Исчезнувшие экспедиуии
Три бесследно исчезнувшие русские экспедиции
Географическая наука сохранила немало имен первопроходцев, пропадавших при исследовании Земли. Но исчезновение целой экспедиции — явление в истории редкое. Не остается сомнений, что люди погибли, вот только при каких обстоятельствах, когда, где — эти вопросы часто остаются без ответа.
Самые известные из пропавших — экспедиция Лаперуза 1788 года и сэра Джона Франклина 1845 года.
Но в настоящее время достоверно установлены места кораблекрушений, обнаружены некоторые останки, есть предположения о причинах трагедий. Так что применять слово «пропавшие» к ним не совсем верно. По-настоящему исчезнувшими можно считать две русские полярные экспедиции и частично третью, место гибели капитана которой так и остается неизвестным. Вот с нее и начнем, тем более что по времени это самая ранняя из пропавших.
Экспедиция Толля
Это была первая российская полярная экспедиция, снаряженная императорской Академией наук. Ее целью было исследование Арктики к северу от Новосибирских островов, но главное — поиск легендарной Земли Санникова. Впрочем, в 1900 году она еще не успела стать легендарной, а была всего лишь недостижимой «терра инкогнита», которую мечтали обнаружить многие исследователи. Барон Эдуард Васильевич Толль тоже был в их числе.
Его шхуна «Заря» вышла летом 1900 года из Санкт-Петербурга и взяла курс на восток.
Толль прекрасно осознавал, что за одну навигацию до Восточно-Сибирского моря он не доберется, поэтому взял с собой припасов на две зимовки. Первую можно было считать плановой — ее шхуна провела около берегов Таймыра. Но вот потом все пошло совсем не по плану. Льды отпустили судно только в августе 1901 года, а уже в сентябре «Заря» вновь вынуждено остановилась — на сей раз около Новосибирских островов.
Эдуард Толль в каюте «Зари»
До таинственной Земли Санникова было рукой подать, однако перед Эдуардом Толлем встал нелегкий выбор. Можно было дождаться лета и идти дальше, но после второй зимовки на «Заре» осталось бы совсем мало угля. Был и иной вариант — пеший переход на север к месту предполагаемого нахождения Земли Санникова. Толль рискнул и выбрал его.
В июне 1902 года он сам, астроном Зееберг и два каюра отправились на собаках к острову Беннета.
Оставшемуся на «Заре» экипажу Толль дал указание двигаться туда же морским путем, как только растают льды. Но увы — шхуна так и не смогла пробиться на север. Когда запасов угля и продовольствия осталось всего на несколько дней, а перед экспедицией замаячила угроза третьей зимовки, лейтенант Матисен повернул на юг (в полном соответствии с указаниями Толля, предвидевшим такой исход).
В результате «Заря» с экипажем прибыла в порт Тикси, а вот судьба барона и его спутников так и осталась неизвестной. На следующий год лейтенант Колчак (бывший на шхуне в числе младших командиров) организовал спасательную экспедицию, однако была она, по сути, поисковой — никто не тешил себя надеждами найти Эдуарда Толля живым.
Остров Беннета. Крест в честь погибшей экспедиции Э. Толля
На острове Беннета обнаружили следы стоянки Толля, а также его записи, из которых стало ясно, что барон со спутниками с наступлением зимы решил двигаться на материк. Последняя запись в его дневнике гласила:
Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14—20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.
Экспедиция Русанова
Владимир Русанов был талантливым геологом и горячо радел за развитие отечества. Процветание России он видел в освоении полярных областей, таивших несметные богатства. Но чтобы полноценно пользоваться ими, нужно было проложить маршрут по Северному морскому пути. Поэтому ученый-исследователь на своем «Геркулесе» летом 1912 года отправился в экспедицию, целью которой было выполнить две задачи. Участники Новоземельской экспедиции, 1910 г. stalker
Первая — найти месторождения угля на Шпицбергене и застолбить их для России. Вторая — освоить Северный морской путь.
Владимир Александрович Русанов
Парусно-моторный кеч «Геркулес» был судном небольшим, но маневренным.
И именно в этом Русанов видел свое главное преимущество. Он был убежден, что идти Северным морским путем надо не южным маршрутом, «прижимаясь» к материку, а северным, поскольку там скорость движения льдов выше, «окна» между ними появляются чаще, и маленький шустрый «Геркулес» сможет пройти гораздо большее расстояние.
С первой задачей Русанов справился блестяще — выставил на Шпицбергене 28 заявочных знаков, закреплявших за Россией право на разработку угольных месторождений. Отправив с докладом на родину трех членов экипажа, Русанов повернул свой «Геркулес» на восток.
Совершенно точно известно, что экспедиция достигла архипелага Новая Земля. Там Русанов оставил записку:
Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов.
Больше никаких известий от «Геркулеса» не поступало, и судьба экспедиции остается неизвестной.
Памятник В. Русанову в Печоре
Частичный свет на судьбу моряков пролили находки, сделанные спустя 22 года после их исчезновения. У побережья полуострова Таймыр и на островах архипелага Мон советские гидрографы случайно обнаружили столб из плавника с надписью «Геркулес» и вещи участников экспедиции.
Современные исследователи полагают, что «Геркулес» после зимовки 1912 года смог достичь Северной Земли, но там ледовая ловушка захлопнулась. Арктика, пропустившая людей в «святая святых» своих владений, отпускать их не собиралась. По все вероятности, «Геркулес» раздавило ледовыми жерновами, а спасшаяся команда погибла по пути на Таймыр.
Экспедиция Брусилова
Это самая известная из пропавших русских экспедиций, следы которой продолжают искать и в настоящее время. Именно исчезнувшая шхуна «Святая Анна» стала прообразом «Святой Марии» из романа Каверина «Два капитана», а в капитане Татаринове и штурмане Климове из произведения легко угадываются черты Георгия Брусилова и его штурмана Валериана Альбанова.
Экспедиция Брусилова отправилась на север сразу после отплытия русановского «Геркулеса». Но была она не государственной, а частной, и ее главной целью стало не столько исследование Арктики, сколько пушной промысел. Собственно, под это Брусилов смог привлечь частный капитал и приобрести за границей паровую шхуну. Предполагалось, что обратно «Святая Анна» вернется с грузом ценного меха, отобьет затраты и принесет прибыль тем, кто вложился в это предприятие.
Валериан Альбанов и Георгий Брусилов
Увы, не принесла. Отправившись в августе 1912 года из Санкт-Петербурга, шхуна попала в ледяную ловушку посередине Карского моря и начала дрейфовать на север. Причем скорость движения льдов была так велика, что к лету 1913 года «Святая Анна» оказалась даже севернее Земли Франца-Иосифа, подойдя к Северному Полюсу ближе, чем Георгий Седов на своих собачьих упряжках.
Расчет на лето не оправдался — льды и не думали отпускать «Святую Анну» из плена. Пришлось зимовать второй раз с надеждой выбраться на открытую воду уже в 1914 году. Но провизия подходила к концу, в коллективе начался разлад, а тут еще на экипаж обрушилась цинга, приковавшая большинство моряков к койкам. Штурман Валериан Альбанов попытался уговорить Брусилова оставить шхуну и пока не поздно двигаться пешком на юг к Земле Франца-Иосифа. Но капитан был непреклонен и твердо решил дождаться лета 1914-го, чтобы вырваться из ледового плена и продолжить экспедицию.
На этом фоне в команде произошел раскол. Альбанов и 10 членов экипажа покинули «Святую Анну» и отправились пешком (точнее на санях, а потом и на байдарках) к югу.
Брусилов и 12 моряков остались на шхуне. Их судьба неизвестна. Освободилась ли от льдов «Святая Анна», или осталась зимовать в третий раз, а ее экипаж погиб от голода и холода — это тайна, покрытая мраком.
В 2010 году были найдены следы моряков из команды Альбанова и даже останки некоторых членов команды
А вот Альбанову повезло остаться в живых. Вместе с ним на Большую землю выбрался матрос Конрад, а вот остальные девять человек команды погибли.
Вместо послесловия
Рассказ о пропавших русских экспедициях был бы неполным без упоминания Никиты Шалаурова, чье судно сгинуло в 1764 году где-то между Енисейской губой и дельтой Лены. Еще раньше в тех же местах пропала экспедиция Ивана Толстоухова. Но о них известно немного, а вот о пропаже экипажа Сигизмунда Леваневского написано сотни статей и высказан добрый десяток гипотез.
Где потерпел крушение самолет сталинского любимчика, отправившегося из Москвы через Северный полюс на Аляску, так и по сию пору неизвестно. И потерпел ли он крушение вообще, а то есть версии, что Леваневский инсценировал свою пропажу и потом счастливо жил в Канаде. Предположений много, а фактов с гулькин клюв.
Сигизмунд Леваневский (в центре) у самолета ДБ-А
12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома в Щёлково поднялся в небо экипаж самолета ДБ-А в составе: командир экипажа Сигизмунд Леваневский, второй пилот Кастанаев, штурман Левченко, радист Галковский и бортмеханики Побежимов и Годовиков — всего шесть человек.
Технические характеристики
- Экипаж: 7 человек
- Длина: 24,4 м
- Размах крыла: 39,5 м
- Высота:
- Площадь крыла: 230 м²
- Масса пустого: 15 400 кг
- Нормальная взлётная масса: 21 900 кг
- Масса полной нагрузки:6500 кг
- Объём топливных баков: 14 000 л
- Силовая установка: 4 × АМ-34РН
- Мощность двигателей: 4 × 970 л. с. (4 × 713 кВт (взлётная))
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте 4000 м: 330 км/ч
- у земли: 280 км/ч
- Практическая дальность: 4500 км
- Практический потолок: 7220 м
- Время набора высоты:
- 1000 м за 5 мин.
- 7000 м за 56 мин.
- Нагрузка на крыло: 95 кг/м²
- Тяговооружённость: 129 Вт/кг (5,7 кг/л. с.)
- Длина разбега: 400 м
- Длина пробега: 300 м
Конечной точкой маршрута был определен город Фэрбенкс на Аляске. Но туда самолет не добрался. Последняя радиограмма от него пришла вечером 13 августа, когда позади остался Северный полюс. После этого связь с экипажем прервалась.
Где упал или приземлился самолет Леваневского, никто до сих пор не знает. Высказывались версии про Якутию и канадский остров Элсмир, туда даже организовывали экспедиции. Но никаких следов пропавших летчиков так и не нашли.
А вот тела полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей обнаружили через полгода после их гибели. Истории многое известно про эту экспедицию, которая служит ярким примером того, чем заканчивается гонка во имя рекорда