротителей» птиц и их обучение.
Клавдий Лебедев. Сокольничий
Со временем леса были вырублены, уступив место для развития города Москвы. Тем не менее, название «Сокольники» пережило века и до сих пор напоминает о богатой истории этого уголка города.
В топонимике Москвы сохранились и другие наименования связанные с соколиной историей. Так:
- рядом с современной станцией «Семеновская» располагается Соколиная гора, где находился Потешный соколиный двор, ответственный за организацию развлечений Алексея Михайловича.
- в пригороде Москвы есть село Ширяево — согласно одной точке зрения, здесь пропал лучший кречет Алексея Михайловича по имени Ширяй.
- дворец князей Юсуповых в Харитоньевском переулке был возведён на месте бывшего дворца Ивана Грозного, откуда он выезжал на птичью охоту.
А вот название станции метро «Сокол» — напротив — никак не касается охоты и происходит от поселка художников, созданного в 1920-х годах.
После смерти Алексея Михайловича, соколиная охота перестала быть такой популярной. Петр Первый — сын царя, который унаследовал престол, предпочитал другие занятия и охота с птицами уже не была его приоритетом.
Постепенно царская коллекция соколов уменьшилось из-за биологических причин — ведь птицы живут не так долго. Сокольничих — число которых достигало уже перевалило за несколько десятков (если не сотен) — отправили в петровские развлекательные отряды.
Валентин Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту.
Впоследствии соколиные охоты при царских дворах проводились, но уже значительно реже и не с таким размахом. «Последняя» такая охота зафиксирована примерно в середине XIX века. Интересы же знати по части охот стали смещаться в сторону псовых забав, ввиду того, что последние были более азартными и динамичными и позволяли охотиться на крупных зверей, представлявших более желанную добычу, нежели птицы, на которых способен охотиться сокол или ястреб.
Сокол как символ
В древних мифологиях многих народов сокол считался посланником богов, связующим звеном между человечеством и небесами.
Кроме того, его острый взгляд, быстрые и точные движения при охоте делали его олицетворением стремительности, мощи, неукротимости, побед. Поэтому часто его выбирали своим личным оберегом правители и военачальники.
Египет, бог Гор
Примеры символики сокола как символа власти можно найти в различных культурах и эпохах. Например, в древнеегипетской мифологии сокол ассоциировался с богом Гором, который был покровителем фараонов и символизировал власть над землей и небесами. В скандинавской мифологии сокол также имел важное значение как символ военной доблести и правления.
В славянской мифологии сокол традиционно был олицетворением молодого воина, богатыря или князя, возглавляющего войско и разящего неприятелей («летит на врага»). Так, фамильный герб Рюриковичей ассоциировался именно с пикирующим соколом, который одновременно был связан с культом огня и Сварога, с одной стороны, а с другой — олицетворял собой контроль над воздушной стихией, что как бы «поднимало» его на новый уровень по сравнению с теми, кто передвигается только по земле. Отсюда происходит и концепция власти, тесно связанная с соколами (что, возможно, и сделало этих птиц столь популярными среди княжеских и царских особ) — «смотрящий сверху», «способный подняться выше», «главенствующий и на земле (человек) и на небе (его тотем — сокол).
Памятник Всеславу Чародею в Полоцке
Примечательно, что в преданиях, в которых речь идет о способности того или иного персонажу оборачиваться зверем или птицей, положительный герой всегда превращается в сокола. Яркий пример — богатырь Вольга Всеславьич, который умел оборачиваться волком (земля), щукой (вода) и соколом (воздух), а также полоцкий князь Всеслав Чародей.
Изображения сокола нередко встречаются на коронах, гербах и флагах различных государств, многие элитные военные подразделения также имеют в своем названии или символике изображение сокола.
Виктор Корольков. Финист ясный сокол.
Сохранилась соколиная тема и в уменьшительно-ласкательных прозваниях: так, в старину, чтобы подчеркнуть силу, стойкость и мужественность своих избранников женщины нередко называли своих возлюбленных словами «мой ясный сокол», «соколик». Эти слова отражали уверенность в том, что избранник способен преодолеть все трудности и достичь любых вершин.
****************************
В наше время методы приручения хищных птиц изменились, однако, традиция по-прежнему жива. И хотя такого размаха как при Алексее Михайловиче, она уже не имеет, однако, немало увлеченных людей продолжают хранить культуру и философию соколиной охоты, передавать знания и приемы о дрессировке пернатых хищников. В новые времена этим птицам нашлось и еще одно немаловажное применение — они содержатся при аэропортах как своеобразные стражи безопасности для того, чтобы мелкие пернатые не мешали взлету и посадке.
************************