Гиганты неба
Гиганты неба! Топ-15 самых больших самолётов в мире!
В двадцать первом веке гонка за строительством самых больших самолетов в мире продолжается, раздвигая границы авиационных технологий. От массивных грузовых перевозчиков до военных бомбардировщиков и самых больших пассажирских самолетов - эти гиганты правят небесами!
В мире авиации размер действительно имеет значение. Самые большие самолеты, когда-либо построенные - это не просто чудеса инженерной мысли; они являются символами человеческих амбиций и технологического прогресса. От транспортировки огромных грузов через континенты до перевозки сотен пассажиров с беспрецедентным комфортом, эти колоссальные самолеты играют важнейшую роль как в военной, так и в гражданской авиации. В данной публикации будет представлен рейтинг 15 самых больших самолетов в мире. Итак, полетели!
Ан-225 "Мрия"
Ан-225 "Мрия" - самый тяжёлый грузоподъёмный самолёт, когда-либо поднимавшийся в воздух. Максимальный взлётный вес воздушного судна составляет 640 тонн.
Самолёт был спроектирован в СССР и построен в 1988 году на Киевском механическом заводе. Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля "Буран".
Технические характеристики
Общие характеристики
- Экипаж: 6 человек
- Вместимость: 190 тонн (420 000 фунтов)
- Длина: 84 м (275 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 88,4 м (290 футов 0 дюймов)
- Рост: 18,1 м (59 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 905 м2 (9740 кв. футов)
- Соотношение сторон: 8.6
- Вес пустого судна: 285 000 кг (628 317 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 640 000 кг (1 410 958 фунтов)
- Запас топлива: более 300 000 килограммов (660 000 фунтов) 375 000 литров (82 488 имперских галлонов; 99 065 американских галлонов)[102]
- Грузовой отсек: объем 1300 м3 (46 000 куб. футов), длина 43,35 м (142,2 фута) × ширина 6,4 м (21 фут) × высота 4,4 м (14 футов)
- Силовая установка: 6 × турбовентиляторных двигателей Progress D-18T , тяга 229,5 кН (51 600 фунтов) каждый
Производительность
- Максимальная скорость: 850 км/ч (530 миль/ч, 460 узлов)
- Крейсерская скорость: 800 км/ч (500 миль/ч, 430 узлов)
- Дальность полета: 15 400 км (9 600 миль, 8 300 морских миль) с максимальным запасом топлива; дальность полета с грузом 200 тонн: 4 000 км (2 500 миль)
- Потолок обслуживания: 11 000 м (36 000 футов)
- Нагрузка на крыло: 662,9 кг/м2 (135,8 фунта/кв. фут)
- Тяга/вес: 0,234
Состоит из шесть двигателей, которые позволяют поднимать грузы весом до 250 тонн внутри фюзеляжа и до 200 тонн на внешней подвеске.
После завершения космической программы "Буран" Ан-225 "Мрия" нашёл применение в коммерческой авиации. Он стал выполнять миссии по всему миру, включая доставку оборудования для энергетической, нефтегазовой и транспортной отраслей.
С 2001 года Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиакомпании «Antonov Airlines»
Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м.
Грузовая кабина самолёта герметична, что позволяет осуществлять перевозку грузов различного типа. Внутри кабины можно разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные самосвалы типа «БелАЗ». Здесь достаточно пространства, чтобы поместился весь корпус Боинга-737.
XB-70 Valkyrie
XB-70 Valkyrie - проект американского сверхзвукового бомбардировщика 1950-х годов. Был задуман Стратегическим авиационным командованием США как самолёт, который должен был летать со скоростью, соответствующей М=3 на высоте 21 км.
Первый полёт состоялся 21 сентября 1964 года. Его максимальная высота оценивалась в 23 тысячи метров. Вес пустого самолёта превышал 115 000 кг, максимальный взлётный вес - более 245 000 кг, из которых почти 60 процентов приходилось на топливо. Практическая дальность полёта при этом могла составить 6 900 км.
Бомбоотсек самолёта, расположенный в средней части фюзеляжа, мог вместить до 14 свободнопадающих ядерных бомб, общая боевая нагрузка оценивалась в 29 480 кг.
Программа испытаний самолёта XB-70 Valkyrie закончилась в феврале 1969 года, после чего единственный сохранившийся экземпляр передали в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Огайо.
McDonnell Douglas KC-10 Extender
McDonnell Douglas KC-10 Extender - американский самолёт-заправщик, созданный на базе гражданского авиалайнера DC-10. Используется ВВС США наряду с более старыми KC-135.
Некоторые характеристики:
- длина самолёта - 55,4 метра;
- размах крыла - 50,4 метра;
- высота - 17,7 метра;
- скорость полёта - 866 км/час;
- дальность полёта - до 7,1 тысячи км;
- максимальная взлётная масса - 268,9 тонны;
- KC-10 способен перевозить до 165,5 тонны топлива.
Первый полёт состоялся 12 июля 1980 года, начало эксплуатации - 1981 год.
Boeing 747 Dreamlifter
Boeing 747 Dreamlifter - широкофюзеляжный грузовой самолёт, модификация Boeing 747. Используется исключительно для транспортировки частей самолёта Boeing 787, производимых сторонними поставщиками.
Некоторые характеристики:
- размах крыла - 64,4 м;
- грузоподъёмность - 113 400 кг;
- максимальная взлётная масса - 364 241 кг;
- максимальная скорость - 988 км/ч;
- пассажировместимость (кабина сменного экипажа) - 2 человека;
- объём транспортного отсека - 1840 кубометров.
Для размещения груза в Dreamlifter раскрывается хвостовая часть. Груз заводится в фюзеляж специальными погрузчиками и размещается внутри с помощью лазерной системы, расположенной в поворотном проёме.
Первые два Dreamlifter были введены в эксплуатацию в 2007 году.
Hughes H-4 Hercules
Hughes H-4 Hercules - транспортный гидросамолёт, сделанный американской фирмой Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза.
Это 136-тонная махина, получившая неофициальное прозвище Spruce Goose ("Еловый гусь"), была и остаётся самым большим гидросамолётом в истории. Размах крыла - 98 метров, высота - 24 метра.
Данный гидросамолёт был предназначен для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении.
Единственный полёт совершил 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух с аэродрома острова Терминал на высоту 21 метр, преодолев приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса.
В настоящее время самолёт является экспонатом Авиационного музея в Макминнвилле, штат Орегон, куда был перевезён в 1993 году.
Ил-76
Ил-76 - советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ Ильюшина по проекту и под руководством Генриха Васильевича Новожилова.
Предназначается для десантирования личного состава, транспортировки грузов и техники разного назначения. Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолётом с турбореактивными двигателями.
Некоторые технические характеристики:
- длина - 46,6 метра;
- размах крыла - 50,5 метра;
- площадь крыла - 300 квадратных метров;
- наибольший взлётный вес - 210 тонн;
- грузоподъёмность - до 60 тонн;
- объём топлива - 109 000 литров;
- скорость на эшелоне - 780–850 км/ч;
- дальность полёта: с грузом 60 тонн - до 4000 километров, с грузом 48 тонн - 5500 километров, с грузом 40 тонн - 6500 километров;
- объём грузового отсека - 321 квадратный метр;
- экипаж - 5 человек;
- число десантников на борту - 126.
Самолёт имеет несколько модификаций, например: Ил-76Т - модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком, Ил-76М - специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, Ил-76П (ТП, ТДП) - пожарный самолёт, Ил-76ПС - модификация для поисково-спасательных операций на море и др.
Ил-76 различных модификаций является основным самолётом военно-транспортной авиации России, Казахстана и Узбекистана. Состоит также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.
Airbus Beluga XL
Airbus Beluga XL - двухдвигательный широкофюзеляжный европейский реактивный грузовой самолёт, построенный на базе Airbus A330-200, разработанный в 2018 году французской компанией Airbus.
Назначение: доставка различных частей самолётов и вертолётов Airbus на разные заводы.
Некоторые характеристики:
- грузоподъёмность - 53 тонны;
- размах крыла - 60,3 метра;
- диаметр фюзеляжа - 8,8 метров;
- длина - 63,1 метра;
- высота - 18,9 метров;
- двигатели - 2×316 кН Rolls-Royce Trent 700;
- крейсерская скорость - 737 км/ч;
- дальность полёта - 4300 км.
Первый полёт самолёт совершил 19 июля 2018 года, а 9 января 2020 года - начал эксплуатацию.
C-17 Globemaster III
Boeing C-17 Globemaster III - американский военно-транспортный самолёт. Разработан для замены грузового самолёта Lockheed C-141 Starlifter. Первый полёт совершил 15 сентября 1991 года.
Некоторые характеристики:
- экипаж - 3 человека;
- длина: - 53,04 м;
- размах крыла - 51,74 м;
- высота - 16,79 м;
- ёмкость топливных баков - 134 556 л;
- двигатели - 4 × Pratt & Whitney PW2040 (по военной классификации - F117-PW-100);
- масса пустого - 122 016 кг;
- масса максимальная взлётная - 265 350 кг;
C-17 обычно выполняет стратегические воздушные перевозки грузов и войск, дополнительно - тактические миссии и перевозку больных.
Самолёты стоят на вооружении ВВС США, Королевских военно-воздушных сил Великобритании, Австралии, Канады, Военно-воздушных сил Катара, Объединённых Арабских Эмиратов, Кувейта, Индии, Тяжёлого авиатранспортного крыла НАТО.
Ту-160
Ту-160 - советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах.
Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой стреловидности, самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу, а также самым скоростным бомбардировщиком из находящихся на вооружении в настоящее время. В среде лётчиков получил прозвище "Белый лебедь".
Некоторые характеристики:
- длина - 54,1 м, а высота - 13,1 м;
- вес пустого самолёта составляет 110 т, а максимальная взлётная масса достигает 275 т;
- на высоте он летит со скоростью до 2200 км/ч, а у земли - 1030 км/ч (крейсерская скорость составляет 850 км/ч);
- для разгона ему требуется взлётная полоса протяжённостью 900 м;
- он набирает высоту со скоростью 4400 м/мин и поднимается в воздух до рабочего "потолка" 16 000 м.
Вооружение: Ту-160 может нести в револьверных пусковых установках до 12 крылатых ракет. В частности, применяются Х-15, Х-45 и Х-55.
Кроме того, в составе вооружения могут быть авиабомбы и мины.
На самолёте установлено 46 мировых рекордов.
Airbus A380-800
Airbus A380-800 - широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт. Это крупнейший серийный авиалайнер в мире.
Основные технические характеристики:
- максимальная дальность - 15 400 километров;
- вместимость топлива - 320 000 литров;
- крейсерская скорость - 890 км/ч;
- размах крыльев - 79,75 метра;
- длина - 72,72 метра;
- высота - 24,09 метра;
- количество посадочных мест (в зависимости от модели) - от 525 пассажиров в трёхклассовой версии, и до 853 человек в одноклассовой.
Lockheed Martin C-5M Super Galaxy
Lockheed Martin C-5M Super Galaxy - стратегический военно-транспортный самолёт, модернизированная версия C-5. Разработан и изготовлен компанией Lockheed Martin.
Габариты: длина - 75,53 метра, высота - 19,84 метра, размах крыльев - 67,91 метра.
Грузоподъёмность: максимальная - 129 тонн.
После модернизации самолёт способен перевозить около 54 тонн груза на расстояние свыше 9,7 тыс км.. Если говорить о пехоте, то с помощью транспортника можно совершить переброску 363 полностью экипированных бойцов.
Самолёт состоит на вооружении ВВС США.
Airbus A340-600
Airbus A340-600 - самый крупный представитель семейства дальнемагистральных лайнеров Airbus A340. Предназначен для полётов на межконтинентальных маршрутах.
Некоторые характеристики:
- длина - 75,36 метров;
- размах крыла - 63,45 метра;
- высота - 17,30 метра;
- вес пустого - 177 000 кг;
- площадь крыла - 439,40 кв.м;
- крейсерская скорость - 890 км/ч;
- максимальная скорость - 950 км/ч;
- максимальная дальность полёта - 14 700 км;
Вместимость салона: в трёхклассовой комплектации вмещает 380 пассажиров, в двухклассовой - 419 человек, в экономичной конфигурации может разместить до 440 пассажирских мест.
Грузовместимость самолёта A340-600 почти в два раза больше, чем у его американского конкурента Boeing 747.
Первый полёт A340-600 совершил 23 апреля 2001 года. Коммерческая эксплуатация началась в 2002 году.
Boeing 747-8
Boeing 747-8 - двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный компанией Boeing. Анонсированный в 2005 году, этот авиалайнер стал последней версией серии Boeing 747 с удлинённым фюзеляжем, перепроектированным крылом и улучшенной экономической эффективностью.
Некоторые характеристики:
- длина: - 76,25 м;
- высота - 19,35 м;
- размах крыла - 68,45 м;
- ширина салона: - 6,13 м;
- вес пустого - 213200 кг;
- максимальная взлётная масса - 442000 кг;
- площадь крыла - 554 кв.м;
- крейсерская скорость - 917 км./ч;
- максимальная скорость - 988 км./ч;
- дальность полёта - 14800 км;
- двигатели - 4 x ТРДД General Electric GEnx-2B67 (296 кН).
Boeing 747-8 выпускается в двух версиях:
1. Boeing 747-8 Freighter (747-8F) - грузовая модификация для воздушных грузовых операций. Имеет большую грузовую палубу и высокую грузоподъёмность.
2. Boeing 747-8 Intercontinental (747 8i) - пассажирская модификация для коммерческих авиакомпаний, предлагающих дальние маршруты. Отличается увеличенной дальностью полёта по сравнению с предыдущими версиями 747.
Первый полёт состоялся 8 февраля 2010 года.
Ан-124 "Руслан"
Ан-124 "Руслан" - тяжёлый военно-транспортный самолёт, созданный в ОКБ имени О. К. Антонова.
Назначение: доставка войск, боевой техники и вооружения из глубокого тыла на территорию военных действий, перевозка крупногабаритных грузов в любую точку земного шара.
Некоторые характеристики:
- Размах крыла: 73,3 метра, площадь крыла - 628 квадратных метров.
- Длина и высота: 69,1 метров и 20,78 метров соответственно.
- Может вмещать на своём борту: до 88 пассажиров или 120–150 тонн груза.
- Номинальная взлётная масса: 392 тонны, а максимальная достигает 405 тонн.
- Крейсерская скорость: 865 км/ч.
- Экипаж: 6–7 человек.
Первый полёт состоялся 24 декабря 1982 года. Широкая эксплуатация транспортника началась с января 1987 года.
В 1987 году Ан-124 совершил рекордный беспосадочный перелёт, преодолев 20 151 км за 25 часов 30 минут.
Stratolaunch Roc
Stratolaunch Model 351 (также Roc) - американский самолёт-носитель, транспортный элемент авиационно-космической системы воздушного старта Stratolaunch.
Самолёт имеет двухфюзеляжную конструкцию, оснащён шестью двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW4056. На текущий момент является самолётом с самым длинным крылом в истории авиации (117 метров) и в целом считается самым большим в мире эксплуатируемым самолётом.
Некоторые характеристики:
- длина - 73 метра;
- максимальный взлётный вес - 590 тонн;
- масса подвесной полезной нагрузки - 250 тонн;
- система шасси имеет восемь стоек (шесть основных и две носовых) с 28 колёсами.
Изначально самолёт Stratolaunch Roc планировался для доставки ракет и спутников в стратосферу, откуда они запускались на низкую околоземную орбиту. Но позже первоначальные цели и задачи изменились, и теперь Roc используется как платформа для исследований и разработок в области гиперзвуковой авиации.