Воздушное сражение над Кубанью

            Воздушное сражение над Кубанью в 1943 году

Воздушное сражение над Кубанью в 1943 году

С 17 апреля по 7 июня 1943 года над Кубанью проходило самое масштабное воздушное сражение всей Великой Отечественной войны, которое, по общему мнению, закончилось победой советских летчиков. За время сражений в небе Кубани они совершили около 35 тысяч самолето-вылетов.

И именно здесь прославились многие знаменитые пилоты Великой Отечественной войны – в первую очередь, конечно, Александр Покрышкин, но также Григорий Речкалов, братья Борис Глинка и Дмитрий Глинка, Амет-Хан, некоторые другие.
Покрышкин тогда получил первую Звезду Героя Советского Союза, сбив 22 вражеских самолета (за 1943 год – 38). В том же 1943 году он был награжден также американской медалью «За выдающиеся заслуги».


                                             Александр Покрышкин на фотографии Аркадия Шайхета

Григорий Речкалов сбил 17 немецких самолетов (в том числе за один бой — три «Мессершмитта») и тоже стал героем Советского Союза.


                                                                         Григорий Речкалов
А на этой фотографии 1945 года вы видите Султана (Амета Султановича) Амет-Хана:

Этот сын лакца и крымской татарки на вопрос Р. Гамзатова, чей он герой, ответил: «Советского Союза». Под его портретом в музее авиации в Ле-Бурже имеется надпись: «Летчик от Бога».
А вот как сражались другие лётчики — герои Советского Союза. Дмитрий Глинка во время 48 воздушных боев сбил 21 вражеский самолет. Вадим Фаддеев (также за 48 боев) — 18, а Николай Лавицкий одержал 15 побед в 68 боях.
Звание Героя Советского Союза получили тогда ещё 47 советских пилотов, в том числе летчица 46-го ночного авиаполка Евдокия Носаль (посмертно).


Подсчитано, кстати, что немцы и их союзники теряли тогда в среднем по 9 бомбардировщиков и 17 истребителей в день.
Во время этого сражения появилась и «кубанская этажерка» Александра Покрышкина – боевое построение, в котором за первой парой истребителей с превышением в сотни метров и немного позади шла вторая, над и позади нее – третья, но могли быть также четвертая и пятая пары. В таком строю при встрече с неприятелем появлялась возможность быстро нарастить силы, имея возможность нанести удар с наиболее выгодной позиции.
Обычно небо патрулировала восьмерка наших истребителей, самолеты которой делились на две группы – ударную и прикрывающую. Шесть самолетов «этажерки», поднявшись на высоту в 2-2,5 км, должны были сбивать немецкие бомбардировщики, верхняя пара на трехкилометровой высоте атаковала появившиеся вражеские истребители.
Кроме того, именно в это время Покрышкин всё вооружение своего самолета перевел на одну гашетку.
Однако Кубанское воздушное сражение было не слишком известно в СССР, не очень хорошо знают о нем и в современной России. Причина в неудаче общего наступления советских войск, которым тогда не удалось решить стратегическую задачу разгрома 17-й немецкой армии и прорвать систему немецких оборонительных сооружений, которая известна как «Голубая линия», а в германских источниках утвердилось название Готенкопф («Голова гота»). Решающего успеха на том направлении удалось добиться лишь в октябре того же 1943 года – в ходе Новороссийско-Таманской операции.

«Голубая линия»

После разгрома окруженной в Сталинграде немецкой Шестой полевой армии Паулюса советское командование запланировало другую масштабную и многообещающую операцию: Южному и Северо-Кавказскому фронтам была поставлена задача окружения войск германской группы армий «А», которые теперь отступали с занятых было позиций на Кавказе.
1-я немецкая танковая армия была отведена к Ростову-на-Дону. А 17-я пехотная армия Эрвина Густава Йенеке вышла в район Кубани, где на подступах к Таманскому полуострову уже был создан мощный оборонительный рубеж – та самая «Голубая линия». По 

одной из версий, «голубой» ее назвали потому, что здесь было множество водных преград, по другой – потому, что на картах ее рисовали чернилами соответствующего цвета.
Масштабы линии действительно впечатляют. Полагают, что в то время было создано всего две линии оборонительных сооружений, сравнимых с «Голубой» – линия Маннергейма в Финляндии и линия Мажино во Франции. 

Южный участок кубанской линии проходил по труднодоступной горно-лесистой местности, северный изобиловал болотами, плавнями, лиманами, а центральный представлял собой узкое холмистое плато. Левым флангом «Голубая линия» опиралась на Азовское море у косы Вербяной, правым флангом – на Черное море.
В «Голубую линию» входили «Венская» (между Ахтанизовским и Кизилташским лиманами), «Предберлинские позиции» (между Ахтанизовским лиманом и Таманским заливом), «Берлинская линия обороны» (на 5 км севернее – между станицей Ахтанизовская и Таманским заливом).
Немцы успели построить 577 закрытых огневых сооружений, 37,5 км минных полей шириной до 500 м, плотностью 2500 мин на 1 км, 87 км проволочных заграждений, 12 км лесных завалов. Общая глубина оборонительной линии в некоторых местах составляла 25 км. Кроме того, именно здесь немцы впервые в той войне выстроили мощную траншейную оборону.
                                                                           Голубая линия на карте
4 февраля 1943 года в ходе десантной морской операции советские войска захватили плацдарм в районе Мысхако (южнее Новороссийска) – территорию площадью всего 30 квадратных километров, вошедшую в историю под названием «Малая земля».


                                                Советские «Малые охотники» с десантными командами
Затем, 12 февраля, был освобожден Краснодар, и советские части продвинулись на 50-60 км к западу от города, но с ходу прорваться и ликвидировать кубанскую группировку вермахта тогда не удалось. Активные боевые действия на этом участке фронта практически прекратились: стороны накапливали силы и готовились продолжить бои уже весной.
В новой боевой кампании советское командование большую роль отводило военно-воздушным силам, которые уже восстановили свой потенциал, прекрасно показали себя во время Сталинградской битвы и на Кавказе. Очень эффективно действовала авиация дальнего действия, которая, кстати, в марте 1942-го стала напрямую подчиняться Ставке Верховного командования. С 1942 года стали формироваться Воздушные армии, в которые поступали, в том числе, и самолеты, получаемые по системе ленд-лиза: P-39 «Аэрокобра», «Спитфайр» Mk. V, «Кёртис» P-40 «Киттихоук» (до 20% от всех самолетов). 

                                                           Советский истребитель «Ла-5Ф»

Общие характеристики

  • Экипаж: Один
  • Длина: 8,67 м (28 футов 5 дюймов)
  • Размах крыльев: 9,8 м (32 фута 2 дюйма)
  • Рост: 2,54 м (8 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 17,5 м2 (188 кв. футов)
  • NACA 23016корень: аэродинамический профиль :наконечник: NACA 23010
  • Снаряженная масса: 2706 кг (5966 фунтов)
  • Общий вес: 3168 кг (6984 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 3402 кг (7500 фунтов)
  • Запас топлива: 345 кг (761 фунт) топлива + 50 кг (110 фунтов) масла
  • Силовая установка: 1 × 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель Швецова М-82ФН с воздушным охлаждением, 1460 кВт (1960 л. с.)
  • Пропеллеры: 3-лопастный пропеллер с постоянной частотой вращения

Производительность

  • Максимальная скорость: 648 км/ч (403 мили в час, 350 узлов) на высоте 6250 м (20 510 футов)

583 км/ч (362 мили в час; 315 узлов) на уровне моря

  • Скорость посадки: 138 км/ч (86 миль/ч; 75 узлов)
  • Дальность: 765 км (475 миль, 413 морских миль)
  • Потолок обслуживания: 11 000 м (36 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 16,7 м/с (3290 футов/мин)
  • Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 5 минут 12 секунд
  • Нагрузка на крыло: 181 кг/м2 (37 фунтов/кв. фут)
  • Мощность/масса: 0,461 кВт/кг (0,280 л.с./фунт)
  • Максимальная скорость хода: 18,5 секунды

Вооружение

  • Пушки: 2 × 20-мм (0,787 дюйма) пушки ШВАК со скорострельностью 170 выстрелов в минуту
  • Бомбы: 2 бомбы весом до 100 кг (220 фунтов) каждая 

«Аэрокобра». У этих истребителей неоднозначная репутация, однако именно на таком самолете воевал тогда Александр Покрышкин.

Технические характеривтики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:  
    • 1 × 37 мм пушка M4 с 30 патронами или 1 × 20 мм пушка M1 с 60 патронами (D-1, D-2)
    • 2 × 12,7 мм пулемётов M2 по 270 патр. (на D-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа
    • 4 × 7,62 мм пулемётов по 1000 патр. каждый в крыле
  • Бомбы: 1 × до 272 кг

в небе над Кубаньюдолжны были действовать две советские воздушные армии – 4-я и 5-я, а также воздушные силы Черноморского флота. Командовать этими немалыми силами было поручено генералу Константину Вершинину, затем общее руководство осуществлял маршал авиации Александр Новиков.


                                                                       Бюст К. Вершинина в г. Киров

К моменту начала сражения в распоряжении Вершинина находились 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков (в том числе 195 ночных).
Им противостояли силы 4-го Воздушного флота Рейха под командованием генерал-фельдмаршала Вольфрама фон Рихтгофена (родственника двух знаменитых асов мировой войны).

        
                                                                          Вольфрам фон Рихтгофен
К середине апреля 1943 года в его распоряжении было 580 бомбардировщиков, 250 истребителей (немецкие эскадры 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зелёные сердца», использующие Me-109 и Fw-190, по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии) и 220 самолётов-разведчиков. 
                                                 Немецкий истребитель Messerschmitt Me 109, фото 1943 г.

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 8,95 м (29 футов 4 дюйма)
  • Размах крыльев: 9,925 м (32 фута 7 дюймов)
  • Рост: 2,6 м (8 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 16,05 м2 (172,8 кв. фута)
  • Профиль: NACA 2R1 14.2совет: NACA 2R1 11.35[90]
  • Снаряженная масса: 2247 кг (4954 фунта)
  • Общий вес: 3148 кг (6940 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 3400 кг (7496 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Daimler-Benz DB 605A-1 V-образный 12-цилиндровый поршневой двигатель с жидкостным охлаждением 1475 л. с. (1455 л. с.; 1085 кВт)
  • Пропеллеры: 3-лопастной пропеллер VDM 9-12087 из легкого сплава диаметром 3 м (9 футов 10 дюймов) с постоянной скоростью вращения

Производительность

  • Максимальная скорость: 530 км/ч (330 миль/ч, 290 узлов) на уровне моря

588 км/ч (365 миль/ч; 317 узлов) на высоте 4000 м (13 000 футов)

642 км/ч (399 миль/ч; 347 узлов) на высоте 6300 м (20 700 футов)[91]

622 км/ч (386 миль/ч; 336 узлов) на высоте 8000 м (26 000 футов)[92]

  • Крейсерская скорость: 590 км/ч (370 миль/ч, 320 узлов) на высоте 6000 м (20 000 футов)
  • Дальность: 880–1144 км (547–711 миль, 475–618 морских миль)
  • Дальность хода: 1144–1994 км (711–1239 миль, 618–1077 морских миль) 1144 км без и 1994 км с дополнительным баком
  • Потолок обслуживания: 12 000 м (39 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 22,7 м/с (4470 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 196 кг/м2 (40 фунтов/кв. фут)
  • Мощность/масса: 0,344 кВт/кг (0,209 л.с./фунт)

Вооружение

  • Оружие:
    • 2 × 13-миллиметровых (0,51 дюйма) синхронизированных пулемёта MG 131 со скорострельностью 300 выстрелов в минуту
    • 1 × 20-миллиметровая (0,78 дюйма) пушка MG 151/20 в качестве центральной пушки Motorkanone с 200 выстрелами в минуту[93] или
    • 1 x 30-миллиметровая (1,18 дюйма) пушка MK 108 в качестве центральной пушки-пулемёта с 65 выстрелами в минуту (вариант G-6/U4)
    • 2 × 20-мм пулемёта MG 151/20 в подкрыльевых гондолах со скорострельностью 135 выстрелов в минуту (дополнительный комплект — Rüstsatz VI)
  • Ракеты: 2 × 21 см (8 дюймов) Wfr. Gr. 21 ракеты (G-6 с BR21)
  • Бомбы: 1 × 250 кг (551 фунт) или 4 × 50 кг (110 фунтов) или 1 × 300-литровый (79 галлонов США) подвесной бак

 

         Junkers Ju. 87 Stuka («лаптежник»), немецкий пикирующий бомбардировщик и штурмовик, фото 1942 г.

Технические характеристики[

 
  Ju. 87A Ju. 87B Ju. 87D Ju. 87G
 
Производился 1936-1938 1938-1941 1941-1944 1941-1944
Класс пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик пикирующий бомбардировщик штурмовик
Длина 10,8 м 11,1 м 11,1 м 11,1 м
Размах крыла 13,8 м 13,8 м 13,8 м 13,8 м
Высота 3,9 м 3,9 м 3,9 м 3,9 м
Площадь крыла 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м² 31,90 м²
Вес пустого 2273 кг 2760 кг 2810 кг 3600 кг
Максимальный вес 3324 кг 4400 кг 5720 кг 5100 кг
 
Двигатель Junkers Jumo 210D Junkers Jumo 211А1 Junkers Jumo 211J Junkers Jumo 211J
Максимальная мощность 720 л. с. 1000 л. с. 1410 л. с. 1410 л. с.
Максимальная мощность 530 кВт 736 кВт 1037 кВт 1037 кВт
Максимальная скорость 310 км/ч 383 км/ч 408 км/ч 375 км/ч
Максимально допустимая скорость 550 км/ч 650 км/ч 650 км/ч
Дальность 800 км 600 км 1165 км 1000 км
 
Потолок 9430 м 8000 м 9000 м 7500 м
Скороподъёмность   3000 м за 8,8 мин. 3000 м за 14,0 мин. 3000 м за 13,6 мин.
Курсовое вооружение 7.92 мм MG. 17 7.92 мм MG. 17 7.92 мм MG. 17
или 2×20 мм MG. 151
7.92 мм MG. 17
и 2×37 мм BK. 37
Оборонительное вооружение 7.92 мм MG. 15 7.92 мм MG. 15 7.92 мм MG. 81Z
(спареный MG. 81)
7.92 мм MG. 81Z
(спареный MG. 81)
Максимальная бомбовая нагрузка 500 кг 700 кг 1400 кг нет
Стандартная бомбовая нагрузка 1×250 кг (под фюзеляж) 1×250/500 кг (под фюзеляж)
+ 4×50 кг (под крылом)
1×500 кг (под фюзеляж)
+ 4×50 кг (под крылом)
или 1×1000 кг (под фюзеляж)
нет

Воздушное сражение над Кубанью

Днем начала этой грандиозной битвы считается 17 апреля 1943 года, однако в ней выделяются три больших сражения. В ходе первого под Новороссийском до 450 немецких бомбардировщиков под прикрытием 200 истребителей атаковали «Малую землю», пехота попыталась сбросить российские войска в море, но продвинуться противнику удалось всего на один километр.
20 апреля 60 советских бомбардировщиков под прикрытием 30 истребителей нанесли упреждающий удар по готовящимся к наступлению немецким войскам, что сорвало планы противника. Именно 20 апреля здесь появились восемь женских экипажей 46-го авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков – их использовали в основном для разведки и доставки медикаментов и продовольствия. Командиром этой небольшой эскадрильи была Серафима Тарасовна  Амосова.

        
                                   Серафима Амосова на фотографии 1945 г., за годы войны совершила 555 боевых вылетов

Надо отметить, что вначале соотношение сил было не в пользу СССР – 300 самолетов против 650 немецких, которые к тому же базировались всего в 40-50 километрах от Новороссийска (советские – в 150-200 км под Краснодаром). Однако советскому командованию удалось в кратчайший срок перебросить на Кубань около 500 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. В конечном итоге, как вы знаете, ликвидировать советский плацдарм немцам так и не удалось. В боях над Новороссийском и окрестностями было уничтожено около 260 вражеских самолетов.
С 28 апреля по 10 мая проходило большое воздушное сражение над станицей Крымской, которая была одним из крупнейших узлов обороны всей «Голубой линии». Здесь немецкая авиация пыталась противодействовать наступлению советских войск Северокавказского фронта. 29 апреля советские пилоты совершили 1308 самолёто-вылетов (в том числе 379 ночных) и уничтожили 74 вражеских самолёта, а зенитчики – еще 7. В тот день командир 402-го полка майор В. Попков сбил два немецких истребителя и таранил третий. Еще три вражеских самолёта таранили А. Янович, С. Картавенко, Н. Авилов.
Немцы смогли совершить 700 самолето-вылетов, объявив о 63-х победах, однако советская сторона признала гибель лишь 27.
Всем становилось понятно, что преимущество в воздухе теперь у советской стороны. Всего на 30-километровом участке фронта состоялось 285 воздушных боев, в которых советские истребители сбили 368 самолётов противника: ежедневно происходило до 40 воздушных боев с участием от 50 до 80 самолётов с каждой стороны.
В этом сражении принял участие весь 46-й женский авиаполк ( летали на По-2 ) который за неуязвимость для зенитных орудий от немецких солдат получил название «Железный Густав», а его летчиц они называли «ночными ведьмами» и «ночными фельдфебелями» (потому что они не давали спать по ночам).

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 8,17 м (26 футов 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 11,4 м (37 футов 5 дюймов)
  • Рост: 3,1 м (10 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 33,2 м2 (357 кв. футов)
  • Снаряженная масса: 770 кг (1698 фунтов)
  • Общий вес: 1030 кг (2271 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 1350 кг (2976 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × 5-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения Швецов М-11Д, 93 кВт (125 л. с.)
  • Пропеллеры: 2-лопастный пропеллер фиксированного шага

Производительность

  • Максимальная скорость: 152 км/ч (94 мили в час, 82 узла)
  • Крейсерская скорость: 110 км/ч (68 миль/ч, 59 узлов)
  • Дальность: 630 км (390 миль, 340 морских миль)
  • Рабочая высота: 3000 м (9800 футов)
  • Скорость набора высоты: 2,78 м/с (547 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 41 кг/м2 (8,4 фунта/кв. фут)
  • Мощность/масса: 0,060 кВт/кг (0,036 л.с./фунт)

Вооружение
(Только U-2VS / LNB)

  • Оружие: Один пулемет ШКАС калибра 7,62×54 мм (0,30 дюйма)
  • Бомбы: шесть 50-килограммовых (110 фунтов) бомб FAB-50

В это время и до конца Кубанского воздушного сражения они наносили очень эффективные ночные удары по германским аэродромам, причем за одну ночь эти девушки совершали порой до 20 боевых вылетов. 9 июня 1943 года этот полк стал гвардейским.


                                             Групповой снимок летчиц 46-го авиаполка, сентябрь 1943 года
Станица Крымская была освобождена в ночь с 3 на 4 мая, к 6 мая пехоте удалось продвинуться на 10 километров.

                                                            Советские войска входят в станицу Крымская
В третьем сражении, которое началось 26 мая, советские штурмовики выставили дымовую завесу, под прикрытием которой началось наступление сухопутных сил на главную полосу вражеской обороны, главными узлами которой были станицы Киевская и Молдаванская. Во время этого наступления удары по переднему краю неприятельских войск наносили 338 советских самолетов. В воздушных боях были уничтожены 67 вражеских самолетов. Противник заявил о 35 победах немецких летчиков и 6 словацких, но по советским данным, наши потери в тот день составили 20 боевых машин. Кроме того, советские бомбардировщики наносили весьма эффективные удары по неприятельским аэродромам в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз, Таман  – на земле уничтожены либо повреждены 9 самолетов.
Именно в это время советским командованием перед летчиками-истребителями была поставлена задача уничтожать вражеские бомбардировщики еще до их подхода к линии фронта: стали формироваться группы «свободных охотников».
Но в итоге советские войска хоть и прорвали два первых оборонительных рубежа «Голубой линии», выйти на оперативный простор не смогли. Как мы уже отмечали, сделать это удалось в октябре 1943 года.


                                                                     Освобожденный Новороссийск

Итоги воздушного сражения над Кубанью

Данные сторон об итогах воздушных боев, как всегда, весьма приблизительны и весьма расходятся в источниках противоборствующих сторон. Так, советские историки говорят о 1100 сбитых самолетов противника и потере 750 своих. Немецкие историки говорят о 1000 советских самолетах, сбитых в воздухе, и 300, пораженных огнем зенитной артиллерии. Впрочем, к германской методике подсчета «воздушных побед» серьезные специалисты давно относятся весьма скептически. Факт приписок молчаливо признавали и в командовании Люфтваффе. На западном фронте, где «победы» документировались более тщательно, «Рыцарский крест» немецкие летчики получали за 10-15 битых самолетов, а на Восточном, где пилоты предлагали верить им на слово, – за 50-100. Как вам такой рапорт гауптмана Герхпода Баркхорна от 4 января 1944 года:«Победу лейтенанта Фённекольда над вышеназванным Ил-2 следует рассматривать как достоверную. Лейтенанта Фённекольда я знаю как надёжного и опытного лётчика-истребителя, который до сегодняшнего дня сумел одержать 92 победы. По причине плохой курьерской связи и перебазирования отдельных частей доклад свидетелей наземной станции не мог быть приведён. Других частей в это время в воздухе не было. Также не поступало сообщений о сбитых самолётах от других частей. Прошу признания победы для 5./JG 52. Командир группы гауптман Баркхорн». 

Никаких достоверных свидетельств герр гауптман привести не может, но чуть ли не «мамой клянется». И победу Фённекольду все-таки засчитали. А вот что сообщают по этому поводу советские источники:

«В 16:35–16:45 два звена штурмовиков 622-го ШАП, ведомые капитаном Г.С. Карловым и старшим лейтенантом П.А. Горячевым, нанесли удар по скоплению бронетехники, автомашин и пехоты противника западнее и юго-западнее Эльтигена. При выходе из атаки Ил-2, пилотируемый младшим лейтенантом Г.И. Сарковакьянцем, был атакован одиночным «Мессершмиттом» и получил лёгкие повреждения руля направления, но лётчик благополучно привёл самолёт на аэродром».

Ярким представителем немецких «мюнхгаузенов» II мировой войны является знаменитый Эрих Хартман. Сам себя он превзошел 24 августа 1944 года, когда заявил, что за два боевых вылета сбил 11 советских самолетов. Отметим, что в это время советская авиация уже полностью доминировала над германской, и в тот день документально подтверждается лишь одна победа Хартманна в воздушном бою.
         

                                                     Эрих Хартманн по прозвищу «Биби» («Малыш»)
Что можно сказать по этому поводу? Разве что: «Наглость – второе счастье».

Э́рих А́льфред Ха́ртманн (нем. Erich Alfred Hartmann; 19 апреля 1922Вайсах , ВюртембергВеймарская республика — 20 сентября 1993Вайль-им-ШёнбухБаден-ВюртембергГермания) — немецкий лётчик-ас, считается наиболее результативным пилотом-истребителем за всю историю авиации. Позывной «Карайа 1». В ходе Второй мировой войны совершил 1404 боевых вылета, одержав 352 воздушные победы (из них 344 над советскими самолётами и 8 над американскими) в 802 воздушных боях. За небольшой рост и моложавый внешний вид получил от боевых товарищей прозвище «Bubi» (малыш, мальчонка). Будучи в довоенное время пилотом планёра, Хартманн вступил в ряды люфтваффе в 1940 году, а в 1942 году окончил курсы подготовки пилотов. Вскоре он был направлен на восточный фронт в 52-ю истребительную эскадру (нем. Jagdgeschwader 52), где попал под опеку опытных пилотов-истребителей Люфтваффе. Под их руководством Хартманн развивал свои навыки и тактику, что в конце концов 25 августа 1944 года принесло ему Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами, за 300-ю подтверждённую воздушную победу.

Свою 352-ю и последнюю победу в воздухе Эрих Хартманн совершил 8 мая 1945 года. Эрих и оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам, но были переданы Красной армии. Как военнопленный обвинённый в порче социалистического имущества (так как фактов о его причастности к военным преступлениям не было) и приговорённый к 25 годам заключения в лагерях строгого режима, Хартманн провёл в них 10 с половиной лет, до 1955 года. В 1956 году он присоединился к перестроенным Люфтваффе Западной Германии и стал первым командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен». В 1970 году он ушёл из армии, во многом из-за неприятия им американского истребителя Lockheed F-104 Starfighter, которым тогда укомплектовывались войска ФРГ, и постоянных конфликтов с вышестоящими начальниками. Умер Эрих Хартманн в 1993 году.

  •                                                                                     Рыжов В. А.