МБР-2

  • Бериев МБР-2. Советская гидроавиация на Дальнем Востоке.

С момента становления такого средства вооруженной борьбы, как авиация, Война на море-океане никогда не обходилась без «водоплавающих» аэропланов, представителей так называемой гидроавиации. Не стал исключением Советский Союз, в общем, и его далекий Дальневосточный ТВД, во всех своих проявлениях, в частности.

«Визитной карточкой» повествования вполне заслуженно выступает знаменитый Бериев МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй), более известный как «Амбарчик». Кто бы мог подумать, что с этим неказистым самолетиком будет связано наибольшее доказанное достижение отечественной авиации на ниве борьбы с вражеским судоходством на Дальнем Востоке 

Страна: СССР
Тип: Гидросамолет
Год выпуска: 1932 г.
Экипаж: 4 человек
Двигатель: 1 х М-34НБ на 830 л.с.
Максимальная скорость: 245 км/ч
Практический потолок: 7150 м
Дальность полета: 800 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: Нет сведений
Размах крыльев: 19,0 м
Длина: 13,5 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение: 2 х пулемета 7,62-мм ШКАС, до 500 кг бомб

История началась наверное во второй половины 20-х годов, когда отечественная промышленность только-только начала полноценно восстанавливаться после Гражданской войны и послевоенной разрухи. Наши конструкторы тогда толком ничего предложить не могли, имеющийся Поликарпов МР-1, поплавковая модификация «универсала» Р-1, и древний «импорт» (S.16, НЕ.5) уже не устраивали, соответственно, совершенно логично обратились за посильной помощью «варягов». Одним из небесполезных приобретений была итальянская летающая лодка Savoiya Marchetti SM.62.

-2

Кроме непосредственно итальянских поставок достаточно продвинутой для второй половины 20-х конструкции, начавшихся в 1930 году (поставлено 22 машины, получивших обозначение С-62Б), была закуплена и лицензия на серийное производство: бипланы «отечественного разлива», именовавшиеся МБР-4, собирались на заводе №31 в Таганроге. К 1933 году насобирали 29 самолетов. На фото С-62Б 2-ой Отдельной Пограничной Эскадрильи НКВД. Камчатка, зима 33-34 года. 

Некоторые характеристики МБР-4:

  • Экипаж: 4 человека. 2
  • Размах крыла: 16,66 м. 2
  • Длина: 12,26 м. 2
  • Высота: 4,19 м. 2
  • Площадь крыла: 65,90 м². 2
  • Масса: пустого самолёта — 2630 кг, нормальная взлётная — 5030 кг. 2
  • Максимальная скорость: 220 км/ч. 2
  • Крейсерская скорость: 198 км/ч. 2
  • Практическая дальность: 2000 км. 2
  • Практический потолок: 4900 м. 2
  • Вооружение: четыре 7,7-мм пулемёта, 600 кг бомб. 2

Изначально самолетики использовались на Чёрном море и Балтике, но «высокие» отношения с японскими партнерами потребовали усиления группировки, в том числе переброски части «Савой» на Дальний Восток. Так 66-ю ОАЭ (12 С-62Б) в 1933 году из Севастополя по железной дороге перебросили под Хабаровск, на Красную Речку. Затем - под Владивосток и переименовали в 8-ю Дальнеразведывательную Эскадрилью. Даже такое чахлое усиление было совсем не лишним: дело было в проблемах с Японцами, которые имели больше экономический, чем политический характер и именовались «рыбное браконьерство». Последнее приняло в наших территориальных водах промышленные масштабы и 3 июля 1934 года едва не привело к боестолкновению.

-3

С-62Б 8-ой Дальнеразведывательной АЭ. Камчатка. Пилот машины: А. Кувшинников, 1933-34 годы. Трехтонная машина с максимальной скоростью 220 км/ч могла держаться в воздухе 4 часа, была вооружена двумя спарками пулеметов ДА. Бомбовое вооружение составляло до восьми 50-кг бомб.

В тот день пограничным катером «Кит» была задержана с поличным очередная браконьерская японская шхуна, которую решили арестовать и отвести в Петропавловск. Но не все было так просто. В наши территориальные воды, в Авачинский залив, зашел японский эсминец и, угрожая применением оружия, стал препятствовать аресту. На помощь «Киту» пришли сторожевики «Воровский», «Киров» и «Дзержинский», но и к японской гоп-компании прибыло пополнение: «партнеров» было уже пятеро (вроде как все эсминцы). Дело шло к большой пальбе и ситуацию разрешило только появление звена С-62 с подвешенными 250 кг бомбами, которые стали имитировать атаки на незваных гостей. Команды начинать войну из-за рыбов не было и, к всеобщему удовлетворению, «договаривающиеся стороны» разошлись миром.

-4

С-62Б 2-ой ОАЭ НКВД на льду Халактырского озера (окраина Петропавловск-Камчатского): в зимний период самолеты оснащались лыжами. Судя по тому, что праздничное шествие возглавляет МБР-2, фотография сделана никак не ранее 1934 года.

Как раз очень кстати был упомянут МБР-2. Конструкция Г. М. Бериева, выпущенная с 1934 по вторую половину 40-го года серьезной серией под 1400 машин, в первозданном виде (с двигателем М-17) по летным данным плюс-минус соответствовала С-62/МБР-4, но была полностью, до гайки, «отечественным продуктом» и отличалась хорошими взлетно-посадочными качествами с мореходностью. А к 1938 году «амбарчики» (прозвище такое у МБР-2) на Дальнем Востоке полностью вытеснили «Савойи», привязанные к импортным двигателям.

-5

МБР-2 все той же 2-ой ОАЭ, зима 1934 г. Под крылом хорошо видны бомбодержатели. Модификация с двигателем М-17 и открытыми кабинами выпускалась до 1936 года. Всего было вытесано около 300 машин.

В 1936 году в серию пошла модификация с двигателями М-34 закрытыми кабиной пилота и башней стрелка. Пулеметы ДА были заменены на ШКАСы. Взлетный вес достигал четырех с половиной тонн, а скорость … 230 км/ч. Военных это конечно не устраивало, но замены толком не было. И ГСТ (лицензионная «Каталина»), и Четвериков Че-2 выпускались мизерной серией и в Великую Отечественную, при всех своих минусах, пришлось отдуваться «Амбарчикам». Мало того, что «деревяшка» (самолет был почти цельнодеревянный) по понятным причинам обладала потрясающей ремонтопригодностью (отечественные пилу-молоток-мат никто не в состоянии отменить), но и оказалась редким долгожителем, дожив в первой линии до августа 45-го.

-6

МБР-2 115-го ОМРАП эффектно фланирует где-то там. Год не установлен, но судя по однотонной окраске, явно не 45-ый. С боковичками все сложно, поэтому что нашел, то нашел. К июню 41-го на Дальнем Востоке числилось 218 МБР-2 – больше, чем на любом другом Флоте.

Причем формально машины воевать начали еще в июле-августе 38-го, во время конфликта у озера Хасан. «Амбарчики» 115-го ОМРАП вели разведку над морем, готовились к нанесению ударов по портам Расин и Сейсин, а также выполняли транспортные рейсы с посадкой на само озеро Хасан.

-7

МБР-2 47-ой эскадрильи (47-я ОМДРАЭ) 24 июля 42-го года попавший в интересное положение, буксируется торпедным катером Г-5. Самолет несет фирменный, трехцветный «дальневосточный» камуфляж. Воевали ли «амбарчики» в таком окрасе с Японией – неведомо. Но идея хорошая и интересная.

К началу войны с Японией самолеты оставались самыми многочисленными морскими разведчиками на Тихом океане (более сотни машин), находясь на вооружении пяти полков морской разведывательной авиации: 16-го (3 МБР-2), 117-го (11 МБР-2), 48-го (18 МБР-2) ОМДРАП, 115-го ОМРАП (35 МБР-2) и смешанного 2-го ОМБАПП «погранцов» (10 МБР-2), а так же четырех отдельных эскадрилий (47-ой (8 МБР-2), 53-ей (18 МБР-2). 57-ой (10 МБР) и 63-ей (16 МБР) ОАЭ). Старые самолетики преимущественно занимались противолодочным патрулированием, разведывательными, спасательными и транспортными операциями.

-8

МБР-2 48-го полка (48-ой ОМДРАП) в стандартном камуфляже (зеленый верх - светлый низ), в котором вероятно и встретили август-45.

Полноценно «помахать шашкой» удалось 48-му и 115-му полкам. Если первый совершал преимущество одиночные вылеты на бомбардировку Южносахалинских портов Торо, Эсуторо, Усиро и позиций у Яма-Сигай , то второй не мелочился: например ночью 9 августа 1945 года сразу 12 машин, единственных из всей авиации ТОФ (остальные типы не смогли взлететь по метеоусловиям), бомбили корейский порт Расин, причем было заявлено о потоплении танкера. Тут очень пригодился высокий уровень подготовки экипажей и меньшие ограничения по погоде на действия «маленьких водоплавающих». 10 августа удар повторили, причем полк понес единственную за «маленькую войну» потерю: из боевого вылета не вернулся один «Амбарчик».

-9

Постапокалиптические пейзажи порта Расин. Справедливости ради, работали там далеко не только МБР-2: аварийно-спасательная служба ТОФ после войны нашла в порту пять потопленных японских судов.

И 9-го же августа 45-го отличились пограничники из 2-го полка: пара «Амбарчиков» обнаружила и атаковала бомбами в устье камчатской реки Кихчик японское судно «Касато Мару» (6000 брт). После атаки вражий пароход загорелся и затонул. Успех был отнесен на счёт экипажа ст. л-та А.Ларионова.

-10

Самая известная плавающая жертва «2-ой Русско-Японской войны» была построена в 1900 году в Великобритании под названием «Потоси» (Potosi). Позднее пароход был выкуплен для Добровольческого флота РИ, переименован в «Казань», переоборудован в госпитальное судно в Порт-Артуре, где и был потоплен японской осадной артиллерией. Затем был поднят японцами, восстановлен, получил новое имя «Касато Мару», использовался как транспорт, в конце концов был переоборудован в плавбазу-консервный завод и встретился с «амбарчиками».

Чисто формально, можно сказать для «галочки», на ТВД отметилось и новое поколение Советских «водоплавающих». В составе 16-го полка ( 16-ый ОМДРАП) числилось четыре летающих лодки Четвериков Че-2 (МДР-6), правда исправных было только две.

-11

Четвериков Че-2 в полете над Японским морем. Каких-либо подробностей по боевому применению нетути. Четырехтонный самолет, с которым маялись с 1937 года, благодаря двум двигателям M-63 разгонялся до 360 км/ч и был выпущен мизерной серией в 60 штук.

После не шибко удачного КОР-1 КБ Бериева разработало новый катапультный разведчик КОР-2 (Бе-4), который выпускался мелкой серией и даже успел повоевать в Европе, но не по прямому назначению, с катапульты, а с береговых баз. На Дальнем Востоке к августу 45-го таких машин было всего две, формально приписанных к 16-го полку: по тушке на крейсерах «Каганович» и «Калинин».

-12

Поскольку оба крейсера в боях с японцами не участвовали (одни был еще недостроен, а второй находился в ремонте), то и о боевых вылетах бортовых «водоплавающих» ничего неизвестно. На фото (видимо послевоенном) машина с крейсера «Каганович». 

Ну и вероятно самыми полезными, оказались самые большие и толстые, лендлизовские «Каталины», получившие в СССР обозначение КМ-1 – «Каталина Модифицированная -1». Накануне войны с Японией, Тихоокеанский флот получил двадцать одну полноценную амфибию PBY-6A «Catalina» (судя по составу полков, видимо уже имелись и PBY-5A) и сорок девять PBN-1 «Nomad» (модификацию PBY-5 производства «Naval Aircraft Factory»). Больше всего таких лодок было сосредоточено в 16-ом полку (16-ый ОМДРАП): 26 PBN-1 и 18 PBY-5А/6A , хотя «импорт» присутствовал и в других «морских полках»: 117-ом полку (15 «Номадов» и 2 «Каталины») и 48-ом полку (6 «Каталин»).

-13

Практически все выпущенные «Номады» (138 из 150) были поставлены именно в СССР. На фото (видимо послевоенном) машина 16-го полка. За время ведения боевых действий самолеты авиачасти выполнили 84 вылета на разведку, поиск вражьих кораблей и решение задач ПЛО, 19 вылетов на спасение экипажей в море и более 100 вылетов … на высадку разнообразных десантов.

Большой радиус действия, наличие на некоторых экземплярах бортового радиолокатора (мачты коих присутствуют на фотографиях «Номадов») и высокая бомбовая нагрузка (практически под две тонны) прямо располагали использовать летающие лодки в качестве дальних патрульных самолетов и полноценных бомбардировщиков. Ударами по наземным целям действительно отметились «Каталины» 48-го полка: с 21 августа 45-го самолеты авиачасти начали наносить бомбовые удары по объектам на Южном Сахалине и Курилах, однако наибольшую известность «Каталинам» той, неизвестной войны принесли десантные операции.

-14

Экипаж ст.лт. Попова К.А из 48-го ОМДРАП на фоне «Каталины» PBY-6A (над кабиной виден характерный «пузырь» обтекателя радиолокатора). Нижняя фотография: амфибия PBY-5A находящаяся в коллекции музея в Верхней Пышме. Данная конкретная машина (BuNo 46457) вообще-то никогда не использовалась в СССР, ее купили для музея в 2019 году.

Авиадесанты практиковались на завершающем этапе боевых действий (с 22 по 28 августа), когда сопротивление противника практически отсутствовало и проводились посадочным способом. Посещения «десантных Каталин-Номадов» удостоились знаковые порты Гензан, и Дальний с Порт-Артуром, не говоря уже Курилах. А так же целый спектр аэродромов в Корее, на Южном Сахалине и опять же на Курилах. Посадка «штурмовых групп» выглядела примерно вот так:

-15

На счет масштабов действа: по крайней мере в Порт-Артур, восемнадцатью «водоплавающими американцами» единовременно было переброшено 256 десантников.

В известных боевых потерях числится «Номад» капитана И.В. Фролова из 16-го ОМДРАП, видимо сбитый истребителем 10 августа у мыса Поворотный. Экипаж погиб. Возможный обидчик, если таковой и был ( есть версия, что наш самолет разбился в условиях плохой погоды), неизвестен. Надежные и неприхотливые машины («Каталины») использовались для разных целей едва ли не до конца пятидесятых годов, причем они не были единственными представителями «варягов» в Дальневосточной Морской Авиации. Вот такой экземпляр числился после войны во 2-ом, «пограничном» полку (2-ой МЛБАП ПВ):

-16

Да, это Arado Ar.196. Трофеи частично заменили снятые с вооружения в 1946-47 годах поношенные МБР-2. На 1952 год в полку еще числилось четыре «Арадо». А что, правильное решение. Рациональное использование трофейной техники.

Если говорить о моделях в 1/72, то с китографией все сложно.

Нет, отечественные «водоплавающие» по тематике статьи широко присутствуют (вернее, наверное присутствовали) в производственной линейке фирмы «ABM». Да и варианты оформления там нужные и хорошие. Была и «Савойя» S-62 (MБР-4):

-17

И оба (два) МБР-2 (и с двигателем М-17, и с М-34):

-18

Несущественные минусы были обусловлены необходимостью наличия навыков работы со смолой, вакуумными фонарями и не сказать, что широкой доступностью даже в лучшие годы (отец-основатель и вдохновитель фирмы, г-н Е. Бербеницкий, декларировал не более чем по 100 отливок на тип: данные конкретные модели - это литье полиуретановой смолы в силиконовую форму). Ну и разве это недостаток: по крайней мере на момент выхода китов, декларировалась цена в районе 100 ЕВРО, не считая доставки (из Ирландии кстати). Кого и когда это останавливало.

Для людей, не готовых так сразу расстаться с одной почкой ради «смоляных игрушек», в 1999 году появился бюджетный вариант МБР-2 М-34 от фирмы «M-Avia», который в разное время паковали все, кому не лень и «Кондор», и «Siga Models» и «Восточный Экспресс»:

-19

Автору опуса становилась дурно еще на этапе осмотра литников, но как известно, дорогу осилит идущий и вообще... жизнь - это боль.

-20

По Бериеву Бе-4 (КОР-2) вдохновение посетило только фирму Omega, в восьмидесятых годах прошлого века, с ее ЛНД-изделием, последний известный раз паковавшимся в начале двухтысячных польской RPM.

-21

-22

Нужный вариант в наборе присутствовал, но после осмотра модели как-то с особой теплотой думается об «амбарчике» от ВЭ. Для сохранения нервов, было принято волевое решение вакушный WacWings даже не рассматривать.

-23

Хотя почему? В такой компашке вполне себе конкурент.

C Четвериковым Че-2 (МДР-6) тоже на сказать, что задалось. В природе была только одна смоляная модель от Airkits (он же известный в узких кругах КАЮК).

-24

 Лётно-технические характеристики гидросамолета МДР-6

  • Двигатели: М-63
  • мощность, л.с.: 1100
  • Размах крыла, м.: 19,4
  • Длина самолета, м.: 15,7
  • Высота самолета, м.: 4,3
  • Площадь крыла, кв. м.: 59,40
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3949
  • нормальная взлетная: 5600
  • максимальная взлетная: 6880
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • У воды: 319
  • на высоте 4730 м.: 365
  • Время набора высоты 5000 м, мин.: 14
  • Практический потолок, м.: 7800
  • Дальность полета (максимальная), км.: 1170 (2650)

Все, что было сказано о продукции ABM, полагаю, справедливо и здесь, с тем отличием, что такие раритеты как правило просто так не отдают-продают: автор модели 2012 года выпуска, Мастер, Козырев А.Н. покинул наш никчемный мир.

Что касается отечественных «Каталин» , то ни PBY-6A «Catalina», ни PBN-1 «Nomad» напрямую не выпускаются. Ближайшие по конструкции для последующих «перепилов» и самые качественные PBY выпускает южнокорейская «Academy»: и PBY-5, и амфибию PBY-5A.

-25