Славянские амазонки
Поляницы - славянские амазонки?
Наш былинный эпос полон сказаний, которые неизвестны совсем или знакомы лишь ограниченному кругу лиц. На мой взгляд. это следствие прозападной ориентации научной элиты. Никогда не понимал, почему в школе подробно изучают греческие мифы и легенды, обходя при этом молчанием наследие народов, исконно проживающих на территории РФ.
К примеру, не многие знают о существовании в народных сказаниях не только былинных богатырей, но и богатырш. А они тем временем, активно упоминаются. Учёные историки на этот счёт строят различные версии. Кто-то предполагает наличие у славян женщин-воительниц, а кто-то относит эти персонажи на счёт многовековой перекрёстной культуры со степняками. В частности, многие вспоминают о широко известных амазонках скифо-сарматского мира.
Принято считать, что название "поляницы" означает термин "поляковать", то есть искать себе приключений (поединщиков) в степи (поле). Нам объясняют, будто богатыршам не было больше никаких дел, кроме как мотаться по опасной Дикой степи и вызывать на поединок всех неосмотрительно приблизившихся к ним мужиков. Может не такая уж и опасная была эта Дикая степь?
Надо при этом оговориться, что зачастую и мужей они себе находили именно после подобных поединков. Обращают на себя несколько нюансов. Слово поляница, коррелируется не только со словом поле, но и с хорошо знакомым словом поляне, а также половцы. И это наводит на всякие размышления на тему неочевидности известной нам версии истории.
Рекомендую к прочтению статью Черкассы, чёрные клобуки и другая Русь…
Стоит добавить к этому, что довольно долгое время представители степных народов, так называемые чёрные клобуки (предки казаков), вместе с киевской старшиной выбирали князя, которого планировали нанять на княжение. И воевали вместе, и власть избирали.
Ещё раз обращу внимание на схожесть названий поляне и половцы. Ко всему прочему, русские князья и цари, из всех степняков роднились исключительно с половецкими родами. В общем, тут есть о чём подумать и наверное, пора приступать к давно задуманной статье о тех самых загадочных половцах. А пока вернёмся к поляницам. Вот несколько примеров из народных преданий.
Василиса Микулична - старшая дочь богатыря Микулы Селяниновича, стала женой Черниговского боярина Ставра Годиновича, который на пиру закусился с великим князем, похваляясь богатством и красавицей женой.
Владимир по части женского пола был дюже охоч, не чураясь похищений и насилия. Естественно, дерзкий Ставр был посажен в погреб, а за женой послали не абы кого, а Добрыню Никитича и Алёшу Поповича
Земля слухами полнится и Василиса заранее узнав об уготованной судьбе, взяла события в свои твёрдые руки. Былина не упоминает, как она узнала об этом настолько скоро, но изучая историю, я готов в это поверить. Когда это было нужно, вести распространялись быстрее молнии. Переодевшись в мужское платье и в сопровождении малой дружины, она отправилась в стольный Киев.
Встретив по пути посланных по её тело богатырей, представилась послом Василием Васильевичем и развернула их восвояси. Прибыв пред очи князя-женолюбца, Василиса вынуждена была доказывать что она не женщина, для чего прошла ряд испытаний: парилась в бане, играла в карты и боролась с другими богатырями. В итоге, пройдя все этапы проверки и обхитрив князя Владимира, она вызволила мужа из неволи и уехала с ним домой.
Младшая дочь Микулы Селяниновича Настасья Микулична, тоже была поляницей и взяла себе в мужья Добрыню Никитича. Причём именно в такой постановке вопроса. Встретив добрую женщину в поле, Добрыня не нашёл ничего лучше, как напасть на нё со спины. Можно предположить, что он тоже решил с ней посоревноваться в чём-то, удали, например.
Но молодая поляница легко выдержав удар богатырской палицей по шелому (хорошо хоть в головном уборе ездила), посмеялась над силой удара Добрыни, который совсем недавно прихлопнул словно муху Змея Горыныча.
Завязался поединок, в котором победа за явным преимущество осталась за девушкой. Богатырь не обиделся, а предложил руку и сердце, а поляница согласилась.
Но и у неё судьба сложилась не просто. Добрыня мотался по заставам целых 12 лет, не заглядывая к своей зазнобе. А в это время его сослуживец Алёша Попович не переставал свататься к Настасье. Получая отказ за отказом, он пошёл на хитрость и прибыв к Настасье в сопровождении князя и княгини, объявил ей о гибели мужа при исполнении. В этот раз «не хотою взяли — неволею».
И снова вести пришли к заработавшемуся супругу очень вовремя. Он успел вернуться к себе, как раз во время свадебного пира, обрадовал жену, укорил князя и навалял Алёшке. И тут уж он свою богатыршу не покидал больше, во избежании, так сказать.
Вообще, былины не пестрят простыми жизненными ситуациями, как правило передавая нам трагедии и накал страстей. Чаще всего, впрочем, с хорошим завершением в итоге. Как в случае с историей поляницы Настасьи Окульевны и богатыря Михайло Потыка. Пока муж истово и верно сражался с недругами на полях брани, его жена Марья Лебедь белая спуталась с царём и сбежала в царские палаты.
Как в таких случаях водится, Михайло быстро получил печальную весть и бросив все дела бросился в погоню. Его бывшая, видимо предполагала такое развитие событий, поэтому расставила на пути честного мужа целую россыпь ловушек. Он пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек.
А в последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тут в дело вступила другая участница, дочь того самого любвеобильного царя Настасья. Справедливо рассудив, что грех разбрасываться такими мужчинами, она взяв в кузнице клещи и каким-то образом устранив охрану, собственноручно вырвала из каменной стены удерживающие цепи штыри, освободив богатыря.
Дело у них сладилось. Но требовалось как-то легализоваться, что при такой коварной бывшей жене было делом опасным. Поэтому после излечения, поляница достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Михайло без всяких препятствий добрался до царских палат, покарал смертию неверную жену и коварного царя. И уже после этого взял в жёны душу-девицу, сев с ней вместе править страной.
Однако есть былины и с печальным концом. Когда князь Владимир захотел руки королевны Апраксьи, дочери короля Литвы Данилы Манойловича, то отправил сватами богатыря Дуная Ивановича с дружиной. Получив отказ, те не расстроились, а силой выкрали королевну. Интересно, что вслед за похитителями отправилась не вся королевская рать, а сестра Настасья Королевична.
Догнав дружину, она вступила в поединок с богатырём, который после длительной схватки сделал ход конём - предложил противнице руку и сердце. Поляница неожиданно согласилась, что наводит на мысль о том, что она отправилась в погоню не столько за сестрой, сколько за понравившемся киевским богатырём.
Так литовский король лишился сразу двух дочерей, а в Киеве сыграли разом две свадьбы. В отличии от судьбы княжеской пары, богатырская чета радовалась совместной жизни не долго. Видимо дух соперничества не покинул их со времён погони и однажды богатырь похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .
Дунай Иванович такого вытерпеть не смог и вызвал жену на соревнование в меткости. Требовалось попасть стрелой калёной в серебряное кольцо на голове соперника. Настасья справилась, а вот рука Дуная дрогнула и стрела попала жене в головушку. Но беда, как известно, не приходит одна. Выяснилось, что погибшая носила во чреве ребёнка и богатырь с горя бросился на копьё.
Былина утверждает, что от его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра. В этой связи весьма интересно было бы узнать, что это за стольный град Киев во главе с князем Владимиром, располагался по сведениям былинников рядом с Дунаем? И всё ли верно нам передают современные сказители?
Есть и загадочные сюжеты, как например в сказании о дочери Ильи Муромца. В один из ясных дней, перед степной заставой вдруг появилась неизвестная девица на боевом коне
. Размер коня и стати поляницы, сразу бросились в глаза дружинникам и они на всякий случай затворили ворота. Как показали дальнейшие события, мера была не излишняя.
"...Ай удала поляничища великая,
Конь под нёю как сильня гора,
Поляница на кони будто сенна копна,
У нёй шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личика румянаго
И сзаду не видеть шеи белоей..."
Могучая богатырша, вероятно от скуки, принялась насмехаться над воинами и вызвала на поединок желающих померяться силами. Дружинники были ребятами опытными и не понаслышке знали, чем заканчиваются подобные соревнования. Илья Муромец, находившийся в то время на заставе, предложил сослуживцам выйти и не посрамить дружину, но как раз по этой причине все и ответили ему отказом.
Тогда известный богатырь сам вышел против поляницы. Бились они долго, разным оружием и безрезультатно. По ходу схватки они разговорились и каким-то образом выяснили, что против него бьётся родная дочь. Илья тут же прекратил меряться с ней силами, обнял дщерь и отпустил. Но вероятно, доченька что-то такое знала о папеньке, что толкнуло её на чёрное дело.
Она вернулась и попыталась убить Илью во сне. Надо полагать, что ей удалось пробраться сквозь часовых внутрь терема, но наш богатырь был начеку и не сплоховал. На этот раз он не стал устраивать игрища. одолел соперницу и скормил серым волкам и чёрным воронам. Надо отметить, что Илья Муромец частенько принимал вызовы поляниц, то ли места знал, то ли они его специально разыскивали...
Среди них — и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына. Но нам в школе это предпочитают не рассказывать, оберегая деликатное детское восприятие, от крайне эмоциональных и неоднозначных сюжетов. Ничуть не опасаясь, при этом, покупать своим чадам смартфоны с бесконтрольным доступом к интернету. А зря.