Лепельский контрудар
Как Лепельский контрудар остановил фашистов
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союза 22 июня положило начало Великой Отечественной войне. Основной сценой для военных действий стала наша Родина. Спустя шесть дней сапоги немецких солдат уже топтали улицы Минска. Тактика молниеносной войны приносила свои ужасные плоды. План «Барбаросса», к ужасу советских граждан, неумолимо притворялся в жизнь. Помешать маршу батальонов вермахта 7 ноября 1941 года по Красной Площади смогли полная самоотдача, патриотизм и героизм советского народа.
Один из первых контрударов ВОВ был предпринят 6 — 9 июля 1941 года на территории нашей республики. Эта военная операция явилась одним из самых крупных танковых сражений. Благодаря мужеству советских танкистов наступление немецкой армии было приостановлено, советское командование выиграло необходимое для обороны Москвы время.
Предпосылки
В начале июля 1941 года советское командование решило предпринять меры для создания устойчивой обороны по берегу Западной Двины и в районе Полоцка, чтобы не допустить критического прорыва частей 39-го — 47-го моторизованных корпусов, входивших в состав 2-й и 3-й танковых групп. В случае успешного наступления врагу открывалась прямая дорога на Смоленск, Брянск и Москву. Необходимо было выиграть время, не допустить молниеносного прорыва немцев у городов Сенно и Орша, а также в междуречье Березины и Днепра.
Начало операции
В назначенный район Витебской области были переброшены войска 19-й армии, под командованием маршала Ивана Конева. Передислокация проходила дольше, чем планировалось, в связи с перегруженностью железнодорожного транспорта. Срочно нужно было сдержать удар врага в районе Витебска. Мешкать было нельзя. Танки вермахта могли перейти в наступление из захваченного ими Лепеля в любую минуту. В итоге Военный Совет Западного фронта с согласия ставки принял решение, что войсками 20-й армии, которой командовал генерал-лейтенант Курочкин, нанести контрудар в направлении Сенно — Лепель. Глубина контрнаступления планировалась более 100 километров.
Ход операции
6 июля в 5 часов утра советские танки выступили по назначенным маршрутам. Поначалу гитлеровцы не оказывали сопротивления. Из-за сложившихся неблагоприятных погодных условий наши войска продвигались со скоростью черепахи. Из-за проливного на раскисших дорогах создавались пробки. Техника вязла в грязи. Позже, при подходе к деревням Масюки и Обольцы красноармейцы встретили ожесточенное сопротивление передовых частей фашистов. По ним палил 47-й моторизованный стрелковый корпус, который они заставили, благодаря стремительной атаке, отступить на 14-16 километров. Первые жизненно важные позиции были взяты.
Утром следующего дня командиры командование танковых дивизий силами передовых отрядов провело зачистку местности, уничтожая отдельные очаги сопротивлений. В итоге 7 июля красноармейцы вышли к деревням Уздорье и Антополье.
8 июля стремительное наступление советских войск продолжилось. Фашистов с воздуха поддерживала авиация. Несмотря на обильные ковровые бомбардировки, нашим танкам удалось прорвать оборону противника и в течение дня значительно продвинуться вперед. На голову красноармейцам летели не только вражеские бомбы, но и бочки с фосфорной жидкостью и горючим. Наша авиация молчала.
Три часа в районе деревень Дубняки, Малая Белица и железнодорожной станции Гразино шли кровопролитные ожесточенные танковые бои. Фашисты несли потери в танках, что вынудило их отложить контрнаступление на Малую Белицу. Гитлеровцы решили пойти другим путем. Ими было предпринято наступление вдоль железной дороги, благодаря которому они отрезали тыловые эшелоны наших защитников родины с горючим и боеприпасами. Советские войска были поставлены под угрозу окружения. В течение последующих двух дней нашим танкистам пришлось вести неравные оборонительные бои против захватчиков.
10 июля наши войска приказом штаба 20-й армии были выведены из боя и сосредоточены севернее Орши.
Итог операции
Потери советской стороны в людях и технике составили около 60%. Около 20 % машин застряло в непроходимых болотах. В жестоких боях наши танкисты нанесли врагу большие потери и отбросили его на 30 — 40 километров в сторону Лепеля. В ходе операции два танковых клина красной армии прорвали оборону противника, чем поставили их в очень опасную ситуацию. Красноармейцам в ходе операции приходилось выдерживать по 15 атак в день, как наземных, так и с воздуха. В битве с обеих сторон участвовало более 2 тысяч танков. В сражении под Лепелем принимал участие командир батареи, старший лейтенант Джугашвили Яков Иосифович — сын Сталина. Именно здесь он и попал в немецкий плен.
Автор: Александр Климовец