Гиганты неба

      Гиганты неба! Топ-15 самых больших самолётов в мире!

В двадцать первом веке гонка за строительством самых больших самолетов в мире продолжается, раздвигая границы авиационных технологий. От массивных грузовых перевозчиков до военных бомбардировщиков и самых больших пассажирских самолетов - эти гиганты правят небесами!

В мире авиации размер действительно имеет значение. Самые большие самолеты, когда-либо построенные - это не просто чудеса инженерной мысли; они являются символами человеческих амбиций и технологического прогресса. От транспортировки огромных грузов через континенты до перевозки сотен пассажиров с беспрецедентным комфортом, эти колоссальные самолеты играют важнейшую роль как в военной, так и в гражданской авиации. В данной публикации будет представлен рейтинг 15 самых больших самолетов в мире. Итак, полетели!

Ан-225 "Мрия"

-2

Ан-225 "Мрия" - самый тяжёлый грузоподъёмный самолёт, когда-либо поднимавшийся в воздух. Максимальный взлётный вес воздушного судна составляет 640 тонн. 

Самолёт был спроектирован в СССР и построен в 1988 году на Киевском механическом заводе. Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта советского многоразового космического корабля "Буран". 

Технические характеристики

Общие характеристики

  • Экипаж: 6 человек
  • Вместимость: 190 тонн (420 000 фунтов)
  • Длина: 84 м (275 футов 7 дюймов)
  • Размах крыльев: 88,4 м (290 футов 0 дюймов)
  • Рост: 18,1 м (59 футов 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 905 м2 (9740 кв. футов)
  • Соотношение сторон: 8.6
  • Вес пустого судна: 285 000 кг (628 317 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 640 000 кг (1 410 958 фунтов)
  • Запас топлива: более 300 000 килограммов (660 000 фунтов) 375 000 литров (82 488 имперских галлонов; 99 065 американских галлонов)[102]
  • Грузовой отсек: объем 1300 м3 (46 000 куб. футов), длина 43,35 м (142,2 фута) × ширина 6,4 м (21 фут) × высота 4,4 м (14 футов)
  • Силовая установка: 6 × турбовентиляторных двигателей Progress D-18T , тяга 229,5 кН (51 600 фунтов) каждый

Производительность

  • Максимальная скорость: 850 км/ч (530 миль/ч, 460 узлов)
  • Крейсерская скорость: 800 км/ч (500 миль/ч, 430 узлов)
  • Дальность полета: 15 400 км (9 600 миль, 8 300 морских миль) с максимальным запасом топлива; дальность полета с грузом 200 тонн: 4 000 км (2 500 миль)
  • Потолок обслуживания: 11 000 м (36 000 футов)
  • Нагрузка на крыло: 662,9 кг/м2 (135,8 фунта/кв. фут)
  • Тяга/вес: 0,234

Состоит из шесть двигателей, которые позволяют поднимать грузы весом до 250 тонн внутри фюзеляжа и до 200 тонн на внешней подвеске. 

После завершения космической программы "Буран" Ан-225 "Мрия" нашёл применение в коммерческой авиации. Он стал выполнять миссии по всему миру, включая доставку оборудования для энергетической, нефтегазовой и транспортной отраслей.

С 2001 года Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиакомпании «Antonov Airlines»

Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м.
Грузовая кабина самолёта герметична, что позволяет осуществлять перевозку грузов различного типа. Внутри кабины можно разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные самосвалы типа «БелАЗ». Здесь достаточно пространства, чтобы поместился весь корпус Боинга-737.

XB-70 Valkyrie

-3

XB-70 Valkyrie - проект американского сверхзвукового бомбардировщика 1950-х годов. Был задуман Стратегическим авиационным командованием США как самолёт, который должен был летать со скоростью, соответствующей М=3 на высоте 21 км. 

Первый полёт состоялся 21 сентября 1964 года. Его максимальная высота оценивалась в 23 тысячи метров. Вес пустого самолёта превышал 115 000 кг, максимальный взлётный вес - более 245 000 кг, из которых почти 60 процентов приходилось на топливо. Практическая дальность полёта при этом могла составить 6 900 км.

Бомбоотсек самолёта, расположенный в средней части фюзеляжа, мог вместить до 14 свободнопадающих ядерных бомб, общая боевая нагрузка оценивалась в 29 480 кг. 

Программа испытаний самолёта XB-70 Valkyrie закончилась в феврале 1969 года, после чего единственный сохранившийся экземпляр передали в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Огайо.

McDonnell Douglas KC-10 Extender

-4

McDonnell Douglas KC-10 Extender - американский самолёт-заправщик, созданный на базе гражданского авиалайнера DC-10. Используется ВВС США наряду с более старыми KC-135.

Некоторые характеристики:

- длина самолёта - 55,4 метра; 

- размах крыла - 50,4 метра; 

- высота - 17,7 метра; 

- скорость полёта - 866 км/час; 

- дальность полёта - до 7,1 тысячи км; 

- максимальная взлётная масса - 268,9 тонны; 

- KC-10 способен перевозить до 165,5 тонны топлива. 

Первый полёт состоялся 12 июля 1980 года, начало эксплуатации - 1981 год.

Boeing 747 Dreamlifter

-5

Boeing 747 Dreamlifter - широкофюзеляжный грузовой самолёт, модификация Boeing 747. Используется исключительно для транспортировки частей самолёта Boeing 787, производимых сторонними поставщиками. 

Некоторые характеристики:

- размах крыла - 64,4 м;

- грузоподъёмность - 113 400 кг; 

- максимальная взлётная масса - 364 241 кг;

- максимальная скорость - 988 км/ч;

- пассажировместимость (кабина сменного экипажа) - 2 человека;

- объём транспортного отсека - 1840 кубометров. 

Для размещения груза в Dreamlifter раскрывается хвостовая часть. Груз заводится в фюзеляж специальными погрузчиками и размещается внутри с помощью лазерной системы, расположенной в поворотном проёме. 

Первые два Dreamlifter были введены в эксплуатацию в 2007 году.

Hughes H-4 Hercules

-6

Hughes H-4 Hercules - транспортный гидросамолёт, сделанный американской фирмой Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза. 

Это 136-тонная махина, получившая неофициальное прозвище Spruce Goose ("Еловый гусь"), была и остаётся самым большим гидросамолётом в истории. Размах крыла - 98 метров, высота - 24 метра. 

Данный гидросамолёт был предназначен для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении. 

Единственный полёт совершил 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух с аэродрома острова Терминал на высоту 21 метр, преодолев приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса. 

В настоящее время самолёт является экспонатом Авиационного музея в Макминнвилле, штат Орегон, куда был перевезён в 1993 году.

Ил-76

-7

Ил-76 - советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ Ильюшина по проекту и под руководством Генриха Васильевича Новожилова. 

Предназначается для десантирования личного состава, транспортировки грузов и техники разного назначения. Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолётом с турбореактивными двигателями.  

Некоторые технические характеристики:

- длина - 46,6 метра; 

- размах крыла - 50,5 метра; 

- площадь крыла - 300 квадратных метров; 

- наибольший взлётный вес - 210 тонн; 

- грузоподъёмность - до 60 тонн; 

- объём топлива - 109 000 литров; 

- скорость на эшелоне - 780–850 км/ч; 

- дальность полёта: с грузом 60 тонн - до 4000 километров, с грузом 48 тонн - 5500 километров, с грузом 40 тонн - 6500 километров; 

- объём грузового отсека - 321 квадратный метр; 

- экипаж - 5 человек; 

- число десантников на борту - 126. 

Самолёт имеет несколько модификаций, например: Ил-76Т - модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком, Ил-76М - специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, Ил-76П (ТП, ТДП) - пожарный самолёт, Ил-76ПС - модификация для поисково-спасательных операций на море и др.  

Ил-76 различных модификаций является основным самолётом военно-транспортной авиации России, Казахстана и Узбекистана. Состоит также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.  

Airbus Beluga XL

-8

Airbus Beluga XL - двухдвигательный широкофюзеляжный европейский реактивный грузовой самолёт, построенный на базе Airbus A330-200, разработанный в 2018 году французской компанией Airbus. 

Назначение: доставка различных частей самолётов и вертолётов Airbus на разные заводы. 

Некоторые характеристики:

- грузоподъёмность - 53 тонны; 

- размах крыла - 60,3 метра;

- диаметр фюзеляжа - 8,8 метров;

- длина - 63,1 метра;

- высота - 18,9 метров;

- двигатели - 2×316 кН Rolls-Royce Trent 700;

- крейсерская скорость - 737 км/ч;

- дальность полёта - 4300 км.

Первый полёт самолёт совершил 19 июля 2018 года, а 9 января 2020 года - начал эксплуатацию.

C-17 Globemaster III

-9

Boeing C-17 Globemaster III - американский военно-транспортный самолёт. Разработан для замены грузового самолёта Lockheed C-141 Starlifter. Первый полёт совершил 15 сентября 1991 года. 

Некоторые характеристики:

- экипаж - 3 человека; 

- длина: - 53,04 м; 

- размах крыла - 51,74 м; 

- высота - 16,79 м; 

- ёмкость топливных баков - 134 556 л; 

- двигатели - 4 × Pratt & Whitney PW2040 (по военной классификации - F117-PW-100); 

- масса пустого - 122 016 кг; 

- масса максимальная взлётная - 265 350 кг; 

C-17 обычно выполняет стратегические воздушные перевозки грузов и войск, дополнительно - тактические миссии и перевозку больных.

Самолёты стоят на вооружении ВВС США, Королевских военно-воздушных сил Великобритании, Австралии, Канады, Военно-воздушных сил Катара, Объединённых Арабских Эмиратов, Кувейта, Индии, Тяжёлого авиатранспортного крыла НАТО.

Ту-160

-10

Ту-160 - советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах.  

Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой стреловидности, самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу, а также самым скоростным бомбардировщиком из находящихся на вооружении в настоящее время. В среде лётчиков получил прозвище "Белый лебедь". 

Некоторые характеристики:

- длина - 54,1 м, а высота - 13,1 м; 

- вес пустого самолёта составляет 110 т, а максимальная взлётная масса достигает 275 т; 

- на высоте он летит со скоростью до 2200 км/ч, а у земли - 1030 км/ч (крейсерская скорость составляет 850 км/ч); 

- для разгона ему требуется взлётная полоса протяжённостью 900 м; 

- он набирает высоту со скоростью 4400 м/мин и поднимается в воздух до рабочего "потолка" 16 000 м. 

Вооружение: Ту-160 может нести в револьверных пусковых установках до 12 крылатых ракет. В частности, применяются Х-15, Х-45 и Х-55. 

 Кроме того, в составе вооружения могут быть авиабомбы и мины. 

На самолёте установлено 46 мировых рекордов. 

Airbus A380-800

-11

Airbus A380-800 - широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт. Это крупнейший серийный авиалайнер в мире. 

Основные технические характеристики:

- максимальная дальность - 15 400 километров; 

- вместимость топлива - 320 000 литров; 

- крейсерская скорость - 890 км/ч; 

- размах крыльев - 79,75 метра; 

- длина - 72,72 метра; 

- высота - 24,09 метра; 

- количество посадочных мест (в зависимости от модели) - от 525 пассажиров в трёхклассовой версии, и до 853 человек в одноклассовой. 

Lockheed Martin C-5M Super Galaxy

-12

Lockheed Martin C-5M Super Galaxy - стратегический военно-транспортный самолёт, модернизированная версия C-5. Разработан и изготовлен компанией Lockheed Martin. 

Габариты: длина - 75,53 метра, высота - 19,84 метра, размах крыльев - 67,91 метра. 

Грузоподъёмность: максимальная - 129 тонн.

После модернизации самолёт способен перевозить около 54 тонн груза на расстояние свыше 9,7 тыс км.. Если говорить о пехоте, то с помощью транспортника можно совершить переброску 363 полностью экипированных бойцов. 

Самолёт состоит на вооружении ВВС США.

Airbus A340-600

-13

Airbus A340-600 - самый крупный представитель семейства дальнемагистральных лайнеров Airbus A340. Предназначен для полётов на межконтинентальных маршрутах. 

Некоторые характеристики:

- длина - 75,36 метров; 

- размах крыла - 63,45 метра; 

- высота - 17,30 метра; 

- вес пустого - 177 000 кг; 

- площадь крыла - 439,40 кв.м; 

- крейсерская скорость - 890 км/ч; 

- максимальная скорость - 950 км/ч; 

- максимальная дальность полёта - 14 700 км; 

Вместимость салона: в трёхклассовой комплектации вмещает 380 пассажиров, в двухклассовой - 419 человек, в экономичной конфигурации может разместить до 440 пассажирских мест. 

Грузовместимость самолёта A340-600 почти в два раза больше, чем у его американского конкурента Boeing 747. 

Первый полёт A340-600 совершил 23 апреля 2001 года. Коммерческая эксплуатация началась в 2002 году.

Boeing 747-8

-14

Boeing 747-8 - двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный компанией Boeing. Анонсированный в 2005 году, этот авиалайнер стал последней версией серии Boeing 747 с удлинённым фюзеляжем, перепроектированным крылом и улучшенной экономической эффективностью. 

Некоторые характеристики:

- длина: - 76,25 м; 

- высота - 19,35 м; 

- размах крыла - 68,45 м; 

- ширина салона: - 6,13 м; 

- вес пустого - 213200 кг; 

- максимальная взлётная масса - 442000 кг; 

- площадь крыла - 554 кв.м; 

- крейсерская скорость - 917 км./ч; 

- максимальная скорость - 988 км./ч; 

- дальность полёта - 14800 км; 

- двигатели - 4 x ТРДД General Electric GEnx-2B67 (296 кН).

Boeing 747-8 выпускается в двух версиях:

1. Boeing 747-8 Freighter (747-8F) - грузовая модификация для воздушных грузовых операций. Имеет большую грузовую палубу и высокую грузоподъёмность. 

2. Boeing 747-8 Intercontinental (747 8i) - пассажирская модификация для коммерческих авиакомпаний, предлагающих дальние маршруты. Отличается увеличенной дальностью полёта по сравнению с предыдущими версиями 747. 

Первый полёт состоялся 8 февраля 2010 года.

Ан-124 "Руслан"

-15

Ан-124 "Руслан" - тяжёлый военно-транспортный самолёт, созданный в ОКБ имени О. К. Антонова.  

Назначение: доставка войск, боевой техники и вооружения из глубокого тыла на территорию военных действий, перевозка крупногабаритных грузов в любую точку земного шара.  

Некоторые характеристики:

- Размах крыла: 73,3 метра, площадь крыла - 628 квадратных метров. 

- Длина и высота: 69,1 метров и 20,78 метров соответственно. 

- Может вмещать на своём борту: до 88 пассажиров или 120–150 тонн груза. 

- Номинальная взлётная масса: 392 тонны, а максимальная достигает 405 тонн. 

- Крейсерская скорость: 865 км/ч. 

- Экипаж: 6–7 человек. 

Первый полёт состоялся 24 декабря 1982 года. Широкая эксплуатация транспортника началась с января 1987 года. 

В 1987 году Ан-124 совершил рекордный беспосадочный перелёт, преодолев 20 151 км за 25 часов 30 минут. 

Stratolaunch Roc

-16

Stratolaunch Model 351 (также Roc) - американский самолёт-носитель, транспортный элемент авиационно-космической системы воздушного старта Stratolaunch. 

Самолёт имеет двухфюзеляжную конструкцию, оснащён шестью двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW4056. На текущий момент является самолётом с самым длинным крылом в истории авиации (117 метров) и в целом считается самым большим в мире эксплуатируемым самолётом. 

Некоторые характеристики:

- длина - 73 метра; 

- максимальный взлётный вес - 590 тонн; 

- масса подвесной полезной нагрузки - 250 тонн; 

- система шасси имеет восемь стоек (шесть основных и две носовых) с 28 колёсами. 

Изначально самолёт Stratolaunch Roc планировался для доставки ракет и спутников в стратосферу, откуда они запускались на низкую околоземную орбиту. Но позже первоначальные цели и задачи изменились, и теперь Roc используется как платформа для исследований и разработок в области гиперзвуковой авиации.