Конвой PQ-17

Арктический конвой PQ-17: трагедия и героизм в холодных водах Севера

Арктические конвои времен Второй мировой войны стали символом мужества и солидарности союзников в борьбе с нацистской Германией. Среди них PQ-17 навсегда вошел в историю как одна из самых трагических морских операций, ставшая результатом роковых решений британского Адмиралтейства.

Мировая обстановка и причины организации конвоя.

К лету 1942 года ситуация на восточном фронте стала критической для Советского Союза. После катастрофических поражений под Харьковом и в Крыму немецкие войска начали масштабное наступление на Сталинград и Кавказ. СССР остро нуждался в военных поставках от западных союзников — танках, самолетах, грузовиках, продовольствии и стратегических материалах.

Программа ленд-лиза предусматривала регулярные поставки, но требовались безопасные маршруты. Британия и США выбирали среди нескольких путей, среди которых северный маршрут через арктические воды от Исландии до Мурманска и Архангельска, был самым коротким, но и самым опасным. Корабли здесь подвергались не только атакам немецкой авиации и подводных лодок, но и суровым погодным условиям Заполярья.

Конвой PQ-17 сформировали в конце июня 1942 года. Он состоял из 35 торговых судов, груженных стратегическими материалами: 297 самолетов, 594 танка, 4246 автомобилей и более 150 тысяч тонн других грузов, включая боеприпасы и продовольствие. Общая стоимость грузов превышала 700 миллионов долларов по тогдашнему курсу.

-2

Для Германии уничтожение конвоя стало вопросом престижа: Гитлер требовал "перекрыть арктическую дорогу" любой ценой. Да и появление на Восточном театре военных действий такого количества техники сильно осложнило бы продвижение Вермахта.

Ключевые моменты операции.

Конвой отправился из исландского порта Хваль-фьорд 27 июня 1942 года. Его охраняли шесть эсминцев, четыре корвета, три тральщика, два зенитных судна и четыре вооруженных траулера. На значительном расстоянии его также прикрывали крейсера и эсминцы Соединения крейсерского прикрытия.

Первые дни путешествия прошли относительно спокойно. Немецкая разведка зафиксировала движение конвоя 1 июля, когда подводная лодка U-456 обнаружила караван судов. После этого за конвоем было установлено постоянное наблюдение.

-3

3 июля конвой подвергся первой воздушной атаке. Немецкие торпедоносцы Heinkel He 111 напали на корабли, но благодаря грамотным действиям эскорта все атаки были отбиты. В тот же день Адмиралтейство получило разведданные о выходе в море немецкого линкора "Тирпиц" и тяжелых крейсеров. Это был поворотный момент в судьбе конвоя.

-4

В 21:23 4 июля командующий операцией адмирал Дадли Паунд отдал роковой приказ: "Конвою рассеяться. Кораблям охранения отойти на запад". Этот приказ означал, что торговые суда должны были самостоятельно, без защиты, пробиваться к советским портам.

С 5 по 10 июля началась "кровавая жатва". Немецкие подлодки и самолёты методично уничтожали суда.

-5

 

Стратегические ошибки и противоречия

Решение о рассредоточении конвоя стало фатальным, оно привело к катастрофическим последствиям. Командиры кораблей эскорта получили противоречивые инструкции: с одной стороны, они должны были защищать конвой, с другой — им приказали отступать. В результате командир эскорта коммандер Джек Брум был вынужден подчиниться прямому приказу, оставив торговые суда без защиты.

Историки впоследствии выявили несколько критических просчетов:

  1. Разведка о выходе "Тирпица" оказалась ошибочной. Линкор на самом деле вышел в море только 5 июля и вскоре вернулся в базу, не приняв участия в операции.

  2. Адмиралтейство не учло, что разрозненные суда станут легкой добычей для немецких подводных лодок и авиации.

  3. Решение было принято без консультаций с командиром конвоя и эскорта, находившимися непосредственно на месте событий.

  4. Не были использованы воздушные силы дальнего действия для прикрытия конвоя с воздуха.

Капитан-лейтенант британского флота Стивен Рэскол позже писал: "Приказ о рассеянии конвоя PQ-17 стал самым позорным моментом в истории Королевского военно-морского флота. Мы отправили безоружные торговые суда на верную смерть".

Героизм участников конвоя

Оставшись без защиты, экипажи торговых судов проявили невероятное мужество. Многие капитаны принимали решение продолжать движение в одиночку, несмотря на смертельную опасность.

Капитан американского "Уинстон-Сейлема" Олав Тостенесен вспоминал:

"Когда мы получили приказ о рассредоточении, я собрал экипаж. Я сказал им: "Джентльмены, мы идем в Россию. Груз нужен нашим союзникам, и мы доставим его любой ценой". Никто не возражал. Все знали, на что идут".

Особенно показательна история лихтера "Чарльз Кэмпбелл" под командованием капитана Степана Белова. После атаки немецких бомбардировщиков на судне начался пожар, но экипаж сумел его потушить. Когда немецкая подводная лодка всплыла рядом и потребовала сдаться, Белов приказал открыть огонь из единственного имевшегося на борту орудия. Подлодка пришлось отойти.

Радист британского судна "Эмпайр Байрон" Говард Каррутерс оставил пронзительные воспоминания:

"Мы видели, как горели другие корабли. Ночью северное небо было красным от пожаров. Мы принимали SOS сигналы один за другим. Самым страшным был не страх смерти, а ощущение беспомощности. Мы знали, что помощи ждать неоткуда".

Американский моряк Джозеф Харрис с судна "Даниэль Морган", которое было потоплено 5 июля, провел более 70 часов в спасательной шлюпке в ледяной воде:

"Температура была около нуля. Многие умерли от переохлаждения в первую же ночь. Мы пели песни, чтобы не заснуть, потому что сон в такой холод означал смерть. Когда нас подобрало советское судно, из 27 человек в шлюпке живыми оставались только 15".

Итоги и выводы

Из 35 судов конвоя PQ-17 до порта назначения добрались только 11. Было потоплено 24 транспорта общим водоизмещением 142,500 тонн. Погибло более 150 моряков. Было утрачено около 430 танков, 210 самолетов, 3350 автомобилей и более 100 тысяч тонн других грузов.

Катастрофа конвоя PQ-17 привела к пересмотру стратегии арктических конвоев:

  1. Британское Адмиралтейство временно приостановило отправку конвоев до сентября 1942 года, пока не была разработана более эффективная система защиты.

  2. Последующие конвои получали усиленное воздушное прикрытие, включая авианосцы сопровождения.

  3. Были улучшены системы связи и координации между кораблями конвоя и эскорта.

  4. Советский Союз начал активнее задействовать свои корабли и авиацию для встречи и сопровождения конвоев в восточной части маршрута.

  5. Была разработана детальная система действий на случай появления крупных надводных кораблей противника.

Черчилль позднее назвал историю PQ-17 "одним из самых печальных эпизодов войны". Адмирал Паунд, отдавший роковой приказ, никогда публично не признал своей ошибки, хотя в частной беседе с морским министром А.В. Александером сказал: "Это решение будет преследовать меня до конца моих дней".

адмирал Дадли Паунд

адмирал Дадли Паунд

Для Советского Союза потеря такого значительного количества военных грузов в критический момент Сталинградской битвы стала серьезным ударом. Однако трагедия PQ-17 не разрушила союзнические отношения. Наоборот, она продемонстрировала необходимость более тесного сотрудничества в борьбе с общим врагом.

Союзники создали единый штаб для управления конвоями для улучшения взаимодействия. Кроме того им пришлось увеличить число кораблей сопровождения и авиаприкрытие. Больше внимания стали уделять противодействию немецкой разведке, британская дезинформация стала более тонкой и продуманной.

Заключение.

История конвоя PQ-17 — символ стратегических просчетов военного командования и невероятного мужества рядовых моряков, готовых жертвовать своими жизнями ради победы над фашизмом. В годы холодной войны этот эпизод часто забывался или искажался в угоду политической конъюнктуре, но сегодня он служит напоминанием о цене союзнического долга и героизме людей, противостоявших нацистской угрозе в суровых водах Арктики.

-7