МБР-2
-
Бериев МБР-2. Советская гидроавиация на Дальнем Востоке.
С момента становления такого средства вооруженной борьбы, как авиация, Война на море-океане никогда не обходилась без «водоплавающих» аэропланов, представителей так называемой гидроавиации. Не стал исключением Советский Союз, в общем, и его далекий Дальневосточный ТВД, во всех своих проявлениях, в частности.
«Визитной карточкой» повествования вполне заслуженно выступает знаменитый Бериев МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй), более известный как «Амбарчик». Кто бы мог подумать, что с этим неказистым самолетиком будет связано наибольшее доказанное достижение отечественной авиации на ниве борьбы с вражеским судоходством на Дальнем Востоке
Страна: | СССР |
Тип: | Гидросамолет |
Год выпуска: | 1932 г. |
Экипаж: | 4 человек |
Двигатель: | 1 х М-34НБ на 830 л.с. |
Максимальная скорость: | 245 км/ч |
Практический потолок: | 7150 м |
Дальность полета: | 800 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | Нет сведений |
Размах крыльев: | 19,0 м |
Длина: | 13,5 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 2 х пулемета 7,62-мм ШКАС, до 500 кг бомб |
История началась наверное во второй половины 20-х годов, когда отечественная промышленность только-только начала полноценно восстанавливаться после Гражданской войны и послевоенной разрухи. Наши конструкторы тогда толком ничего предложить не могли, имеющийся Поликарпов МР-1, поплавковая модификация «универсала» Р-1, и древний «импорт» (S.16, НЕ.5) уже не устраивали, соответственно, совершенно логично обратились за посильной помощью «варягов». Одним из небесполезных приобретений была итальянская летающая лодка Savoiya Marchetti SM.62.
Кроме непосредственно итальянских поставок достаточно продвинутой для второй половины 20-х конструкции, начавшихся в 1930 году (поставлено 22 машины, получивших обозначение С-62Б), была закуплена и лицензия на серийное производство: бипланы «отечественного разлива», именовавшиеся МБР-4, собирались на заводе №31 в Таганроге. К 1933 году насобирали 29 самолетов. На фото С-62Б 2-ой Отдельной Пограничной Эскадрильи НКВД. Камчатка, зима 33-34 года.
Некоторые характеристики МБР-4:
- Экипаж: 4 человека. 2
- Размах крыла: 16,66 м. 2
- Длина: 12,26 м. 2
- Высота: 4,19 м. 2
- Площадь крыла: 65,90 м². 2
- Масса: пустого самолёта — 2630 кг, нормальная взлётная — 5030 кг. 2
- Максимальная скорость: 220 км/ч. 2
- Крейсерская скорость: 198 км/ч. 2
- Практическая дальность: 2000 км. 2
- Практический потолок: 4900 м. 2
- Вооружение: четыре 7,7-мм пулемёта, 600 кг бомб. 2
Изначально самолетики использовались на Чёрном море и Балтике, но «высокие» отношения с японскими партнерами потребовали усиления группировки, в том числе переброски части «Савой» на Дальний Восток. Так 66-ю ОАЭ (12 С-62Б) в 1933 году из Севастополя по железной дороге перебросили под Хабаровск, на Красную Речку. Затем - под Владивосток и переименовали в 8-ю Дальнеразведывательную Эскадрилью. Даже такое чахлое усиление было совсем не лишним: дело было в проблемах с Японцами, которые имели больше экономический, чем политический характер и именовались «рыбное браконьерство». Последнее приняло в наших территориальных водах промышленные масштабы и 3 июля 1934 года едва не привело к боестолкновению.
С-62Б 8-ой Дальнеразведывательной АЭ. Камчатка. Пилот машины: А. Кувшинников, 1933-34 годы. Трехтонная машина с максимальной скоростью 220 км/ч могла держаться в воздухе 4 часа, была вооружена двумя спарками пулеметов ДА. Бомбовое вооружение составляло до восьми 50-кг бомб.
В тот день пограничным катером «Кит» была задержана с поличным очередная браконьерская японская шхуна, которую решили арестовать и отвести в Петропавловск. Но не все было так просто. В наши территориальные воды, в Авачинский залив, зашел японский эсминец и, угрожая применением оружия, стал препятствовать аресту. На помощь «Киту» пришли сторожевики «Воровский», «Киров» и «Дзержинский», но и к японской гоп-компании прибыло пополнение: «партнеров» было уже пятеро (вроде как все эсминцы). Дело шло к большой пальбе и ситуацию разрешило только появление звена С-62 с подвешенными 250 кг бомбами, которые стали имитировать атаки на незваных гостей. Команды начинать войну из-за рыбов не было и, к всеобщему удовлетворению, «договаривающиеся стороны» разошлись миром.
С-62Б 2-ой ОАЭ НКВД на льду Халактырского озера (окраина Петропавловск-Камчатского): в зимний период самолеты оснащались лыжами. Судя по тому, что праздничное шествие возглавляет МБР-2, фотография сделана никак не ранее 1934 года.
Как раз очень кстати был упомянут МБР-2. Конструкция Г. М. Бериева, выпущенная с 1934 по вторую половину 40-го года серьезной серией под 1400 машин, в первозданном виде (с двигателем М-17) по летным данным плюс-минус соответствовала С-62/МБР-4, но была полностью, до гайки, «отечественным продуктом» и отличалась хорошими взлетно-посадочными качествами с мореходностью. А к 1938 году «амбарчики» (прозвище такое у МБР-2) на Дальнем Востоке полностью вытеснили «Савойи», привязанные к импортным двигателям.
МБР-2 все той же 2-ой ОАЭ, зима 1934 г. Под крылом хорошо видны бомбодержатели. Модификация с двигателем М-17 и открытыми кабинами выпускалась до 1936 года. Всего было вытесано около 300 машин.
В 1936 году в серию пошла модификация с двигателями М-34 закрытыми кабиной пилота и башней стрелка. Пулеметы ДА были заменены на ШКАСы. Взлетный вес достигал четырех с половиной тонн, а скорость … 230 км/ч. Военных это конечно не устраивало, но замены толком не было. И ГСТ (лицензионная «Каталина»), и Четвериков Че-2 выпускались мизерной серией и в Великую Отечественную, при всех своих минусах, пришлось отдуваться «Амбарчикам». Мало того, что «деревяшка» (самолет был почти цельнодеревянный) по понятным причинам обладала потрясающей ремонтопригодностью (отечественные пилу-молоток-мат никто не в состоянии отменить), но и оказалась редким долгожителем, дожив в первой линии до августа 45-го.
МБР-2 115-го ОМРАП эффектно фланирует где-то там. Год не установлен, но судя по однотонной окраске, явно не 45-ый. С боковичками все сложно, поэтому что нашел, то нашел. К июню 41-го на Дальнем Востоке числилось 218 МБР-2 – больше, чем на любом другом Флоте.
Причем формально машины воевать начали еще в июле-августе 38-го, во время конфликта у озера Хасан. «Амбарчики» 115-го ОМРАП вели разведку над морем, готовились к нанесению ударов по портам Расин и Сейсин, а также выполняли транспортные рейсы с посадкой на само озеро Хасан.
МБР-2 47-ой эскадрильи (47-я ОМДРАЭ) 24 июля 42-го года попавший в интересное положение, буксируется торпедным катером Г-5. Самолет несет фирменный, трехцветный «дальневосточный» камуфляж. Воевали ли «амбарчики» в таком окрасе с Японией – неведомо. Но идея хорошая и интересная.
К началу войны с Японией самолеты оставались самыми многочисленными морскими разведчиками на Тихом океане (более сотни машин), находясь на вооружении пяти полков морской разведывательной авиации: 16-го (3 МБР-2), 117-го (11 МБР-2), 48-го (18 МБР-2) ОМДРАП, 115-го ОМРАП (35 МБР-2) и смешанного 2-го ОМБАПП «погранцов» (10 МБР-2), а так же четырех отдельных эскадрилий (47-ой (8 МБР-2), 53-ей (18 МБР-2). 57-ой (10 МБР) и 63-ей (16 МБР) ОАЭ). Старые самолетики преимущественно занимались противолодочным патрулированием, разведывательными, спасательными и транспортными операциями.
МБР-2 48-го полка (48-ой ОМДРАП) в стандартном камуфляже (зеленый верх - светлый низ), в котором вероятно и встретили август-45.
Полноценно «помахать шашкой» удалось 48-му и 115-му полкам. Если первый совершал преимущество одиночные вылеты на бомбардировку Южносахалинских портов Торо, Эсуторо, Усиро и позиций у Яма-Сигай , то второй не мелочился: например ночью 9 августа 1945 года сразу 12 машин, единственных из всей авиации ТОФ (остальные типы не смогли взлететь по метеоусловиям), бомбили корейский порт Расин, причем было заявлено о потоплении танкера. Тут очень пригодился высокий уровень подготовки экипажей и меньшие ограничения по погоде на действия «маленьких водоплавающих». 10 августа удар повторили, причем полк понес единственную за «маленькую войну» потерю: из боевого вылета не вернулся один «Амбарчик».
Постапокалиптические пейзажи порта Расин. Справедливости ради, работали там далеко не только МБР-2: аварийно-спасательная служба ТОФ после войны нашла в порту пять потопленных японских судов.
И 9-го же августа 45-го отличились пограничники из 2-го полка: пара «Амбарчиков» обнаружила и атаковала бомбами в устье камчатской реки Кихчик японское судно «Касато Мару» (6000 брт). После атаки вражий пароход загорелся и затонул. Успех был отнесен на счёт экипажа ст. л-та А.Ларионова.
Самая известная плавающая жертва «2-ой Русско-Японской войны» была построена в 1900 году в Великобритании под названием «Потоси» (Potosi). Позднее пароход был выкуплен для Добровольческого флота РИ, переименован в «Казань», переоборудован в госпитальное судно в Порт-Артуре, где и был потоплен японской осадной артиллерией. Затем был поднят японцами, восстановлен, получил новое имя «Касато Мару», использовался как транспорт, в конце концов был переоборудован в плавбазу-консервный завод и встретился с «амбарчиками».
Чисто формально, можно сказать для «галочки», на ТВД отметилось и новое поколение Советских «водоплавающих». В составе 16-го полка ( 16-ый ОМДРАП) числилось четыре летающих лодки Четвериков Че-2 (МДР-6), правда исправных было только две.
Четвериков Че-2 в полете над Японским морем. Каких-либо подробностей по боевому применению нетути. Четырехтонный самолет, с которым маялись с 1937 года, благодаря двум двигателям M-63 разгонялся до 360 км/ч и был выпущен мизерной серией в 60 штук.
После не шибко удачного КОР-1 КБ Бериева разработало новый катапультный разведчик КОР-2 (Бе-4), который выпускался мелкой серией и даже успел повоевать в Европе, но не по прямому назначению, с катапульты, а с береговых баз. На Дальнем Востоке к августу 45-го таких машин было всего две, формально приписанных к 16-го полку: по тушке на крейсерах «Каганович» и «Калинин».
Поскольку оба крейсера в боях с японцами не участвовали (одни был еще недостроен, а второй находился в ремонте), то и о боевых вылетах бортовых «водоплавающих» ничего неизвестно. На фото (видимо послевоенном) машина с крейсера «Каганович».
Ну и вероятно самыми полезными, оказались самые большие и толстые, лендлизовские «Каталины», получившие в СССР обозначение КМ-1 – «Каталина Модифицированная -1». Накануне войны с Японией, Тихоокеанский флот получил двадцать одну полноценную амфибию PBY-6A «Catalina» (судя по составу полков, видимо уже имелись и PBY-5A) и сорок девять PBN-1 «Nomad» (модификацию PBY-5 производства «Naval Aircraft Factory»). Больше всего таких лодок было сосредоточено в 16-ом полку (16-ый ОМДРАП): 26 PBN-1 и 18 PBY-5А/6A , хотя «импорт» присутствовал и в других «морских полках»: 117-ом полку (15 «Номадов» и 2 «Каталины») и 48-ом полку (6 «Каталин»).
Практически все выпущенные «Номады» (138 из 150) были поставлены именно в СССР. На фото (видимо послевоенном) машина 16-го полка. За время ведения боевых действий самолеты авиачасти выполнили 84 вылета на разведку, поиск вражьих кораблей и решение задач ПЛО, 19 вылетов на спасение экипажей в море и более 100 вылетов … на высадку разнообразных десантов.
Большой радиус действия, наличие на некоторых экземплярах бортового радиолокатора (мачты коих присутствуют на фотографиях «Номадов») и высокая бомбовая нагрузка (практически под две тонны) прямо располагали использовать летающие лодки в качестве дальних патрульных самолетов и полноценных бомбардировщиков. Ударами по наземным целям действительно отметились «Каталины» 48-го полка: с 21 августа 45-го самолеты авиачасти начали наносить бомбовые удары по объектам на Южном Сахалине и Курилах, однако наибольшую известность «Каталинам» той, неизвестной войны принесли десантные операции.
Экипаж ст.лт. Попова К.А из 48-го ОМДРАП на фоне «Каталины» PBY-6A (над кабиной виден характерный «пузырь» обтекателя радиолокатора). Нижняя фотография: амфибия PBY-5A находящаяся в коллекции музея в Верхней Пышме. Данная конкретная машина (BuNo 46457) вообще-то никогда не использовалась в СССР, ее купили для музея в 2019 году.
Авиадесанты практиковались на завершающем этапе боевых действий (с 22 по 28 августа), когда сопротивление противника практически отсутствовало и проводились посадочным способом. Посещения «десантных Каталин-Номадов» удостоились знаковые порты Гензан, и Дальний с Порт-Артуром, не говоря уже Курилах. А так же целый спектр аэродромов в Корее, на Южном Сахалине и опять же на Курилах. Посадка «штурмовых групп» выглядела примерно вот так:
На счет масштабов действа: по крайней мере в Порт-Артур, восемнадцатью «водоплавающими американцами» единовременно было переброшено 256 десантников.
В известных боевых потерях числится «Номад» капитана И.В. Фролова из 16-го ОМДРАП, видимо сбитый истребителем 10 августа у мыса Поворотный. Экипаж погиб. Возможный обидчик, если таковой и был ( есть версия, что наш самолет разбился в условиях плохой погоды), неизвестен. Надежные и неприхотливые машины («Каталины») использовались для разных целей едва ли не до конца пятидесятых годов, причем они не были единственными представителями «варягов» в Дальневосточной Морской Авиации. Вот такой экземпляр числился после войны во 2-ом, «пограничном» полку (2-ой МЛБАП ПВ):
Да, это Arado Ar.196. Трофеи частично заменили снятые с вооружения в 1946-47 годах поношенные МБР-2. На 1952 год в полку еще числилось четыре «Арадо». А что, правильное решение. Рациональное использование трофейной техники.
Если говорить о моделях в 1/72, то с китографией все сложно.
Нет, отечественные «водоплавающие» по тематике статьи широко присутствуют (вернее, наверное присутствовали) в производственной линейке фирмы «ABM». Да и варианты оформления там нужные и хорошие. Была и «Савойя» S-62 (MБР-4):
И оба (два) МБР-2 (и с двигателем М-17, и с М-34):
Несущественные минусы были обусловлены необходимостью наличия навыков работы со смолой, вакуумными фонарями и не сказать, что широкой доступностью даже в лучшие годы (отец-основатель и вдохновитель фирмы, г-н Е. Бербеницкий, декларировал не более чем по 100 отливок на тип: данные конкретные модели - это литье полиуретановой смолы в силиконовую форму). Ну и разве это недостаток: по крайней мере на момент выхода китов, декларировалась цена в районе 100 ЕВРО, не считая доставки (из Ирландии кстати). Кого и когда это останавливало.
Для людей, не готовых так сразу расстаться с одной почкой ради «смоляных игрушек», в 1999 году появился бюджетный вариант МБР-2 М-34 от фирмы «M-Avia», который в разное время паковали все, кому не лень и «Кондор», и «Siga Models» и «Восточный Экспресс»:
Автору опуса становилась дурно еще на этапе осмотра литников, но как известно, дорогу осилит идущий и вообще... жизнь - это боль.
По Бериеву Бе-4 (КОР-2) вдохновение посетило только фирму Omega, в восьмидесятых годах прошлого века, с ее ЛНД-изделием, последний известный раз паковавшимся в начале двухтысячных польской RPM.
Нужный вариант в наборе присутствовал, но после осмотра модели как-то с особой теплотой думается об «амбарчике» от ВЭ. Для сохранения нервов, было принято волевое решение вакушный WacWings даже не рассматривать.
Хотя почему? В такой компашке вполне себе конкурент.
C Четвериковым Че-2 (МДР-6) тоже на сказать, что задалось. В природе была только одна смоляная модель от Airkits (он же известный в узких кругах КАЮК).
Лётно-технические характеристики гидросамолета МДР-6
- Двигатели: М-63
- мощность, л.с.: 1100
- Размах крыла, м.: 19,4
- Длина самолета, м.: 15,7
- Высота самолета, м.: 4,3
- Площадь крыла, кв. м.: 59,40
- Масса, кг:
- пустого самолета: 3949
- нормальная взлетная: 5600
- максимальная взлетная: 6880
- Максимальная скорость, км/ч:
- У воды: 319
- на высоте 4730 м.: 365
- Время набора высоты 5000 м, мин.: 14
- Практический потолок, м.: 7800
- Дальность полета (максимальная), км.: 1170 (2650)
Все, что было сказано о продукции ABM, полагаю, справедливо и здесь, с тем отличием, что такие раритеты как правило просто так не отдают-продают: автор модели 2012 года выпуска, Мастер, Козырев А.Н. покинул наш никчемный мир.
Что касается отечественных «Каталин» , то ни PBY-6A «Catalina», ни PBN-1 «Nomad» напрямую не выпускаются. Ближайшие по конструкции для последующих «перепилов» и самые качественные PBY выпускает южнокорейская «Academy»: и PBY-5, и амфибию PBY-5A.