Сергей Радонежский

 

            Прп. Сергий и освобождение Руси: Верховный   главнокомандующий, духовный стратег и победоносный тактик

Прп. Сергий и освобождение Руси: Верховный главнокомандующий, духовный стратег и победоносный тактик

8 октября в России отмечают день памяти Сергия Радонежского. И освобождение Руси, и наше нынешнее существование было бы невозможно без его титанических усилий. Как миролюбец он боролся с главным злом Руси – междоусобицами и рознью, и призывал народ и его вождей к сбросу рабского монгольского ига. Святой благословил князя Дмитрия Донского на победу над погаными и предрек ее. Он был одним из творцов создания нового центра Руси – Москвы. Великая и поразительная история жизни смиренного монаха Сергия показывает нам первичность и главную роль духовного фактора в жизни людей и государства. И эти события имеют огромное значение для современности, предсказывая наше ближайшее будущее.
В длительном и сложном процессе подготовки решающей Куликовской битвы преподобный Сергий был верховным главнокомандующим, духовным стратегом и победоносным тактиком. И он не только великий святой, но и выдающийся государственный деятель.
О чем мог мечтать смиренный монах, начавший свой путь спасения: только о любви к Богу и желании уйти от мира. В мыслях Сергия не было желания найти учеников, создать монастырь, стать игуменом, иметь какую-то власть, спасти народ. Но, видя его качества и возможность передать их людям, а также дерзновение и искреннее желание служить Ему, Бог в избытке подарил ему все это.
Жизнь Сергия для обычного мирского человека представляется сплошным парадоксом. Не думая о власти, Сергий стал игуменом монастыря, ставшим духовным центром России на вечные времена; отказавшись от высшей власти – должности митрополита, он стал игуменом всей земли русской. Желая уйти от мира, Сергий не представлял, что мир, желая спасения и стремясь к Богу, сам придет к нему.
Сначала десятки, потом сотни и тысячи последователей, десятки новых обителей, основанных им, и потом — его учениками, ставшими неугасимыми светильниками Земли Русской, просвещая и соединяя наш народ.
Переживая и дерзновенно молясь за весь русский народ, прп. Сергий сподобился особой роли в единении Руси на борьбу с ненавистным игом и победы над ним, вдохновляя народ, миря князей и способствуя их единству.

Старец дивный, старец чудный: Сергий как миролюбец и объединитель Руси

Главным фактором ослабления Руси была междоусобная рознь. И ряд князей даже извлекал из нее пользу, донося друг на друга в Орду «для разборок». На Руси не было центра, не было национального лидера. Им стала Русская Православная Церковь и князь Димитрий Донской, с юности вставший на путь праведности, в 1988 г. прославленный как святой вместе с супругой Евдокией. Наместники крупных монастырей оказывали духовную и материальную поддержку московским князьям. Духовенство вдохновляло народ на защиту родных земель. 
Как считал Ключевский, освобождение России - чудо:

…Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Как могло это случиться?

Владимир был разрушен татарами, нужна была новая столица. Сергий предвидел роль Москвы как центра объединения Руси. Ради этого он мирил князей, исполняя главную заповедь о любви. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матфея 5:9).
Старец призывал народ и русских князей к победе над Ордой и сбросу ига. Он ходил только пешком, не боясь разбойников, не используя коней и повозки.
Предположительно в 1363 г. Сергий пошел в свой родной город Ростов, дабы умирить местного князя Константина Васильевича, выступившего против князя Димитрия Московского.

И уже в следующем году князь уступил Ростов своему племяннику князю Андрею Федоровичу, союзнику Москвы, а сам уехал жить в Устюг.
Была еще распря. Суздальский князь Дмитрий Константинович — второй из четырех сыновей умершего в 1355 году честолюбивого суздальско-нижегородского князя Константина Васильевича, повел свою игру, получив в 1360 году по произволу нового хана Навруса владимирский престол

      

. Но его родной брат Борис, получивший ярлык на княжение в Орде, внезапно захватил Нижний Новгород. Такой расклад заставил Дмитрия Константиновича спешно искать мира с Москвой в обмен на помощь в борьбе с братом, отказавшись от притязаний на Владимирский престол.
Митрополит Алексий отозвался на его просьбу. 

В 1364 г. Сергий снова отправился в путь, в Нижний Новгород, хотя в 1364–1365 годы в тех краях свирепствовала чума, косившая всех подряд.
Беседа с Борисом была крайне сложной. Старец пытался убедить князя вернуть эту вотчину своему старшему брату, принадлежавшему ему по праву. Но у князя была своя «правда»: по его мнению, московские князья «нарушали» порядок, стремясь взять всю Русь под свое начало, а ярлык на владение Нижним Новгородом он получил от самого хана. Не вняв уговорам Сергия, князь изрек: «Честь свою никому не отдам!».
Сергей ушел, не благословив князя, чувствуя глубокую скорбь, предвидя, что отказ от мира принесет ему только беду. В ответ на это московский князь Дмитрий был вынужден прислать войско и смирить гордыню Бориса.
Затем, после брака между дочерью Дмитрия Константиновича Евдокией и Дмитрием Ивановичем (Донским), союз двух княжеств был окончательно скреплён в 1366 году.
Что касается строптивого Бориса, то в 1392 году он был предан своими боярами, пленен московскими воеводами и сослан в заточение в отдаленный угол своих бывших владений.
Единению Руси под властью Москвы остро препятствовала вражда между Москвой и очень сильной личностью — рязанским князем Олегом. Пользуясь ослаблением Москвы после нашествия Тохтамыша, рязанцы захватили Коломну, разграбив ее и взяв пленных, а затем нанесли поражение москвичам под Пересвитском (сейчас Луховицкий район).

Дмитрий Донской предлагает Олегу мир, послав в Рязань послов с выкупом за пленных. Дипломатическая миссия результата не принесла. Вся надежда была на прп. Сергия. В 1385 г. Дмитрий обращается к старцу, которому на тот момент был 71 год. Святой медлит и просит отложить миссию на пару месяцев — до Рождественского поста, дабы иметь благоприятное время для покаяния князя. «Семидесятилетними ногами по грязям и бездорожью русской осени, верст двести!»

       
По всей видимости Сергий советовал Олегу подумать о спасении души, не отвечать злом на зло, подумать о единении Руси. Как пишет летопись:…Старец чудный тихими и кроткими словесы... беседовал с ним (князем Олегом) о пользе душевной и о мире, и о любви. Князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость и утишися, и укротися, и умились вельми душою, устыде бо столь свята мужа, и взял с Великим Князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род.

Олег сделал правильный и мудрый выбор. Поход Сергия послужил длительному миру между Москвой и Рязанью, скрепленному браком дочери Дмитрия Софьи и сына Олега Федора в 1387 году. И это была огромная победа.

Сергий и Куликовская битва


                                        Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Ордынское иго длилось 243 года — с 1237 по 1480 годы. Куликовская битва (1380) имела цивилизационный и религиозный характер: за сохранение Руси и истинной православной веры. Как писал Гумилёв, волжские татары неохотно шли в армию Мамая, и он привлек в армию наёмников — ясов, касогов, крымских караимов.

Поход финансировал Запад — генуэзцы, которые хотели взамен концессии для добычи мехов и торговли на севере Руси, в районе Великого Устюга. Мамай также вступил в союз с Ягайлой, сыном Ольгерда, который, как и его отец, мечтал о захвате части Руси.
Ордынец хотел договориться с князем Дмитрием Московским и некоторыми русскими боярами о предоставлении концессий, что превратило бы Русь в колонию генуэзцев. Но Преподобный Сергий Радонежский заявил, что с латинянами никаких дел быть не может! Его поддержал митрополит Алексий. Рассерженный Мамай решил подавить Москву и взыскать с Дмитрия повышенную дань.
Преподобный Сергий принимал активное участие в жизни великокняжеской семьи. Он был крестным отцом двоих детей князя Димитрия и во время посещений Москвы неоднократно встречался для бесед с великим князем.
Вот как описывает встречу прп. Сергия и князя Димитрия накануне Куликовский битвы Троицкий Патерик:
В августе 1380 года перед битвой с Мамаем Великий князь Димитрий Иоаннович со своей дружиной вновь посетил Троицкую обитель на горе Маковец, чтобы поклониться Богу и принять напутственное благословение преподобного Сергия. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», осенив преклонившегося перед ним Великого князя и его воинов святым крестом, Преподобный с воодушевлением произнес: «Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов». А затем, понизив голос, тихо добавил, чтобы слышал один Великий князь: «Победиши враги твоя». Преподобный Сергий Радонежский напутствовал Великого князя словами: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, Великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь против врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы». Из числа братии Троицкой обители по благословению преподобного Сергия с Великим князем отправились два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые славились как доблестные воины.


                                                         Победа Пересвета. Павел Рыженко.


                                                        Сергей Присекин. Куликовская битва
Во время битвы Сергий предстоял вместе с братией с молитвой к Богу о победе над погаными. Сергий духовно видел происходящую сечу, рассказав братьям о храбрости великого князя Димитрия, называя по именам русских воинов, павших от руки врагов, и принес за них заупокойные молитвы. После победы князь Дмитрий получил титул Донского.

Сергий, Москва и Россия: как духовное предвосхищает материальное

Разобщение и духовный упадок привели к порабощению Руси. Но вот Москва, крошечный, никому не ведомый город, становится центром спасения и единения Руси. Московские князья, в том числе Иван Калита, предлагают всем пришедшим лучшие условия жизни, строят храмы и формируют в Москве духовный центр Руси.

       

И вот уже в Москве каменные храмы, а Владимирский митрополит переезжает в Москву. Важнейшим соратником Дмитрия Донского и преподобного Сергия стал митрополит Алексий.
А если взглянуть еще дальше в прошлое, мы увидим, что св. князь Московский Даниил, младший сын св. князя Александра Невского, получивший скромный московский удел, также заботился о духовном, построив за Москвой-рекой ныне действующий Даниловский монастырь. И вот цепочка от Даниила до современной Москвы тянется непрерывно!
Великая история освобождения Руси от монгольского ига показывает первичность и главную роль духовного фактора в жизни людей и государства, что подчеркивает главную мысль Евангелия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфея 6:33).
Сергий спас и сформировал Русь. Он показал, что сила в Боге, единстве нации, и пока мы будем искать Бога и благословения прп. Сергия, Святая Русь будет стоять непоколебимо.

Отказ от всякой власти и обретение ее высшей формы

Житие рисует нам, что преподобный Сергий не хотел брать на себя бремя игуменства. Но вот братия пришла к нему, прося стать им. Преподобный Сергий сказал им: «У меня и помысла не было стать игуменом, душа моя желает одного – скончаться в иноках на этом месте». Братья снова и снова упрашивали его сделаться их игуменом; поняв, что это воля Свыше, он сказал: «Отцы и братия! Я не буду вам перечить, предавшись воле Господней, ибо Бог видит сердца и помыслы. Пойдемте в город к епископу». Но, приняв игуменство, Сергий не изменил своих монашеских правил, смиряя себя и ставя ниже всех, подавая всем пример.
Предчувствуя приближение конца земной жизни, блаженный митрополит Алексий призвал к себе Сергия, желая, чтобы он стал его приемником. Но, услышав это, прп. Сергий сильно опечалился, ибо почитал для себя великим несчастьем принятие любой власти. И он сказал архиерею поразительные слова: «Святой владыко, если ты не хочешь прогнать мою нищету от твоей святыни, не говори больше моей худости об этом и не позволяй никому другому, потому что никто не сможет меня переубедить». Видя непреклонность Сергия, святитель отпустил его в свой монастырь.


                                      Святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Сергий Радонежский

Не менее интересна история о госте монастыря, который хотел увидеть Сергия. Согласно житию, преподобный Сергий работал в огороде. Заглянув в щель забора, гость увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица. Когда Сергий кончил работу, монахи указали гостю на него. Но тот, отвернувшись от святого, сказал: «Я пришел посмотреть на пророка, а вы мне показываете сироту».
Но Сергий заговорил с гостем, с любовью и усердием поприветствовал его. Затем в монастырь со славой и почестями прибыл некий князь. Еще издалека князь поклонился святому до земли, и Сергий благословил его; они поцеловались и вдвоем сели, все остальные стояли рядом. Поняв свою ошибку, крестьянин раскаялся и обратился к Сергию за прощением, которое было им с любовью получено.

Игумен и просветитель Земли Русской

Преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской: и он духовный отец не только для монахов своей обители, но и для всей православной Руси. Из смирения святой не оставил никаких письменных трудов.
Однажды Преподобному в видении явилось множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него, что предсказывало: его святые чада разлетятся из родного гнезда и в разных концах Русской земли прославят Господа.
Сергий возродил не только Русь, но русское монашество. Ученики Сергия разошлись по всей Руси, что создало предпосылки для присоединения новых территорий, имперского строительства России. Его служение было близко к апостольскому. Учениками Преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей.
Духовный авторитет Сергия признал и Константинополь. И цареградский епископ, прибыв в Москву, с удивлением восклицал: «Как может в сих странах таков светильник явитися?»


                           Источник: Ученики Преподобного Сергия - основатели обителей: ИНФОГРАФИКА | ПравмирКлючевский:
Многочисленные лесные монастыри становились здесь опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость. Вокруг монастырей оседало бродячее население, как корнями деревьев сцепляется зыбучая песчаная почва Pади спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянину воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий.

Духовные труды и монастырская жизнь Сергия


                                                   Труды Преподобного Сергия. Михаил Нестеров.
Преподобный Сергий Радонежский был первым игуменом на Руси, который организовал в ее северной части монастырь на новой, общежительной основе, где все монахи жили одним общим хозяйством и не имели личного имущества. На примере своей обители св. Сергий дал образец всей Руси, словом и делом показывая пример истинного христианского образа жизни в братстве, любви и служении друг другу.
Преподобный Сергий имел непререкаемый авторитет, его знала вся Русь, к его мнению прислушивался как великий князь, так и любой крестьянин. Его отличало полное разделение трудов с братией. Он смирялся и служил как обычный монах всей братии и всей Руси. Как писал Ключевский:…Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником…, ни на один час не складывал рук для отдыха; как потом, став настоятелем обители и продолжая ту же черную хозяйственную работу, он принимал искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого новичка…, указывал дело всякому по силам...

В его жизни мы видим отражение Божьего образа и реализацию его промысла:
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Марк, 10: 42-45).

Уроки Св. Сергия: от прошлого в бесконечное будущее

Какой самый главный урок преподобного Сергия? Совершенно удивительный, но для человека мирского совершенно неочевидный. Материальное — ничто: только духовное возрождает человека, делает его героем или прозябателем жизни, эгоистом или служителем нации; точно также низвергает народы и восстанавливает их, дает победу и поражения в войнах. И враги человечества всё это прекрасно знают, потому пытаются нас уничтожить вновь и вновь. Ибо мы — последняя надежда всего мира.
На Руси было три смутных времени, три периода порабощения. Монгольское иго, собственно, Смутное время, начавшееся падением династии Рюриковичей, и нынешний период «хождения на Запад», начавшийся в Перестройку и длящийся, несмотря на острый конфликт с Западом, по нынешнее время — почти 40 лет.
История повторяется, и, как во время Сергия, испытав нашествие западной золотой орды, мы не знаем, как уйти от него, пустившего крепкие корни за счет «князей», бравших со времен Ельцина ярлыки на княжение, олигархов, часто работающих против своей Родины. У нас внутри нет материальной силы, которая могла бы освободить Русь от власти, пусть косвенной, мирового правительства. Но сейчас, как и во времена великого Сергия, русский народ смиряется, живет небогато и продолжает делать свою духовную работу – строить храмы и нести веру людям.
Сергий, с одной стороны, был исихастом-молитвенником, а с другой — несет нам идеал активного православного делания, не имеющего границ. Хотя сейчас доминирует внутренне направленное, внедряемое по политическим мотивам. История повторится: именно православие станет основой свободной и процветающей России.
Сейчас стоят на Руси десятки тысяч храмов, и их продолжают строить, а в Европе их закрывают. Мы видим видимое, но не видим невидимое, то, что видит Церковь. И, как во время начала становления Москвы, развитие Церкви в итоге приведет Россию к подъему и развитию. На Западе толерантность, меньшинства и однополые «браки», а у нас – традиционные ценности.
Обычный человек думает: «Ну и что нам в этом?» А то, что наши духовные усилия будут обязательно вознаграждены, и Россия будет не только Третьим Римом, хранителем истинной православной веры, но и самым процветающим государством на земле, которому не будет равных. И все враги наши будут у ног наших. Россия пойдет по пути СССР, но уже не под серпом и молотом, а под крестом и хоругвями.
В какой-то степени и «Русская весна», и «Крым наш», 2014 – это преддверие нашего освобождения, а СВО можно считать аналогом или началом Куликовской битвы.
Сергий своим смирением творил настоящее и будущее России, и его дела, как и он, живут и будут жить вне времени. Про прп. Сергия рассказывают все: дети, учителя, профессора, священники, обычные люди. Ибо в нем отражается не только Дух Святой Руси, но и образ Божий, помогающий нам в Его постижении. Сергий – символ, имя и главное чудо России.
Поэтому уже более 600 лет не иссякает к нему народная толпа, и идут к нему как простые люди, мужчины, матери, дети; так и богатые и власть имущие. «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Матфея 13:33). И еще, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». А вокруг Сергия тысячи тысяч. И пока стоит наша Великая Русь, дорога к нему всегда будет полниться людьми.

Эпилог
Патриарх Кирилл:Главное чудо преподобного Сергия — он сам. Человек, который ушел из мира — и стал центром Руси. Бежавший любой власти — и светской, и церковной — он стал абсолютным авторитетом в государстве и Церкви. Сознательно выбравший для подвигов непригодное для нормальной жизни место — он создал вокруг себя огромную лавру и целый город — Сергиев Посад. Смиренный монах, он мобилизовал и вдохновил русский народ на защиту Отечества.

Ключевский:Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна.

Источники:
Роль святого Сергия в объединении русских земель в XIV веке - Церковь и общество - Статьи - Клин православный
Как святой Сергий Радонежский князей мирил и русские земли собирал - Российская газета
Сергий Радонежский. Н. Борисов. Серия: Жизнь замечательных людей. Молодая гвардия, 2006 г.
От Руси до России | Гумилев Лев Николаевич
Троицкий патерик. Благоверный великий князь Димитрий Донской, собеседник преподобного Сергия
Ученики Преподобного Сергия - основатели обителей: ИНФОГРАФИКА | Правмир
Значение преподобного Сергия для русского народа и государства, Православие в России - профессор Василий Осипович Ключевский
Главное чудо Сергия Радонежского — он сам | Правмир

  •                                                                                                         автор : Александр Одинцов