Эмиграция евреев

                      Почему евреи покинули свою Родину?

В конце 19-го века большая часть многомиллионного мирового еврейства проживала в диаспоре.  

Иудейское население Османской Палестины составляло порядка 60-ти тысяч человек, и большинство из них находилось тут отнюдь не со времен Иисуса, а переехало в более позднее время.

В конце 19-го века большая часть многомиллионного мирового еврейства проживала в диаспоре.

Но рост антисемитских настроений в Европе привел к появлению идеологии сионизма. В самом узком смысле она означала для евреев необходимость вернуться на свою историческую родину, чтобы в дальней перспективе возродить собственное национальное государство. Главная идея была в том, что жизнь и права детей Сиона определяли не Фриц и Иван, а сами евреи.

Гладко было на бумаге, но это привело ко вражде с арабским миром, нескольким крупным войнам и большему количеству столкновений меньшей интенсивности, одно из которых мы видим сейчас.

                                                                                              Иерусалим

Напрашивается вопрос: зачем же этот народ покинул Израиль? Не лучше ли для него оставаться у себя дома, чтобы спустя много веков восстановить страну? Ведь получилось же это с Арменией, и с ее существованием согласились мусульмане всего мира, хотя армяне тоже веками жили в диаспоре, а на их земле господствовал ислам.

Причиной этого был ряд объективных и субъективных причин. Евреи жили на перекрестке дорог из Африки в Азию и морских путей из Западного в Восточное Средиземноморье. Поэтому они очень рано стали народом торговым, и сновали общины в самых разных местах. Периодическое исчезновение их государства сильно способствовало таким миграциям. Но пока сохранялся еврейский национальный очаг, этот народ преобладал по численности над другими этносами региона.

В конце 19-го века большая часть многомиллионного мирового еврейства проживала в диаспоре.-2

В 1-2-й века нашей эры Римскую империю сотрясали многочисленные иудейские восстания. В результате будущий император Тит взял Иерусалим и разрушил храм, уничтожив культовый и политический центр еврейского народа.  

В следующем столетии Адриан переименовал Иудею в Палестину, восстановил город под названием Элия Капитолина, но евреям вход туда был воспрещен. Это ограничение несколько смягчили следующие императоры: люди получили возможность заходить в его стены по большим праздникам, чтобы поклониться руинам храма. Но по-прежнему не могли там жить.

В то время главным еврейским центром стала Галилея – многонациональная северная часть бывшего Иудейского царства, регион, где некогда родился Иисус.  

Последовали несколько столетий относительного процветания, хотя римское, а потом византийское законодательство насчет подданных иудейской веры постоянно ужесточалось.

Ко всему прочему, становление христианства в качестве государственной религии всей империи привело к миграции сюда крещеного люда, который хотел жить вблизи от святых мест. В то время этнический баланс изменился, и в пользу евреев он уже не выправился никогда.

Восстановить свою прежнюю многочисленность не представлялось возможным, поскольку в ходе Иудейских войн до миллиона человек было продано в рабство или отправлено на тот свет. Оставшиеся эмигрировали, главным образом, в соседнюю Персию, где уже давно существовала крупная община, и власти относились к ней с достаточным уважением.

В конце 19-го века большая часть многомиллионного мирового еврейства проживала в диаспоре.-3

Тогда между евреями Галилеи и евреями Вавилона начались долгие теоретические и политические споры: кто главнее – раввины Месопотамии или же раввины Иерусалима (на самом деле – давно уже галилейского города Тверии). Первая община была гораздо богаче и многочисленней, второй придавал авторитета тот факт, что она, вроде как, жила на своей земле. 

В 7-м столетии ситуация накалилась, благодаря тому, что преследуемые греческими христианами евреи оказали военную помощь персам и совместно с ними захватили Иерусалим. На целое десятилетие они получили самоуправление, но Константинополь напряг силы и таки сумел вернуть утраченный византийский восток. Правда, греческой империи это не шибко-то помогло: в 630-е годы началось арабское вторжение, которому уже некому было противостоять. Все восточные провинции навсегда стали мусульманскими.

Дети Сиона приветствовали новое правление, поскольку ислам защищал их жизнь и гарантировал определенный минимум прав. К тому же, арабы являлись, хоть и дальними, но все-таки родственниками. Тем не менее, большинство домой не вернулось, потому что привыкло к новой жизни, а на месте Иерусалимского храма была построена мечеть Купол скалы.

Но вторая причина была еще более существенной: Дамаск на целое столетие стал центром мусульманской империи, которую сотрясали многочисленные восстания и мятежи по религиозным причинам. Или скорее, политическим, но облеченным в религиозные требования. Первая фитна, вторая фитна, третья фитна – самые горячие бои происходили в пределах прежней еврейской этнической территории.

В конце 19-го века большая часть многомиллионного мирового еврейства проживала в диаспоре.-4

А в 749-м году случилось то, что находилось в руках Господа и превышало все возможности к адаптации тогдашнего социума. Грандиозное землетрясение в Галилее разрушило основные города и ускорило темпы эмиграции в ставшую домом для евреев Месопотамию. Туда же несколькими годами ранее была перенесена и арабская столица – вот такие они, арабы, lucky bastards.

Вот примерно так евреи покинули свою страну, свою любимую родину, полученную в дар от Всевышнего землю обетованную. Стоит только добавить, то, что обычно забывают другие историки – процесс миграции и наиболее ее активные темпы совпадали по времени с климатическим пессимумом раннего средневековья. Извержения вулканов в 535, 539, 547-х годах привели к эффекту вулканической зимы на огромных территориях.

Это обострило военное противостояние Персии и Византии и в долгосрочной перспективе привело к охлаждению аравийского региона на 1-2 ° C. Вроде бы, не так много – но вполне хватило для смягчения местного климата и последующего стремительного роста арабского населения.

До этого момента местные жители часто закапывали в землю новорожденных девочек, которые воспринимались, как лишние рты – эту практику вскоре строго-настрого запретит пророк Мухаммед. С того времени арабам стало тесно во внутренних территориях полуострова, и они начали мигрировать в приграничные персидские и римские провинции.

      В конце 19-го века большая часть многомиллионного мирового еврейства проживала в диаспоре.-5

Что касается Палестины, которая описывается Ветхим заветом, как текущая молоком и мёдом земля, то в ней значительно ухудшились возможности для земледелия.

При Моисее несколько полукочевых еврейских племен предпочло остановиться к востоку от реки Иордан, где на тот момент для них были вполне приемлемые условия. В раннее средневековье и по сей день, за исключением нескольких оазисов, там можно увидеть только редких бедуинов-кочевников.

На остальной территории земли Израиля климат тоже стал меняться в худшую сторону. Вступил в действие антропогенный фактор: хуже условия для сельского хозяйства – меньше народа, меньше народа – сокращение площади обрабатываемой земли, меньше вспаханной земли – сильнее наступает пустыня, больше пустыня – хуже климат.

Южная половина страны попросту высохла, в несколько раз увеличилась площадь пустыни Негев. При Иисусе можно было встать на ближайшую гору и доплюнуть с одной до другой стороны. «Пустыня», в которой молился основатель христианства, составляла всего-то пару десятков квадратных километров.

При этом, север и центр бывшего Иудейского царства всегда отличался избытком воды, которую уже не отводили на нужды земледелия. Большая часть региона подвергалась регулярным наводнениям или же превратилась в болото. После того, как сюда в конце 19-го века приехали сионисты, тут не было никакого молока и мёда, зато летали комары, размером с хомячка. Первый кибуц был заброшен по той причине, что многие его участники подхватили малярию, которую тогда плохо умели лечить.

В конце 19-го века большая часть многомиллионного мирового еврейства проживала в диаспоре.-6

Когда в 1848-м году на святую землю совершил паломничество Николай Гоголь, он, своем религиозном экстазе, ожидал увидеть нечто грандиозное и невообразимое. Но перед ним явились захудалые города и почти пустынная сельская местность. В письме одному из друзей он рассказал, что тут, наверное, было гораздо лучше, когда под каждым деревом сидел еврей. Марк Твен через несколько десятилетий подтвердил его мнение.

Жизнь теплилась только в некоторых городах на побережье, но, по современным меркам, они больше напоминали райцентры – в Иерусалиме, одинаково святом для трех религий, проживало пара десятков тысяч человек. В Тверии, Цфате, Ашдоде, Ашкелоне, Акко и Яффо – и того меньше.

В целом, в течение тысячелетия, с 500-го до 1500-го года численность местных жителей уменьшилась с миллиона до 300 тысяч человек. Только сионисты принесли сюда современные сельскохозяйственные технологии, а системы орошения разработали уже на месте. Это требовалось для того, чтобы создать надлежащие условия жизни многомиллионному мировому еврейству, которое предполагалось сюда пригласить.

В конце 19-го века большая часть многомиллионного мирового еврейства проживала в диаспоре.-7

Несмотря на некоторые трудности и проблемы роста, еще до основания государства Израиль сионисты обеспечили сельскохозяйственной продукцией наличное население и даже ограниченно ее экспортировали.