Царица Тамара

 

                  Царица Тамара и «Золотой век» Грузии

Царица Тамара и «Золотой век» Грузии
                                          М. Зичи. Шота Руставели преподносит свою поэму царице Тамаре

В предыдущей статье было рассказано о происхождении и молодости знаменитой грузинской царицы Тамары, о её неудачном браке с изгнанным из Руси младшим сыном убитого князя Андрея Боголюбского и втором браке с Давидом Сосланом. Сегодня мы поговорим о Тамаре как о великой царице Грузии и немного о знаменитой поэме Шота Руставели «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре».
          

Тамара во главе Грузии

Надо сказать, что второй муж Тамары – Давид Сослан, не обладал особыми талантами государственного деятеля.

         

По общему мнению всех исследователей, именно Тамара была главной в этом паре, и даже её титул звучал как «мепе» – царь, а не «дедопали» («супруга царя»). А её супруг был всего лишь главнокомандующим грузинской армией. Тем более что в 1207 году Давид умер (по некоторым данным – был убит), и своим номинальным соправителем Тамара назначила сына Георгия.
 

     Царица Тамара на иллюстрации книги Е. Маркова «Очерки Кавказа: Картины кавказской жизни, природы и истории»

По приказу Тамары была проложена «прямоезжая» дорога из центральной Грузии на юг – в Месхетию, строились монастыри и храмы, мосты и оросительные каналы.


                                             Царица Тамара на фреске построенной по её приказу церкви в Бетании

Были одержаны победы в Ширване, Шамхоре, Гяндже и Двине. В Гяндже после победы в битве с войском атабака Абу-Бекра удалось захватить знамя халифа, которое потом в Гелатском монастыре украшало икону Хахульской Богоматери.

В летописи приводятся слова, с которыми Тамара обратилась тогда к своей армии:«Братья мои, пусть не затрепещут от страха сердца ваши, если их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог... Только одному Богу доверьтесь, сердца своей правдой крепите перед Ним и упование бесконечное имейте на крест Христа. Устремляйтесь в их страну с помощью Пресвятой Богородицы и направляйтесь на врага силою непобедимого креста.»

         
                                                           Золотой крест царицы Тамары, рубины, изумруды, жемчуг

Приводится и её письмо сельджукскому султану Рума Сулейман-шаху Рукн-эд-дину:«Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов, я же – ни на богатство, ни на силу войска моего, а на силу Вседержителя Бога и святого креста, которого ты хулишь. Ныне я посылаю всё войско моё встретить тебя; да будет надо мною воля Бога, но не твоя, правда Его, но не твоя.»

         
Кроме того, ей приписывается создание гимна «Моление грузин для победы в Шамхоре».
О походе в Иран 1210 года в летописи написано:«Никто из грузин не ходил походом до этих мест, ни царь, ни князь.»
Профессор Тбилисского университета Н. Бердзенишвили писал в 1971 году, что Тамара«покорила от Понтийского моря до моря Гургенского и от Спери до Дарубанда и всех кавказских имеров и амеров до Хазара и Скифии.»

На части армянских земель было создано дружественное Грузии государство братьев Мхаргрдзели (Закаряны). Были завоеваны Карс, Тавриз (Тебриз), Хлат, Казвин, Ром-Гур и Эрзерум, грузинские войска дошли до Синопа и Гераклеи, которые принадлежали Византии – здесь в 1204 году было основано Трапезундское царство, коренным населением которого были грузины-лазы. На его трон Тамара посадила своего племянника – Алексия, ставшего основателем династии Великих Комнинов. Северная граница государства Тамары проходила от Никопсии (близ современного Гантиади) до Дербента, а на юге достигала истоков Тигра и Евфрата. Выступивший против Грузии сельджукский султан Сулейман-шах Рукн-эд-дин (согласно летописям, он потребовал от Тамары принять ислам) потерпел страшное поражение в Басиани (у Эрзерума), был ранен и едва не попал в плен.

В 1204 году было подавлено восстание горцев – хевсуров и пшавов (пховцев), которым с тех пор было запрещено строить традиционные башни.
В летописи, написанной уже во времена правления сына Тамары – Георгия IV, написано, что она«царство защитила нераздельно, всех примирила и установила мир для всех.»

«Витязь в барсовой (тигровой) шкуре»
В конце XII века в Закавказье были сочинены две знаменитые поэмы. В 1188 году в Шемахе по заказу ширваншаха Ахситана Низами написал поэму «Лейли и Маджнун». И Руставели её явно читал, поскольку говорит в начале своей поэмы:Эта повесть, из Ирана занесенная давно,
По рукам людей катилась, как жемчужное зерно.
Спеть её грузинским складом было мне лишь суждено.

Свою поэму «Витязь в барсовой (тигровой) шкуре» («Вепхисткаосани») Руставели написал после 1189 года, мы уже немного говорили о ней в первой статье.


                                  Советская почтовая марка, выпущенная в честь 800-летия Руставели

Об этой поэме И. Можейко писал:«Вершина западного рыцарского романа, достигнутая не на Западе, шедевр восточной сказки, рождённый в христианском государстве, апофеоз идей гуманизма и идеалов Возрождения, появившийся на свет до эпохи Возрождения.»
Героиней поэмы многие считают царицу Тамару, а некоторые даже называют «заказной», ведь Руставели прямо говорит:«Мне приказано царицу славословить новым словом.»А также:«Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято.»

Вероятно, Тамаре, также ознакомившейся с поэмой Низами, захотелось иметь что-то подобное. Но вот результат ей, похоже, очень не понравился. Хоть Руставели назвал свою героиню другим именем, его намеки оказались более чем прозрачными:
Мне она дороже жизни, беспощадная тигрица.Пусть, не названная мною, здесь она отобразится.

Что же могло вызвать гнев Тамары? Например, рассказ о том, как Нестан-Дареджан приказала убить жениха:Не велит рассудок здравый,
Чтобы я была причиной этой ярости кровавой.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сделай так, герой отважный, наделённый силой львиной:Жениха, убив украдкой, не сражайся ты с дружиной.

Речь может идти об убийстве упоминавшегося в первой статье царевича Демны, влюблённого в Тамару. Совсем уж оскорбительной для Тамары является описанная в поэме реакция тётки героини – Давар (Русудан в реальной жизни), которая избивает (!) её, узнав о смерти жениха:Ты, блудница (!) мирбара (должность Тариэла) на убийство навела!
Почему должна я кровью за твои платить дела?
……………………………………………………
И Давар с великой бранью на царевну напустилась,
С криком волосы рвала ей, колотила и глумилась.
Солнцеликая царевна лишь вздыхала и томилась.

А ведь «Солнцеликая» – это постоянный эпитет Тамары. И сам Руставели, словно понимая, что написал «лишнее», вдруг заявляет во «Вступлении»:

Мне пером была тростинка, тушью – озеро агата.
Кто внимал моим твореньям, был сражён клинком булата.

То есть признает, что перешёл какую-то грань и написал что-то настолько крамольное, что читать его поэму буквально опасно для жизни.
Между тем автор великого произведения был достаточно высокопоставленным вельможей, некоторое время даже занимал пост главного казначея Грузии и смог выделить средства для ремонта Иерусалимского монастыря Святого Креста.

        
                                                   Шота Руставели на фреске монастыря Святого Креста, Иерусалим

Более того, Руставели постоянно сообщает о том, что был хорошо и неформально знаком с Тамарой, например:«Той, кого я раньше славил, продолжаю я гордиться.»

И при этом официальные летописи очень скупо пишут о нём, а его великое произведение не упоминается и не цитируется поэтами-современниками. Некоторые исследователи полагают, что достигнув пика власти, Тамара стала тяготиться прежними соратниками, которые слишком много знали о её молодости, отношениях с отцом и тёткой Русудан, а также – с первым мужем. И потому Руставели мог писать свою поэму в качестве своеобразных мемуаров – уже пребывая в опале и в отставке. И он, опять-таки, прямо намекает на это во «Вступлении»:«Ради той, из-за которой сердце горестью полно.»

Да и «тигрицей» (вероятно всё-таки «барсиней») Тамара в поэме названа «беспощадной» – не отважной, не бесстрашной и не мудрейшей. Согласитесь, это очень двусмысленный комплимент, в котором слышится обида обманувшегося в своих ожиданиях поэта.
И в дальнейшем чтение великой поэмы Руставели в Грузии не поощрялось, а первое печатное издание «Витязя», изданное в 1714 году, было сожжено по требованию грузинской церкви, иерархи которой считали, что это произведение оказывает дурное влияние на нравственность паствы.

Смерть царицы

Как ни странно, историкам неизвестна точная дата смерти Тамары: наиболее часто говорят о 1213 годе, но нельзя исключить, что это произошло в 1207 или 1210 году. Скончалась царица в некоем замке Агарани, местоположение которого, опять же, точно не известно. Возможно, это Коджорская крепость, которая находится в Мцхетском районе недалеко от Тбилиси.

                                                                                  руины Коджорской крепости

Неизвестно также место её захоронения; согласно преданию, похороны осуществлялись втайне, поскольку Тамара боялась осквернения своей могилы. Возможно, это было связано с обещанием разбитого в Басианском сражении султана Рукн-эд-дина«добраться до нее хотя бы и после смерти.»

Существует совсем уж неправдоподобная легенда о том, что были изготовлены семь (по другим данным – девять) одинаковых гробов, лишь в одном из которых лежало тело царицы: доверенные телохранители Тамары захоронили их в разных местах, а потом покончили с собой (либо пронзили друг друга мечами), чтобы соблюсти тайну. А живший в XIII веке крестоносец Де-Буа писал архиепископу Безансонскому:«Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел…
 
Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (то есть, не язычник, а христианин). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники.»

Но и это свидетельство, как вы поняли, основано лишь на каких-то на слухах.
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» сообщает о грузинской легенде, согласно которой Тамара не умерла, а «спит в золотой колыбели»: она «проснётся и воцарится», когда до неё дойдёт «голос людской скорби».

Грузия после царицы Тамары

Период царствования Тамары называют «золотым веком» Грузии, эта страна достигла пика своего развития, но, возможно, и надорвалась в своих имперских амбициях. Уже 18 января 1223 г. сын Тамары Георгий IV погиб в битве с монголами корпуса Джэбэ и Субэдэя. 

       
                                                               Георгий IV на фреске монастыря в Бетании
Ему наследовала сестра Русудан, при которой Грузия в 1225-1227 гг. потерпела ряд поражений от хорезм-шаха Джелал ад-Дина Манкбурны (он доставил много хлопот даже Чингисхану и его преемнику Угэдэю), а в 1236-м была разгромлена монголами, власть которых вынуждена была признать в 1240 году.


Грузинская монета времён царствования Русудан. Изображение Христа с надписью:
«Царица цариц, слава мира и веры, Русудан, дочь Тамар, защитница Мессии»

Внук Тамары Давид VI стал вассалом государства Хулагидов. Наследовавший ему незаконнорождённый сын Георгия IV Давид VII имел не грузинское, а тюркское прозвище «Улу» – «Старший» (поскольку у него был младший соправитель – сын Русудан Давид Нарин). Давид ездил в Каракорум, вынужден был принимать участие в операциях монголов против ассасинов Аламута и в их походе на Багдад. После того как он отказался выделить войска для войны в Египте, монголы разорили Самцхе. Правнук Тамары Деметре II сохранял власть лишь в восточной Грузии и в 1289 году был казнён в ставке ильхана Аргуна. Его младшему сыну Георгию V удалось на некоторое время объединить страну. Ему наследовал Давид IX, при котором Грузия сильно пострадала от эпидемии чумы, на её территорию несколько раз вторгались монголы. При Баграте V и Георгии VII страна была полностью разорена Тамерланом, что привело к распаду государства на несколько слабо связанных между собой царств и княжеств.

Святая Тамара
Православной церковью Тамара была причислена к лику святых, и в Житиях именуется Тамарой Великой.


                                                                   Одна из икон Святой Тамары

Формальным поводом для канонизации стали её заслуги в христианизации кавказских племён и строительство новых монастырей, некоторые из которых были основаны за пределами Грузии – например, Иверский монастырь на горе Афон и Петрицонский монастырь в Болгарии. Кроме того, она
 

«обеспечила епископов и престолы их пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей.»

В «Картлис цховреба» (летописный свод, существовавший с VIII столетия и дополнявшийся до XIII века) можно прочитать:
«Не только в собственном царстве Тамары царило благополучие, но и для всех христиан. И всех, кто насиловал христиан, она уведомляла, чтобы немедленно покорились, имея страх и любовь к ней.»
В настоящее время в Ахалцихе и Тбилиси 14 мая отмечается день царицы Тамары – Тамароба.

                                                                      Памятник Тамаре в Ахалцихе

Портрет этой царицы можно увидеть и на грузинской купюре достоинством 50 лари:

  •                                                                                               автлр :   Рыжов В. А.