Трагедия " Адмирала Нахимова "
Трагедия "советского Титаника": как затонул круизный лайнер "Адмирал Нахимов"
В советское время отдых на черноморском побережье ценился особенно. А уж путешествие на борту комфортабельного круизного лайнера многим казалось невероятным приключением. Поэтому попасть на борт парохода, курсировавшего по маршруту Крымско-Кавказской линии, насладиться живописными пейзажами под шум волн, принять участие в морских прогулках во время стоянки судна в порту - это ли не предел мечтаний?!
К моменту катастрофы пароход уже 29 лет курсировал вдоль Черноморского побережья СССР, благодаря широкой рекламе и отзывам отдыхающих был хорошо известен, что гарантировало ему стабильный пассажиропоток. Причем для путешествия не требовалось покупать билет на весь круиз, достаточно было оплатить путешествие из одного порта в другой по выбору.
Но 31 августа 1986 года непростая история "Адмирала Нахимова" трагически оборвалась.
Ты помнишь, как все начиналось?
Невероятно популярный в СССР пароход "Адмирал Нахимов" не был новым. В Советском союзе с гражданскими судами как-то вообще не сложилось, верфи всё больше работали на военно-морской флот. А пассажирские корабли в основном приобретались в Югославии, ФРГ, Финляндии и Франции. Так и "Нахимов" был спущен на воду в 1925 году в немецком Бремене, получив название "Берлин".
Параход "Берлин". Фотография из открытых источников
До конца 30-х годов "Берлин" совершал регулярные трансатлантические переходы из Германии в Нью-Йорк.
А после того, как рейсы в Америку стали невыгодны, пароход пытались использовать на средиземноморских круизах, но недолго.
15 июля 1939 года, незадолго до начала Второй мировой войны, экипаж парохода "Берлин" получил секретный приказ командования ВМС Рейха доставить в Литву подразделения "трудовой армии", организации, в чью компетенцию входило устройство досуга граждан Германии в соответствии с идеологическими установками. После чего в сентябре того же года судно отправилось в польский Данциг (ныне Гданьск), где на борту был организован плавучий госпиталь, просуществовавший вплоть до 1945 года.
31 января 1945 года во время эвакуации попавших в окружение гитлеровских войск из Лиепае "Берлин", находясь на рейде Свинемюнде, подорвался на мине, получив пробоину, но продолжил ход. Второй взрыв оказался роковым, и пароход затонул на глубине 13 метров.
В сентябре 1947 года его подняли из воды и отправили на освидетельствование и частичный ремонт в док Кронштадтского завода, а затем для капитально-восстановительного ремонта - на верфи дружественной ГДР. Вернулся в строй "Берлин" только в 1957 году, получив новое название "Адмирал Нахимов", с портом приписки Одесса. Обладая поистине исполинскими размерами: водоизмещение 23 480 т, длина 174 м, ширина 21 м, пассажировместимость 1 096 человек - "Нахимов" оказался самым большим кораблем Черноморского морского пароходства.
Круизный лайнер "Адмирал Нахимов". Фотография из открытых источников
Изначально пароход был сконструирован таким образом что, имея 13 отсеков в трюме, мог оставаться на плаву при разгерметизации двух. Однако время диктует свои условия, и безопасность пала жертвой комфорта: при модернизации "Адмирала Нахимова" в 1966 году для удобства пассажиров на палубе обустроили бассейн, после чего непотопляемость снизилась до одного аварийного отсека.
Но туристы этого не знали, да и мало кого из обывателей волнуют вопросы безопасности, пока не случится страшное. Справедливости ради стоит отметить, что за все время эксплуатации ни одного серьезного происшествия с участием "Адмирала Нахимова" зафиксировано не было. А после того, как корабль принял участие в киносъемках документального фильма о круизных путешествиях "15 дней одного года" (1962 г.), художественных "До свидания, мальчики" (1964 г.), "Бархатный сезон" (1978 г.) и "Дамы приглашают кавалеров" (1980 г.), популярность "Нахимова" невероятно возросла.
В 1978 г. бессменный капитан "Адмирала Нахимова" Николай Антонович Соболев, некогда сравнивавший убранство своего судна "с дворцом или музеем", был вынужден уйти на пенсию по состоянию здоровья. А в 1984 году на мостик взошел опытный моряк, 56-ти летний Вадим Георгиевич Марков, перешедший на пароход с линий загранплавания.
Ему предстояло стать последним капитаном корабля.
Последний рейс "Адмирала"
Есть что-то мистическое в судьбе парохода "Адмирал Нахимов". В 1947 году его удалось поднять с глубины только со второй попытки: во время первого подъема произошел взрыв, и едва не погиб водолаз, оказавшийся под корпусом судна. А перед отправкой в последний рейс "Нахимов" задержался на 10 мин., ожидая прибытия начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ Алексея Григорьевича Крикунова с семьей, опоздавших к отходу.
Погиб вместе с семьёй во время столкновения в Цемесской бухте
Точно неведомая сила старалась отвратить страшную катастрофу, которая унесет сотни жизней взрослых и детей.
Кстати, присутствие генерал-майора Крикунова сыграет свою роль развитии событий.
Вечером 31 августа 1986 года круизный лайнер "Адмирал Нахимов" вышел из порта Новороссийска в сторону Сочи. Море было спокойное, видимость отличная, немного отсвечивали береговые огни. День выдался жарким, наслаждаясь вечерней прохладой многие отдыхающие открыли в каютах иллюминаторы, в музыкальном салоне началась дискотека, на открытой палубе - концерт, в кинотеатре показывали художественный фильм, рестораны и бары распахнули свои двери, родители отправились укладывать спать своих детей.
Круизный лайнер "Адмирал Нахимов" в порту. Фотография из открытых источников
Уходя от Новороссийска по Цемесской бухте, лайнер шел без лоцмана, ориентируясь по створным знакам - специальным навигационным сооружениям на берегу, регулирующим проход судов. В районе мыса Дооб курс "Адмирала Нахимова" пересекался с идущим со стороны Босфора балкером "Пётр Васёв", груженым 28 638 т ячменя.
Согласно международным правилам "Нахимову" надлежало уступить дорогу сухогрузу, но, по согласованию с береговым постом регулирования движения судов, капитан "Петра Васёва" Виктор Мванович Ткаченко согласился пропустить круизный лайнер.
После того, как лайнер лег на курс, капитан Марков, отдав необходимые указания вахтенному помощнику Александру Чудновскому, отправился на ужин к высокопоставленному гостю. Возможно, именно этот ужин в компании генерал-майора Крикунова предопределил печальный финал, останься капитан на мостике, события могли бы развиваться по-другому сценарию.
В 23.00 Чудновский, видя курс на сближение судов, связался с сухогрузом "Пётр Васёв" и получил от капитана Ткаченко подтверждение, что тот пропускает пассажирский пароход.
Для удобства контроля за сближением судов капитан Ткаченко опирался на показания системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП), которая показывала идеальное расхождение "Петра Васёва" с "Адмиралом Нахимовым" в районе мыса Дооб. Находящийся на мостике рядом с капитаном Ткаченко третий помощник П. Зубюк, контролировавший курс визуально, неоднократно сигнализировал об опасном сближении.
Монитор САРП. Фотография из открытых источников
Опираясь на показания САРП, Виктор Ткаченко дал команду снизить скорость до 12.5 узлов, переведя рукоятку машинного телеграфа в положение "средний вперед". Расстояние между кораблями составляло 3,7 км. Морские суда - не детские машинки, остановить их движением руки невозможно. Требуется время и достаточная дистанция.
А ситуация стремительно развивалась.
В 23.06, видя неизбежность столкновения, Александр Чудновский принимает решение изменить курс левее: сначала на 5°, затем на 10° и ещё на 5°.
В 23.07 капитан "Петра Васёва" переводит машинный телеграф на "малый вперед", продолжая снижать скорость. Расстояние между кораблями уже сократилось до 2 км, но Ткаченко продолжает доверять показаниям САРП, не опираясь на данные визуального контроля.
В это же время Чудновский с борта "Адмирала Нахимова" запросил, остановлены ли машины на сухогрузе, что заставило капитана Ткаченко оторвать глаза от монитора САРП и взглянуть на ситуацию собственными глазами. Понимание надвигавшейся катастрофы пришло сразу же. Он скомандовал "стоп машины", но драгоценные минуты были упущены.
В 23.09 Александр Чудновский, не совладав со своими эмоциями, уже кричал по связи: "Пётр Васёв, что вы делаете?! Немедленно работать назад!"
Столкновения было не избежать. Тяжелый сухогруз буквально летел наперерез "Адмиралу Нахимову". Капитан Ткаченко командует "средний назад", а затем сразу же "полный назад" и дает три предупредительных гудка.
В 23.10, стараясь развести сближающиеся суда, на расстоянии менее 150 метров друг от друга, Чудновский командует "лево на борт", Ткаченко - "право на борт".
В 23.12, услышав тревожные гудки, на мостик поднялся капитан Марков, но спасти "Адмирала Нахимова" было уже невозможно. На скорости 5,4 узла груженый зерном сухогруз "Пётр Васёв" под углом 110° врезался в среднюю часть правого борта круизного лайнера, пробив пробоину под водой площадью 84 м². Вода хлынула сразу в четыре отсека "Адмирала Нахимова", затопила котельную, машинное отделение, продовольственные склады.
По инерции "Нахимов" прошел еще около 900 метров, увеличивая крен на правый борт. На палубе началась паника, из-за затопления машинного отделения практически сразу погас свет. Люди не могли выбраться из кают по темным коридорам, другие, не задумываясь, прыгали за борт.
Капитан Марков, тщетно пытаясь посадить лайнер на мель, затребовал у "Петра Васёва", пострадавшего гораздо меньше, спустить на воду все плавсредства для спасения пассажиров.
В 23.20, спустя всего 8 минут после столкновения, пассажирский пароход "Адмирал Нахимов" затонул в 3,5 км от берега.
"Адмирал Нахимов"на дне на глубине 47 метров
Суд
Сухогруз "Пётр Васёв" после столкновения. Фотография из открытых источников
После катастрофы
Первым на место аварии прибыл лоцманский катер, который вышел навстречу "Петру Васёву" и должен был высадить лоцмана на борт сухогруза для препровождения того в порт Новороссийска. Затем к месту скопления людей подошел сам сухогруз, а затем суда Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны. Были подняты по тревоге курсанты Высшего морского инженерного училища.
За первые четыре часа спасательной операции удалось спасти 755 человек. Часть пассажиров смогла самостоятельно добраться до берега, где их встречали врачи скорой помощи и сотрудники милиции.
Утром к поисково-спасательной операции подключилась авиация. Спасатели исследовали акваторию до 200 км от береговой линии. Последний выживший был обнаружен спустя 15 часов после кораблекрушения.
В общей сложности в рамках поисково-спасательной операции удалось спасти 817 человек, погибло 359 пассажиров и 64 члена экипажа, в т.ч. второй помощник капитана "Адмирала Нахимова" Александр Чудновский, который спустился в свою каюту, закрывшись на ключ, и отправился на дно вместе с кораблем. Для того, чтобы извлечь его тело, водолазам пришлось ломать дверь.
Капитан Вадим Марков остался в живых - его выбросило за борт с капитанского мостика (по другим данным, он спасался вместе с остальными). Ни генерал-майор КГБ Крикунов, ни его семья, на ужин с которыми отвлекся капитан, не смогли выбраться с борта тонущего корабля.
Фотография из открытых источников
Без малого три недели проводился поиск погибших с привлечением водолазов. Работать приходилось в сложных условиях: корпус "Адмирала Нахимова" лег на грунт на правый борт, коридоры и каюты завалило различными предметами, доступ во многие помещения оказался затруднен. Поисковикам на корабле приходилось работать практически ползком. Тем не менее, на поверхность удалось поднять 129 тел. После гибели двух водолазов - 10 сентября погиб мичман Юрий Полищук, 19 сентября погиб мичман Сергей Шардаков - работы решено было прекратить. 65 погибших так и остались погребены под водой.
Следствие и приговор
Учитывая резонанс катастрофы и количество погибших, из Москвы прибыла правительственная комиссии во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым.
2 сентября были задержаны капитаны "Адмирала Нахимова" и "Петра Васёва". За несколько месяцев следователи изучили огромное количество документов, опросили более 1 тыс. человек, включая пассажиров затонувшего лайнера, членов команды, сотрудников Новороссийского порта и т.д. Уголовное дело насчитывало 60 томов.
Экспертная комиссия пришла к выводу, что:
капитан теплохода «Пётр Васёв» Виктор Ткаченко допустил чрезмерно опасное сближение судов, пренебрег данными визуальных наблюдений вахты на мостике и обращения к нему вахтенного помощника п/х «Адмирал Нахимов», не выполнил своих заверений уступить дорогу, упустил время для осуществления маневра по безопасному расхождению судов, проявил неоправданную самонадеянность и халатность в управлении судном.
Капитан парохода «Адмирал Нахимов» Вадим Марков в условиях сближения с другим судном, не согласовав лично с капитаном сухогруза порядок расхождения, преждевременно покинул мостик. Не проконтролировал действия вахтенного помощника при сближении и расхождении судов. Проявил самоуспокоенность и безразличие к событиям на мостике.
А также было обнаружено множество нарушений на обеих судах, которые привели к катастрофическим последствиям.
Капитаны Виктор Ткаченко и Вадим Марков на скамье подсудимых. Фотография из открытых источников
Начавшийся в марте 1987 года в Одессе суд признал обоих капитанов - Виктора Ткаченко и Вадима Маркова - одинаково виновными в кораблекрушении, гибели людей и приговорил к 15 годам лишения свободы каждого. Но отбывали наказание они гораздо меньше - уже в 1992 году Указами Президентов России и Украины (т.к. с распадом СССР "сидели" в разных государствах) оба были помилованы.
Капитан затонувшего лайнера "Адмирал Нахимов" Вадим Марков всю оставшуюся жизнь прожил в Одессе и умер в 2007 году от онкологического заболевания.
Капитан сухогруза "Пётр Васёв" Виктор Ткаченко после освобождения тоже пытался жить в Одессе. Но выявленные в процессе следствия факты и показания свидетелей - подделка бортжурнала после катастрофы, неверные сообщения диспетчеру (первое сообщение от капитана "Петра Васёва" о катастрофе говорило о столкновении с лайнером без огней) в попытках снять с себя ответственность за случившееся - сделали именно его основным виновником гибели нескольких сотен человек в глазах окружающих. Не в силах вынести общественное давление, Ткаченко взял фамилию жены Тальор и эмигрировал в Израиль, надеясь, что там все забудется.
В сентябре 2003 года, совершая переход из Бостона в Европу, яхта под управлением Виктора Тальора попала в ураганный шторм и потерпела крушение в районе Ньюфаундленда. Смерть капитана Ткаченко (Тальора) и его спутников наступила в результате гипотермии, переохлаждения. Спасатели обнаружили тела яхтсменов только через сутки после случившегося.
В память о гибели "Адмирала Нахимова" в первую годовщину кораблекрушения на мысе Дооб недалеко от Новороссийска был установлен мемориал архитектора Ирины Бабаджан, представляющий собой композицию из труб разной высоты и толщины, находящихся внутри чугунного литого венка. В мемориальную плиту на центральной трубе вмонтированы часы, поднятые с затонувшего лайнера. Время на них застыло навсегда - 23.20...
Мемориал в память о погибших. Фотография из открытых источников