И.В. Фёдоров
Асы 2МВ. Иван Васильевич Фёдоров
Герой Советского Союза Иван Васильевич Федоров (1920-2000) – один из выдающихся советских асов-истребителей, всю войну провоевавший на истребителях Як. Его судьба довольно неординарна: во время войны этот ас был приговорен трибуналом к 8-летнему заключению за то, что вступил в схватку с истребителями и упустил немецкие бомбардировщики, позволив им отбомбиться по советским наземным войскам.
Иван Федоров – уроженец Тверской области, сын крестьянина. По окончании семилетки учился в Московском физкультурном техникуме и одновременно занимался в аэроклубе. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии; по окончании Качинской авиашколы стал летчиком 307-го истребительного полка (307-й ИАП из 29-й ИАД), базировавшегося на Дальнем Востоке. К началу 1942 г. его самостоятельный налет составил 306 часов (из них 68 – ночью); так что к моменту отправки на советско-германский фронт старший сержант Федоров уже не был новичком, и обладал определенным летным опытом.
В декабре 1942 его 4-я эскадрилья была переведена на доукомплектование понесшего большие потери в боях на Калининской и Сталинградском фронтах 812-го истребительного авиаполка. После переучивания полка на новый истребитель Як-1Б, 812-й ИАП был придан 265-й ИАД. Эта дивизия входила в состав 3-го истребительного авиакорпуса Резерва Главного Командования (3-й ИАК РВГК), которым командовал полковник Е.Я. Савицкий. Весной 1943 корпус был отправлен на Кубань, где шли тяжелые воздушные бои.
ановка | |
Мощность номинальная, л. с. | 1020 |
---|---|
Мощность взлётная, л. с. | 1100 |
Лётные данные | |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 472 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч | 560 |
Практическая дальность, км | 650 |
Максимальная скороподъёмность, м/мин | 877 |
Практический потолок, м | 10000 |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное | 1 × 20-мм пушка ШВАК 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС |
20 апреля 1943 г. Федоров в составе своей эскадрильи совершил первый боевой вылет – на прикрытие с воздуха защитников «Малой земли». В районе Новороссийска эскадрилья атаковала группу бомбардировщиков Ju.87, и тут же сама подверглась атаке Мессершмиттов прикрытия. В результате схватки эскадрилья потеряла 7 Яков; но вернувшиеся из боя летчики заявили о 7 сбитых Юнкерсах и 4 Bf.109. Разные статьи в журналах и в интернете утверждают, что один «Мессер» в том первом бою сбил Иван Федоров; однако в книге М.Ю. Быкова «Асы Великой Отечественной», основанной на архивах ЦАМО РФ, список официально подтвержденных побед И.В. Федорова начинается с 26 апреля. Думается, что вряд ли имеет место путаница с датами; скорее всего: 20 апреля, первая схватка еще не имевших боевого опыта молодых летчиков + горечь больших потерь в том бою = скорее всего, «желаемое принимается за действительное»…
Так что, по документам из архива первую победу Иван Федоров одержал 26 апреля – восточнее станицы Славянская сбил Bf.109. Второй его жертвой стала «Рама» (немецкий разведчик FW.189) – цель не только важная, но и трудная: верткая и хорошо защищенная; успешно «завалить» ее удавалось не всегда даже опытному пилоту. «Раму» Федоров сбил 9 мая; а на следующий день он одержал подряд две победы. Сначала в тяжелейшей схватке с превосходящими силами противника «срезал» над Абинской один Bf.109, а затем, уже израсходовав весь боезапас, над хутором Береговой в лобовой атаке протаранил попытавшийся в последний миг отвернуть в сторону другой Мессершмитт. Но и его Як при столкновении потерял крыло, а Ивана ударом выбросило из кабины; летчика спас парашют…
После этой схватки 10 мая 812-й ИАП был отведен на переформирование – всего за 20 дней боев от полнокровного авиаполка в строю осталось только 5 самолетов! При переформировании и пополнении в Липецке 812-й ИАП получил новые истребители Як-9, вооруженные 20-мм пушкой ШВАК и 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом УБС, На фронт полк вернулся в начале сентября; теперь 3-й ИАК РВГК, в который входил 812-й ИАП, воевал на Украине в составе 8-й Воздушной Армии генерала Т.Т. Хрюкина.
25 сентября эскадрилья, в которой лейтенант Федоров руководил одним из звеньев, в третьем за день боевом вылете вступила в схватку с большой группой бомбардировщиков Не.111, сопровождавшейся истребителями Bf.109. Немецкая группировка шла на бомбежку переправлявшегося через Токмак кавалерийского корпуса генерала Н. Кириченко. «Застрявших» на переправе кавалеристов нужно было выручать, и Яки вступили в бой с почти израсходованным горючим. Звено Анкудинова связала боем Мессершмитты, а звено Федорова навалилось на бомбовозы. После первой же атаки, когда вспыхнули две машины, немцы стали поспешно разворачиваться обратно, ломая строй и огневое взаимодействие. В той схватке враг потерял 8 бомбардировщиков, 2 сбитых Не.111 были записаны на счет Федорова. Однако было понятно, что переправа через реку целого корпуса займет много времени, и немцы на следующий день обязательно попытаются нанести по переправе новый бомбовый удар. Чтобы лично наблюдать за развертыванием событий, утром следующего дня на аэродром 812-го ИАП прибыл командующий 8-й ВА генерал-лейтенант Т.Т. Хрюкин. На его глазах в воздух поднялись 16 Яков групп Федорова и Анкудинова, которые должны были вновь остановить немецкие бомбардировщики.
Однако немцы учли урок поражения предыдущего дня, и бросили на изоляцию района Большого Токмака значительное количество истребителей, а те расчистили дорогу своим бомбардировщикам... В результате Яки 812-го ИАП сразу же были отсечены от ударной группы противника вдвое превосходившими их по численности Мессершмиттами. При попытках прорваться сквозь заслон Якам удалось все же сбить два Ju.88, (один из которых «завалил» Федоров), но затем все советские самолеты оказались полностью связаны боем с немецкими истребителями. А тем временем Юнкерсы буквально засыпали бомбами переправлявшийся через Токмак советский кавалерийский корпус, сорвав его переправу…
Разъяренный поражением генерал Хрюкин приказал командира атакующей группы и командира полка отдать за это под суд. В тот же день было организовано заседание военного трибунала, обвинившего лейтенанта Федорова в трусости перед лицом врага, а командира полка майора Николаенкова - в плохом руководстве полком. Обвинение требовало отчисления подсудимых из авиации, разжалования, и отправку их в штрафбат. Это вызвало возмущение летчиков полка; на защиту Федорова и Николаенкова встали командир корпуса генерал-майор Савицкий и командир дивизии полковник Карягин. Они добились изменения формулировки приговора с «за трусость» до «за плохое управление боем по радио». В результате приговор получился относительно «мягким»: Федорова приговорили к 8, а Николаенкова — к 10 годам тюремного заключения, с отбытием наказания после окончания войны. А до Победы, которая отправит вас в тюрьму, так и быть - воюйте пока, «смывайте вину кровью»…
В своих мемуарах Иван Федоров описал то душевное состояние, в котором он находился после такого приговора. И добрым словом помянул роль комкора Е.Я. Савицкого, которому удалось добиться нового судебного решения - чтобы за каждый сбитый вражеский самолет с Ивана снималось по году тюремного срока. И сразу после этого приказом по корпусу генерал перевел лейтенанта Федорова в «свободные охотники», и освободил от выполнения задач по прикрытию наземных войск и сопровождению ударной авиации. Это позволило Ивану Федорову начать быстро пополнять свой счет, уменьшая тем срок «послевоенной отсидки»: только за октябрь 1943 г. летчик сбил 5 немецких самолетов (3 истребителя Bf.109, 1 разведчик FW.189 и 1 бронированный штурмовик Hs.129).
Однако в этот «искупительный» период Иван Федоров не только вел «воздушную охоту»; второй его профессией стало опасное ремесло воздушного разведчика. Для выполнения таких заданий полк имел два истребителя Як-9Д с дальностью полета до 1.000 км. На разведку Федоров вылетал на одном из этих самолетов - в паре с младшим лейтенантом Максимовым. Летчики вели разведку портов Очаков, Херсон, Николаев, контролировали судоходство в Днепровском и Бугском лиманах; но особое внимание по приказу командования уделяли строительству укреплений на Перекопе. Вылеты производились почти в любую погоду и были смертельно опасны. Так, 29 октября погиб ведомый Федорова Максимов: наведенная немецким постом ВНОС пара «Мессеров» внезапно атаковала его самолет… Но в тот же день вместе с горькой потерей напарника к Ивану пришла и радость: трибунал за героизм в воздушных боях снял с него судимость. А рейды за линию фронта продолжались: на разведку приходилось вылетать по два, а то и по три раза в день…
Истребители Як-9 | ||||||
Як-9 | Як-9Т | Як-9Д | Як-9П | Як-9М | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Год выпуска | 1942 | 1943 | 1943 | 1944 | 1944 | |
Геометрия | ||||||
Длина самолета, м | 8.5 | 8.66 | 8.5 | 8.5 | 8.5 | |
Размах крыла, м | 9.74 | 9.74 | 9.74 | 9.74 | 9.74 | |
Площадь крыла, м² | 17.15 | 17.15 | 17.15 | 17.15 | 17.15 | |
Уд. нагрузка на крыло,кг/м² | 167 | 176 | 182 | 196 | 181 | |
Массы, кг | ||||||
Пустого | 2277 | 2298 | 2350 | 2382 | 2428 | |
Взлетный вес | 2873 | 3025 | 3117 | 3356 | 3096 | |
Силовая установка | ||||||
Мотор | М-105ПФ | ВК-105ПФ | ||||
Мощность, л.с. | 1180 | 1180 | 1180 | 1180 | 1180 | |
Уд. нагрузка на мощность, кг/л.с. | 2.43 | 2.56 | 2.64 | 2.84 | 2.62 | |
Лётные данные | ||||||
Max V, км/ч | у земли | 520 | 533 | 535 | 507 | 518 |
на высоте | 599 | 597 | 591 | 562 | 573 | |
м | 4300 | 3250 | 3650 | 3750 | 3750 | |
Время набора высоты 5 км, мин | 5.1 | 5.5 | 6.1 | 6.5 | 6.1 | |
Время виража, сек | 15-17 | 18-19 | 20 | 25-26 | 19-20 | |
Практический потолок, м | 11100 | 10000 | 9100 | 8600 | 9500 | |
Дальность полета, км | 875 | 735 | 1360 | 880 | 950 | |
Вооружение | ||||||
Число | пушки 20-мм | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
пулем. 12.7-мм | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
В начале 1944 г. Федоров сменил свой Як-9Д на другую модификацию - Як-9Т, оснащенный 37-мм пушкой НС-37. В сочетании с синхронным крупнокалиберным пулеметом УБ вес секундного залпа Як-9Т поднялся до 3,74 кг; даже один снаряд этой пушки наносил фатальное повреждение немецкому двухмоторному бомбардировщику, а так же пробивал до 30-мм брони, что теоретически позволяло истребителю бороться с танками. К тому же эта пушка давала летчику возможность открывать прицельный огонь по врагу с увеличенной дистанции – до 1.000 м по строю бомберов, и до 500 – по отдельным самолетам. На этом «танковом» Яке Федоров и воевал вплоть до августа 1944 г.
Правда, зимой 1943—1944 гг. нелетная погода приковала пилотов к земле, и воздушные бои почти не велись (за всю зиму Федорову лишь 10 января удалось сбить Bf.109, который стал его 14-й победой). Но весной авиация обеих сторон заметно активизировалась. Немцы усилили действия своей ударной авиации, сопровождавшейся многочисленными истребителями, а так же чаще стали применять тактику «свободных охотников», действовавших обычно парами. Их «работа» была довольно эффективна: только за три дня марта 812-й ИАП потерял от действий немецких «охотников» четыре истребителя и трех летчиков. Но и советские пилоты не давали немцам спуску – один Федоров за тот же март 1944 г сбил 11 немецких самолетов (6 Bf.109, 4 FW190 и 1 Ju.87). За апрель он уничтожил еще 2 Фокке-Вульфа, а 6 мая Федорову по наводке с поста ВНОС удалось подкрасться к немецкому «свободному охотнику», собиравшемуся атаковать возвращавшуюся с задания советскую авиагруппу, и сбить врага. Причем в момент атаки лобовое стекло его Яка внезапно залило маслом; Федоров открыл огонь практически вслепую, не видя ясно цели, но зная, что их разделяет всего около 20 метров, и потому он вряд ли промахнется. Нажав гашетки, Иван сразу же бросил машину влево, избегая столкновения, и боковым зрением увидал, как «Мессер» взорвался…
В том же мае, сразу после освобождения Крыма 812-й ИАП был отведен на пополнение: к этому моменту в составе полка оставалось всего 8 самолетов. Пополнившись новыми Яками, полк перебазировался в район Витебска – его 3-й ИАК РВГК был передан в оперативное подчинение 1-й Воздушной Армии 3-го Белорусского фронта. А в июне 1944 г. войска этого фронта перешли в наступление – началась операция «Багратион», в которой 812-й ИАП прикрывал с воздуха действия 5-й гвардейской танковой армии и конно-механизированной группы генерала Осликовского. Кроме этого старшему лейтенанту Федорову приходилось заниматься и своей «второй профессией» - вести разведку, наблюдать за выдвижением резервов противника и отходом его сил на оборонительные позиции. Так все лето Федоров и летал: то на разведку на Як-9Р, оснащенном фотокамерой, то на прикрытие танкистов – на Як-9У, самолете с улучшенной аэродинамикой.
А в августе ему довелось провести фронтовые испытания нового истребителя Як-9К, вооруженного 45-мм пушкой НС-45 (вес секундного залпа Як-9К дошел до 5,53 кг!); на этом «Крупнокалиберном» Яке Федоров одним удачным выстрелом «разнес в щепки» немецкий FW.190. Всего же за лето 1944 он сбил в боевых вылетах 5 таких Фокке-Вульфов… Возможно, была и еще одна победа, но ее Иван не мог подтвердить: сбил или только подбил – ему тогда некогда было разбираться. Это произошло 18 августа, во время фотографирования на Як-9Р результатов удара советских штурмовиков по немецкому аэродрому Немокшты. Тогда пара разведчиков попала под атаку внезапно появившейся группы FW.190; напарник Федорова был подбит, и прикрывая его отход Иван вступил в неравную схватку, связав «Фоккеры» боем. Один Як-9Р дрался против 4, потом 8, а потом против 12 Фокке-Вульфов (противник подходил к месту схватки четверками). Вертясь, «как белка в колесе», Федоров по возможности переходил в лобовые атаки; в одной из них он «пропорол» очередью попавший на долю секунды в прицел FW.190. Тот задымил и ушел со снижением (упал или пошел на посадку – разбираться было некогда: в хвост Федорову уже заходили другие немцы). На Яке закончился боезапас, стрелка бензометра приближалась в нулю, а враг не выпускал из своей «карусели». И Федоров спикировал на лес, «выдернув» самолет из падения только над самыми верхушками деревьев, а затем «нырнул» под крутой берег Немана, и ушел – над самой водой… А посадив машину на аэродроме, Иван обнаружил в левой плоскости своего истребителя несколько березовых веток, пробивших обшивку – от катастрофы летчика спасли какие-то сантиметры...
Летом 1944 г. фотография И.В. Федорова была опубликована в журнале «Огонек»
В первых числах сентября 812-й ИАП был выведен в резерв, и под городом Владимир-Волынский начал переоснащение новейшими истребителями Як-3, вооруженными 23-мм пушкой НС-23 и двумя 12,7-мм пулеметами УБС. Летные характеристики самолета подавали летчикам большие надежды… однако серьезным недостатком первых серий этой машины оказался заниженный запас прочности конструкции крыла. Во время учебного «боя» у одного из Як-3 оторвалась правая плоскость, и самолет врезался в землю; пилот погиб. Полеты немедленно прекратили, а в полк прибыли представители ОКБ Яковлева и заводская ремонтная бригада. «Разбираловка» и устранение недостатков заняло много времени, и вернуться на фронт 812-й ИАП смог только к началу 1945 г.
Но до этого получивший звание капитана Иван Федоров успел побывать в Москве, куда его вызвали для вручения ордена Ленина и медали Золотая Звезда – за боевые успехи летчику присвоили звание Героя Советского Союза. Правда, в столице, прежде чем попасть на церемонию награждения, расслабившемуся фронтовику пришлось столкнуться с реалиями тыловой службы: на станции метро летчика за нарушение уставной формы одежды задержал комендантский патруль, отправивший его на гарнизонную гауптвахту. Там в наказание за нарушение фронтовик-капитан был вынужден словно новобранец в течение двух часов заниматься строевой подготовкой…
Технические характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,49 м
- Размах крыла: 9,20 м
- Высота: 2,38 м
- Площадь крыла: 14,83 м²
- Масса пустого: 2105 кг
- Масса снаряжённого: 2650 кг
- Силовая установка: 1 × ВК-105ПФ2
- Мощность двигателей: 1 × 1240 л.с.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 645 км/ч
- Крейсерская скорость: 600 км/ч
- Практическая дальность: 648 км
- Практический потолок: 10 700 м
- Скороподъёмность: 1 111 м/мин
Вооружение
После награждения с радостью вырвавшись из уставных рамок тыла в более вольные (как оказалось) фронтовые условия, Федоров к Новому Году вернулся в свой 812-й ИАП, обосновавшийся на польском аэродроме Славатычи; истребители Як-3 полка к тому времени были доработаны. А 12 января 1945 началось советское наступление, и вскоре полк перебазировался на аэродром Реппен-на-Одере - в 60 км от Берлина, уже на территории Германии. Первую победу на новеньком Як-3 Федоров одержал 9 февраля 1945 г.: западнее Кюстрина сбил длинноносую «Дору» - FW.190D. Еще два «Фокки» капитан Федоров завалил 17 и 19 апреля. К тому времени господство в небе советской авиации стало безраздельным, и Люфтваффе стали совершать значительную часть вылетов в темное время суток. Поэтому советским ВВС на ночное прикрытие переправ пришлось переключить наиболее опытных пилотов; в их числе оказался и капитан Федоров. И свою последнюю победу в Великой Отечественной войне он одержал в темном небе – в ночь 20/21 апреля 1945 г. над переправой через Одер Иван Федоров сбил истребитель-бомбардировщик FW190.
Всего за время участия в войне капитан Иван Федоров совершил 404 (по другим сведениям 416) боевых вылета (из них 180 на разведку и 84 – на штурмовку наземных объектов). Провел 107 воздушных боев и сбил лично 37 самолетов противника (один из них тараном). Еще 9 самолетов он уничтожил на земле при штурмовках.