Мстислав Великий
Мстислав Великий. Достойный сын Владимира Мономаха
Мстислав Великий на рисунке В. Верещагина
Если попросить наших соотечественников назвать князя, при котором Древнерусское государство достигло пика своего могущества, наиболее вероятными кандидатами, безусловно, будут Ярослав Мудрый и его внук Владимир Мономах. Однако многие специалисты считают, что время наивысшего расцвета единой Руси следует сместить на период правления другого князя – Мстислава, правнука Ярослава и сына Владимира. Конечно, он пришел к власти в гораздо менее драматичной обстановке, нежели упоминавшиеся родственники. Однако Мстислав Владимирович сумел не только сохранить наследие отца, но и приумножить его, нанеся ряд поражений половцам и присоединив Полоцкую землю.
Он является одним из трех правителей Древнерусского государства, которые стали почитаться святыми еще в домонгольское время (другими были Ольга и её внук Владимир Святославич). До 1981 года Мстислав Владимирович считался местночтимым святым, затем был включен в Собор Новгородских святых.
Мстислав на иконе 1892 г. на фоне Новгорода
Именно о Мстиславе Владимировиче мы и поговорим в этой статье.
Происхождение героя статьи
Мстислав родился в феврале 1076 года в семье знаменитого Владимира Мономаха и Гиты – дочери ярла Уэссекса Гарольда Годвинсона, будущего английского короля.
Ее мать – Эдит Лебединая Шея, была близкой родственницей Гарольда, и потому церковь не разрешила им венчаться, однако они заключили брак по языческому обряду. Тем не менее, формально их дети (три сына и две дочери) считались незаконнорожденными. На английский престол Гарольд взошел в январе 1066 года после смерти короля Эдуарда Исповедника, ради трона он оставил Эдит и обвенчался с дочерью влиятельного правителя Мерсии. Увы, права Гарольда на английский престол оспаривал его собственный брат, который привел норвежское войско Харальда Сурового – зятя Ярослава Мудрого.
Это вторжение удалось отразить, но в октябре в Британии высадилась армия нормандского герцога Вильгельма, в битве с которым поредевшее войско Гарольда потерпело поражение, сам он был убит. Его обезображенный труп смогла опознать лишь Эдит – по одной ей известным «тайным знакам».
Эдит Лебединая Шея опознаёт тело Гарольда Годвинсона после битвы при Гастингсе, иллюстрация «Истории Франции» Ф. Гизо
О дальнейшей судьбе Эдит ничего не известно, а вот её сыновья перебрались в Ирландию и еще 10 лет беспокоили нормандцев набегами. Гиту же вначале приютил дальний родственник – граф Фландрии, а затем она оказалась при дворе короля Дании Свена Эстридсена, который был двоюродным братом ее отца. Именно он и договорился о браке Гиты и Владимира Мономаха, который был заключен в 1073 году. Через три года родился герой нашей статьи, который получил славянское имя Мстислав, христианское – Феодор, и скандинавское Харальд – в память об отце Гиты, что 7 лет назад погиб в битве при Гастингсе.
Новгородский князь Мстислав
Вокняжение Мстислава Владимировича в Новгороде, миниатюра Радзивилловской летописи
В 1088 году великий князь Киевский Всеволод, сын Ярослава Мудрого, отправил своего 12-летнего внука Мстислава княжить в Новгород. Разумеется, истинная власть пока принадлежала посаднику, но подросток новгородцам очень понравился, и, когда в 1102 году Святополк Ярославич отозвал Мстислава, решив заменить его своим сыном, в Киев прибыли послы, которые прямо заявили новому великому князю:«Если две головы имеет сын твой, тогда посылай его к нам».
После чего забрали Мстислава и снова увезли его в Новгород.
В 1093 году Мстислав стал князем Ростовским и Смоленским, а в 1094 году его крестный отец – знаменитый Олег Святославич (Гориславич), с помощью половцев изгнал из Чернигова Владимира Мономаха, и началась междоусобная война, продолжавшаяся до 1097 года. Мстислав тоже принял в ней участие. В 1095 году Владимир Мономах и Святополк Киевский изгнали Олега из Чернигова: тот отправился в Стародуб, а потом – в Смоленск. Мстислав снова стал Новгородским князем и женился на шведской принцессе Христине Ингесдоттер, которая в этом браке родила 10 детей. Война с Олегом продолжалась, и в 1096 году в битве с ним погиб пытавшийся защитить Муром брат Мстислава Изяслав. В 1097 году против Олега во главе новгородской рати выступил Мстислав, который обратился к нему:
«Иди опять Мурому, а в чужия волости не езди; аз пошлю со дружиною своею молитися отцу своему и смирю тя с ним; аще и брата моего убил еси, то есть не дивно, во бранех бо цари и мужи погибают».
Олег педложения крестника не принял, тем более что к нему на помощь пришел брат Ярослав. А к Мстиславу в это время привел наемных половцев брат Вячеслав. С обеих сторон армии братьев разделились: против Олега оказался Мстислав, против Ярослава – Вячеслав. Решающую роль сыграли новгородцы Мстислава, которые обратили в бегство армию Олега, который ушел в Рязань, откуда также был выбит Мстиславом. Вслед за ним отступил Ярослав – в Муром. Мстислав снова выступил миротворцем, написав крестному:«Не бегай нигде же, но пошли к братии своей с мольбою, не лишат тебе Руской земли, аз пошлю ко отцу молитися о тебе».
Конец войне положил Любечский съезд русских князей 1097 года.
Любечский съезд князей на картине И. Билибина
Как ни странно, потерпевшим поражение Святославичам вернули их отчину: Чернигов, Северскую землю, Рязань, Муром и Тмутаракань. Взамен они отказались от претензий на Смоленск и Новгород. Отец Мстислава получил Переяславль, Мстислав вернулся в Новгород, которым правил до 1117 года. Известно, что по его приказу в 1103 году была заложена церковь Благовещенья на Городище, в 1113 г. – Николо-Дворищенский собор. В 1116 году Мстислав перестроил Новгородскую крепость («заложил Новгород велик»), в которой были построены церкви Богородицы и святителя Николая. В Ладоге вместо старой деревянной крепости была построена каменная. В этот период в Новгороде было создано дошедшее до наших дней «Мстиславово Евангелие»:
Кстати, грамота Мстислава, которую он дал Новгородскому Юрьевскому монастырю, является самой древней из всех сохранившихся княжеских грамот.
В написанном в первой трети XII века «Похвальном слове Святому Пантелеимону», автором которого является немецкий священник Руперт, рассказывается о страшном ранении, которое новгородский князь Мстислав получил во время охоты на медведя: зверь буквально распорол ему живот – так, что вывалились наружу все внутренности. Утверждается, что по молитве матери – Гиты, явился святой целитель Пантелеймон, который и излечил молодого князя. Это сообщение подтверждается тем, что Мстислав действительно очень почитал святителя Пантелеймона, в его честь при крещении получил имя один из сыновей князя – Изяслав, который потом на левом берегу Волхова основал Пантелеев мужской монастырь (хотя сам в то время был волынским князем).
По одной из версий, после выздоровления Мстислава Гита дала обет совершить паломничество в Иерусалим, во время которого и скончалась. По другой – она умерла в Смоленске в 1107 г.
Последний военный поход в качестве новгородского князя Мстислав совершил в 1116 году, когда минский князь Глеб, сын знаменитого «чародея» и «оборотня» Всеслава, напал на принадлежавшие Мономаху земли дреговичей и сжег Слуцк. Владимир Мономах и его сыновья, поддержанные князьями-Святославичами, захватили Друцк и Оршу, а затем осадили Минск. Глеб тогда пошел на переговоры, однако в 1119 году нарушил условия мира и на этот раз потерпел окончательное поражение – был захвачен в плен и умер в Киеве.
Вместе с отцом против половцев
Владимир Мономах известен своей жесткой антиполовецкой позицией, в начале XII века именно он выступал инициатором объединенных походов против их орд. Еще за 10 лет до того, как Владимир стал великим киевским князем, в 1103 году он и Мстислав принимали участие в походе русских князей, который закончился битвой на реке Сутени: в этом сражении погибли более 20 половецких князей, помимо богатой добычи, были захвачены много пленников.
В 1107 году войска семи русских князей, в том числе Владимира Мономаха и его сына Мстислава, Святополка Киевского и Олега Святославича, в битве на реке Суле разгромили вторгшиеся на Русь армии Боняка и Шарукана. После этого сын Шарукана Атрак отвел свою орду от берегов Северского Донца в предкавказские степи. В 1118 г. он принял предложение грузинского царя Давида Строителя о переселении в те области этого государства, население которых сильно поредело после войн с турками-сельджуками. В качестве платы пришельцы должны были отправить в царскую армию по одному воину от каждой семьи, а чтобы упрочить этот союз, Давид вторым браком женился на половецкой княжне. Половцы сыграли большую роль в дальнейших победах Грузии над внешними врагами, анонимный «историк царя Давида» писал:
«Не зря кипчаков (царь) переселил, ибо их руками уничтожил он силы всей Персии и навел страх на всех царей».
Но вернемся на русское пограничье: в 1111 году состоялась грандиозная битва русских князей с половцами при Сальнице, известия о которой дошли до Византии и западноевропейских государств.
Семейная жизнь Мстислава Владимировича
Как мы помним, в 1095 году Мстислав женился на шведской принцессе Христине, которая позже почиталась в Новгороде как местночтимая святая. В этом браке родились 10 детей – 4 сына и 6 дочерей. Два сына Мстислава и Христины (Изяслав и Ростислав) стали великими киевскими князьями. Дочь Мальмфрид стала вначале королевой Норвегии, а потом – Дании. Евпраксия (Добродея) стала супругой Алексия Комнина – старшего сына, наследника и соправителя византийского императора Иоанна II Комнина, который скоропостижно скончался до смерти отца. А Христина скончалась в 1122 году.
Мстислав у смертного одра Христины, Миниатюра Лицевого Летописного свода
В том же году Мстислав вступил в новый брак – с Любавой, дочерью хорошо знакомого ему новгородского посадника Дмитра Завидича (который к тому времени уже умер – в 1118 г.).
Свадьба Мстислава Владимировича с Любавой. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в.
По некоторым данным, Дмитр был потомком Рёгнвальда Ульвссона, двоюродного брата шведской принцессы Ингигерд – жены Ярослава Мудрого, прибывшим с ней на Русь и назначенным правителем полученной ей в качестве свадебного дара Ладоги. Князю в это время было 46 лет, его новой супруге – 18 и В. Татищев приводит просто удивительный рассказ об отношениях в этой паре. Кто-то из приближенных, якобы, сказал князю:«Ты вот, ходя, земли чужие воюешь и неприятелей везде побеждаешь. Когда ты дома, то либо в суде, либо над делами земли своей трудишься, а иногда с друзьями твоими, веселясь, проводишь время, а не знаешь, что у княгини твоей (Любавы) происходит. Прохор Васильевич часто с княгиней наедине бывает. Если сейчас ты уйдешь, то можешь сам увидеть, что я правду тебе говорю».
Мстислав же, будто бы, ответил:«А не помнишь, как княгиня Христина весьма меня любила и мы жили в полном согласии? И хотя я тогда, как молодой человек, не скупо чужих женщин посещал, но она, зная это, совсем не обижалась и тех женщин приветливо принимала, показывая им, что ничего не знала, и поэтому больше всего у меня вызывала к себе любви и уважения. Сейчас я состарился, а многие труды и хлопоты о земле мне уже об этом думать не позволяют. А княгиня, как человек молодой, хочет веселиться и может при этом совершить что-то и неприличное. Мне устеречь её уже нет возможности, но достаточно того, когда об этом никто не знает, и не говорят. Поэтому и тебе лучше молчать, если не хочешь неразумным быть. И в дальнейшем никому об этом не говори, чтобы княгиня не узнала и тебя не погубила».
Любава родила двух мальчиков и девочку. Один из сыновей, Владимир Мстиславич, стал Великим князем Киевским, дочь Ефросинья была выдана замуж за короля Венгрии Гезу II.
Великий князь Киевский Мстислав
Мстислав Владимирович Великий, портрет 1717 г.
В 1117 году Мстислав получил от отца приказ перейти на юг – в Белгород и Переяславль: Мономах твердо решил передать Киевский стол Мстиславу и потому хотел, чтобы тот находился поближе – на случай всяких непредвиденных обстоятельств. Мстиславу пришлось нарушить данное новгородцам обещание не покидать их город, но вместо себя он оставил сына Всеволода.
Коронация Мстислава на литографии А. Чорикова
Владимир Мономах умер в 1125 году, и, как ни странно, вокняжение Мстислава прошло спокойно: так велик уже был к тому времени его авторитет. В Киеве им был основан Фёдоровский монастырь. Кроме того, полагают, что принял непосредственное участие в редактировании «Повести временных лет». Кстати, именно в описании одного из пиров великого князя Мстислава впервые упоминается сбитень (перевар).
В. Н. Татищев писал о Великом Киевском князе Мстиславе:«Он был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем соседем его был страшен, к подданым милостив и разсмотрителен. Во время его все князи руские жили в совершенной тишине и не смел един другаго обидеть».
Между тем, смерть страшного для половцев Владимира Мономаха породила в среде кочевников надежды взять реванш за прежние поражения. В Ипатьевской летописи можно прочитать очень интересное «Сказание о траве Емшан», в котором излагается весьма поэтичная версия возвращения из Грузии части половцев во главе с ханом Атраком (сын Шарукана). Брат Атрака – Сырчан, будто бы, отправил к нему своего любимого певца Орева, который передал просьбу вернуться в родные степи. Атрака жизнь на чужбине полностью устраивала, но посол показал ему привезённую с собой «траву Емшан» – степную полынь. Понюхав её, Атрак воскликнул:«Лучше на своей земле костьми лечь, чем на чужой славным быть».
В XIX век эту легенду пересказал Аполлон Майков:
«Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шёл в наследие своё,
В благоухающие степи!
Ему ты песен наших спой, –
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему – и он вернётся».
Однако Мстислав нанес половцам ряд новых поражений – согласно летописям, в 1129 году «загна за Дон и за Волгу, за Яик». Это, кстати, подтверждается устными половецкими преданиями. Но Атрак уже вернулся на родину, здесь у него родился сын – знаменитый Кончак, который после смерти отца и дяди возглавил сразу две орды.
Атрак и Кончак стали героями русских былин, вот отрывок одной из них:«Поднимается на Киев да Кудреванко-царь А да с ним с любимым-то зятем со Атраком, Он с любимым-то сыном да все со Коньшиком».
В 1125-1126 гг. Мстислав оказал помощь Ростиславу Перемышльскому, которого хотел выгнать из этого города поддержанный венграми его младший брат – Владимир Звенигородский.
В 1127 году зять Мстислава – старший сын знаменитого Олега Гориславича Всеволод, с помощью половцев изгнал из Чернигова своего дядю Ярослава. Мстислав выступил арбитром, получив в итоге Курск и Посемье, править которыми стал его сын Изяслав. А Ярослав получил муромо-рязанские земли, которые с тех пор обособились от Чернигова. В том же году смоленским князем стал сын Мстислава Ростислав, который основал династию местных князей.
В 1127 году Мстислав занялся делами в Полоцком княжестве, которое занимало территорию современных белорусских Витебской, Минской и Могилевской областей и юго-восточной Литвы. Его коренным населением были кривичи, принявшие здесь имя полочан (от реки Полоты). В этногенезе приняли участие и местные балтские племена. Полоцкое княжество сохраняло независимость и собственную княжескую династию, в нем не действовала знаменитая «лествичная» система престолонаследия. В Переяславской летописи времен Мстислава можно прочитать, что полоцкие князья считают себя не Рюриковичами, а Рогволодовичами – потомками князя, убитого в 978 году Владимиром Святославичем.
Причина первого Полоцкого похода в летописях не указывается, но организован он был очень тщательно. Отряды Туровского, Волынского, Городенского и Клецкого князей тогда осадили Изяславль, смоленские – Друцк, чернигово-северские – Стрежев, киевляне и союзные чёрные клобуки – Борисов. Сын Мстислава Изяслав захватил Лагожск и взял в плен Брячислава Давыдовича. Новгородцев привёл другой сын Мстислава – Всеволод. Осознав безнадёжность ситуации, полочане на вече изгнали Давыда, новым князем они избрали его брата Рогволода. Давыд перебрался в Изяславль, но уже через год Рогволод умер, и он смог вернуться в Полоцк. Давыд сразу же нарушил договоренности, заключенные с Рогволодом. Характерен ответ князя Давыда Всеславича Мстиславу на его призыв принять участие в походе на половцев в 1129 году:«Ты управляйся з Боняком Шелудяком; оба вы здравствуйте, а мы имеем дома что смотреть».
Мстислав справился и без полочан, но дерзости Давыда не забыл, и это привело к окончательному падению его княжества: почти три полоцких князя (Давыд, Святослав и Ростислав) попали в плен, в 1130 году их судили на съезде русских князей и выслали в Константинополь. Новым полоцким князем стал Изяслав Мстиславич. Но в Изяславле еще правил один из полоцких князей – Василько Святославич, внук Всеслава-чародея.
В 1130-1131 гг. Мстислав организовал два похода против Литвы: первый был очень успешным, но во время второго литовцы, уклоняясь в лесах от сражений, организовали несколько засад, нападая на отставшие отряды.
Смерть Мстислава Великого
Мстислав правил Русским государством всего 7 лет – в апреле 1132 года он умер в Киеве в возрасте 56 лет. Свой престол он передал не кому-то из сыновей, а брату Ярополку, который оказался не способен сохранить единство доставшейся ему страны: вновь «разодралась вся Русская земля» и началась эпоха усобиц, которая с короткими перерывами, продолжалась до монгольского нашествия.