F-16
«Боевой сокол» F-16: насколько хорош, если не смотреть на цифры?
12 октября 2020137
Да, сейчас будем копаться в «абшуссбалкенах» применительно к такому знаковому самолету, как F-16A «Fighting Falcon», он же «Боевой сокол». И целью настоящего исследования ставится определение того, насколько «Сокол» реально орел, как обычно это показывают американские профильные СМИ.
Подвергать сомнению то, что F-16 – реально хороший самолет, не стоит. Я бы сказал, что из когорты однодвигательных истребителей он вообще лучший.
Себастьян Роблин из известного нам The National Interest придерживается абсолютно такой же точки зрения, что неудивительно.
И можно с ним согласиться в том, что F-16 действительно обладает большим количеством достоинств. Например, он легкий, маневренный, двигатель надежный и имеет прекрасное соотношение тяги к весу. Приличный комплект вооружения.
Есть и недостатки. Из-за того, что самолет легкий, а двигатель один, дальность не блестящая и полезная нагрузка тоже весьма ограниченная, если сравнивать с двухдвигательными истребителями.
Делает это F-16 лучшим истребителем мира? Нет. Это просто самолет с набором характеристик. Воюют все-таки не только цифры, но и факты.
А вот с фактами у нас дело обстоит весьма специфично. Для начала немного статистики боевого применения «Сокола». Сразу стоит отметить, что у разных реальных экспертов подход разный, но наши В. Ильин и В. Марковский, как лица совершенно незаинтересованные в плане цифр, мне кажутся наиболее заслуживающими доверия.
Итак, боевое применение F-16. Тут стоит смотреть даже не на то, сколько было сбито и потеряно самолетов, а кому они принадлежали. Это, на мой взгляд, самый важный момент.
1. Война в Ливане
Ливанская война в 1982 году стала дебютом F-16 в качестве боевого самолета.
Согласно исследованиям В. Ильина, в этой войне Израиль потерял 6 самолетов F-16. На долю израильских F-16 приходится 43 сбитых самолета ВВС Сирии и 1 вертолет, то есть фактически половина всех летательных аппаратов, сбитых израильскими летчиками.
Противниками F-16 были МиГ-21 и Миг-23 различных модификаций.
Кроме этой войны, F-16 постоянно применялся в качестве истребителя-бомбардировщика по целям на территории Сирии, что в итоге вылилось в потерю еще одного F-16I, сбитого сирийской ракетой с ЗРК С-200.
2. Венесуэла
Во время путча 1992 года лояльные правительству летчики на F-16 сбили два легких штурмовика OV-10 и один учебно-боевой истребитель AT-27 мятежников.
Во время войны с наркобаронами в промежутке с 2013 по 2015 годы F-16 ВВС Венесуэлы сбили три легких самолета, перевозивших наркотики.
3. Югославия
В 1999 году F-16 применялись в Югославии повсеместно в составе контингента НАТО и здесь произошли первые столкновения с МиГ-29. Пилоты F-16 (американский и голландский) сбили два МиГ-29.
Собственные потери F-16 составили 1 самолет от ЗРК С-125.
4. Война в Персидском заливе
Здесь F-16 выполняли в основном боевые задачи, более характерные для штурмовиков и бомбардировщиков. Потому потери были в основном от зенитно-ракетных комплексов.
Один F-16 был сбит ракетой, запущенной с МиГ-23, в ответ ракетой с F-16 был сбит иракский МиГ-25ПД.
Вообще, потери F-16 в той войне примечательны тем, что кроме одной воздушной потери еще 6 «Соколов» были сбиты ЗРК, а 7 были безвозвратно потеряны по техническим причинам. То есть пополам.
Последовавшая иракская война обошлась без побед и потерь по причине того, что ВВС Ирака на войну не пришли.
5. Афганская война/Пакистан
ВВС Пакистана приняли весьма деятельное участие в войне в Афганистане, постоянно осуществляя «охрану» своих воздушных рубежей от посягательств советских и афганских самолетов. F-16 ВВС Пакистана одержали несколько побед с период с 1986 по 1988 год.
Первая победа – ракетой с F-16A был сбит афганский Су-7б, оказавшийся над территорией Афганистана.
Над территорией Афганистана были сбиты 2 самолета Су-22 и пассажирский Ан-26.
Отдельно стоит рассматривать единственный советский Су-25, сбитый в 1988 году.
ВВС Пакистана потеряли один самолет F-16A, сбитый ракетой ЗРК.
6. Индо-пакистанский конфликт
27 февраля 2019 года произошёл воздушный бой между авиационными группами ВВС Индии и ВВС Пакистана. Со стороны ВВС Индии в столкновении приняли участие 8 истребителей: четыре Су-30 МКИ, два МиГ-21УПГ, два Dassault Mirage 2000. От ВВС Пакистана присутствовали в общей сложности 16 самолётов: восемь F-16, четыре Dassault Mirage III, четыре JF-17 Thunder. И еще 8 самолетов в виде группы прикрытия в бою не участвовали.
Был сбит один F-16 ВВС Пакистана и один индийский МиГ-21.
7. Греческо-турецкий конфликт
Вялотекущая череда конфликтных ситуаций, в которых с обеих сторон применялись F-16. Три самолета потеряли турки, столько же было потеряно греками.
8 октября 1996 года греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16D. 23 мая 2006 года в 15 км от острова Карпатос произошло столкновение греческого и турецкого F-16, оба самолёта разбились.
8. Гражданская война в Сирии
Гражданская война была в Сирии, что совершенно не мешало Турции погрязнуть в ней по самые лонжероны. В мае 2013 года турецкий F-16 рухнул при невыясненных обстоятельствах в районе сирийско-турецкой границы. 23 марта 2014 года турецкие F-16 сбили сирийский истребитель МиГ-23МЛ, якобы вторгшийся в воздушное пространство Турции. Обломки самолёта были найдены на территории Сирии.
В аналогичной ситуации 24 ноября 2015 года был сбит российский Су-24, упавший на территории Сирии.
Вообще, в ходе гражданской войны в Сирии F-16 теряли многие страны.
1 декабря 2014 года на территории Иордании после выполнения боевого вылета в Сирии упал американский истребитель F-16C, пилот-американец погиб.
24 декабря 2014 года над сирийским городом Ракка был сбит иорданский истребитель F-16, пилот попал в плен международных террористов и был убит.
10 февраля 2018 года сирийским ЗРК С-200 был сбит израильский F-16I.
Согласно официальной статистике ВВС США и НАТО, F-16 одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах. Официальная информация ВВС Израиля говорит о том, что израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.
Если суммировать все вышеперечисленное, то получается, что F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО сбили около 50 самолётов.
4 604 изготовленных за 40 лет самолета.
Скажем так, немного в общем, но и использовали F-16 не только как истребитель. Но главное не это. Главное – против кого применяли этот самолет. И вот здесь начинается поле нюансов, на котором, в принципе, репутация «лучшего одномоторного» самолета несколько «не взлетает».
Судим сами исходя из списка приведенных побед. Особенно интересуют самолеты производства СССР, почему – будет видно ниже.
Су-7б. Выпускался с 1957 по 1972 годы.
Су-22, который Су-17. Выпускался с 1969 по 1990 годы.
Су-25. Выпускался с 1975 года.
МиГ-23. Выпускался с 1969 по 1985 годы.
МиГ-25. Выпускался с 1969 по 1982 год.
МиГ-29. Выпускается с 1982 года.
В целом, если посмотреть на список, то станет ясно: F-16 воевали не просто с устаревшими самолетами производства СССР, а еще и с экипажами, скажем так, не высшего качества.
Можно, конечно, что-то сказать о подготовке сирийских пилотов, которые проходили ее в советских училищах. Летные училища СССР – это хорошие учебные заведения. Сирийцы просто не самые лучшие ученики. Это касается и зенитчиков, и танкистов, и летчиков.
Очень сложно сказать и предугадать, что получилось бы, сойдись F-16 в маневренном бою с более современными самолетами (типа того же МиГ-29, только с буковками или Су-27), в кабинах которых сидели бы выпускники, скажем, из Борисоглебска, Волгограда или Армавира. Вполне мог бы быть результат несколько иного плана.
По сути же, на равных летчики на F-16 сражались даже не в одном конфликте, а в одном бою, когда турецкий и греческий летчики докружились до столкновения в воздухе. Ну и нечто похожее на бой в исполнении индийцев и пакистанцев.
В любом случае, оба момента выглядят… слабовато.
То, что израильтяне накрошили арабских МиГов, – это, конечно, да. Говорит в первую очередь о том, что подготовка пилотов израильских ВВС намного выше, чем у сирийских. Впрочем, мнение о уровне боевой выучки сирийцев я уже озвучил.
В итоге американские летчики и их израильские коллеги, возможно, садятся за штурвал лучшего самолета в мире. Но реальное доказательство — не победы в боях с арабскими летчиками Ирана, Ирака и Сирии на самолетах более старшего поколения, а на одноклассниках, с коллегами, скажем, из России или Китая в кабинах.
Вот тогда можно было бы сравнить. А пока же F-16 «Боевой сокол» можно считать вполне хорошим самолетом с большим количеством достоинств. Который можно очень эффективно применять против ВВС стран третьего и четвертого миров.
Но так как воюют все-таки реальные самолеты с реальными пилотами, то цифры ТТХ можно не принимать за истину в последней инстанции. Цифры хорошо показывают, но очень плохо летают.
«Боевой сокол» из F-16 получился. Но не стоит безапелляционно заявлять, что это один из лучших самолетов в мире. Такие заявления обычно требуют реальных доказательств.
Тактико-технические характеристики
Трехмерный линейный чертеж самолёта
Приведённые характеристики соответствуют модификации F-16C Block 50/52.
(Летные характеристики F-16V Block 70/72 идентичны)[31][нет в источнике]
Источник данных: Jane's[15]
Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15,03 м
- Размах крыла: 9,45 м
- с ракетами на концах крыла: 10,0 м
- Высота: 5,09 м
- Площадь крыла: 27,87 м²
- Профиль крыла: NACA 64A-204
- Коэффициент удлинения крыла: 3,2
- Стреловидность по передней кромке: 40°
- База шасси: 4,0 м
- Колея шасси: 2,36 м
- Масса пустого:
- с двигателем F100: 8910 / 9358 кг (без/с конформными баками[англ.])
- с двигателем F110: 9017 / 9466 кг (без/с конформными баками)
- Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
- с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
- с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
- Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
- Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
- с двигателем F100: 8855 / 9635 кг (без/с конформными баками)
- с двигателем F110: 8742 / 9190 кг (без/с конформными баками)
- Масса топлива во внутренних баках: 3228 кг
- Объём топливных баков: 3986 л
- Подвесные топливные баки: 1 × 1136 л или 2 × 1402 л
- Конформные баки: 1703 л
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
- Бесфорсажная тяга: 1 × 7900,2 кгс
- Форсажная тяга: 1 × 12900,4 кгс
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 2178 км/ч на высоте 12 200 м
- Боевой радиус: (Block 50)
- с конформными баками, 3940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1361 км
- с конформными баками, 5542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1565 км
- без конформных баков, 3940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль: 1759 км
- Перегоночная дальность: (Block 50)
- без конформных баков, 3940 л в ПТБ: 3981 км
- с конформными баками, 5542 л в ПТБ: 4472 км
- Практический потолок: 15 240 м
- Динамический потолок: 18 500 м
- Скороподъёмность: ~275 м/с
- Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)
- Точки подвески: 9
- Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
- под фюзеляжем: 1000 кг
- внутренние: 2 × 2041 кг
- центральные: 2 × 1587 кг
- внешние: 2 × 318 кг
- на законцовках: 2 × 193 кг
- дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг
- Управляемые ракеты:
- Бомбы:
- корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM
- корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
- свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84
- БРЛС: